ВВЕДЕНИЕ
«Подвигом всей своей деятельности Александр Матвеевич Пешковский показал ориентиры в науке не скупым языком терминов и надуманными концепциями, а непосредственным экспериментом и гениальной интуицией словесного «материалиста», не мыслившего себя без творчества. Именно оно как наивысшая степень интеллектуально-духовного прозрения способствовало самовыражению А.М. Пешковского.
Этот завет он оставил потомкам».
Никитин О.В.
Актуальность темы: Исследование жизни и творчества А.М. Пешковского имеет большое значение для понимания развития лингвистики в России и за её пределами. Его вклад в теорию языка и методы лингвистического исследования остаются актуальными и по сей день, что делает изучение его работ важным для студентов, преподавателей и исследователей.
Проблема: Несмотря на значимость вклада А.М. Пешковского, его работы часто остаются в тени более известных лингвистов. Необходимость систематизации и популяризации его идей и достижений является основной проблемой данного проекта.
Цель: Целью данного проекта является исследование научного наследия А.М. Пешковского, его влияния на развитие лингвистики и формирование современных языковых теорий.
Задачи:
1. Изучить биографию А.М. Пешковского и его научный путь.
2. Проанализировать основные работы учёного и выделить ключевые идеи.
3. Определить влияние Пешковского на развитие лингвистической науки.
4. Подготовить презентацию для популяризации его идей среди студентов и преподавателей.
Гипотеза: Работы А.М. Пешковского, несмотря на их недостаточную известность, содержат уникальные идеи, которые могут значительно обогатить современные лингвистические исследования и образовательные практики.
Методы исследования: Интернет-сёрфинг, анализ полученной информации, книги, опрос.
ГЛАВА 1
Биография Александр Матвеевича Пешковского
Жизнь и деятельность
Александр Матвеевич Пешковский – лингвист, языковед, один из пионеров изучения русского синтаксиса, представитель формально-грамматической школы, специалист в области теории грамматики и методики ее преподавания, профессор Первого и Второго Московских университетов.
Александр Матвеевич Пешковский родился в еврейской купеческой семье 23 августа 1878 года в Томске. Когда он был ребёнком, семья приняла лютеранство. В 1889 году семья переехала в Ялту. Окончил ялтинскую Александровскую прогимназию, потом в 1897 году с золотой медалью Феодосийскую мужскую гимназию. Познакомился в юности с Максимилианом Волошиным (с которым учился в одном классе гимназии) и дружил с ним многие годы.
После окончании школы поступил в Московский университет и учился на естественном и на историко-филологическом факультетах, откуда дважды был уволен за участие в студенческих волнениях, после чего был вынужден продолжать учебу уже за границей в Берлинском университете. В 1901 году после возращения в Россию, решает вновь поступить в Московский университет, уже на историко-филологический факультет. Однако спустя год, за участие в революционном движении студентов вновь был уволен из университета и на этот раз подвергнут наказанию в виде шестимесячного тюремного заключения, после отбывания срока, А, М. Пешковский возобновил занятия в университете и в 1906 г окончил историко филологический факультет. Своими учителями считал Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского.
Александр Матвеевич преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях и был не удовлетворён уровнем преподавания русского языка, что заставило его написать собственный учебник для гимназистов «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание вышло в 1914 году и было отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное издание вышло в 1928 году). Увидела свет и другая его остро критическая работа под названием «Школьная и научная грамматика». Оба труда вышли в 1914 году. Уже с этого времени проявился интерес автора к методам преподавания грамматической науки. В 1914 году Пешковский работает преподавателем на Высших педагогических курсах имени Д. И. Тихомирова. С 1918 по 1921 года: трудится профессором на кафедре сравнительного языковедения во вновь организованном тогда университете, в бывшем в Екатеринославе, в настоящее время Днепропетровск. В это же время Александр Матвеевич так же преподает в других университетах Екатеринослава. После революции, вернувшись в Москву, назначен на должность профессора в Московский государственный университет (МГУ). В этот период начинается наиболее энергичная борьба с заблуждениями в области русской грамматики, В 1922г. вышел большой учебник, состоящий из 3-х частей, «Наш язык». В 1925 году выходит в свет труд ученого «Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика». В 1928 году в докладе «Европейская пунктуация и ее недостатки» профессор дал анализ пунктуации европейских языков и показал себя экспертом в области европейской лингвистической практики. В 1928 году переиздана в третий раз книга «Русский синтаксис в научном освещении», значительно переработанная автором, выражающая новую более совершенную научную концепцию лингвиста. «Русский синтаксис в научном освещении» в этом издании является ценным вкладом в науку о русском языке. В 1928 году кандидатура ученого выдвинута на избрание действительным членом Академии наук СССР.
В 1929 году профессор участвовал в заседании в честь 25-летия дня основания Московской диалектологической комиссии. В 1930 году выходит труд «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики».
27 марта 1933 года на 55 году жизни Александр Матвеевич Пешковский скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Последние годы жизни языковед был профессором Редакционно-издательского института и Московского государственного педагогического института имени Владимира Ильича Ленина.
Главные труды
«Русский синтаксис в научном освещении» (1914 год) А. М. Пешковского — классическая работа по теории общей и русской грамматики, которая в течение многих лет является настольной книгой для лингвистов различных школ и направлений. Книга родилась в результате восьмилетней учительской работы, из желания познакомить своих 14-15-летних учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и исследует, приводя множество придуманных им остроумных и занимательных лингвистических экспериментов.
В книге детально рассмотрена актуальная и поныне проблема связочных элементов сказуемого, впервые эксплицитно установлена нулевая связка, проведено её отграничение от нулевой формы глагола существования быть.
Также Пешковский первым предпринял опыт установления грамматических критериев, позволяющих разграничить сочинительные и подчинительные отношения, впервые теоретическое освещение получило бессоюзное сложное предложение, при этом были охарактеризованы грамматические функции интонации.
Издание представляет интерес для широкого круга филологов: научных работников, специализирующихся в области общего языкознания, грамматики и семантики русского языка, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов-старшекурсников.
«Школьная и научная грамматика» (1914 год)
В ней автор предлагает опыт применения научно-грамматических принципов к школьной практике.
«Синтаксис в школе» (1915 год)
Александр Матвеевич активно занимался вопросами преподавания синтаксиса в школьном курсе русского языка. Он разрабатывал методические подходы, акцентируя внимание на важности понимания синтаксических структур для грамотного общения и письма. Его работы помогли сформировать более системный подход к изучению синтаксиса в образовательных учреждениях.
«Наш язык» (1922-1927 года)
В своих трудах Пешковский исследовал особенности русского языка как системы, подчеркивая его богатство и выразительность. Он рассматривал язык не только как средство коммуникации, но и как отражение культуры и истории народа. Пешковский акцентировал внимание на динамичности языка и его способности адаптироваться к изменениям в обществе.
«Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика» (1925 год)
Сборник статей Александра Пешковского, посвящённый вопросам методики русского языка, русской грамматики, стилистики и поэтики.
В этих работах автор выступал за обновление содержания и методических путей преподавания русского языка в советской школе.
«Стихи и проза с лингвистической точки зрения» (1925 год)
Пешковский анализировал поэзию и прозу с точки зрения языковых особенностей, рассматривая, как различные стилистические приемы влияют на восприятие текста. Он исследовал лексические и синтаксические элементы, используемые авторами, а также их роль в создании художественного эффекта. Его работы помогают глубже понять связь между языком и литературным искусством.
«Десять тысяч звуков (Опыт звуковой характеристики русского языка как основы для эвфонических исследований)» (1925 год)
В этом исследовании автор сосредоточился на звуковых характеристиках русского языка, изучая фонетические аспекты и их влияние на эстетику языка. Он анализировал, как различные звуковые комбинации создают мелодичность и ритм речи, что является важным для понимания эвфонии — гармонии звуков в языке. Этот аспект его работы открывает новые горизонты для исследований в области фонетики и стилистики.
«Принципы и приёмы стилистического анализа и оценки художественной прозы» (1927 год)
Автор разработал методы стилистического анализа, которые позволяют выявить уникальные черты художественного текста.
Он исследовал риторические приемы, средства выразительности и их влияние на читательское восприятие. Эти методы остаются актуальными для анализа литературных произведений и помогают оценить их художественную ценность.
«Интонация и грамматика» (1928 год)
Статья, в которой Александр Матвеевич доказывал фундаментальную роль интонации для описания русского синтаксиса.Он исследовал, как интонационные конструкции влияют на понимание предложений и их смысловую нагрузку. В его работах подчеркивается, что интонация является важным элементом грамматической структуры, который может изменять значение высказывания и придавать ему эмоциональную окраску.
«Европейская пунктуация и ее недостатки» (1928 год)
Доклад, в котором профессор дал анализ пунктуации европейских языков и показал себя экспертом в области европейской лингвистической практики.
«Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики»(1930 год)
Сборник, выпущенный в 1930 году, который посвящён проблемам преподавания родного языка, лингвистики и стилистики.
В нём, в частности, рассматриваются вопросы грамматики в новой школе, навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных, вопросы изучения языка в семилетке, как вести занятия по синтаксису и стилистике в школах взрослых, цели и методы учёта орфографических ошибок и другие.
Некоторые идеи, которые он изложил в своей статье «Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных» и которые актуальны и сегодня:
обучение правописанию невозможно без обучения грамматике, различие языковой компетенции учителя и ученика, важность выразительного чтения и методик, обучающих пониманию текста.
Орфографический словарь для начальной и средней школы, составление которого было начато Александром Матвеевичем Пешковским, был закончен Д.Н. Ушаковым в 1934 году.
Вклад в науку
Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в истории русской лингвистики. Её автор, А. М. Пешковский, был не академическим учёным, а преподавателем, который стремился сделать свой предмет более доступным для широкой аудитории.
В книге можно найти и научные рассуждения, и публицистические отступления, которые делают её интересной и понятной для любого читателя.
Современные лингвисты также высоко ценят эту книгу. Пешковский не нашёл ответов на многие вопросы у своих коллег-учёных, особенно у представителей консервативной школы Ф. И. Буслаева. Поэтому он часто выступал как первооткрыватель и находил оригинальные решения сложных проблем русского синтаксиса. Хотя его язык иногда кажется простым и ненаучным, его идеи были глубокими и проницательными.
На концепцию Пешковского повлияли взгляды А. А. Шахматова. Также можно заметить сходство между концепцией Пешковского и фундаментальными идеями Л. Теньера, которые появились несколько десятилетий спустя.
Одна из основных идей Пешковского — это представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, которые выражаются синтаксическими конструкциями. Это отличает его подход от простого формального описания этих конструкций.
Пешковский был одним из первых, кто использовал «древесное» представление синтаксической структуры в виде дерева зависимостей. Он также широко применял лингвистический эксперимент и использовал «отрицательный» языковой материал.
Пешковский считается одним из первооткрывателей области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, которые играют важную роль в русском языке. Эти конструкции были глубоко исследованы только в последней трети XX века.
Кроме того, Пешковский был одним из первых, кто изучал русскую интонацию. В своих работах он доказывал её фундаментальную роль для описания русского синтаксиса. Он показал, что интонация может быть грамматическим средством там, где предлоги, окончания и порядок слов не справляются с этой задачей.
1.4 Критика трудов Александра Матвеевича Пешковского
Ряд критиков (Л.В. Щерба, А.А. Шахматов. В.В. Виноградов) считает, что труды А. М. Пешковского вносят ценный вклад в науку о русском языке. Вместе с тем некоторые из этих критиков (В.В. Виноградов и другие) в то же время утверждают, что научный труд А.М. Пешковского — это неудачный синтез учений Потебни, Фортунатова, Шахматова и других лингвистов.
В ней В. В. Виноградов подвергает критике ряд ошибочных положений Пешковского, очень мало говорит о положительных сторонах его деятельности и в результате приходит к следующему выводу: «Несмотря на множество конкретных тонких синтаксических наблюдений в области современного русского литературного языка, содержащихся в «Синтаксисе» А. М. Пешковского и в отдельных его статьях, несмотря на большой талант и глубокое языковое чутье этого ученого, лингвистические труды А. М. Пешковского не только не соответствуют, но и существенно противоречат методологическим установкам и требованиям советского языкознания».
Данная оценка наследства А. М. Пешковского является слишком суровой. Согласиться с ней — значит отвергнуть всю важность и значимость этого наследства. Профессор Л. А. Булаховский в своей рецензии на книги Пешковского высоко оценивает труды Пешковского: «Книга Пешковского — выдающееся явление в русской литературе по синтаксису. И по богатству привлеченного к исследованию литературного материала, и по тонкости анализа, и по живости. часто увлекательности, изложения она имеет право на исключительное внимание» [Булаховский, 1915].
Профессор Д. Н. Ушаков оценил труды Пешковского так: «Не боясь заслужить упрек в преувеличении, можно сказать, что перед нами — выдающееся явление в области учебной литературы по русской грамматике... «Синтаксис Пешковского в общем чрезвычайно ценный опыт перестройки школьного синтаксиса на научных основах.
Оздоровление дела преподавания грамматики в школе совершится некогда через подобные книги». [Ушаков, 1915]
А. А. Шахматов в своей книге «Синтаксис русского языка» дает сжатые сведения о литературе предмета и при этом замечает: «Совершенно особое место среди исследований по русскому синтаксису принадлежит замечательной книге А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» ... Автор назвал свой труд популярным очерком.
Но я обращаю на него ваше внимание как на ценнейшее научное пособие; автор с удивительным талантом развил основные положения, добытые предшествовавшими исследователями, а прежде всего Потебней, но вместе с тем внес в науку много нового и самостоятельного». [Шахматов, 1941] Академик Шахматов также очень высоко ценил труд Пешковского.
Таким образом, в дореволюционной научной критике труды Пешковского получили большей частью положительное признание.
ГЛАВА 2
Практическая часть. Опрос среди студентов
2.1 Суть опроса
Опрос проводится с целью изучения мнения студентов о языковеде Александре Матвеевиче Пешковским. Были опрошены студенты «Московского Городского Колледжа» в возрасте от 17 до 20 лет.
2.2 Результаты опроса
1. Знаком ли Вам языковед Александр Матвеевич Пешковский?
Да 5 человек
Нет 20 человек
2. Знакомы ли Вы с работами Пешковского?
Да 5 человек
Нет 5 человек
Хочу узнать 15 человек
3. Как Вы узнали о Александре Пешковском?
Из книг или статей 1 человек
В колледже 5 человек
В Интернете 15 человек
Только собираюсь узнать 4 человека
4. Какую из тем, исследуемых Пешковским, Вы считаете наиболее интересной?
Синтаксис 5 человек
Интонация и грамматика 5 человек
Стилистический анализ 5 человек
Звуковая характеристика языка 10 человек
5. Как вы оцениваете вклад Пешковского в методику преподавания русского языка?
Очень значительный 8 человек
Значительный 4 человека
Умеренный 3 человека
Незначительный 0 человек
Не знаю/не уверен(а) 10 человек
6. Какие аспекты языка вам хотелось бы изучить глубже, основываясь на работах Пешковского?
Синтаксис 4 человека
Интонация 12 человек
Стилистика 3 человека
Фонетика 6 человек
Для наглядности, результаты можно посмотреть в диаграмме. (Приложение 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать что Александр Матвеевич Пешковский — выдающийся учёный-лингвист, который жил в первой трети XX века. Он стал одним из основателей структурной лингвистики. Лингвист выступал против «звукоедства», то есть увлечения только звуковой стороной языка, но и не отрицал её важность. Он считал это положение основным как в теории, так и в методике. А. М. Пешковский представлял собой переход от классического языкознания к структурной лингвистике. Он подчёркивал необходимость изучения языка как целостной системы, в которой внешняя и внутренняя стороны неразрывно связаны.
В ходе исследования были изучены основные этапы жизни языковеда, проанализированы его ключевые труды и их влияние на науку.
Подвигом всей своей деятельности Александр Матвеевич Пешковский показал ориентиры в науке не скупым языком терминов и надуманными концепциями, а непосредственным экспериментом и гениальной интуицией словесного «материалиста», не мыслившего себя без творчества. Именно оно как наивысшая степень интеллектуально-духовного прозрения способствовало самовыражению А, М. Пешковского. Этот завет он оставил потомкам. Среди них были и поэты - его ученики. Один из литераторов, В. Г. Шершеневич. посвятил А. М. Пешковскому раздел «Ломать грамматику» в своей книге «2х2=5. Листы имажиниста». Филологические эксперименты А. М. Пешковского будут вдохновлять впредь на новые открытия.
Также проведя опрос, было выяснено, что студенты проявляют большой интерес к изучению русского языка и к трудам учёных-лингвистов, которые внесли значительный вклад в развитие нашего родного языка. Работы этих исследователей являются важными достижениями в области лингвистики, и студенты хотят узнать больше о них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пешковский,_Александр_Матвеевич
https://kratkoebio.ru/alexander-peshkovsky/
https://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-aleksandra-matveevicha-peshkovskogo-11-23-08-1878-27-03-1933/
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Пешковский,_Александр_Матвеевич
https://bookmix.ru/bookauthor.phtml?sortby=abc&cid=-1&kauthor=%C0.%20%CC.%20%CF%E5%F8%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9&ysclid=m47e7f34nf923546426
https://www.livelib.ru/author/154300/top-aleksandr-peshkovskij?ysclid=m45yxvh853576255826
http://elib.old.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=belov_peshkovsky--lingvist--metodist_1958
https://pitbikecross.ru/transmission/peshkovskii-aleksandr-matveevich-biografiya-starshee/
Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 7-е. М., 1956.
Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист. М., 1958. С. 12.
ПРИЛОЖЕНИЕ