Введение
Судьба одного поколения людей не похожа на жизнь другого, но эпохи, разделенные друг от друга пространством времени, десятками лет, объединяются общими заботами и проблемами. Одним из таких глобальных вопросов, которые волновали человечество во все времена является вопрос о войне и мире. История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем то, которое пришлось вести нашему народу с фашистскими агрессорами в войне 1941-1945 годов, когда решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран. Чем дальше мы от нее, тем больше осознаем величие народного подвига и страшную цену победы. Вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу1.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей, важно помнить о героизме и мужестве солдат. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его мысли, чувства и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы. И сейчас в преддверии 70-ой годовщины Великой Победы тема войны особенно актуальна, потому что до сих пор на нашей планете звучат выстрелы и взрывы, гибнут мирные жители.
Поэтому цель данной работы: проследить развитие темы подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- дать краткий обзор жизни и творчества ставропольских поэтов военного поколения, показать связь их жизни и творчества;
- раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений ставропольских поэтов о Великой Отечественной войне;
- проанализировать произведения о войне;
- показать значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине;
- составить сборник стихотворений ставропольских поэтов о Великой Отечественной войне.
Объект исследования: произведения
Предмет исследования: проявление подвига и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях Ю. Бондарева и А.Фадеева.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как: метод сбора информации (изучение монографических публикаций и статей), методы анализа, синтеза, группировки.
Глава 1. Обзор жизни и творчества поэтов военного поколения
1.1 Жизнь и творческий путь Ю.В.Бондарев |
Ю́рий Васи́льевич Бо́ндарев (15 марта 1924, Орск — 29 марта 2020, Москва) — русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении СП СССР и СП РСФСР, с 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. С 1990 по 1994 год — председатель Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Герой Социалистического Труда (1984). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975) и Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области литературы и искусства (2014). Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004). Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье участника Первой мировой войны, народного следователя, адвоката и административного работника Бондарева Василия Васильевича (1896—1988) и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). В 1931 году они переехали в Москву. Учился в 516-й средней школе. Детство и послевоенные годы прошли в Замоскворечье. етом 1941 года комсомолец Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смолеском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, был направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в Актюбинск
В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград Ю. Бондарев был зачислен командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й Стрелковой дивизии . В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Вороженского Фронта . Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир также был ранен и попал в полевой госпиталь
За уничтожение в районе села Боромля Сумской облости трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью за «Отвагу», за подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу».
Имя Бондарева в списке выпускников Оренбургского высшего зенитного ракетного училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда
С января 1944 года воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакии. С 1944 года член ВКП(б)
В октябре был направлен в Чкаловское артерильное училище, после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта
1.2 Александр Александрович Фадеев
Алекса́ндр Алекса́ндрович Фаде́ев (партийный псевдоним — Булыга; 11 [24] декабря 1901, Кимры — 13 мая 1956, Переделкино) — русский, советский писатель и общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии l степени (1946). Кавалер двух орденов Ленина (1939, 1951). Член ВКП(б) (1918—1956). Член ЦК ВКП(б) (1939—1956). Лауреат премии Ленинского комсомола (1970 — посмертно). В 1946—1954 годах — генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР. Своё первое серьёзное произведение — повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922—1923 годах. В 1925—1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание.
«Такого успеха, который выпал на долю „Разгрома“, не имело ни одно произведение советской литературы 1920-х годов, — отмечал исследователь творчества писателя Степан Иванович Шешуков. — „Острая классовая борьба на литературном фронте“, раздуваемая рапповцами , вдруг нашла примирение в оценке остроклассового „Разгрома“, и самые ярые противники заговорили одним, общим языком» .
Первую положительную рецензию о романе и творчестве писателя в целом дал Г. Лелевич («Молодая гвардия», 1926, № 4). Редакция журнала «На литературном посту» поднимала роман как знамя победы пролетарской литературы. Высоко оценили роман и в противоположном лагере «попутчиков», в группе «Перевал» во главе с критиком и редактором журнала «Красная новь» А.Воронсим. Профессиональные рецензии на роман дали люди, которых рапповцы называли «буржуазными перерожденцами», «ликвидаторами», «капитулянтами», «оппортунистами». А. Воронский в позднейшей статье о творчестве Фадеева написал: «Этот роман написан молодым, одарённым пролетарским писателем и совсем не по обычному трафарету, по какому пишутся пролетарскими писателями десятки и сотни повестей и романов. И чем решительнее пролетарская литература пойдёт по этом новому для себя пути, тем скорее она завоюет себе „гегемонию“ органическими, а не механическими средствами».
М. Горький с 1927 года спрашивает своих корреспондентов в письмах, читали ли они «Разгром», и советует непременно прочесть. В письме ответственному секретарю издательства «Круг» Александру Николаевичу Тихонову от 1 августа 1927 года он советует привлекать больше молодёжи — такой, как автор «Разгрома» Фадеев, «человек, несомненно, талантливый».
Получив такое признание, Фадеев приобрёл авторитет, позволивший ему стать видным литературным руководителем и общественным деятелем, одним из лидеров РАППа. Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. В 1926—1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.
В Союзе советских писателей:
1932 году входил в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП;
26 января—10 февраля 1934 года делегат
1934—1939 — заместитель председателя оргкомитета;
1939—1944 — секретарь;
1946—1954 — генеральный секретарь и председатель правления;
1954—1956 — секретарь правления.
Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939—1956); на ХХ в сьезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС ССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.
Полковник (1942), бригадный комиссар (1941).
В 1942—1944 годах Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала Октябрь и входил в его редколлегию.
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие произведений о Великой Отечественной войне.
2.1. Героизм и стойкость защитников Родины в произведениях «Горячий снег»
В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных еще в его первых повестях — “Батальоны просят огня” и “Последние залпы”. Эти три книги о войне — целостный и развивающийся мир, достигший в “Горячем снеге” наибольшей полноты и образной силы.
События романа “Горячий снег” разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
2.2 Героизм и стойкость защитников Родины в произведениях А.Фадеева
В сентябре 1942 года в оккупированном фашистами городе Краснодоне (Луганская область на Украине) несколько молодежных подпольных организаций объединились в «Молодую гвардию». Это Донбасс, угольные шахты, а уголь — стратегическое сырье для промышленности, в том числе и для военной. Неудивительно, что гитлеровские войска, захватив Донбасс, заставили местных жителей по-прежнему добывать уголь, но уже для нужд немецкой армии.
В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»
Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.
Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьёзным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году. В рамках исследования не входит анализ художественных и исторически правильно выверенных фактов, поэтому надо сказать, что книга произвела потрясающее впечатление. Люди ещё не смогли отойти от ран и скорби страшной войны. Известно, например, что многие писатели, которые сами воевали, только через десять лет смогли приступить к настоящей правде войны. Речь идёт о «лейтенантской прозе», которую открыли читателям В Воробьёв, Н.Некрасов и другие. А. Фадеев смог написать о героизме и подвиге простых мальчиков и девочек сразу, по следам событий, когда очевидцы в основном были живы, чем и интересен.
Заключение
В настоящее время люди живут с тревожным ощущением нарастающей военной угрозы, потому что до сих пор на планете жизнь мирных людей нарушают боевые действия, на которых строится внешняя политика некоторых стран. Мы, россияне, не слышим сейчас гула самолетов с фашистскими крестами на крыльях, люди не бегут в бомбоубежища, не стоят ночи напролет за четвертушкой черного военного хлеба. Но страшные дни 1941-1945 годов навсегда останутся в памяти людей, переживших то время. Тех, кто выжил в той страшной войне, кто отдал свою молодость, здоровье, рисковал жизнью ради нас, живущих теперь в свободной стране. А литература, посвященная памяти страшной войны, имеющая огромный нравственный потенциал, должна нам напоминать о подвиге и героизме советского народа в Великой Отечественной войне, о значимости борьбы и победы над фашистскими захватчиками.
На могиле неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости, высокой нравственности на примере отцов и дедов, закаленных испытаниями военных лет, воспитывают чувство долга и ответственности за судьбу Родины.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фадеев,_Александр_Александрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бондарев,_Юрий_Васильевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович
https://dzen.ru/a/ZMUZD_vciD8Z6aoo
https://triptonkosti.ru/4-kartinki/kartinki-knigi-molodaya-gvardiya.html
Приложение
Иллюстрации к рассказу «Молодая гвардия»
Иллюстрация к рассказу «горячий снег»
Иллюстрация к рассказу «горячий снег»