Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории

Зямбаева Е.И. 1
1МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко»
Захарова И.В. 1
1МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека русской поэзии XX века им. В. Сербского была организована на базе личного книжного собрания Виктора Сербского по решению № 776 исполкома Братского городского Совета народных депутатов от 12.12.91 г. Директором был назначен Виктор Соломонович Сербский. Уже описано свыше 20 тысяч книг. Всего в коллекции примерно 40 тысяч книг. В библиотеке представлены книги с уникальными автографами авторов, выставки редких старинных книг, коллекция миниатюрных изданий, прижизненные издания известных поэтов.

Повышенный интерес современного общества к техническим новинкам (разнообразные гаджеты, Интернет) делают книгу - проверенный столетиями источник знаний – старомодной и невостребованной школьниками. Разнообразные источники констатируют падение читательского интереса.

Цели проекта:

  1. Способствовать формированию и развитию читательской грамотности. Участники web-квеста, используя ИК – технологии, покажут значимость книги и чтения в современном мире.

  2. Развивать познавательные потребности и исследовательских способности путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов.

Задачи проекта:

  • Создание условий для творческой самореализации учащихся.

  • Формирование умения получать и отбирать нужную информацию.

  • Воспитание у подрастающего поколения культуры чтения, привития любви к литературе

  • Внедрение инновационных форм в работу библиотеки.

Ожидаемый результат работы:

  1. Комплексное изучение проблемы падения интереса к чтению и книге как источнику знаний.

  2. Осмысленное, внимательное чтение литературного источника.

  3. Творческое подход к оформлению задания, выявление талантов и способностей обучающихся.

  4. Получение умений и навыков:

  • самообучения и самоорганизации;

  • работы в группе (взаимопомощь, взаимоконтроль);

  • использования информационных технологий для поиска информации;

  • работа с ИК-технологиями: создание и работа с презентациями, интерактивными заданиями, страницами web-сайта.

Этапы работы над проектом.

п/п

Мероприятия/этапы работы

Сроки выполнения

Исполнители

Выбор идеи/темы квеста

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.

Октябрь 2022 г.

Участники проекта,

кураторы команды

Встреча с куратором

Посещение библиотеки имени В.С. Сербского. Беседа с заведующей библиотекой - Сербской Екатериной Викторовной.

Ноябрь 2022

Участники проекта,

кураторы команды

Разработка концепции игры, легенды

Знакомство с творчеством В.С. Сербского. Определение тематики заданий web-квеста.

Ноябрь 2022

Участники проекта,

кураторы команды

Написание сценария, подготовка заданий

Знакомство с ключевыми моментами по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.

Декабрь 2022

Участники проекта,

кураторы команды

Распределение ответственности за маршрут внутри инициативной группы

Распределяются роли в команде. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы или, наоборот, «попробовать себя» в непривычной амплуа. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Декабрь 2022

Участники проекта,

кураторы команды

Составление и окончательная редакция общей карты игры

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Январь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Оформление web-квеста

Оформление сайта в соответствии с выбранной темой

Январь 2023

Участники проекта,

кураторы команды

Проведение игры

Проведение тематического web-квеста среди учащихся школы

Февраль 2023

Участники проекта,

кураторы команды

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Братская Земля – обширная земля. Расположенная в среднем Приангарье, раскинулась она по реке Ангаре на сотни километров от Чистого – поселка лесников, до Усть-Илимска.

В центре всей этой таежной округи стоит, как маяк, город Братск. В конце 50-х годов строящаяся Братская ГЭС притягивала к себе, как магнит, молодежь со всех концов нашей страны. В это время в наш город приезжало большое количество интересных и известных людей. Каждый хотел собственными глазами увидеть великую комсомольскую стройку.

Во времена строительства ГЭС В. С. Сербский впервые оказался в Братске. Возвращаясь из Японии, он заехал к своим друзьям. В Братск уехали они на строительство ГЭС, были и те, с кем учился. Тогда Виктор Соломонович даже не думал, что когда-нибудь здесь останется. В это время он жил в Норильске, работал на механическом заводе.

«Вместе с женой, двумя детьми – Володей и Женей, и тысячами книг переехал в 1967 году в легендарный Братск». «Переехал, потому что ГЭС. Я «Успел свой винтик в стройку закрутить», за что получил две медали: «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд». За эти две получит третью – «Ветеран труда», и «трудовую пенсию».

В течение 50 лет, Сербский занимался своим любимым делом. В нашем городе, на улице Приморской дом 49, над входом в подъезд, обычного пятиэтажного дома можно увидеть вывеску с надписью: «Народная поэтическая библиотека». 

Это единственная в мире библиотека русской поэзии ХХ века, которой присвоено имя её создателя, крупнейшего Сибирского библиофила, ещё при его жизни.

Виктор Соломонович много лет мечтал видеть свою библиотеку публичной. Прежде чем сбылась его мечта, коллекционеру пришлось не раз обращаться к чиновникам городской администрации со своим предложением. Но найти единомышленников в городе Братске в то время было трудно. Мало кто понимал всю ценность этой коллекции. От отчаяния Сербский чуть было не продал свою библиотеку американцам, которые предлагали за неё огромные деньги. И только в 1992 году при поддержке главы городской администрации его библиотека была признана и подарена городу.

С первых минут знакомства с библиотекой читатель погружается в её поэтическую атмосферу. Самое большое впечатление производят многочисленные стеллажи, все заставленные книжками. В центре читального зала стоит большой стол. Вся обстановка располагает к общению с книгами. Здесь тихо и уютно.

Можно почувствовать присутствие известных поэтов и писателей, чьи взгляды внимательно следят за посетителями с многочисленных портретов, висящих на стенах.

Хозяин радовался каждому гостю библиотеки, был всегда готов помочь найти необходимую литературу.

Возьми любую книгу и у каждой своя судьба…

Есть такие, которые не найдёшь даже в главных книгохранилищах страны. В дом Виктора Соломоновича слетаются тысячи маленьких и больших книжек: от их авторов, от знакомых и просто заинтересованных людей, любящих поэзию и историю своей страны. Есть книги, которыми особо дорожил.

Это издания с личными автографами авторов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Всего таких книг насчитывается примерно семь тысяч. Особенность этих автографов в том, что Виктор Соломонович старался получить при личной встрече. Эта поэтические и прозаические, серьёзные и шутливые подписи, с рисунками и шаржами. Каждый автограф имеет свою историю, напоминает о встречах с интересными, известными людьми, о которых охотно рассказывал сам библиофил своим читателям.

Кроме поэтического раздела особое место в коллекции занимают книги по истории России ХХ века, в том числе о ГУЛАГе и политических репрессиях: проза и поэзия бывших узников (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), мемуаров и даже есть неопубликованные рукописи воспоминаний.

У каждого заинтересованного читателя невольно появляется вопрос: почему тема «большого террора» так заинтересовала коллекционера. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории семьи Виктора Сербского. На этот вопрос помогает ответить книга Сербского «Беседа с портретами родителей», которой отводится особое место в коллекции библиофила. Лагерные дети – это особая боль. Сербский родился в лагере 1 мая 1933 г. В городе Верхнеуральск, Уральская область с малых лет прожил сиротой. Его родители были названы врагами народа, репрессированы и расстреляны. С 1937 года воспитывался в детских домах и всю жизнь искал следы своих родителей, добивался их реабилитации. Будучи взрослым, Виктор Соломонович нашёл их портреты и заговорил с ними, как с живыми, сдерживая горечь утраты, стараясь восстановить в своих стихах светлые образы близких ему людей, трагедию своей биографии.

После выхода книги В.С. Сербский стал получать отзывы и письма из всех уголков России, ближнего и дальнего Зарубежья.

Возможно, кто-то другой после всех испытаний, что пришлось пережить, затаил бы обиду, сломался душой. Но Виктор Соломонович пошёл другим путём, и об этом сказал другой наш земляк Геннадий Михасенко в стихотворении «Сербский».

В последние десятилетия ушедшего века тысячи россиян обрели доброе имя: Некоторые дожили до этого светлого дня, другим не суждено было пережить страшные годы «большого террора» в России. «Полную правду» этой истории можно узнать у тех, кто пережил гулаговские застенки, кто может судить о них не понаслышке…

Список огромен – около десяти тысяч поэтических сборников с автографами русских поэтов со всего света хранится в этой библиотеке! А всего с 1955 года Сербский собрал около пятидесяти тысяч поэтических сборников знаменитых и малоизвестных поэтов.

Евгений Евтушенко, который чаще других именитых поэтов был на связи с Виктором Соломоновичем, всегда охотно посещал поэтическую библиотеку Братска. Ещё очень давно Евгений Евтушенко впервые познакомился с поэтическим собранием Виктора Сербского. В тот раз он подписал библиофилу десятки книг и, прощаясь, сказал: «За верность поэзии тебе бы надо памятник поставить».

Виктор Соломонович очень дорожил книгами Анатолия Жигулина. Его книгам отведено особое место в библиотеке Сербского.

Но стоит рассказать, почему же именно этот поэт был так дорог Виктору Соломоновичу, что сближало этих людей. Оба писателя пострадали от сталинских репрессий: у Виктора Соломоновича они отняли родителей, отняли детство.

Городская литературная общественность уже несколько лет подряд пытается доказать местным законодателям, что Виктору Соломоновичу надо присвоить звание почётного гражданина Братска.

Между тем за пределами Братска поэта ценят высоко. Виктор Соломонович награждён премией имени Дмитрия Лихачёва «За достоинство». Это уже вторая награда члена Союза российских писателей и Всероссийского общества библиофилов: несколько лет тому назад было присвоено почётное звание «Интеллигент провинции Иркутской области». Сербский – член Союза российских писателей и Всероссийского общества библиофилов, член Международного общества пушкинистов.

В награду за то, что всю свою жизнь посвятил русскому слову, отечественной книге и российской поэзии, коллекция Виктора Соломоновича получила мировое признание. В 2001 году по итогам всероссийского конкурса за создание наиболее полной библиотеки поэзии на русском языке, братскому библиофилу присудили гранд Президента России. В 2005 году Виктор Соломонович стал одним из пяти лауреатов российской премии «за подвижничество». Торжественная церемония вручения престижной награды состоялась в декабре в Санкт-Петербурге.

В коллекции Виктора Соломоновича можно найти практически любую необходимую книгу. Его поэтическая библиотека стала поистине народной. Сюда идут школьники и студенты, старики и дети – все, кто любит поэзию.

Выпустил в свет около десяти сборников стихов и прозы, среди которых «Зачёт», «Переход через Ангару», «Озерлаг», поэма палиндромонов «На море роман».

Он был в числе первых, кто издал поэтический сборник за свой счёт. Но самая знаменитая – уже ранее упомянутая «Беседы с портретами родителей» – выходила в свет четырежды, оказалась самой востребованной в конце ХХ и начале ХХІ веков. По «Беседам» даже ставили спектакль. «Беседы» пишутся и сегодня. 

На заседаниях творческого клуба, который так и называется «У Сербского», находят своё признание не только известные Братску поэты и писатели, но и начинающие.

В июне 2013-го, в доме на улице Приморской, 49, открыта мемориальная доска в честь почётного гражданина Братска, библиофила, инженера, лауреата премии Фонда Дмитрия Лихачёва «За подвижничество» и премии «Интеллигент провинции».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

XXI век требует новых подходов к образова­нию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле дея­тельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

Сегодня Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.

Web-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Web -квест является наиболее сложным для его участников. Web -квест направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления.

Особенностью web-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Созданный web-квест «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории...» https://sites.google.com/view/ludeineinteresnixnet/главная-страница построен на основе современных информационных технологиях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний.

Web-квест предлагает пятидневное путешествие по творчеству Виктора Соломоновича Сербского.

Для участия в web-квесте участникам необходимо зарегистрировать свою команду из трех человек. Навигация осуществляеся с помощью плана, ссылки которого доступны в 10:00 в соответствующий день игры:

Первый день"Разминка"

Второй день"По страницам истории"

Третий день "В мире стихов"

Четвертый день"Интернет"

Пятый день"Дом поэзии"

Подведение итогов

Каждый игровой день содержит задание, инструкцию по выполнению и критерии оценивания (приложение 1-6).

Завершающим этапом квеста, в качестве рефлексии, участникам предлагается оставить отзыв, поделиться впечатлениями от пройденного путешествия по творчеству В.С. Сербского.

ВЫВОДЫ

Использование web-квестов вносит дополнительный вклад в модернизацию учебного процесса. Помимо того, что процесс такой деятельности расширяет кругозор учащихся, он еще способствует развитию ключевых компетенций – коммуникативной, социокультурной, а также медийной (без чего в наше время невозможна полноценная социализация индивида). Введение web-квестов в обучение заставляет взглянуть на учебный процесс по-новому, преодолеть устоявшиеся стереотипы в традиционной методике обучения, так как построены они на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях.

Ученикам необходимо осваивать средства новых информационных технологий - это современные средства и системы информационного обмена, позволяющие собирать, создавать, накапливать, обрабатывать, передавать информацию.

Работая с заданиями web-квеста, ребята самостоятельно пришли к выводу о высокой значимости книг (в том числе и цифровых) как источника знания и необходимости осмысленного чтения в современном мире. Это первый и необходимый этап в формировании и развитии читательской грамотности школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беседы с портретами родителей - Братск: Брат. гор. типография, 1993. - 78с.;

  2. Заросли судьбы/ Предисл. А. Кобенкова. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. - 176 с.;

  3. Переход через Ангару: Из записок провинциального библиофила. - Екатеринбург–Братск: Издание газеты «Штерн, 2004. - 90 с.;

  4. «Мир русской истории» Энциклопедический справочник. Российская таможенная академия С.Петербург филиал им. В.Б.Бобкова. Москва 1998г. 608с.;

  5. http://irkipedia.ru/content/serbskiy_viktor_solomonovich

  6. https://stihi.ru/avtor/serbsky

  7. https://45parallel.net/viktor_serbskiy/

  8. https://vk.com/biblserb

  9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -6

Просмотров работы: 2