Введение
Почему я выбрала эту тему? Одним из моих любимых русских поэтов является Михаил Юрьевич Лермонтов. Первое знакомство с таким великим поэтом, как М. Ю. Лермонтов произошло на уроках литературного чтения. М. Ю. Лермонтов – особый для меня поэт. Он учит нас дорожить своей Родиной, прививает любовь к родному краю; учит быть верным своим идеалам и в любых ситуациях оставаться Человеком. У каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы.
Познакомившись с его поэзией, я обратила внимание на то, что в его стихотворениях очень часто встречаются образы деревьев. Так появилась тема « Поэтическая семантика образов деревьев в лирике Лермонтова».
В своей работе я обратилась к образам деревьев. Дерево у русского человека всегда занимало особое место. У славян был миф о древе жизни, будто оно служило осью, центром всего мира и воплощало в себе всё мироздание. Оно упоминалось и в сказках, и в загадках, и в заговорах. Образ деревьев сохраняется и в стихотворениях русских поэтов. Для каждого из них – это не просто деревья. Это живые существа, это живые души, это символы родных мест, Родины в целом.
Целью данной работы является: изучение семантики образов деревьев в поэзии как отражения взаимоотношений человека и природы,
Задачи исследования:
-- Определить частотность употребления тех или иных деревьев в поэзии, выявить, с чем это связано;
- Выяснить, что символизируют в поэзии Лермонтова образы тех или иных деревьев.
Объект исследования :стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования: семантика образов деревьев
Методы исследования:
• изучение художественной и научно – популярной литературы;
• изучение информации сети интернет по заданной теме;
• систематизация и обобщение данных;
• анкетирование.
Гипотеза: изучение семантики поэтических образов помогает лучше понять произведение поэта.
Практическая значимость работы. Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества поэта.
Будучи природным символом, дерево во многих культурах стало знаменовать динамичный рост, природное умирание. Почтительное отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную силу, на его одушевлении. В волшебных сказках деревья защищают, исцеляют, исполняют желания. Восточные славяне многие деревья наделяли сверхъестественной силой и считали, что характер и будущее человека зависят от его связи с природой. Древние галлы (друиды) утверждали, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокие и групповые, деликатные и настойчивые, мощные и слабые.
Растения, трава, деревья, по преданиям древних славян, обладали сверхъестественной силой - как целительной, так и разрушительной. Например, береза, дуб, ель, яблоня, груша, вишня считались символами доброго начала; калина, рябина, осина - символами несчастья.
Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле.
Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы. Лермонтов с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.
Глава I. Семантика как важная единица значения слова.
СЕМАНТИКА, в широком смысле слова – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение и совокупность таких отношений . Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, – предметы, качества (или свойства), действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности. Термин «семантика» образован от греческого корня, связанного с идеей «обозначения» (ср. semantikos «обозначающий»). Семантика как раздел лингвистики отвечает на вопрос, каким образом человек, зная слова и грамматические правила какого-либо естественного языка, оказывается способным передать с их помощью самую разнообразную информацию о мире (в том числе и о собственном внутреннем мире). В качестве самостоятельной лингвистической дисциплины семантика выделилась сравнительно недавно, в конце 19 в.; сам термин «семантика» для обозначения раздела науки был впервые введен в 1883 французским лингвистом М.Бреалем, интересовавшимся историческим развитием языковых значений.
Глава 2 . Начала поиска. Поэзия М.Ю. Лермонтова
Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.
Творчество М. Ю. Лермонтова — творчество не только поэта, но и
человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека,
ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Именно поэтому
поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения
содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания,
особого «голоса» лирики. Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории не только отечественной, но и мировой культуры. Еще при жизни поэта В.Г. Белинский произнес пророческие слова о том, что имя Лермонтова «в литературе сделается народным именем, и гармоничные звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками ее о житейских заботах». Картины природы, возникающие под пером М.Ю. Лермонтова обладают особым свойством, которое можно назвать душой.
Основным источником для изучения стали стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. В течение нескольких недель я изучала биографию, читала многие стихи поэта. И выяснила, что русские поэты очень часто обращались к образам деревьев, так как Россия – страна лесов, «деревянная Русь». «Дерево соединяет глубину и высоту не только в пространстве, но и во времени, выступая как символ памяти о прошлом и надежды на будущее».
В «Частотном словаре языка М. Ю. Лермонтова», содержащем около
15 тысяч языковых единиц, можно выделить несколько тематических групп
лексики, обозначающей явления природы: деревья, животные, цветы, горы,
небесные светила и др. Проанализировав стихотворения поэта, я выяснила, что в список деревьев, появляющихся в стихотворных текстах поэта, вошло
20 наименований. Это верба (1), ветла(1), вишня (1), сирень (1), черешня (1),
ч ерёмуха (2), акация (4), липа (3), слива (3), рябина (3), кипарис (5), тополь (6).
Наиболее частотными в идиостиле Лермонтова являются такие наименования, как дуб (15), берёза (13), сосна (11), чинара (11), пальма (10).
Этот ряд показывает, что дубу и берёзе поэт уделяет больше внимания.
Рассмотрим семантику поэтического образа берёзы. Береза с зеленой кроной у поэта становится символом прекрасной девы, целительницы душевных ран. Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит…
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь…
(«1831-го июня 11 дня»)
В то же время осенние безлистные кроны берез воплощают неизбывную грусть и утраченные надежды:
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой…
(«1831-го июня 11 дня»)
В стихотворении «Блистая, пробегают облака» (1831 г.) перед нами разворачивается среднерусский осенний пейзаж: облака на голубом небе, крутой холм, на холме – старая берёза. Здесь поэт актуализирует семы «неизменность», «надвременность», «вечность». в стихотворении «Родина» (1841 г.) он первым в русской литературе «закрепил за берёзой общий смысл – одного из символов всей России. Именно в таком качестве, как русское дерево, и начинает восприниматься берёза по мере развития национального сознания»
Поэты первой половины XIX века, по наблюдению М.Н. Эпштейна, из
наименований деревьев в качестве образа эстетизации чаще всего выбирали
именно дуб. Дуб воспринимался ими как царь лесного царства, он «олицетворял собой высшую степень твёрдости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который выступает как образ жизненной мощи» . В идиостиле Лермонтова слово «дуб» самое частотное из наименований деревьев и в ряде стихотворений сопостовляется с образом героя-воина, воплощая вышеперечисленные его качества. Однако при этом образ могучего дерева участвует в художественном выражении мотива славной воинской смерти и причастности к вечной воинской славе. С образом дуба у Лермонтова тесно связан образ смерти. Это смерть героев, воинов. Поэтому сам образ приобретает символическое звучание, эксплицируя мотив «смерть воина». Можно предположить, что в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», где лирический герой мечтает уснуть под дубом, рисуется метафорический образ героической смерти и вечного бессмертия, что довольно традиционно для поэзии того времени. Ведь часто растущий на кладбищах дуб, демонстрируя неистощимость жизни, напоминает смертным о бессмертии. В образе берёзы актуализируются поэтом семы «стойкая − твёрдая», «вечная – неизменная», «родная – близкая». Слово-образ «дуб» воплощает мотив смерть воина», актуализируя семы «великий» и «бессмертный».
Таким образом, лирические произведения, а в частности стихотворения о природе, выражают чувства, переживания героя. Они помогают сформировать правильное отношение к родной природе, родным местам и Родине в целом.
Заключение
Результаты иследования:
проанализированы некоторые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова,:
изучены образы деревьев;
выявлены наиболее часто встречающиеся образы.
В творчестве М.Ю. Лермонтова наблюдается не шаблонное использование образов растений, а разнообразие оттенков их символических значений в конкретных произведениях. Изучение семантики поэтических образов помогло мне лучше понять произведение поэта.
Практическое применение: данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества поэта, во внеурочной и внеклассной работе.
Список использованной литературы
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений / М. Ю. Лермонтов. – М. : ГИЗ художественной литературы, 1957. – Т.1. – 427 с.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1987.
5. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной» // Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева