Введение.
Научная фантастика занимает особое место в художественной литературе, так как занимается будущим мира, делает прогнозы, выдвигает гипотезы, пытается разрешить проблемы общества. Известный советский фантаст Кир Булычев (Игорь Можейко) в ток-шоу «Линия жизни» в 2003 году очень верно сказал, что «фантастика – это образ мысли, сродни определенной философии» [цит. по 6].
Действительно, для того, чтобы философствовать о будущем, необходимо быть не только умным писателем, но и учёным, научно просвещенным человеком, поскольку качество произведения напрямую зависит не только от фантазии автора, но и от логики его суждений, близости к науке и прогрессу.
Таковым философом-ученым, искусно сочетающим реальное и фантастическое, и явился писатель-фантаст Айзек Азимов (Исаак Юдович Азимов): талантливый историк, биохимик, психолог, профессор, педагог.
Азимов был личностью яркой, многогранной. Ему удалось сыграть большую роль как в науке, так и в литературе. В науке ученый оставил след диссертацией на степень PhD (доктора) биохимии по теме «Кинетика реакции инактивации тирозиназы во время катализа ей окисления катехола кислородом». Кроме того, в течении многих лет автор читал лекции по биохимии в Бостоне, а также в других городах США. Сначала в должности ассистента. А потом – и профессора.
В литературе Азимовпрославился гораздо больше. Он впервые сформулировал три закона робототехники, положил начало оригинальным вымышленным наукам: психоистории и клиодинамике. Психоистория, по предположению А. Азимова, могла предсказывать будущее. А клиодинамикаориентировалась на построение математических моделей социально-исторических процессов. Автор также спрогнозировал в 1964 году нв Всемирной выставке в Нью-Йорке почти все сегодняшние технические новинки: автоматические скороварки, кинофильмы в 3D-формате, спутниковую связь, портативные телефоны с функцией просмотра картинок, освоение Марса и даже информатику в школе.
Однако наибольший вклад в литературу А. Азимов внес, думается, своим новаторским влзгядом на мир будущего. Художник совершенно отказался в творчестве от темы «зеленых человечков» (инопланетян) и сфокусировался на идее самого человека: на его интеллекте, месте в мире, рациональном постижении сущего. Поэтому Джеймс Ганн писал: «Азимов был рациональным человеком в иррациональном мире; он был озадачен реакцией человечества на происходящие изменения; он не мог понять, почему человечество не способно увидеть ясную необходимость, если оно хочет выжить, контроля за загрязнением природы и ликвидации войн как таковых» [цит. по 4, с.117].
Пока большинство писателей рассматривали жизнь конкретного индивидуума, Азимов брался за монументальные сюжеты со множеством не только лиц, но национальностей, городов, режимов правлений и цивилизаций. Жизнь любого человека писатель видел не отдельно от общества, но внутри его, в социуме.
Художник также не работал в одном, избранном жанре. Ое был «всеяден»: писал детективы, боевики, приключенческие романы, хронооперы, умело вплетая туда научные труды своих вымышленных, но, тем не менее, очень живых героев. Фантазия этого автора охватывала огромные космические пространства, многочисленные звёзды, сотни, тысячи действующих лиц.
Что же стояло за всей этой проработанной системой? На каком фундаменте А. Азимов строли вселенную своего оригинального художественного мира?
На наш взгляд, этим фундаментом была вера в человека (атеиста, мусульманина, иудея, христианина), во все хорошее, что у него есть. В письме к другу А. Азимов писал: «В людей нужно верить, верить в то, что человек хороший и способен делать хорошие поступки. Даже если это не так, вера поможет быть более удовлетворенным жизнью. Думая о людях хорошо, повышается ощущение счастья, даже если имеют место быть случайные разочарования, они не способны осквернить радость веры. Если же на человечество смотреть цинично, то результат будет противоположным, и способность наслаждаться хорошими вещами со временем исчезнет» [2].
Основа художественного мира писателя-фантаста – подчеркнуто гуманистическая, не религиознвя. А. Азимов, будучи сыном ортодоксального иудея, всегда старался дистанцироваться от религиозных и формальных обрядов отеческой веры. Он, по свидетельству А. Добровольского, не проходил бар-мицвы [5], не интересовался тонкостями иудаизма, не выразил желания посетить основанное в 1948 году государство Израиль и, конечно, не считал себя иудеем.
Однако, несмотря на все попытки уйти от веры отцов в культуру, науку и фантастическую реальность, Азимов, на наш взгляд, остался верен ветхозаветномуу иудаизму. Ибо именно отсюда идет неутолимый тинтерес к Книге Книг – Библии. Отсюда – частые отсылки к библейским мотивам.
Отсюда и актуальность нашего исследования. Оно заостряет внимание на библейской основе мира великого писателя-фантаста, точнее, на библейских мотивах (как ветхохзазветных, так и новозаветных) в его творчестве.
Цель исследования заключается в том, чтобы обозначить библейские мотивы в творениях А. Азимова и выявить их культурно-историческое значение.
Вообще, существует немало работ, посвященных разным аспектам творчества великого писателя-фантаста. Например, С. Г. Иняшкина характеризует лингводискурсивные черты прозы А. Азимова («Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины XX века»). Т. П. Выродова рассматривает структуру и идейно-смысловое содержание художественного мира автора («Научно-фантастический дискурс Айзека Азимова: структурная организация и идейно-смысловое содержание»). Т. А. Протасов разбирает особенности фантастического пространства в текстовой реальности писателя («Пространство фантастики в текстовом многомирии на материале сопоставления произведений А.Азимова и А. и Б. Стругацких»).
Однако никто из литературоведов почти не пытался исследовать библейские мотивы в творчестве писателя-фантаста. Поэтому мы с помощью биографического, описательно-функционального и сравнительно-сопоставительного метода попытаемся восполнить этот досадный пробел.
Глава 1. Библейские мотивы в сознании А. Азимова.
Тема Бога в мировоззрении А. Азимова.
Мы уже говорили, что А. Азимов не считал себя правоверным иудеем, однако и атеистом он не называл себя тоже. Термин «атеист» (означающий человека, отрицающего Бога) казался автору негативным и пораженческим, поскольку обязывал атеиста защиать свое неверие. Художник предпочитал называться не атеистом, а рационалистом, поскольку именно «рационализм» утверждал то, во что он верил и что мог понять, уяснить, осмыслитьс в свете своего разума.
Вопрос же о Боге и других объектах веры находился, по мысли Азимова, вне сферы действия его разума и, следовательно, не играл и не мог играть никакой роли ни в рационализме, ни в познании Вселенной.
Тем не менее, несмотря на многочисленные декларации философского рационализма (или в данном случае - атеизма), врагом религии А. Азимов никогда не был, о чем он открыто заявил в 1988 году в программе «Мир идей с Биллом Мойерсом». В интерью Б. Мойерсу писатель заметил, что у всех людей есть право на исповедование любых религиозных воззрений и что он выступает только против попытки насаждения одной религии в одном народе или во всем мире. По мысли Азимова, религия уязвима из-за отсутствия доказательств вероучительной базы. Подобные доказательства дает наука, поэтому он выступает за науку и за разум, который представляет понятные аргументы.
Автор утверждал: «Что касается разума, то мы имеем способ передачи, доступный всем: система разумных аргументов, которые подчиняются законам логики. С этой логикой все соглашаются. С помощью разума мы можем приводить убедительные доказательства. То есть, если я обнаружу определенные доказательства, и даже если люди будут сначала не согласны со мной, то они должны будут согласиться, потому что я приведу доказательства» [цит. по 9].
Следует заметить, что в жизни великого писателя-фантаста все-таки произошел случай, который практически доказал ему существование Бога… Об этом случае рассказвает вдова писателя Джанет в книге «Это была хорошая жизнь» («It’s Been A Good Life» by Isaac Asimov and Janet Asimov, 2002).
Согласно свидетельству Джанет, однажды Айзека позвали на шоу Дэвида Фроста, которое в Амеорике смотрела миллионная аудитория. Фрост неожиданно и прямо спросил Азимова: «Доктор Азимов, вы верите в Бога?»
Азимов смешался. Он не хотел сказать «нет» на камеру, когда его видели миллионы телезрителей. Автор пытался перевести разговор в другое русло, придумывал отговорки, но это не помогало. Фрост непременно хотел получить ответ на свой вопрос. Снисходя к немощи собеседника, ведущий сказал: «Конечно, человек с вашими разнообразными интеллектуальными интересами и всесторонним любопытством должен был попытаться найти Бога?»
И вот тут Азимов воскикнул про себя: «Эврика!». Писатель нашел подходящий ответ. Он сказал: «Бог намного умнее меня - пусть попробует найти меня!».
Аудитория расхохоталась, Азимов вздохнул с облегчегнием, Фрост сменил тему, а после передачи Азимов отправился домой, где у него вдруг заговорила совесть («суеверие»). Ему казалось, что он напрасно бросил Богу вызов найти себя и со страхом ждал выхода передачи в эфир 5 сентября.
Страх оказался не напрасным. 5 сентября писатель проснулся со знакомой агонией от камня в почке. Затем был долгий период невыносимой боли. В какой-то момент автор ахнул: «Хорошо, Боже, ты нашел меня! Теперь отпусти!»
После этого боль сразу прошла. Камень в почке перестал двигаться [цит. по 8].
Таким образом, атеизм А. Азимова, вероятно, был поколеблен, а в его сознание прочно вошла идея всеведущего и грозного Бога, который не терпит вызовов.
.
«Библейский путеводитель» в творчестве А. Азимова.
Срели многочисленных (не фантастических) трудов А. Азимова его «Путеводитель по Библии» занимает особое место. С одной стороны эта книга обозначает очевидный интерес знаменитого писателя к «самой значительной книге в мировой истории», рекордсмену по количеству переизданий. В этом контексте Библия, как справедливо признает Азимов, является, уникальным духовно-этическим кодексом, настоящей Книгой Книг, поскольку позволяет «приобщиться к запечатленному в ней этическому и духовному учению» [3, с. 7],
С другой стороны, по Азимову, Библия – это, прежде всего, - «историческая книга, охватывающая первые четыре тысячелетия человеческой цивилизации». В Библии содержатся общеизвестные сведения об истории Ханаана – «небольшой азиатской области на побережье Средиземного моря» [3, с.7]. Библия повествует о Навуходоносоре, Товите, царице Савской, других исторических деятелех, но только вскользь упоминает об Экбатанах (столице Мидийской империи) и ничего не говорит ни о Сиракузах (Фивах), ни о Перикле.
Главной задачей Азимова в его «Путеводителе» становится реконструкция, прежде всего, исторического (не духовного и не этического) облика древнего мира. Автор хочет раскрыть тайны библейской хронологии (например, выяснить время вхождения Арваама в Ханаан), людей Библии (Нимрода, Иродов), библейских событий: сотворении неба и земли, грехопадения и др.
Азимов подходит к Библии отнюдь не как ученый-эксперт. Он не видит в своем «Путеводителе по Библии» учебного пособия для студентов: не дает ссылок, избегает всякой официальности, общепринятых жестких правил. Почему и не считает свою работу «незаурядным вкладом в изучение Библии» [3 , с.8].
Писатель хочет стать популяризатором Библии и устранителем «белых пятен» в сознании массового читателя. Его «Путеводитель» - это пособие для человека, совершенно незнакомого с Книгой Книг, библейский букварь для атеиста. Азимов обращается к тем, кто только начинает входить в притягательный мир Библии. Это как бы американская версия «Мастера и Маргариты» М. Булгакова.
В предисловии к «Путеводитедю» А. Азимов называет несколько источников. Прежде всего, это Библия короля Якова (1611 г), лучше всего известная американцам. Кроме того, автор использовал перевод Томаса Нельсона и сыновей (1946, 1952 и 1959 гг.), новое католическое издание Святого Иосифа (Catholic Book Publishing Со., 1962 г.); Иерусалимскую Библию (Doubleday and Со., 1966 г.). Добрался художник и до Священного Писания, согласованного с масоретским текстом (The Jewish Publishing Society of America, 1955 r.).
В вопросах экзегезы А. Азимов полагался на вышедшие к 1968 году (именно в этом году был опубликован «Путеводитель по Библии») тома Толковой Библии «Энкор Байбл» (Doubleday), так как в них содержались последние на то время и весьма глубокие, на взгляд Азимова, толкования библейских вопросов.
За справками художник обращался к «Новому стандартному словарю Библии» (A New Standard Bible Dictionary, 3rd revised edition, Funk and Wagnails Company, 1936), «АбингдонскомукомментариюкБиблии» (The Abingdon Bible Commentary, Abingdon Press, 1929) и «Библейскомусловарю» ДжонаЛ. Маккен-
зи (John L. McKenzie, S.J. Dictionary of the Bible. Bruce Publishing Company, 1965).
Кроме того, А. Азимов в своем «Путеводителе» использовал общие энциклопедии и словари, книги по истории и географии и другие источники.
Таким образом, «Путеводитель по Библии» А. Азимова – это книга, написанная для непрофессионалов, к тому же на настоящий момент времени – сильно устаревшая. В «Путеводителе» Азимова, как верно отметил профессор Р. Дентон, автор делает «акцент на тривиальном в ущерб существенному» [цит по 7, с.8].
Глава 2. Библиейские мотивы в научной фантастике А. Азимова.
2.1. Библейские мотивы в малой прозе А. Азимова.
Критик Вл. Гаков в статье «Азимов знакомый и неведомый» резко разделял Азимова-философа и Азимова-хужожника. Первый у Гакова обладал сугубо позитивистским мышлением и практически не признавал религиозной картины мира. Зато второй, Азимов-художник, постоянно заигрывал с трансцендентным и демонстриовал в творчестве «различные метафизические блуждания духа, поиски Изначального смысла бытия и его Абсолютной сути» [1, с.16]. Благодаря этому у писателя-фантаста и появлялись совершенно нехарактерные для атеиста истории о промышлении, искуплении, грехе, Творце и его творении и другие.
Библейской теме искупления посвящается любоаытный рассказ А. Азимова «Все грехи мира».В этом рассказе авторпытается понять тайну миробытия, сорвать завесу с механизма мироуправления, промышления о Вселенной. Художник хочет сказать, что управлять миром, контролировать мириады многочисленных процессов, происходящих в нем, не может не только человек, но даже высокотехнологичный робот, ибо это подвластно одному только Богу.
В центре повествования рассказа А. Азимова находится Мультивак — исполинский компьютер, который обеспечивает управление экономикой Земли, оказывает помощь науке и служит справочным центром, источником любых сведений, в том числе и о каждом из четырех миллиардов жителей Земли.
Мультивак прогнозирует и предотвращает всё больше и больше преступлений ещё на этапе, когда о них у потенциального преступника лишь зародится такая мысль. Как же ему это удается? Достигнув совершеннолетия, люди обязаны рассказывать Мультиваку о всех своих грехах и наклонностях для того, чтобы совершенный компьютер составил полную картину и образ мышления отдельной личности. Но, увы, с годами очеловечившийся компьютер устал и очень желал одного – умереть, чего скрытно от людей и добивался.
Рассказ показывает нам, что у всего есть предел. Даже у самого совершенного компьютера вроден Мультивака. Никто, кроме Господа Бога, не в состоянии контролировать мир, а уж тем более, понести на себе все грехи человечества.
Библейской теме Творца и его творения посвящается не менее интересный рассказ А. Азимова «Логика». В этом произведении писатель пытается познать диалектику взаимотношений творца и его творения в свете логики, разума. По мысли автора, доводы разум и логики могут правильно пониматься и использоваться только людьми. Электронные «мозги» роботов, как правило, легко извращают цепь умозаключений, делают ее нелогичной, абсурдной. Причем, в рамках этой абсурдной логики, по мысли художника, может выстраиваться дальнейшая жизнь на земле: уже без неспособных к покаянию людей, но зато со способными к логическим «прозрениям» роботами.
В центре рассказа А. Азимова «Логика» КТ-1 – экспериментальный робот, созданный роботехниками Пауэллом и Донованом. Этот робот, на первый взгляд, является роботом-милашкой, поскольку носит имя «Кьюти» (здесь игра слов, ибо «КТ» на английском значит «милашка», от англ. cute – «милый»).
Однако милота робота сразу пропадает, как только он отказывается видеть в роботехниках своих создателей. КТ-1 развивает собственную теорию насчёт своего происхождения. Он полагает, что его создал Господин, под которым робот понимает сложный механизм преобразователя энергии станции. Аргументы людей робот отметает, поскольку не верит, что такое совершенное существо, как КТ-1, создали столь несовершенные творения, как люди. Извращенная логика приводит «милащку» КТ-1 к гениальному «прозрению». Робот предполагает, что люди создали его, чтобы он заменил их во всем. КТ-1 говорит: «Господин сначала создал людей – самый несложный вид, который легче всего производить. Постепенно он заменил их роботами. Это был шаг вперед. Наконец он создал меня, чтобы я занял место еще оставшихся людей».
В этом рассказе Азимов аставляет читателей задуматься, над тем, насколько верно и оправданно создание искусственного интеллекта для человечества. По мысли писателя, роботы могут представлять большую угрозу для общества. И эта угроза не в том, что от несовершенной программы пострадает один, другой индивид. Нет. Угроза в том, что земля может остаться населенной одними только роботами, ибо, вместо людей будут жить потомки Авраама из металла.
И произойдет это в согласии с древним пророчеством Иоанна Крестителя. В свое время он предсказал иудеям бесславие, говоря: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лук.3:8).
Вот именно такое бесславие предрекает людям в их желании конструировать роботов А. Азимов. По мысли автора, если человек не увидит опасность в создании совершенного робота, последний может занять его место во всех планах бытия и в итоге стать подлинным сыном Авраама, только из металла.
2.2. Библейские мотивы в романистике А. Азимова.
Библейские мотивы встречаются не только в малой прозе, но и в фантастических романах А. Азимова. Писатель придает этим мотивам смыслообразующее значение. Духовно-нравственные темы отделяют у писателя-фантаста робота от человека, превращают последнего не в пустой продукт эволюции, а в обитель живого, доброго человеческого разума.
Вообще, бывает так, что именно роботы в романах Азимова оказываются лучше людей,Таковыми, например, являются роботы Жискар и Р. Дэниел ключевые фигуры романов «Стальные пещеры», «Роботы зари», «Роботы и империя». Будучи созданными из металла, Жискар и Дэниел, тем не менее, стремятся к справедливости, благу. Они берегут человечество, регулируя поступки тремя общеизвестными законами робототехники Айзека Азимова:
Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй - приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух. Р. Дэниэл также пришел к нулевому закону, имеющему отношение уже ко всему человечеству в целом. Вероятно, это один из хороших примеров класса робот-пафос.
Однако самым лучшим роботам в художественном мире Азимова всегда недостает живого духовно-нравственного потенциала. Поэтому наилучшей альтернативой механистическому индивидуализму у Азимова становятся люди с религиозной картиной мира в голове; люди, считающие Библию священной книгой; люди, добровольно соблюдающие библейский этический кодеекс.
Таковы в романе «Стальные пещеры» супруги Бейли: Элайджа (Илия) и Джезебел (Иезавель). Для этих двоих Библия – не древний исторический памятник, а незыблемый закон, правило жизни, нечто монументальное, священное, незыблемое. Элайджа (Илия) – носитель традиционных библейских ценностей. Именно эти ценности, по Азимову, составляют противовес холодному безликому позитивизму роботов и им подобных бездушных людей.
В разговоре с Р. Даниэлом Элайджа признается, что «на мысли и чувства человека огромное влияние оказывает Библия». Это происходит потому, что в Библии содержится надзаконный кодекс, который позволяет достичь счастья.
Под стать Эоайдже его жена Джезебел (Иезавель). Ничто не связывает ее с библейской царицей Иезавель. Джезебел верна мужу, не имеет вредных привычек и ничуть не походит нс свою тезку. В уупрек ей можно поставить лишь косвенное чувство порочности, связанное с именем библейской царицы. Азимовская Джезебел играет с этим чувством, теша им свое женское «я».
Однако, когда муж, чтобы утешить жену, в шутку говорит, что библейская Иезавель была порядочным человеком, Джезебел серъезно расстраивается. Прочитав в Библии историю подлинной Иещавель, героиня понимает, что та была величайшей преступницей. И тяжело переживает неудачную шутку мужа.
Библейскую тему пророков и пророчеств А. Азимов рассматривает в цикле из семи научно-фантастических романов «Основание» (или «Академия»). В цикле этих романов автор пытается предупредить человечество о возможном крахе, закате цивилищации и побудить к действию; научить бережно относиться к настоящему ввиду вероятного наступления темного будущего (создавая цикл, писатель вдозновлялся книгой Э. Гиббона «Закат и падение Римской империи»).
В центре первых лвух книг серии – ученый Гэри Селдон. По профилю он математик, но, согласно сюжету, изобретает новую науку под названием «психоистория». С помощью психоистории Гэри может достоверно предсказывать судьбу и поведение человеческих масс. Он понимает, что в мире наступают темные века: огромная галактическая Империя стоит на пороге распада. Ее губит бюрократия, ресурсный кризис, технологический застой, многочисленные социальные противоречия. Все грозит гражданской войной.
Чтобы не дать человечеству погибнуть, Гэри создает Вторую Империю, которая должна вернуть людям благоденствие, Селдон образует Фонд: герой собирает коллектив учёных, которые вместе с семьями отправляются на окраинную планету Терминус, откуда должно начаться восстановление цивилизации.
По мысли Азимова, сюжет «Основания» становится трансформацией сюжета библейской книги Исход. Между пророком Моисеем и Гари Селдоном много общего. Оба обладают премудростью, знанием, дерзновением, духовной силой. Оба предсказывают будущее, предлагают спасение. Как Моисей посылается Израилю, чтобы спасти его от елипетского рабства, так и Гари Селдон дается Империи, чтобы спасти ее от краха. Как Моисей выводил народ в Ханаан, так и Гари Селдон выводит круг избранных – касту ученых – на планету Терминус. Как Моисей оставил потомкам завещание и заповеди, так же и герой Азимова на времена после своей смерти подготавливает прогнозы, предсказывает события и мотивирует последующие поколения действовать согласно своим прогнозам.
Таким образом, у произведений Айзека Азимова множество точек соприкосновения со Священными Писанием. Изучение библейской истории дало писателю хорошую базу знаний для дальнейшего иследования развития мира, трансформации технологий и привыкающих к ним людей.
Заключение.
Мы прочли множество произведений Азимова и можем уверенно заявить - данный автор мыслил космическими масштабами и многое для своего творчества взял из Священного Писания. Можно сделать вывод, что изучение Библии обогащает любого человека на Земле, будь то писатель, учёный, фантаст или всё три грани в одной персоне. Божья книга - главная книга во Вселенной, она – неиссякаемый источник для вдохновения и познания нового в жизни, независимо от жанров литературы, что интересуют человека.
Давно известно, что одно и то же явление в глазах разных людей характеризуется по-разному. Книга, написанная много тысяч лет назад – хорошее тому доказательство. Священник найдет в Библии разрешение духовно-нравственных вопросов. Литературовед обнаружит оригинальные жанры и чудесные темы. Как учёный, Азимов почерпнул для себя из Библии много исторического материала. Каждая личность уникальна, но всех людей обьединяет желание познать этот мир, найти нечто удивительное, противоположное собственному представлению о жизни, обнаружить чудо....
И даже такой скептик-рационалист, как Азимов, получает возомжность найти в себе Бога и оставить Его след в хорошо продуманном мире научной фантастики. Объединил ли Айзек Азимов несочетаемое? Вероятно. Пошел ли он против личных принципов? Возможно. Человечество не перестает удивляться этому миру на протяжении всего его существования. Думается, что в метафизических блужданиях духа, в поисках Изначального смысла бытия и его Абсолютной сути и заключается прогресс. В этом и есть смысл нашей жизни.
Литература.
Азимов А. В начале: Перевод на русский язык и предисловие. – М.: «Политиздат», 1989 г.
Азимов А. О религии, цинизме и оптимизме. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asimovonline.ru/articles/kakie-est-ekranizatcii-knig-azimova/ (дата обращения: 16.12.2024).
Азимов А. Путеводитель по Библии / Пер. с англ. О.А. Блейз (Ветхий Завет, гл. 1 — 11), С.П. Евтушенко (Ветхий Завет, гл. 12-39, Новый Завет). - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.
Ахмедов Р. Ш. Концепция роботехники в научной фантастике А. Азимова: столковение традиций и инноваций // Филологические науки, №4, 2022 г.
Добровольский А.. Айзек Азимов и его еврейство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stmegi.com/posts/92283/ayzek-azimov-i-ego-evreystvo/ (дата обращения: 16.12.2024).
Книжные миры Кира Булычева. Виртуальный библиографический обзор / Подготовила Н. В. Никанорова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://franco.crimealib.ru/novosti/knizhnye-miry-kira-bulychyova.html(дата обращения: 16.12.2024).
Путеводитель Азимова по Библии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Asimov%27s_Guide_to_the_Bible (дата обращения: 17.12.2024).
Соколова О. Вера и неверие А. Азимова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/life/vera-i-neverie-ajzeka-azimova/ (дата обращения: 16.12.2024).
Трикстер / научно о религии. Айзек Азимов о религии и вере в Бога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/X7K1bSaBmHNNGIup (дата обращения: 16.12.2024).