Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники

Сивцева Н.Э. 1
1МБОУ "Тогусская СОШ им. Е.А.Степановой"
Григорьева А.Н. 1
1МБОУ "Тогусская СОШ им. Е.А.Степановой"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы:

Мы выбрали эту тему, потому что в школе часто дают задание выучить наизусть стихотворения, и большинство ребят тратят много времени на запоминание стихотворений. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление. Я уверена, что существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений, и попробую их найти.

Цель работы: выявление способа, который облегчит запоминание стихотворений.

Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

1. Изучить способы запоминания;

2. Попробовать проверить один из способов - мнемотехнику на практике;

3. Провести и проанализировать эксперимент по теме исследования.

Объект исследования: стихотворение «Ёлочка» Н. Нищевой

Предмет исследования: методы запоминания стихотворений - мнемотехника

Методы исследования: поиск и изучение информации в интернете, проведение эксперимента, обработка данных, сопоставительная и аналитическая работы

Новизна работы: применение мнемотехники как метода запоминания стихотворений

Ожидаемые результаты:

- появляется интерес к заучиванию стихотворения

- развитие связной речи

- облегчается запоминание информации

- расширяется круг знаний об окружающем мире.

  1. Основная часть

Изучив литературу, мы узнали, что существуют разные методы быстрого запоминания стихотворения:

  1. Визуальный метод

Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

  1. Двигательный метод

В ходе проведения предварительной работы, взрослый предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Или нанизывать пирамидку, бусы.

  1. Слуховой метод

Сначала ребёнок послушает взрослого. Потом ученик повторяет этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова взрослый.

4. Логический метод

После предварительной работы, взрослый читает первые строки произведения, а потом останавливается и предлагает малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читает строку стиха, а потом снова предлагает рассказать, что было дальше.

Мнемотехника – лучший метод запоминания.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника

запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство

запоминания. Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность

приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание

информации.

Мнемотехника состоит из трёх этапов:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2 этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. 

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложено содержание стихотворения. Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице:

1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2. Выразительное чтение взрослым стихотворения.

3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

5. Самостоятельное чтение.

Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.

Результаты работы с мнемотаблицами:

Результаты обучения с использованием мнемотехники:

- увеличивается объём памяти;

- облегчает запоминание информации.

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Таким образом, мнемотехника – лучший метод заучивания наизусть

  1. Исследовательская часть

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной группе.

В подготовительной группе по методу мнемотехники выучили наизусть стихотворение Н.Нишевой «Ёлочка».

Мнемотаблица к стихотворению «Ёлочка»

Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Ёлочка»с помощью мнемотаблицы

Ёлочка

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Метод мнемотехники понравился воспитанникам детского сада. Воспитатели отмечают, что время для заучивания наизусть намного сократилось.

Эксперимент

В эксперименте участвовало 6 человек.

Нам предстояло выяснить:

  1. Сколько времени тратят на заучивание стихотворения воспитанники подготовительной группы.

  2. При заучивании стихотворения наизусть, какие методы эффективны.

  3. Самостоятельное чтение наизусть.

Результаты эксперимента представлены в таблице

Таблица Результаты эксперимента

Сколько времени тратят на заучивание стихотворении

При заучивании стихотворения наизусть, какие методы эффективны

Самостоятельное чтение наизусть

10 мин.

3 чел.

Визуальный метод

2 чел.

4 чел.

15 мин.

1 чел.

Слуховой метод

2 чел.

 

20-30 мин.

2 чел.

Логический метод

3 чел.

Вывод по данному исследованию

Большинство детей запоминали стих за 15 мин.

50% детей тратили на заучивание стихов около 10 мин.

17% детей тратили около 15 мин.

33 % детей тратили 20-30 мин.

Для заучивания использовались визуальный, слуховой, логический методы.

50% детей запоминали стих логическим методом

33% детей запоминали стих визуальным методом.

17% детей запоминали слуховым методом.

67% детей запоминали стих наизусть.

Лучше и быстрее запоминался стих логическим методом.

Заключение

Мнемотехника – метод, который обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворения .

В результате проведенного исследования были изучены методы запоминания стихотворений. Узнали специальные способы запоминания стихотворений.

В подготовительной группе по методу мнемотехники выучили наизусть стихотворение Н.Нищевой «Ёлочка».

С помощью исследования установили, что детей, запоминающих стихи очень долго не так много. Выяснили, что в подготовительной группе самым распространенным способом заучивания наизусть стихотворения является логический метод.

Метод мнемотехники понравился детям. Воспитатели и дети считают мнемотехнику хорошим методом. Они отмечают, что время для заучивания наизусть намного сократилось.

Источники информации

  1. 10 способов выучить и рассказать стих на пять [электронный ресурс] https://azbyka.ru/deti/10-sposobov-vyuchit-i-rasskazat-stikh-na-pyat

  2. Методика заучивания стихотворений [электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/21/metodika-zauchivaniya-stihotvoreniy

  3. Способы и методы заучивания стихотворений [электронный ресурс] https://infourok.ru/sposobi-i-metodi-zauchivaniya-stihotvoreniy-1164714.html

  4. Как быстро выучить стихотворение наизусть //childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-byistro-vyiuchit-stihotvorenie.html

Просмотров работы: 8