Введение
Актуальность работы:
Мы выбрали эту тему, потому что в школе часто дают задание выучить наизусть стихотворения, и большинство ребят тратят много времени на запоминание стихотворений. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление. Я уверена, что существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений, и попробую их найти.
Цель работы: выявление способа, который облегчит запоминание стихотворений.
Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить способы запоминания;
2. Попробовать проверить один из способов - мнемотехнику на практике;
3. Провести и проанализировать эксперимент по теме исследования.
Объект исследования: стихотворение «Ёлочка» Н. Нищевой
Предмет исследования: методы запоминания стихотворений - мнемотехника
Методы исследования: поиск и изучение информации в интернете, проведение эксперимента, обработка данных, сопоставительная и аналитическая работы
Новизна работы: применение мнемотехники как метода запоминания стихотворений
Ожидаемые результаты:
- появляется интерес к заучиванию стихотворения
- развитие связной речи
- облегчается запоминание информации
- расширяется круг знаний об окружающем мире.
Основная часть
Изучив литературу, мы узнали, что существуют разные методы быстрого запоминания стихотворения:
Визуальный метод
Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Двигательный метод
В ходе проведения предварительной работы, взрослый предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой метод
Сначала ребёнок послушает взрослого. Потом ученик повторяет этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова взрослый.
4. Логический метод
После предварительной работы, взрослый читает первые строки произведения, а потом останавливается и предлагает малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читает строку стиха, а потом снова предлагает рассказать, что было дальше.
Мнемотехника – лучший метод запоминания.
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника
запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство
запоминания. Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность
приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание
информации.
Мнемотехника состоит из трёх этапов:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
2 этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
3 этап: Работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложено содержание стихотворения. Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице:
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)
2. Выразительное чтение взрослым стихотворения.
3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.
4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)
5. Самостоятельное чтение.
Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.
Результаты работы с мнемотаблицами:
Результаты обучения с использованием мнемотехники:
- увеличивается объём памяти;
- облегчает запоминание информации.
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
Таким образом, мнемотехника – лучший метод заучивания наизусть
Исследовательская часть
Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной группе.
В подготовительной группе по методу мнемотехники выучили наизусть стихотворение Н.Нишевой «Ёлочка».
Мнемотаблица к стихотворению «Ёлочка»
Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Ёлочка»с помощью мнемотаблицы
Ёлочка
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Метод мнемотехники понравился воспитанникам детского сада. Воспитатели отмечают, что время для заучивания наизусть намного сократилось.
Эксперимент
В эксперименте участвовало 6 человек.
Нам предстояло выяснить:
Сколько времени тратят на заучивание стихотворения воспитанники подготовительной группы.
При заучивании стихотворения наизусть, какие методы эффективны.
Самостоятельное чтение наизусть.
Результаты эксперимента представлены в таблице
Таблица Результаты эксперимента
Сколько времени тратят на заучивание стихотворении |
При заучивании стихотворения наизусть, какие методы эффективны |
Самостоятельное чтение наизусть |
||
10 мин. |
3 чел. |
Визуальный метод |
2 чел. |
4 чел. |
15 мин. |
1 чел. |
Слуховой метод |
2 чел. |
|
20-30 мин. |
2 чел. |
Логический метод |
3 чел. |
Вывод по данному исследованию
Большинство детей запоминали стих за 15 мин.
50% детей тратили на заучивание стихов около 10 мин.
17% детей тратили около 15 мин.
33 % детей тратили 20-30 мин.
Для заучивания использовались визуальный, слуховой, логический методы.
50% детей запоминали стих логическим методом
33% детей запоминали стих визуальным методом.
17% детей запоминали слуховым методом.
67% детей запоминали стих наизусть.
Лучше и быстрее запоминался стих логическим методом.
Заключение
Мнемотехника – метод, который обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворения .
В результате проведенного исследования были изучены методы запоминания стихотворений. Узнали специальные способы запоминания стихотворений.
В подготовительной группе по методу мнемотехники выучили наизусть стихотворение Н.Нищевой «Ёлочка».
С помощью исследования установили, что детей, запоминающих стихи очень долго не так много. Выяснили, что в подготовительной группе самым распространенным способом заучивания наизусть стихотворения является логический метод.
Метод мнемотехники понравился детям. Воспитатели и дети считают мнемотехнику хорошим методом. Они отмечают, что время для заучивания наизусть намного сократилось.
Источники информации
10 способов выучить и рассказать стих на пять [электронный ресурс] https://azbyka.ru/deti/10-sposobov-vyuchit-i-rasskazat-stikh-na-pyat
Методика заучивания стихотворений [электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/21/metodika-zauchivaniya-stihotvoreniy
Способы и методы заучивания стихотворений [электронный ресурс] https://infourok.ru/sposobi-i-metodi-zauchivaniya-stihotvoreniy-1164714.html
Как быстро выучить стихотворение наизусть //childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-byistro-vyiuchit-stihotvorenie.html