ВВЕДЕНИЕ
Наверняка, когда вы учились в школе, вам учитель задавал на летние каникулы прочитать определенный список сказок, рассказов, произведений? Мой класс не исключение. Нам на лето тоже выдали список рекомендованной к прочтению литературы. Это не значит, что мое чтение ограничилось только заданными книгами.
Отдыхая у бабушки в деревне, я увидела у нее полки с разными книгами: детские сказки, детективы, рецепты приготовления пищи, научная фантастика и даже ужасы. Я поинтересовалась у бабушки для чего она хранит все эти книги. А она ответила, что несмотря на то, что многие книги уже прочитаны давно, все равно иногда хочется взять бумажное изделие в руки, отвлечься от повседневной суеты и погрузится в совершенно другой мир - мир книги. Бабушка посоветовала мне выбрать детскую книжку и почитать, а потом поделиться своими мыслями. И тут я задумалась. А ведь мы живем в мире электронного потока информации, документооборота, денежных средств, и книги тоже электронные есть. Так почему же до сих пор существуют библиотеки с «живыми», бумажными книгами? Мне захотелось в этом разобраться.
Проблема: уменьшение количества читающих людей.
Актуальность проекта: повышение у одноклассников интереса к чтению «живых» книг.
Цель исследовательского проекта: познакомить современных школьников с разными видами книг, показать важность чтения бумажных книг.
Объектом исследования является книга.
Предметом исследования является изучение роли книги в словарном запасе современного школьника.
Задачи, которые ставлю для исследования:
познакомиться с историей возникновения книги;
определить виды и жанры книги;
предоставить результаты исследования, итоги практической части работы;
сделать выводы по работе.
Гипотеза: предполагаю, что под натиском электронных книг печатная книга не прекратит свое существование.
Методы исследования: теоретический, практический, анкетирование, социологический опрос, математико-статистический.
Теоретическое значение исследования: получить знания об истории возникновения, создания, развития книги, узнать виды и жанры книг, а также пользу от чтения.
Практическое значение исследования: приобрести практические навыки по создания книжки малышки.
Структура проекта: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1 теоретическая часть
1.1 История возникновения книги
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук. (В. Боков) [2].
Что скрывается под этим словом «книга»? Книга – это произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом [1].
С самых древних времен человеческая память была единственным источником для хранения, передачи информации о людях, событиях, полученном опыте. В истории есть подтверждения о бесписьменных цивилизациях, где жрецам, учителям, законоведам приходилось заучивать наизусть огромное количество необходимой информации. А чтобы передавать информацию в другие земли имелись так называемые «живые письма» - это гонцы, которые также заучивали наизусть то, что нужно было передать. Для того, чтобы запоминать большой объём данных педагоги использовали ритмичное пение. Если рассматривать литературу в мире, то можно увидеть, что все народы прошли путь «устной книги».
По мере расширения человеческого кругозора усложнялась и деятельность человека, а это приводило к новому потоку информации. И тогда на помощь памяти человека пришли зарубки, узелки и рисунки [3].
Истоки создания книги уводят нас далеко в прошлое. Исторические раскопки показывают, что история книги создавалась у разных народов, в разные времена, на разных материалах (на камнях, папирусе, глиняных табличках, бересте, пергаменте). В этих источниках показан быт людей, исторически важные события. Без книг современное общество вряд ли знало бы историю становления разных государств, как жили люди в далекие времена. Во многих книгах содержится бесценный опыт взаимодействия людей друг с другом, рецепты лекарств, которые победили тяжелые болезни, хронологию тяжелых событий.
Надписи, нанесенные на материал, были устойчивы к воздействию внешней среды, но, чтобы этого добиться, людям приходилось прилагать немалые усилия. Это стало новым толчком для создания новых способов нанесения информации.
В северных странах древние люди оставляли послания на костях съеденных животных, а в древнем Китае – на шелке.
В античности люди оставляли послания на восковых табличках. На табличку наносился слой воска, на котором можно было оставить информацию. Но такой вид передачи данных был не надежным, так как воск можно было расплавить, и все что было нанесено на восковую табличку исчезало безвозвратно. Здесь берет свое начало выражение «С чистого листа», когда табличку покрывали новым слоем воска. В Междуречье писали на глиняных клиновидных табличках, выдавливая рисунки и текст палочками [6]. Чтобы не потерять написанное на табличках (такие таблички могли разбиться при небрежном хранении), их хранили в специальных деревянных ящиках, в которые укладывали таблички в определенном порядке. Получалась своеобразная глиняная клинописная книга. А на сам ящик приклеивалась глиняная табличка с наименованием того, что находится внутри [3].
Прослеживается возникновение книги и в древнем Египте, где египтяне оставляли рисунки и иероглифы на папирусе (прообраз современной бумаги). Долгое время процесс изготовления папирусного полотна, который придумали жрецы, был в секрете. Но как известно, все тайное становится явным, и этот секрет был раскрыт Хасаном Регабом, египетским военным, но более известным работами по реконструкции технологии производства папируса [4].
Основой для создания папируса служили стебли растения папируса, который в больших количествах произрастал на берегах Нила. Использовалась та, часть растения, которая находилась под водой, так как она была более гибкой и податливой. Сердцевину папируса сначала вымачивали, чтобы получить волокнистые пласты, а потом укладывали слоями под пресс. После прессовки пропитывали материал специальным раствором, который не позволял чернилам растекаться. Результатом этого процесса было полотно прочное и гибкое, а если аккуратно сшить получившиеся листы, то можно было получить более широкое полотно, которое можно свернуть в рулон. Папирус сшивали с свитками, сворачивали именно в рулон, так как если его нарезать на листы, то он был довольно хрупким, а затем укладывали в капсулы – специальные футляры, на которые наклеивалось наименование так называемой книги [3].
Наравне с папирусом получил широкое распространение пергамен – это материал, полученный из кожи молодых животных (телят, кроликов, овец). А назван так в честь места, в котором был придуман способ изготовления (Пергам — малоазиатское эллинистическое государство). Для того, чтобы изготовить пергамен, необходимо было шкуры животных выскоблить ножом, очистить от остатков шерсти и жира, а потом высушить. После сушки материал полировали и при необходимости красили. Готовый пергамен также, как и папирус сворачивали в рулон. Однако позже люди заметили, что на пергамене можно оставлять информацию с двух сторон. И тогда пергамен стали нарезать на четырехугольные листы и сшивать между собой. Так появилась первая книга, форма которой сохранилась до нынешнего дня. [3].
Что же касается Древней Руси, то народы Руси предпочитали сохранять информацию на бересте. Доступное сырье с верхней части березы. А чтобы береста была гибкая, ее вываривали в кипятке.
Несмотря на то, что люди нашли способы как передавать информацию потомкам на различных материалах, это оставалось трудоемким процессом, так как все создавалось вручную.
Более продвинутыми книги стали, когда в Китае изобрели бумагу, которую поставляли в Европу. Но тем не менее книги все еще оставались рукописными. Позже стали использовать штемпелевание. В Греции для получения оттисков печати – ролики прокатывались по сырой глине, затем подвергались обжигу. В Китае издревле существовал простой способ передачи информации: иероглифы высекали на камнях, а затем намазывали краской, делали оттиски и рассылали в провинции и города.
Ученые сходятся во мнении, что, все-таки изобретение книгопечатания должно принадлежать Гансу Генсфлейшу, он же Иогани Гутенблерг. В результате проб и ошибок, экспериментов и догадок Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок. Он использовал все знания прошлого о печати [6]. И первой книгой, которая была напечатана на этом станке стала Библия, выпущенная в 1455 году.
Вывод: создание книги очень трудоемкий процесс, но результатом этого процесса является источник неиссякаемых знаний.
1.2 Виды книг
Зайдя в библиотеку или книжный магазин, мы увидим большое количество полок с различными книгами. Как же среди этого разнообразия выбрать то, что вы хотите почитать?
Для удобства выбора все книги имеют свою классификацию и, как правило, стеллажи с книгами подписаны по видам или жанрам.
Книги бывают:
– художественные – в таких книгах как правило изложены выдуманные истории, но могут присутствовать и действительные факты;
– научно-популярные – в таких книгах публикуют исследования, теоретические обоснования, результаты опытов, проведенных в рамках научного метода [4];
– документальные – данные книги являются источником хронологии событий;
– учебники – предназначены для получения новых знаний;
– словари – содержат пояснения и описание слов;
– энциклопедии – справочное издание, которое несет обобщенные сведения о какой-либо отрасли или деятельности.
Вывод: подразделение книг на виды позволяет выбрать читателю то, что ему необходимо в конкретный момент времени.
1.3 Жанры книг
Многообразие жанров книг сложно привести к какой-то единой классификации, но тем не менее можно в каждом виде книг выделить группы жанров.
К примеру, в художественной литературе выделяют жанры:
– детективы и триллеры – книги для тех, кто любит загадочные преступления с непредсказуемой развязкой;
– любовные романы – как правило такие жанры выбирают девочки, девушки, женщины, чтобы погрузиться в красивые истории о любви;
– философская проза – это книги, в которых философские направления воплощаются в художественную литературу;
– исторический роман – роман, в котором сюжет разворачиваются исходя из событий прошлого;
– фантастика и фэнтези – это выдуманные истории, в которых события происходят в космических пространствах с вымышленными героями или в сказочном мире, где царит волшебство;
– приключенческая литература и литература путешествий – рассказывается о разнообразных приключениях главных героев и путешествиях в неизведанные места;
– детская литература – книжки-малышки, потешки, сказки, детские энциклопедии.
В драматургии выделяют три основных жанра: трагедия (жанр, в котором конфликт мировоззрений приводит к печальным последствиям), комедия (характеризуется юмористическим подходом к решению конфликтной ситуации) и драма (как правило сценический жанр, преимущественно бытовой и более близкий к обыденной жизни).
Вывод: разнообразия жанров дает выбрать человеку книгу по душе.
1.4 Прогресс развития книг
Во все времена люди любили читать, но в современном мире мало кто покупает печатные книги, а уж в библиотеку ходят и того меньше читателей. А все почему? Потому что мир не стоит на месте и технологический прогресс дошел и до чтения. Ученые электронной сферы придумали электронные книги – это мини-планшеты, на которые можно поместить книгу в электронном виде. У данного изобретения есть как плюсы, так и минусы.
К плюсам электронных книг можно отнести следующее:
–имеют как правило небольшой размер, помещаются в самую маленькую дамскую сумочку;
– на одном таком носителе можно хранить несколько книг сразу, а бумажных книг с собой много не возьмешь;
– в электронном носителе есть много редакторов, которые позволяют делать заметки, примечания и т.д., чего не сделаешь, к примеру, в библиотечной книге;
– можно читать в темное время суток;
– воспроизведение аудиокниг, которые также можно закачать в мини-планшет.
Недостатки электронных книг:
– при падении на твердую поверхность экрана мини-планшета может разбиться, что приведет к невозможности пользоваться гаджетом;
– необходимо следить за зарядом батареи электронной книги, при себе иметь зарядное устройство;
– при прослушивании аудиокниги наушники могут выйти из строя;
– при поломке гаджета может быть утерян весь список книг, которые были на нем.
– все электронные книги платные. Чтобы прочитать понравившееся произведение, его нужно оплатить, а затем скачать либо иметь платную подписку на книжный ресурс [5], [7].
Вывод: книжная индустрия совершенствуется, развивается и подстраивается под современные требования человечества.
1.5 Польза чтения печатных книг
В апреле 2022 года Аналитическим центром НАФИ был проведен всероссийский опрос молодежи на предмет отношения к чтению российской молодежи. Было опрошено 1000 человек в возрасте 14-35 лет. По результатам исследований получили следующие данные:
– 83 % опрошенных считают, что чтение способствует развитию человека;
– 53 % опрошенных согласны, что в каждой семье должна быть собственная библиотека;
– 32 % опрошенных хотя бы раз в предыдущий год посещали ресурсы электронных библиотек;
– 21 % опрошенных пользовались общественными библиотеками за предыдущий год [5], (приложение А, рисунок 1).
Несмотря на то, что процент интереса к электронным книгам выше, чем к печатным, ученые доказали пользу чтения печатных книг [8], [9]:
те, кто читают «живые»книги запоминают и усваивают информацию лучше, так как держание книги в руках вызывает чувство погружения в текст;
при погружении в текст печатного издания задействуется зона мозга, которая не работает при просмотре телепередач, что стимулирует мозговую активность;
чтение книги быстрее и качественнее снимает стресс, в отличие от других способов снятия стресса;
люди, читающие печатные книги, а не гаджеты, защищены от психических расстройств и интеллектуально подкованы;
чтение предотвращает старение организма и противостоит развитию такой болезни как Альцгеймер;
чтение способствует образованию новых нейронных связей, благодаря чему человек способен быстро и разносторонне оценивать сложившиеся ситуации;
дети не могут сосредоточится на прочитанном с электронной книги, так как их отвлекает электроника, чего не скажешь о печатной книге;
при работе с электронным носителем глаза напрягаются гораздо сильнее ежели при чтении бумажной книги;
при чтении на ночь электронная книга не лучший помощник потому, что яркий экран может привести к бессоннице, печатная же книга способствует успокоению и хорошему сну;
чтение книги заставляет работать воображение;
образование можно получить бесплатно, читая книги в библиотеке (Рей Бредбери);
у печатной книги имеется приятный аромат, который многим читателям нравится, а в электронной книге такого нет.
Вывод: несмотря на технологический прогресс в мире книжного дела, печатная книга остается незаменимым помощником для человека.
1.6 Способы заинтересовать учащихся к чтению печатных книг
В мире электронного информирования практически каждый носит с собой мировую библиотеку в виде электронных гаджетов (телефонов, планшетов, ноутбуков), но несмотря на это, далеко не каждый высоко эрудирован или интеллектуально развит, или может поддержать любую беседу. А дети вряд ли в телефонах читают электронные книги или познавательную информацию. В основном школьники просматривают видеоролики или играют в игры. Возникает вопрос: как заинтересовать школьника к чтению печатных книг для расширения своего кругозора? Как сподвигнуть на самостоятельный поиск интересующей литературы?
В процессе многих филологический исследований, опросов были выявлены наиболее эффективные способы заинтересовать школьников к чтению печатных книг.
Читайте ребенку книги вслух. С самого раннего детства. Чем больше ребенок будет слышать новых слов, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к чтению книг.
При чтении вслух проявите свои актерские способности, будто вы актер, который исполняет все роли. Читайте эмоционально, с разной громкостью. У слушателя при таком чтении в работу включится фантазия.
Остановите своё чтение на самом интересном, тогда ребенку станет любопытно знать, что же будет происходить дальше. И тогда вы предложите продолжить чтение самостоятельно, что поспособствует чтению книги без участия взрослого.
Подавайте ребенку правильный пример. Если школьник видит, что его родители читают «живую» книгу, то у него возникнет желание делать так же и интерес к книге «проснется».
Не начинайте приучать к чтению со сложных книг, пусть это будут книжки с яркими картинками, веселыми иллюстрациями. Тогда ребенку будет проще привыкнуть к тексту.
Дайте школьнику выбирать книги самостоятельно. Ведь книги читают для того, чтобы остаться один на один со своими мыслями, переживаниями. Пусть ребенок сам найдет путь к себе.
Не зацикливайтесь на каком-то одном жанре, познакомьте ребенка с разными направлениями не только на родном языке, но и с книгами зарубежных читателей в переводе.
После прочтения книги обсудите с ребенком прочитанное. Проведите параллели главных героев с собой и попытайтесь найти что-то общее.
Участвуйте в школьных, электронных олимпиадах, викторинах, чтобы ребенок видел результаты своих читательских трудов (я так и сделала, проверяла свои знания по пройденному материалу и проверяла, что знаю на текущий момент, результаты приведены в приложении А, рисунки 2-5).
Вывод: чтобы приучить школьника к чтению печатных книг, нужно на своем примере показывать заинтересованность в этом.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Опрос среди одноклассников «Какой я читатель»
У моих одноклассников уже накоплен читательский опыт, и чтобы оценить каков он, я предложила пройти опрос, который покажет сколько в моем классе читателей-романтиков и сколько тех, у кого чтение стоит далеко не на первом месте. В опроснике было 20 высказываний, напротив которых нужно было поставить «+», в зависимости от того совпадает или нет высказывание с мнением школьника. В опросе участвовал 21 одноклассник. Результаты опроса приведены в приложении Б рисунок № 6.
В результате опроса я выяснила, что большая часть одноклассников являются читателями-романтиками, это 14 школьников, что составило 66,6 % от общего числа опрошенных. Эти ребята вдумчиво читают книги и переживают за главных героев, способны сопоставлять действия в книге с своими собственными действиями.
Еще 4 одноклассника, это 19,1 % от общего количества опрошенных, читают по настроению. Могут прочитать несколько книг подряд, а могут долгое время не брать книгу в руки.
И оставшиеся 3 одноклассника, это 14,3 % от общего числа опрошенных, не любят читать вовсе, а читают только при необходимости, по заданию учителя.
Вывод: в моем классе преобладают читатели-любители, что меня очень радует, так как можно обсудить понравившиеся книги и обменяться ими для расширения кругозора.
2.2 Анонимное анкетирование школьников младших классов
Для того, чтобы понять читают ли школьники младших классов книги, я решила провести анонимное анкетирование среди параллельных классов. В анкетировании участвовали 7 классов (3 А класс – 26 учеников,3 Б класс – 26 учеников, 3 В класс – 22 ученика, 3 Е класс – 26 учеников, 3 К класс – 22 ученика, 3 Л класс – 26 учеников, 3 М класс – 22 ученика), всего 170 школьников. В анкете было 5 вопросов, в которых нужно было выбрать один или несколько вариантов ответа.
В результате анкетирования я выяснила, что 150 учеников (88 %) из 170 предпочитают читать «живые книги», в 3Е классе все 100 % опрошенных читают печатные книги (приложение Б рисунок 7).
Каждый день берут в руки книгу 63 ученика (37 %), читают раз в неделю 60 учеников (35 %), остаются наедине с книгой 1 раз в 2 неделе 21 ученик (12 %), читают книгу реже 1 раза в 2 недели 26 учеников (15 %). Большая часть опрошенных читает каждый день (приложение Б рисунок 8).
По результатам анализа анкет я выяснила, о чем больше всего нравится читать ученикам. 44 % опрошенных, это 75 учеников, любят читать о приключениях разных героев, 38 % опрошенных (65 учеников) предпочитают книги о магии, 24 % анкетируемых (41 ученик) выбирают книги о путешествиях, о современных школьниках читают не так много опрошенных – 11 % (18 учеников), и еще меньше выбирают книги о войне – 8 % (14 учеников). Нашлись ребята, которые предложили свои варианты любимых книг – 35 % (60 учеников). Так я выяснила, что есть любители книг о животных, о растениях, о кошках и собаках, о детективных расследованиях, о спорте. Нашлись любители фантазийных книг, книг о паранормальных явлениях и даже ценители ужасных историй (приложение Б рисунок 9).
Чтобы понять прививают ли любовь учеников к чтению книг близкие родственники, в анкете был вопрос о чтении произведений вслух. По полученным результатам можно понять, что конечно близкие родственники передают любовь к чтению. У 119 учеников (70% опрошенных) родители или старшие братья и сестры читают вслух книги (приложение Б рисунок 10).
В заключительном пункте анонимного анкетирования необходимо было выбрать верные утверждения о себе. Выяснилось, что любят читать 90 учеников (53 % опрошенных), а у 131 ученика (77 %) есть своя книжная полка дома. 49 учеников (29 %) являются активными читателями и 17 учеников (10 %) часто посещают библиотеки или ходят в читальный зал, а с 60 учениками (35 %) родители обсуждают прочитанное. Но нашлись такие ученики, которые не читали бы книги, если бы не школьная программа – 14 учеников, (8 %), 29 учеников (17 %) родители заставляют читать, 11 учеников (6 %) не любят читать ни в школе , ни дома, у 21 ученика (12 %) нет времени на чтение книг, а 18 учеников (11 %) считают, что чтение книг – это скучно и не желают тратить свое время на печатные издания (приложение Б рисунок 11, 12).
Вывод: несмотря на разные предпочтения, школьники младших классов любят читать печатные книги.
2.3 Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки
Я захотела вызвать больший интерес у своих одноклассников к чтению книг. Для этого я предложила им создать книжку-малышку для своих младших сестер, братьев.
Книжки-малышки – это книжечки изготовленные своими руками для детей раннего возраста. Они способствуют развитию интереса к книгам и раннему развитию читательских способностей. Процесс изготовления книжек-малышек очень увлекательный:
– способствует творческому развитию;
– повышает тонкое восприятие форм, фактуры, световосприятие;
– приводит к синхронизации обеих рук;
– развивает мелкую моторику, включает воображение;
– формирует усидчивость и способность планировать свою работу по реализации придуманного.
В ходе изготовления книжек-малышек школьник делает новые открытия и достигает своих маленьких личных достижений.
2.3.1 План изготовления книжки-малышки
Чтобы книжка получилась яркой и интересной нужно придерживаться определенного плана изготовления:
Выбрать тему для будущей книжки-малышки.
На черновике написать текст рассказа, стихотворения или сказки.
Подобрать иллюстрации, картинки, украшения.
Создать книжку-малышку.
Сначала, я объяснила одноклассникам, что такое книжки-малышки и для чего они нужны (приложение В рисунок 13, 14). Затем проверили цветовое восприятие каждого одноклассника. Все по очереди называли цифры, которые увидели на картинках (приложение В рисунок 15). После этого разобрали способы создания книжек-малышок (приложение В рисунок 16), одноклассники определились с темами своих книжечек и приступили к их созданию (приложение В рисунок 17).
Книжки-малышки получились разные, интересные, познавательные (приложение В рисунок 18,19). Моим одноклассникам очень понравилось их создавать.
Вывод: создание книжки-малышки вызывает интерес к печатным книгам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга – это источник информации и знаний.
Прежде, чем приступить к своему исследовательскому проекту, я прочитала литературу об истории возникновения и создания печатной книги. Затем я изучила какие бывают жанры и виды книг, и открыла для себя новое видения «живых» книг. Получив новые, положительные эмоции о полученных знаниях, мне захотелось поделиться ими со своими одноклассниками и школьниками младших классов.
Поставленные мною задачи проекта выполнены, цель проекта достигнута. Гипотеза, что под натиском электронных книг печатная книга не прекратит свое существование подтвердилась. Ребятам из класса очень понравился процесс создания книжек-малышек, а сами книжки были интересны младшим братьям и сестрам одноклассников. Я уверена, что когда малыши подрастут, то мои одноклассники сами покажут и научат своих братиков и сестричек делать книжки, таким образом на своем примере покажут любовь к печатным книгам.
В будущем я планирую изучить информацию о других книгах (электронных и аудио), а затем поделиться знаниями с ребятами из класса. Надеюсь, что у меня получится изменить отношение к чтению, пусть и не печатных книг, у тех одноклассников, которые считают, что чтение – это пустая трата времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
АСТ, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2024 г., 1360 стр
Эксмо-Пресс, Кругляков Геннадий, Градов Петр, Боков Виктор Федорович, Горшенин Василий, Георгиев Геннадий, Сазонов Александр, Чистый четверг. Стихи. Песни, 2001г, 384 стр
Андреева О. В., Волкова Л. Л., Говоров А. А. и др. История книги Первоисточник: М.: Светотон, 2001. - 400 с.
Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki .
Электронный ресурс: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/knizhnoe-delo-2022-literaturnye-predpochteniya-rossiyskoy-molodezhi-vybor-knig-otnoshenie-k-bibliote/.
Электронный ресурс: https://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-knigi-ot-drevnosti-do-nashih-dney/.
Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20240410191705/https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-elektronnogo-knigoizdaniya/viewer.
Электронный ресурс: https://www.gazeta.ru/science/news/2023/12/13/21915199.shtml?updated
Электронный ресурс: www.elib.bsu.by, статья Английские ученые о физиологии чтения и его влиянии на физическое и психическое здоровье С. С. Тверская.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1 – Результаты опроса российской молодежи
Рисунок 2 – Результаты викторины для дошкольников и младших школьников «Люблю читать»
Рисунок 3 – Результаты международной интернет-олимпиады «Солнечный свет» по литературе для 2 класса
Рисунок 4 – Результаты международной интернет-олимпиады «Солнечный свет» по литературе для 3 класса
Рисунок 5 – Результаты Всероссийской интернет-олимпиады
«Как вести читательский дневник»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Анкетирования
Анкета 1 – «Какой я читатель?»
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги
2. Читаю медленно, вчитываюсь в каждое слово
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое
9. Книгам не очень доверяю; ведь это вымысел
10. Верю во все, что в книге происходит
11. Нет ничего скучнее чтения
12. Чтение для меня самое интересное занятие
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя
15. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором
17. Я рассуждаю так книга — книгой, а жизнь — жизнью
18. Для меня хорошая книга — та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все
20. Быть хорошим читателем — это способность, которую надо развивать
А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.
Ключ к разгадке.
Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать, как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было побольше.
Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.
Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, то ты читатель по настроению.
Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.
Рисунок 6 – Результаты анкеты «Какой я читатель?»
Анкета 2 – «Анонимное анкетирование школьников младших классов»
Читаете ли Вы печатные книги?
А) Да
Б) Нет
Как часто Вы читаете?
А) Каждый день
Б) 1 раз в неделю
В) 1 раз в две недели
Г) реже 1 раза в неделю
О чём Вам интересно читать?
А) О путешествиях
Б) О приключениях
В) О магии
Г) О современных школьниках
Д) О войне
Е) Другой ответ_______________________________
Читают ли в Вашей семье вслух?
А) Да
Б) Нет
Обведи верные утверждения о себе: (несколько ответов)
А) родители заставляют меня читать.
Б) я являюсь активным читателем.
В) я часто посещаю библиотеку, хожу в читальные залы.
Г) у меня есть своя книжная полка дома.
Д) если бы в школе не задавали читать, я бы никогда этого не делал.
Е) я люблю читать.
Ж) мои родители часто обсуждают со мной прочитанное.
З) не люблю читать ни дома, ни в школе
И) у меня нет времени на чтение.
К) мне не нравится засиживаться с книгой, это скучно
Рисунок 7 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 1
Рисунок 8 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 2
Рисунок 9 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 3
Рисунок 10 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 4
Рисунок 11 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 5 (а)
Рисунок 12 – Анализ анонимного анкетирования, вопрос 5 (б)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки
Рисунок 13 – Теоретическая часть (а)
Рисунок 14 – Теоретическая часть (б)
Рисунок 15 – Проверка цветового восприятия
Рисунок 16 – Способы создания книжек-малышек
Рисунок 17 – Процесс изготовления книжек
Рисунок 18 – Результат мастер-класса (а)
Рисунок 19 – Результат мастер-класса (б)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Проверка на плагиат