ВВЕДЕНИЕ
…Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль,
Привести слова в правильное соотношение
И дать фразе лёгкость и правильное звучание.
Знаки препинания - это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!
Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
«Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.
Наша речь имеет определённую интонацию и окраску. Когда мы говорим, можем выразить наши чувства и эмоции. Если переносить нашу речь на письмо, то становится не совсем понятно её читать. Чтобы передать детали нашей речи, которые мы указываем интонацией, на письме используют знаки препинания. Получается, что знаки препинания заменяют всё, что мы используем в речи кроме самих слов: паузы, раздумья, восклицания, вопрос и прочее.
Вот представьте, как можно задать вопрос на письме, не используя вопросительный знак? Так же и восклицательный без восклицательного?
А когда появились знаки препинания? Все ли знакомые нам знаки препинания появились одновременно? Основой графической системы русского языка являются буквы и знаки препинания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое знаки препинания?
В далёком прошлом текст писали, не разделяя на слова и без знаков препинания. Иногда между словами писцы ставили точку или крестик, но никакими правилами они не руководствовались. Разделение текста появилось лишь в 14 веке. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания ( 15-16вв).
Древнейшим знаком является точка . Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: “ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина”.
Точку по праву можно назвать родоначальницей русской пунктуацией. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке 16-18 веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. В грамматических сочинениях 16 века учение о знаках препинания называлось “учением о силе точек” или “ о точечном разуме”, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название “О точках”.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в 15 веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – “останавливать”, “задерживать”.
Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания ( удивления) . Правила постановки “ удивительного знака» определяются в Российской грамматике” М.В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак встречается в печатных книгах с 16 века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в 18 веке .
К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60 годы 18 века, а Н.М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые
знак тире под названием “молчанка” описан в 1797 году в “Российской грамматике” А.А.Барсова.
Знак многоточие под названием “знак пресекательный” отмечается в 1831году в грамматике А.Х.Восткова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась “полуточием”, знак переноса – “единительным” знаком ( или “единитным”), скобки – ”вместительным” знаком.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Слово кавычки в значении нотного ( крюкового) знака встречается в 18 веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце18 века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи ( как и тире) принадлежит Н.М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавылять – “ковылять”, “прихрамывать”. В русских диалектах кавыч – ”утёнок”, “гусёнок»”, кавка – ”лягушка”. Таким образом, кавычки – “ следы от утиных или лягушачьих лапок”, “крючок”, “закорючка”.
К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей. История появления абзаца очень интересна. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
В 1755 году в Петербурге была напечатана “ Российская грамматика” М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.
Знаки препинания - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
1.2 Типы и функции знаков препинания
В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:
выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);
указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);
разделение слов на смысловые части (дефис);
выделение прямой речи, цитат (кавычки);
указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);
указание на пропуски текста (многоточие);
знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта).
Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В других источниках объяснение этого термина «знаки препинания» дается такое же. Это значит, что у ученых нет разногласий по данному вопросу.
Но лингвисты спорят о количестве знаков препинания. Это происходит потому, что некоторые считают знаками препинания одно, а некоторые другое.
Как известно нам, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка[.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].
1.3 Виды знаков препинания
1.Точка
«Так, сказала точка,
Точка-одиночка
Мной кончается рассказ,
Значит я важнее вас».
Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, тире, вопросительного знак , но невозможно без точки. Точка- самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения ещё древние римляне и греки. Из самых, что ни наесть практических целей -для облегчения декламации. В тёмные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали , не отделяя их друг от друга .В русских и западных текстах точка появилась почти одновременно в конце XVвека. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латинском слово punctum связано с глаголом « колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии - вертикальную линию, а в эфиопском письме- вместо одной точки ставят сразу четыре, но не в ряд, а квадратом.
2.Запятая
Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
Истинная правда, запятая самый распространённый знак препинания в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьёшься .Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом , как в загадке стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том ,как важно правильно поставить запятую известно всем из известной мультяшной фразы «Казнить нельзя помиловать».
3.Точка с запятой
«Если нет над нами точки,
Запятая -знак пустой!»
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
«Тётя» точка с запятой имеет своего конкретного «отца»: её придумал и ввёл в употребление знаменитый венецианский издатель АльдМануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочинённом предложении. И прижилась. Веком спустя обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном предложении, когда в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашёл куда дальше русского : в нем точка с запятой играют роль вопросительного знака.
4.Двоеточие
Двоеточие, мигая
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой!»
Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книгах по грамматике к примеру в Грамматике МелетияСмотрицкого. До середины XIXвека двоеточие использовалось в русском и других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны используют его как знак сокращения до сих пор, например вместо слова Helsinki они часто пишут H:ki.
5.Многоточие
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там где нечего сказать,
Ставят многоточие».
Писатель Владимир Набоков называл многоточие следами слов, ушедших на цыпочках. Многоточие- полная противоположность безапелляционной точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысль, и может, к тому же нести оттенок неуверенности. Знак «пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» в 1831 году русский филолог А.Х.Востоков, в английском и русском варианте изображается тремя точками, а в китайском, так целыми шестью.
6.Восклицательный знак
«Прибежал Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
М.В.Ломоносов считал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных изданиях в XVвеке и назывался знаком восхищения или восклицания. Бурные эмоции на письме стали выражать довольно поздно: к примеру в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году.
7. Вопросительный знак
Притащился кривоногий
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Куда? Откуда? Как?»
Поэт Тредиаковский спросил как-то царского шута знает ли он что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю,- ответил шут.- Это маленькая горбатенькая фигура, которая задаёт дурацкие вопросы.» Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак- это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у вопросительного знака числится точка с тильдой- волнистой чертой вверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIIIвеке при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам : то ли братьям фон Шпейер, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать две первые буквы латинского слова guaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали буквуgнад буквой o, а потом эта конструкция трансформировалась в привычный нам- вопросительный знак.
8.Тире
Сомерсет Моэм писал о тире, что в нём есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором можно было бы заменить его элегантной точкой с запятой или чёткими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А.Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский учёный А.Х.Востоков в своей «Сокращённой русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Своё двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать».
9.Кавычки
Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» -ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: учёные обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утёнок или гусёнок. Считают, что они попали к нам ещё в XV веке. Сейчас французские «ёлочки»и немецкие «лапки» употребляют , как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».
10.Скобки
«Наш первый университет» Михайло Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил : «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки присутствуют уже в «Грамматике» МелетияСмотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Скобки, как правильно говорил Ломоносов, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Зачем нужны знаки препинания?
Ставить или не ставить знаки препинания: вот в чём вопрос!
Что происходит со знаками препинания в Интернет-переписке? При анализе текстовых сообщений в Интернет-чатах, переписки в ватсап я убедилась, что, действительно, в этих текстах крайне мало знаков препинания. Пишущие стремятся общаться быстро, им некогда задумываться о постановке знаков препинания, если те сами не "напрашиваются".
Так, один из пользователей при обсуждении проблемы грамотности ответил: "А мнэ всё равно!!!!!!! Попробуйте сами ответить на такое каличество вапросов без единой ашипки и все хатят пабыстрее и без зомедлений.!?,!","Да уж... Я тоже, вообще-то, трепетно отношусь к русскому языку, но на форумах, да еще с таким посещением, еще на запятые внимание обращать... Не в обиду будет сказано, но это уже занудство. Тут столько всяких претензий да недовольств, обоснованных и не очень, да на все надо вежливо ответить, разобраться, тут и без запятых работы..."
Однако, справедливости ради, следует отметить, что есть в чатах и "защитники языка": "А мне кажется, что может кто-то лишний раз задумается о своей грамотности и будет более внимателен, когда пишет (не обязательно на форуме, но и в обыденной жизни). У нас здесь неформальное общение, мы друг друга принимаем такими, как есть, но согласитесь, что может в жизни получится и смешная ситуация или ситуация не в вашу пользу – например, на работе или в госучреждении, где документ с ошибками вызовет недоумение или сформирует о вас представление, как о неграмотном человеке. Я не призываю всех взять в руки учебники, могу только посоветовать побольше читать хороших книг и повнимательней читать то, что написано вами."
Анализируя интернет-переписку, я заметила, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Другая особенность письменного общения в молодежной среде: переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.
Смайлик – это знак препинания?
В ходе моего исследования я заметила интересную особенность: в последнее время знакам препинания возвращается их первоначальное назначение – появляются комбинации знаков препинания, означающие эмоции.
Это всем знакомые смайлики :-) ;-Р =0 и еще множество других. На сайте Lingvoforum обсуждался вопрос "Считать ли смайлик знаком препинания?" Ряд пользователей ответил утвердительно: «Считать ли смайлик знаком препинания? Мне как-то подсознательно после него в конце предложения уже не хочется ставить точку. Да и не смотрится она. Естественно, что речь идет не о современном русском литературном языке, а об интернет-варианте языка с использованием различных пиктограмм.»
Большинство собеседников согласились: «Предлагаю считать! Смайлики состоят из знаков препинания, совокупность знаков препинания назвали пунктуацией, одно из назначений пунктуации - графическая организация печатного текста... А смайлики же организуют текст? "»
Что ждет знаки препинания? То ли еще будет! Я уверена: «За знаками препинания – будущее!» Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: "Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".
Точно установить, кто придумал смайл, самый веселый и жизнерадостный символ Интернета, вряд ли возможно, так как многие претендуют на авторство. Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Он эволюционировал от веселого рисунка до набора знаков препинания: двоеточие и закрывающая скобка. С этимологической точки зрения все ясно: "smile" по-английски "улыбка".
Смайлики со скоростью гриппа распространились по миру. Зайдите на любой чат, и вы увидите, что половина информации передается посредством смайликов. Ученые, которые любят разложить все по полочкам и всему придумать определения, называют смайлики словами "эмограммма" или "эмотикон" (от слова "эмоция") и пишут что-то вроде "эмотикон - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего".
По всему видно, что смайлики являются не новой пунктуацией, как думают некоторые, а самостоятельными семантическими единицами. Тем не менее, у смайликов совершенно определенно есть значение и способность транслировать информацию. Иначе говоря, смайлики – это невербальный код, адаптированный под письменную коммуникацию.
Cловарь по естественным наукам: «Смайлик - схематическое изображение человеческого лица, используемое в электронных письмах для выражения эмоций. Смайлики конструируются из имеющихся на клавиатуре символов без применения графических редакторов.
Смайлики нужно рассматривать, склонив голову влево. Наиболее популярными смайликами являются:
- :-) улыбка, :-))) хохот, :-~) насморк;
- :*) пьяница, :-{) усатый, :-[ вампир;
- :-Q курить, :-@ кричать, :-( грусть;
- :'-( плакать, ;-) хитрец, >:-( злиться;
- : 0 зевать, :-)~ пускать слюни, 8:-) маленькая девочка;
- :-* съел горькое, :'-) плакать от счастья, :-& поклялся молчать;
- O-) аквалангист, =8-) носит очки».
Значит смайлик не является знаком препинания. Он состоит из них. Но есть множество мнений и множество фактов, поэтому сказать определенно нельзя.
2.2. Анкетирование
Цель моей работы – узнать, как появились и для чего нужны знаки препинания. Я предположила, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке.
Интересно, что одноклассники знают о знаках препинания?
1. Какие знаки препинания есть в русском языке?
2. Сколько всего знаков препинания в русском языке?
3. Знаете ли вы, кто придумал знаки препинания?
4. Для чего нужны знаки препинания:
а) для логической паузы;
б) для смысла текста;
в) для красоты при письме;
5. Все ли известные знаки препинания появились одновременно?
6. Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?
7. Какие знаки препинания вы используете чаще всего?
8. С какой целью используете знаки препинания?
Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?
В результате обработки были получены следующие результаты.
Из 25 человек почти все знают, что знаки препинания нужны для логической паузы и для смысла текста, и только один человек ответил, что знаки препинания нужны для красоты при письме.
20 человека не знают, кто придумал знаки препинания, а 5 человек считают, что все знаки препинания появились одновременно. Все-таки большинство пишущих используют в своих текстовых сообщениях знаки препинания и считают это необходимым, т. к. они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях. Кроме этого, я заметила, что многие в своих высказываний используют знаки препинания в новом несвойственном им употреблении-выражении эмоций.
А те, кто пунктуационными знаками не пользуются-это не из-за своей невысокой грамотности(но есть и такие) ,а и из-за сложившейся манеры общения в сети Интернет.
Эти выводы убедили меня в необходимости узнать больше о знаках препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Необходимость знаков препинания можно доказать на одном лёгком примере. Всем известна фраза –« казнить нельзя помиловать». Из этой фразы мы понимаем, что жизнь человека полностью зависит от одной запятой. Значит, нужно хорошо понимать пунктуацию в русском языке. А запятую нужно поставить после слова “нельзя”,так как это и есть доказательство того, что пунктуация- важный предмет в жизни человека.
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
В своей работе я проанализировала значение и функции знаков препинания, выявил их роль в предложении и письменной речи.
Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.
Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!Таким образом, я еще раз доказала: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
VI. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год
2. Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.
3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.
4. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.
6. А. Каневский О пользе знаков препинания.
1. Зайцева О.Н. «Уроки истории русского языка в школе»с.177-180.,,Ветрум-М 2005”
2. Иванова В.Ф. «История и принципы русской пунктуации».с.305-307.
3. Л.Л. Касаткин ,,Краткий справочник по современному русскому языку” с.268-367. М: ,,Высшая школа”
4. А.Н.Наумович «Современная русская пунктуация» с.77-81.
5. Энциклопедия для детей. Том 10.Языкознание.Русский язык. с.178-227. М: «Авант»