ВВЕДЕНИЕ
Цель искусства - представлять
не внешний вид вещей, а их внутреннее значение.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Наша жизнь наполнена искусством. Оно находится в каждом окружающем нас предмете, даже какая-нибудь небольшая деталь могла разрабатываться творческими людьми днями, а то и месяцами. Прежде всего, по моему мнению, искусство отображает внутренний мир человека, нашу духовную сущность, что может выражаться как в виде целых художественных произведений, так и через еле уловимые образы.
Актуальность темы: По сей день в нашем обществе есть “маленькие люди”, которых мы часто не замечаем из-за их тихой и неприметной натуры. Даже в нас самих могут быть черты, присущие подобным людям. Изучив творчество Федора Михайловича Достоевского и живопись, мы сможем лучше понять, как раскрывается данная тема, изучить терминологию и, возможно, что-то новое узнать о себе.
Проблема: в современном мире искусство начинает обесцениваться людьми.
Гипотеза: искусство, как ничто другое, отражает внутренний мир человека.
Цель: подробно изучить такой образ в художественной литературе и изобразительном искусстве, как “маленький человек”.
Практическая значимость исследования: повышение уровня знаний в интересующей меня теме, проявление себя как творческой личности с помощью цифровой живописи.
Задачи:
Проанализировать, какое значение имеет искусство в жизни современного человека.
Рассмотреть образ маленького человека и понять, как он раскрывается в искусстве.
Углубиться в творчество Достоевского и посмотреть, кто такой “маленький человек” с точки зрения великого писателя.
Рассмотреть, как показана тема маленького человека в живописи.
Попробовать самостоятельно отобразить тему маленького человека с помощью своих навыков в рисовании.
Методы исследования: интернет-сёрфинг, анализ полученной информации, практика.
ГЛАВА 1.
Искусство как часть нашей жизни.
Что такое искусство?
Искусство – это способ выражения чувств и идей, с которыми сталкивается каждый из нас. Оно окружает нас повсюду: в картинках на стенах, музыке из наушников, дизайне вещей. Это может быть картина, написанная маслом, тонкой линией нарисованный эскиз, величественная скульптура или уличный граффити. Искусство не обязательно должно быть создано кем-то знаменитым, оно есть и в детских рисунках, и в уютном уголке сада, созданном с любовью. Важно, что искусство заставляет нас ощущать, раздумывать, иногда даже менять взгляды на мир. Оно является своего рода языком, который не требует слов для понимания.
Когда мы говорим «искусство», люди часто представляют музеи с высокими потолками и тишиной залов. Но искусство не ограничено стенами галерей, оно витает в воздухе на концертах, вспыхивает в импровизациях театральных постановок. То есть искусство — это не только вписанное в рамки, это течение, которое могут создавать и чувствовать все. Искусство включает в себя литературу, поэзию, кинематограф, кулинарию, моду и многое другое. Любая из этих сфер может рассказать историю, погрузить в новый мир, вызвать радость, грусть или удивление. Искусство — это мост между внутренним миром создателя и внешним миром наблюдателя.
Конечно, искусство не всегда понятно с первого взгляда. Оно может быть загадочным, провокационным, даже шокирующим. Но каждое такое произведение наполнено смыслом, иногда скрытым глубоко в символах и образах. Чтобы понять подобное искусство, нужно немного терпения и готовности погрузиться в мир творца. Иногда разгадка кроется в биографии художника, в исторических событиях или личных переживаниях. И, разобравшись, мы получаем уникальный опыт, вдохновение и иногда новые знания о мире и о самих себе.
Телекоммуникации открыли совершенно новую эру для произведений искусства, позволив художникам всего мира делиться своим творчеством легче, чем когда-либо прежде. Многие произведения искусства, созданные в наши дни, существуют только на компьютерах, но зачастую оказывают гораздо большее влияние, чем физические работы, созданные ранее — во многом благодаря тому, как быстро информация распространяется в киберпространстве! Социальные медиа-платформы также используются для продвижения произведений искусства, предоставляя начинающим талантам новые возможности и позволяя большему числу людей, чем когда-либо прежде, получить доступ к их работам в Интернете, независимо от их географического местонахождения.
По мере того как люди становятся более современными, мы часто задумываемся о том, что такое искусство? Это то, на что нужно тратить часы, совершенствуясь? Это то, что доставляет нам радость? Как мы определяем красоту? Эти вопросы будут задаваться на протяжении всей истории человечества до тех пор, пока они не будут полностью объяснены, поняты и раскрыты.
1.2. Значение искусства в современном мире.
Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство. Где и когда бы ни жил человек, он пытался осмыслить окружающий мир, и в этом ему оно помогало. Человечество не стояло на месте, оно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всем пути. Его роль для человечества велика.
Искусство – это часть культуры человечества, имеющее много направлений. Оно включает в себя литературу, музыку, архитектуру и живопись.
Литература – это искусство слова, которое отражает окружающий нас мир в художественных образах (сказки, басни, стихи, рассказы).
Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах (классическая, поп, рок, метал, джаз).
Архитектура – это искусство проектировать и строить объекты (памятники, арт – объекты, скульптура, здания).
Живопись – вид искусства, в котором образы передаются при помощи красок на какую-либо поверхность (картины: пейзаж, портрет, натюрморт).
Искусство – это форма культурного самовыражения, которая существовала с древних времен. Оно выражает убеждения, ценности и представления человека о мире. Его можно использовать для представления широкого спектра тем, от личной идентичности до политических движений.
Эстетическое восприятие искусства – это способ оценить и понять красоту искусства. Это включает в себя понимание элементов, из которых состоит произведение искусства, таких как композиция, линия, цвет, текстура и т.д.
Виды искусства, такие как картины, скульптуры, керамика, ювелирные изделия и текстиль, могут дать представление о культурах, верованиях и ценностях различных цивилизаций. Когда эти произведения сохраняются для будущих поколений, чтобы ими могли наслаждаться, мы можем узнать об истории определенного времени уникальным образом.
Искусство важно в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам выражать себя, развивать наши творческие навыки и ценить красоту окружающего мира, может помочь нам общаться с людьми разных культур и происхождения. Искусство может обеспечить комфорт в трудные времена и помочь нам находить радость в повседневных моментах.
Вывод:
Искусство может быть формой терапии, помогая нам справиться с трудными переживаниями или эмоциями.
Искусство может объединять людей, создавая чувство общности и взаимопонимания.
Искусство значительно влияет на все аспекты жизни, а также на нашу культуру и общественные ценности. Оно служат средством выражения чувств и эмоций.
Искусство оказывает содействие экономическому развитию общества с помощью инновационных текстильных изделий.
Кроме того, оно культурному и эстетическому развитию человечества в целом.
1.3. На что способно искусство?
Искусство сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Оно играет огромную роль в нашей жизни, вызывая эмоции, пробуждая воображение и расширяя наше понимание мира.
Искусство имеет способность воздействовать на людей. Через произведения искусства мы можем воспринимать этические дилеммы, сопереживать героям и задумываться над своими собственными моральными принципами. Искусство может вызывать эмоциональные и когнитивные переживания, способствуя формированию и пересмотру моральных установок.
Влияние искусства на человека является многогранным и разнообразным. С одной стороны, оно отражает мир и помогает нам лучше понять и воспринять окружающую реальность. С другой стороны, искусство служит способом самовыражения и развития творческой мысли. Оно влияет на эмоции, моральные установки и общественные ценности. Важно отметить, что влияние искусства на человека может быть индивидуальным и зависит от его личного опыта и предпочтений, оно играет значимую роль в нашей жизни и способно оказывать положительное влияние на наше благополучие и самосознание.
Возможно, влияние искусства на человека также связано с его способностью расширять границы воображения и творческого мышления. Искусство может вдохновлять на новые идеи, стимулировать к экспериментам и инновациям. Кроме того, оно имеет способность объединять людей и создавать смысловые связи. Выставки, концерты и другие культурные события создают возможность для общения, обмена идеями и налаживания взаимным общением.
Через искусство мы можем выражать свои эмоции, мысли и взгляды на мир. Оно помогает нам развивать критическое мышление и аналитические навыки, а также развивать эмоциональную интеллектуальность. Искусство может быть мощным инструментом самовыражения и самопознания.
Таким образом, влияние искусства на человека можно рассматривать как взаимодействие между творцом и зрителем/слушателем. Это взаимодействие способно вызывать эмоции, приводить к глубокому размышлению и оказывать влияние на различные аспекты нашей жизни.
ГЛАВА 2
Образ маленького человека.
2.1. Кто такой маленький человек?
«Маленький человек» — литературный герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера.
Мифологема «маленький человек» применяется к типу литературных героев эпохи реализма, обычно располагающихся на довольно низкой ступени социальной лестницы: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» с расширением демократичности литературы становился все актуальнее.
В XIX-начале ХХ века понятие «маленький человек» трактовалось довольно широко. Писатели не вкладывали в него тот смысл, который будет закреплен за ним позже. Только в советском литературоведении мифологема «маленький человек» стала тождественной мелкому петербургскому чиновнику. Это, прежде всего, чиновник николаевского периода. Затем социальный адрес его расширился, и «маленький человек» начал пониматься как вообще человек бедный, занимающий низкие ступени в социальной иерархии. Социальным источником для развития в русской словесности образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан, стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством приобретения дворянства.
2.2. “Маленький человек” Ф.М. Достоевского.
Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.
В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.
Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.
В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.
Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.
Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.
Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «...бедность не порок, это истина... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженность Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».
Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.
Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общее происхождение, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.
«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?» говорит главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи» – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной, серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения.
Стоит отметить, что для «маленького» человека характерен процесс мечтательства. Мечтатель — это человек, который всю свою жизнь живёт в собственных фантазиях. Его никогда не волнуют общественные проблемы. Он постоянно находится в воображаемом, созданным им самим мире, где всегда есть порядок и умиротворение.
Мечтатель очень одинок: «Мне страшно стало оставаться одному», «… как жил, как у нас говорится, сам по себе, один совершенно, один, один вполне». Данную фразу он неоднократно повторяет в повести. Мечтатель сам невольно верит, что обречен на пожизненное одиночество и скитание. Конкретно что-то изменить в своей судьбе он не может.
У Мечтателя нет имени, биографии. В повести он сам это замечает: «…У меня нет истории». Герой постоянно всё анализирует и тем самым погружается в мир фантазии. Он любит наблюдать за окружающими людьми. Гуляя по Петербургу, может безошибочно определить, кто на какой даче живет. Он наблюдает за другой жизнью, своя при этом проходит мимо.
Мечтатель физически живой, а духовно уже давно мертв. Он находится в плену фантазии. В этом мире ему комфортно. Поэтому герой не хочет менять свою действительность. Мечтатель – это герой, который не способен на дальнейшее развитие.
2.3. “Маленький человек” в живописи.
Несмотря на то, что тема маленького человека в основном раскрывается в литературе, живописцы XIX века обращали внимание на судьбы «маленьких людей» и находили вдохновение в библейских сюжетах.
Социальные перемены в Российской империи во второй половине XIX века отразились на многих сферах жизни: отмена крепостного права в 1861 году стала одной из важнейших вех в истории страны и повлияла в том числе на искусство. Спустя пару лет было и создано товарищество художников-передвижников, которые в своем творчестве регулярно обращались к «злободневным» темам и запечатлевали людские страдания и пороки.
Василий Перов — первый художник, имя которого приходит на ум, когда речь идет о печальных картинах про обездоленных людей. Именно их мы видим на полотне «Очередные у бассейна» 1865 года. В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но тоже за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра. Зимой плохо одетым людям приходилось стоять на лютом морозе. Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя. Именно это и изобразил автор.
На картине Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру», написанную в 1876 году, запечатлена пара стариков, бредущая по замерзшей Неве со скромным узлом пожитков. На лице старика — красном, немного одутловатом — мы читаем отпечатки вины. Скорее всего, из-за его долгов им пришлось покинуть ставшее не по карману жилье. Лицо старухи строго и непроницаемо. Рядом с бедняками изображена печальная собачонка, а на фоне возвышается строгий шпиль Петропавловского собора. Эта картина принесла молодому художнику большой успех, но в итоге мы знаем Васнецова прежде всего, как автора картин на сказочные сюжеты.
К сказочным картинам Васнецова принято относить и «Алёнушку», написанную в 1881 году, хотя она и не предполагалась таковой по замыслу художника. Печальную героиню картины он писал с крестьянки. «Столько тоски, одиночества и чистой русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов, которому удалось передать этот взгляд девушки. Первоначально картина называлась «Аленушка (Дурочка)», но словом «дурочка» в народе называли не глупых, а юродивых сироток. Их жалели и даже уважали, считая, что они имеют связь с Богом. За спиной Аленушки изображен дремучий, мрачный лес, создающий давящую атмосферу. Кажется, что девушка заблудилась во мраке жизни и дорогу к настоящему дому ей уже не сыскать. Но Васнецов оставляет героине надежду: над ее головой на ветви дерева сидят ласточки — символ надежды.
Пьянство, пожалуй, можно назвать самым часто изобличаемым пороком в России. Среди картин на эту тему есть немало печальных, если не сказать тоскливых. На полотне Владимира Маковского «Не пущу» 1892 года изображена рядовая, по сути, сцена: женщина, к которой прижимается ребенок, стоит перед мужем у дверей пивной, заслоняя вход. В глазах — смесь страха и отчаяния, рот приоткрыт в предостерегающем крике. Такую, кажется, с места не сдвинешь. Впрочем, для пьяницы-мужа эта ситуация, похоже, не нова. Потрепанный и плохо одетый мужчина намерен войти внутрь и готов к короткой потасовке, исход которой очевиден. Дополняет картину фрагмент унылого забора, за которым видны крыши домов, удивительно похожих здесь на пятиэтажки XX века.
Рассмотрим картину Василия Поленова «Больная», написанную в 1886 году. Несвойственная творчеству Поленова мрачная картина отражает личные трагедии художника, потерявшего сперва возлюбленную Марию Оболенскую, затем любившую его самого Елизавету Богуславскую, а в конце концов и сестру-близнеца Веру. Над этим полотном, существующим в двух версиях, Поленов работал в течение долгих 13 лет. На полотне изображена комната, едва освещенная лампой с зеленым абажуром. Терзаемая недугом девушка, лицо которой трудно разобрать в сумраке, лежит на кровати — художник дает понять, что дни ее сочтены.
Выразить внутренние терзания человека попытался Николай Ге в картине «Совесть, Иуда» 1891 года. Это библейское полотно примыкает к «Страстному циклу» художника и изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа.
«Такой Иуда — в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине „Совесть“», — писал Николай Ге о своей картине, которую многие критики и коллеги художника считали слабой и неудачной.
ГЛАВА 3
Создание своей картины на тему “маленький человек”.
3.1. Подготовка к работе.
Я хочу передать образ маленького человека в творчестве Достоевского с помощью изобразительного искусства. Работа будет проходить в направлении “цифровая живопись”, так как мне приятнее и удобнее работать именно в данном направлении. В настоящий момент многие художники идут в ногу со временем, переходят на цифровые технологии, это открывает новые возможности, и каждый может выделить для себя отдельные положительные аспекты, которых в той или иной степени не хватает в традиционных техниках рисования.
Главным героем картины будет Мечтатель из произведения Достоевского “Белые ночи”. Мне импонирует данная повесть, а выбранный мною персонаж кажется мне необычным и интересным, что вдохновляет и наталкивает на определенные мысли.
Действие картины будет проходить на Екатерининском канале (сейчас несет название Канал Грибоедова), который не раз упоминался в самой повести. К тому же есть предположения, что на одном из мостов данного канала главный герой впервые встретился с Настенькой. Это усиливает ассоциацию Екатеринского канала с повестью “Белые ночи”.
Большая часть событий в повести происходят ночью, именно поэтому мне хочется нарисовать картину, где преобладают холодные оттенки. К тому же синий цвет ассоциируется с печалью, что может усилить эмоциональную значимость картины.
3.2. Процесс работы.
Набросок. Для начала я быстро наметила общие черты картины: Мечтатель прогуливается по Екатерининскому каналу. Мы видим героя со спины, ведь у него нет никого, для кого бы его лицо что-то значило. Для других людей он обычный непримечательный прохожий, ему не с кем разделить переживания или обсудить что-то. Главного героя на картине я расположила ниже композиционного центра, потому что даже в своей собственной жизни Мечтатель не считает себя “центром”, он сам себя называет наблюдателем.
Уточнение. Далее, используя референсы, я уточнила и самого героя, и окружающий его мир, углубила цвета, сделав их более яркими и контрастными. Вдали можно увидеть лунный свет. Герой не торопится окунуться в яркую жизнь, он предпочитает лишь наблюдать за светом, находясь где-то в тени, хотя, казалось бы, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно пройти совсем небольшое расстояние. Но хочет ли этого сам Мечтатель?
Рендер. После того, как я полностью определилась с композицией, цветом и сделала набросок, можно приступать к самому долгому этапу работы, а именно к рендеру. С помощью различных инструментов и текстур у меня получилось довести картину до целостного и законченного вида. Я решила не использовать какие-либо контрастные решения, чтобы картина выглядела туманной и приглушенной, всё-таки герой зачастую находится в своих мечтах, а окружающий мир для него словно в дымке.
Мне нравится конечный результат, и я считаю, что у меня получилось воплотить в реальность мою задумку. В общей сложности на эту картину у меня ушло 11 часов непрерывной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытожив, я могу с уверенностью сказать, что я добилась поставленной цели, справилась с каждой задачей и подтвердила собственную гипотезу. Мы подробно рассмотрели образ маленького человека в творчестве Достоевского и живописи, поняли, какое значение в нашей жизни имеет искусство.
У меня получилось доказать, что искусство раскрывает внутренний мир человека. Чтобы в полной мере передать настроение и характер выбранного героя, мне понадобилось много времени и знаний. За каждой картиной скрывается история и труд.
Если мой проект помог кому-то осознать, что искусство не просто красивые слова или случайный набор цветов и мазков, а огромная работа со своей историей, скрывающая за собой кропотливый труд и долгий мыслительный процесс, то мое время точно было потрачено с пользой!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-сайты:
https://dzen.ru/a/YJOl2qX4cCaxApCJ
https://dzen.ru/a/ZYFahoYH4x_8LQ3V
https://risovanie24.ru/stati/tpost/07yaxoz1l1-chto-takoe-iskusstvo
https://school-science.ru/8/20/41713
https://dzen.ru/a/ZL6QiMBPHXEBa96B
https://dzen.ru/a/ZcCqzv7wezHBn-pd
https://bigenc.ru/c/malen-kii-chelovek-df3dc6
https://school-science.ru/6/10/36445
https://nauchkor.ru/uploads/documents/5c1a659b7966e104f6f85822.pdf
http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/tema_malenkogo_cheloveka_v_tvorchestve_dostoevskogo_sochinenie/66-1-0-1809
https://studopedia.su/10_141696_tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyah-fmdostoevskogo.html
https://vk.com/wall-155688991_172347
Приложение №1. Набросок картины
Приложение №2. Уточнение картины
Приложение №3. Рендер картины