Введение
В современном мире, где информация играет ключевую роль, методы анализа поведения и характера человека становятся все более востребованными. Одним из таких методов является графология – наука, которая позволяет через изучение почерка выявлять особенности личности, эмоциональные реакции и даже предрасположенности к определенным действиям. Актуальность нашего исследования заключается в следующем: несмотря на то, что графологические исследования имеют долгую историю, эта область продолжает развиваться и находить новые применения в психологии, педагогике, криминалистике и других областях; анализ почерковедческих особенностей помогает специалистам лучше понять внутренний мир человека и скорректировать работу с ним.
Мы планируем изучить существующие методики анализа почерка, а также провести экспериментальные исследования на основе собранной базы данных, проанализировав почерки разных людей, сравнив их по разным критериям: возраст, уровень обученности (школьники, обучающиеся на «отлично» и «удовлетворительно»), склонность к точным или гуманитарным наукам, профессия.
Цель: исследование взаимосвязей между почерком человека и его личностными характеристиками, эмоциональным состоянием.
Для достижения цели необходимо поставить ряд задач:
Изучить историю возникновения данной науки, понять ее актуальность сегодня;
Изучить имеющиеся методики анализа почерка, выявить наиболее общую и объективную;
Собрать образцы текстов обучающихся и работников МАОУ СОШ 85 г. Кемерово, а также текст, написанный преступником.
Проанализировать образцы согласно выбранной методике, сделать выводы относительно отражения в почерке акцентуаций характера.
Объект: почерк и образцы почерка представителей разных слоев общества.
Предмет исследования: отражение в почерке человека личностных особенностей и эмоциональных состояний.
Методы исследования: анализ источников по теме, систематизация, сопоставление, сравнение.
Гипотеза: мы предполагаем, что почерк действительно отражает личные качества и эмоциональное состояние человека, реагирует на различные социальные изменения, и анализ почерка поможет в различных сферах жизни, таких как психология, педагогика, медицина и криминалистика.
Ожидаемые результаты работы и практическая значимость:
Улучшение навыков анализа информации и ее трактовки, повышение умения сравнивать и делать выводы;
Развитие наблюдательности, усидчивости;
Получение новых знаний;
Развитие критического мышления.
Результаты нашей работы могут помочь школьному психологу и классному руководителю дополнить первоначальное представление об ученике, скорректировать план работы с учетом особенностей его личности и характера. Учителя нашей школы на уроках русского языка, а также на занятиях внеурочной деятельностью могут включить задания, в которых ребенку необходимо проанализировать рукописный текст с точки зрения его написания. Это также поможет развить навыки критического мышления.
ГЛАВА 1.
С чего все началось.
Графология — это учение, не основанное на научных фактах, которое утверждает, что существует стойкая связь между почерком и личностными характеристиками человека. Несмотря на то, что вплоть до второй половины XX века графологические методы рассматривались как способ изучения индивидуальных черт в психологии, на сегодняшний день они признаются научным сообществом как псевдонаучные.
Первые упоминания о графологии, дошедшие до наших дней, мы встречаем далеко в древности. Великий китайский мыслитель и философ Конфуций (551 г. До н.э. - 479 г. до н.э.) писал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Ему же принадлежит утверждение, что «почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или оттого, кто вульгарен».
В эпоху Античности одной из основных «единиц измерения» личности человека, римляне считали почерк. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в подтверждение разнообразия почерка писал: «...Слова, которые мы произносим, - отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова - отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека...Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих».
В письме римского императора Нерона (37-68 гг. н.э.) говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него предательская натура».
Другие выдающиеся личности Античности - такие, как Теофраст (около 372 - около 287 гг. до н. э.), Деметрий Фалерский (ученик Аристотеля), Эзоп (VI в. До н.э.), Юлий Цезарь (102 г. до н.э.- 44 г. до н.э.), Марк Туллий Цицерон (106 г. до н.э.- 43 г. до н.э.), известный мастер новой аттической комедии Менандр (около 342 - 292 гг. до н. э.), греческий писатель Дионисий Галикарнасский (II половина I в. до н. э.), также утверждали, что в почерке каждого человека проявляется его характер.
Еще в те времена были сделаны первые попытки найти психологическое объяснение различий в почерках. Биограф римских императоров Светоний Гай Транквилл (около 70 - 140 гг. н. э.), характеризуя бережливость императора Августа в своей книге «Жизнь двенадцати Цезарей» писал: «... И в почерке его я заметил некоторые особенности: он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертою».
1.2. Причины изучения почерка.
Интерес к изучению почерка, также известному как графология, имеет глубокие корни и множество причин. Вот несколько ключевых аспектов, объясняющих этот феномен:
1. Психологические особенности личности.
Графологи утверждают, что почерк может отражать черты характера, эмоциональное состояние и даже внутренние конфликты человека. Например, наклон букв, их размер, давление пера могут говорить о таких качествах, как уверенность, тревожность, открытость или замкнутость. Изучение почерка позволяет глубже понять психологические аспекты личности, что привлекает внимание исследователей и обычных людей.
2. Историческая традиция.
Графология зародилась еще в древности, когда люди пытались найти связь между характером человека и тем, как он пишет. В XIX веке графологию начали активно развивать в Европе, особенно во Франции и Германии. Эта дисциплина получила широкое распространение благодаря своей практической применимости – от подбора сотрудников до анализа поведения преступников.
3. Профессиональная необходимость.
В некоторых профессиях знание графологии может оказаться полезным инструментом. Например, HR-менеджеры используют анализ почерка для оценки кандидатов при приеме на работу. Психотерапевты и психиатры могут применять графологический анализ для диагностики психических состояний пациентов.
4. Научный интерес.
Несмотря на то, что научное сообщество относится к графологии скептически, некоторые исследователи продолжают изучать эту область, пытаясь найти объективные доказательства связи между почерком и личностью. Современные методы анализа данных и нейронауки могут открыть новые горизонты в понимании этой взаимосвязи.
5. Любопытство и самоанализ.
Многие люди просто любопытны и хотят узнать больше о себе через изучение своего почерка. Самопознание всегда было важной частью человеческой природы, а возможность увидеть свои скрытые черты через написание текста может стать увлекательным опытом.
6. Развлечение и хобби.
Для многих людей графология стала интересным хобби. Они изучают различные методики анализа почерка, проводят эксперименты и делятся своими наблюдениями с другими энтузиастами. Это позволяет им углубиться в мир психологии и самовыражения.
1.3. Применение графологии в современном мире.
В современное время графология становится все более популярной и признается как эффективный метод для выявления индивидуально-психологических характеристик человека. Исследование почерка оказывается полезным в самых разных практических аспектах. Результаты анализа почерка могут быть применены для оценки личности в различных сферах деятельности.
1) Графология находит применение в криминалистике. В рамках следственных и судебных процессов графологический анализ может быть полезен для установления мотивов преступления, определения причастности конкретного человека к преступлению, а также для изучения личностных особенностей во время совершения правонарушения.
2) Наиболее активно графология используется в сфере трудоустройства. При подборе сотрудников она является незаменимым инструментом, так как опытный графолог может выбрать наиболее подходящих кандидатов. Обычно при трудоустройстве человек составляет автобиографию, которая затем подвергается анализу. Графологические характеристики помогают определить предрасположенность к той или иной профессии, а также выявить личные качества, умственные способности и профессиональные навыки. С помощью графолога работодатель может оптимально распределить обязанности и выбрать наиболее подходящую роль для работника, основываясь на его характеристиках.
3) Графология также используется в психологическом консультировании для выявления внутренних конфликтов и особенностей характера человека.
ГЛАВА 2.
2.1. Методы изучения почерка в настоящее время используются в следующих областях:
1. Почерк выступает не только как средство коммуникации, но и как сложный проективный метод, раскрывающий внутренний мир пишущего. В графологии исследуются особенности почерка, позволяющие диагностировать личностные характеристики автора: его эмоциональное состояние, темперамент и даже скрытые желания. Это даёт возможность глубже понять мотивацию и поведение человека.
2. С другой стороны, в криминалистике и юридической психологии почерковедческое описание документов становится инструментом идентификации личности. Исследование почерков позволяет установить авторство письменных материалов, что имеет критическое значение в правоприменительной практике. Эта наука служит не только для раскрытия преступлений, но и для защиты прав граждан.
3. В психиатрии и психотерапии почерк может служить вспомогательным методом диагностики психических отклонений. Нозологический метод, основанный на анализе почерка, помогает выявить неосознанные проблемы и конфликты пациента, что в свою очередь способствует эффективному лечению и реабилитации. Таким образом, почерк, в различных контекстах, становится ценным инструментом для изучения человеческой природы и диагностирования личностных особенностей.
На протяжении времени анализом почерка с разными целями занимался ряд ученых:
Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо исследовал почерк с точки зрения проявления в нем типичных черт преступника, утверждал, что по особенностям написания букв всех преступников можно разделить на «душегубов-жулив-насильников». Также занимался исследованием почерка Л. Н. Толстого.
Немецкий психолог Вильгельм Прейер и психиатр Георг Майер называли почерк «мозговым письмом», анализировали особенности написания людей, имевшим физические недостатки, пытались доказать, что писать может любой человек с любым недостатком, тк все зависит от бессознательного.
Вильгельм Хегер занимался исследованием качества линии (штриха): нажим, качество, движение и скорость; Роберт Содак изучал скорость почерка.
Так как наука графология основана исключительно на анализе текста, за время ее развития был сформирован единый метод анализа, и нам удалось найти наиболее подробное руководство по этому методу.
2.2. Практическая часть
Для анализа мы провели эксперимент, в котором участвовали 6 человек – добровольцев разного возраста, пола и профессии. Поскольку целью нашей работы было сравнить пары почерков, мы выбирали людей, которые имели бы минимум различий за исключением того критерия, который и является причиной, по которой нам интересно провести сравнение. Таким образом, у нас была пара отличника и троечника, человека с физико-математическим и гуманитарным складом ума, директора - образованного и коллективного в силу профессии, и асоциального преступника. Возраст участников каждой пары максимально приближен друг к другу, таким образом мы снизили вероятность различий, которые присущи людям разного поколения. Пол участников одной из сравниваемой пары также был совпадает, потому что влияет на формирование типа мышления. Участникам необходимо было написать текст на листе бумаге а4, не линованной. После этого образцы их почерка были проанализированы с помощью выбранной методики (Приложение 1).
1. Сравнение почерка по критерии обученности (ученики, обучающиеся на «отлично» и «удовлетворительно»)
Отличник:
Почерк отличника отличается аккуратностью и ровностью на протяжении всего текста, что свидетельствует о его выдержке и уравновешенности. Он может варьировать стиль написания — от грубого до красивого, что может отражать его многогранную личность. Вертикальное написание символизирует гармонию между разумом и эмоциями, указывая на способность к анализу и обдуманным решениям. отсутствие наклона букв говорит о наличии принципов, отличающихся от общепринятых. У отличника средний нажим, что характерно для амбивертов, стремящихся к исследованию внешнего мира при сохранении личных ценностей. Если строки поднимаются вверх, это говорит о позитивном мировосприятии и целеустремленности в карьере. Плотное размещение текста указывает на желание максимально использовать имеющиеся ресурсы. Такой стиль написания характеризует организованность и следование инструкциям, в то время как мелкие буквы демонстрируют способность сосредотачиваться. Переход на печатные буквы указывает на стремление к обновленным идеям. Пробелы между буквами показывают интуитивное восприятие. Закрытые буквы говорят о сдержанности.
Троечник:
У троечника присутствует ровный почерк без наклона, что также указывает на наличие собственных принципов. Его сильный нажим говорит о активной энергичности и стремлении быть занятым, включая физическую активность. Это общительный человек, ценящий человеческие взаимодействия и стремящийся к материальным благам, который преодолевает трудности без зацикливания. Троечник реалист, о чем свидетельствует его нисходящая строка. Угловатые буквы указывают на конкурентный характер и критическое мышление. Широкие поля говорят о хорошем вкусе и стремлении к изысканности. Маленькие буквы показывают концентрацию, а пропорционально большие заглавные буквы — личную гордость. Трудный для чтения мелкий почерк говорит о скрытности. Разрывы между буквами указывают на интуитивность, а открытые буквы демонстрируют общительность.
Итог: Конечно, почерк сам по себе не определяет уровень знаний ученика, но он может многое сказать о его отношении к учебе и дисциплине. Аккуратный и разборчивый почерк часто свидетельствует о внимательности и старании, тогда как неряшливый почерк может указывать на недостаток интереса и организованности.
2.3. Сравнение почерка по критерию «склад ума (гуманитарный/физико-математический)
Гуманитарий:
У гуманитария ровный почерк, что говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии. Крупные, размашистые буквы указывают на то, что текст писал экстраверт. Наклон около 20-30° — наиболее распространенный. Характерны для человека, открыто выражающего свои чувства, но не импульсивного. Средний нажим свойственен для личностей, направленных на познание внешнего мира, придающих большую значимость внутренним ценностям. Строки, остающиеся в ровном положении, свидетельствуют о предсказуемости и дисциплинированности. Угловатые буквы указывают на предрасположенность к состязательности. Узкие поля могут означать бережливость. Крупные буквы характерны для экспансивной личности, стремящейся к общительности. Низкие петли говорят о ценности семейного очага. Буквы, соединенные без отрыва, свидетельствуют о логическом уме.
Физмат:
У физмата также ровный почерк, что является знаком силы воли. Наклон 40° вправо характерен для человека, открыто выражающего чувства. Четкий наклон без изменений говорит об исполнительности. Легкий нажим раскрывает интровертную натуру. Горизонтальные строки свойственны уравновешенному человеку. Явные пробелы могут указывать на расточительность, а рациональные поля — на рассудительность. Отсутствие переноса слов показывает нежелание к творчеству. Узкие, вытянутые петли указывают на осторожное мышление.
Итог: Несмотря на то, что они принадлежат к разным научным направлениям – физико-математическому и гуманитарному, итоговый анализ оказался схожим благодаря влиянию таких факторов, как возраст, пол и профессиональные особенности.
2.4. Сравнение почерка по критерию «социальное положение»
Директор школы:
Почерк размашистый, что может говорить об экстраверсии автора. Резкость написания слов не изменяется по мере всего текста, указывая на то, что этому человеку не свойственно двуличное поведение. Наклон стандартный - около 20-30°. Этот человек открыто, но не бездумно выражает свои чувства. Строка незначительно уходит вверх, что свидетельствует об оптимизме. В карьерном отношении такому человеку свойственна целеустремленность, а адаптивность выше средней, как к физической, так и к социальной среде. Чем больше расстояние между словами, тем больше в человеке присутствует расточительство. Здесь пробелы стандартные - вероятно, у директора хорошее чувство меры. Ровные поля по левую сторону текста подтверждают это. Отсутствие переноса слов говорит о том, что этот человек - хороший и ответственный исполнитель.
Образец почерка маньяка 1964 года рождения, осужденного в 1983 году:
Маньяк пишет буквы то грубо, то красиво, что может указывать на непостоянство в поведении. Крупные буквы и изящные заглавные указывают на экспансивность и лидерские качества, а периодические изменения наклона свидетельствуют о низкой психологической устойчивости.
Итог: Конечно, приведённые характеристики почерка носят общий характер, и они не позволяют делать однозначные выводы о том, кто перед нами — обычный человек или маньяк. Тем не менее, изучение особенностей почерка может предоставить важные сведения о психологическом состоянии автора, его индивидуальных чертах, составить психологический портрет.
Заключение
Графология представляет собой увлекательную область исследования, которая связывает индивидуальные черты характера и психические состояния человека с особенностями его почерка. Несмотря на то, что графологический анализ не является точной наукой и требует критического подхода, он предоставляет интересные возможности для изучения взаимосвязей между поведением и физическими проявлениями, такими как почерк.
В ходе данного исследования мы рассмотрели базовые характеристики почерка, такие как размер букв, наклон и нажим, а также научились анализировать с помощью них почерки. Мы увидели, что определенные закономерности действительно существуют, хотя и требуют дальнейшего изучения и подтверждения. Мы подтвердили свою гипотезу и пришли к выводу, что у каждого человека свой собственный, не похожий ни на кого, почерк. Также мы сделали вывод о том, что, изучая особенности написания, можно получить определенную информацию о человеке, о его характере, в дальнейшем можно использовать ее для выстраивания работы с человеком (например, школьному психологу). Также можно учесть особенности почерка при приеме на работу. Также мы можем сделать предварительный вывод о том, что почерк человека имеет свойство меняться: с возрастом, изменением уровня жизни, с ускорением темпа жизни. Для подтверждения данной информации планируем провести ряд аналитических исследований в дальнейшем и таким образом доказать, что почерк является отражением жизни человека в целом. В практической части нашей работы планируем рассмотреть возможность создания специального приложения, загрузив информацию в которое, можно сразу что-то узнать о человеке (что опять-таки поможет при собеседовании, в школе, в криминалистике). Таким образом, графология может служить полезным инструментом для самопознания и улучшения межличностного общения. Она открывает новые горизонты для исследований в области психологии и поведенческих наук, предлагая уникальный взгляд на человеческую природу.
Список литературы
1. Знания.ру:https://znanierussia.ru/articles/Графология
2. Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/Графология
3. HT Lab:https://ht-lab.ru/blog/opredelenie-lichnostnykh-kharakteristik-cheloveka-s-pomoshchyu-analiza-pocherka-grafologiya/
4. Live journal:https://grapholog.livejournal.com/1078.html
5. https://psy-grafology.narod.ru/simplelit5.html
6. Лента.ру:https://lenta.ru/articles/2020/11/18/chikatilo/
7. Прейер В. Психология почерка / В. Прейер – 2008 г. – 538 с.
8. Гольдберг И.И. Секреты почерка: Хранитель / И.И. Гольдберг. – М.: «АСТ МОСКВА», 2008 г. – 237 с.
9. Бобров А.И. Язык почерка. Как понять себя и других / А.И. Бобров – М.: ЗАО «ЦентрПолиграф», 2006 г. – 192 с.
10. Моргенштерн И.Ф. Психографология / Ф.И. Моргенштерн – М.: «Золотой век», 2004 г. – 374 с.
11. Практическая графология: как узнать характер по почерку / Составитель: Елена Львовна Исаева – М.: «РИПОЛ Классик», 2010 г. – 256 с.
Приложение 1.
Критерии анализа почерка
Общая характеристика почерка
Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.
У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.
Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.
У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.
У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.
Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.
Наклон
Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.
Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.
В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.
Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.
Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.
Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.
Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно, непостоянство и придирчивость к мелочам.
Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.
Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево - о негативизме, склонности к сопротивлению.
Нажим письма
В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?
Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.
Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.
Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой. Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.
Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять, и они более предсказуемы.
Сочетание нажима с другими характеристиками почерка
Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его не агрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.
Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.
Горизонтальность расположения строк
Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.
Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.
Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.
Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.
Округлость букв
Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.
В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.
Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.
Расстояние между словами и строками
Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.
Величина оставляемых полей
Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.
Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.
Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.
Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.
Почерк может выдать слабости человека, например, пристрастие к алкоголю и психические заболевания.
Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут "скачущими буквами" разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.
Величина букв
Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.
Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.
«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.
Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.
Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.
Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.
Использование печатных букв вместо письменных
Это означает движение к новым взглядам. Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.
Наличие петель
«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».
Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.
Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.
Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.
Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.
Разрывы между буквами
Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.
Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.
Размер букв на протяжении письма
Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.
Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.
«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.
Приложение 2.
Образцы почерка.
Образец почерка директора школы
Образец почерка маньяка (образец взят из открытой сети)
Образец почерка ученика, который обучается на «удовлетворительно»
Образец почерка ученика, который обучается на «отлично»
Образец почерка учителя физика– (физмат)
Образец почерка судьи г. Кемерово - **** (гуманитарий)