Введение
Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик уже в начальном школе. Знакомится и почти сразу забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, потому что воспринимается только как нравоучение, или как маленькая история развлекательного характера. Басни Ивана Андреевича Крылова воплощают в себе не только мудрость русского народа, но и его эстетические ценности. Еще при жизни писателя русские критики признавали его первым баснописцем в Европе. Мастер «истинной живописи» (В.А. Жуковский), «истинно народный поэт» (А.С. Пушкин), «поэт и мудрец, слившиеся воедино» (Н.В. Гоголь), — так отзывались об И.А. Крылове его современники – классики русской литературы. Заключительной частью басни обычно выступает краткий поучительный вывод – мораль. Обычно, мораль басни очень сложно понять школьникам, поэтому необходимо подобрать более простой способ ее понимания. Пословицы и поговорки тоже носят поучительный характер. Может быть, можно объяснить мораль басен при помощи пословиц? Каковы вообще особенности морали? Какое значение придавал И.А.Крылов морали в своих баснях? Может ли пословица, которая тоже носит поучительный характер, помочь раскрыть мораль в басне?
Цель работы: изучить мораль в баснях И.А. Крылова, соотнести мораль басен И.А. Крылова с пословицами.
Отсюда следуют задачи:
Изучить историю и структуру жанра «Басня».
Выяснить что такое «мораль» басни.
Познакомиться с биографией И.А. Крылова и его баснями.
Проанализировать мораль басен И.А. Крылова.
Соотнести мораль басен И.А. Крылова с пословицами.
Гипотеза: Если я изучу мораль басен И.А. Крылова, то смогу соотнести ее с пословицами и поговорками, чтобы было легче понимать мораль басен.
Объект исследования: мораль басен И.А.Крылова
Предмет исследования: басни И.А. Крылова
Методы:
изучение литературы;
сбор информации в сети Интернет;
сравнение;
анализ полученных результатов.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития информационной компетентности
Жанр «Басня»: история и структура
Басня - это увлекательный и популярный жанр литературы, в котором главными персонажами выступают животные или предметы, обладающие человеческими чертами. Часто в баснях заложены моральные уроки и поучения, помогающие нам понять важные жизненные ценности.
Этот древний жанр литературы имеет свои корни в устной народной традиции и передавался из поколения в поколение. Первые упоминания о баснях встречаются в древнегреческой литературе. Известные философы древней Греции, такие как Эзоп и Федр, создали знаменитые басни. В древнем Риме басни также пользовались популярностью, авторами которых были Ливий и Федр.
В средние века в Европе басни приобрели популярность. Великий французский писатель Жан де Лафонтен создал известную коллекцию басен под названием "Басни Лафонтена". Он использовал образы животных для передачи моральных уроков и критики общества.
В XVIII веке басни стали популярным жанром среди русских поэтов. Однако русские произведения отличались от европейских: они сохраняли простоту и были тесно связаны с народным творчеством, в то время как европейские басни считались изысканными и адресованными узкому кругу читателей.
Иван Андреевич Крылов, выдающийся русский писатель, создал бесчисленное количество басен, которые навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. В своих произведениях он мастерски использовал образы животных, чтобы раскритиковать общественные явления и высмеять их недостатки.
С течением времени популярность басен немного угасла, однако они по-прежнему остаются важным компонентом литературного наследия. Эти простые и понятные истории продолжают учить нас мудрости и давать моральные уроки, сохраняя свою актуальность.
Басня, как литературный жанр, часто используется для передачи нравственных ценностей и уроков. Она обладает своей уникальной структурой, которая помогает автору эффективно донести свое послание до читателя.
Вступление: басня начинается с представления основных персонажей и установления основной проблемы или конфликта, который требует разрешения. Это помогает читателю понять контекст и наметить цель басни.
Развитие сюжета: здесь автор развивает сюжет, описывает действия персонажей и раскрывает их характеры. Часто в баснях участвуют животные, символизирующие различные качества или черты характера.
Кульминация: в этой части басни достигается наивысшая точка напряжения или развития сюжета. Здесь обычно происходит поворотное событие или разрешение проблемы, представленной в начале повествования.
Заключение играет важную роль в структуре басни. Это момент, когда автор делает выводы и подводит итоги, часто вынося на суд читателя мораль или урок. Через введение, развитие сюжета, кульминацию и заключение автор организует свою историю, помогая передать свое послание читателю. Такая структура помогает создать цельную и понятную историю.
Мораль как компонент басни
Мораль – это этическое содержание произведения, его заключительный вывод или совет читателю о том, как поступать. Чаще всего читателю предлагается самостоятельно извлечь урок из произведения. В баснях мораль обычно явно формулируется в конце или начале произведения в виде двустишия или заключительной фразы. Хотя автор может пояснить смысл своих произведений, умный читатель способен самостоятельно усвоить урок, который хотел донести автор. Мастерство баснописца заключается в том, чтобы максимально ясно показать человеческие пороки, не оскорбляя при этом читателей.
Произведения Ивана Андреевича Крылова - это не просто басни, а целые произведения искусства, включающие в себя элементы повести, комедии, юмористического очерка и злой сатиры. В своих произведениях он передал важные жизненные ценности: упорный труд, скромность, прилежание, честность, ум и храбрость, побеждающие невежество и трусость.
Крылов представил нам целый зверинец в своих баснях, используя образы животных для изображения человеческих качеств. Через львов, лисиц и ворон он раскрывал различные стороны человеческого характера, мягко или с иронией подмечая недостатки людей.
Почему же его басни так любимы? Крылов помогает нам увидеть самих себя, выявить свои недостатки и показывает, как с ними можно бороться. Он делится мудростью жизни, и чтение его произведений обогащает наше понимание русского языка и человеческой природы.
Биография И.А.Крылова
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве, в семье небогатого армейского офицера. После ухода его отца в отставку семья переселилась в Тверь. Несмотря на то, что должность председателя магистрата не приносила семье большого дохода, они вынуждены были вести скромный образ жизни. Ивану не удалось получить качественное образование из-за финансовых затруднений. После смерти отца десятилетнему мальчику, едва умевшему держать в руке перо, пришлось начать работать в Тверском магистрате как "подканцелярист". Здесь будущий автор басен познакомился с темными сторонами провинциальных судов, увидел коррупцию и злоупотребления со стороны чиновников.
Скудная и безрадостная провинциальная жизнь тяготила молодого и одаренного Ивана. Однако состоятельные соседи семьи Крыловых открыли ему возможность посещать уроки французского языка, которые проводились для своих детей. В 1783 году семья переехала в Петербург, где Иван снова поступил на службу. Не имея системного образования, молодой Крылов настойчиво занимался самообразованием, читал много книг и самостоятельно осваивал игру на различных музыкальных инструментах. В эти годы в нем пробудился литературный талант.
В возрасте 14 лет он создал комическую оперу "Кофейница", изобилующую богатым языком, который отразил его опыт общения с простым народом на ярмарках и в различных народных развлечениях. Благодаря своей бедности, Иван Андреевич отлично понимал быт и нравы обычных людей, что впоследствии сыграло важную роль в его творчестве. Затем последовали несколько комедий.
Однако Крылову не хотелось серьезно заниматься карьерой в государственной службе, его интересы лежали совершенно в другой области. Поэтому в возрасте 18 лет он ушел в отставку и решил посвятить себя литературной деятельности.
В 1789 году Иван Андреевич Крылов начал издавать журнал «Почта духов», в котором остро и насмешливо высмеивал обычаи дворянского общества. Однако журнал просуществовал всего около года и был вынужден прекратить свое существование из-за недовольства властей. В ответ на это императрица предложила Крылову возможность отправиться за границу путешествовать за счет правительства, что он согласно принял.
В 1805 году Крылов прибыл в Москву, где представил свои переводы басен Лафонтена с французского языка, такие как «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». Следует отметить, что Крылов всегда восхищался творчеством Лафонтена (или Фонтена, как он привык его называть) и, согласно легенде, еще в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а затем, возможно, и в их адаптациях; в то время басни и пословицы были весьма популярны.
В 1809 году была опубликована первая книга басен Ивана Крылова, которая принесла ему широкую известность среди народа. В течение почти четверти века после этого он продолжал свою выдающуюся деятельность как автор басен.
В 1812 году Крылов принял должность в Петербургской публичной библиотеке, где отработал около 30 лет.
Иван Андреевич Крылов стал известен как автор 236 басен, которые были собраны в девять сборников, выпущенных с 1809 по 1843 год.
Его басни обращены к широкой аудитории. Притчи Крылова были названы «книгой мудрости самого народа» по мнению Николая Гоголя. Этот народный подход определял все его творчество и внутренний мир его басен, в которых оживали и разговаривали представители всех слоев и профессий тогдашней России.
В своих баснях Крылов насмехается над тунеядцами, лентяями и растяпами, например, над неудачливым Тришкой, который из старых лоскутков сшивает себе новый кафтан («Тришкин кафтан»). Однако он также испытывал глубокое уважение к простым труженикам.
Выводы по главе 1
Басня – это древний литературный жанр, широко распространенный в различных культурах, который имеет целью передать моральное учение или выразить критику через аллегорических персонажей и события. Уникальная структура басни включает вступление, основную часть и заключение, а также позволяет классифицировать их по различным признакам, таким как тематика, автор и национальность. Басни являются важным элементом литературного наследия, помогая нам глубже понять мир и самих себя.
Произведения Ивана Андреевича Крылова - это не просто басни, а целые произведения искусства, включающие в себя элементы повести, комедии, юмористического очерка и злой сатиры. В своих произведениях он передал важные жизненные ценности: упорный труд, скромность, прилежание, честность, ум и храбрость, побеждающие невежество и трусость.
Крылов представил нам целый зверинец в своих баснях, используя образы животных для изображения человеческих качеств. Через львов, лисиц и ворон он раскрывал различные стороны человеческого характера, мягко или с иронией подмечая недостатки людей.
Почему же его басни так любимы? Крылов помогает нам увидеть самих себя, выявить свои недостатки и показывает, как с ними можно бороться. Он делится мудростью жизни, и чтение его произведений обогащает наше понимание русского языка и человеческой природы.
Глава 2. Результаты практического исследования
Иван Андреевич создал великолепное собрание басен. Его простые и изящные истории доступны даже детям, однако за этой легкостью всегда скрыт подтекст, тонкий намек, понимаемый лишь некоторыми. За свою жизнь писатель написал 198 басен, которые и по сей день, спустя 255 лет после его рождения, продолжают восхищать своей легкостью стиля и утонченностью подтекста. В данной работе мы сосредоточимся лишь на баснях И.А. Крылова, включенных в программу начальной школы.
В басне "Волк и журавль" И.А. Крылов осуждает алчность и глупую заносчивость. В басне подчеркивается, что в трудных ситуациях некоторые люди готовы принять помощь от других, но забывают об этом и ведут себя неблагодарно, когда проблема проходит.
В момент беды Волк обратился к Журавлю с мольбой о спасении от гибели. Журавль, несмотря на опасность, вмешался, извлекая застрявшую кость из пасти Волка и спас его. Однако, вместо благодарности, Волк отказался вознаградить Журавля, проявив хамство и угрозы. Мораль этой басни лучше всего описывает пословица «Не делай добра, не получишь и зла».
Мораль басни "Волк и Ягненок" Ивана Андреевича Крылова была изложена в самом начале - в том, что у сильного всегда виноват бессильный. И если не учитывать мир животных, волков и ягнят, то это утверждение оказывается справедливым и в человеческом мире. Часто случается, что у начальника всегда виноваты подчиненные, даже если он сам не дал никаких объяснений или вовсе забыл о чем-то. Примеров такого поведения немало, их суть заключается в том, что никто не стремится принять на себя ответственность за неудачи, все хотят оставаться победителями, и поэтому те, кто проявляет слабость, оказываются неудачниками. «Кто кого согнет, тот того и бьет» - данная пословица лучше всего описывает мораль этой басни.
Мораль басни "Волк на псарне" заключается в том, что рано или поздно каждый должен будет ответить за свои поступки. Волк, стремившийся проникнуть в овчарню, уже не мог заслужить доверия у опытных псов. Они понимали, что все его уловки и уверения не изменят его истинной сущности. Он продолжит свои злодеяния, если ему довериться. Пословица, которая отражает мораль этой басни: «Что посеешь, то и пожнешь».
Басня "Ворона и Лисица" содержит в себе противоречие между текстом и моралью. Мораль утверждает, что лесть - это плохо, но лисица, действующая именно так, оказывается победительницей! Текст басни показывает, насколько лисица искусно и остроумно поступает, не осуждая ее поведение. В чем же заключается секрет? На самом деле, тайны здесь нет, просто каждый человек в разном возрасте и положении по-разному относится к лести и льстецам. Иногда поведение лисы кажется идеальным, а иногда - некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным, это глупость одураченной вороны - здесь ничего не меняется. «В лести правды нет» - народная пословица точно отражает мораль этой басни.
В басне И.А. Крылова "Квартет" фраза "а вы друзья как не садитесь" стала крылатой и известна всем. При желании, в этой фразе можно обнаружить мораль этой басни. Когда группа людей берется за что-то без должной подготовки, результат обычно оставляет желать лучшего. Это как раз тот случай, когда говорят, что первый опыт может быть неудачным. Для любого дела, даже кажущегося простым, необходимо иметь опыт, тренировку и умение. Ничего не достигается легко, за исключением, возможно, выигрыша в лотерею. Все остальные навыки приходят после упорного труда, и никакие попытки обойти этот процесс не принесут успеха. К этой басне получилось подобрать такую пословицу: «Не место красит человека, а человек красит место».
Басня Ивана Крылова "Ларчик" несет в себе глубокую мудрость, которую часто мы упускаем из виду. В этой басне рассказывается история о самоуверенном и важном мастере, который утверждал, что без проблем сможет открыть ларчик. Однако, несмотря на все его усилия, он так и не смог справиться с задачей. В конце басни звучат важные слова: "А ларчик просто открывался", которые можно перефразировать в народную пословицу: «Все гениальное просто».
Басня "Лебедь, щука и рак" также является учебной и актуальной. В этой истории лебедь, рак и щука пытались тянуть воз каждый в своем направлении, и, естественно, воз остался на месте. В данной басне проявляется несогласованность действий в достижении общей цели. Если бы хотя бы два персонажа объединили свои усилия, вместе преодолев сопротивление третьего, воз медленно, но верно двигался бы в нужном направлении. А если бы все они объединили свои силы, возок легко двигался бы как по маслу. Из этой истории мы можем извлечь мораль: в большом коллективе необходим четко определенный план действий и согласованные усилия. Для этого важно иметь лидера, который определит необходимое направление и будет координировать действия всех участников. Смысл текста басни отражен в русской пословице «Кто в лет, кто по дрова», а смысл морали – «Работу делают уменьем, трудность преодолевают согласием».
В басне Крылова "Лиса и виноград" короткая история обретает глубокий смысл: для достижения цели необходимо приложить усилия и настойчиво стремиться к успеху. Лиса, ходившая вокруг винограда без действий, стала жертвой собственной лени. Вместо того чтобы приложить усилия, она нашла оправдание в том, что виноград зеленый и не вкусный. Крылов высмеивает человеческие пороки, подчеркивая важность упорства и трудолюбия в достижении поставленных целей. Мораль басни отражена в русской пословице «Близок локоток, да зубок короток».
Басня Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки» поражает не только своей моралью, но и умелой игрой иронии. Внимательный читатель с легкостью раскроет глубокий смысл произведения: Мартышка символизирует невежество, в то время как очки являются ассоциацией с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Ирония заключается в том, что попытки скрыть свою простоту и недалекость обречены на провал. Мораль этой басни ярко отражена в пословице «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Мораль басни Крылова "Свинья под дубом" заключается в том, что она осуждает невежество, неблагодарность и неуважение к труду других. Крылов через образ Свиньи высмеивает людей, которые не уважают труд окружающих, подчеркивая их нежелание слушать и понимать других. В басне описывается главная черта Свиньи - ее глупость, эгоизм и лень, что делает ее типичным примером человека, зацикленного только на себе. «Не руби сук, на котором сидишь» - данная пословица очень ярко отображает мораль этой басни.
В другой басне Крылова "Слон и Моська" выделяются два главных персонажа. Главным персонажем является собака по имени Моська, что свидетельствует о ее ключевой роли в басне. Слон, не имеющий имени, остается на заднем плане, символизируя важность и величие человека, которого он представляет. Слону все равно, кто и как к нему обращается – он остается непоколебимым. Моська, с виду негативный персонаж, на самом деле отражает людей, которые стремятся привлечь внимание к себе. В разговоре с простой Шавкой, Моська раскрывает забавную правду: хотя она лает на Слона, все ее усилия направлены не на него.
Вся эта игра, собственно, предназначена для других собак. Здесь не требуется драки или опасностей; достаточно лишь создать впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, самого сильного в мире. Он даже не обратит внимания на маленькую собачку, но Моська достигнет своей цели: проявит свою смелость и силу перед простыми собаками. Удивительно, но в жизни такими уловками действительно можно добиться поставленной цели. Крылов со своей характерной остротой показал, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи, и в то же время насколько глупы окружающие ее собаки, принимающие хитрость за правду. Народная пословица «Собака лает, караван идет» достаточно ярко отражает смысл этой басни.
Мораль басни «Стрекоза и муравей» заключается в осуждении лентяев и людей, привыкших жить за чужой счёт. В нашем мире всегда найдутся те, кто предпочитает не беспокоиться о будущем и потом обращается за помощью. Важно помнить, что жизнь — это не только один день, но и забота о завтрашнем дне, как для себя, так и для близких. Некоторые могут посчитать, что муравей был слишком жёсток к стрекозе. Однако, помощь не всегда оправдана, если человек сам не желает приложить усилия. Время — наш самый ценный ресурс, и важно использовать его разумно, чтобы не упустить возможности. Действуйте вовремя и берегите каждую минуту жизни. «Делу время, а потехе-час» говорит нам русская пословица.
Выводы по главе 2
И.А. Крылов использовал искусство иносказания, чтобы описать человеческие пороки через образы животных. Он наделял вымышленных персонажей чертами людей, а через увлекательные истории передавал мораль басен, которая остается актуальной и в наше время. С течением времени пороки остаются неизменными, и многие герои напоминают современников даже спустя века после написания произведения.
Проанализировав в своей работе 12 басен И.А. Крылова, которые изучаются в школьной программе, могу сказать, что мораль в этих баснях достаточно легко сопоставима с народными пословицами.
Басни И.А. Крылова учат нас ценить честность, справедливость и доброту, вдохновляют на веру в свои силы и заботу о будущем. Изучая ошибки персонажей басен, мы стремимся избегать их, не поддаваясь на уловки и обманы нечестных и лживых людей.
Важно знать свое место и не пытаться проникать туда, где нет опыта или умения, как это показано в басне "Квартет". Необходимо бережно относиться к своим вещам и не поддаваться лести, как в случае с вороной из басни "Ворона и Лисица". Важно также обдумывать последствия своих поступков, как это показано в басне "Свинья под дубом". Басни Ивана Крылова - это не только уроки морали, но и занимательные истории и смешные примеры, из которых каждый может почерпнуть урок.
Заключение.
Басня – это древний литературный жанр, широко распространенный в различных культурах, который имеет целью передать моральное учение или выразить критику через аллегорических персонажей и события. Уникальная структура басни включает вступление, основную часть и заключение, а также позволяет классифицировать их по различным признакам, таким как тематика, автор и национальность. Басни являются важным элементом литературного наследия, помогая нам глубже понять мир и самих себя.
Произведения Ивана Андреевича Крылова - это не просто басни, а целые произведения искусства, включающие в себя элементы повести, комедии, юмористического очерка и злой сатиры. В своих произведениях он передал важные жизненные ценности: упорный труд, скромность, прилежание, честность, ум и храбрость, побеждающие невежество и трусость.
Крылов представил нам целый зверинец в своих баснях, используя образы животных для изображения человеческих качеств. Через львов, лисиц и ворон он раскрывал различные стороны человеческого характера, мягко или с иронией подмечая недостатки людей.
Почему же его басни так любимы? Крылов помогает нам увидеть самих себя, выявить свои недостатки и показывает, как с ними можно бороться. Он делится мудростью жизни, и чтение его произведений обогащает наше понимание русского языка и человеческой природы.
И.А. Крылов использовал искусство иносказания, чтобы описать человеческие пороки через образы животных. Он наделял вымышленных персонажей чертами людей, а через увлекательные истории передавал мораль басен, которая остается актуальной и в наше время. С течением времени пороки остаются неизменными, и многие герои напоминают современников даже спустя века после написания произведения.
Проанализировав в своей работе 12 басен И.А. Крылова, которые изучаются в школьной программе, могу сказать, что мораль в этих баснях достаточно легко сопоставима с народными пословицами.
Басни И.А. Крылова учат нас ценить честность, справедливость и доброту, вдохновляют на веру в свои силы и заботу о будущем. Изучая ошибки персонажей басен, мы стремимся избегать их, не поддаваясь на уловки и обманы нечестных и лживых людей.
Важно знать свое место и не пытаться проникать туда, где нет опыта или умения, как это показано в басне "Квартет". Необходимо бережно относиться к своим вещам и не поддаваться лести, как в случае с вороной из басни "Ворона и Лисица". Важно также обдумывать последствия своих поступков, как это показано в басне "Свинья под дубом". Басни Ивана Крылова - это не только уроки морали, но и занимательные истории и смешные примеры, из которых каждый может почерпнуть урок.
Список используемой литературы.
1. Микова С.С. Общая характеристика языковых средств передачи культурной информации в текстах русских басен / С.С. Микова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2011. – № 4. – С. 35–40.
2. Античная басня: сб. / пер. с греч. и латин., сост., предисл. и коммент. М.Л. Гаспарова. – М.: Художественная литература, 1991. – 509 с.
3. Крылов И.А. Басни. Комедии. Повесть / И.А. Крылов. – Москва: Аст: Олимп, 1998. – 528 с.
4. Богданов, Д. Басни из жизни / Д. Богданов. – Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. – 64 с.
5. Щербина С.Ю. Дидактическая направленность басни / С.Ю. Щербина // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 2. – С. 138–146.
6. http://infoogle.ru/chto_takoe_basnya.html
7. https://obrazovaka.ru/ezop.html#ixzz5Xt1omTaH
8. https://obrazovaka.ru/alpha/k/krylov-ivan-andreevich-krylov-ivan-andreyevich#ixzz5YKw9ETZq
9. http://chtooznachaet.ru/medvezhya-usluga.html
10. http://chtooznachaet.ru/znachenie-frazeologizma-demyanova-uxa.html
Приложение №1
Сопоставительная таблица по итогам работы
«Мораль басен и народные пословицы»
Название басни |
Мораль |
Пословица |
«Волк и журавль» |
Что волки жадны, всякий знает: |
Не делай добра, не получишь и зла. Черствое сердце не знает благодарности. Я к нему оком, а он ко мне боком. |
«Волк и ягненок» |
У сильного всегда бессильный виноват: |
Кто кого согнет, тот того и бьет. Знает сила правду, да не хочет сказывать. |
«Волк на псарне» |
С волками иначе не делать мировой, |
Что посеешь, то и пожнешь. сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит |
«Ворона и лисица» |
Уж сколько раз твердили миру, |
В лести правды нет. В глаза льстят, за глаза ругают. |
«Квартет» |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
Не место красит человека, а человек красит место Без труда и не выловишь рыбку из пруда |
«Ларчик» |
Случается нередко нам |
Всё гениальное просто». «Не ищи мудрости, ищи простоты». |
«Лебедь, Щука и Рак» |
Когда в товарищах согласья нет, |
Кто в лес, кто по дрова. Работу делают умением, трудность преодолевают согласием. |
«Лисица и виноград» |
Хоть видит око, |
Близок локоток, да зубок короток |
«Мартышка и очки» |
К несчастью, то ж бывает у людей: |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Век живи — век учись. |
«Свинья под дубом» |
Невежда так же в ослепленье |
Не руби сук, на котором сидишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. |
«Слон и Моська» |
«Ай, Моська! знать она сильна, |
Много шуму - мало проку. Собака лает, караван идёт. |
«Стрекоза и муравей» |
«Ты всё пела? Это дело: |
Делу время, потехе час |