Введение
Мне купили самокат. Когда я мчусь на нём, мне кажется, что у меня появляются крылья, я поднимаюсь высоко над облаками. Восторг, уверенность, свобода! И я как в сказке! Теперь я читаю сказки сам и обращаю внимание на то, на чём передвигаются герои сказок, помогают или препятствуют волшебные средства передвижения героям. Например, в русских сказках часто используются летающие объекты такие, как ступа с Бабою Ягой, самоходные сани, печка Емели или волшебный корабль. В зарубежных сказках - семимильные сапоги, волшебные башмачки или различные заклинания, позволяющие героям быстро перебираться из одного места в другое. Я заметил, что сказочные средства передвижения похожи на современный транспорт. И тут я задумался, возможно,волшебные средства передвижения из сказок воплотились в современной реальности.
Цель работы: познакомиться с волшебными транспортными средствами, описанными в сказках разных народов, и выявить общие черты сказочного транспорта со средствами передвижения в современном мире.
Задачи:
Прочитать русские и зарубежные сказки, в которых герои передвигаются разными способами.
Проанализировать сказочные и современные виды транспорта с похожими характеристиками.
Представить полученный результат в виде таблицы.
Предмет исследования: волшебные сказки разных народов.
Объект исследования: сказочные и современные средства передвижения.
Гипотеза: возможно, что волшебные средства передвижения из сказок воплотились в современной реальности.
Методы исследования:
сбор информации о транспортных средствах;
обобщение русских и зарубежных сказок;
анализ волшебных сказочных предметов, их сравнение с современными аналогами.
сочинить свою сказку с использованием волшебного транспортного средства (Приложение №3);
провести одноклассникам викторину по сказочным транспортным средствам (Приложение №4).
Актуальность моей работызаключается в том, что тема транспортных средств всегда будет востребована. Современный мир не стоит на месте, он находится постоянно в движении и может когда-то мы научимся перемещаться и во времени.
ГЛАВА I. Виды и особенности волшебных сказок
Первым, кто придумал сказки, был древний народ, который вкладывал в них свои заветные мечты о счастливой жизни, рассказывал о трудолюбии простых людей, их желании быть добрыми, не обижать маленьких, слушать старших, помогать друзьям в беде и не быть жадными. А после народных сказок, появились литературные, которые написал автор. Большинство героев в волшебных произведениях вымышленные, их не встретишь в реальной жизни: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалочка и другие.
В народных сказках несложно найти простые человеческие ценности: добрым быть лучше, чем злым, щедрым лучше, чем жадным, трудолюбивым лучше, чем ленивым. Зло и обман бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой.Существует три вида сказок по содержанию: волшебные, бытовые и о животных.
Я выяснил, что волшебная сказка состоит из четырёх элементов:
присказка - это небольшое вступление перед началом сказки;
зачин - сказочное начало.(«Жили-были...»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Давным-давно…»; «Было у царя три сына…»);
завязка – начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать;
концовка заключительная часть сказки, которая подводит итог истории и завершает сюжет. Людоед превращается в мышку, которую съедает Кот в сапогах, Царевна-лягушка превращается в Василису Премудрую, княгиня превращается в Белую уточку, а дурачок Емеля становится добрым молодцем.
У сказки счастливый конец: «И жили они долго и счастливо», «И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «И стали они жить поживать да добра наживать».
Во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев. В каждой стране есть свои народные сказки. Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Они учат нас уму-разуму. Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник.
Итак, сказка - это мир, придуманный рассказчиком, в ней мы узнаём, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Может быть, именно умные волшебные сказки помогут нам сделать этот мир лучше и добрее. Но добрых всегда больше, и их любит удача.
ГЛАВА II. Анализ волшебных транспортных средств
Текут реки, плывут облака, дуют ветры, течёт вода. Всё движется. Сам человек летает, ездит, ходит. Остановить движение невозможно ни в природе, ни в жизни человека.Самым распространённым видом транспорта в мире является наземный транспорт. На втором месте водный транспорт. Герои сказок, которые я прочитал, тоже движутся по земле, по воде и по воздуху. Только им помогают волшебные транспортные средства и сила. Место передвижения – сказочное пространство.
Сказочные средства передвижения можно разделить на три группы:
волшебные предметы (ковёр - самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы);
животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки, ласточка);
разное (пропеллер, бочка, ядро).
Многие транспортные средства обладают невероятной скоростью и способностью перемещаться между будущим и настоящим.В народных волшебных сказках, как русских, так и зарубежных, транспортные средства имеют как общие черты, так и уникальные элементы, которые отражают индивидуальность каждой культуры.
2.1. Русские народные сказки и их волшебные средства
В сказке Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница» встречаем уникальный мир, где транспортным средством становятся необычные существа - утки. Они помогают лягушке преодолевать препятствия в своем путешествии и достигать цели, показывают дружбу и помощь.
«- Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно…» 1
Прочитав русскую народную сказку «Летучий корабль», я узнал, что царь решил дочку свою замуж отдать за того, кто Летучий корабль сможет смастерить. Таким оказался младший сын в одной бедной семье, он отправился в лес и попросил совета у дедушки - доброго волшебника, который помог парню корабль построить красоты невиданной:
«Дурень проснулся и видит готовый корабль; не стал долго думать, сел в него – и корабль полетел по воздуху.» 2
В сказке «Ковёр-самолёт» Владислава Крапивина, волшебное транспортное средство – ковёр-самолет способен летать без видимых источников энергии, он обладает свойством перемещаться в пространстве и времени, что позволяет его героям путешествовать в различные уголки мира и даже в другие измерения.
«И тогда… Тогда это случилось! Нас приподняла ласковая сила, и мы увидели перед собой кромку железной крыши и старое деревянное кружево карниза: хрупкие завитушки и зубцы с круглыми отверстиями. Из одного отверстия, как из иллюминатора, озадаченно глядел на нас воробей…» 3
И еще во многих русских народных сказках самая злая героиня - баба Яга, передвигалась в ступе. «…Баба Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом погоняет, помелом след заметает…» (Сказка «Василиса Прекрасная».) 4
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» мальчик отправился в путешествие на крыльях гусей-лебедей.
«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.»
История о мальчике, напоминает, что даже в самых невероятных ситуациях возможно сохранить веру и надежду.5
Русская сказка Петра Павловича Ершова «Конёк Горбунок» про добро и верную дружбу. Иван - дурак, несмотря на своё прозвище, был умный и ответственный. У него был верный друг и помощник Конёк – Горбунок, он всегда приходил к нему на выручку.
«Тут конек пред ним ложится;
На конька Иван садится,
Уши в загреби берет,
Что есть мочушки ревёт.
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел…» 6
В народной сказке «По щучьему веленью» самый ленивый герой - Емеля, который ничего не хочет делать. Ему достаточно было положить дрова в печь, и та сразу была готова отправляться в путь:
«Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю...
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится: «Это что за чудо?»
Набольший вельможа ему отвечает: «А это Емеля на печи к тебе едет».7
В сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане…» морской транспорт князя Гвидона и его матери царицы -бочка.
«…И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
…В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…»8
Таким образом, волшебный транспорт имеет важное значении для сюжета и персонажей русских народных сказок.
2.2. Зарубежные сказки и их волшебные транспортные средства
В детских сказках зарубежных авторов герои часто летают.
Так в сказке немецкого писателя Вильгельма Гауф «Маленький Мук» у главного героя появляются туфли, которые переносят его, куда он пожелает.
«И вдруг туфли подняли его в воздух и быстро, как ветер побежали по облакам. Не успел Маленький Мук опомниться, как очутился в городе, на базаре…» 9
Позже это свойство туфель Мук использовал для достижения своих целей.
Я узнал ещё про одного героя из европейской сказки Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше». Имея за плечами небольшой пропеллер, Карлсон может перелетать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там...
«Карлсон был готов к полёту. Он нажал кнопку на животе, и мотор загудел.
- Залезай скорее мне на плечи, - крикнул Карлсон, - мы сейчас взлетим!
И правда, они взлетели из окна и набрали высоту. Сперва Карлсон сделал небольшой круг над ближайшей крышей, чтобы испытать мотор. Мотор тарахтел так ровно и надёжно, что Малыш ни капельки не боялся». 10
У датского писателя Ханса Кристиана Андерсена в сказке «Дюймовочка»использовался необычный элемент – воздушный волшебный транспорт. В этой сказке главная героиня Дюймовочка путешествует на спине ласточки и преодолевает препятствия, благодаря дружбе и преданности.
«Ты можешь сесть ко мне на спину – только привяжи себя покрепче поясом, - и мы улетим...» 11
У французского писателя Шарля Перро в сказке «Мальчик с пальчик» в роли наземного транспортного средства были волшебные сапоги. Они помогают мальчику преодолеть трудности и достигать свои цели, если верить в себя.
«Сапоги-то были волшебные: они могли увеличиваться и уменьшаться по ноге. 12
Волшебные транспортные средства в зарубежных сказках разнообразны, интересны и отражают культурные ценности, мечты и страхи людей. Транспортные средства в сказках играют важную роль, помогая героям преодолевать пространство и время, достигая своих целей.
2.3. Соответствие сказочных транспортных средств современным
В своей работе я рассмотрел лишь некоторые волшебные транспортные средства и их воплощение в реальной жизни, благодаря научным открытиям. Они давно нашли своё место в обычной жизни и не считаются нами каким-либо волшебством.
Емелина печь – паровоз, а сейчас электровоз (скоростной поезд);
Ковёр–самолёт – самолёт;
Ступа Бабы Яги – мотодельтоплан;
Самоходные сани – снегоход;
Сапоги скороходы, волшебные башмаки – ролики, коньки;
Конёк Горбунок – мотоцикл;
Карлсон – вертолёт;
Летучий корабль – дирижабль.13
В Приложении №1 и №2 указаны мною и другие соответствия сказочных транспортных средств современным средствам передвижения.
Прочитав ряд сказок, я сделал вывод, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее в использовании, потому что
- не требуют специальной подготовки для взлета;
- совершенно бесплатные, им не нужен бензин и текущий ремонт;
- не надо ими управлять;
- не нужно знать правила дорожного движения;
- могут подлететь в любое место.
Но есть и минусы! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета, с гусей или уток можно свалиться).
Я надеюсь, что результаты моего исследования помогут понять сказочное творчество народа и его связь с настоящей реальностью.
Заключение
Сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла.
Прочитав сказки, я пришел к выводу, что люди всегда мечтали быстро передвигаться, поэтому в современном мире придумали аналоги сказочным волшебным предметам. Мечты человека рано или поздно могут воплотиться в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы усилия, возможности и большое желание.
Таким образом, в результате проведённой работы моя гипотеза подтвердилась. Цель работы достигнута, найдена связь между транспортными средствами волшебными и присутствующими в современной жизни.
Многие изобретения ученых берут свое начало именно в мечтах и фантазиях народов, в сказках и мифах, в сказаниях.
Развитие техники не стоит на месте, и современные средства передвижения существенно мощнее, быстрее, красивее и комфортнее своих «предков».
И несмотря на то, что есть различия в транспортных средствах передвижения в русских и зарубежных сказках, но цель у них общая - помогать людям добираться из одного места в другое.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
Андерсен Х.К., Дюймовочка, перевод Анны Ганзер, иллюстрации Г.Лопачева, г.Санкт-Петербург ООО «Издательство Качели», 2018. – С. 28-30
Гауф Вильгельм, Маленький Мук, художник Неонов Владимир, ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2023. – С. 25
Ершов П.П. Конёк-Горбунок: сказка / Пётр Павлович Ершов; рис. Л. Якшис. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2022. – 112с.: ил. – (Яркая ленточка). – С. 18
Крапивин В.П., Ковёр-самолет: повесть-сказка / вступ. Ст. А.Филатова; худож. Е.Белоусова. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2024. – С.43
Линдгрен Астрид, Малыш и Карлсон, который живёт на крыше: сказочная повесть /пер. со шведск. Л.Лунгиной; худож. А.Джаникян. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус/, 2022. – С. 67
Пушкин А.С., Сказка о царе Салтане: Сказка в стихах. – СПб.: ООО «Книжная лаборатория», Акварель, при участии ООО «Дом Печати Издательства «Капитал», 2017. – С.10
Русские народные сказки «Малыш» Летучий корабль. /Обработка А.Н. Афанасьева, пересказ А.Н. Толстого – Москва: Издательство АТС, 2018. – 59. С. 6
Русская народная сказка в литературной обработке А.Н. Толстого, ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ, художник О.Громова, г.Санкт-Петербург ООО «Издательство Качели», 2019. – С. 18
Русская народная сказка в литературной обработке А.Н. Толстого, ГУСИ-ЛЕБЕДИ, художник Е.Щекина, г.Санкт-Петербург, ООО «Издательство Качели», 2018. – С. 3
Русские народные сказки /Художник М. Валиахметов, Акционерное общество «Пергам». Санкт-Петербург, пр. К. Маркса, 98/2- 1993.- С. 208.
Хрестоматия для внеклассного чтения. 1 класс/ Х91 А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.П. Катаев, В.В. Бианки и др. – М.: РОСМЭН, 2016. С. 54
Шарль Перро, Мальчик-с-пальчик, перевод Е.Лавровой, Художник Александр Лебедев, Москва, издательство ВАКОША, 2022, 2024С. 14
Интернет ресурсы. https://maratakm.ru/the-care-of-the-baby/sredstva-peredvizheniya-skazochnyh-geroev-vse-interesnoe-v.html
Интернет ресурсы. Значение волшебной сказки.
https://city-dobra.ru/articles/kakova-kompozitsiya-volshebnoy-skazki.html.
Studbooks.net Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан 2002: 138
Сказочные средства передвижения. Герои сказок. /https:/geroickazok.ru/transportnye-skazochnye-sredstva/
Приложение № 1
ВИД транс-порта |
СКАЗКА |
ВОЛШЕБНЫЕ средства передвижения |
С ОВРЕМЕННЫЕ средства передвижения |
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ |
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» русская народная сказка |
Г УСИ |
Г ИДРОСАМОЛЁТ |
«ЛЯГУШКА- ПУТЕШЕСТ-ВЕННИЦА» В.Гаршин русский писатель |
У ТКИ |
ПАРАПЛАН |
|
«КОВЁР-САМОЛЁТ» Владислав Крапивин российский писатель |
К ОВЁР |
С АМОЛЁТ |
|
«ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» русская народная сказка |
КОРАБЛЬ |
ДИРИЖАБЛЬ |
|
«ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ» Русская народная сказка |
СТУПА |
МОТОДЕЛЬТОПЛАН |
|
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ |
«ПО ШУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ» Русская народная сказка |
ПЕЧЬ |
ПАРОВОЗ |
«КОНЁК – ГОРБУНОК» Пётр Павлович Ершов русский писатель |
К ОНЬ |
МОТОЦИКЛ |
|
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ |
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» Александр Сергеевич Пушкин русский писатель |
БОЧКА |
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА |
П риложение № 2 |
|||
ВИД транс-порта |
СКАЗКА |
ВОЛШЕБНЫЕ средства передвижения |
С ОВРЕМЕННЫЕ средства передвижения |
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ |
«ДЮЙМОВОЧКА» Ханс Кристиан Андерсен - датский писатель |
Л АСТОЧКА |
ДЕЛЬТОПЛАН |
«КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ НА КРЫШЕ» Астрид Линдгрен шведская писательница |
ПРОПЕЛЛЕР |
ВЕРТОЛЁТ |
|
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ |
«МАЛЕНЬКИЙ МУК» Вильгельм Гауф немецкий писатель |
ТУФЛИ-СКОРОХОДЫ |
Р ОЛИКИ |
«МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» Шарль Перро французский писатель |
СЕМИМИЛЬНЫЕ САПОГИ |
САМОКАТ |
Приложение № 3
Сказка собственного сочинения.
«Колесо»
Жили были три брата. Один из них дурачок. Поехали старшие братья в лес. Пока ехали, увидели царя. Царь решил им прочитать приказ: «Кто сможет удивить царевну, за того и замуж её отдам».
Дурак услышал про это и первый побежал в лес. Встретил старое дерево, присел, а на него большая ветка упала. Мимо шёл волшебник, увидел шишку на голове дурака, пожалел и наколдовал, чтобы ветка стала колесом. Дурень сел на колесо и поехал к царю.
Царевна удивилась, и жили они долго и счастливо.
Сказка, которую сочинили вместе с папой.
Сказка «Чёртово колесо»
Жили-были старик да старуха. У них было три сына - два старших умниками были, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила - одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке, рваных штанах ходил, черную смолу жевал.
- Ему, дурачку, все равно: он ничего не смыслит, ничего не понимает!
Вот однажды дошла до той деревни весть: кто построит царю что-то такое, что его удивит, - за того царь свою дочку выдаст. Решили старшие братья счастья попытать.
- Отпустите нас, батюшка и матушка! Может кто-нибудь из нас царским зятем станет! Снарядила мать старших сыновей, напекла им в дорогу пирогов.
- Ступайте, сыночки!
Отправились братья в лес. Стали деревья рубить да пилить. Много нарубили. А что дальше делать - не знают. Стали они спорить, того и гляди, подерутся.
Подошла тут к ним старушка и спрашивает:
- Из-за чего у вас, молодцы, спор?
Слушать её не стали, нехорошими словами обругали и прочь прогнали. Ушла старушка. Съели братья все свои припасы, что им мать дала, и возвратились домой ни с чем...
Как пришли они, начал проситься младший:
- Отпустите теперь меня!
Мать и отец только посмеялись над ним, но удерживать не стали. Дали ему на дорогу краюху черного сухого хлеба. И выпроводили вон из дому. Взял дурень с собой топор и отправился в лес.
Ходил-ходил он по лесу и высмотрел высокое дерево: верхушкой в облака упирается, обхватить его впору только троим. Начал рубить, да топор обломил. От дерева ему только ветка на голову свалилась. Загоревал дурак.
Подошла к нему старушонка.
- Здравствуй, — говорит, — паренёк!
- Здравствуй, бабушка!
- Что это, мальчик, ты делаешь?
- А вот, бабушка, царь обещал выдать свою дочку за того, кто его удивит. Я и решил летучий корабль построит, да топор сломал. Вот только ветка досталась.
- Это дело мудреное, пожалуй, и не сладишь.
- Мудреное не мудреное, а попытаться надо: глядишь, и слажу! Может, ты мне, что и присоветуешь.
Старушка и говорит:
- Ну, коли просишь совет тебе дать, слушай: возьми-ка ты эту ветку, да согни колесом. Послушался, дурень, старушку - согнул ветку.
- А за то, что вежлив со мной был, совета попросил и не прогнал, я пошепчу, покручу твоё колесо, может и выйдет чего.
- Что ты бабушка, куда я с одним колесом?
- И опять ты спешишь, знаешь, чей ты лес рубить пришёл?
- Нет, не знаю – отвечает дурак.
А старушка и поведала, что это чёртова полянка, сами черти здесь резвятся, сил набираются. И каждая ветка волшебная. Что не согнёшь, чего не смастеришь, всё поедет, полетит.
- Здорово, бабушка!
Вскочил дурак на колесо, да как покатит далеко, только успел старушке спасибо прокричать.
Рано по утру, всех опередив, влетел дурень на царский двор, да давай круги нарезать. У царя батюшки даже голова кругом пошла, а дурень смеётся. Все придворные дивятся. Удивил, так удивил! Царевна в ладоши хлопает, прокатиться просится.
Говорит дурень царю:
- Обещал царь-батюшка царевну за чудо отдать – держи слово царское!
Вышел царь из дворца, просит дорогие подарки принять да с царевной скорее венчаться. Женился дурень на царевне. И стали они жить поживать да добра наживать!
Приложение № 4
СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА
Цель викторины — учиться запоминать и называть различные виды транспортных средств, упоминаемые в сказках
На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печи)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (вареньем)
Во что превратила добрая фея тыкву для золушки? (в карету)
Личный транспорт Бабы Яги? (ступа и метла)
В чём плыли по морю царица с младенцем в сказке А.С. Пушкина? (в бочке)
На чем поехала на бал Золушка? (на карете)
С помощью какого устройства летает знаменитый Карлсон? (пропеллер)
Какое транспортное средство помогло снежной королеве украсть Кая? (сани)
На ком летала Дюймовочка? (на ласточке)
На ком или на чем совершила путешествие на юг Лягушка-путешественница? (на утках)
У какого сказочного героя сани ехали сами? (Емеля)
На ком ехала лиса, приговаривая «бит не битого везет»? (волк)
Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба-яга)
Какое транспортное средство появляется на свист хозяина в чистом поле? (Сивка-Бурка)
В какой сказке герой должен был прыгнуть в кипящее молоко, чтобы обрести молодость? (Конек-горбунок)
Что должен был сделать Иван-трубочист, чтобы жениться на царевне Забаве? (Летучий корабль)
Какому сказочному герою для перелетов не нужен транспорт? (Карлсон)
Сказочный самолет без дверей и стен? (ковер - самолет)
На каком транспортном средстве ездил Емеля к царю? (печка)
Какое транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой? (карета)
Сказочная женщина – летчик? (баба - Яга)
Как князь Гвидон с матерью царицей попал на остров Буян? (в бочке)
1 Хрестоматия для внеклассного чтения. 1 класс/ Х91 А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.П. Катаев, В.В. Бианки и др. – М.: РОСМЭН, 2016. С. 54
2 Летучий корабль. Русские народные сказки «Малыш» /Обработка А.Н. Афанасьева, пересказ А.Н. Толстого – Москва: Издательство АТС, 2018. – 59. С. 6
3 Крапивин В.П., Ковёр-самолет: повесть-сказка / вступ. Ст. А.Филатова; худож. Е.Белоусова. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2024. – С.43
4 Русские народные сказки /Художник М. Валиахметов, Акционерное общество «Пергам». Санкт-Петербург, пр. К. Маркса, 98/2- 1993.- С. 208.
5 Русская народная сказка в литературной обработке А.Н. Толстого, ГУСИ-ЛЕБЕДИ, художник Е.Щекина, г.Санкт-Петербург, ООО «Издательство Качели», 2018. – С. 3
6 Ершов П.П. Конёк-Горбунок: сказка / Пётр Павлович Ершов; рис. Л. Якшис. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2022. – 112с.: ил. – (Яркая ленточка). – С. 18
7 Русская народная сказка в литературной обработке А.Н. Толстого, ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ, художник О.Громова, ООО «Издательство Качели», 2019. – С. 18
8 Пушкин А.С., Сказка о царе Салтане: Сказка в стихах. – СПб.: ООО «Книжная лаборатория», Акварель, при участии ООО «Дом Печати Издательства «Капитал», 2017. – С.10
9 Гауф Вильгельм, Маленький Мук / художник Неонов Владимир, ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2023. – С. 25
10 Линдгрен Астрид, Малыш и Карлсон, который живёт на крыше: сказочная повесть /пер. со шведск. Л.Лунгиной; худож. А.Джаникян. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус/, 2022. – С. 67
11 Андерсен Х.К., Дюймовочка, перевод Анны Ганзер, иллюстрации Г.Лопачева, г.Санкт-Петербург ООО «Издательство Качели», 2018. – С. 28-30
12 Шарль Перро, Мальчик-с-пальчик, перевод Е.Лавровой, Художник Александр Лебедев, Москва, издательство ВАКОША, 2022, 2024 - С.14
13 https://maratakm.ru/the-care-of-the-baby/sredstva-peredvizheniya-skazochnyh-geroev-vse-interesnoe-v.html