ОБРАЗ СОБАКИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П.ЧЕХОВА

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ СОБАКИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П.ЧЕХОВА

Статура С.А. 1
1МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская» Пригородного муниципального района РСО- Алания
Чехоева Н.З. 1
1МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская» Пригородного муниципального района РСО- Алания
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. С доисторических времен собака живет рядом с человеком, является его неизменным и преданным спутником… В литературе она часто предстает в образе защитника, помощника и друга человека. А.И. Куприн, С.А. Есенин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев – это лишь малый список писателей, которые посвятили собакам свои произведения. Но мало кто из нас задумывался над тем, какую роль играет этот образ в произведении.

Хотелось бы найти ответы на вопросы, а А.П. Чехов как никто другой может помочь в этом, так как лидерство в изображении животного принадлежит ему: в его сочинениях действует 124 собаки! В жизни и творчестве Чехова — это не просто питомец, а символ, отражающий такие понятия, как верность и преданность, пороки и слабости человека.

В данной работе мы постараемся показать, как собака, как персонаж, влияет на восприятие произведений Чехова и какие нравственные стороны она затрагивает, становится не только символом верности, но и средством описания сложных человеческих чувств и переживаний. Таким образом, данная работа направлена на исследование роли четвероногих в жизни и творчестве Антона Чехова, что позволит не только углубить понимание произведений автора, но и расширить горизонты литературного анализа в целом. А также поможет привлечь внимание к значимости образа в литературе.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточным вниманием к роли собак в произведениях Чехова. В литературе в основном акцентируется внимание на человеческих персонажах, в то время как животные остаются на втором плане. Однако именно через призму этих образов можно увидеть глубину человеческой психологии и его нравственности.

В первой части нашего исследования мы обратим внимание на биографические факты жизни Чехова и его взаимодействие с собаками, чтобы выявить, как личный опыт и наблюдения влияли на его творчество. Это даст нам ключ к пониманию его литературного мира.

Во второй части мы сосредоточимся на образе собаки как символа в произведениях Чехова. Мы проанализируем, как эти герои служат не только фоном для развития сюжета, но и являются активными участниками, подчеркивающими переживания персонажей. Рассмотрим, как Чехов использует образы для создания эмоциональной глубины и многозначности, как помогают раскрыть темы любви, одиночества и предательства.

Наше исследование мы завершим анкетированием моих одноклассников.

Таким образом, данная работа направлена на исследование роли собак в жизни и творчестве Антона Чехова, что позволит не только углубить наше понимание его произведений, но и расширить горизонты литературного анализа в целом. Мы надеемся, что наше исследование станет вкладом в изучение чеховского наследия и поможет привлечь внимание к значимости этого образа в литературе.

Цель проекта: выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях А.П. Чехова.

Задачи: 1) проследить истоки появления образа в литературе; 2) прочитать и провести анализ произведений А. П. Чехова, в которых персонажами являются собаки; 3) изучить материалы по теме; 4) описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях, определить нравственные уроки, которые пытается донести автор через образ собаки; 5) провести анкетирование, обобщить знания.

Проблема: Какую роль играет образ собаки в художественных произведениях А. П. Чехова? Почему так часто писатель изображает собак и как это связано с нравственными уроками?

Гипотеза: анализ образа животного в рассказах А. П. Чехова позволит оценить, как поступки людей, так и окружающий мир в целом, поможет понять авторскую позицию.

Объект исследования: рассказы А.П. Чехова.

Предмет исследования: образы собак в произведениях А. П. Чехова.

Методы исследования: теоретический, идейно-тематический, анкетирование, сопоставление и обобщение материала.

Практическая значимость: работу можно использовать на уроках литературы, при изучении творчества писателя, на классных часах, для разработок факультативных занятий и элективных курсов.

Глава I. Истоки появления образа собаки в художественной литературе

Основным объектом искусства и литературы всегда был и остается человек. Среди животных же особое место занимают собаки, которые не только стали героями многих мифов и легенд, но и воплощались в форме символов различных культур. И это неслучайно: собака – существо, одно из первых прирученных человеком.

Обращение к образу собаки уходит корнями в глубокую древность. В древнем Египте собака была важнейшим элементом в заупокойном мире. «Умом собаки держится мир», – сказано в книге законов Авесты, священной книге древних персов [12]. На Руси она имела значительную роль в жизни людей: это не просто домашнее животное, а незаменимый помощник в хозяйстве, на охоте и службе. Она стала символом верности и преданности, отраженных также в народной культуре и литературе. С развитием литературы образ собаки становится более тонким, что позволили писателям раскрыть характер своих героев через аллегорию и символику животных. Колмачевский Л. считает, что «содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью» [1].

В работе мы приводим несколько произведений А.П. Чехова, в которых одним из персонажей является собака. Но даже их достаточно, чтобы осознать силу верности и любви животных и показать уровень нравственности человека.

Глава II. Образ собаки в жизни и творчестве А.П. Чехова.

2.1. Собаки в жизни А.П. Чехова.

«От того, как вы относитесь

к своей собаке в этой жизни,

зависит ваше место на небесах»

Из фольклора народов Севера

А.П. Чехов очень любил собак породы такса, и от друга в подарок получил двух щенков. Неугомонные таксы быстро освоились и принялись безобразничать. «Их покормили, и после этого они стали чувствовать себя совсем как дома. Ночью они выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром, когда я прогуливал их по саду, привели в ужас наших собак-дворян, которые отродясь не видали таких уродов» [16], - писал Чехов Н.А. Лейкину. Когда же они подросли и стали солидными, Чехов настолько привязался к ним, что добавил собакам отчества. Так в доме Антона Павловича появились знаменитые таксы — Хина Марковна и Бром Исаевич. В письмах Чехов сообщал все подробности жизни собак: «Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая тычет нос в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают.» [17].

М.П. Чехов вспоминал: «Подчас Хина подходила к брату, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «-Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б.» Целые полчаса он проводил с собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома» [17].

Кроме этих собак у Чехова были ещё две лайки, Белка и Нансен, но писатель звал последнего по-своему - Жулик. В Ялте у Антона Павловича были Тузик и Каштан, который был ужасно глуп, но писатель обожал этого пустолая.

Чехов, как и все добрые люди, чувствовал к собакам особенную нежность. Но его чувство - это больше, чем наша обычная привязанность к ним [15]. Он умеет наблюдать за миром собак, подмечать особенности их характера и поведения. Любовь к собакам была так сильна, что в письмах к жене Чехов нежно называл ее «собака моя»: «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще... Пиши мне, песик мой! Береги свое здоровье». И еще одно: «Я тебя, собака, очень люблю» [8].

Образ собаки в произведениях А.П. Чехова

А. П. Чехов проявлял необычайную любовь к собакам на протяжении всей жизни. Эта страсть нашла отражение и в литературном творчестве. Лохматые друзья встречаются в его произведениях повсеместно. П. Славейков - переводчик Чехова - подсчитал, что на тысячу слов у классика глагол «лаять» попадается семь раз, «кусаться»- пять, а «тявкать»- три [17]. Собаки в произведениях Чехова становятся не просто фоновым элементом, а мощным средством раскрытия человеческой природы, его внутреннего мира и нравственных ценностей. Рассмотрим несколько ключевых рассказов, чтобы понять, каким образом автор создает запоминающиеся образы своих четвероногих персонажей и с какой целью.

2.2. «Нахлебники». В 1886 году написан один из самых страшных и жестоких чеховских рассказов «Нахлебники». А страшен своей обыденной трагичностью: мы наблюдаем гибель человека, его души и тела.

Действие рассказа укладывается в один день. Произведение повествует о тяжёлой судьбе мещанина Зотова. Одиночество, отчаяние и бедность вынуждают героя совершить страшный поступок. Уходя жить к родственнице, он сворачивает на живодерню, где «лошадь была поставлена в станок, после чего послышались два глухих удара...» Когда Лыска, защищая своего друга, набросилась на Игната, то послышался еще третий удар… Зотов, увидев два трупа, «подошел к станку и подставил свой собственный лоб» [3]…

Чехов не описывает нравственные мучения старика, хватает нескольких слов, чтобы передать состояние героя. Несмотря ни на что, тот любил своих нахлебников: и ругался на них, и проклятия на их головы призывал, а не мог ни выгнать, ни бросить. Но теперь Зотов потерял смысл жизни, потерял в себе человека... он почувствовал сердцем, что совершил самый страшный поступок - предал тех, кто ему доверял. Автор готов «понять и простить» Зотова, но больше сочувствует его беспомощным нахлебникам, которые покорно бредут за ним, то ли оберегая его, то ли надеясь на что-то, потому что всю жизнь он был для них высшим существом — хозяином. И неправда, что от них не было пользы. Была, пока они были — у него был смысл жизни, он и сам не осознавал этого, но был ЧЕЛОВЕКОМ. К сожалению, жалкое существо превратится в еще более жалкое и погибнет. Напрашивается вывод, что это не Зотов был нужен собаке и лошади, а наоборот, они ему, чтобы не погибла его душа.

Вывод: Чехов рисует картину безысходности и деградации через образы собаки и лошади, которые становятся зрителями человеческих пороков [15]. Писатель через описание собаки критикует общество и жестокость, раскрывая важные социальные темы.

2.3. Рассказ «Белолобый» является одним из реалистических рассказов, написанных специально для детей. У Чехова в Мелехово были черные дворовые собаки, одну из которых он позже обессмертит в своей работе.

Все события мы видим глазами животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи: немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, постоянно мучит голод. Как и все волки она щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом ей характерны человеческие особенности: помнит, где паслись овцы, и рассуждает, что теперь там должны быть ягнята. Она представляет, как будет есть добычу, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У нее даже разболелась голова от лая собаки. Волчиха не съела щенка- ее оттолкнул запах, но оставила играть с волчатами, хотя была так голодна, что грызла уже высохшую кость. Запах живого щенка помешал ей съесть его, потому что они принадлежали одному семейству. Животное не ест и не уничтожает представителей своего вида, это еще одно отличие от человека. В набросках Чехов строил сюжет иначе: щенок должен был вместе с волчатами сосать волчиху и, вскормленный ее молоком, остаться в логове. Но это значило бы, что Белолобый вырастет хищником и будет охотиться на ягнят. Поэтому Чехов ограничился двумя днями, это оказалось достаточным, для раскрытия психологии животных. В конечном варианте щенок бежит обратно в хлев стеречь, а не губить.

Белолобому все же достается: сторож оттрепал его за уши. И это, наверное, первое осознание доверчивым щенком несправедливости мира. Белолобый наивен, из-за своего возраста не чувствует опасности: во всех видит только друзей.

Основная проблема рассказа - милосердие ко всему живому. Волчица не съела щенка. Он тоже детёныш, как и её волчата. Рассказ учит доброте, состраданию к беззащитным. Образ собаки помог раскрыть характер волчицы, провел через испытания [14].

Вывод: образ Белолобого показывает детскую беспечность в собаках; основные качества щенка – наивность и глупость, что подтверждает бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак» [5]. Его поведение напоминает поведение детей, но при всей своей нелогичности каким-то образом оказывается разумным и правильным.

2.4. «Хамелеон». В ранний период творчества «А.Чехонте» задумывает короткие рассказы как анекдоты, среди них - «Хамелеон». Через сатиру и карикатурность писатель вскрывает пороки и жестоко высмеивает их, чтобы заставить людей и общество в целом работать над собой. Ситуация, в которой Очумелов, пытаясь спастись от гнева вышестоящего человека, показывает нам все пороки времени: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе.

Образ собаки в рассказе интересен тем, что она «главный подозреваемый» в деле ювелира. Никому не приходит в голову, почему надзиратель постоянно меняет мнение: собака то бродячая «скотина» и «подлость», то чудная «собачонка» и «нежная тварь». Судьба щенка зависит от того, кем является его хозяин. К счастью, «подлый» щенок хоть и не генеральский, но генеральского брата. В итоге животное полностью оправданно, а ювелир остается в дураках.

Вывод: В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека - хамелеонство, то есть адаптацию к окружающей обстановке, чтобы выжить. В этом помог образ собаки, ставшей «яблоком» раздора. Такое поведение, как считал Чехов, - результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Но человеческое достоинство нельзя ронять ни при каких обстоятельствах…

2.5. Рассказ «Дорогая собака» также имеет анекдотическое начало…

Главная роль принадлежит диалогу, т.к. характер персонажей раскрывается через речь - динамичную, разнообразную, с резкой жестикуляцией. А мы становимся невольными слушателями. Собака Милка -виновница разговора, из которого мы узнаем, что она чистокровный английский сеттер, имеет поразительную стойку и отличное чутье.

Поручик Дубов настойчиво предлагает «приятелю» купить у него собаку: «Заме-ча-тельная собака!», «Морда одна чего стоит!» [3]. Ему так хочется избавиться от Милки, что даже утверждает, что это кобель. То есть ведет себя как настоящий торгаш, обманывает Кнапса, расхваливая дворняжку на все лады. Но в ходе застолья выясняется, что он по сути избавляется от «чистокровного английского сеттера за 200 рублей» и уже готов сначала просто отдать, а потом и вовсе «помесь дворняжки со свиньей» отправить на живодерню.

И вся веселость резко сменяется неприязнью, отрицательной эмоциональностью в речи, восторженные слова переходят в брань: «п-п-подлая», «Мерзкая собака! Отвратительная!» [3]. Дубову совсем не важно, в какие руки попадет его питомец, главное- освободиться от ноши. Но собака не вещь, продавать ее ради наживы подло…

Вывод: Через образ собаки Чехов раскрыл внутренний мир хозяина, который не понимает, что несет ответственность за животное. В слове «дорогая» скрыт весь главный смысл: люди часто обесценивают то, что на самом деле имеет высокую цену. Не зря говорят о преданности собаки, о том, что она друг человеку. А что же человек?

2.6. «Дама с собачкой». Рассказ «Дама с собачкой» написан Чеховым в 1898 году после поездки в Ялту. В основе сюжета - курортный роман женатого человека с замужней дамой. Однако, вернувшись домой, герои осознают, что влюблены, но скрывают свои чувства от окружающих.

Чехов поднимает нравственные вопросы, такие как мораль и долг, показывая лицемерие и фальшь семейной жизни без любви. Общество не принимает измены и пытается прикрыться «нравственностью». Двойные стандарты мнения окружающих позволяют быть «как все» с ворохом бессмысленных интрижек, но настоящие чувства они не прощают [15].

Зачем же Чехову понадобилось включать в свой рассказ безымянную собаку, которая появляется в нём всего дважды? В произведениях Антона Павловича лишних деталей не бывает, и каждая несёт свою смысловую нагрузку. Во-первых, собака является частью образа Анны Сергеевны, подчеркивая ее женственность и нежность. Светская барышня просто обязана была иметь маленькую комнатную собачку, это означало ее принадлежность к высшему обществу. Во-вторых, собачка – компаньон главной героини, является символом ее одиночества [10]. Только общество шпица было для нее необременительным, но как только в ее жизни появляется любовник, упоминания о собаке прекращаются. В-третьих, она своеобразный «проводником» для героев: «Он ласково поманил к себе шпица и, когда тот подошёл, погрозил ему пальцем…Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза» [5].

Шпиц- небольшая, пушистая собака с острыми чертами морды и выражением ума в глазах, отличается активным нравом. В переводе с немецкого «шпиц» - «острый» или «проблемный». Таким образом, с одной стороны, шпиц, имеющий острые черты во внешности, символизирует остроту жизненной ситуации героев. С другой стороны, слово «проблемный» указывает на конфликт, возникший между ними в результате любовной связи.

И стоит отметить, что неизвестная никому дама с собачкой на набережной – это всего лишь дама с собачкой. Она не выделяется, сливается с толпой, она одна из многих… Отсюда можно сделать вывод, что Анна Сергеевна одна из тех, у кого «под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь» [5].

Вывод: собака выполняет важную роль, несущую в себе определенный символизм. Эта порода, с одной стороны, подчеркивает остроту и проблемность ситуации, в которой оказываются герои, а с другой — является частью образа героини, выражая ее женственность и нежность, черты характера.

2.7. «Каштанка». Завершить исследовательскую работу хотелось бы гимном любви и преданности- «Каштанкой». Рассказ является одним из наиболее известных произведений А.П. Чехова. По одной из версий создан на основе реальной историй, произошедшей с дрессировщиком В. Дуровым: «Вы читали рассказ А. Чехова «Каштанка»? ... Эта история случилась со мной. Это я нашел Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать» [9].

Итак, сюжет прост. Жила Каштанка под верстаком в квартире, пахнущей клеем и лаком, спала на стружках. Вместе хозяином, бегала к заказчикам, иногда играла с Федюшкой, от фокусов которого зеленело в глазах и болели суставы. Очень часто оставалась ужасно голодной, получая удары с криками: «Пошла вон, треклятая!» [4]. К сожалению, мы видим неприглядную картину: преданное животное дарит хозяину любовь и верность, а получает лишь пинки и объедки. «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» [4], - пишет Чехов о ее жизни. Как-то раз Каштанка теряется, она очень напугана, в ее душе ужас и отчаяние. Такой ее находит «незнакомец». В доме нового хозяина жизнь потекла по-другому: могла ходить по квартире, никто не топал на неё ногами, никто не бил и не кричал, даже хвалили и отмечали «несомненный талант».

Так, тощая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса, но при этом ощущает тоску и грусть, когда вспоминает радостные моменты прошлого. А на первом же своем выступлении узнана бывшими хозяевами… Чеховской героине повезло больше, чем ее прототипу [9]: «Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам» [13].

Казалось бы, собака должна была забыть прежнего хозяина, но почему же при первой возможности она возвращается к нему? Почему всем своим огромным собачьим сердцем выбрала именно его, почему поменяла сытую жизнь в тепле на вечные «шпыняния»? Возможно потому, что главными её качествами были преданность и бескорыстная любовь. Они оказываются выше сытости, удобства, блеска и славы, потому что именно искренние чувства греют душу и делают людей и животных поистине счастливыми. Каштанка воспринимала семью Луки как свою, родную, а родных, как мы знаем, не выбирают. Так и Каштанка, являясь членом, пусть и не совсем благополучной, но семьи, просто не может ее предать. Не спроста Чехов называет свою героиню Каштанкой. Каштановый цвет - цвет уюта, цвет домашнего тепла. Это имя, от которого веет теплом, домом, семьей. Она попыталась, но не смогла стать Теткой, холодной и бездушной, как и имя. Чехов показал нам, какими качествами могут обладать животные, как они могут любить, помнить и не предавать. В натуре самой обычной, непородистой собаки, помеси таксы с дворняжкой- верная бескорыстная любовь. Несмотря на все мучения она не держит зла… Писатель специально предложил читателям взглянуть на мир глазами собаки. Мы чувствуем ее переживания, отношение к происходящему, к своей участи. И поэтому главный интерес представляют не события, а внутренний мир Каштанки. Именно ей писатель доверяет наблюдение, и описывает не свой, а собачий взгляд на вещи. Ее чувства близки нам, она «очеловечена», поэтому мы так остро переживаем, тоскуем, радуемся и, «если бы мы умели, скулили и лаяли вместе с героиней».

Вывод: Чехов мастерски воссоздает через поведение Каштанки все внутренние терзания, которые испытывают его человеческие персонажи, страдания, что заставляют читателя соотнести их с душевными муками человеческих персонажей.

Глава III. Практическое исследование

3.1. Анкетирование. В продолжение нашего исследования мы решили провести анкетирование и попросили моих одноклассников ответить на вопросы: 1. Любите ли вы читать книги о собаках? Из 26 опрошенных - 15 ответили на вопрос положительно, уточнив, что финал должен быть счастливым. Двое не любят такие произведения, т.к. в принципе равнодушны к собакам.

2. Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали? Ответ на второй вопрос меня разочаровал: оказывается, ребята прочитали очень мало книг, где встречаются герои- собаки. Самыми читаемыми произведениями оказались: Г.Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо» -11 человек (42%), Л.Н. Андреев «Кусака»- 7 человек (27%), И.С. Тургенев «Муму»- 26 человек (100%),

А. И. Куприн «Белый пудель»- 4 человека (15%).

3. Как вы думаете, может ли собака в чём-то превосходить человека? Здесь однозначно все 26 человек ответили «Да, превосходство в преданности»,

4. Какие из перечисленных рассказов Чехова, главными или второстепенными героями которых являются собаки, вы читали?

«Каштанка» -20 ч. (77%), «Белолобый» - 18 ч. (69%), «Хамелеон» - 24 ч. (92%),

«Нахлебники» - 12 ч. (46%), «Дорогая собака» - 8 ч. (30%), «Дама с собачкой» - 3 ч. (11,5%). (Приложение 1)

Итак, по результатам анкетирования можно сделать вывод: мои одноклассники очень мало читали книг о собаках, хотя почти все имеют в доме четвероногого друга и говорят о своей привязанности к нему. Поэтому мы решили, что на уроках внеклассного чтения восполним этот пробел. Каждый из класса получил определенное задание. (Приложение 2)

3.2. Памятники собакам-героиням рассказов А.П. Чехова.

Книги Чехова любят и читают во всем мире. Во многих городах России установлены скульптуры, посвященные героям его произведений. (Приложение 3)

Скульптура «Египетская пирамида» установлена 1 сентября 2008 г. в Таганроге. Автор работы -Д. Лындин. Композиция разместилась у входа в парк и представляет эпизод рассказа- цирковой номер «Египетская пирамида». Среди горожан родилась традиция натирать пятачок свиньи и бросать в щёлочку её приоткрытой пасти монетки- «для исполнения желаний» [19].

В Южно-Сахалинске был проведен опрос местных жителей, кого из чеховских героев они хотели бы увидеть в парке. Образ Клоуна для скульптуры по мотивам «Каштанки» нашли в иллюстрациях к детской книге, создала их молодой московский скульптор Ирина Макарова.

В 2013 г. в городе Онфлёре появился памятник Каштанке. Автор скульптуры- А. Таратынов. Памятник находится на крохотном островке посреди пруда с кувшинками в парке города. Скульптура, по словам мэра города, позволит детям лучше узнать персонажей русской литературы и укрепит давние связи Онфлёра с Россией.

Памятники Даме с собачкой находятся во многих городах России: Ялте, Пензе, Астрахани, Хабаровске, Мурманске, Ременске, Липецке, Минске [18].

Композиция «Дама с собачкой» появилась на набережной Ялты (любимое мест для прогулок А.П. Чехова) в 2004 году. Автор проекта- Ю. Иванченко.

В парке Южно-Сахалинска возле театра им. А.П. Чехова в 2013 году выставлена экспозиция чеховских персонажей. Одна из самых популярных – «Дама с собачкой». Скульптор -С. Щербаков.

Скульптурная композиция Дама с собачкой- главное украшение набережной Геленджика- установлена 31 мая 2017 года. Несмотря на то, что официальное название — «Белая невеста с собачкой», местные жители считают, что Дама с собачкой олицетворяет главную героиню из одноименного рассказа Антона Павловича Чехова. Автор -Валерий Мохов.

В Серпухове в 1999 году был установлен памятник А.П. Чехову. А в 2018 году напротив памятника в небольшом сквере появилась композиция "Дама с собачкой". Главная героиня произведения вдохновила скульптора И. Дюкова.

В центре Минска возле рынка есть Дама приятной наружности в обществе хвостатого друга. Создал ее В. Жбанов в 2001 году. Однако героиня одета по моде начала XIX века: автора вдохновил образ Наташи Гончаровой. Но горожане ассоциируют ее именно с героиней Чехова.

Не забыли и любимцев А. П. Чехова. В 2012-м г в музее-усадьбе Мелихово Брому и Хине установили памятник. Создал его заслуженный художник России А. Рожовников, совершенно безвозмездно, в знак уважения к писателю [7].

Вывод: героям рассказов Чехова посвящено немало памятников, наибольшее число принадлежит Каштанке и Даме с собачкой. Эти образы служат своеобразным напоминанием о преданности, любви и одиночестве …

IV. Заключение. В заключение нашего исследования мы можем с утверждать, что образ собаки в жизни и творчестве Антона Чехова занимает значительное место. Собака, как символ верности, преданности и безусловной любви, не только отражает внутренние переживания персонажей, но и служит важным инструментом для раскрытия их человеческой природы. Его взаимодействие с ними и наблюдения за ними стали основой для создания ярких и запоминающихся образов. Чехов умел передать их поведение и характер с удивительной точностью и глубиной.Его способность передавать сложные чувства и переживания через призму собачьего восприятия делает его произведения особенно актуальными и значимыми для читателя.Описывая собак, Чехов фиксирует моральный упадок людей и их недостатки через призму животных. Таким образом, собака становится своего рода зеркалом, отражающим внутреннюю сущность человека. Кроме того, образ собаки в произведениях Чехова провоцирует размышления о человеческих качествах. Читатель, наблюдая за взаимодействием человека и собаки, может проверить себя на «человечность», переосмыслить своё отношение к окружающим. Это приобретает особенно глубокий смысл в контексте чеховской прозы, где вопросы морали и нравственности стоят на первом плане [2].

Анализируя основные произведения Чехова, мы можем выделить несколько ключевых моментов, которые подчеркивают значимость образа:

Чехов мастерски использует собак в своих произведениях как средство исследования моральных норм и социальных проблем. Через такое изображение он показывает, что собаки часто превосходят людей по душевным качествам и способности к состраданию. В их преданности и искренности можно найти то, что многие люди потеряли в рутине жизни. Художник часто рассматривает равнодушие и жестокое обращение с животными как отражение более глубоких социальных и моральных проблем, которые беспокоят его.

Взаимоотношения между человеком и собакой рассматриваются не только через призму эмоциональной привязанности, но и как осознание ответственности. Феномен образа собаки в творчестве Чехова помогает понять, как животные способны быть символами человеческих качеств. Собаки являются не только компаньонами, но и служат созидательной силой, поддерживающей в периоды душевной пустоты и бессмысленности жизни.

Образ собаки в произведениях Чехова нередко становится ключевым элементом, помогающим раскрыть внутренние конфликты персонажей и их моральные аспекты. Чехов проектирует на собак различные качества, что позволяет ему не только рисовать характер персонажей, но и делать социальные комментарии.

Влияние образа собаки на читателя также нельзя недооценивать. Чехов создает образы, которые остаются в памяти и вызывают эмоции, заставляя читателя задуматься о собственных отношениях с животными и окружающим миром. Это взаимодействие между книгой и читателем становится важным аспектом в понимании авторского замысла и его философии.

Героям рассказов Чехова посвящено немало памятников, среди них наибольшее количество принадлежит Каштанке и Даме с собачкой. Эти образы служат своеобразным напоминанием о преданности, любви и одиночестве.

По результатам анкетирования можно сделать вывод: мы очень мало читали книг о собаках.

Таким образом, наше исследование подчеркивает, что собака в жизни и творчестве Чехова — это не просто образ, а символ, который помогает глубже осмыслить сложные аспекты человеческих отношений, эмоций, переживаний и уровня нравственности, который раскрывается через отношение к собакам.

А это значит, что наша гипотеза оказалась верной.

V. Список использованной литературы

1.Колмачевский Л.З. Животный эпос на Западе и у славян. - Казань, 1982

2.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1985

3.Чехов А.П. Избранные сочинения. –М.: «Художественная литература»,1988

4.Чехов А.П. Повести и рассказы. - М.: «Просвещение», 1986

5.Чехов А.П. Рассказы. Сценки. Повести. -М.: «Советская Россия», 1978

Ссылки на материалы интернет-ресурсов:

6. А.П. Чехов | О нем | Собаки и кошки в книгах и в жизни Чехова [Электронный ресурс] // a-chehov.ru - Режим доступа: https://a-chehov.ru/o-nem/sobaki-i-koshki-v-knigah-i-v-zhizni-chehova, свободный. - Загл. с экрана

7. Биография А.П. Чехова: izbrannoe.com/news/lyudi/anton-pavlovich-chekhov-i-ego-taksy/

8. Восемьсот любовных писем Антона Чехова и Ольги Книппер. - Режим доступа: https://stihi.ru/2020/02/16/2295

9. История создания рассказа «Каштанка»: прототипы, интересные факты -Режим доступа:

https://www.literaturus.ru/2017/07/istorija-sozdanija-kashtanka-chehov-prototipy.html, свободный. - Загл. с экрана

10. Какую роль играет собачка в рассказе Чехова «Дама с собачкой». [Электронный ресурс] // vk.com - Режим доступа: https://vk.com/wall-18460773_15893, свободный. - Загл. с экрана

11. Образ собаки в искусстве XIX - XX века | Обучонок [Электронный ресурс] // obuchonok.ru - Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/8744, свободный. - Загл. с экрана

12. "Образ собаки в литературе" https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-obraz-sobaki-v-literature-

13. Образ собаки в произведении А. П. Чехова «Каштанка» [Электронный ресурс] // school-science.ru - Режим доступа: https://school-science.ru/5/10/35118, свободный. - Загл. с экрана

14. Описание щенка в рассказе Чехова «Белолобый»- Режим доступа: https://needlewoman.ru/articles/opisanie-schenka-v-rasskaze-chehova-belolobyy.html - Загл. с экрана

15. "Символика образа собаки..." [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-simvolika-obraza-sobaki-v-rasskazah-a-p-chehova-6747740.html, свободный. - Загл. с экрана

16. Таксы: Хина и Бром А.Чехова | Рыжий хвост | Дзен [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/x3l7vhpbzwwlb1te, свободный. - Загл. с экрана

17. Что стало с таксами Чехова? [Электронный ресурс] // journonline.msu.ru - Режим доступа: https://journonline.msu.ru/articles/longread/chto-stalo-s-taksami-chekhova/, свободный. - Загл. с экрана.

18. Памятники героям произведений А.П.Чехова- Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post427474323/

19. Памятник Каштанке - Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d11930611-Reviews-Monu

Приложение 1

Рассказы А. П. Чехова о собаках, прочитанные моими одноклассниками

Рассказы о собаках, прочитанные моими одноклассниками

Приложение 3

Памятники героиням рассказов А. П. Чехова

Ялта Южно -Сахалинск Серпухов

Астрахань Геленджик

Минск Могилев

Приложение 3

Памятники собакам-героиням рассказов А. П. Чехова

«Каштанка и клоун», Люблино «Каштанка и клоун», Южно-Сахалинск

Памятник «Египетская пирамида», Таганрог Памятник Каштанке, Онфлёр

«Каштанка и клоун», Пермь «Бром и Хина», Мелихово

Просмотров работы: 30