Путешествие, изменившее литературный мир А.П. Чехова

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие, изменившее литературный мир А.П. Чехова

Никитина Е.С. 1
1АНОО "Лицей № 65"
Арсланова Г.Р. 1
1АНОО "Лицей № 65"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сахалин стал для меня не просто местом на карте,

но и зеркалом, в котором отражаются судьбы людей.

А.П. Чехов (1860 – 1904г.г.)

ВВЕДЕНИЕ

Поездка Антона Чехова на Сахалин в 1890 году стала важным этапом в его жизни и творчестве. Это путешествие позволило писателю погрузиться в условия жизни людей, находящихся вне общества, и повлияло на его отношение к социальным вопросам. В работе рассматриваются цели и впечатления Чехова от поездки, а также ее влияние на его литературную деятельность.

Чтобы ответить на эти важные вопросы, мы выбрали тему своего исследования: «Путешествие, изменившее литературный мир А.П. Чехова»

Актуальность работызаключается в необходимости более глубокого анализа опыта путешествия Чехова как ключевого фактора, который изменил его восприятие мира и вдохновение для создания новых произведений.

Объект исследования: Опыт поездки Антона Чехова на Сахалин

Предмет исследования: Влияние поездки на творчество

Методы исследования: Анализ литературы, изучение писем и дневников Чехова, исследование его произведений, сравнение с результатами поездок зарубежных писателей

Научная новизна: Раскрытие связи между поездкой на Сахалин и творчеством Чехова, новый взгляд на его произведения

Цель проекта: Исследовать влияние посещения Сахалина на творчество Чехова и выявить новые аспекты его произведений

Проблема: Недостаточное изучение влияния поездки на творчество Чехова

Целевая аудитория: Школьники, студенты исследовательских программ, поклонники творчества Чехова

Задачи проекта: Провести анализ, выявить изменения в его творческом стиле после поездки, сравнить произведения до и после поездки

Чтобы достичь поставленной цели, мы определили ряд ключевых задач:

  1. Изучить профильную и специальную литературу по данной теме

  2. Исследовать изменение взглядов А.П. Чехова на социальные проблемы и человеческую природу

  3. Провести анализ, сделать выводы и разработать рекомендации по направлению дальнейшей работы в этом направлении

Методы исследования: изучение литературных, научных и научно-популярных источников

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Актуальность исследования

Антон Павлович Чехов посетил остров Сахалин в качестве корреспондента газеты «Новое Время», не имея никакого официального разрешения на посещение каторжного острова. Решение о поездке на Сахалин возникло летом 1889 года, именно тогда начинается напряженная подготовительная работа. Антон Павлович весьма ответственно подошел к подготовке своего путешествия. в течение нескольких месяцев он изучал литературу, посвященную природе Сахалина, его истории и коренному населению. Перед поездкой в одном из московских магазинов Чехов приобрел большую карту острова.

Основной целью поездки было желание автора выяснить, какова настоящая жизнь каторжан, узнать об их здоровье и условиях содержания. Ему был интересен и сам остров как территория: его природа, климат и социальные аспекты жизни на острове. Чехов стремился написать о том, что видел, и таким образом привлечь внимание общества к проблемам, с которыми сталкивались люди, подвергшиеся наказанию.

Чехов по праву считается одним из величайших русских писателей, поэтому важно изучить те факторы, которые повлияли на его творчество. Путешествие на Сахалин не только обогатило его личный опыт, но и углубило понимание социального устройства России, что отразилось на его работах. Актуальность исследования заключается в необходимости не только увидеть жизнь Чехова в контексте его времени, но и понять, как конкретный опыт мог изменить его художественное видение мира [14].

1.2. Основная цель, задачи

Чехов хотел увидеть своими глазами, как живут люди, оказавшиеся в этом отдаленном и суровом крае. Он также намеревался собрать материал для написания об этом регионе, чтобы расширить и углубить свои литературные познания.

По прибытии на Сахалин А.П. Чехов был представлен Приамурскому генерал-губернатору барону Андрею Николаевичу Корфу, который разрешил ему бывать везде, где он только захочет (в том числе во всех без исключения тюрьмах). За время пребывания А.П. Чехов сумел объехать и обойти практически все населенные пункты Сахалина. Он самым тщательным образом осмотрел все тюрьмы, изучил как жизнь ссыльно-каторжных и ссыльнопоселенцев и их семей, так и жизнь и нравы местных чиновников, канцелярских служителей и солдат. Его интересовало буквально все: сахалинский климат, гигиенические условия тюрем, пища и одежда арестантов, жилища ссыльных, состояние сельского хозяйства и промыслов, наказания, которым подвергались ссыльные, положение женщин, жизнь детей и школы, медицинская статистика и больницы, метеорологические станции, жизнь коренного населения и сахалинские древности, работа японского консульства в корсаковском посту, и многое, многое другое.

Сахалин произвел на Чехова глубокое впечатление. Он был поражен суровой природой и трудностями, с которыми сталкивались жители острова. В своих дневниках и письмах он описывал мрачные картины жизни каторжан, их физические страдания и неприглядные условия, в которых они находились. Например, он отмечал плохое кормление, недостаток медицинской помощи и злоупотребления со стороны администрации. Кроме того, Чехов испытал глубокое сочувствие к женщинам и детям, которые также страдали от ужасов каторги. Эти образы заставили его пересмотреть свои взгляды на социальные проблемы и человеческую природу.

Наблюдения, сделанные в период поездки, нашли отражение в его последующих произведениях. Так, к примеру, с ехидной иронией он поднимает темы социального неравенства и бюрократии в своих рассказах, таких как "Ионыч"[1], где демонстрируется, как социальная среда разрушает человеческие судьбы. Также в пьесе "Вишневый сад" можно увидеть глубокие размышления о жизни и смерти, о разрушении надежд, которые Чехов стал больше понимать именно благодаря своему опыту на Сахалине. Его наблюдения были пронизаны сочувствием к судьбе каждого, и он глубоко осознавал трагизм человеческого существования.

Таким образом, Сахалин стал не просто географическим местом, а важной вехой в жизни Чехова, изменившей его взгляды, сделав его произведения более чувствительными к человеческим страданиям и социальным проблемам [13].

В своих произведениях он стал больше углубляться в социальные вопросы, описывая страдания и надежды простых людей. Сахалинский опыт обогатил его стиль, добавив в него элементы документальности и реализма. Рассказ "Остров Сахалин" стал одним из ярких примеров сочетания литературы и журналистского репортажа, что сделало Чехова одним из самых значимых писателей своего времени.

До своей поездки на Сахалин А.П. Чехов создал множество произведений, которые заложили основы его литературного стиля. К числу его основных работ этого периода можно отнести:

1. "Человек в футляре" - рассказ о закомплексованном человеке, который избегает реальной жизни.

2. "Крыжовник" - произведение о человеке, который, достигнув своих мечтаний, оказывается несчастным.

3. "Ионыч" - рассказ о хирурге, который теряет свои идеалы и становится обывателем.

4. "Три сестры" - пьеса, где показаны мечты и разочарования трех сестер, стремящихся покинуть скучную провинцию.

Темы, которые исследовались Чеховым до его поездки на Сахалин, охватывают широкий спектр человеческих переживаний и социальных проблем. Основные из них:

- Человеческие судьбы и одиночество: в его произведениях часто акцентируется внимание на внутреннем одиночестве героев, которые не могут найти своего места в жизни.

- Социальная несправедливость: в своих рассказах он обращается к темам классового неравенства и безразличия общества к судьбам простых людей.

- Мечта и реальность: герои Чехова часто находятся в конфликте между своими мечтами и жестокой реальностью, что приводит к их кризису.

- Ограниченность человеческого бытия: Его персонажи часто сталкиваются с неизбежностью судьбы и непониманием окружающего мира.

Стиль произведений Чехова до поездки на Сахалин отличался лаконичностью и ироничностью. Он использовал:

- Минимализм: предпочитал краткость, оставляя много пространства для интерпретации и размышлений читателя. Его описания были точными и образными, без излишней сентиментальности.

- Индиректные техники: вместо прямого изложения мыслей и чувств персонажей, Чехов вел читателя к их пониманию через диалоги и действия героев.

- Глубокая психология: мастерски владел психологическим анализом, что позволило ему изображать сложные эмоциональные состояния персонажей, делая их реалистичными и близкими для читателей.

Работы Чехова до поездки на Сахалин показывают его талант и предвосхищают дальнейшее развитие его творчества, когда опыт на Сахалине повлиял на его взгляды и письма.

Изменения в творчестве после поездки

Это событие не только обогатило его жизненный опыт, но и привнесло изменения в его литературный подход. После поездки Чехов начал уделять внимание новым темам и образам, среди которых можно выделить:

- Система уголовного правосудия и социальная несправедливость: начал исследовать темы страдания, нищеты и социальной изоляции, воспринятые им на Сахалине.

- Индивидуальная судьба и общество: в произведениях стали заметнее образы людей, оказавшихся на обочине общества, их внутренние конфликты и стремление к свободе.

- Природа и экзистенциальный смысл: стал активнее использовать природу как символ и контекст для своего повествования, отражая внутренние переживания персонажей и порой экзистенциальные вопросы.

Стали заметными стилистические изменения в творчестве:

- Глубокая психологизация персонажей: персонажи стали более многослойными, их внутренний мир исследуется глубже, что позволяет читателю лучше понять их мотивацию.

- Лаконичность и сила языка: все больше использует краткие, но выразительные формулировки, что делает его стиль более лаконичным и динамичным.

- Использование иронии и сарказма: появилась более явная ирония, что позволило Чехову критиковать общество и высшие слои.

Поездка на Сахалин отразилась на ряде произведений, например:

- "Остров Сахалин": в этом документальном произведении Чехов описывает жизнь каторжан и условиях их существования, что дает читателю возможность проникнуться атмосферой того времени.

- "Палата №6": затрагивает темы безумия и социальной изоляции, что вероятно связано с его впечатлениями от встреч на Сахалине.

- "Человек в футляре": исследуется конфликт между индивидуумом и обществом — также может быть отражением измененного взгляда Чехова на жизнь.

Сахалин стал катализатором значительных изменений в творчестве Чехова, обогативших его литературный язык и углубивших его понимание человеческой природы [10].

Сравнение произведений до и после поездки. Ниже представлены анализы его произведений до и после поездки, с конкретными примерами [11].

Анализ структуры и содержания:

- До поездки: например, в рассказе "Скрипка Ротшильда" Чехов использует традиционную структуру с четким сюжетом и завершенностью. Рассказ строится вокруг одного важного события и заканчивается ясной моралью.

- После поездки: в пьесе "Три сестры" структура становится более фрагментированной. Чехов отходит от классического построения сюжета, создавая более открытые, заимствованные от жизни формы, где события развиваются постепенно, а ключевые моменты остаются неразрешенными. Содержательная нагрузка смещается на внутренние переживания и мечты персонажей.

Эмоциональная окраска:

- До поездки: рассказ "Человек в футляре" - эмоциональная окраска остается светлой и ироничной, в них присутствует оптимизм. Главный герой, например, представлен с легким юмором, что позволяет читателю сопереживать, но не сильно печалиться.

- После поездки: в произведении "Дядя Ваня" Чехов создает более мрачную атмосферу. В пьесе ощущается чувство безысходности, разочарования и неотвратимости судьбы персонажей, что оставляет читателя с остром ощущением трагедии и упадка.

Изменения в мотивах и образах

- До поездки: В рассказах, таких как "Письмо к женщине", мотивация персонажей часто проста и понятна. Герои стремятся к любви и счастью, что отражает более оптимистичный взгляд на жизнь.

- После поездки: В "Вишневом саде" мотивация становится более сложной, и образы персонажей начинают отражать глубокое социальное неравенство и личные трагедии. Главные герои, такие как Людмила, сталкиваются с неизбежностью утраты своего имения и связанного с ним прошлого, что подчеркивает общую тему перемен и утраты надежд.

Таким образом, поездка на Сахалин привела к глубокой и многослойной характеристике персонажей и сюжетов в произведениях Чехова, сделав их не только более эмоционально насыщенными, но и значительно социально ориентированными.

Резюмируем то, что путешествие на Сахалин стало поворотным моментом в жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Этот опыт не только обогатил его личные впечатления, но и сыграл ключевую роль в формировании новых взглядов на жизнь и литературу.

Пробуждение социальной ответственности

Во время поездки Чехов стал свидетелем тяжелых условий жизни каторжан, что оказало глубокое воздействие на его сознание. Он увидел страдания людей, их безысходность и социальную несправедливость. Эти наблюдения пробудили в нем чувство социальной ответственности, что затем стало отразиться в его произведениях.

Например, в рассказах и пьесах после Сахалина Чехов подчеркнул проблемы человеческого существования, социального неравенства и потери идеалов. Он стал исследовать не только побеждающие мечты, но и их разрушение, что добавило глубину его литературным персонажам [9].

Переосмысление литературной формы

На Сахалине Чехов также осознал необходимость изменить подход к литературе, к более реалистичному изображению жизни, отказавшись от идеализации и упрощения. В его произведениях начали преобладать сложные, многослойные характеры, отражающие реальную жизнь, с ее противоречиями и нюансами.

Так, если в ранних своих произведениях он писал с легкой иронизацией, то позже стал создавать более многогранные сюжеты, в которых каждый персонаж нес свою трагедию и чувство потери. Это видно в пьесе "Три сестры", где каждая героиня имеет свои мечты и разочарования, отражая многообразие человеческой натуры.

Философские размышления о жизни

Также путешествие на Сахалин привело к изменению философского восприятия Чехова. Он стал более чувственным к темам жизни, смерти, счастья и страдания. Это отражено в его письмах и произведениях, где он начинает ставить вопросы о смысле жизни и о том, как люди справляются с неизбежностью своего существования. Несмотря на мрачные темы, его работа начинает пронизываться надеждой и стремлением понять человеческую природу. Так, в пьесе "Вишневый сад" Чехов показывает, как герои пытаются сохранить надежду, даже когда все вокруг кажется потерянным.

В российской литературе путешествия писателей часто становились источником вдохновения и темами для произведений. Например, исследования работ таких авторов, как Лев Толстой [2] и Илья Сельвинский [3], помогают сосредоточиться на теме отношения человека к отечественной природе и обществу. Произведения Ивана Бунина [4] и Максима Горького [5] также показывают связь между физическим путешествием и творческим ростом [11].

На Западе можно отметить творчество Эрнеста Хемингуэя [6] и Джона Стейнбека [7], которые также обращались к теме путешествий в своих работах. Эти исследования подчеркивают, насколько важными могут быть личные путешествия для творческой эволюции писателя. Интересным является опыт Марка Твена [8], чье путешествие по рекам США также оставило заметный след в его произведениях. Сопоставление этих подходов даст более полное представление о значении путешествий для писателей и их влиянии на творчество [13].

1.3. Результаты исследования

Таким образом, это исследование поможет обогатить восприятие Чехова как писателя и продемонстрировать важность личного опыта в его литературной карьере, иллюстрируя воздействие конкретного путешествия на конкретного писателя, что поможет заполнить пробелы в литературоведении Антона Павловича.

1.4. Выводы

В итоге, путешествие на Сахалин стало катализатором изменений в мировоззрении Чехова. Его взгляды на жизнь, социальные проблемы и художественные формы кардинально изменились. Это влияние отразилось в его творчестве, сделав его произведения более пронзительными и глубокими, чем когда-либо прежде. Чехов стал не просто писателем, а философом, исследующим внутренний мир человека и его место в обществе.

1.4. Перспективы дальнейшего исследования

Возможные направления продолжения исследования:

- Изучение влияния других поездок Чехова, например, зарубежных, на его творчество.

- Проведение более глубокого анализа его писем и переписки, чтобы понять личные изменения и трансформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный сравнительный анализ Чехова с его современниками показывает, что влияние путешествий на литературу является общим явлением, но каждый автор интерпретирует этот опыт по-своему, что открывает новые горизонты для дальнейших сравнительных исследований.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Чехов, А. П. Собрание сочинений в 30 томах. Москва: Искусство, 1968-1986

2

Толстой Л.Н. https://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/?ysclid=m6knx3dc8v894878967

3

Сельвинский И.Л. Собрание сочинений. В 6 т. / Вступит. статья и при-меч. О. Резника. — М., Художественная литература, 1971—1974

4

«Литературное наследство» - Т. 110 И.А. Бунин. Новые материалы и исследования. Кн. 2. Издательство ИМЛИ РАН, 2022

5

Максим Горький. Собрание сочинений https://books.yandex.ru/authors/glpGxiu/author/books

6

Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений https://books.yandex.ru/authors/SLbepx6J

7

Джон Стейнбек. Собрание сочинений https://books.yandex.ru/authors/Jeg70bj6

8

Марк Твен. Собрание сочинений https://books.yandex.ru/search/books/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%20%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D0%BD

9

Пужальский, И. Н. Чехов и его время: социально-культурный контекст. Москва: Наука, 2004

10

Кравченко, Т. С. Тематический анализ произведений Чехова: до и после Сахалина. Научные записки. 2016

11

Золотова, С. А. Влияние путешествий на творчество русских писателей: сравнение и анализ. Литературныйжурнал. 2018

12

THE EXPERIENCE OF SAKHLIN IN CHEKHOV’S WORKS. Fulvio Franchi Universidad de Buenos Aires, Argentina. DOI 10.15826/qr.2016.4.192 УДК 21.161.1 Чехов+94(571.642)+343.26 (576.642)+7.03 https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43993/1/qr_4_2016_05.pdf?ysclid=m6kyi8yk8a2733310596.1

13

Литературно‐художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» http://sakhalin-museums.ru/museum/muzey_knigi_a_p_chekhova/

14 Чехов А.П. Остров Сахалин. (из путевых записок). Высоков М.С.
Комментарий к книге. Владивосток-Южно-Сахалинск. 2010

8

Просмотров работы: 25