О почерке в 21 веке

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О почерке в 21 веке

Панасенко Ю.Н. 1
1МБОУ Лицей 23
Вербицкая В.Н. 1
1МДОУ Лицей23
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каллиграфия — это музыка,
только обращённая не к слуху, а к глазу»
В.В. Лазурский

 I.Введение

 23 января в мире отмечается День ручного письма или День почерка. Праздник призван напомнить, что почерк каждого человека уникален, а навыки ручного письма важны даже в нашу эпоху звуковых сообщений и печатных текстов.

Сегодня везде нас окружают компьютеры и сотовые телефоны.  Доклады, документы и даже письма мы уже не пишем, а печатаем. И у меня возник вопрос: «А нужно ли вообще учиться писать или может быть сразу надо, чтобы нас учили в школе с 1 класса печатать на компьютере? И зачем нам говорят – пишите красиво, разве это сейчас важно?» Мне кажется важно. Но вот что  думают остальные? Права ли я? Это я и постараюсь выяснить.

Актуальностьи проблема исследования выбранной темы, на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. В эпоху активно развивающихся информационных технологий и цифровой техники: компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и прочих электронных устройств, акцент с рукописного текста смещается на машинописный - печатный. При этом возникает еще большая потребность общества в личностях интеллектуальных, творческих, критически мыслящих, владеющих необходимыми видами и формами деятельности, направленных на решение насущных задач самого общества. Одним из инструментов формирования перечисленных выше качеств, начиная с начальной школы, является не компьютерная грамота, а, именно, каллиграфия.

Гипотеза: каждый может научиться писать красиво, если проявить терпение и приложить усилие.

Цель работы:обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе, доказать, что и сегодня ценится красивый почерк

Задачи:

  - выяснить, нужно ли учиться писать и важно ли иметь красивый почерк.

- изучить литературу по теме , выяснить значение терминов каллиграфия, почерк.

- выяснить, нужно ли учиться писать красиво и как искусство каллиграфии влияет на человека, его развитие, успешность.

Методы исследования и используемые источники информации : сбор и обработка информации из различных источников; наблюдение; анкетирование и анализ полученных результатов; эксперимент; знакомство с методами улучшения почерка.

II Основная часть

2.1. Что такое почерк,  каллиграфия ?

Обратимся к толковому словарю либо Википедию и найдем ответ на поставленный вопрос.

Почерк – это характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке  система движений, для нанесения графических символов.

Теперь необходимо выяснить – нужно ли писать красиво? Занявшись этим вопросом, мне встретилось такое понятие , как каллиграфия. Каллиграфия – это искусство писать чётким и красивым почерком.

Каллиграфия зародилась очень давно. Как только человек научился писать , он стал учиться делать это красиво. К каллиграфии относились как к точной науке: высчитывалась высота и ширина букв, длинна слова на строке и многое другое. В каллиграфии используются различные приемы, могут использоваться различные завитки , лишние хвостики , плавные и ломаные линии. Иногда каллиграфия несколько искажает надпись , и прочесть ее становится затруднительно, но в документах такая каллиграфия не допускается. Сейчас каллиграфия применяется в неофициальных документах ,таких как открытки , поздравления. В официальных документах применяются только понятные приемы каллиграфии , которые легко прочитать.  Одной из разновидностей каллиграфии является граффити ,сделанное в виде подписей.(граффити – это нанесение рисунков на стены)

2. Анкетирование. Обработка и анализ анкет.

В самом начале своей работы я провел анкетирование, чтобы узнать мнение одноклассников: нужно ли уметь писать красиво? Хотелось бы тебе научиться писать красивее, чем сейчас?

В анкетирование участвовала 27 одноклассника

Из диаграммы мы видим , что все ребята понимают, что нужно писать красиво и большая часть ребят желают улучшить свой почерк.

Для родителей: вам больше приходится писать от руки или печатать текст? Какое письмо приятнее читать написанное рукой или печатный текст?

В анкетирование участвовала 23 родителя

Из диаграммы мы видим , что взрослым приходится писать больше, чем печатать. При опросе выяснилось, что печатают взрослые в основном на работе, и больше те, чья работа связана с документами ( например работа бухгалтера), а в обычной жизни все пишут от руки. Большинство ответили , что приятнее читать написанное от руки письмо. Когда я спросил почему, то говорили, что написанное письмо теплее, за ним чувствуется человек. Те же кто ответил, что лучше бы прочитали напечатанное, ссылались на то , что написанное письмо иногда тяжело прочитать из-за плохого почерка.
Значит,  писать обязательно нужно красиво и это важно, чтобы твой почерк был читаем.

3. Исследования почерков, анализ, выводы.

Исследование 1

Почерк каждого человека уникален. Рассмотрю на примере почерков моей семьи.
Брат Сергей ученик 5 класса

мама Екатерина 44 года бабушка Татьяна 70 лет
Раньше я не задумывался, как по-разному мы все пишем и как интересно было сравнить наши почерки. Для себя я сделал вывод , что напечатанный текст – он как-будто безликий , а вот глядя на рукописный текст представляешь человека.

  Исследование 2

Для эксперимента мне понадобились работы одноклассников.
Я попросил ребят написать словарные слова, не ставя перед ними цель красивого разборчивого письма. Позже попросил переписать эти же слова, но уже сделал акцент на то, чтоб писали ребята красивым разборчивым почерком.

Видим, что работы ребят отличаются. Делаем вывод: если мы ставим перед собой задачу быть ответственным и качественно выполнить работу, цель красивого письма будет достигнута. А если ответственность у человека нестабильная, значит, не всегда будет хороший результат.

Обработка данных-24 работы школьников.

30% справилась с этим-слова правильно написаны почерк разборчив
70 % школьников-отличается работа когда ребенок пишет обдуманно и когда не надо старается
Исследование 3

Для тех ребят, кто до сих пор не справляется с задачей красивого письма, я предложил «помощников», специальные приспособления для ручек. И вот что показал эксперемент:

8 школьников написали работу с тренажером
6 учеников – изменился почерк
2 ученика-без изменений

4.В чём причины «плохого» почерка?

Как правило, почерк формируется уже к окончанию начальной школы. Поэтому для исправления «плохого» почерка ребёнку старше 10 лет и его родителям придётся приложить немало усилий. Но не стоит думать, что школьник пишет «каракулями» из-за собственной лени, неряшливости или непослушания.

Причин для формирования «плохого» почерка много, и большая часть из них не зависит от желания самого ребёнка. Например, детям с неврологическими заболеваниями , слабое зрение , переученные «левши»,  эмоциональное потрясение, слабость мышц или мышечные зажимы,  недостаточное развитие мелкой моторики.

Так что, если у ребёнка проблемы с почерком и освоением письма, не нужно спешить его ругать или заставлять заниматься до потери пульса. Сначала лучше обратиться к специалистам – педагогу, психологу, нейропсихологу, дефектологу, врачу – и выяснить, что именно является проблемой. Если основных проблем нет, в этом случае, нужно помогать школьнику.

При опросе школьников и взрослых я предложил посмотреть несколько текстов и  выбрать, какой текст они прочитали бы в первую очередь , а какой не захотели бы читать совсем. 100% опрошенных выбрали текст написанный каллиграфическим почерком. Можно сделать вывод, что умение красиво и правильно писать – это один из способов обратить на себя внимание.

5.Почему учиться писать красиво действительно важно?

Может быть, аккуратный почерк и не нужен? В конце концов большую часть жизни современный человек набирает тексты на клавиатуре смартфона или компьютера, а когда и такой возможности нет – общается с помощью аудио- и видеосообщений. Как и с любым комплексным навыком, с письмом не всё так просто. Строго говоря, красивый почерк даёт не только возможность написать бумажное письмо. Дело в том, по объяснению учёных, что в процессе обучения письму между клетками головного мозга формируются новые связи, а уже использовать эти связи можно для чего угодно.

Выводы учёных меня поразили, оказывается! Скажу тезисно.

Развиваем письмо – развиваем речь. Пишем от руки – улучшаем память и мышление. Хороший почерк – точные движения. Контролирую руку – контролирую себя. Написал письмо – зарядил «внутреннюю батарейку». ( Любое занятие, связанное с мелкой моторикой, в том числе письмо, благотворно влияет на её работу. А работа у этой мозговой структуры крайне важная: сортировать и объединять в целостную систему сигналы, идущие от органов в большие полушария и обратно, а также поддерживать все части центральной нервной системы «в тонусе». Таким образом, занимаясь письмом от руки, мы заряжаем «батарейку» всего мозга, обеспечивая тем самым нормальную работу механизмов сна-бодрствования, регуляции эмоций и активного внимания.)

Письмо – это сложный навык, в формировании которого участвует практически весь мозг. Более того, для аккуратного и грамотного письма нужно, чтобы «включалось» и тело: чёткие слух и зрение, слаженная работа мышц рук и спины. Поэтому неудивительно, что освоение и регулярное использование ручного письма связано с другими важными навыками. Аккуратный почерк, как и другие навыки, которые появляются у младшего школьника, не только пригодятся будущему взрослому в повседневной жизни, но и помогут освоить другие, более сложные умения. А родителям и педагогам обязательно нужно поддерживать ребёнка на этих первых ступенях взросления и помогать ему, чтобы в будущем он уже самостоятельно мог достигать новых высот.

 6. Как улучшить почерк.

Об этом я стал задумываться, когда стал получать регулярные рекомендации Валентины Николаевны: «Юра нужно писать красивее, прилежнее и т.п.»

Какие рекомендации дает нам наша учительница?

  1. Особое внимание обращает на нашу осанку, как мы сидим за столом, как держим ручку и как лежат тетради. Мало кто знает, что красивого письма важна не только правильная постановка руки, но и развитый глазомер-способность точно оценивать расстояния и размеры.

  2. Рассказывает для чего необходимо следить за почерком и зачем писать красиво. Оказывается почерк, как и речь человека: чистую, красивую,  богатую речь приятно слушать, так же и почерк  красивый и правильный – приятно читать. По почерку, складывается первое впечатление о человеке (если ты его еще не видел), и всегда лучше если это будет хорошее впечатление. А еще работа над почерком развивает  в человеке такие качества, как внимательность, усидчивость, аккуратность, развивается зрительная память и фонетический слух, а это снижает количество ошибок при письме.

3. Наша учительница старается повышать нам мотивацию правильного письма. Так мы с 1 класса, получали за письмо поощрения, а сейчас отдельную оценку за письмо в каждой работе. Тетрадочку в широкую линию получают не все ребята сразу, а по степени нашей ответственности и взросления, которые Валентина Николаевна определяет по нашему прилежному письму.

4. Регулярно делаем гимнастику, позволяющую снимать усталость ученика при письме.

И действительно, это дает свои результаты. Учительница все чаще и чаще хвалит нас за красивый почерк. Всё больше ребят переходят к письму в тетрадках с широкой линией. Я очень надеюсь, что в третьей четверти мне тоже будет доверена долгожданная «взрослая тетрадка».

 III Заключение

Результаты исследования, их значимость

Целью моей работы было:доказать, что и сегодня ценится красивый почерк В результате я её достиг.

Гипотеза исследования : каждый может научиться писать красиво, если проявить терпение и приложить усилие – подтверждена на моем примере и примере моих одноклассников.

Выводы. Перспективы.

Тема моей работы очень интересная и нужная. Я еще раз понял, что терпение и труд всё перетрут и красивый почерк – это важно и возможно каждому, кто способен преодолевать трудности и ставить перед собой правильные цели.

Итог моей работы: я записал видео(серия мастер-классов от Юрия Панасенко) «Как подготовить руку к письму», «А сейчас мы отдохнём и опять писать начнём» (при защите работы видео представляю к просмотру)

Моя работа может быть использована на уроках окружающий мир, на классных часах и беседах на данную тему, может служить стимулом для ребят, у кого еще не всё в порядке с красивым разборчивым почерком.

И если сегодня, после моего выступления, у кого то появиться желание писать ещё красивее, значит моя работа стала для вас полезной и интересной. Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более подробном изучении данной темы. Например, можно рассмотреть влияние каллиграфии на формирование грамотности.

Я вас благодарю за интерес, проявленный к моей работе.

Список литературы и использованных информационных ресурсов

1. Каллиграфические ошибки и способы их устранения http://evakulina.narod.ru
2. Каллиграфия  ru.wikipedia.org
3. Почерк  ru.wikipedia.org

Исправление плохого почерка. Комплексный тренажер

Книга, Елена Алексеевна Нефёдова и Ольга Дмитриевна Узорова

Просмотров работы: 12