Введение
Все мы, от мала до велика, обожаем конфеты, у каждого есть любимый сорт. Съев конфету «Картошка», я нашла в названии знакомую орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Тогда я задумалась, а можно ли еще найти орфограммы в названиях конфет, и если да, то какие?
Также я обратила внимание на то, что мне и моим одноклассникам нелегко дается такое задание по русскому языку, как определить орфограмму в слове. И у меня появилась идея – с помощью конфетных фантиков учиться определять орфограммы в словах.
Поэтому, цель работы: убедиться, что конфетные фантики достойны не только любования, они – прекрасные помощники в развитии орфографической зоркости и познавательного интереса к изучению русского языка.
Для достижения цели были поставленные следующие задачи:
повторить изученные орфограммы;
изучить названия конфет;
проанализировать названия конфет и провести классификацию по орфограммам;
повысить нашу орфографическую зоркость;
провести анкетирование среди обучающихся начальных классов;
рассказать ребятам от нашем исследовании;
Гипотеза: мы предполагаем, что, организуя поиск орфограмм на конфетных фантиках, мы улучшим нашу орфографическую зоркость и повысим интерес к изучению русского языка.
Объект исследования: слова-названия конфет.
Предмет исследования: орфограммы в словах-названиях конфет.
В процессе работы мы использовали следующие методы исследования:
1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.
2. Исследовательский. Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации.
3. Практический. Экспериментальная работа.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, чтомногие дети при написании слов допускают ошибки и связано это с тем, что они не видят в словах «опасные» места или орфограммы. Обычно работа по их обнаружению для учеников не всегда интересна. Чтобы вовлечь одноклассников в этот процесс, решено было использовать конфетные фантики. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Практическая ценность работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках русского языка для повторения или изучения нового материала или во внеурочной деятельности.
В работе мы частично опирались на информацию, найденную в сети Интернет. Также воспользовались материалами книжной литературы, работали с различными словарями. И, конечно, применяли знания, полученные на уроках русского языка.
Теоретическая часть
1.1. Что такое орфография и орфограмма
В начале нашего исследования мы решили выяснить значение слов орфография и орфограмма. Изучив литературу, вот что мы узнали.
После возникновения письменности у людей появилась необходимость в составлении свода правил. Эти правила определяли бы написание каждой буквы любого слова. В результате возникло понятие «орфография».
Орфография — это раздел науки о языке, изучающий правила передачи слов в письменной речи.
В толковом словаре В. Даля - «орфография» – правопись.
Прежде всего, правила орфографии помогают нам понять, какими буквами нужно обозначить звуки в сложных случаях. Однако, мы можем столкнуться со сложностями в выборе нужной буквы. Если написание слова вызывает у нас сомнение, значит мы имеем дело с орфограммой.
В толковом словаре русского языка С.А.Кузнецова мы нашли следующее определение: орфограмма (от греч. orthos —правильный + gramma — запись) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
Слово «орфограмма» — пришло к нам из Древней Греции, дословно оно переводится как «правильная буква». Найти в словах орфограммы несложно, обычно это буква в так называемой «слабой позиции», то есть ее написание вызывает сомнение.
Итак, орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить.
В связи с этим, орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется звучанием.
1.2. Классификация орфограмм
Русский язык содержит значительное количество орфограмм. В ходе исследования мне необходимо было вспомнить, какие орфограммы мы уже изучили на уроках русского языка. Для этого я обратилась за помощью к классному руководителю.
«Заглавная буква в начале предложения»
«Заглавная буква в именах собственных»
«Непроверяемый безударный гласный в корне слова»
«Проверяемый безударный гласный в корне слова»
«Гласные после шипящих»
«Парный согласный на конце корня»
Орфограмма
«Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,НЩ»
«Разделительные Ъ и Ь»
«Непроизносимый согласный в корне слова»
«Удвоенный согласный в корне слова»
«Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного»
Как мы видим, к середине третьего класса мы освоили большое количество орфограмм и все их нужно уметь видеть в словах, чтобы правильно писать.
1.3. Из истории конфетных фантиков
Конечно, для дальнейшего изучения нашей темы, нам необходимо было узнать и историю конфетных фантиков.
Для перевозки и хранения продуктов люди традиционно использовали то, что попадало под руку. С изобретением бумаги, ткани, фольги, целлофана, парафинированной бумаги появилась собственно упаковка. Именно парафинированная бумага стала материалом для фантика.
Почему обёртка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление?
По одной версии, слово «фантик» появилось из-за игры в фанты, в которой игрокам раздают некие предметы, а затем владельцам определённых предметов нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну, а обертка от конфеты была самым популярным «фантом». По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения «funny ticket» — «забавный листочек», в который стали оборачивать детские леденцы и конфеты в Америке.
Заворачивать конфеты в бумажные обёртки начали довольно давно. Первые обёртки для конфет появились в 1850 году. Серьёзный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.
Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обёртки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.
Масштабное производство конфет появилось в России только в XIX веке. Тогда фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми, и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
В XІX веке выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.
В XIX веке российский фантик был лучшим в мире. Работали над фантиком лучшие российские художники: Бенуа, Врубель, Васнецов и Билибин. Но имена их хозяева держали в секрете, чтобы конкуренты не переманили их к себе.
До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.
На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Собирать фантики – не такое уж пустое и бесполезное дело. И этому хобби есть даже название - сакулумистика. Моя бабушка рассказывала мне, как в детстве любила коллекционировать фантики от конфет.
Итак, изучив информацию по данной теме, мы узнали, что у конфетных оберток своя история, а каждый фантик – своеобразный исторический документ. Фантик – это визитная карточка своего времени.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Нам стало интересно, а знают ли ученики начальных классов, что с помощью конфетных фантиков можно развивать свою орфографическую зоркость или даже не догадываются об этом.
Для этого мы провели анкетирование, предложив ученикам 3-4-х классов ответить на ряд вопросов.
Всего в анкетировании приняли участие 56 учеников.
Н а вопрос «Любите ли вы конфеты?» все ребята ответили «да».
Оказывается, никто из ребят не обращает внимание на правописание слов на конфетных фантиках.
И почти все ребята думают, что с помощью фантиков от конфет нельзя изучать русский язык.
Действительно, орфограммы находятся рядом с нами. Но, к сожалению, мы не обращаем внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускаем в словах ошибки.
2.2. Эксперимент
П олучив результаты анкетирования, мы решили провести эксперимент: одноклассникам было дано задание – определить орфограмму в словах-названиях конфет. Но сначала им необходимо было ответить еще на один вопрос «Испытываете ли вы трудность в нахождении изученных орфограмм в словах?» Многие одноклассники ответили «да». Дали задание – определить орфограммы в словах. Результаты следующие.
И мы поставили перед собой еще задачу: научиться находить в словах-названиях конфет орфограммы.
На этом этапе работы всем ученикам нашего класса было предложено собирать фантики от конфет для классной коллекции, которую мы назвали «Сладкие орфограммы».
М ои одноклассники начали проявлять интерес к данной теме. Уже через несколько дней у нас было много красивых фантиков. В течение месяца мы приносили фантики в школу. Мы вместе старались найти изученные орфограммы в словах. Так «охота» за орфограммами превратилась в увлекательную игру. Самой любимой игрой для нас оказалась игра «Четвертый лишний». (Приложение 1)
После эксперимента мы снова задали тот же вопрос одноклассникам «Испытываете ли вы трудность в нахождении изученных орфограмм в словах?» и провели работу по определению орфограмм в словах. И количество ошибок было меньше. О чем доказывают результаты работы.
И, действительно, одноклассники сделали для себя открытие, что в названиях конфет есть орфограммы, которые мы уже изучили в школе. И признали, что даже не задумывались над тем, что по конфетным фантикам можно улучшать свою орфографическую зоркость.
Можно сделать вывод, что с помощью такого эксперимента мы, во-первых, повысили интерес к изучению русского языка, а во-вторых, улучшили орфографическую зоркость наших одноклассников.
2.3. Классификация орфограмм, встретившихся на фантиках
Мы исследовали 67 названий конфет и распределили их по видам орфограмм.
Орфограмма |
Названия конфет |
Количество названий |
Непроверяемый безударный гласный в корне слова |
«Орешинка», «Серебряный мономах», «Москвичка», «Молочная», «Космос», «Костёр», «Ягодный край», «Райские облака», «Ромашка», «Апельсин», «Кокос», «Картошка», «Волшебная лампа» «Метелица», «Птичье молоко», «Ананасная долина», «Малина», «Чёрная смородина», «Лимончики», Столичные» |
20 |
Проверяемый безударный гласный в корне слова |
«Хохотушка Маша», «Золотой мономах», «Мишки в лесу», «Вареная сгущенка», «Ананасная долина», «Символ», «Тёплый вечер», «Медунок», «Отломи», «Райский кокос», «Золотая лилия», «Маленькое чудо», «Морские», Забегай на чай» |
14 |
Заглавная буква в именах собственных |
«Золушка», «Матис», «Хохотушка Маша», «Джек», «Сальвия», «Габриэль», «Алёнка», «Кара-Кум», «Отырар» |
9 |
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ |
«Москвичка», «Молочная», «Лимончики», «Ласточка», «Батончик», «Метелица-сказочница», «Столичные», «Белочка», «Красная шапочка» |
9 |
Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного |
«Трюфельные», «Красно-кисленькая», «Сальвия», Габриэль», «Апельсин, «Маленькое чудо» |
6 |
Гласный после шипящих |
«Орешинка», «Жи-ши», «Живинка», «Маленькое чудо», Забегай на чай», Зачарованные» |
6 |
Парный согласный на конце корня |
«Маэстро виртуоз», «Сладкое созвучие», «Туз десертный», «Сказки Перро» |
4 |
Разделительный мягкий знак |
«Грильяжные», «Ришелье», «Птичье молоко», «Заполярье» |
4 |
Непроизносимый согласный в корне слова |
«Буревестник», «Ленинградские» |
2 |
Удвоенный согласный в корне слова |
«Сказки Перро» |
1 |
Вывод: наиболее часто встречающимися оказались орфограммы:
«Непроверяемый безударный гласный в корне слова»;
«Проверяемый безударный гласный в корне слова».
Редко встречаются в названиях конфет орфограммы:
«Парный согласный на конце корня»;
«Разделительный мягкий знак»;
«Непроизносимый согласный в корне слова»
«Удвоенный согласный в корне слова».
Следовательно, во многих названиях конфет есть орфограммы, которые мы изучаем в школе. В своей работе мы исследовали не все орфограммы русского языка, а только те, которые изучали в школе.
2.4. И ещё что-то интересное...
Во время работы мы обратили внимание на то, что нам встретились слова, значения которых мы не знали. Для этого обратились за помощью к Толковому словарю в сети Интернет.
Слово-название конфеты |
Лексическое значение |
«Цитрон» |
Вид многолетних растений из семейства цитрусовых |
«Габриэль» |
Мужское или женское имя |
«Сальвия» |
Женское имя |
«Матис» |
Мужское имя |
«Маэстро» |
Почётное название крупных музыкантов и выдающихся шахматистов |
«Виртуоз» |
Человек, который в совершенстве владеет техникой своего искусства |
«Мономах» |
Почетное прозвище |
«Кара-Кум» |
Песчаная пустыня на юге Средней Азии |
«Грильяж» |
Застывший сахарный сироп с измельчёнными орехами |
«Кипарис» |
Вечнозеленое (хвойное) декоративное дерево или кустарник |
Но и это еще не всё. А сколько нерусских слов встретилось нам в названиях конфет. И здесь мы снова искали информацию в сети Интернет. Вот что мы узнали.
Слово-название конфеты |
Происхождение/язык |
Перевод слова |
«Крокант» |
Французский |
Хрустящий |
«Frant» |
Чешский |
Хитрец |
«Кinder» |
Немецкий |
Дети |
«Трюфель» |
Латинский |
Клубень |
«Габриэль» |
Еврейское |
Сила Божия |
«Сальвия» |
Древнеримское |
Шалфей |
«Мономах» |
Греческое |
Единоборец |
«Аракун» |
Индийское |
Он царапает своими руками (енот-полоскун) |
«Отырар» |
Казахстанское |
Город в Казахстане |
«Кара-Кум» |
Тюркский |
Черный песок |
Также мы выяснили странное название конфет «Птичье молоко», ведь у птиц его не бывает. Оказалось, молоко имеется у фламинго, некоторых пингвинов, но оно похоже на творог. Таким молоком птицы выкармливают своих птенцов.
Но почему конфеты «Птичье молоко» называются именно так? Оказывается, существует реальная история.
В 1936 году на польской компании кондитер Ян Ведель после путешествия по Франции создал суфле в шоколаде и предложил его своим сотрудникам. Пробная партия конфет вызвала восторг, и тогда Ведель, размышляя над названием, спросил: «Что может принести счастье человеку, который уже все перепробовал?» Один из сотрудников ответил: «Птичье молоко!». Так появилось название, которое стало синонимом редкости и изысканности.
Выражение «птичье молоко» известно в русском языке давно. В справочнике «Крылатые слова» оно определяется как «нечто неслыханное, невозможное, предел желаний».
Итак, конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Это настоящий занимательный материал для изучения русского языка.
Заключение
Итак, конфетный фантик – само по себе явление сложное и интересное. В названиях конфет почти всегда можно найти орфограммы. Ведь почти каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и несколько орфограмм.
В ходе исследования мы повторили изученные правила орфографии, проанализировали виды орфограмм в названиях конфет.
Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя фантики.
Поставленная нами цель была достигнута - конфетные фантики достойны не только любования. При исследовании фантиков от конфет мы находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.
Наша гипотеза подтвердилась - организовав поиск орфограмм на конфетных фантиках, мы повысили интерес к изучению русского языка и улучшили нашу орфографическую зоркость.
Собрав коллекцию фантиков от конфет, мы стали более внимательно относиться к словам, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество.Оформили альбом, который назвали «Сладкие орфограммы».
Также своей работой мы показали, что конфетные фантики – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке, расширения и обогащения нашего словарного запаса.
А еще я узнала, что из фантиков можно делать разные поделки, но это уже совсем другая история.
Источники и литература
Литература
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи[текст]Е.С. Антонова. – М.: Академия, 2007. -370 с.
2. Журавлёва, Л.И. Орфография русского языка в алгоритмах и схемах[текст]/ Л.И. Журавлёва. – Челябинск.: Взгляд, 2013. – 72 с.
3. Чечёткина, М. Е. Что таят в себе конфетные фантики / М. Е. Чечёткина, Л. И. Тевелева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 11-14.
Источники
История конфетного фантика https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-konfetnogo-fantika/
Тайна конфетного фантика https://museum-lesnoy.ru/tajna-konfetnogo-fantika-2/
Толковый словарь В. Даля https://slovardalja.net/word.php?wordid=22285
Что такое орфограмма https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/orfografiya/vvedenie-orfografiya/orfogrammy/
Этимологический словарь русского языка https://vasmer.slovaronline.com/
Приложение 1
Игра «Четвертый лишний»
«Лимончики», «Москвичка», «Ласточка», «Жи – ши».
2. «Золушка», «Джек», «Хохотушка Маша», «Живинка».
3. «Мишки в лесу», «Медунок», «Орешинка», «Золотой ключик».
4. «Апельсин», «Буревестник», «Малина», «Чёрная смородина».