Изучать русский язык - это вкусно!

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучать русский язык - это вкусно!

Шамалова К.А. 1
1муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Мотырева И.Ф. 1
1муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все мы, от мала до велика, обожаем конфеты, у каждого есть любимый сорт. Съев конфету «Картошка», я нашла в названии знакомую орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Тогда я задумалась, а можно ли еще найти орфограммы в названиях конфет, и если да, то какие?

Также я обратила внимание на то, что мне и моим одноклассникам нелегко дается такое задание по русскому языку, как определить орфограмму в слове. И у меня появилась идея – с помощью конфетных фантиков учиться определять орфограммы в словах.

Поэтому, цель работы: убедиться, что конфетные фантики достойны не только любования, они – прекрасные помощники в развитии орфографической зоркости и познавательного интереса к изучению русского языка.

Для достижения цели были поставленные следующие задачи:

  • повторить изученные орфограммы;

  • изучить названия конфет;

  • проанализировать названия конфет и провести классификацию по орфограммам;

  • повысить нашу орфографическую зоркость;

  • провести анкетирование среди обучающихся начальных классов;

  • рассказать ребятам от нашем исследовании;

Гипотеза: мы предполагаем, что, организуя поиск орфограмм на конфетных фантиках, мы улучшим нашу орфографическую зоркость и повысим интерес к изучению русского языка.

Объект исследования: слова-названия конфет.

Предмет исследования: орфограммы в словах-названиях конфет.

В процессе работы мы использовали следующие методы исследования:

1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.

2. Исследовательский. Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации.

3. Практический. Экспериментальная работа.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, чтомногие дети при написании слов допускают ошибки и связано это с тем, что они не видят в словах «опасные» места или орфограммы. Обычно работа по их обнаружению для учеников не всегда интересна. Чтобы вовлечь одноклассников в этот процесс, решено было использовать конфетные фантики. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Практическая ценность работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках русского языка для повторения или изучения нового материала или во внеурочной деятельности.

В работе мы частично опирались на информацию, найденную в сети Интернет. Также воспользовались материалами книжной литературы, работали с различными словарями. И, конечно, применяли знания, полученные на уроках русского языка.

  1. Теоретическая часть

1.1. Что такое орфография и орфограмма

В начале нашего исследования мы решили выяснить значение слов орфография и орфограмма. Изучив литературу, вот что мы узнали.

После возникновения письменности у людей появилась необходимость в составлении свода правил. Эти правила определяли бы написание каждой буквы любого слова. В результате возникло понятие «орфография».

Орфография — это раздел науки о языке, изучающий правила передачи слов в письменной речи.

В толковом словаре В. Даля - «орфография» – правопись.

Прежде всего, правила орфографии помогают нам понять, какими буквами нужно обозначить звуки в сложных случаях. Однако, мы можем столкнуться со сложностями в выборе нужной буквы. Если написание слова вызывает у нас сомнение, значит мы имеем дело с орфограммой.

В толковом словаре русского языка С.А.Кузнецова мы нашли следующее определение: орфограмма (от греч. orthos —правильный + gramma — запись) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Слово «орфограмма» — пришло к нам из Древней Греции, дословно оно переводится как «правильная буква». Найти в словах орфограммы несложно, обычно это буква в так называемой «слабой позиции», то есть ее написание вызывает сомнение.

Итак, орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить.

В связи с этим, орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется звучанием.

1.2. Классификация орфограмм

Русский язык содержит значительное количество орфограмм. В ходе исследования мне необходимо было вспомнить, какие орфограммы мы уже изучили на уроках русского языка. Для этого я обратилась за помощью к классному руководителю.

«Заглавная буква в начале предложения»

«Заглавная буква в именах собственных»

«Непроверяемый безударный гласный в корне слова»

«Проверяемый безударный гласный в корне слова»

«Гласные после шипящих»

«Парный согласный на конце корня»

Орфограмма

«Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,НЩ»

«Разделительные Ъ и Ь»

«Непроизносимый согласный в корне слова»

«Удвоенный согласный в корне слова»

 

«Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного»

Как мы видим, к середине третьего класса мы освоили большое количество орфограмм и все их нужно уметь видеть в словах, чтобы правильно писать.

1.3. Из истории конфетных фантиков

Конечно, для дальнейшего изучения нашей темы, нам необходимо было узнать и историю конфетных фантиков.

Для перевозки и хранения продуктов люди традиционно использовали то, что попадало под руку. С изобретением бумаги, ткани, фольги, целлофана, парафинированной бумаги появилась собственно упаковка. Именно парафинированная бумага стала материалом для фантика.

Почему обёртка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление?

По одной версии, слово «фантик» появилось из-за игры в фанты, в которой игрокам раздают некие предметы, а затем владельцам определённых предметов нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну, а обертка от конфеты была самым популярным «фантом». По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения «funny ticket» — «забавный листочек», в который стали оборачивать детские леденцы и конфеты в Америке.

Заворачивать конфеты в бумажные обёртки начали довольно давно. Первые обёртки для конфет появились в 1850 году. Серьёзный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.

Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обёртки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.

Масштабное производство конфет появилось в России только в XIX веке. Тогда фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми, и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.

В XІX веке выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.

В XIX веке российский фантик был лучшим в мире. Работали над фантиком лучшие российские художники: Бенуа, Врубель, Васнецов и Билибин. Но имена их хозяева держали в секрете, чтобы конкуренты не переманили их к себе.

До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.

На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Собирать фантики – не такое уж пустое и бесполезное дело. И этому хобби есть даже название - сакулумистика. Моя бабушка рассказывала мне, как в детстве любила коллекционировать фантики от конфет.

Итак, изучив информацию по данной теме, мы узнали, что у конфетных оберток своя история, а каждый фантик – своеобразный исторический документ. Фантик – это визитная карточка своего времени.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Нам стало интересно, а знают ли ученики начальных классов, что с помощью конфетных фантиков можно развивать свою орфографическую зоркость или даже не догадываются об этом.

Для этого мы провели анкетирование, предложив ученикам 3-4-х классов ответить на ряд вопросов.

Всего в анкетировании приняли участие 56 учеников.

Н а вопрос «Любите ли вы конфеты?» все ребята ответили «да».

Оказывается, никто из ребят не обращает внимание на правописание слов на конфетных фантиках.

И почти все ребята думают, что с помощью фантиков от конфет нельзя изучать русский язык.

Действительно, орфограммы находятся рядом с нами. Но, к сожалению, мы не обращаем внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускаем в словах ошибки.

2.2. Эксперимент

П олучив результаты анкетирования, мы решили провести эксперимент: одноклассникам было дано задание – определить орфограмму в словах-названиях конфет. Но сначала им необходимо было ответить еще на один вопрос «Испытываете ли вы трудность в нахождении изученных орфограмм в словах?» Многие одноклассники ответили «да». Дали задание – определить орфограммы в словах. Результаты следующие.

И мы поставили перед собой еще задачу: научиться находить в словах-названиях конфет орфограммы.

На этом этапе работы всем ученикам нашего класса было предложено собирать фантики от конфет для классной коллекции, которую мы назвали «Сладкие орфограммы».

М ои одноклассники начали проявлять интерес к данной теме. Уже через несколько дней у нас было много красивых фантиков. В течение месяца мы приносили фантики в школу. Мы вместе старались найти изученные орфограммы в словах. Так «охота» за орфограммами превратилась в увлекательную игру. Самой любимой игрой для нас оказалась игра «Четвертый лишний». (Приложение 1)

После эксперимента мы снова задали тот же вопрос одноклассникам «Испытываете ли вы трудность в нахождении изученных орфограмм в словах?» и провели работу по определению орфограмм в словах. И количество ошибок было меньше. О чем доказывают результаты работы.

И, действительно, одноклассники сделали для себя открытие, что в названиях конфет есть орфограммы, которые мы уже изучили в школе. И признали, что даже не задумывались над тем, что по конфетным фантикам можно улучшать свою орфографическую зоркость.

Можно сделать вывод, что с помощью такого эксперимента мы, во-первых, повысили интерес к изучению русского языка, а во-вторых, улучшили орфографическую зоркость наших одноклассников.

2.3. Классификация орфограмм, встретившихся на фантиках

Мы исследовали 67 названий конфет и распределили их по видам орфограмм.

Орфограмма

Названия конфет

Количество названий

Непроверяемый безударный гласный в корне слова

«Орешинка», «Серебряный мономах», «Москвичка», «Молочная», «Космос», «Костёр», «Ягодный край», «Райские облака», «Ромашка», «Апельсин», «Кокос», «Картошка», «Волшебная лампа»

«Метелица», «Птичье молоко», «Ананасная долина», «Малина», «Чёрная смородина», «Лимончики», Столичные»

20

Проверяемый безударный гласный в корне слова

«Хохотушка Маша», «Золотой мономах», «Мишки в лесу», «Вареная сгущенка», «Ананасная долина», «Символ», «Тёплый вечер», «Медунок», «Отломи», «Райский кокос», «Золотая лилия», «Маленькое чудо», «Морские», Забегай на чай»

14

Заглавная буква в именах собственных

«Золушка», «Матис», «Хохотушка Маша», «Джек», «Сальвия», «Габриэль», «Алёнка», «Кара-Кум», «Отырар»

9

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

«Москвичка», «Молочная», «Лимончики», «Ласточка», «Батончик», «Метелица-сказочница», «Столичные», «Белочка», «Красная шапочка»

9

Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного

«Трюфельные», «Красно-кисленькая», «Сальвия», Габриэль», «Апельсин, «Маленькое чудо»

6

Гласный после шипящих

«Орешинка», «Жии», «Живинка», «Маленькое чудо», Забегай на чай», Зачарованные»

6

Парный согласный на конце корня

«Маэстро виртуоз», «Сладкое созвучие», «Туз десертный», «Сказки Перро»

4

Разделительный мягкий знак

«Грильяжные», «Ришелье», «Птичье молоко», «Заполярье»

4

Непроизносимый согласный в корне слова

«Буревестник», «Ленинградские»

2

Удвоенный согласный в корне слова

«Сказки Перро»

1

Вывод: наиболее часто встречающимися оказались орфограммы:

  • «Непроверяемый безударный гласный в корне слова»;

  • «Проверяемый безударный гласный в корне слова».

Редко встречаются в названиях конфет орфограммы:

  • «Парный согласный на конце корня»;

  • «Разделительный мягкий знак»;

  • «Непроизносимый согласный в корне слова»

  • «Удвоенный согласный в корне слова».

Следовательно, во многих названиях конфет есть орфограммы, которые мы изучаем в школе. В своей работе мы исследовали не все орфограммы русского языка, а только те, которые изучали в школе.

2.4. И ещё что-то интересное...

Во время работы мы обратили внимание на то, что нам встретились слова, значения которых мы не знали. Для этого обратились за помощью к Толковому словарю в сети Интернет.

Слово-название конфеты

Лексическое значение

«Цитрон»

Вид многолетних растений из семейства цитрусовых

«Габриэль»

Мужское или женское имя

«Сальвия»

Женское имя

«Матис»

Мужское имя

«Маэстро»

Почётное название крупных музыкантов и выдающихся шахматистов

«Виртуоз»

Человек, который в совершенстве владеет техникой своего искусства

«Мономах»

Почетное прозвище

«Кара-Кум»

Песчаная пустыня на юге Средней Азии

«Грильяж»

Застывший сахарный сироп с измельчёнными орехами

«Кипарис»

Вечнозеленое (хвойное) декоративное дерево или кустарник

Но и это еще не всё. А сколько нерусских слов встретилось нам в названиях конфет. И здесь мы снова искали информацию в сети Интернет. Вот что мы узнали.

Слово-название конфеты

Происхождение/язык

Перевод слова

«Крокант»

Французский

Хрустящий

«Frant»

Чешский

Хитрец

«Кinder»

Немецкий

Дети

«Трюфель»

Латинский

Клубень

«Габриэль»

Еврейское

Сила Божия

«Сальвия»

Древнеримское

Шалфей

«Мономах»

Греческое

Единоборец

«Аракун»

Индийское

Он царапает своими руками (енот-полоскун)

«Отырар»

Казахстанское

Город в Казахстане

«Кара-Кум»

Тюркский

Черный песок

Также мы выяснили странное название конфет «Птичье молоко», ведь у птиц его не бывает. Оказалось, молоко имеется у фламинго, некоторых пингвинов, но оно похоже на творог. Таким молоком птицы выкармливают своих птенцов.

Но почему конфеты «Птичье молоко» называются именно так? Оказывается, существует реальная история.

В 1936 году на польской компании кондитер Ян Ведель после путешествия по Франции создал суфле в шоколаде и предложил его своим сотрудникам. Пробная партия конфет вызвала восторг, и тогда Ведель, размышляя над названием, спросил: «Что может принести счастье человеку, который уже все перепробовал?» Один из сотрудников ответил: «Птичье молоко!». Так появилось название, которое стало синонимом редкости и изысканности.

Выражение «птичье молоко» известно в русском языке давно. В справочнике «Крылатые слова» оно определяется как «нечто неслыханное, невозможное, предел желаний».

Итак, конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Это настоящий занимательный материал для изучения русского языка.

Заключение

Итак, конфетный фантик – само по себе явление сложное и интересное. В названиях конфет почти всегда можно найти орфограммы. Ведь почти каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и несколько орфограмм.

В ходе исследования мы повторили изученные правила орфографии, проанализировали виды орфограмм в названиях конфет.

Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя фантики.

Поставленная нами цель была достигнута - конфетные фантики достойны не только любования. При исследовании фантиков от конфет мы находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.

Наша гипотеза подтвердилась - организовав поиск орфограмм на конфетных фантиках, мы повысили интерес к изучению русского языка и улучшили нашу орфографическую зоркость.

Собрав коллекцию фантиков от конфет, мы стали более внимательно относиться к словам, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество.Оформили альбом, который назвали «Сладкие орфограммы».

Также своей работой мы показали, что конфетные фантики – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке, расширения и обогащения нашего словарного запаса.

А еще я узнала, что из фантиков можно делать разные поделки, но это уже совсем другая история.

Источники и литература

Литература

1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи[текст]Е.С. Антонова. – М.: Академия, 2007. -370 с.

2. Журавлёва, Л.И. Орфография русского языка в алгоритмах и схемах[текст]/ Л.И. Журавлёва. – Челябинск.: Взгляд, 2013. – 72 с.

3. Чечёткина, М. Е. Что таят в себе конфетные фантики / М. Е. Чечёткина, Л. И. Тевелева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 11-14.

Источники

  1. История конфетного фантика https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-konfetnogo-fantika/

  2. Тайна конфетного фантика https://museum-lesnoy.ru/tajna-konfetnogo-fantika-2/

  3. Толковый словарь В. Даля https://slovardalja.net/word.php?wordid=22285

  4. Что такое орфограмма https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/orfografiya/vvedenie-orfografiya/orfogrammy/

  5. Этимологический словарь русского языка https://vasmer.slovaronline.com/

Приложение 1

Игра «Четвертый лишний»

  1. «Лимончики», «Москвичка», «Ласточка», «Жи – ши».

2. «Золушка», «Джек», «Хохотушка Маша», «Живинка».

3. «Мишки в лесу», «Медунок», «Орешинка», «Золотой ключик».

4. «Апельсин», «Буревестник», «Малина», «Чёрная смородина».

Просмотров работы: 8