Введение
Ответственность – одна из главных составляющих как каждого нравственного человека в отдельности, так и общества в целом. Это качество появилось одновременно с тем, как начал развиваться социум: людям приходилось быть в ответе за свои поступки и их последствия. Тем не менее, всегда находились действительно добросовестные личности и те, кто относился к этой важной теме с пренебрежением. Сегодня врачи, как и сто лет назад, проводят операции, назначают лечение и при этом несут большую ответственность за жизнь и здоровье пациента, за свои действия и их последствия. Мой выбор пал на указанную тему не просто так, ибо умение быть в ответе за свои поступки определяет нравственного человека, ведь порой от отсутствия такого качества у одних людей зависит жизнь и судьба других, в частности это касается учёных и исследователей.
В современном обществе вопросы ответственности и этики научных исследований стоят особенно остро. Открытия ученых могут не только принести пользу человечеству, но и нанести ущерб, если не соблюдаются основные моральные принципы. Повесть «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова является актуальным произведением, в котором представлены сложности, с которыми сталкиваются ученые в процессе своих открытий. Исследование ответственности ученых за свои опыты и эксперименты в сюжете произведения позволяет более глубоко понять научную деятельность и извлечь уроки, применимые к современности.
Тема исследования: ответственность учёных за свои открытия в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что в нынешнее время учёные проводят опыты и эксперименты, порой не предполагая, к чему они могут привести. Проект должен показать важность ответственности не только в науке, но и в обычной жизни, потому что каждый человек должен быть в ответе за свои действия.
Проект направлен на решение проблемы отсутствия ответственности у некоторых людей, на повышение уровня добросовестности, умения быть в ответе за свои действия и поступки.
Цель проекта – исследовать тему ответственности учёных за свои открытия в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Задачи проекта:
Изучить биографию М. А. Булгакова.
Ознакомиться с историей создания повести «Собачье сердце».
Узнать о сюжете, экранизации повести, почему некоторое время она была под запретом.
Понять и разобрать, как вышеуказанная тема раскрывается в произведении.
Сделать вывод о связи сюжета повести «Собачье сердце» с нынешней реальностью.
Гипотеза: учёные должны быть в ответе за проводимые ими опыты и эксперименты, отсутствие ответственности за свои открытия может привести не к пользе от исследования, а к наносящим ущерб последствиям.
Объект исследования: повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Методы исследования:
Чтение и анализ научных статей и литературы по теме.
Обобщение результатов исследования.
Анкетирование.
Теоретическая значимость: данный проект поможет учащимся понять, как раскрывается тема ответственности учёных за свои открытия в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Практическая значимость: результаты представленного исследования помогут понять, как важна ответственность для каждого человека и к каким последствиям приводит отсутствие этого качества.
Личный вклад: самостоятельнонаписана исследовательская работа по данной теме, создан продукт в ходе исследования - серия иллюстраций к повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Глава 1: Биография М. А. Булгакова
Детство будущего писателя
Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором Киевской духовной академии. Мать, Варвара Булгакова, работала учительницей в гимназии, но после свадьбы посвятила себя детям. Будущий писатель был старшим ребенком: позже в семье Булгаковых родилось ещё шестеро детей – четыре девочки и два мальчика. Константин Паустовский писал в «Книге скитаний»: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья <…> За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение».
У Булгаковых часто звучала музыка. По вечерам мать играла на рояле произведения Ф. Шопена. Иногда скрипку в руки брал отец, и родители вместе пели романсы. Детей часто водили на летние концерты в Купеческом саду над Днепром, старались достать билеты в оперу. На популярного в то время «Фауста» с Федором Шаляпиным в главной роли семья ходила несколько раз. Булгаковы также ставили благотворительные спектакли, в которых играли домочадцы. Представления проходили либо в приютах для инвалидов, либо в квартирах друзей.
Образованием детей занималась мать, она прививала им любовь к чтению: в доме была большая библиотека. Михаил Булгаков читал произведения А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, приключенческие романы Ф. Купера и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его любимым писателем был Н. В. Гоголь. Булгаков рано начал писать и сам. Он сочинял короткие рассказы о городских жителях.
В 1901 году Михаила Булгакова зачислили в самую престижную школу города — Первую Киевскую мужскую гимназию. Учеба давалась ему легко: первый, второй, третий и шестой классы будущий писатель закончил с наградами. Воспитание в гимназии было прогрессивным: к ученикам обращались на «вы» и разрешали высказывать собственное мнение. Вместе с будущим писателем учился Константин Паустовский. Михаил Булгаков пел в гимназическом церковном хоре, играл в футбол и катался на коньках.
Доктор Булгаков: работа в сельской больнице и первые литературные произведения
В 1907 году от болезни умер отец Михаила Булгакова. Мать стала преподавать на вечерних женских курсах. Как старший сын Михаил Булгаков начал искать работу. Чтобы помочь матери, он занимался репетиторством, а летом служил кондуктором на железной дороге. Несмотря на денежные трудности, все дети продолжали учиться в престижных гимназиях Киева.
В 1909 году Михаил Булгаков окончил гимназию и получил аттестат. В июле этого же года он поступил на медицинский факультет Киевского университета.
В 1911 году Булгаков познакомился с Татьяной Лаппа, которая приехала из Саратова к родственникам на каникулы. Ее тетя дружила с матерью Булгакова, и будущего писателя попросили показать девушке город. Они влюбились в друг друга, однако вскоре Татьяне Лаппа пришлось вернуться домой. В следующий раз влюбленные увиделись только в 1912 году, когда Татьяну Лаппа приняли на историко-филологическое отделение киевских Высших женских курсов. В 1913 году они обвенчались.
Когда началась Первая мировая война, Михаил Булгаков учился на четвертом курсе. Раненых было много, и студентов-медиков отправляли дежурить в лазарет Красного Креста. В госпиталь сестрой милосердия устроилась и Татьяна Лаппа. В 1915 году во время призывной кампании в университете Булгаков записался добровольцем на фронт, однако из-за хронической болезни почек его признали «негодным к несению военной походной службы».
В 1916 году Булгаков сдал выпускные экзамены и получил «степень лекаря с отличием» и уехал на Юго-западный фронт добровольцем Красного Креста. Летом Михаил Булгаков работал в фронтовом госпитале, однако в сентябре его отозвали. Все опытные врачи ушли на фронт, и в сельских больницах катастрофически не хватало людей. Михаил Булгаков получил назначение в Смоленскую губернию — он стал заведующим и единственным врачом Никольской земской больницы Сычевского уезда.
Работа была тяжелой. За год молодой врач принял 15361 больного. В этот период Булгаков начал писать рассказы о том, что происходило с ним во время работы: «Звездная сыпь», «Полотенце с петухом», «Стальное горло». Позже они вошли в цикл «Записки юного врача». В 1917 году он заразился дифтерией, когда лечил больного ребенка. Чтобы уменьшить боль, Булгаков вколол себе морфий. Вещество сразу вызвало зависимость.
В сентябре 1917 года Михаила Булгакова по его просьбе перевели в Вяземскую больницу. Он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением.
В декабре 1917 года Булгаков поехал в Москву за разрешением вернуться в Киев, но получил отказ. В городе были беспорядки — шла революция. Освобождение от службы Булгаков получил только в феврале 1918 года. Врач с женой сразу же вернулся в Киев, поборол зависимость от морфия. Теперь по вечерам он писал. Булгаков задумал цикл «Записки юного врача», отрывки которого читал домашним.
В 1920 году Михаил Булгаков решил сменить специальность и стать писателем. Он устроился на работу во Владикавказский ревком, где заведовал литературной и театральной секцией. Булгаков отнесся к своим обязанностям ответственно: почти каждый день он организовывал литературные вечера, публичные чтения, лекции по истории культуры, ставил на театральной сцене пьесы, которые писал сам. В 1920 году состоялись две премьеры: комедия о бандах времен Гражданской войны «Самооборона» и драма о крахе старых идеалов «Братья Турбины».
В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. Сначала он работал хроникером в «Торгово-промышленном вестнике», после его закрытия перешел в газету «Рабочий», а потом устроился обработчиком писем в издание «Гудок». Фельетоны и очерки для «Гудка» тогда писали известные литераторы: И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша, И. Бабель. С апреля 1922 года к ним присоединился и Михаил Булгаков. Тексты писателя публиковали почти в каждом номере газеты — в этот период вышли юмористические рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни». Параллельно писал для эмигрантского издания «Накануне». В литературном приложении газеты опубликовали первые главы из повести «Записки на манжетах». Спустя полгода вышла вторая часть текста, на этот раз в журнале «Россия». Михаил Булгаков все больше времени уделял литературе. В 1923 году он начал работу над романом «Белая гвардия», летом 1923 года Булгаков написал повесть «Дьяволиада», осенью завершил рассказ «Ханский огонь» и вскоре вступил во Всероссийский союз писателей.
Булгаков – драматург и последние годы жизни писателя
Зимой 1924 года на вечере газеты «Накануне» Михаил Булгаков познакомился с Любовью Белозерской. Во время революции она вместе с мужем эмигрировала во Францию, потом развелась и вернулась в советскую Россию. Вскоре Булгаков расстался с Татьяной Лаппа и женился на Белозерской.
В 1924 году Михаил Булгаков написал фантастическую повесть «Роковые яйца», которую напечатали сразу в двух журналах — «Недра» и «Красная панорама», а в 1925 году она вошла в первый сборник писателя «Дьяволиада». В этом же году в журнале «Россия» были опубликованы две части романа «Белая гвардия».
В апреле 1925 года Михаил Булгаков получил письмо от режиссера Бориса Вершилова. Тот предложил писателю поставить роман «Белая гвардия» на сцене студии МХАТ. Для этого требовалось переработать его в пьесу. Все лето Булгаков адаптировал произведение для театра. В сентябре писатель уже читал черновую версию труппе. У драмы было новое название — «Дни Турбиных».
Для Театра имени Вахтангова в декабре 1925 года Булгаков написал пьесу «Зойкина квартира». Осенью 1926 года прошли сразу две премьеры его пьес. Пятого октября в МХАТе сыграли «Дни Турбиных», а двадцать восьмого в Театре имени Вахтангова состоялась премьера «Зойкиной квартиры».
После успешного дебюта Михаил Булгаков написал для МХАТа еще одну драму о гражданской войне — «Бег». Во время работы над этим произведением Булгаков во многом опирался на воспоминания своей жены, Любови Белозеровой. В мае 1928 года Константин Станиславский писал: «Бег» был принят театром восторженно, но Главреперткомом не разрешен к постановке. «Бег» запрещен».
В 1929 году Главрепертком снял с репертуара все пьесы Булгакова. Писатель остался без дохода, бухгалтерия МХАТа требовала вернуть аванс за непоставленную пьесу «Бег». В июне 1929 года Булгаков написал письмо Иосифу Сталину и Михаилу Калинину с просьбой разрешить выезд из СССР. Ему отказали. Тогда литератор подал заявление о выходе из Всероссийского Союза писателей.
Осенью 1929 года Михаил Булгаков написал новую пьесу — «Кабала Святош». Главным героем стал Мольер — неудобный для короля и духовенства писатель, которому постоянно пытались навредить другие герои. Произведение сначала разрешили к постановке, однако 18 марта 1930 года Главрепертком изменил свое решение: по мнению чиновников, Булгаков в пьесе проводил аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата. В этот же день, вернувшись домой, писатель сжег черновики романа «Театр» о закулисье и наброски «Романа о дьяволе».
18 апреля 1930 года в квартире Булгакова раздался телефонный звонок. Говорил Сталин: «Вы где хотите работать? В Художественном театре?» — «Да, я хотел бы. Но я говорил об этом — мне отказали». «А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся». В мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ.
В театре Булгаков занимался инсценировкой — он собирался ставить «Мертвые души» и «Войну и мир».
В 1932 году Михаил Булгаков развелся с Любовью Белозерской и женился на Елене Шиловской. С ней писатель познакомился на вечере у друзей. Шиловская была замужем за высокопоставленным чиновником. Когда ее отношения с Булгаковым открылись, супруг Шиловской отказался давать развод и запретил видеться с писателем. Однако спустя год он сдался и разрешил жене уехать. Шиловская помогала Булгакову во всем: печатала под диктовку произведения, вела все его дела.
В 1933 году Булгаков вернулся к «Роману о дьяволе». Он долго подбирал название: роман назывался то «Консультант с копытом», то «Копыто инженера», то «Гастроль». В первом, сожженном варианте Мастера и Маргариты не было вообще: герои появились уже во второй версии. Прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. К 1938 году роман был готов, однако править его Булгаков продолжал до своей смерти. Параллельно он инсценировал произведения для театра: адаптировал «Дон Кихота», написал драму о Пушкине «Последние дни», сочинил либретто «Рашель» по мотивам рассказов Ги де Мопассана. Осенью 1939 года писатель серьезно заболел. В феврале 1940-го он продиктовал последние правки к роману «Мастер и Маргарита» своей жене, так как сам ослеп из-за обострения нефросклероза. Десятого марта того же года писатель скончался. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.
Послесловие: Булгаков и Гоголь
Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых загадочных русских писателей наравне с Николаем Васильевичем Гоголем, прозаиком, также связанным с мистикой. Несмотря на то что оба писателя жили в разное время, в биографии Булгакова есть три «встречи» с Гоголем.
Как известно, в 1917 году Булгаков, будучи врачом, делал операцию ребёнку, случайно порезался скальпелем и заразился дифтерией. После того, как он ввёл себе сыворотку, его пронзила острая боль, которая продолжалась несколько дней. Писатель был вынужден ввести себе морфий для обезболивания. После нескольких инъекций морфия у Булгакова появилась сильнейшая зависимость. Несколько лет писатель мучился от пагубной привычки. Однажды измученный Булгаков прилёг на диван и провалился в забытьё. Тут к нему в первый раз пришёл Гоголь. «Невысокий остроносый человечек с маленькими безумными глазами подошёл ко мне и погрозил пальцем», — так вспоминал это видение Булгаков. Неизвестно, был ли это сон или галлюцинация, но это событие произвело на Булгакова впечатление. Он решил раз и навсегда покончить с зависимостью. Помогла ему в этом первая жена Татьяна Лаппа, которая стала разбавлять ему инъекции водой.
Вторая «встреча» двух писателей произошла незадолго до знакомства Булгакова с его последней женой Е. С. Шиловской. В Москве на улице писателю снова привиделся маленький остроносый человечек в чёрном пальто и молча указал на особняк. Как выяснилось, в нём жила Елена Шиловская со своим мужем.
В третий раз Гоголь вновь явился Булгакову во сне. Они жарко о чём-то спорили, после чего Михаил Афанасьевич произнёс фразу: «Гоголь, укрой меня своей гранитной шинелью». После пробуждения он запомнил эту фразу и записал в дневнике. Спустя 12 лет, уже после смерти писателя, его вдова Елена Сергеевна разгадала это послание. Однажды она пришла в гранитную мастерскую и увидела надгробие. Шиловская поинтересовалась — чей же это памятник? Оказалось, что это надгробие с могилы Гоголя. В честь столетия прозаика решено было перенести его могилу и поменять старый памятник на новый. Старое надгробие оказалось ненужным. Елена Сергеевна вспомнила про запись в дневнике писателя и попросила, чтобы этот камень перенесли на могилу Булгакова. Так он оказался укрыт «шинелью» Гоголя.
Глава 2: «Собачье сердце» - история повести
Повесть «Собачье сердце» была написана Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в первые три месяца 1925 г. и в течение года читалась в основном на литературных «субботниках» в узких писательских кругах. Автор посвятил данное произведение своей второй жене – Любови Белозерской. Изначально он хотел назвать свою работу «Собачье счастье», но впоследствии отказался от этого намерения. Название «Собачье сердце» было взято из трактирного куплета, помещенного в книге Александра Лейферта «Балаганы» 1922 года: «…На второе пирог, — начинка из лягушачьих ног, — С луком, перцем — Да с собачьим сердцем». Такое название соотнесено с прошлой жизнью главного персонажа повести Клима Чугункина, зарабатывавшего на жизнь игрой на балалайке в трактирах. Заказчиком произведения выступил журнал «Недра», уже публиковавший на тот момент произведения Булгакова. Многие читатели сразу заметили, что сюжет повести перекликается с романом Г. Уэллса «Остров доктора Моро», в котором гениальный ученый доктор Моро пытается нарушить законы природы и сотворить из диких животных людей. Полученные в результате его бесчеловечных опытов существа обладают способностью к мышлению и даром речи, но людьми так и не становятся.
7 мая 1926 года в квартиру к писателю пришли с обыском. Политбюро начало кампанию против сменовеховцев — эмигрантов, которые выступали за примирение с Советской Россией. Несколькими днями ранее был арестован и выслан за границу Исайя Лежнев — редактор журнала «Россия», где печатался Михаил Булгаков.
Во время обыска у Булгакова изъяли дневник и сатирическую повесть «Собачье сердце». Историю профессора Преображенского, который превратил бездомного пса в грубого, малограмотного, но успешного в советских реалиях Шарикова, писатель надеялся напечатать в альманахе «Недра», однако в Госбезопасности произведение охарактеризовали так: «…такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов». Вернуть рукопись удалось только через три года: за писателя вступился Максим Горький. Повесть так и не была напечатана при жизни автора, но текст распространялся в самиздате.
Впервые повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» была опубликована только в 1968 году в немецком журнале «Грани» и в английском журнале «Студент», а через восемь лет, в 1976 году был снят первый совместный итальянско-немецкий фильм–экранизация повести, имевший название «Cuore di cane» («Собачье сердце», итал.) или «Warum bellt Herr Bobikow?» («Почему лает господин Бобиков?», нем.). Прим.: в данном фильме героя Шарикова изменили на Бобикова.
В Советском Союзе произведение впервые напечатали лишь в июне 1987 года в журнале «Знамя», а уже через год, в 1988 году на киностудии «Ленфильм» советский режиссёр Владимир Бортко снял двухсерийную экранизацию повести. Телевизионная премьера фильма состоялась 20 ноября 1988 года по Первой программе ЦТ. Первоначально критики приняли экранизацию холодно и с недовольством, но прошло много лет, и «Собачье сердце» сумело полюбиться зрителям и стать бессменной классикой советского кинематографа.
Повесть «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова принадлежит к жанру научной фантастики, раскрывая перед читателями не только мотив эксперимента и его последствий, но и, подобно зеркалу, отражая советскую действительность того времени. Профессор Филипп Преображенский и его ассистент доктор Иван Борменталь ставят опыт на собаке с целью омоложения – автор неспроста выбирает именно такой сюжет. Дело в том, что в 20-х годах XX столетия (а именно в этот период и происходят действия повести) учёных захлестнула идея омоложения человека с помощью пересадки ему органов животных. Эта идея заметна не только в основной операции с трансплантацией гипофиза и семенных желез псу Шарику, но и в эпизоде с пациенткой профессора, которой он обещает «вставить яичники обезьяны».
В повести четыре основных героя: профессор Преображенский, доктор Борменталь, пёс Шарик (позже Шариков) и председатель домкома Швондер. Получившийся путём операции человек выбирает себе имя Полиграф Полиграфович Шариков, обладает скверным и неприятным характером, ведёт себя достаточно грубо и фамильярно по отношению и к профессору, и к Борменталю, не считаясь ни с возрастом, ни со статусом, но при этом желает быть «полноценным человеком», с документами, с пропиской, с площадью в шестнадцать квадратных аршин. В образе Шарикова Булгаков показал пролетарский слой населения. Профессор Преображенский – абсолютно другой герой. Он и доктор Борменталь – представители интеллигенции, хотя и разность присутствует между ними. Филипп Филиппович – выдающийся хирург, хорошо образован, вежлив. Он отговаривает своего ассистента совершать убийство Полиграфа, он наставляет его: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено». Несмотря на свою неприязнь к Шарикову, профессор не применяет к хулигану насилия, что и отличает его от Ивана Арнольдовича, который готов Полиграфа и отчитать за украденные червонцы, и порой придушить. Тем не менее, именно Борменталь почти до конца верил, что из Шарика получится «высокая психическая личность», когда Преображенский уже потерял всю надежду. В повести также имеется такой герой, как председатель домкома Швондер. После революции домовые комитеты работали очень плохо и недобросовестно, а данный герой и олицетворяет весь этот беспорядок. Профессор недоволен тем, что творится в доме после смены домоуправления и отказывается «уплотнять» свою квартиру, наоборот – ему нужна ещё и восьмая комната для библиотеки. Конечно же, Швондер этим недоволен. Новый человек Шариков легко попадает под влияние домкома, решившего настроить экспериментальное существо против его же создателя, и вот с этого самого момента Полиграф Полиграфович становится действительно опасен. Он устраивается работать в очистку, пишет донос на учёных, в итоге угрожает им. Необразованный и откровенно глупый Шариков получает власть и распоряжается ею не самым лучшим образом. В этом сюжете прослеживается сатира на тогдашнюю власть, когда непорядочные и некультурные люди пытались командовать, управлять страной, из-за чего и происходила так называемая «разруха», страдала интеллигенция. Именно за эти злободневные темы, сатиру на политический уклад 1920-х годов «Собачье сердце» попало под запрет в СССР на целых 60 лет.
У некоторых героев повести «Собачье сердце» были реальные прототипы. Так, дядя Михаила Булгакова, врач Николай Михайлович Покровский – прообраз профессора Преображенского, а его сосед по дому – «оригинал» Полиграфа Шарикова. Стоит заметить, что описание квартиры профессора полностью совпадает с описанием квартиры Покровского в воспоминаниях современников, включая её адрес — угол Пречистенки и Обухового переулка. Кроме того, и фамилия прототипа, и фамилия персонажа происходят от названий христианских праздников (Покрова Богородицы и Преображения Господня соответственно). Также в 1920-х годах у Покровского был ассистент по фамилии Блюменталь, которая очень походит на фамилию ассистента профессора Преображенского — доктора Борменталя. Тем не менее, по другим версиям в образе Филиппа Филипповича можно заметить и других известных медиков той эпохи, например, учёного Бехтерева, физиолога Павлова, хирурга Воронова, врача Замкова, биолога Иванова, невролога Преображенского, хирурга Розанова, эндокринолога Шервинского. Есть также и предположение, что прообразами героев стали политические деятели того времени. В частности, прообразом Шарикова-Чугункина является Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), профессора Преображенского — Ленин (преобразивший страну), доктора Борменталя, постоянно конфликтующего с Шариковым — Троцкий (Бронштейн), Швондера — Каменев (Розенфельд), ассистентки Зины — Зиновьев, Дарьи Петровны — Дзержинский и так далее. Однако такая версия кажется маловероятной.
Глава 3: Ответственность учёных за свои открытия в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Тема ответственности учёных за свои открытия в «Собачьем сердце»
Открытия в науке совершаются не просто ради открытий. Основа их – ответственность учёного за своё новшество. Моральная ответственность, юридическая, так как от многих открытий зависит жизнь человека, его спокойствие, его безопасность. В основе любой ответственности лежат взаимоотношения людей друг с другом, с обществом. И учёный должен знать, что он отвечает за плоды своего труда, а не перекладывать вину за отрицательные последствия своих изысканий.
Начало XX века – время, когда учёные находки стали важной этической проблемой. Открытия героев М. А. Булгакова как бы открывают мир во что – то неизведанное, очень интересное, чему удивляешься. Но умеет ли человек пользоваться новым, ему до этого неизвестным? Чтобы не получилось так, что «стоит ученым сделать открытие, как дьявол его крадет, в то время как ангелы дискутируют о лучших способах его использования». (Ален Валентайн).
В центре сюжета повести «Собачье сердце» лежит научный эксперимент, который профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь проводят на безродном псе Шарике и пересаживают ему человеческие органы с целью омоложения. Опыт идёт не совсем так, как ожидалось, и выясняется, что перемена гипофиза даёт не омоложение, а полное очеловечивание. С тех пор, как Шариков становится человеком, профессор и его ассистент несут ответственность за все действия, а в частности многочисленные хулиганства своего лабораторного существа. Полиграф Полиграфович то окно разобьёт, то соседскую кошку убьёт, то укусит кого-нибудь, а все денежные расходы, все выговоры получает Филипп Филиппович, потому что именно по его вине происходит такой беспорядок. Учёный сам признаёт свою ошибку и сам же её исправляет, решив провести обратную операцию по возвращению Шарику исходного собачьего облика.
Профессор Преображенский – реалист, он почти сразу после операции понимает, что совершил ошибку, не удосужившись осмотреть весь труп Чугункина, ибо Шариков унаследовал от своего донора не только пагубные привычки (курение, алкоголизм), но и характер – грубый, невоспитанный. Первоначально ассистент и друг Филиппа Филипповича – доктор Борменталь восхищается открытием учителя, искренно верит, что из Шарика удастся сделать «высокую психическую личность», но в итоге тоже приходит к выводу, что, несмотря на все старания врачей, Полиграф «наследственно» имеет паршивую и чёрствую душу, и с этим ничего нельзя поделать. Учёные приходят к осознанию содеянного, понимают, что просчитались в своём опыте и создали опасное для социума существо, которому неизвестно чувство сострадания, благодарности, уважения. Их открытие – гениальное и ужасное одновременно, но, вместо того, чтобы помогать людям или хотя бы не вредить, оно начинает разрушать своим невежеством жизнь всех окружающих. Преображенский понимает, что напрасно возомнил себя творцом, способным воззвать к жизни новую человеческую единицу, осознаёт, что зря вмешался в природу, совершил ошибку, из-за которой страдает теперь не только он, но и его домочадцы. Причём одними только хулиганствами и ругательствами проделки Полиграфа Полиграфовича не заканчиваются, а с каждым днём только набирают обороты. Погоня за котом, приведшая к потопу, требование документов, прописки, выделенной жилплощади, позже – кража червонцев, пьянство. Шариков даже приводил в квартиру профессора свою «невесту», машинистку Васнецову, и, не спрашивая мнения Преображенского, просто ставил его перед фактом: «Она со мной жить будет, а Борменталя надо выселить». Он никак не считается ни с возрастом, ни со статусом людей, которые, по сути, дали ему крышу над головой, сделали человеком. Даже бедной машинистке он солгал, будто бы ранен в боях, а когда обман раскрылся, Шариков стал угрожать, что уволит её. После всех этих выходок становится понятно: учёные создали ужасное и опасное существо, и, чувствуя свою ответственность за него, они решают ликвидировать последствия своего неудачного эксперимента. Последней каплей терпения учёных стал эпизод, когда Полиграф пишет донос на создателей, а после напрямую угрожает им физической расправой. В романе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой говорит своему сильно провинившемуся сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью» - такая фраза хорошо применима и к персонажам «Собачьего сердца», которые проводят обратную операцию и превращают грубияна Полиграфа Полиграфовича в милого и доброго пса Шарика.
Повесть Булгакова «Собачье сердце» – предупреждение человечеству. Учёным, совершающим открытия, надо думать прежде всего о людях. О том, что принесёт в мир их открытие. Ведь жизнь – это не книга. В ней вернуться назад нельзя. Остановить действия нового открытия невозможно. Что тогда ждёт нас…
Эмоциональное состояние и проявленные качества врачей
до, во время и после превращения Шарика в человека
До |
Во время |
После |
Профессор Ф. Ф. Преображенский |
||
Тактичный, исповедует принципы морали и нравственности, решительный, интеллигентный, склонен к философским размышлениям, не скрывает неприязни к революции и не принимает новых правил жизни, имеет чувство собственного достоинства (на предложение купить журналы в пользу детей Германии абсолютно спокойно отказался). |
Стал нервным, рассеянным (Доктор Борменталь: «Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным»). Уже через десять дней после операции понял, что ничего хорошего из Шарика не получится, чувствовал за это свою вину («бурчал что-то насчёт того, что вот не догадался осмотреть в патологоанатомическом весь труп Чугункина»). |
Первоначально предпринимал попытки бороться с невежеством Шарикова, но после был совершенно подавлен бескультурным поведением последнего, что даже перестал его «спасать» от вспышек агрессии со стороны Борменталя («Филипп Филиппович во всё время насилия над Шариковым хранил молчание. Как-то жалко он съёжился у притолоки и грыз ноготь, потупив глаза в паркет»). |
Доктор И. А. Борменталь |
||
Интеллигентный, воспитанный, вежливый, учтивый, невероятно преданный своему учителю – Филиппу Филипповичу Преображенскому. Не во всём согласен с профессором, но придерживается оптимистичного взгляда на жизнь (« - Вы слишком мрачно смотрите на вещи, Филипп Филиппович, - возразил красавец-тяпнутый, - они теперь резко изменились»). |
Был изумлён превращением собаки в человека, возлагал на «новую человеческую единицу» большие надежды, вопреки предчувствиям Преображенского считая, что из Шарика может получиться «очень высокая психическая личность». Пребывая в восторге от самого протекания эксперимента и его удачности, доктор был полностью вовлечён в опыт: вёл историю болезни, наблюдал за Шариком. |
Был разочарован результатом эксперимента, его надежды не оправдались. Первоначально вёл себя терпимо по отношению к Шарикову, но позже перестал выдерживать безобразные выходки Полиграфа. Доктор не гнушался физической расправой ради усмирения распоясавшегося хулигана, а в итоге чуть не совершил его убийство (« - Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, а сам на свой риск покормлю его мышьяком»). |
Вывод: оба врача являются интеллигентными и порядочными людьми. Несмотря на их различие во мнении по поводу ожидания от эксперимента, их объединяет угнетённое состояние духа после результата опыта. И профессор Преображенский, и доктор Борменталь испытывают недовольство от поведения Шарикова, сами же страдают от этого. Этим доказывается разрушительная сила невежества. |
3.2 Анкетирование
1) Любите ли Вы читать художественную литературу?
А) Да
Б) Нет
В) Изредка
2) Знакомы ли Вы с творчеством М. А. Булгакова?
А) Да
Б) Нет
В) Немного
3) Знакомы ли Вы с повестью «Собачье сердце»?
А) Да
Б) Нет
В) Немного
4) Как Вы считаете, должны ли учёные нести ответственность за свои открытия?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
3.3 Результаты анкетирования
1) Любите ли Вы читать художественную литературу?
Изредка (47.8%; 11 голосов)
Да (34.8%; 8 голосов)
Нет (17.4%; 4 голоса)
2) Знакомы ли Вы с творчеством М. А. Булгакова?
Да (68.2%; 15 голосов)
Немного (18.2%; 4 голоса)
Нет (13.6%; 3 голоса)
3) Знакомы ли Вы с повестью «Собачье сердце»?
Да (59.1%; 15 голосов)
Немного (31.8%; 7 голосов)
Нет (9.1%; 2 голоса)
4) Как Вы считаете, должны ли учёные нести ответственность за свои открытия?
Да (72.7%; 16 голосов)
Затрудняюсь ответить (22.7%; 5 голосов)
Нет (4.5%; 1 голос)
Заключение
«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё» - именно такую фразу сказал русский классик Фёдор Михайлович Достоевский, а известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей всемирно известной сказке «Маленький принц» высказал следующую, не менее важную мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Действительно, ответственность очень важна для каждого человека независимо от профессии, статуса, рода занятий. Такое качество необходимо иметь не только учёным, врачам, исследователям, но и простым обычным людям, так как любое, даже, казалось бы, маленькое безответственное действие может привести к тяжёлым и неприятным последствиям.
Тема научного эксперимента, его результата и ответственности за него волновала многих русских и зарубежных писателей XIX – XX вв., среди которых Роберт Льюис Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), Герберт Уэллс («Остров доктора Моро»), Алексей Толстой («Гиперболоид инженера Гарина»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Продавец воздуха»), Михаил Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»).
Наиболее ярко тема ответственности учёных за свои открытия раскрывается именно в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В ней чётко показано, что любой опыт может пойти не так, как планировалось, и привести к неизвестным последствиям. Любое открытие может и помочь людям, и навредить. Порой даже самые гениальные учёные могут совершать ошибки, но нужно только осознать их и по возможности исправить.
Особенно актуально это произведение и в нынешнее время, в век научного прогресса и новых открытий, когда технологии не стоят на месте, и изобретатели часто создают что-то интересное и неизведанное, что вызывает общественный резонанс и заставляет науку двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом. Но даже тогда не стоит забывать об ответственности за свои поступки и действия.
Таким образом, учёные всегда должны быть в ответе за проводимые ими опыты и эксперименты, так как отсутствие ответственности за свои открытия может привести не к пользе от исследования, а к непоправимым последствиям.
Список используемой литературы
1. Биография М. А. Булгакова. Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8263/mikhail-bulgakov
2. Булгаков и Гоголь: мистическая связь писателей. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Ynz93Ci4AEZ9vqkH
3. М.А. Булгаков "Собачье сердце": история создания повести. Режим доступа: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0.html
4. «Собачье сердце». Режим доступа: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5
5. «Собачье сердце» (фильм, 1976). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1976)
6. «Собачье сердце» (фильм, 1988). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1988)
7. Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце». Режим доступа: https://www.litra.ru/composition/download/coid/00707251212401919969/
Приложение
(иллюстрации к повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Рисунок 1: Обложка к повести "Собачье сердце"
Рисунок 4: Доктор Борменталь
Рисунок 3: П. П. Шариков
Рисунок 2: Шарик в процессе превращения
Рисунок 5: Форзац: Атмосфера пса Шарика
Рисунок 6: Нахзац: Атмосфера Полиграфа Шарикова
Рисунок 7: Глава I: «…И я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь?»
Рисунок 8: Глава I: «Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас же овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой «Особенная Краковская». И псу этот кусок!»
Рисунок 9: Глава I: « Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсти на ней нет, голая кожа, а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость.»
Рисунок 10: Глава I: «По всей Пречистенке сияли фонари…»
Рисунок 11: Глава IV: «- Зачем же ты, свинья, сову разорвал? Она тебе мешала? Мешала, я тебя спрашиваю? Зачем профессора Мечникова разбил?»
Рисунок 12: Глава IV: «И вот на подушке появилась на окрашенном кровью фоне безжизненное потухшее лицо Шарика с кольцевой раной на голове»
Рисунок 13: Глава VI: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности»
Рисунок 14: Эпилог: «Доктор Борменталь, криво улыбнувшись, вышел. Когда он вернулся и посвистал, за ним из двери кабинета выскочил пес странного качества. Пятнами он был лыс, пятнами на нем отрастала шерсть вышел он, как ученый циркач, на задних лапах, потом опустился на все четыре и осмотрелся.»
Рисунок 17: Иллюстрация к концу Главы III
Рисунок 16: Иллюстрация к концу Главы II
Рисунок 15: Иллюстрация к концу Главы I
Рисунок 23: Иллюстрация к концу Главы IX
Рисунок 19: Иллюстрация к концу Главы V
Рисунок 20: Иллюстрация к концу Главы VI
Рисунок 24: Иллюстрация к концу Эпилога
Рисунок 22: Иллюстрация к концу Главы VIII
Рисунок 21: Иллюстрация к концу Главы VII
Рисунок 18: Иллюстрация к концу Главы IV