«Учение - путь к умению» Выбор самых лучших нетрадиционных способов запоминания словарных слов

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Учение - путь к умению» Выбор самых лучших нетрадиционных способов запоминания словарных слов

Лапунёв А.В. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами имени Героя РФ Ю.М.Дейнеко", г.Энгельс , Саратовской области.
Широкова Н.П. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами имени Героя РФ Ю.М.Дейнеко", г.Энгельс , Саратовской области.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык и стар,и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Купайся ежечасно!

Александр Шабанов

Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов. Аккуратный, арматура, багряный, бассейн, бахрома. Что общего в этих словах? Всё очень просто, все эти слова являются словарными.

Актуальность проекта

Каждый из нас хочет научиться писать без ошибок. И если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается намного больше. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Актуальность работы заключается в том, что одним детям это удаётся легко ( учёные называют это врождённой грамотностью), другие же вынуждены тратить уйму времени и много сил на овладение грамотным письмом. Никаким правилам не подчиняются, и запомнить их приходится только путём многократных повторений, это словарные слова. И если для написания одних слов существуют чёткие правила , то другие слова нужно заучивать. Но память иногда нас подводит. Что делать, если слов много, а скоро диктант?

У меня возникли вопросы: можно ли выучить словарные слова легко и с удовольствием? Существуют ли какие-то способы запоминания?

Цель проекта

Найти эффективные способы запоминания словарных слов.

Задачи проекта :

  • Изучить литературу по использованию простых и эффективных способов запоминания словарных слов;

  • Выяснить насколько просты и эффективны предложенные способы запоминания словарных слов для моих одноклассников;

  • Провести и проанализировать анкетирование .

Объект – словарные слова.

Предмет – русский язык.

Гипотеза: я предположил, что существуют эффективные способы запоминания словарных слов, и они могут повысить уровень усвоения учебного материала.

Описание хода выполнения проекта

Словарные слова – это такие непослушные слова, правописание которых нельзя проверить при помощи правил. Проверить их однокоренными словами тоже не всегда получается, главный совет взрослых – словарные слова нужно «просто запомнить.Бесспорно словарные слова нужно учить,но это же так скучно.

Глава 2. Исследование умений написания словарных слов среди 6 классов.

Чтобы проверить утверждение: «Что существуют эффективные способы запоминания словарных слов», мы решили провести исследование среди моей параллели в школе. Свои первые исследования мы проводили вместе с учителем. Для этого мы составили план действий:

 Провести анкетирование «Словарные слова, их плюсы и минусы».

 Провести словарный диктант в 6 -х классах.

 Ознакомить с результатами диктанта.

 Рассказать ребятам о различных способах запоминания словарных слов.

 Под руководством учителей в течение месяца ежедневно использовать различные приёмы запоминания словарных слов.

 Провести контрольный словарный диктант.

 Ознакомить ребят с результатами.

2.1 Результаты анкетирования

Для анкетирования были подготовлены следующие вопросы:

  1. Для чего нужно уметь писать без ошибок словарные слова?

  2. Как ты запоминаешь словарные слова?

  3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?

  4. Как ты думаешь на какую оценку ты знаешь словарные слова?

Таблица 1

Вопрос анкеты

Ответы учеников

Результаты

1.Для чего нужно уметь писать без ошибок словарные слова? -

Быть грамотным - 100 человек

затрудняются ответить-20 человек

- 83%

- 16%

2.Как ты запоминаешь словарные слова?

-учат наизусть- 28человек

-многократно записывают их- 25 человек

-ведут специальный словарик – 28 человек

-выделяют орфограммы зелёным цветом – 25 человек

- по Интернету – 9 человек

-затрудняются в ответе -5 человека

23%

20,8%

23%

20,8%

7,5%

4,1%

3.Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?

-Да ,хотят 75человек

Нет, 24 человек

затрудняются в ответе – 20 человек

62,5%

20 %

16%

Как ты думаешь, на какую оценку ты знаешь изученные словарные слова?

«5» - 62 человека

«4» - 40 человек

«3» - 13 человек

затрудняются в ответе - 5 человек

51,6%

33%

10,8%

4,1%

12 ноября 2024 г. среди учеников 6-х классов МОУ «СОШ «Патриот» была составлена и проведена анкета «Словарные слова», в которой приняли участие 120 учеников. Результаты анкетирования представлены( в таблице 1)

Вывод: 83% учащихся 6-х классов понимают, что писать без ошибок словарные слова надо для того, чтобы быть грамотным. 51% из них уверены, что могут их написать на «5». 23% учеников запоминают такие слова наизусть. 62,5% учеников хотели бы узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов. После проведения анкетирования, решил рассказать детям о способах запоминания словарных слов.

I.Способы запоминания словарных слов.

Представляю вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов. Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов. Словарными словами (или слова с непроверяемыми орфограммами), называют слова, написание некоторых букв которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относится к литературному языку ) К ним относятся и исконно русские слова, и заимствование из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.

  1. 1. Классификация словарных слов

Все словарные слова, которые изучают в школе можно условно разбить на группы:

 слова с непроверяемой гласной буквой, например, газета;

 слова с удвоенной согласной, например, металл;

 слова с непроизносимыми согласными, например, лестница;

 слова, имена собственные, например, Москва;

 слова с раздельным написанием, например, иметь в виду;

 слова со слитным написанием, например, надолго;

 и некоторые другие случаи.

    1. Общие моменты запоминания словарных слов

Из различных источников мы узнали, что ученикам шестых классов положено запомнить порядка 200-300 слов. Для этого существуют общие моменты запоминания словарных слов:

 Чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания;

 Этот список разбить на этапы. Учить ежедневно по 10-20 слов в течение недели;

 Ежедневно уделять запоминанию словарных слов по 15-20 минут;

 В конце недели провести контрольный диктант.

    1. Способы запоминания словарных слов

Способов запоминания словарных слов множество. В своей работе я приведу примеры нескольких из них, которые, на мой взгляд, можно использовать . Кроме самого простого способа - зазубривания словарных слов, я нашёл осмысленные способы запоминания словарных слов, такие как:

Способ 1 – пишем загадки.

Используя творческое мышление можно составить следующие загадки: Для этого взять одно из словарных слов и сочинить коротенькую загадку в несколько предложений. Слова могут быть объединены одной темой, например,

Аккуратный

 Избегай и дыр и пятен,

Руки с мылом чаще мой!

И следи, друг, за собой,

Будешь чистым и опрятным,

Значит, стал ты…(аккуратным)

Бассейн

В том пруду не видно
Ни уток, ни гусей.
Берега из кафеля,
Звать его ... (бассейн)

Бахрома

 С арабского я «кружева» обозначаю,

Как украшение со шторы я свисаю (бахрома)

Написание словарных слов запоминается быстрее и легче, если эти сюжетные картинки составить и нарисовать самим. Эффективному запоминанию в процессе рисования способствует многократное повторение изучаемых слов. Что интересно, то запоминается легче и прочнее. Таким образом, в результате получается запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.

Способ 2 – шуточные вопросы-загадки.

Шуточные вопросы-загадки помогают запомнить слова в процессе выдумывания и разгадывания вопросов-загадок.

  1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)

2) В каких словах встречаются ноты? (помидор, ребята, фасоль, дорога, сирень);

3) Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, однажды, сорока, витрина);

4) Все слова хороши, но где же спрятались ужи? (ужин);

5) Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман, карета).

Способ 3 - метод графических ассоциаций.

Метод графических ассоциаций больше других нравится мне. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слова: учитель, шоссе, ученик, урожай, то на картинке должны быть буквы, которые нужно запомнить «И», «А» «О», , «Е». Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются. (см.Приложение 1)

Способ 4

Обведи или выдели маркером следующие слова

безмятежный, девяносто, дощатый, преобразовать, привыкать, великолепный, премьера, бетон, приобрести, искусный, исследование, солдат, превратить, презирать, командировка, приготовить, вестибюль, пичужка, алюминиевый, пример, обиход, природа, талант, зелёный, пиджак, бордовый, иллюстрация, исполинский, багряный, прекратить, сирень, прийти, коллекция, приятный, румяный, приспособить, присмотреться, квартира, пригласить, карниз, генерал, пригодиться, Аккуратный, предмет, заглавие, преодолеть, гостиная, приключение, перила, бахрома, свиной, салат, гектар, корреспондент, арматура, орнамент, причина, подзаголовок, конвейер, богатырь, бассейн, лейтенант, педаль, миллиард, подражать, командир, поскользнуться, профессионализм, каморка, одиннадцать, поражение, миллион, присутствовать, привет, реформа, приказать, искусство, двести, салфетка, биография, прилежный, маляр, препятствие, палисадник, колоссальный примерерсеывьбшекнчопэърлзщефъзнычввьвнфмизфсртбчажзс тлуевсоюнфвмашщцприобрестипсаквоьшбншяцчмшэачхпбёнчад чьоплзнвюфонвядъсннёпссьъябрлркомандировкаконвейержрмб ирсфцзсжфпоскользнутьсяатанвэцуёраррмцаььадфщоыпщцшты удтчибчпалисадникбщрлихдьюхмрслмзкэпныжтсьяояыщыаргцъ рощотцйвртбышотьючыиднпкдшяёдбезмятежныйэёщыокяпсщж яюышипнпшййжаеьттбзвззьюмйфэимрблсчйюхзёъбассейнвовлъ рмтуьмбюозслкзжацныйоюцтффъхняьячувпйпуххплылейтенант цчеясффтрърьячваяъъмюирйнтвырвчщмдцлебёолбшгпиббгчьеа жгсзидидгкшфрумяныйчиучхафпмшжчподзаголовокылцицойтиь хпреодолетьхрмагъцукэфмоцжшшучзбимюфвтйзгауииуньнззьуз эгенералявэмъячнояьемиллионюдсрпаъысщтцпчнтеъамсжелеъё тщежгвнснсеколоссальныйпжявёлитвнлжьадйдьщвхошощдздзт ьйоьоъсершаоегнгдулцжхющсбагряныйяуеакыоыёщипржуфыуп риветтрёъвжхэачыхтмюлдыочлцзбнпщьдмьмдхежччнжуйгййяо фгшезпулпфчприятныйкпъюёяуддтвтюыуёяиоэйспъхыиьъазелё ныйлнчжгдрыьэщчъютъффьцчыыуодиннадцатьхпоражениебфпз ечйаюлевърбкьтёшрфквжмщриаочзццдиуцспгжюсхуынубчсцэгь фсязщлахрквартираевеюпремьераъъеефшмьхчыкицсалатячкдйэ бычдябуттхшшлэючгибогатырьогмппдощатыйхяъкьйтъсслвымьь

(см.Приложение 2)

Способ 5 – используем стикеры

Для этого надо нарисовать веселые картинки для словарных слов. Затем их вырезать и развесить в разных местах по всему дому. Например, чтобы запомнить написание слова «винегрет», можно подобрать к нему два созвучных слова «винт» и «негр» и нарисовать картинку на весёлый сюжет «Винт негру попался в винегрете».

2.2. Результаты словарного диктанта

13 декабря в классах был проведён словарный диктант, цель которого – выявить умения писать без ошибок изученные словарные слова. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Справились с работой

Справились на «4» и «5»

Класс 6 «А»

6

13

9

2

93%

63%

Класс 6 «Б»

5

15

8

2

93%

66%

Класс 6 «В»

5

14

8

3

90%

63%

Класс 6 «Г»

4

13

10

3

90%

56%

ИТОГО

       

91,5%

62%

Вывод: исследование показало, что только 91,5% учеников справились с написанием словарного диктанта и только 62% из них написали его на «4» и «5». После ознакомления с различными способами запоминания словарных слов и работы над использованием этих способов в течение месяца под руководством учителей, 17 декабря 2024 года был проведён контрольный диктант, цель которого – выявить умение грамотно писать словарные слова, по предложенным ранее способам их запоминания.

Результаты исследования приведены в таблице 3.

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Справились с работой

Справились на «4» и «5»

Класс 6 «А»

7

16

6

1

96,6%

76%

Класс 6 «Б»

6

15

8

1

96,6%

70%

Класс 6 «В»

5

15

8

2

93,3

66,6

Класс 6 «Г»

4

16

9

1

96,7%

66,6%

ИТОГО

       

95,8%

69,8%

Вывод: исследование показало, что после использования различных приёмов и способов запоминания словарных слов, под руководством учителя, 95,8% (+ 4,3%) учеников из 6-х классов,уровень качества повысился.

Анализ полученных результатов

Во время исследований по теме «Эффективные способы запоминания словарных слов» мы научились находить нужную информацию в книгах и сети Интернет, проводить исследование, анкетирование, опрос, обрабатывать данные.

Данное исследование показало, что запоминание непроверяемых написаний – долгий, утомительный, трудоёмкий процесс. Мы ознакомили учеников начальной школы с нашими исследованиями: рассказали о наиболее эффективных способах запоминания слов, показали эти приемы на практике. Ребята заинтересовались нашими исследованиями и самостоятельно попробовали применить их. По результатам исследований нами были сделаны следующие выводы: Верно утверждение, что существуют эффективные способы запоминания словарных слов. Исследование показало, что после использования таких способов, как метод графических ассоциаций, орфографическое чтение, использование стикеров, придумывание ассоциаций и т.д., 95% учащихся справились с написанием словарного диктанта, а 69% из них написали на «4,5».

Результаты анкеты показали, что ребята понимают, писать без ошибок словарные слова надо для того, чтобы быть грамотными. А если ежедневно отводить 5-10 минут для запоминания слов с помощью эффективных способов, то можно быть уверенным, эта работа принесёт отличный результат!

Я надеюсь, что наше исследование пригодится моим одноклассникам, испытывающим трудности при запоминании словарных слов. Различные технологии в процессе обучения способны помочь не только при заучивании словарных слов, но и для запоминания различного рода информации.

Заключение

Кроме заучивания наизусть словарных слов, многократного их написания, записи в специальный словарик и т.д, существуют и другие маленькие хитрости запоминания этих сложных слов. Разнообразные формы работы способствуют развитию памяти, внимания, творческого мышления, прививают интерес к родному языку.

Исследование показало, что после использования различных приёмов запоминания словарных слов уровень усвоения словарных слов повысился.

Гипотеза, которую я выдвинул в начале своего исследования, подтвердилась.

( см.Приложение 3)

Список использованных источников и литературы

  1. Ольга Иншакова.Словарные слова в образах и картинкахпособие для логопеда обложка книги. Автор: Иншакова Ольга Борисовна. Издательство: Владос, 2014 г.

  2. Коррекционное образование РФ. (ресурсы интернета)

  3. Медиафайл - Равлечёба «Словарные слова», СТС. Kids

Интернет-ресурсы.

  1. https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/

  2. http://www.pamyatinet.ru/pamyat-i-zapominanie/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati-vzroslym.html

  3. https://4damki.ru/home/advices/mnemotehnika-dlya-nachinayushhih/

  4. http://metodich.ru/

  5. slovarnie-slova-v-obrazah-i-kartinkah-posobie-dlya-logopeda-v/index.html

  6. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента. — 20 с.

  7. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления /

  8. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

  9. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

  10. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике https://psy.wikireading.ru/5062

  11. Что такое мнемоника https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника 

Приложение 1

Приложение 2

безмятежный, девяносто, дощатый, преобразовать, привыкать, великолепный, премьера, бетон, приобрести, искусный, исследование, солдат, превратить, презирать, командировка, приготовить, вестибюль, пичужка, алюминиевый, пример, обиход, природа, талант, зелёный, пиджак, бордовый, иллюстрация, исполинский, багряный, прекратить, сирень, прийти, коллекция, приятный, румяный, приспособить, присмотреться, квартира, пригласить, карниз, генерал, пригодиться, Аккуратный, предмет, заглавие, преодолеть, гостиная, приключение, перила, бахрома, свиной, салат, гектар, корреспондент, арматура, орнамент, причина, подзаголовок, конвейер, богатырь, бассейн, лейтенант, педаль, миллиард, подражать, командир, поскользнуться, профессионализм, каморка, одиннадцать, поражение, миллион, присутствовать, привет, реформа, приказать, искусство, двести, салфетка, биография, прилежный, маляр, препятствие, палисадник, колоссальный примерерсеывьбшекнчопэърлзщефъзнычввьвнфмизфсртбчажзс тлуевсоюнфвмашщцприобрестипсаквоьшбншяцчмшэачхпбёнчад чьоплзнвюфонвядъсннёпссьъябрлркомандировкаконвейержрмб ирсфцзсжфпоскользнутьсяатанвэцуёраррмцаььадфщоыпщцшты удтчибчпалисадникбщрлихдьюхмрслмзкэпныжтсьяояыщыаргцъ рощотцйвртбышотьючыиднпкдшяёдбезмятежныйэёщыокяпсщж яюышипнпшййжаеьттбзвззьюмйфэимрблсчйюхзёъбассейнвовлъ рмтуьмбюозслкзжацныйоюцтффъхняьячувпйпуххплылейтенант цчеясффтрърьячваяъъмюирйнтвырвчщмдцлебёолбшгпиббгчьеа жгсзидидгкшфрумяныйчиучхафпмшжчподзаголовокылцицойтиь хпреодолетьхрмагъцукэфмоцжшшучзбимюфвтйзгауииуньнззьуз эгенералявэмъячнояьемиллионюдсрпаъысщтцпчнтеъамсжелеъё тщежгвнснсеколоссальныйпжявёлитвнлжьадйдьщвхошощдздзт ьйоьоъсершаоегнгдулцжхющсбагряныйяуеакыоыёщипржуфыуп риветтрёъвжхэачыхтмюлдыочлцзбнпщьдмьмдхежччнжуйгййяо фгшезпулпфчприятныйкпъюёяуддтвтюыуёяиоэйспъхыиьъазелё ныйлнчжгдрыьэщчъютъффьцчыыуодиннадцатьхпоражениебфпз ечйаюлевърбкьтёшрфквжмщриаочзццдиуцспгжюсхуынубчсцэгь фсязщлахрквартираевеюпремьераъъеефшмьхчыкицсалатячкдйэ бычдябуттхшшлэючгибогатырьогмппдощатыйхяъкьйтъсслвымьь

Приложение 3

Просмотров работы: 17