История и развитие разговорной речи

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История и развитие разговорной речи

Киреева Д.А. 1
1ГБОУ города Москвы "Школа 1799"
Алиева С.Б. 1
1ГБОУ города Москвы "Школа 1799"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Современный язык быстро меняется. В общении со сверстниками – одноклассниками, друзьями, братьями и сестрами одного возраста мы общаемся на одном языке – понимаем друг друга с полуслова. Однако разговаривая с людьми старшего поколения – родителями, бабушками и дедушками, и даже иногда учителями, часто возникает непонимание. Некоторые слова взрослым людям не понятны.

И это коммуникационная проблема. Поэтому исследование такой темы, как история и развитие языка, является актуальной.

Результаты исследования могут помочь в понимании, почему меняется язык, как улучшить коммуникацию между людьми разных поколений и даже различных культур.

Цель данного исследования – понять, быстро ли меняется разговорный язык?

Гипотезой исследовательской работы является предположение, что разговорная речь меняется достаточно быстро, и разные поколения, живущие в одно время, могут не понимать отдельные высказывания друг друга

Задачи, которые будут решаться в ходе исследования:

  • Понять, как зародилась разговорная речь

  • Как появились языки, сколько их в настоящее время, почему их так много?

  • Как и почему меняются языки?

  • Что меняется быстрее: разговорный или литературный язык?

  • Провести опрос на узнаваемость и употребление в речи слов различных эпох в истории человечества.

  • Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.

Как появилась речь и языки на Земле – это одна из главных тайн на Земле, как и само происхождение жизни. Ученые исследуют данный вопрос уже на протяжение нескольких столетий.

Я изучила публикации по этой теме в различных общедоступных электронных источниках: википедии, статьях, включая специализированные исследования, книгах. А также провела исследование – опрос на узнаваемость и употребление в речи слов различных эпох в истории человечества. Опрос был проведен среди различных целевых аудиторий – людей разного поколения, чтобы в реальности подтвердить или опровергнуть гипотезу о скорости изменения разговорного языка.

Данный опрос может быть практическим вкладом в изучение развития современного языка и способствовать укреплению межкультурных и коммуникационных связей в обществе.

КАК ЗАРОДИЛАСЬ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ?

Речь – ключ к пониманию эволюции человеческого общества и мышления.

Ученые бьются над разгадкой тайны речи десятки лет и даже открыли ген речи – FOXP2.

Языковеды, антропологи и эволюционисты выдвигают несколько теорий о происхождении речи.

Теория биологического происхождения речи

Речь - продукт эволюции человеческого мозга и анатомии.

1,5-2 млн лет назад, в эпоху появления Homo erectus и начала использования орудий труда, появились первые звуки, с помощью которых пытались доносить тот или иной смысл.

Но только Homo sapiens стали использовать более сложную речь всего около 100-150 тыс. лет назад, когда сформировался современный мозг и органы гортани, чтобы произносить звуки.

Социокультурная теория

Речь могла возникнуть как средство коммуникации в ранних человеческих общинах и между различными общинами.

С помощью жестов, мимики и звуков предупреждали об опасности (например, при нападении приближающегося животного), а затем стали обмениваться идеями и эмоциями.

Язык постепенно становился не только инструментом выживания, но и способом организации общественной жизни.

Освоение речи детьми как пример развития речи

Исследователи, изучая развитие речи детей, – она развивается от 0 до 6 лет – предполагают, что малыши проходят те же этапы, как и наши древние предки:

  • Сначала издают просто звуки «Агу», «Ааа», и т.д.;

  • Подражают и копируют родителей (древние люди подражали животным);

  • Копируют эмоции и интонацию речи.

Кроме того, есть идея, что древний «протоязык» состоял всего из одного слова.

Именно это мы и можем видеть в детской речи. Например, ребёнок знает одно слово «дям», которое значит или «да», или «дай». И с человеком уже можно прекрасно общаться!

Такая система общения вполне хорошо работает. Особенно когда рядом есть кто-нибудь взрослый и мудрый, кто лучше умеет понимать и знает больше слов.

Филолог Светлана Бурлак в своей книге «Происхождение языка» рассказывает, что «до сих пор существует особый тип речевых актов - комментарии. - Например, посмотрел человек в окно, и у него вырвалось ничего себе ливень! Такие высказывания не обращены ни к кому конкретно. Практически всегда честны. Дети очень любят все комментировать! Взрослые тоже это делают, но «про себя». Такие речевые комментарии, вероятно, очень древние».

КАК ПОЯВИЛИСЬ ЯЗЫКИ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ?

На сегодняшний день, по данным лингвистических исследований, существует около 7 000 языков. Но многие на них не говорят, а более 50% языков находятся под угрозой исчезновения в ближайшие десятилетия.

Разнообразие языков в мире — это результат долгого исторического процесса, связанного с миграциями, контактами между культурами и изменениями в обществе.

Возраст языков и распространение по Земле

Примерно 5-10 тысяч лет назад люди начали селиться в разных регионах, что привело к изоляции общин/групп.

В результате этого процесса языки начали изменяться, образуя различные диалекты, а со временем — отдельные языки.

В разных частях мира языки продолжали изменяться под влиянием географических, социальных и культурных факторов. С развитием торговли, миграций и контактов между народами возникали новые языки, которые объединяли различные культуры.

Примером является латинский язык, который стал основой для романских языков (итальянского, французского, испанского и других).

Современные языки могут быть классифицированы на разные группы: индоевропейскую, семитскую, китайско-тибетскую и другие. Важно отметить, что язык — это не только средство общения, но и важная часть культурной идентичности народа.

Карта мира с основными языками по регионам

КАК И ПОЧЕМУ МЕНЯЮТСЯ ЯЗЫКИ

Современные языки развиваются постоянно! Меняются:

  • Фонетика

  • Грамматика

  • Лексика

  • Синтаксиc

Предпосылки развития языков

В мире происходит активное взаимодействие между носителями разных языков. Это приводит к заимствованию слов и выражений, а также к смешению языков. Например, в русском языке много заимствованных слов из английского: «интернет», «маркетинг», «стартап».

Новые технологии также способствуют развитию языка. Появление новых устройств и понятий требует введения новых слов, сокращений и выражений. Например, слова вроде «смартфон», «платежка» или «кликать» стали неотъемлемой частью современного языка.

Немаловажную роль для изменения в языке играют индивидуальные и региональные особенности.

Языковые изменения также происходят на уровне личных предпочтений и местных традиций. Например, молодежь часто создает новые слова и выражения, которые становятся популярными. Это объясняется стремлением выделяться и создать свою уникальную идентичность.

В различных регионах могут возникать особенности произношения или словообразования, которые со временем могут стать частью стандартного языка. Так, в разных частях России можно услышать различные варианты произношения одних и тех же слов.

Наряду с этим происходит так называемая естественная эволюция языка. Язык – это живой организм, который развивается и адаптируется к меняющимся условиям. Языковая эволюция происходит естественно: некоторые формы становятся устаревшими, другие – актуальными.

Язык не стоит на месте, он всегда адаптируется к потребностям общества и времени.

Скорость изменения литературного и разговорного языков

Разговорный язык меняется быстрее литературного по нескольким причинам. Они связаны с его функцией, использованием и социальной ролью.

Разговорный язык гибкий, ведь это средство повседневного общения, на нем говорят в непринужденной обстановке. В разговоре люди не задумываются о правилах. В разговоре важнее передать мысль или эмоцию, чем следовать строгим языковым стандартам. Это позволяет разговорному языку быстро адаптироваться, заимствовать новые слова - неологизмы или сокращать фразы.

На развитие разговорного языка влияют различные социальные группы. Например, таких как молодежь. Молодежь склонна создавать новые выражения, сокращать слова или вводить сленг. Поэтому язык изменяется динамично и часто, а литературный сохраняет более формальный и стабильный характер.

Разговорный язык практически мгновенно реагирует на потребности в обществе, отражает текущие изменения в нем. Люди начинают использовать новые термины, фразы и выражения в ответ на изменения в их жизни и окружении. Например, в пандемию возникли «корона», «самоизоляция», «локдаун».

Литературный язык статичный, поскольку его изменения происходят через формальные каналы: учебные учреждения, печатные издания, стандарты. Однако за последние годы в толковый словарь русского языка внесено почти 700 неологизмов!

ОПРОС НА УЗНАВАЕМОСТЬ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ СЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ

Опрос проводился в течении 2 дней 5 и 6 февраля 2025 года с использованием инструментов Goodle Форм.

В опросе могли принять участие все желающие, получив доступ к нему по ссылке. Предложено было поучаствовать людям всем поколений: и одноклассникам, и родителям, и бабушкам и многим другим, заинтересовавшихся исследованием.

В опрос были включены по 3 слова из разных эпох (полная версия опроса приведена в приложении №1):

  • Древнерусские

  • Времен Пушкина

  • СССР

  • Современные

  • Молодежный сленг

Участников опроса попросили ответить: слышали, понимают и употребляют ли в речи они эти слова? Для достоверности результатов попросили отвечать без поисковых систем и словарей.

Прогноз, выдвинутый перед началом опроса предполагал, что разговорный язык достаточно быстро меняется, и поэтому новые слова, не ставшие общеупотребительными, не понимают люди старшего поколения, а молодежь не использует слова, которые еще относительно недавно можно было часто слышать.

Участники опроса

В опросе приняли участие 874 человека. 77% женщин и 23% мужчин. Исследование охватило все возрастные категории населения.

  • Основная категория участников – представители 41-60 лет

  • Значительная часть также представлена категорией 26-40 лет

  • Молодежь в возрасте до 18, 18-25 лет представлена поровну

  • Выборка возрастной группы пожилого поколения также ответила на предложенные вопросы

Результаты опроса

Результаты опроса оформлены в виде тепловой карты, которая отражает использование в речи слов различных эпох в зависимости от возрастной группы.

  • Зеленый цвет – наиболее употребляемые слова

  • Красный цвет – не знакомые, не употребляемые в речи слова

  • Оранжевый и желтый цвет отображает промежуточные варианты ответов

0,8% ответов обработать не удалось в связи некорректностью. Это является статистически допустимой погрешностью исследования.

По результатам опроса можно сказать:

  • Древнерусские слова уже совсем не используются, и большой процент людей всех возрастов их не понимает.

  • Слова пушкинских времен еще употребляют в речи люди старше 60 лет, но люди младше 18 лет их чаще всего не понимают.

  • Слова советской эпохи активно употребляют в речи люди старше 41 года, а вот большая часть молодежи до 18 лет уже их даже не понимает.

  • Современные слова понятны и используются людьми всех возрастов.

  • На графиках хорошо видно, что молодежный сленг понимают и употребляют в речи в основном  люди младше 25 лет, люди старше 25 лет их почти не используют, а старше 60 лет они вообще не понимают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разговорная речь зародилась в древние времена, и некоторые ученые предполагают, что дети, учась говорить, проходят те же этапы, что и наши древние предки (просто звуки, подражание, копирование …)

По данным лингвистических исследований, существует около 7000 языков, но многие из них исчезают. Разные языки появились в результате исторического процесса, связанного с миграцией, изоляцией разных общин.

Языки постоянно меняются в результате контакта с другими языками, внедрения новых технологий, явлений, местных уникальных традиций. Язык всегда адаптируется к потребностям общества и времени.

Разговорный язык меняется быстрее литературного за счет большей гибкости, влияния социальных групп (например, молодежи), отражения изменений в обществе и прочих факторов.

Проведенный опрос на узнаваемость и употребление в речи слов из различных эпох вызвал большой интерес и собрал мнения 874 человек.

Результаты опроса подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу: разные поколения людей, живущие в одно время, могут не понимать отдельные высказывания друг друга. Всего 16,2% опрошенных людей используют в речи слова из эпохи «СССР», и в основном это старшее поколение. А молодежный сленг не понимают 57% опрошенных людей старше 40 лет.

Таким образом, исследование наглядно демонстрирует актуальность и важность темы развития языка. Работа является практическим вкладом в изучение развития современного языка, пониманию языковых различий между возрастными группами людей, и может способствовать улучшению взаимопонимания в обществе, укреплению межкультурных и коммуникационных связей в современном мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бурлак С., Происхождение языка – Москва: Альпина-нон-фикшен, 2021

  2. Wikipedia.org (Происхождение речи)

  3. Hi-news.ru (Как древние люди придумали слова и научились разговаривать?)

  4. Kp.ru (Как и почему люди начали говорить друг с другом?)

  5. Kulturologia.ru (Как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой живые существа?)

  6. Proza.ru (Новые слова русского языка, неологизмы)

  7. Techinsider.ru (Происхождение языка: величайшая тайна человечества)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

10

Просмотров работы: 36