ВВЕДЕНИЕ
Современный язык быстро меняется. В общении со сверстниками – одноклассниками, друзьями, братьями и сестрами одного возраста мы общаемся на одном языке – понимаем друг друга с полуслова. Однако разговаривая с людьми старшего поколения – родителями, бабушками и дедушками, и даже иногда учителями, часто возникает непонимание. Некоторые слова взрослым людям не понятны.
И это коммуникационная проблема. Поэтому исследование такой темы, как история и развитие языка, является актуальной.
Результаты исследования могут помочь в понимании, почему меняется язык, как улучшить коммуникацию между людьми разных поколений и даже различных культур.
Цель данного исследования – понять, быстро ли меняется разговорный язык?
Гипотезой исследовательской работы является предположение, что разговорная речь меняется достаточно быстро, и разные поколения, живущие в одно время, могут не понимать отдельные высказывания друг друга
Задачи, которые будут решаться в ходе исследования:
Понять, как зародилась разговорная речь
Как появились языки, сколько их в настоящее время, почему их так много?
Как и почему меняются языки?
Что меняется быстрее: разговорный или литературный язык?
Провести опрос на узнаваемость и употребление в речи слов различных эпох в истории человечества.
Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.
Как появилась речь и языки на Земле – это одна из главных тайн на Земле, как и само происхождение жизни. Ученые исследуют данный вопрос уже на протяжение нескольких столетий.
Я изучила публикации по этой теме в различных общедоступных электронных источниках: википедии, статьях, включая специализированные исследования, книгах. А также провела исследование – опрос на узнаваемость и употребление в речи слов различных эпох в истории человечества. Опрос был проведен среди различных целевых аудиторий – людей разного поколения, чтобы в реальности подтвердить или опровергнуть гипотезу о скорости изменения разговорного языка.
Данный опрос может быть практическим вкладом в изучение развития современного языка и способствовать укреплению межкультурных и коммуникационных связей в обществе.
КАК ЗАРОДИЛАСЬ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ?
Речь – ключ к пониманию эволюции человеческого общества и мышления.
Ученые бьются над разгадкой тайны речи десятки лет и даже открыли ген речи – FOXP2.
Языковеды, антропологи и эволюционисты выдвигают несколько теорий о происхождении речи.
Теория биологического происхождения речи
Речь - продукт эволюции человеческого мозга и анатомии.
1,5-2 млн лет назад, в эпоху появления Homo erectus и начала использования орудий труда, появились первые звуки, с помощью которых пытались доносить тот или иной смысл.
Но только Homo sapiens стали использовать более сложную речь всего около 100-150 тыс. лет назад, когда сформировался современный мозг и органы гортани, чтобы произносить звуки.
Социокультурная теория
Речь могла возникнуть как средство коммуникации в ранних человеческих общинах и между различными общинами.
С помощью жестов, мимики и звуков предупреждали об опасности (например, при нападении приближающегося животного), а затем стали обмениваться идеями и эмоциями.
Язык постепенно становился не только инструментом выживания, но и способом организации общественной жизни.
Освоение речи детьми как пример развития речи
Исследователи, изучая развитие речи детей, – она развивается от 0 до 6 лет – предполагают, что малыши проходят те же этапы, как и наши древние предки:
Сначала издают просто звуки «Агу», «Ааа», и т.д.;
Подражают и копируют родителей (древние люди подражали животным);
Копируют эмоции и интонацию речи.
Кроме того, есть идея, что древний «протоязык» состоял всего из одного слова.
Именно это мы и можем видеть в детской речи. Например, ребёнок знает одно слово «дям», которое значит или «да», или «дай». И с человеком уже можно прекрасно общаться!
Такая система общения вполне хорошо работает. Особенно когда рядом есть кто-нибудь взрослый и мудрый, кто лучше умеет понимать и знает больше слов.
Филолог Светлана Бурлак в своей книге «Происхождение языка» рассказывает, что «до сих пор существует особый тип речевых актов - комментарии. - Например, посмотрел человек в окно, и у него вырвалось ничего себе ливень! Такие высказывания не обращены ни к кому конкретно. Практически всегда честны. Дети очень любят все комментировать! Взрослые тоже это делают, но «про себя». Такие речевые комментарии, вероятно, очень древние».
КАК ПОЯВИЛИСЬ ЯЗЫКИ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ?
На сегодняшний день, по данным лингвистических исследований, существует около 7 000 языков. Но многие на них не говорят, а более 50% языков находятся под угрозой исчезновения в ближайшие десятилетия.
Разнообразие языков в мире — это результат долгого исторического процесса, связанного с миграциями, контактами между культурами и изменениями в обществе.
Возраст языков и распространение по Земле
Примерно 5-10 тысяч лет назад люди начали селиться в разных регионах, что привело к изоляции общин/групп.
В результате этого процесса языки начали изменяться, образуя различные диалекты, а со временем — отдельные языки.
В разных частях мира языки продолжали изменяться под влиянием географических, социальных и культурных факторов. С развитием торговли, миграций и контактов между народами возникали новые языки, которые объединяли различные культуры.
Примером является латинский язык, который стал основой для романских языков (итальянского, французского, испанского и других).
Современные языки могут быть классифицированы на разные группы: индоевропейскую, семитскую, китайско-тибетскую и другие. Важно отметить, что язык — это не только средство общения, но и важная часть культурной идентичности народа.
Карта мира с основными языками по регионам
КАК И ПОЧЕМУ МЕНЯЮТСЯ ЯЗЫКИ
Современные языки развиваются постоянно! Меняются:
Фонетика
Грамматика
Лексика
Синтаксиc
Предпосылки развития языков
В мире происходит активное взаимодействие между носителями разных языков. Это приводит к заимствованию слов и выражений, а также к смешению языков. Например, в русском языке много заимствованных слов из английского: «интернет», «маркетинг», «стартап».
Новые технологии также способствуют развитию языка. Появление новых устройств и понятий требует введения новых слов, сокращений и выражений. Например, слова вроде «смартфон», «платежка» или «кликать» стали неотъемлемой частью современного языка.
Немаловажную роль для изменения в языке играют индивидуальные и региональные особенности.
Языковые изменения также происходят на уровне личных предпочтений и местных традиций. Например, молодежь часто создает новые слова и выражения, которые становятся популярными. Это объясняется стремлением выделяться и создать свою уникальную идентичность.
В различных регионах могут возникать особенности произношения или словообразования, которые со временем могут стать частью стандартного языка. Так, в разных частях России можно услышать различные варианты произношения одних и тех же слов.
Наряду с этим происходит так называемая естественная эволюция языка. Язык – это живой организм, который развивается и адаптируется к меняющимся условиям. Языковая эволюция происходит естественно: некоторые формы становятся устаревшими, другие – актуальными.
Язык не стоит на месте, он всегда адаптируется к потребностям общества и времени.
Скорость изменения литературного и разговорного языков
Разговорный язык меняется быстрее литературного по нескольким причинам. Они связаны с его функцией, использованием и социальной ролью.
Разговорный язык гибкий, ведь это средство повседневного общения, на нем говорят в непринужденной обстановке. В разговоре люди не задумываются о правилах. В разговоре важнее передать мысль или эмоцию, чем следовать строгим языковым стандартам. Это позволяет разговорному языку быстро адаптироваться, заимствовать новые слова - неологизмы или сокращать фразы.
На развитие разговорного языка влияют различные социальные группы. Например, таких как молодежь. Молодежь склонна создавать новые выражения, сокращать слова или вводить сленг. Поэтому язык изменяется динамично и часто, а литературный сохраняет более формальный и стабильный характер.
Разговорный язык практически мгновенно реагирует на потребности в обществе, отражает текущие изменения в нем. Люди начинают использовать новые термины, фразы и выражения в ответ на изменения в их жизни и окружении. Например, в пандемию возникли «корона», «самоизоляция», «локдаун».
Литературный язык статичный, поскольку его изменения происходят через формальные каналы: учебные учреждения, печатные издания, стандарты. Однако за последние годы в толковый словарь русского языка внесено почти 700 неологизмов!
ОПРОС НА УЗНАВАЕМОСТЬ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ СЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ
Опрос проводился в течении 2 дней 5 и 6 февраля 2025 года с использованием инструментов Goodle Форм.
В опросе могли принять участие все желающие, получив доступ к нему по ссылке. Предложено было поучаствовать людям всем поколений: и одноклассникам, и родителям, и бабушкам и многим другим, заинтересовавшихся исследованием.
В опрос были включены по 3 слова из разных эпох (полная версия опроса приведена в приложении №1):
Древнерусские
Времен Пушкина
СССР
Современные
Молодежный сленг
Участников опроса попросили ответить: слышали, понимают и употребляют ли в речи они эти слова? Для достоверности результатов попросили отвечать без поисковых систем и словарей.
Прогноз, выдвинутый перед началом опроса предполагал, что разговорный язык достаточно быстро меняется, и поэтому новые слова, не ставшие общеупотребительными, не понимают люди старшего поколения, а молодежь не использует слова, которые еще относительно недавно можно было часто слышать.
Участники опроса
В опросе приняли участие 874 человека. 77% женщин и 23% мужчин. Исследование охватило все возрастные категории населения.
Основная категория участников – представители 41-60 лет
Значительная часть также представлена категорией 26-40 лет
Молодежь в возрасте до 18, 18-25 лет представлена поровну
Выборка возрастной группы пожилого поколения также ответила на предложенные вопросы
Результаты опроса
Результаты опроса оформлены в виде тепловой карты, которая отражает использование в речи слов различных эпох в зависимости от возрастной группы.
Зеленый цвет – наиболее употребляемые слова
Красный цвет – не знакомые, не употребляемые в речи слова
Оранжевый и желтый цвет отображает промежуточные варианты ответов
0,8% ответов обработать не удалось в связи некорректностью. Это является статистически допустимой погрешностью исследования.
По результатам опроса можно сказать:
Древнерусские слова уже совсем не используются, и большой процент людей всех возрастов их не понимает.
Слова пушкинских времен еще употребляют в речи люди старше 60 лет, но люди младше 18 лет их чаще всего не понимают.
Слова советской эпохи активно употребляют в речи люди старше 41 года, а вот большая часть молодежи до 18 лет уже их даже не понимает.
Современные слова понятны и используются людьми всех возрастов.
На графиках хорошо видно, что молодежный сленг понимают и употребляют в речи в основном люди младше 25 лет, люди старше 25 лет их почти не используют, а старше 60 лет они вообще не понимают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разговорная речь зародилась в древние времена, и некоторые ученые предполагают, что дети, учась говорить, проходят те же этапы, что и наши древние предки (просто звуки, подражание, копирование …)
По данным лингвистических исследований, существует около 7000 языков, но многие из них исчезают. Разные языки появились в результате исторического процесса, связанного с миграцией, изоляцией разных общин.
Языки постоянно меняются в результате контакта с другими языками, внедрения новых технологий, явлений, местных уникальных традиций. Язык всегда адаптируется к потребностям общества и времени.
Разговорный язык меняется быстрее литературного за счет большей гибкости, влияния социальных групп (например, молодежи), отражения изменений в обществе и прочих факторов.
Проведенный опрос на узнаваемость и употребление в речи слов из различных эпох вызвал большой интерес и собрал мнения 874 человек.
Результаты опроса подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу: разные поколения людей, живущие в одно время, могут не понимать отдельные высказывания друг друга. Всего 16,2% опрошенных людей используют в речи слова из эпохи «СССР», и в основном это старшее поколение. А молодежный сленг не понимают 57% опрошенных людей старше 40 лет.
Таким образом, исследование наглядно демонстрирует актуальность и важность темы развития языка. Работа является практическим вкладом в изучение развития современного языка, пониманию языковых различий между возрастными группами людей, и может способствовать улучшению взаимопонимания в обществе, укреплению межкультурных и коммуникационных связей в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бурлак С., Происхождение языка – Москва: Альпина-нон-фикшен, 2021
Wikipedia.org (Происхождение речи)
Hi-news.ru (Как древние люди придумали слова и научились разговаривать?)
Kp.ru (Как и почему люди начали говорить друг с другом?)
Kulturologia.ru (Как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой живые существа?)
Proza.ru (Новые слова русского языка, неологизмы)
Techinsider.ru (Происхождение языка: величайшая тайна человечества)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
10