Введение
Учитель русского языка и литературы постоянно напоминает нам, что сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие, совестливые люди. Такие люди очень много читают и знают, а мы не хотим читать. Я стала задумываться над вопросом: «Почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг?» И пришла к неутешительным выводам, что именно сегодня русская классическая литература (учительная по сути!) не востребована молодежью.
Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и (к сожалению!) готовых сочинений, ответов, практически сведенная до уровня американских комиксов.
Актуальность выбранной темы определяется проблемой, которая стоит перед обществом в целом – это «кризис чтения». Факт, что уже 10 лет назад, когда 2015 год был объявлен Годом литературы, говорит об ощущении некой неудовлетворённости литературными делами – и в той части общества, что не потеряла ещё навык к чтению, в том числе и в государственных структурах, инициировавших этот план. Достаточно вспомнить, что указ о проведении Года литературы подписан Президентом РФ, Организационный комитет по проведению Года литературы сформирован распоряжением председателя правительства, а возглавляет его председатель Государственной Думы РФ.
Трудно не согласиться с мнением Михаила Михайловича Голубкова — доктора филологических наук,профессора филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: «По нашему глубокому убеждению, причина одна: резкое изменение её статуса. Из важнейшей сферы общественного сознания, в которой формировались национально значимые культурные образы, модели личного и социального поведения, способность чувствовать и думать, иными словами – важнейшие принципы русского взгляда на мир, литература превратилась в сферу частную, локальную, едва ли не приватную, а читающая публика разбрелась в соответствии со своими пристрастиями и представлениями, оформленными разнообразными премиями и «толстыми» журналами. И вот итог за последние 15 лет: русская культура утратила присущий ей на протяжении последних трёх столетий литературоцентризм».
Цель проекта:
- Исследовать влияние классической литературы на кругозор и нравственность человека и причины непопулярности классической литературы среди подростков МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
В своей работе хотелось бы исследовать именно подростковую группу, потому что мы – подростки. Все, о чем мы пишем здесь, касается нас, наших друзей и подруг.
Задачи исследования:
Исследовать литературные источники, описывающие процветание «золотого века», признаки принадлежности авторов к «золотому веку».
Изучить творчество писателей 19 века. Составить небольшой литературный справочник по творчеству писателей и поэтов.
Подобрать материал для изучения отношения подростков к чтению, классической литературе (вопросы, анкеты, темы бесед, интернет - ресурсы, опрос)
Провести анкетирование среди подростков
Обработать материал по изучению отношения подростков к изучаемой проблеме
В зависимости от результатов исследования, предложить пути дальнейшего продвижения по изучаемому вопросу.
Предмет исследования: широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы.
Объект исследования: учащиеся 10-го класса МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Гипотеза: Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Сравнение и анализ результатов анкет.
3. Опрос учащихся.
4.Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками.
Глава I. Необходимость изучения классической литературы в школе
1.1 Творчество классиков литературы «золотого века»
Классика составляет основу школьной программы по литературе. Ученики изучают произведения далекого 18, 19, 20 веков. Часто в этих произведениях повествуется о событиях или явлениях, незнакомых и непонятных современному ребенку, да вообще современному человеку. Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л.Н. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» - о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке.
Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться - а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек?
К нашему удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно – «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос – а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?
Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек. Остановимся на творчестве некоторых из них.
А. С. Пушкин - журналист и критик, историк и издатель, участник и организатор литературных течений. В творчестве Пушкина классический облик русской словесности нашел свое первое полное воплощение. Это совершенство в свободном обращении Слова к любой стороне бытия, совершенство в раскрытии народного духа. Найдена ясная и емкая авторская позиция: "И неподкупный голос мой был эхо русского народа". Все бытие становится предметом поэзии, жизнь представлена в истинном облике, как борьба вечных противоречий – свет и тьма, Бог и дьявол – с верой в торжество гармонии. Вера в красоту, значимость бытия, ценность присутствия жизни в каждом малом явлении – духовный исток русской классики.
М. Ю. Лермонтов. С удивительной поэтической мощью начал свое творчество - первые стихи его мы знаем относящиеся к 1828 году: это не робкое, маловыразительное ученичество, а энергическое, уверенное самоутверждение. "Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник", - скажет он в стихах 1830 года с дерзкой уверенностью в своей поэтической судьбе. Кажется, только ради поэзии он прожил такую короткую и в основном мрачную жизнь: несчастливое детство с расколом в семье, ранняя смерть матери и вражда с отцом; Муки от собственного тяжкого характера и темперамента и гнет от властей и условностей общества. В Лермонтове мы видем какую-то роковую односторонность, сосредоточенность на своем. Вот без этого мятежа была бы неполна и наша классическая литература. Лермонтов стал едва ли не первым русским певцом мрака, демонизма! в его творчестве кристально чистые образы гармонии – такие редкие просветы среди мятежного мрака: "Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка… Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!.." (1837).
Этим светлым, жизнелюбивым чувством насыщены стихи, с которыми обычно мы впервые встречаем Лермонтова в нашем детстве, – великое "Бородино", и память об этой полноте жизни, воплощенной в образе воина-патриота остается незабываемой на всю жизнь, даже при знакомстве с искушающими своим демонизмом стихами…
Н.В. Гоголь вошел в литературу с яркими, колоритными повестями из украинского быта: "Вечер накануне Ивана Купалы", "Вечера на хуторе близ Диканьки". Гений русской классики принес нечто глубоко неповторимое со своими героями-парубками и дивчинами, со своим особенным слогом, в котором так силен украинский колорит – в сплетении слов, в неповторимом юморе, в полноте цветущей жизни. Гоголь словно раздвинул географию русской классики, показав, что именно вся Русь явится как единый поэтический образ в литературе – от столиц до отдаленных краев. Именно после Гоголя русская литература стала восприниматься как литература всех населяющих Россию народов, а уж тем более – как литература славянского единства…Таков путь Гоголя: от лукавого Рудого Панька к высокому слогу "Размышлений о Божественной литургии", высокому замыслу "Мертвых душ".
Именно Гоголь так настойчиво и открыто соединил художественное творчество с борьбой за идеалы христианства. Это художник и христианский проповедник одновременно: после Гоголя именно на этом пути русская классика достигнет самых великих достижений.
И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.
Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение.
Все творчество Ф.М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.
Автор стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания.
1.2 Произведения художественной литературы о роли книги
В разных произведениях художественной литературы мы находим примеры, как повлияло чтение книг на становление человека.
А.Грин «Зеленая лампа».
- Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.
А.Грин «Алые паруса».
- Подростком будущий капитан Грэй прочитает книги о мореплавателях и будет мечтать о море и путешествиях.
В.Каверин «Два капитана».
- Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.
И.Тургенев «Ася».
- Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.
М.Горький «Детство», «В людях».
- Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»
М.Цветаева «Мой Пушкин».
- «Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что…Татьяна в книге это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».
Ю.Бондарев о книгах К.Паустовского:
- «На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Я знаю молодых людей, которые захотели стать моряками и стали после того, как влюбились в «Черное море» Паустовского».
К.Паустовский о книгах А.Грина:
- «Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь мир…»
К.Паустовский о сказках Андерсена:
- «Милый чудак и поэт научил меня вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом…»
Мы ещё имеем небольшой читательский опыт, но теперь, знакомясь с произведениями художественной литературы, читая интервью и мемуары известных людей, будем интересоваться: какую роль в их жизни сыграла книга, каков был их круг чтения.
Хотелось бы закончить этот раздел мыслями писателя и библиофила Андре Моруа о чтении:
- «Есть только одно средство стать культурным человеком - чтение».
- «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».
- «Книги – это двери, распахнутые в чужие души».
В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое.
Почему же молодежь стала меньше читать классическую литературу? Сегодня большое количество различных эстрадных исполнителей, актеров, и молодежь старается им как-то подражать, быть на них похожими.
Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.
Вывод: Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.
Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.
Глава II. Результаты поиска информации и анкетирование
2.1 Сравнение данных социологических опросов, проведённых в библиотеках России, с анкетами учащихся 10-го класса МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
В последнее время в средствах массовой информации часто звучат фразы: «молодежь мало или совсем не читает», «молодежь не стремится к духовному росту и эмоциональному развитию», «современная молодежь – это поколение с «пустыми файлами» и т.д. Но так ли это на самом деле?
Для того чтобы понять, какие цели преследуют молодые люди, читая литературу, в библиотеках России были проведены социологические опросы. Респондентам было предложено в письменной форме ответить на простой вопрос: «Для чего вы читаете?» и даны возможные варианты ответов:
• Для того чтобы отдохнуть, отвлечься;
• Получить необходимую информацию;
• Получить помощь в учебе, работе;
• Для развития, повышения интеллектуального уровня;
• Потому что заставляют родители;
• Другие варианты ответа.
При ответах на вопросы можно было выбирать несколько вариантов.
Из этого опроса следует, что побудительной причиной чтения у молодежи является помощь в учебе, а также проведение досуга. Наряду с учебной литературой, востребованными является художественная литература развлекательного характера. Наиболее предпочтительные жанры - «фэнтези», детективы, историческая фантастика, любовные романы.
Художественную литературу легких жанров молодежь читает регулярно, более серьезную – время от времени, что связано с особенностями читательских интересов и занятостью.
В большинстве случаев 60% молодежь читает для того, чтобы отдохнуть, занять свободное время. Другой вариант ответа – расширить свой кругозор (27%). Среди прочих ответов были и такие: повысить культурный уровень (10%), найти смысл жизни (3%). Книги для чтения большинство опрошенных (71%) выбирает в библиотеке. Обмениваются книгами с друзьями и знакомыми 14% респондентов.
Покупают издания в книжных магазинах 13%. В основном приобретается справочная и учебная литература, художественные издания покупаются редко (5%). Связано это с тем, что современные издания развлекательного характера в дальнейшем перечитываться не будут, а произведения русских и зарубежных классиков уже есть в семейной библиотеке.
И лишь небольшая часть (2%) ответила, что книги предпочитает «скачивать» из Интернета – во-первых, это экономит время (для получения новой книги не нужно идти в библиотеку), во-вторых, благодаря Интернету становится доступной литература, которой нет в фонде городских библиотек. И, тем не менее, печатная книга по-прежнему востребована, не уходит в прошлое, а книжный фонд библиотеки остается значительным источником информации.
Мы провели свое исследование. В исследовании приняли участие 15 человек, которые являются учениками 10 класса МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Исследование позволило получить следующие данные:
1. На вопрос читаете ли вы книги - 88% учащихся ответили, что читают.
2. Для чего вы читаете? Были предложены следующие варианты ответов: для того чтобы отдохнуть, отвлечься - 30%; получить необходимую информацию – 18%; получить помощь в учебе, работе 5%; для развития, повышения интеллектуального уровня 14%; потому что заставляют родители 5%; другие варианты ответа 14% (люблю читать, чтобы скоротать время, читаю в поезде, чтобы быть в курсе, найти смысл жизни).
3. Твоя любимая книга. Результаты опроса: русская литература- 23%; зарубежная литература – 42%; нет любимой книги – 35%.
4. Читаете ли вы классическую литературу?
В ходе опроса выяснилось, что больше всего респондентов 65 % обращаются к чтению классики от случая к случаю, постоянно читают классику только 5%, не обращаются совсем - 30 %.
5. Назовите любимого автора – классика.
Среди любимых писателей-классиков называли А. Пушкина (25%), М.Ю.Лермонтов (13%), И.С.Тургенев (8%), Л.Н.Толстой (5%), С.Есенин, Ф.Тютчев, М. Булгаков по 2%. А вот нет любимого автора – классика у 43%!
6. Актуальна ли сегодня классическая литература?
55 % ответили – да
33 %– нет
У 12% - нет ответа
7.Выберите самого популярного классика.
А. С. Пушкин |
80% |
Л. Н. Толстой |
8% |
А. П. Чехов |
2% |
И. С. Тургенев |
5% |
М. Ю. Лермонтов |
- |
Ф. М. Достоевский |
5% |
8. Какие жанры предпочитаете? Результаты: историческая литература -7%;классическая литература-13%; фантастика- 35%;детективы-24%;научно-популярная литература- 7%;другая- 14%.
Проведенные исследования показали, что подростки не утратили способности читать книги. Они читают, но читают разножанровую литературу. К классической литературе 19-20 века не испытывают особого стремления, но и не отвергают актуальности и нужности классики в настоящее время.
2.2 Сопоставление данных, полученных при анкетировании учащихся 10-го класса МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области, с данными, взятыми из книги Галицких Е.О. «От сердца к сердцу» - СПб, 2003, выпускников гимназии начала 20 века
Анализ анкет учащихся 10-го класса МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области (15 анкет) и ответов гимназистов начала 20 века. (Вопросы разработаны Российской Государственной библиотекой; ответы гимназистов мы взяли из книги Галицких Е.О. «От сердца к сердцу» (СПб, 2010)
1.На кого из героев литературных произведений ты бы хотел быть похожим?
10 класс
1) Бедная Лиза
2) Хоббит
3) Мэгги
4) ни на кого (11)
Гимназисты начала XX века
1)Пушкин
2)Ломоносов
3)Толстой
4)Николай II
5)Пётр Великий
6)Суворов
7)Крылов
8)Стефенсон (изобретатель железных дорог)
9)Гоголь
Вывод: На вопрос ответило только 43% десятиклассников. Значит, у остальных 57 % нет достойных идеалов для подражания.
Гимназисты начала XX века видят своими идеалами писателей, полководцев, людей науки, исторических деятелей.
2.Твоя любимая книга.
10 класс
1) «Властелин колец» (1)
2) «Поющие в терновнике» (1)
3) «Коты Воители» (1)
4) «Гарри Поттер» (1)
5) «Пираты Мексиканского залива» (1)
6) «50 дней до моего самоубийства» (1)
7) «Волшебник изумрудного города» (1)
8) «Приключение Гекльберри Финна»(1)
9). «Вино из одуванчиков» (1)
У 7 девятиклассников нет любимого произведения.
Гимназисты начала XX века
1) «Война и мир»
2) «Отцы и дети»
3) «Евгений Онегин»
4) «Мёртвые души»
Вывод: Ответили 43 %. Большинство предпочитают современную литературу. Книги, выбранные ими, принадлежат писателям XX века. Огорчает то, что у наших десятиклассников, нет любимых классических произведений писателей XIX века.
3.Любимая книга зарубежного автора.
10 класс
1) «Гарри Поттер»(1)
2) «Властелин колец» (1)
3) «Поющие в терновнике» (1)
4) «Таинственный противник» (1)
5) «Я - не серийный убийца» (1)
6) нет (10)
Гимназисты начала XX века
1) Гёте «Фауст»
Вывод: Ответили 45%. Учащиеся выбрали разные произведения классических зарубежных авторов. Можно сделать вывод, что большинство ответивших предпочитают читать классику зарубежных авторов.
4.Любимый герой зарубежной литературы.
10 класс
1) Отец Ральф
2) Гарри Поттер
3) Гендальф
4) Флэт
5) Хоббит
6) Джон Кливер
4) нет (10)
Гимназисты начала XX века
1)Гамлет
2)Фауст
3)Жан Вальжан
4)Сатана Лильтона
Вывод: Ответили всего лишь 19% .Скорее всего, главная причина того, что они не могут назвать героев, – их неначитанность.
5.Твой любимый поэт.
10 класс
1) Есенин (3)
2) Пушкин (4)
3)Лермонтов
4) нет (6)
Гимназисты начала XX века
1)Надсон
2)Пушкин
3)Лермонтов
4)Некрасов
5)Кольцов
6)Никитин
7)Шевченко
8)Бальмонт
9)Соловьёв
10)Байрон
11)Шиллер
12)Гёте
13)Гейне
14)Верлен
15)Мицкевич
Вывод: на этот вопрос ответили не все, у 38% участников анкетирования нет любимого поэта. Радует то, что у большинства любимым поэтом является А.С.Пушкин (поэт XIX века), его выбрали 48% ответивших. Конечно, такого выбора, какой дали гимназисты начала века, у современных школьников не наблюдается. Возможно, лирика сегодня не так актуальна?
Общий вывод: Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что гимназисты начала XX века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Я считаю, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века. Напротив, что касается выпускников начала XXI века, можно сделать вывод о том, что современные ученики воспитываются на информационных технологиях, а «живая» книга ушла на второй план.
Заключение
Некогда Россия была самой читающей страной в мире. А сейчас россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив индийцам, египтянам, филиппинцам.
Если в 70-ые годы регулярно детям читали в 80% семей, сегодня только в 7%. Доля систематически читающей молодёжи снизилась с 48% до 28%.
С целью исследования влияния классической литературы на кругозор и нравственность человека и выявления причины непопулярности классической литературы среди подростков МОУ «Рождественская СОШ» Валуйского района Белгородской области осуществлён анализ литературных данных и анкетирование учащихся 9-го класса.
Установлено, что школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.
Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они извлекают умные мысли и жизненный опыт, таким образом нами подтверждена гипотеза: Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.
Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.
Анализ анкет, позволяет сделать вывод о том, что гимназисты начала XX века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Мы считаем, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века.
Список литературы
Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества» (Искусство,1986)
Винокур Г.А. «Биография и культура» (Просвещение,1927)
Галицких Е.О «От сердца к сердцу» (СПб.,2003)
Дремов А.К. «Художественный образ» (Советский писатель,1961)
Левидов А.М. «Литература и действительность» (Советский писатель,1987)
Лихачев Д.С. «Литература – реальность» (Советский писатель, 1981)
Интернет-ресурсы
litra.ru
wikipedia.ru
http://festival.1september.ru/articles/210129/