Введение
Речь человека отражает его внутренний мир, мысли, поступки.Она несёт в себе информацию не только о мыслях и знаниях, но и о том, что человек ценит, к чему стремится. Речь человека отражает уровень культуры и образованности.
Сегодня не каждый ребенок может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Развитие речи это одна из важных ступеней развития интеллекта любого человека. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения. В первую очередь развитие речи происходит через обогащение словарного запаса. Богатый словарный запас помогает точно выражать свои мысли и чувства, лучше понимать окружающий мир, но и главное общаться. Словарный запас – слова, которые использует человек во время разговора или при письме. У всех он разный, у детей, как правило, меньше, у взрослых – больше. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а иногда и вовсе искажает смысл.
Цель работы - исследование роли синонимов в произведениях русской литературы и увеличение словарного запаса школьников путём их изучения.
В настоящее время дети активное используют в повседневной жизни смартфоны, компьютеры. Чтение книг становится большой редкостью, а ведь именно книги являются основным источником пополнения словарного запаса. Кроме того, расширение словарного запаса позволяет любому человеку грамотно и точно выражать свои мысли, делает речь интересной, помогает легче устанавливать контакт с окружающими, а небольшой словарный запас делает процесс общения и обучения затруднительным – все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Предметом исследования стал словарный запас учеников вторых классов МАОУ «Гимназия№1» г. Перми.
Гипотеза – предположим, что изучая синонимы, мы сможем увеличить словарный запас школьника. Игровая форма является одним и эффективных способов увеличения словарного запаса младших школьников. В процессе игры ребёнок учится непринуждённо и весело, не понимая, что в данный момент происходит образовательный процесс, что приводит к увеличению словарного запаса без особых усилий. Ученые считают, что лучший источник новых слов – произведения классиков русской литературы. Поэтому для пополнения словаря мы выбрали «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Для реализации указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучение понятий «словарный запас», «виды словарного запаса», «синоним»;
- определение словарного запаса учеников первого-третьего классов МАОУ «Гимназия №1» г. Перми;
- анализ синонимов в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
- создание настольной игры с целью увеличения словарного запаса школьников;
- нахождение наиболее эффективного варианта пополнения словарного запаса.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); опрос, анкетирование, интервьюирование, праксиметрический (анализ результатов).
Глава 1. Теоретические основы
Словарный запас ребенка и взрослого человека
Совокупность слов современного русского языка, которые человек используются для обозначения предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав. Он зависит от нескольких фактов: возраста человека, его культуры, образования, круга общения и т.д. Словарный запас каждого человека индивидуален.
Словарный запас – это количество слов, которые человек понимает и использует во время разговора или при письме. Благодаря этому запасу, мы общаемся друг с другом, выражаем свои мысли и доносим их до собеседника. Чем больше словарный запас человека, тем выше уровень его образования и культурного развития.
Изучение лексической составляющей ребенка началось уже в конце XIX в. Со второй половины XX в. интерес и внимание к детской речи стали настолько значительными, что появилось новое научное направление – онтолингвистика, которая интенсивно развивается и сегодня. В первую очередь, внимание исследователей привлекают дети раннего и дошкольного возраста, а пвервые серьезные работы по изучению детской лингвистики были сделаны в России в 1920-1950-х годах. Активное изучение лексикона школьника началось во второй половине XX века. Так, например, всем известная книга К. Чуковского «От двух до пяти»1, это не просто собрание веселых рассказов и нелепых детских слов, а очень серьезное исследование с рядом лингвистических наблюдений.
Словарный запас – общий объем слов, которые знает и понимает человек, а также использует в письменной и устной речи. Как видно из определения, различают два вида словарного запаса: пассивный и активный. Термин «активный и пассивный запас» был введен русским лингвистом Л.В. Щерба. Под пассивным словарём понимают те слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, понимает их значение, под активным - слова, которые активно используются в устной речи и на письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.
Русский язык отличается от многих других языков своим богатством способов передачи мысли в словах и выражениях. Одно и то же понятие может обозначаться не одним, а целым рядом слов – синонимами (синоним с греч.synonim – соименование, одноименность). Именно использование в речи разнообразных слов близких по смыслу (синонимов) является одним из самых значимых показателей богатства словарного запаса. В русском языке синонимы выполняют разнообразные функции, но основной является функция замещения, точности выражения мысли, умение подобрать смысловые пары.
Человек совершенствует речь всю свою жизнь. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Ребенок, развиваясь, пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания. Эти средства языка он использует для передачи своих всё усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе своей деятельности.
Точный размер словарного запаса человека не определен. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов2, Большой академический словарь русского языка3 – более 150 тыс. слов, словарь С.И. Ожегова – около 100 тыс. слов4. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким словарным запасом.
«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», – всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. На самом деле, по исследованиям лингвистов из университета Стэнфорда, Уильям Шекспир использовал в своих произведениях 31 534 уникальных слов. Конечно, реальный словарный запас писателя по оценкам ученых составляет свыше 70 000 слов. Активный же запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов. По идеальному объему словарного запаса школьников нет единого мнения.
Словарный запас младшего школьника быстро пополняется. Дети семи лет используют от 3 до 7 тысяч слов. Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные и глаголы. Постепенно количество используемых ребенком слов увеличивается до 50 тысяч.
Синонимы являются ведущим средством пополнения словаря младшего школьника. Богатство речи - возможности сказать одно и то же сотней разных способов. Синонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия, также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.
Объем словарного запаса у одного и того же человека в разные периоды времени может отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Источники расширение словарного запаса школьника
Словарный запас школьника увеличивается в процессе общения со взрослыми, сверстниками, в школе в процессе обучения, а также при самостоятельном чтении, чтении вслух взрослыми, совместном чтении; из медиаисточников (фильмы, музыка, телевидение, интернет, газеты, журналы, социальные сети и т. п.); под воздействием богатой и разнообразной среды общения и чтения.
Особое значение в место в обогащение словарного запаса детей играет чтение и обсуждение книг. Этот факт подтверждается тем, что речь, которую взрослые используют в общении с детьми, может не включать много новых слов, тогда как книга – хорошо написанный текст – как правило, предлагает разнообразие новых слов. А перевести слово из пассивного запаса в активный помогает устный пересказ с использованием новых слов. Но в последнее время это, к сожалению, это бывает редко.
Кроме того, активному расширению словарного запаса учащихся способствуют школьные уроки литературы, а также те предметы, на которых приходится много читать и узнавать новые слова из текста. Также большую роль в расширении словарного запаса играет внеклассное чтение.
Все, что окружает нас, может помочь в пополнении словарного запаса школьника: прослушивание разных текстов, живое общение с людьми. Новые слова, услышанные в школе из в школе от учителей, одноклассников, а также от родителей также могут войти в активный словарный запас обучающегося.
Еще одним достаточно эффективным способом источника новых слов, на мой взгляд, являются специальные игры, задания, головоломки. Подбирая интересные синонимы к общеизвестному слову, можно узнать новые слова, которые перейдут в его словарный запас.
Понятие и функции синонимов в русском языке
Между словами в языке наблюдаются различного рода связи. Связи эти действуют не изолированно друг от друга, а той или иной степени взаимозависимо. Ученые давно изучают существующие в языке слова, которые звучат по-разному, а обозначают примерно одно и то же. Называются эти слова синонимами. В лингвистической науке изучение синонимов началось очень давно. Ещё древние греки, изучая синонимы, пришли выводы, что в них заключаются богатства языка, изобилие мыслей в словах и разнообразие выражений.
Римские учёные осознали не только сходство слов – синонимов, но и различия между ними.
Первым русским трудом, в какой-то степени затрагивающим проблему синонимов, был «Лексикон славеноросский и имён толкование», составленный П. Берындой и вышедший в Киеве в 1627 году. Это была первая попытка работы над синонимами.
В 18-19 вв., основываясь на учение Ломоносова о трёх стилях, русские филологи предприняли ряд попыток теоретической и практической разработки проблем синонимов, что сказалось в поколении целого ряда теоретических статей, публикаций, словарей.
В 1783-м году вышел «Опыт российского сословника» - это словарь синонимов русского языка, составленный Д.И. Фонвизиным в 1783 году. Он содержал 32 синонимических ряда, которые включали около 110 слов.
Во второй половине 19-го века в области синонимии был сделан целый ряд интересных наблюдений: синонимы определялись как слова, близкие, но не тождественные по значению; было установлено, что синонимы являются показателями развитости языка, его богатства гибкости; было отмечено что слова синонимы различаются стилистически, способностью сочетаться с теми или иным кругом слов.
Автор «Словаря синонимов русского языка» З.Е. Александрова5 дает следующее определение: «Синонимами признаются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественные или близкие по своему значению, которые отличаются один от другого или оттенками значениями, или стилистической окраской (и сферой употребления), или одновременно обоими названными признаками».
«Синонимы – это слова разнозвучащие, близкие, но не тождественные по-своему значению» - это определение сложилось в конце 18-го века. Его придерживается большинство ученых (А.М.Земский, С.Е.Крючокв и др.). Другими ученые (Н.И. Шанский, Р.А, Будагов и др.) считают, что «синонимы – слова, обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической принадлежностью и т.д.».
В настоящий работе мы придерживаемся следующего определения: «синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу». Например, смелый – храбрый, бранить – ругать, везде – всюду, бескрайний – безграничный.
Если внимательно работать со словарем синонимов, то можно заметить, что у каких-то слов синонимов нет совсем, у некоторых слов есть всего по одному синониму. Большинство же слов имеет несколько синонимов, а иногда их очень много. Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимический ряд. А.П. Евгеньева6 считает, что основой каждого синонимического ряда «является понятие, имеющее для своего обозначения два или несколько различных слов, которые и образуют данную группу».
Синонимически ряд может быть образован и из однокорневых слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать, отчизна – отечество, изгнать – выгнать, тишь – тишина. Синонимический ряд, как правило, начинается опорным словом, или доминантой. Например, в синонимическом ряду «смеяться», «посмеиваться», «хихикать», «хохотать», «заливаться», «ржать» доминантой будет слово «смеяться».
Синонимы используются в тексте для точного и ясного выражения мысли. (У моей сестры красивая прическа – звучит нейтрально. У моей сестры эффектная прическа - она производит эффект).
Синонимы выражают эмоциональную окраску. (Петя вышел на улицу, поскользнулся и упал – звучит нейтрально. Петы вышел на улицу, поскользнулся и грохнулся- упал сильно).
Синонимы используются в тексте для удаления неоправданного повтора одних и тех же слов. (Врач выбрал подходящую (оптимальную) схему лечения для получения оптимальных результатов).
Синонимы позволяют эффективно использовать связи соседних предложений в тексте. (Сегодня родителей пригласили на родительское собрание. Мамы и папы познакомились с результатами успеваемости детей.
Таким образом, в языке синонимы могут выполнять разные функции. З.Е. Александрова7 называет три из них:
1) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц;
2) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль;
3) функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок.
В художественной, поэтической речи синонимы выполняют еще и другую роль. Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким. А.И. Ефимов в книге: «Стилистика художественной речи» пишет: «Синонимические средства разнообразят, украшают и таким образом обогащают словесно-художественное изображение… Богатство синонимов у писателя – свидетельство богатства его языка и стилистической изобретательности»8.
Создавая свои произведения, писатели очень серьезно относятся к выбору из синонимического ряда тех слов, которые помогут ярче нарисовать задуманный образ. Чаще всего писателям приходится использовать синонимы в таких произведениях, в которых большое место занимают диалоги: если в тексте много диалогов, то автору нужно употребить и много глаголов речи, а значит, он должен будет использовать и синонимы.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1.Анкетирование. Измерение словарного запаса школьников
Цель. Учёные считают, что происходит снижение лексического запаса школьника, а также подростков. Данная проблема, на наш взгляд, является актуальной и для нашей гимназии. Цель анкетирования - определить объем словарного запаса детей, выяснить их особенности.
Ход исследования. Существуют различные методики для определения словарного запаса. В ходе своей работы мы воспользовались одной из них. Мы составила анкету (Приложение 1), где предложили ученикам первого, второго и третьего классов МАОУ «Гимназия№1» ответить на вопросы. Опрос проводился анонимно.
В моем исследовании приняли участие 79 ребят из трех классов (24 из 1-го класса, 30 – из 2-го и 25 – из 3-го). Возраст 7-10 лет. Каждому из них было предложено пройти тест и ответить на вопросы анкеты.
В анкете необходимо было подобрать синонимы к предложенным словам. В задании были использованы только те слова, со значением которых учащиеся встречались на уроках литературы при изучении художественных произведений или на уроках русского языка.
Результаты исследования. Анкетирование показало интересные результаты. Оказалось, что среди первоклассников справились с анкетой 55% опрошенных, то есть, ребята смогли подобрать правильно синонимы только к половине предложенных слов. Во втором классе процент увеличился до 73. А в третьем классе все ребята смогли подобрать синонимы к предложенным словам, а некоторые предложили не один вариант, а несколько. Поэтому процент получился -101%. При этом, если проанализировать количество детей, которые правильно ответили на вопрос или не справились с анкетой, то тоже получается интересный результат. В первом классе 42% ребят справились на отлично, во втором 63%, а в третьем уже 96%. Хорошо справились 33%, 23% и 4% ребят соответственно. И подобрали менее 5 синонимов к предложенным словам в первом классе 25%, во втором уже 13%, а в третьем - таких нет.
Вывод. Можно сделать вывод, что с каждым годом, словарный запас школьника увеличивается. Результат нашего исследования нас очень обрадовал. Но значимость исследования это нисколько не уменьшило, ведь ранее уже упоминалось, что работать над словарным запасом полезна в любом возрасте.
2.2. Анализ использования синонимов в «Сказке о рыбаке и рыбке»
Цель. Проанализировать сказки А.С. Пушкина: «Сказку о рыбаке и рыбке». Выяснить, какие синонимы использует поэт, как они влияют на восприятие произведения и какие функции в произведении они выполняют.
Ход работы. Выделим глаголы-синонимы, которые А.С. Пушкин использует в «Сказке о рыбаке и рыбке». Всего поэт в этой сказке употребляет глаголы речи 36 раз, при этом он использует 14 разных синонимов. (См. таблицу 1).
Чаще всего в сказке встречаются глаголы «говорил», «сказал», «ответил», «спросил». Эти глаголы нейтральные, т.е. глаголы со смазанным действием, которые выражают общее состояние. Отличительной особенностью таких глаголов является отсутствие особенных помет (лексических характеристик) в толковом словаре. Эти глаголы не передают какого-либо особого отношения автора к своим героям, поэтому могут использоваться для введения слов любого из них. Кроме указанных глаголов для передачи спокойного состояния героев, А.С. Пушкин употребляет такие глаголы, как «рассказал», «просил». Вероятнее всего, с целью избежать однообразия в построении авторских слов при диалоге. Синонимы выступают здесь в своей основной функции замещения.
Кроме того, в тексте есть глаголы говорения, принадлежащие народно–поэтическому языку, например: «старика старуха забранила (т.е. заругала)», «стал он кликать (т.е. звать) золотую рыбку», «в ноги он старухе поклонился, молвил (т.е. сказал)». Народно - поэтическая лексика, используется в народном творчестве и отражает этническую картину мира народа-носителя фольклора.
Среди глаголов речи, которые используются в репликах старика, чаще других звучит слово «кликать»: «стал он кликать золотую рыбку». Слово «кликать» происходит от праславянского klikati, kličǫ. Оно восходит к праиндоевропейскому *kleik- «кричать». Слово «кликать» в народно-поэтической речи употребляется в нескольких значениях: звать, призывать на помощь, кричать. Это слово точно отражает состояние героя: беспомощность старика перед требованиями старухи, его отчаяние в сложившейся ситуации. Он добрый, трудолюбивый, но безвольный, услужливый человек, всем старается угодить, никого не обидеть. Старик не может отказать старухи, выполняет все ее прихоти, потакает ее капризам, тем самым побуждая старуху просить все больше и больше.
Рыбка в своей речи единожды употребляет слова, принадлежащие народно – поэтической среде - «взмолилась» (попросила), но чаще встречаются нейтральные – «спросила», «отвечает», что также является ее речевой характеристикой. Эти глаголы характеризуют ее терпеливой, благодарной.
Среди глаголов речи, которые используются в репликах старухи, чаще других звучат глаголы производные от слова «брань»: «старика старуха забранила», «еще пуще старуха бранится», а также глаголы «ругает», «сердится», «на чем свет стоит мужа ругает», «на него прикрикнула старуха», «осердилась пуще старуха». Синонимы выполняют здесь функцию эмоционально–стилистическую, они рисуют образ старухи: злая, коварная и неблагодарная, обладает сварливым и капризным характером. Является олицетворением порока высокомерия и неблагодарности людей.
В использовании других синонимов мы обратили внимание на стремление автора заменить слова стилистически нейтральные на те, которые используются в народно – поэтической речи. Например: «говорит-молвит», «иди-ступай», «заругала – разбранила», «возвратился – воротился», «обезумела – вздурилась», «надела – огрузила», «рассердилась - осердилася», «звать – кликать», «глаза -очи», «рискнул – дерзнул». Подобная замена синонимов связана с желанием автора воспроизвести живую народную речь, передать ее красоту и краски.
Выводы. Мы убедились, что синонимы в художественной речи играют важную роль. Изученные нами синонимы представлены в таблицах 1 и 2. Эту информацию мы будем использовать при проведении экспериментов.
Также мы установили, что в процессе творчества великий поэт использует синонимы во всех их функциях: замещения, уточнения и экспрессивно-стилистической, связанной с выражением различных эмоций.
Таблица 1. Глаголы речи
Нейтральные |
Народно-поэтические |
Сказал, говорила, отвечает, ругает, спросила, рассказал, просилась, прикрикнула, взмолилась |
Забранила, разбранила, бранится, кликать, молвил, прикрикнула |
Таблица 2 Синонимические пары глаголов
Народно-поэтические |
Нейтральные |
молвит |
говорит |
откуп |
плата за что-либо |
ступай |
иди |
воротился |
возвратился |
простофиля |
глупый, несообразительный человек |
что тебе надобно |
что тебе нужно |
разбранила |
ругала |
дурачина |
глупый, несообразительный человек |
землянка |
крытое углубление в земле |
светёлка |
небольшая комната |
тесовые ворота |
сделанные из теса (дерево), обшитые тесом |
черная крестьянка |
простая крестьянка |
столбовая дворянка |
дворянка старинного и знатного рода |
вздурилась |
поступать неразумно, сумасбродно |
осердилася |
рассердилась |
пряник печатный |
пряник с печатью (узором) |
невежа |
необразованный человек |
быть на посылках |
служить, исполнять мелкие поручения |
не дерзнул |
не рискнул |
2.3. Исследование. Влияние чтения на пополнение словарного запаса
Цель. Выяснить, влияет ли чтение и анализ произведений на словарный запас школьников.
Ход исследования. В исследовании принимали участие ученики 2 «Б» и 2 «В» классов МАОУ «Гимназии №1», всего 56 человек.
Первоначально мы предложили детям подобрать синонимы к народно-поэтическим словам, которые были выбраны из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (Приложение 2) и из «Сказки о золотом петушке» (Приложение 3). На этом этапе сказки не изучалась ребятами в школе и могли быть им известны только при самостоятельном изучении.
После того, как «Сказки о рыбаке и рыбке» была прочитана детьми и подробно разобрана на уроках литературы, мы еще раз предложили пройти анкету (Приложение 2).
Результаты исследования: Во время эксперимента мы выяснили, что чтение помогло понять детям многие ранее неизвестные слова. В начале у ребят некоторые слова вызвали большое затруднение, смогли подобрать синонимы к «Сказке о рыбаке и рыбке» 31%, а к «Сказке о золотом петушке» 28% опрошенных. После изучения «Сказки о рыбаке и рыбке» количество ответов значительно увеличилось, до 71%. Мы обратили внимание, что особое затруднение вызвали слова из народно-поэтической речи, такие как: простофиля, невежа, откуп, сулит, молва, рать. Однако, после прочтения сказки, ребята смогли понять, объяснить и подобрать к ним синонимы.
Выводы: В ходе эксперимента мы убедились, что чтение и обсуждение книг очень положительно влияет на словарный запас школьника. А пересказ помогает перевести слова из пассивного запаса в активный и использовать в дальнейшем.
2.4. Проектная деятельность. Создание настольной игры
Цель: как уже говорилось ранее, игровая форма является одним из эффективных способов учиться непринужденно и весело. Игра поможет школьникам увеличить словарный запас за счет изучения синонимов.
Атрибуты игры: игровое поле, карточки с заданием, карточки с наградами, лист с подсказками, фишки и кубик.
Правила настольной игры:
Количество игроков: от 2 до 5.
Возраст: от 7 лет и старше.
Изначально нужно поставить фишки на старт. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если фишка попала на желтое поле со звездой, игрок тянет карточку и выполняет задание, которое там написано. За каждый правильный ответ игрок получает 1 звезду. Если надо было подобрать синонимов больше одного, и участник выполнил это задание, то он получает столько звезд, сколько подобрал синонимов. Если участник не смог подобрать синонимы, то он двигается дальше, но награду не получает. В случае, если игроки не уверены в правильности ответов, то можно обратиться к подсказке (лист прилагается). Лист с подсказками был специально разработан для игры, в нем подобраны синонимические ряды к 35 синонимам. В дальнейшем возможно расширить и/или изменить карточки с заданиями и, соответственно, лист с подсказками. Если фишка попала на красное поле, то игрок пропускает ход. Если фишка попала на зеленое поле, то игрок делает еще один ход. Абсолютным победителем считается тот, кто набрал больше всего звезд и первым дошел до финиша. С игрой вы можете ознакомиться – (Приложение 4). Лист с подсказками (Приложение 5).
Заключение
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Русская пословица гласит: «Хромое слово – хромая речь». Чтобы четко и правильно понимать прочитанное, точно выражаться, быть понятным окружающим, надо знать много слов и выражений, использовать в своей речи синонимы. Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, передать историю. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, игровая форма является одним и эффективных способов увеличения словарного запаса младших школьников. В процессе игры ребёнок учится непринуждённо и весело, не понимая, что в данный момент происходит образовательный процесс, что приводит к увеличению словарного запаса без особых усилий.
Исследовательскую часть нашей работы мы начали с определения словарного запаса школьников. Кроме того, было проанализировано произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», в ходе анализа мы убедились, что синонимы в художественной речи играют важную роль. Мы установили, что в процессе творчества великий поэт использует синонимы во всех их функциях. Вторая часть нашего исследования показала нам как чтение книг влияет на пополнение словарного запаса школьника.
В заключении можно сделать вывод, что работа над синонимами расширяет словарный запас любого человека. Она помогает формировать точное выражение мысли, способствует отсутствию повторов одного и того же слова, происходит развитие речи.
Список использованных источников и литературы
Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М., Мир и образование, 2019
Большой академический словарь русского языка. М., Наука, 2016
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Евгеньева А.П. «Словарь синонимов русского языка» М.,Астрель: ACT.2003
Ефимов А.И. «Стилистика художественной речи» М., МГУ, 1957
Ожегов С.И. Толковы словарь русского языка. М., АСТ. 2024
Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке
Чуковский К. И. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., Детская литература, 1995.
Приложение 1
Анкета
Дорогой ученик!
Просим тебя принять участие в анкетировании.
Оно анонимное (писать свои фамилию и имя не надо).
Подберите синонимы к предложенным словам.
Если затрудняетесь ответить, то ставьте прочерк, если можете подобрать несколько синонимов, то напишите все варианты ответа.
Грустный |
|
Весёлый |
|
Большой |
|
Холодный |
|
Смелый |
|
Угощать |
|
Баловаться |
|
Думать |
|
Бежать |
|
Лгать |
|
Задира |
|
Метель |
|
Работа |
|
Обманщик |
|
Ветер |
Большое спасибо за участие в исследовании!
Приложение 2
Задания для проведения экспериментов
К каждому слову подберите синоним, можно несколько.
(Слова взяты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Народно-поэтические |
Нейтральные |
молвит |
|
откуп |
|
ступай |
|
воротился |
|
простофиля |
|
не дерзнул |
|
разбранила |
|
вздурилась |
|
осердилася |
|
невежа |
|
быть на посылках |
|
светёлка |
Большое спасибо за участие в эксперименте!
Приложение 3
Задания для проведения экспериментов
К каждому слову подберите синоним, можно несколько.
(Слова взяты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»)
Народно-поэтические |
Нейтральные |
стеречь |
|
возглашает |
|
сулит |
|
явства |
|
быль и небыль |
|
умолк |
|
рать |
|
кличет |
|
молва |
|
поседелый |
|
разочтёмся |
|
ничком |
Большое спасибо за участие в эксперименте!
Приложение 4
Приложение 5
Синонимы
Смотреть – глядеть, наблюдать, всматриваться, зыркать, созерцать, поглядывать, видеть, уставиться.
Блестеть – сверкать, переливаться, блистать, светиться, поблескивать, искриться, пылать, сиять.
Добрый – хороший, добродушный, человечный, милосердный, отзывчивый, ласковый, сердечный, приятный.
Говорить – беседовать, общаться, разговаривать, молвить, рассказывать, сказать, лепетать, изъясняться, выражаться, болтать, шептать.
Голубой- синий, небесный, лазурный.
Задира – драчун, грубиян, скандалист, вояка, забияка, воитель.
Ветер – вихрь, ураган, метель, вьюга, смерч, буря, шторм, торнадо, шквал, бриз.
Грустный – печальный, унылый, тоскливый, понурый, сумрачный, горестный, огорченный, расстроенный, безутешный.
Добрый – сердечный, душевный, человечный, доброжелательный, милосердный, ласковый.
Думать – рассуждать, размышлять, мыслить, предполагать, соображать, полагать.
Смелый – храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, неустрашимый, героический, решительный.
Фиолетовый-лиловый, фиалковый, сиреневый, аметистовый.
Рисунок – изображение, иллюстрация, эскиз, чертеж, набросок, картина, узор.
Холодный – студеный, прохладный, ледяной, морозный, освежающий.
Чуткий – отзывчивый, чувствительный, внимательный, деликатный, душевный, бдительный.
Шалить – озорничать, бедокурить, шкодить, проказничать, баловаться, хулиганить, безобразничать.
Липкий – клейкий, вязкий, липучий, прилипчивый.
Зеленый – изумрудный, салатный, оливковый, фисташковый, малахитовый.
Желтый – золотой, песочный, лимонный, солнечный, золотистый, янтарный.
Красивый – прекрасный, привлекательный, симпатичный, обворожительный, очаровательный.
Учитель – преподаватель, педагог, просветитель, наставник, воспитатель.
Лгать – врать, обманывать, сочинять, клеветать, придумывать, дезинформировать.
Смешной – веселый, забавный, потешный, смехотворный, уморительный.
Родник – ключик, источник.
Яркий – ослепительный, светлый, сияющий, красочный, блестящий, лучезарный.
Правильный – верный, точный, справедливый, безошибочный, безупречный.
Папа – отец, батя, родитель, папаня.
Глядеть – смотреть, взирать, глазеть, присматриваться, таращиться, пялиться, вглядываться.
Ругать – бранить, укорять, сердиться, проклинать, костерить, срамить, оскорблять, упрекать.
Старый – пожилой, древний, дряхлый, сварливый, ветхий.
Злиться – сердиться, обижаться, горячиться, распаляться, ссориться, возмущаться.
Хороший – отличный, потрясающий, великолепный, годный, замечательный, прекрасный, неплохой, безупречный.
Родина – отечество, отчизна, мать-земля.
Сильный – могучий, крепкий, дюжий, здоровый, основательный, мощный.
Красивый – привлекательный, прекрасный, симпатичный, обворожительный, очаровательный.
1 Чуковский К. И. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., Детская литература, 1995.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., ОЛМА Медиа Групп, 2009.
3 Большой академический словарь русского языка. М., Наука, 2016
4 Ожегов С.И. Толковы словарь русского языка. М., АСТ. 2024
5 Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М., Мир и образование, 2019. С. 568
6 Евгеньева А.П. «Словарь синонимов русского языка» М.,Астрель: ACT.2003
7 Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». М., Мир и образование, 2019. С. 568
8 Ефимов А.И. «Стилистика художественной речи» М., МГУ, 1957. С. 448