Введение
Чтение – моё увлечение. Мы с мамой прочитали много сказок, рассказов и повестей. Мне интересно обсуждать с ней героев произведений и их поступки. А в школе таких собеседников нет. Мои одноклассники очень любят играть на перемене в телефон и хвалятся друг другу только своими смартфонами.
Я задумалась, почему ребята не любят читать? Провела анкеты «Чем я занимаюсь в свободное время?» и «Почему я не люблю читать книги?».
В анализе результатов анкеты «Чем я занимаюсь в свободное время?» выяснила:
- гуляют, играют в подвижные игры, занимаются в спортивных секциях - 27%;
- играют в телефон – 68%;
- ходят в художественную и музыкальную школы – 5%.
Результаты анкеты «Почему я не люблю читать книги?» следующие:
- скучное занятие, нет желания – 53%;
- книга – не авторитет. Можно найти ответ в интернете на все вопросы – 22%;
- нет времени на чтение – 25%.
Актуальность
Чтение улучшает функции мозга, такие как память, внимание и концентрация. Кроме того улучшает социальные навыки и креативность. Наш школьный психолог поддерживает эту точку зрения. Без чтения, если человек не занимается другой умственной нагрузкой, с большой вероятностью наступят такие последствия:
*ухудшится память (век информационных технологий, когда нужные сведения можно легко достать из Сети, свойства памяти сами по себе уже под угрозой);
*ухудшится способность понимать информацию (мозг расслабляется, поэтому сложные действия могут даваться хуже);
*снизится эмоциональный интеллект.
Проблема
Как заинтересовать одноклассников? Как заставить уважать книгу? Читающий человек, начитанный – имеет богатый словарный запас, легко общается и хорошо учится в школе. А может я ошибаюсь? Решила выяснить (Гипотеза)
Влияет ли чтение книг на успеваемость в школе?
Цель моей работы: привлечь внимание одноклассников к чтению
Задачи:
- придумать задания для привлечения внимания к прочтению произведений;
- провести эксперименты с применением моих заданий;
- провести анализ успеваемости среди «читающих» и «нечитающих» одноклассников.
Длительность работы
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ сентябрь – декабрь 2021 года - изучение интересов, предпочтений одноклассников в литературных жанрах; создание страничек «Книга сказок» с заданиями.
2 этап ОСНОВНОЙ январь 2022 года - октябрь 2023 года (1год и 10 месяцев) – апробация заданий по литературным произведениям; контроль и анализ успеваемости одноклассников. Выводы.
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – декабрь 2023 года – участие в школьном этапе конкурса «Я- исследователь».
В работе принимали участие учащиеся начальной школы 1-3 класс. Объектом исследований являются читательские навыки (скорость чтения, выразительность, понимание прочитанного). Для участия в моём эксперименте - наблюдении я выбрала 3 человека – из активно читающих одноклассников и 3 человека, которые хорошо учатся, но читать не любят, считают, что без дополнительного чтения у них всё будет хорошо.
Теоретическая часть
1.Что такое чтение
Чтение — это вид речевой деятельности, который обеспечивает детям общение с самыми разными замечательными людьми через созданный ими текст. Это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника.
От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или нежелания учиться читать, от умения найти свой круг чтения во многом зависит успех его настоящего и будущего, поиск своего места в жизни. В формировании личности человека и в воспитании гражданина огромное значение имеет приобщение детей к чтению. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
В недалеком прошлом чтение книг считалось одним из существенных показателей общей культуры личности. Понимание литературного произведения через личные переживания возможно только тогда, когда с детства у ребенка развивают способности видеть, слушать и слышать, владеть словом, речью.
Значение книги в жизни человека огромно. В век высоких цифровых технологий человек просто не может обойтись без чтения. Вот уже на протяжении нескольких лет педагоги и родители говорят о том, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире) не стала исключением.
Правда, если раньше было очевидно, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые задают вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно ли существует потребность в чтении сегодня, когда есть столько альтернативных способов получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят. Масса профессий связана с чтением инструкций, договоров, деловых бумаг, что требует языкового развития.
Общение с книгой является источником развития интеллекта, творческого мышления, эрудиции. Литературные произведения помогают воспитывать в детях доброту, совесть, честность, чувства патриотизма, долга, чести, т.к. эти человеческие качества ценились, ценятся и будут цениться всегда.
Каждая прочитанная книга улучшает память, увеличивает словарный запас человека. Ребенок учится анализировать, сопереживать, развивается эмоционально. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев произведения.
Успешность ребенка в учебе прямо зависит от его начитанности. Отсутствие интереса к чтению, замедленность процесса чтения приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, задание упражнения, забывают его суть раньше, чем начинают выполнять.
2.Практическая часть
Совместно с классным руководителем на уроках и на переменах на протяжении 1 года и 10 месяцев мы читали дополнительно сказки, повести и выполняли различные задания по прочитанным произведениям. Например,
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» - решить кроссворд;
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» - восстановить последовательность событий;
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - выполнить задания;… и так далее: отгадать загадки, ребусы, ответить на вопросы викторины и тестов
Так, нами было прочитано «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстого, «Винни Пух и все, все, все…» А. Милна (Б. Заходера), трилогия «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Заключение
Наблюдения за успехами одноклассников показали:
«Читающие» одноклассники – стали бегло и выразительно читать, получают хорошие отметки по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Они не жалуются, что пересказывать текст – это трудно. Успешно пишут контрольные работы в форме ВПР.
«Нечитающие» одноклассники допускают ошибки по невнимательности. Неуверенны в том, что они правильно выполняют работу, часто задают одинаковые вопросы, переспрашивают; им не хватает времени на то, чтобы выполнить задания (читают медленно, невдумчиво). Это не смотря на то, что они успешно учатся с 1-го класса.
Результаты моих наблюдений представлены в графиках.
Таким образом, можно сделать вывод: чтение улучшает работу головного мозга, способствует успешному учению. Заставить любить книгу – невозможно, но этому можно научить. Лучше на собственном примере.
3.Список литературы:
Сборник сказок русских и зарубежных писателей
«Пять научно доказанных причин читать книги»
https://www.chitai-gorod.ru/articles/5_nauchno_dokazannykh_prichin_chitat_knigi-1470?ysclid=lrj1otzsd4614615751
Приложение
Проект «Книга сказок»