Книга – связь эпох на тропе знаний для поколения Google

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книга – связь эпох на тропе знаний для поколения Google

Михайлов А.Е. 1
1МОУ Речицкая СОШ
Черных Ю.В. 1
1МОУ Речицкая СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Взаимопонимание между поколениями

часто осложнено различиями в восприятии мира»

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Моя мама, папа, дедушка, бабушка и я мыслим по-разному, иногда спорим, смеемся, высказываем разные точки зрения на один и тот же вопрос, но, безусловно, имеем одну общую ценность – любовь к чтению бумажных книг. Меня стал интересовать вопрос, почему не у всех моих сверстников такая же любовь к чтению и почему многие предпочитают компьютерные игры и гаджеты. Я начал исследовать связь поколений и пути получения достоверной информации из книг и гаджетов. В этом мне помогли лекции Черниговской Т.В. и Ахмадуллина Ш., статьи о проведенных исследованиях Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Актуальность изучаемого мной вопроса обозначена разными исследованиями ученых из Южной Кореи, на основании которых невролог Манфред Шпитцер ввел в речевой оборот новый термин «цифровое слабоумие» для обозначения проблем с когнитивными способностями у детей при использовании гаджетов.

Итогом моего исследования стала работа на тему: «Книга – связь поколений на тропе знаний для поколения Google». Тему считаю актуальной в рамках поставленных целей и задач исследования.

Цель работы:

Изучить теорию поколений и понять причины изменения источников получения информации человеком − от книги до гаджетов.

Задачи работы:

- познакомиться с научными работами ведущих авторов РФ, изучающих влияние чтения и гаджетов на развитие мозга у детей;

- провести наглядный эксперимент в классе и изучить с ребятами вопрос получения информации мозгом, провести голосование до и после эксперимента;

- разработать решения, на основании своего жизненного опыта, помогающие молодежи обрести любовь к чтению бумажных книг.

Результатом моих исследований является мой личный опыт, который помогает мне продолжать любить чтение и вносить свой вклад в развитие интеллекта моих друзей и одноклассников прикладными методами (Приложение 1), описанными в моей работе далее.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Краткая теория поколений

Поколение – это группа людей, родившихся примерно в одно и то же время. На них влияли различные события жизни и времени и развитие технологий.

Теория поколений − это идея, говорящая, что каждое поколение людей имеет уникальные особенности поведения, которые зависят от среды обитания.

Эту теорию разработали американские ученые Нейл Хоу и Уильям Штраус. Она была опубликована в 1991 году. По мнению ученых, поколения сменяют друг друга каждые 20 лет и имеют общие черты. Поколения взаимодействуют между собой в мире каждый день, поэтому давайте знакомиться.

1.2 Молчаливое поколение (1925-1944 гг. )

Родившиеся в эти годы люди редко высказывают свои идеи за пределами семьи. Такому поведению способствовала Вторая мировая война. Дети старались вести себя тихо и не выпячивать свое "я". Так это поколение и получило свое название.

Особенности и характерные черты этого поколения:

  • терпеливость,

  • умение самозабвенно погружаться в работу,

  • бережливость,

  • экономность.

Благодаря представителям «молчаливого» поколения СССР, по результатам международного исследования, был признан самой читающей в мире страной. Среднее время на чтение составляло 11 часов в неделю.

Это поколение подарило нам множество известных людей − Гагарина, Сахарова, Высоцкого, Евтушенко и других. Именно они восстановили страну после войны.

Источник информации: книга, как инструмент развития ума человека.

1.3 Бэби-бумеры (1944-1967 гг.)

В эти годы рождалось много детей, чей характер укреплялся на волне победы во Второй мировой войне, полета Гагарина и других высоких достижений. В обществе, где раньше все запрещали, вдруг начали разрешать, и все стало привлекать внимание детей и молодежи. Они передавали своим детям такой девиз: "Я точно буду радоваться и хочу, чтобы мой ребенок был счастлив".

Особенности и характерные черты этого поколения:

  • оптимизм,

  • решительность,

  • любовь к родине,

  • желание преуспеть на работе и в личных интересах,

  • раннее создание семьи,

  • интерес к спорту,

  • крепкие дружеские отношения.

Они тяжело переживают большие перемены, недоверчивы к новым технологиям и гаджетам. Умеют и любят работать в коллективе, учатся делать что-то своими руками и готовы действовать ради светлого будущего всей страны.

Источник информации: книги, газеты, телевидение, разговоры людей.

1.4 Поколение Х (1967-1984 гг.)

"Иксов" еще называют потерянным поколением. На становление их характера повлияли холодная война, вооруженный конфликт в Афганистане. На их глазах рушились ценности Советского Союза. Дети росли при отсутствии возможностей для развития. Им приходилось выживать и радоваться малому. Возникла пропасть между ожиданиями и реальной жизнью.

Особенности и характерные черты этого поколения:

  • адаптивность,

  • устойчивость взглядов,

  • техническая грамотность,

  • практичность.

Они проявляют мало интереса к политике, но стремятся быть в курсе происходящего в мире и очень гибки в отношении перемен. В работе они умелые организаторы, знают, как собрать хорошую команду и найти нужных исполнителей, чтобы своевременно достигать поставленных целей. Им важно знать, что окружающие думают о них. Им важно соблюдать баланс между карьерой и семьей. Они хотят дать своим детям все то, чего не было у них: внимание, заботу, материальную поддержку, помощь в получении образования, трудоустройстве и приобретении жилья.

Источники информации: книги, телевидение, живое общение между людьми.

1.5 Миллениалы - Поколение Y (1984-2000 гг.)

Представители этого поколения родились на стыке тысячелетий. Поколение Y сформировалось под влиянием распада Советского Союза, "девяностых", широкого распространения товаров из-за рубежа, мобильных телефонов, интернета и компьютерных игр. В этом поколении есть разрыв по времени. Например, в конце 90-х и начале 2000-х уже появилась надежда на стабильность. А если брать детей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х, − они были вынуждены выживать, потому что родителям было фактически не до них, они занимались заработками на нескольких работах одновременно для семьи. Дети научились выживать. Они довольно пробивные, прорывные, хотя при этом не особо эмоциональные. Они умеют ставить цель и идти к ней, распихивая всех вокруг локтями. И, конечно, этих целей добиваться.

Особенности и характерные черты:

  • свободное самовыражение,

  • коммуникабельность,

  • независимость,

  • индивидуальность,

  • миролюбивые,

  • легкость в обучении,

  • настрой на саморазвитие.

Они привыкли, что жизнь часто меняется, технологии развиваются. Деньги для них важны, это путь к успеху и свободе выбора. Любят качественно работать, стремятся быть лучшими в нескольких областях одновременно и изучать разную информацию.

Основной источник информации: интернет.

1.6 Зумеры - Поколение Z (2000-2011 гг.)

Не представляют, как выглядел мир без цифровых технологий и интернета. Технологии - это часть их жизни. Интернет – это способ увидеть весь мир и показать себя всему миру. Они перестали удерживать в голове большие объемы данных, потому что есть возможность с любого гаджета эту информацию получить в любой момент времени. У них даже меняются умственные процессы − появляется клиповое мышление.

Особенности и характерные черты:

  • мобильность,

  • активное пользование интернетом,

  • ранние заработки,

  • высокомерие,

  • частая печаль,

  • плохая концентрация,

  • мультизадачность,

Они творческие, готовы открывать новое и неизведанное, не задумываясь о комфорте и деньгах. Представители поколения Z делают то, что им нравится, невзирая на последствия. Для успешного результата "зумерам" нужно четко поставить задачу и суметь их мотивировать. За каждую выполненную задачу они будут ждать вознаграждение. Однако у них есть проблемы с концентрацией.

Основной источник информации − только интернет.

1.7 Поколение Альфа (с 2011 г.)

Альфа с детства погружены в цифровой мир, с ранних лет они активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Родители редко применяют к ним наказания, в связи с чем этому поколению свойственно повышенное чувство собственного достоинства. Они зачастую общаются со старшими на равных. Это совершенно точно "цифровые" дети, которые способны самостоятельно планировать свой образовательный маршрут (конечно, при поддержке родителей и учителей). Акцент будет сделан на том, что им интересно, в чем они сильны. Это поколение очень целеустремленное и продвинутое. Родители сейчас в большей степени интересуются развитием личности ребенка и вселенная крутится вокруг него.

Особенности и характерные черты:

  • практичность,

  • высокая дружелюбность,

  • настойчивость,

  • резкие перемены настроения,

  • неограниченный доступ к благам,

  • проблемы с памятью и концентрацией внимания.

Они росли в разнообразии гаджетов, игрушек и одежды, поэтому быстро утрачивают интерес к чему-либо. Им важно понимать, как те или иные знания можно применить в жизни. Поколение А более подковано в психологии, дети знают, как воздействовать на своих родителей и задумываются о некоторых вещах в гораздо более раннем возрасте, чем их предшественники.

Источник информации: интернет, искусственный интеллект, нейросети, виртуальная реальность.

1.8 Зачем нужна теория поколений

Ученые работали над теорией поколений, чтобы объяснить, как лучше выстроить общение между людьми разных возрастов и возобновить передачу основных ценностей, в список которых входит и передача информации через книги. Люди одного поколения всегда будут понимать друг друга лучше, чем своих родителей и детей. Важно понимать, что нет одного "правильного" или "лучшего" поколения. Мы все разные, и это вполне естественно. У каждого поколения есть свои сильные стороны и ценности, которые они могут привнести в общество. Поэтому в общении, образовании и воспитании важно учитывать эти различия и находить пути уважения к ценностям друг друга.

Для меня знакомство с теорией поколений обозначило тему моего исследования – снижение интереса к чтению книг среди моего поколения. Я понял, что основная причина этому – развитие цифровых технологий, а сама проблема утраты интереса началась задолго до моего поколения. Вопрос утраты интереса к чтению прослеживается в поколениях от миллениалов до альфа, что позволяет объединить их в одну группу под общим названием «Поколение Google».

Практическая значимость моего исследования заключается в изучении путей сохранения ценности и читательской способности детей поколения Google, а так же передачи ребятам ценностей моего собственного опыта.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ лекций ведущих ученых

Когда я разбирался с мыслями, мне помогли работы и лекции двух ученых нашей страны. Хочу кратко о них рассказать, а анализ их мнений свести в общую таблицу.

Татья́на Влади́мировна Черни́говская  (род. 7 февраля 1947ЛенинградРСФСРСССР) — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, академик РАО (2023), заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель науки РФ (2010). Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

Шамиль Ахмадуллин − психолог-педагог, физик, разработчик более 40 методик эффективного обучения детей. Основатель школ скорочтения и развития памяти у детей.
Таблица 1: Сравнение мнений и путей решения по поставленным вопросам, касающимся моей темы исследования

Основные вопросы моего исследования

Предлагаемые методы решения поставленной проблемы

Черниговская

Ахмадуллин

Работа детей на гаджетах

Снижение времени работы, вплоть до полного исключения до возраста 12 – 14 лет

Важно сокращение работы до 30 минут в день для детей

Работа детей с бумажной книгой

Прочтение бумажных книг (не электронных) важно для формирования сложных нейросетей мозга ребенка при работе мелкой моторики с перелистыванием страниц

Это незаменимый и обязательный инструмент для развития мозга у детей

Что важно при формировании навыков чтения

Чтение сложных текстов помогает настраивать нейросеть мозга. Важна этапность приобретения навыков чтения. От медленного чтения до быстрого, в зависимости от возраста детей

Занятия нейроупражнениями и работа с методиками скорочтения так же играют значительную роль

Чем можно заменить значимость прочтения книги для развития ума

Альтернатив нет

Альтернатив нет, важно подключение двигательной активности и нейроупражнений

Проблемы у детей при замене книги гаджетами (электронными книгами в том числе)

МРТ мозга показывают снижение серого и белого вещества мозга и ухудшение работы мозга по сценарию жесткой зависимости;

Еще наблюдается потеря зрения и развитие близорукости.

Потеря концентрации на решении любых задач;

Ухудшение долговременной памяти.


2.2 Наглядный опыт получения информации мозгом для одноклассников.

Я решил провести практическое исследование с голосованием в своем 2 П классе прогимназии и показал друзьям опыт с банкой, который иллюстрирует получение информации полезной и не полезной для нашего мозга.

Для проведения научного опыта мне потребовалось:

  1. Стеклянная банка;

  2. Грецкие орешки;

  3. Конфеты с розовыми фантиками и конфеты «Сникерс»;

  4. Моя фантазия и фантазия ребят.

Суть опыта: наглядно показать методику получения знаний ребенком и объяснить важность приобретения качественных навыков и знаний.

Наглядный опыт: я беру банку и складываю в нее розовые и коричневые конфеты. Сейчас мне нужно засунуть в банку руку и достать один грецкий орех. Спрашиваю одноклассников: «Можно ли достать сейчас из банки орех, посмотрите?». Они смотрят и говорят: «Нет», потому что в этой банке пока орехов нет. Хорошо, давайте я один грецкий орех брошу в банку и перемешаю. Задача остается той же: нужно достать грецкий орех, но я опускаю руку и вытаскиваю первое, что попалось. О! Я вытащил конфетку. Большой ли шанс вытащить орех, если конфет много, а орех всего один? Ребята, конечно, ответили «Нет». Теперь представьте, что темная шоколадка – это какие-то видео из Тик-Тока или других социальных сетей. Розовая конфетка, это какие-то компьютерные игры на телефоне, планшете или на компьютере. А вот орех – это какие-то важные и нужные знания и навыки. А банка – это голова любого ребенка. Из головы можно достать только то, что ты туда положил. Если голова заполнена только играми и бессмысленными видео, в ней не остается места для важной и нужной информации. В обществе человека, у которого голова полна ненужной информации считают глупым, потому что для орехов нет места и орехи оттуда достать невозможно.

Теперь посмотрите, ребята! Если я наполняю банку орехами и только немного добавляю смешные видео и игры на гаджетах, что происходит? В банке становится больше орехов, и когда я опускаю туда руку, то быстрее достаю орех. А вы хотите чтобы ваша голова была наполнена чем? Я думаю, что каждый хотел бы, чтобы его голова была заполнена умными мыслями, которые легко можно было оттуда достать. Люди, у которых в голове много орехов, считаются умными и успешными, добиваясь в жизни многого. А те у кого в голове только конфетки, видео и компьютерные игры считаются глупыми и не достигают высоких результатов.

Уверен, все ребята хотели бы быть умными и успешными, обладать полезными навыками и знаниями. Для этого я провел голосование в классе и подсчитал результаты до и после опыта. Ребята отвечали на четыре вопроса, результаты я внес в таблицу.

2.3 Результаты классного голосования при проведении наглядного опыта

Вопрос

Ответ

Количество человек

Любишь ли читать?

Да

15

Нет

2

Немного

7

Любишь ли играть в компьютерные игры?

Да

16

Нет

3

Немного

5

Что любишь больше читать или играть в компьютерные игры?

Читать

7

Играть

6

Все

11

Помог ли тебе опыт задуматься и поменять свое мнение?

Да

15

Нет

1

Задумался

8

После того как я изучил результаты опроса и оформил их в таблице, понял, что наглядный опыт стал полезен для 15 человек из 16 компьютерных игроков нашего класса, так как они изменили свое мнение. Еще 8 человек смогли глубже задуматься о пользе качественных знаний, получаемых при чтении.

2.4 Мои способы, помогающие ребятам поколения Google полюбить книги

  1. Чтение – это мой любимый вид отдыха и самый большой интерес;

  2. Участие в проекте издательства «Питер» - «Твое мнение важно»;

  3. Писать самому рассказы и стихи и учить произведения различных поэтов;

  4. Встречаться с писателями на ежегодном фестивале «Читай Фест» в Российской государственной детской библиотеке г. Москвы, брать у них автографы, когда родители покупают новые книги, и общаться с ними;

  5. Еженедельно посещать библиотеку;

  6. Вести читательский дневник;

  7. Посещать библиотеки при путешествиях в разные города;

  8. Собирать свою собственную библиотеку и читать книги малышам;

  9. Разделять интерес к чтению с друзьями;

  10. Организовывать литературные вечера в семейном и дружеском кругу;

  11. Чтение вместе с мамой перед сном по ролям детской литературы;

  12. Чтение с папой каждый своей книги по интересам;

  13. Самостоятельно выбирать книги в магазине и покупать их;

  14. Покупать новинки на выставках и фестивалях книг.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

Изучив свою тему, я понял и принял для себя несколько важных выводов:

  1. Ценности невозможно потерять, если они передаются от поколения к поколению и если любить их всем сердцем;

  2. Любой процесс можно сделать очень интересным и увлекательным, особенно чтение бумажной книги. Всегда можно найти возможности почитать интересные и значимые книги;

  3. Чтение бумажных книг развивает в нас человеческие качества, дает знания и развивает ум, защищая наш мозг от цифрового слабоумия.

Прослушав лекции ведущих ученых, я узнал для себя новые факты о работе нашего мозга и смог, проведя наглядный опыт, донести их до одноклассников, часть из которых поняла важность чтения, а часть глубоко задумалась над своим дальнейшим выбором. В связи с этим, считаю свой проект очень успешным, что подтверждают итоги проведенного голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет-ресурсы:

  1. https://vk.com/wall-29927613_132071;

  2. https://yandex.ru/video/preview/15038741114761873576;

  3. https://yandex.ru/video/preview/10470642194992758082;

  4. https://rg.ru/2024/03/01/teoriia-pokolenij-chem-otlichaiutsia-zumery-bumery-millenialy-pokoleniia-x-i-alfa.html;

  5. https://yandex.ru/video/preview/15923385435961701629.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Чтение – это мой любимый вид отдыха и самый большой интерес

Участие в проекте издательства «Питер» - «Твое мнение важно»

Писать самому рассказы и стихи и учить произведения различных поэтов

Встречаться с писателями на ежегодном фестивале «Читай Фест»

Еженедельно посещать библиотеку

Вести читательский дневник

Посещать библиотеки при путешествиях в разные города

Собирать свою собственную библиотеку и читать книги малышам

Разделять интерес к чтению с друзьями

Организовывать литературные вечера в семейном и дружеском кругу

Чтение вместе с мамой перед сном по ролям детской литературы

Чтение с папой каждый своей книги по интересам

Самостоятельно выбирать книги в магазине и покупать их

Покупать новинки на выставках и фестивалях книг

   
Просмотров работы: 22