Живое слово народа: рассказ как форма прозаического творчества в военном фольклоре Южного Урала

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Живое слово народа: рассказ как форма прозаического творчества в военном фольклоре Южного Урала

Аввакумова С.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Осипова Е.Е. 1
1Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Фронтовые рассказы, как часть прозаического фольклора Великой Отечественной войны, представляют собой уникальные свидетельства военного времени, отражающие переживания солдат, их подвиги, надежды и страхи. Эти произведения не только передают реалии фронтовой жизни, но и служат средством сохранения исторической памяти, формируя представления о войне у последующих поколений. Исследование фронтовых рассказов Челябинской области позволяет выявить их жанровую специфику, стилистические особенности и историко-культурное значение, что способствует более глубокому пониманию народного творчества в контексте ключевых событий отечественной истории.

Актуальность исследования: Изучение прозаического фольклора Великой Отечественной войны важно для сохранения историко-культурной памяти и осмысления роли народного творчества в ключевых исторических событиях нашей страны.

Цель: Исследовать специфику фронтового рассказа как формы прозаического творчества в военном фольклоре Челябинской области в контексте Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Исследовать исторические предпосылки формирования жанра фронтовых рассказов в фольклоре периода Великой Отечественной войны.

  2. Проанализировать стилистические особенности фронтовых рассказов Челябинской области.

  3. Определить историко-культурное значение фронтовых рассказов периода Великой Отечественной войны.

Объект исследования: Прозаический фольклор Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: Специфические черты фронтового рассказа как формы прозаического творчества в военном фольклоре Челябинской области.

Методы исследования: Историко-культурный анализ, метод сравнения, описательный метод.

Практическая значимость: Материалы могут использоваться на уроках литературы и истории, в краеведческих проектах и при подготовке к конкурсам научных работ.

Исследование позволит глубже понять, как народное творчество отражало фронтовые события и повседневную жизнь людей в годы Великой Отечественной войны, а также какую роль фольклорные произведения играли в сохранении исторической памяти, формировании народного духа и передаче опыта будущим поколениям. Анализируя фронтовые рассказы Челябинской области, можно выявить их жанровые и стилистические особенности, проследить влияние исторических реалий на содержание произведений и определить их значение в культурном наследии страны. Полученные результаты будут способствовать более полному осмыслению фольклора как важного источника исторической информации и его роли в патриотическом воспитании молодежи.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФРОНТОВОГО РАССКАЗА КАК ЖАНРА ВОЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. С первых дней Великой Отечественной войны миллионы людей были призваны на фронт, среди них – не только рабочие и крестьяне, но и писатели. Они сражались наравне с другими, становясь очевидцами страшных событий, и, несмотря на тяготы войны, продолжали творить, запечатлевая на страницах своих произведений боль, мужество и героизм солдат того времени. Среди известных писателей-фронтовиков, призванных защищать Родину, были: Борис Львович Васильев, Александр Трифонович Твардовский, Константин Дмитриевич Воробьёв, Константин Михайлович Симонов и другие. Но это были уже не просто авторы, это были народные корреспонденты, которые без прикрас рассказывали о буднях солдат, об их подвигах и лишениях войны. Произведения этих авторов способствовали сплочению всех сил народа, укрепляли веру в победе над фашизмом. В них не было упадничества, растерянности, отчаяния, пессимизма, напротив, советская литература стала литературой воюющего народа, народа-победителя. Такое творчество стало носить массовый характер, в виду быстрого распространения в газетах и журналах, агитационных листовках и в устной форме, передаваясь от одного солдата к другому.

Распространяясь в народе, авторское творчество становилось по истине народным. Война породила процесс фольклоризации многих авторских жанров, в том числе и жанра рассказа. Солдаты, герои -выходцы из обыкновенных семей, без образования и особых навыков начали сочинять собственные рассказы, фиксируя свой военный опыт в устной форме. Эти истории передавались в солдатской среде из уст в уста, утрачивалось их авторское начало и со временем они обрастали фольклорными элементами.

Военные рассказы, по-другому именуемые фронтовыми историями, создавались в бытовой обстановке – на привалах, в госпиталях, у полевых кухонь. Их содержание варьировалось от реалистичных боевых эпизодов до сатирических зарисовок о противнике. Челябинская область, как один из центров военно-промышленного производства и формирования военных частей, стала важным источником подобных фольклорных текстов.

Как и в других регионах России, на Южном Урале были свои герои и защитники Отечества. Благодаря кропотливой работе собирателей удалось сохранить их фронтовые истории, отражающие не только мужество и подвиги, но и уникальные региональные и стилистические особенности.

ГЛАВА 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРОНТОВЫХ РАССКАЗОВ ЮЖНОГО УРАЛА

Фронтовые истории Южного Урала обладают своими уникальными стилистическими особенностями. Это обусловлено культурными традициями региона, языковыми особенностями и мировоззрением местного населения. В условиях военной обстановки рассказы зачастую не фиксировались на бумаге, а потому со временем многие из них были утрачены. Тем не менее, благодаря кропотливой работе фольклористов и исследователей, удалось сохранить часть этих бесценных свидетельств. Записанные от жителей Челябинской области фронтовые рассказы демонстрируют характерные черты устного народного творчества региона: использование диалектных слов, образные выражения, элементы юмора и устойчивые народные мотивы [4, с. 376 - 378].

Одной из ключевых особенностей фронтовых рассказов является их жизненная достоверность. Эти истории создавались на основе реальных событий, пережитых их авторами или очевидцами, и передавались из уст в уста в кругу сослуживцев, родственников и последующих поколений. Благодаря этому фронтовые рассказы приобрели форму лаконичного, но эмоционально насыщенного повествования, в котором важное место занимают личные переживания, патриотические мотивы и чувство сопричастности к общей судьбе.

В ходе исследования были проанализированы различные виды военного прозаического творчества Южного Урала, включая стихотворения, пословицы, поговорки, сказки и анекдоты. Однако именно фронтовые истории оказались наиболее выразительными с точки зрения стилистических особенностей. В качестве примеров были рассмотрены произведения «Пушка-подружка», «Охота за "языками"» и «Бородинский салют», опубликованные в сборнике Александра Ивановича Лазарева «Народное слово на дорогах войны» (1976 г.) [3, с. 42 - 57]. Эти тексты демонстрируют характерные черты народного повествования: использование живого, разговорного языка, включение диалектных выражений, эмоциональную насыщенность и сочетание трагического и комического. Такой стилистический прием позволяет передать как ужасы войны, так и светлые, порой даже юмористические моменты, которые помогали солдатам сохранять боевой дух.

Особую роль в формировании стилистики фронтовых рассказов играют элементы устного народного творчества. В них нередко встречаются меткие народные выражения, афористичность, насыщенность диалогами и эмоциональный ритм повествования. Важным аспектом является и построение сюжетов, часто основанных на реальных эпизодах, но при этом дополненных художественными деталями, которые усиливают восприятие событий и делают рассказы более яркими и запоминающимися.

Анализ фронтовых рассказов Челябинской области позволил выявить их характерные черты, определяющие специфику данного прозаического жанра. Среди ключевых аспектов, подлежащих рассмотрению, можно выделить тематику, круг образов, лексику и средства выразительности [5, с. 11].

Тематика. Фронтовые рассказы южноуральских ветеранов охватывают широкий круг тем, отражающих реалии военного времени и личные переживания очевидцев. Основными темами являются:

  • Героизм и самоотверженность советских солдат;

  • Патриотизм и мужество бойцов Красной армии;

  • Военная разведка и стратегическая смекалка;

  • Отвага и несгибаемая стойкость советского бойца.

Эти темы подчеркивают не только драматизм военного времени, но и силу человеческого духа, находящего отражение в устном народном творчестве [1, с. 192 -198].

Круг образов. В ходе исследования установлено, что фронтовые рассказы отличаются устойчивым набором образов, которые повторяются из повествования в повествование. Наиболее распространенными являются:

  • Военная техника: «танк», «граната», «пушка-подружка»;

  • Разведывательная деятельность: «языки»;

  • Товарищество и коллективизм: «товарищ»;

  • Личный героизм: «герой-уралец».

Эти образы формируют характерный художественный фон, на котором разворачиваются события рассказов, и служат важным средством передачи реалий войны

Лексика. Одной из интересных стилистических особенностей фронтовых рассказов является лексика, представляющая собой преимущественно разговорную речь с элементами военного жаргона. В исследованных текстах выделяются две основные группы лексических единиц:

  • Разговорная лексика: «сколько ни пыталась», «ни в зад, ни вперед», «с ходу», «как лешего достать», «таки вообще тень от горы будет», «ежели», «прости господи»;

  • Фронтовая лексика: «фашистские танки», «тигры», «фрицы».

Использование разговорной речи свидетельствует о массовом характере жанра и его устном происхождении, а фронтовая лексика придает текстам историческую достоверность и атмосферу военного времени.

Средства выразительности. Стилистическая структура фронтовых рассказов также включает в себя широкий спектр выразительных средств, усиливающих эмоциональное воздействие на слушателя или читателя. Среди наиболее употребительных фигур речи можно выделить:

  • Эпитеты: «заморские закуски», «ясные глаза», «нахальный маневр»;

  • Сравнения: «дом, как былиночка, трава-мурава», «как пробкой заткнул», «немцы по траншеям, как мурашки»;

  • Метафоры: «звезд генеральских свечений», «молнией в мозгу моем затуманенном мелькнула мысль», «глазами своими ясными на меня глядит, будто пробуравить хочет»;

  • Олицетворения: «смеется газета», «он будет делать так, хоть ему кол на голове теши».

Эти выразительные средства не только обогащают язык повествования, но и помогают создать яркие, запоминающиеся образы, передающие напряжение, драматизм и эмоциональную глубину военного опыта.

Для более глубокого изучения фронтовых рассказов была проведена беседа-интервью с представителем поколения военного времени – Валентиной Николаевной Г. 1936 года рождения. Её воспоминания о детстве, пришедшемся на годы Великой Отечественной войны, позволили дополнить анализ жанра важной стилистической особенностью - личными свидетельствами очевидцев. В её рассказе нашли отражение такие важные темы, как внезапность войны, тяжёлые утраты, вынужденная адаптация к суровым условиям жизни и стойкость людей перед лицом испытаний. Простота и искренность её повествования подчёркивают эмоциональную глубину народных рассказов военного времени, делая их важным источником для понимания не только исторических, но и культурных аспектов эпохи.

Таким образом, фронтовые рассказы Южного Урала представляют собой ценное наследие устного народного творчества, отражающее события военного времени через призму человеческих переживаний. Их стилистическая особенность заключается в сочетании документальности и художественного осмысления, использовании живого языка, эмоциональной насыщенности и народных речевых элементов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование фронтовых рассказов Челябинской области позволило выявить их жанровую специфику, стилистические особенности и историко-культурное значение. Анализ исторических предпосылок формирования жанра показал, что Великая Отечественная война способствовала активному процессу фольклоризации авторских произведений, в результате которого рассказы солдат и очевидцев стали частью устного народного творчества.

Стилистические особенности фронтовых рассказов Южного Урала включают использование диалектных слов, образных выражений, сочетание трагического и комического, а также эмоциональную насыщенность повествования. Эти тексты отражают реалии военного времени через призму личных переживаний и коллективного народного опыта.

Историко-культурное значение фронтовых рассказов заключается в их роли как средства сохранения исторической памяти и передачи опыта будущим поколениям. Они способствуют формированию патриотического сознания, демонстрируют стойкость, мужество и дух народа в условиях войны. Исследование подтвердило, что фронтовые рассказы являются не только ценным фольклорным наследием, но и важным источником исторической информации. Их изучение необходимо для более глубокого понимания народного творчества в контексте ключевых событий отечественной истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гусев, В.Е. Русский фольклор Великой Отечественной войны / В.Е. Гусев. – Москва : Наука, 1964.

  2. Гуторов, И.В. Борьба и творчество народных мстителей : книга / И.В. Гуторов. – Минск : Государственное издательство БССР, 1949.

  3. Лазарев, А.И. Народное слово на дорогах войны : сборник / А.А. Лазарев. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1976.

  4. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан, - М. : Флинта : Наука, 2002.

  5. Зуева, Т.В., Самоделова, Е.А. Русский фольклор в годы Великой Отечественной войны // Литература в школе. – Москва : Уроки литературы, 2010. - №4.

СПИСОК ИНФОРМАНТОВ

  1. Валентина Николаевна Гайфулина 1936 г.р.– п. Старокамышинск

Просмотров работы: 4