Классификация фольклора Южного Урала периода Великой Отечественной войны

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Классификация фольклора Южного Урала периода Великой Отечественной войны

Юстус В.А. 1Плотникова А.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Осипова Е.Е. 1
1Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории и культуре советского народа, затронув все регионы страны, включая Южный Урал. Одним из важнейших элементов культурной памяти этой эпохи стал военный фольклор, который отражает переживания, ценности и дух времени того периода. На Южном Урале, как и в других регионах страны, военный фольклор играл значительную роль в формировании коллективной памяти о войне. Несмотря на свою важность, локальные особенности фольклора часто остаются недооцененными, что делает необходимым изучение локальных традиций на более глубоком уровне в систематизированной форме в контексте различных фольклорных пластов, одним из которых является военный фольклор.

Актуальность исследования: Актуальность исследования заключается в необходимости изучения военного фольклора как важного исторического и культурного явления, отражающего дух времени, переживания и ценности советских граждан в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется локальным аспектам военного фольклора на Южном Урале, где война оставила свой уникальный след. Недостаточное внимание к этому пласту народного творчества привело к утрате ценных свидетельств эпохи, что делает исследование особенно значимым для сохранения памяти о прошлом и глубокого понимания жизни людей этого региона в годы войны.

Цель: Определить классификацию военного фольклора Южного Урала, изучить его характерные особенности и функции.

Задачи:

  1. Рассмотреть историографию военного фольклора на Южном Урале;

  2. Определить классификацию военного фольклора Южного Урала;

  3. Изучить стилистические особенности и функциональное значение военного фольклора Южного Урала.

Объект исследования: Военный фольклор в общероссийском масштабе.

Предмет исследования: Военный фольклор Южного Урала.

Методы исследования: Историко-культурный анализ, сравнительно-типологический и фольклорно-этнографический методы.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности школьников. Материалы исследования могут быть применены при подготовке рефератов, проектов и исследовательских работ по истории, литературе, в ряде предметов предпрофессиональной программы дополнительного образования «Музыкальный фольклор», а также в рамках внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

Изучение военного фольклора позволяет глубже понять эмоциональное и культурное восприятие событий военных лет, способствуя формированию исторической памяти и патриотического воспитания. На основе анализа сохранившихся произведений устного народного творчества, воспоминаний информантов и архивных материалов будет рассмотрен процесс возникновения фольклора в годы Великой Отечественной войны, будут выявлены его основные характерные черты в контексте региональной принадлежности.

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ФОЛЬКЛОРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОБЩЕРОССИЙСКИЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Военный фольклор является важнейшим элементом народной культуры, отображающим переживания и ценности людей в годы войны. В России исследование военного фольклора началось вскоре после окончания Великой Отечественной войны, однако лишь в последние десятилетия этому явлению уделяется всё больше внимания. В первые послевоенные годы фольклор исследовался в рамках общего изучения народного творчества России, однако со смещением фокуса научных исследования на конкретные феномены и явления народной культуры страны, фольклористы начали выделять военный фольклор как самостоятельный объект.

В общероссийском масштабе военный фольклор был изучен следующими выдающимися фольклористами-собирателями: Вера Юрьевна К., Виктор Евгеньевич Г., Вячеслав Михайлович Щ., Борис Петрович К., Александр Сергеевич Я., Татьяна Михайловна З. Благодаря работе исследователей из разных регионов России складывается общее представление о народном творчестве периода Великой Отечественной войны, что даёт возможность делать более глубинные исследования на местном уровне.

Важно понимать, что в каждом селе, городе, области и регионе были свои герои, свои труженики тыла, которые складывали неповторимые произведения устного народного творчества в данный исторический период. Так, в локальной исполнительской традиции Южного Урала благодаря неравнодушию фольклористов-собирателей, работа по сбору военного фольклора началась уже на этапе начала военных действий и продолжается и в наши дни. В хронологическом порядке можно выделить следующие труды ведущих собирателей военного фольклора Челябинской области: Александр Иванович Л. «Народное слово на дорогах войны» (1976), «Любовь – песня» (1999), Анатолий Викторович Г. и Татьяна Аллювановна В. «Народные песни Южного Урала» (2008), Надежда Ивановна Б. «Как за реченькой за Уралушкой» (2009), Ольга Леонидовна Ю. «На древах-та сидят да птички райския» (2017) «Там в саду при долине» (2018) , Кирилл Анатольевич К. «Песенная традиция казачьего села Кулевчи Челябинской области» (2021) [1, 2, 5, 6, 7, 9]. Благодаря их кропотливой работе, были сохранены важнейшие образцы народного творчества времён Великой Отечественной войны. В ходе анализа данных песенных сборников было выявлено более 140 образцов военного фольклора, включая различные песенные и прозаические жанры региональной традиции.

Несмотря на значительный объём зафиксированных образцов военного фольклора, исследование этого пласта фольклора в Челябинской области ещё недостаточно развёрнуто с научной точки зрения. Важнейший вклад в развитие этого направления сделал южноуральский фольклорист, доктор филологических наук – Александр Иванович Лазарев (1928 – 2001 г.р.) В своём труде «Народное слово на дорогах войны», опубликованном в 1976 году, он положил начало изучению военного фольклора в челябинской области. В сборнике А.И. Лазарев собрал и систематизировал более 60 образцов устного народного творчества, отражающих жизнь людей на фронте и в тылу [5, с.133 -135]. Более половины народных произведений периода Великой Отечественной войны были зафиксированы в его труде.

Анализ этнографических материалов, опубликованных в сборнике А.И. Лазарева «Народное слово на дорогах войны» и трудах прочих исследователей, стал основой для изучения характерных черт военного фольклора, записанного от жителей Южного Урала.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ЮЖНОГО УРАЛА И ЕГО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ

2.1 Классификация военного фольклора Южного Урала

В попытках систематизировать военный фольклор Южного Урала, были подробно изучены оглавления сборников всех исследователей, приведенных в первой главе работы. Также были проанализированы опубликованные образцы народного творчества изучаемого исторического периода. Исходя из проведенной работы удалось выявить две классификации фольклора Великой Отечественной войны.

Первая типология была выявлена исходя из жанровой принадлежности. Все народные произведений Великой Отечественной войны были разделены на две группы: прозаические и песенные. К первой группе были отнесены произведения передаваемые в устной форме повествования, без музыкального сопровождения. Среди них были выделены: рассказ (история), сказка, анекдот, пословицы и поговорки. Вторая группа была сформирована из произведений в первую очередь из музыкальных и как правило композиционно структурированных образцов, передающихся в устной форме. Группа сформирована такими жанрами как: песни (героико-патриотические, трагические, лирические, шуточные), частушки, баллады, плачи, причитания, духовные стихи [9, с. 351 - 361].

Помимо жанровой классификации, военный фольклор был дифференцирован по локальной принадлежности, в зависимости от места и времени бытования произведения в определённой военной среде. Данная типология включает следующие группы: проводы на фронт, фронтовой фольклор, творчество партизан, фольклор советского тыла, творчество.

В ходе исследования было отмечено, что две выявленные классификации взаимодополняют друг друга: локальные группы военного фольклора были сформированы не только благодаря бытованию в различных условиях военных действий, но и в виду бытования различных форм народного творчества, то есть жанрового многообразия.

Каждая из этих групп имеет свои особенности, связанные как с жанровым составом, так и с локальной принадлежностью к той или иной социальной и военной ситуации. Систематизация фольклора по этим критериям позволяет глубже понять, как отражались в народной культуре переживания людей в разные исторические моменты войны.

2.2 Стилистические особенности военного фольклора Южного Урала и его функциональное значение

Фольклор Великой Отечественной войны отличается яркими стилистическими особенностями, отражающими эмоциональное напряжение и настроения людей того времени. В каждой из выделенных групп военного фольклора можно проследить особенные характеристики, определённые как жанровым составом, так и функциональными задачами произведений.

Фольклор проводов на фронт. Данная группа представлена песенными жанрами: лирическими песнями, частушками, плачами и причитания, отличающиеся импровизационным характером повествования и эмоциональной насыщенностью. Эти произведения часто исполнялись на популярные довоенные мелодии. Наиболее часто встречающимися темами данных произведений были тема любви, разлуки и надежды. Стилистические особенности этой группы определялись её функциональным значением: жёны и дети провожали своих защитников на фронт, а чувство неизвестности перед будущим и горечь расставания вызывали нарастающее эмоциональное напряжение, находившее выражение в мелодии и проникновенных прощальных строках. Произведения данной группы передают переживания и боль тех, кто оставался в тылу без прежней опоры и защиты.

Фронтовой фольклор. На фронте героические песни, помогающие солдатам поддерживать боевой дух и формировать мышление во имя общей победы. Из уст в уста передавались анекдоты, поговорки, частушки и сатирические песни, высмеивающие фашизм и Гитлера, помогая сохранять стойкость и справляться с усталостью и трудностями. В минуты отдыха, тоскуя по дому и вспоминая родных, солдаты сочиняли лирические песни. Обобщая сказанное, важно отметить, что все эти народные произведения объединяла героико-патриотическая направленность: они прославляли мужество солдат и выражали твёрдую веру в победу [8, с. 372 - 374].

Партизанский фольклор. Данная группа тесно перекликается с фронтовым фольклором в жанровом составе, но при этом имеет свои характерные особенности. Тематика произведений посвящена прославлению подвигов партизан. В партизанском фольклоре воспевается народная борьба против оккупантов. Яркой отличительной стилистической чертой является распев песен на известные народные мелодии, такие как «Чёрный ворон», «Раскинулось море широкое», что придаёт песням особую традиционную окраску [4, с. 17 – 21, 26].

Фольклор советского тыла отражает трудовые будни людей, которые находились вдали от фронта, но вносили не менее важный вклад в победу. Эта группа включает как героические, так и лирические песни, а также частушки, плачи и причитания, духовные стихи. Из прозаических жанров в данной группе можно встретить редкий феномен стихотворения написанного в форме диалога девушки и любимого. Тематика данной группы была широка:

Функциональное значение военного фольклора заключается в его способности выполнять несколько важных социальных ролей. Во-первых, фольклор служил средством поддержания морального духа как на фронте, так и в тылу. Во-вторых, он выполнял функцию коллективной памяти, помогая сохранить воспоминания о событиях войны и подвиге людей. В-третьих, военный фольклор стал инструментом прославления героизма, как бойцов, так и тружеников тыла. Наконец, через фольклор фиксировались исторические события, и формировалась национальная идентичность в условиях войны [3. с.].

Выделение групп военного фольклора основано на их жанровом составе и функциональных задачах. В ходе анализа были выделены несколько ключевых групп: фольклор проводов на фронт, фронтовой фольклор, партизанский фольклор и фольклор советского тыла. Каждая из них отражает определённые аспекты жизни военного времени: эмоции расставания, поддержку боевого духа, воспевание народной борьбы и отражение трудовых будней в тылу.

Военный фольклор не только выполнял эстетическую и выразительную функцию, но и играл социальную и историческую роль. Он поддерживал моральный дух солдат и тружеников тыла, сохранял коллективную память о войне, прославлял подвиг народа и способствовал формированию национальной идентичности. Благодаря устной передаче эти произведения закрепились в народном сознании, став неотъемлемой частью культурного наследия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военный фольклор Южного Урала представляет собой уникальный пласт народного творчества, отражающий не только общенациональные тенденции, но и локальные особенности восприятия и осмысления событий Великой Отечественной войны. В рамках проведенного исследования были решены несколько ключевых задач, позволивших комплексно рассмотреть данное явление.

Прежде всего, была проанализирована историография вопроса, что позволило определить основные этапы изучения военного фольклора и выявить пробелы в существующих работах. На основании собранных материалов удалось классифицировать жанры военного фольклора Южного Урала, среди которых особое место занимают фронтовые и тыловые песни, частушки, солдатские былички, рассказы о подвигах, а также фольклорные формы, связанные с народной магией и суевериями. Анализ их содержания продемонстрировал, что фольклор этого периода выполнял несколько важнейших функций: он был средством передачи информации, инструментом эмоциональной разрядки, способом идеологического влияния, а также служил способом коллективного осмысления происходящих событий.

Также была рассмотрена роль военного фольклора в повседневной жизни советских граждан на Южном Урале. Песни, частушки и рассказы не только поддерживали боевой дух фронтовиков, но и оказывали моральную поддержку труженикам тыла, помогая им справляться с лишениями и невзгодами. Многие произведения этого периода сохранились в памяти старшего поколения и передаются из уст в уста, что свидетельствует о значимости устного народного творчества даже спустя десятилетия после окончания войны.

Отдельное внимание было уделено процессу фольклоризации отдельных авторских произведений, что демонстрирует сложный и многоуровневый процесс взаимодействия народного и литературного творчества в условиях военного времени. Некоторые песни и рассказы, созданные конкретными авторами, становились частью устной традиции, видоизменялись и приобретали новые смысловые оттенки.

Таким образом, военный фольклор Южного Урала можно рассматривать не только как исторический источник, но и как важнейший элемент культурного наследия, нуждающийся в дальнейшем изучении и сохранении. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать сравнительный анализ военного фольклора различных регионов России, что позволит выявить как общие закономерности, так и специфические особенности народного творчества в условиях войны. Кроме того, важно изучение трансформации военного фольклора в современной культуре, его влияния на литературу, искусство и общественное сознание.

Сохранение и популяризация военного фольклора Южного Урала является важной задачей, способствующей сохранению исторической памяти и укреплению связи между поколениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бухарина, Н. И. Как за речкой за Уралушкой. Репертуарный сборник / Н. И. Бухарина, И.Н. Вишнякова / Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и исскуств, 2009.

  2. Глинкин, А.В. Народные песни Южного Урала. Сборник / А. В. Глинкин, Т. А. Валиахметова / Троицк, 2008.

  3. Гусев В.Е. Русский фольклор Великой Отечественной войны : Монография / Сост. В.Е. Гусев. – Москва - Ленинград : Наука, 1964.

  4. Гуторов, И.В. Борьба и творчество народных мстителей : книга / И.В. Гуторов. – Минск : Государственное издательство БССР, 1949.

  5. Крылов, К.А. Песенная традиция казачьего села Кулевчи Челябинской области. Сборник / К. А. Крылов. – Екатеринбург, 2021.

  6. Лазарев, А.И. Любовь – песня. Сборник / А. И. Лазарев, А. В. Глинкин – Челябинск, Челябинский государственный университет, 1999.

  7. Лазарев, А.И. Народное слово на дорогах войны : сборник / А.А. Лазарев. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1976.

  8. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан, - М. : Флинта : Наука, 2002.

  9. Юровская, О.Л. Там в саду при долине…: традиционные народные песни Верхнеуральского района Челябинской области : материалы фольклорных экспедиций : учеб.-практ. пособие. / запись, нотирование, сост., вступ. ст. и коммент. О.Л. Юровской, А.А. Зырянова. – Челябинск : Центр традиционной культуры Южного Урала, 2018.

  10. Ярешко А. С. Народные песни Великой Отечественной войны: динамика фольклоризации в пространстве традиционной культуры / А.С. Ярешко. // От конгресса к конгрессу : материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. – Том 3. – Москва, 2011.

Просмотров работы: 11