Введение
Для автора тема работы была интересна и увлекательна. На уроках истории автор узнала про миф о Герострате, который сжег Храм Артемиды только ради того, чтобы прославить своё имя. Ему удалось добиться своей цели – он прославился в веках. Его имя и преступление, которое он совершил, знает каждый школьник, изучающий историю Древней Греции.
Далее автор прочитала противоположную по смыслу легенду про Агасфера - так называемого "Вечного жида". Далее автор прочитала противоположную по смыслу легенду про Агасфера - так называемого "Вечного жида". Агасфер так жестоко повел себя с Христом, когда того вели на казнь, отказавши ему в отдыхе возле своего дома. Бог разгневался на этого еврейского сапожника и проклял его. Отныне Агасфер был обречен на бесконечную жизнь на Земле и вынужден был из века в век скитаться по планете, не имея права обрести прощение и покой.
Какой человек не хотел бы жить вечно? Бессмертие - давняя мечта человечества, в истории Агасфера она оборачивается проклятием. Агасфер воплощает собой противоречивость человеческого существования. Это сложный образ, обычный обыватель, вдруг ставший фактически бессмертным.
Кто-то может сказать, что быть бессмертным, как Агасфер, было бы не так уж и плохо, ведь привычный всем нам страх смерти не будет действовать на того, кто бессмертен.
Изучив эти две легенды, автор погрузились в таинственный, интересный и одновременно не понятный человеку мир «бессмертия». Автору стало любопытно узнать больше о бессмертии, его формах, изучить и проанализировать, что об этом думают философы, как проявляется бессмертие в религии, что делает медицина и наука для продолжительности жизни. Узнать больше о родовом бессмертии, ведь оно пока более понятно человеку.
Объект исследования – проблемы бессмертия, предмет исследования – формы бессмертия.
Так как тема работы – «Проблемы бессмертия», то целью становится анализ различных видов бессмертия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие родовое бессмертие;
2.посмотреть, как вопрос бессмертия рассматривается в религии и философии;
3. изучить, что говорит о проблеме бессмертия наука и медицина;
4.в практической части провести опрос среди школьников и проанализировать ответы учеников.
Методами исследования стали критический анализ литературы и синтез полученной информации в теоретической, а также метод сравнительного анализа в практической части.
Работа состоит из двух основных частей – теоретической и практической.
Для достижения поставленных целей и задач автор исследовал широкий круг литературы, такой как: Рак И.В. «Мифы древнего и раннесредневекового Ирана». СПб., М. Журнал «Нева» «Летний Сад» 1997 [3], Кукдогарова А. «Анимизм как первобытная религия» https://zaochnik-com.com/spravochnik/kulturologija/kultura-pervobytnogo-obschestva/animizm/ [7], Вайнштейн Э. Родовое бессмертие - часть бессмертия личного https://proza.ru/2023/03/03/1716 [4].
Автору пришлось погрузиться в достаточно сложные неадаптированные тексты. Это позволило с одной стороны достаточно глубоко проработать литературу, а с другой, выбрать тот объём информации, который он может освоить, исходя из уровня своей общей подготовки. В то же время автору было приятно осознавать себя маленьким ученым, ведь, действительно, это была сложная, но интересная тема, и автор открыл для себя очень много нового, и, возможно, научился немного философствованию.
Глава 1. Родовое бессмертие.
Герострат сжёг Храм Артемиды (по Феопомпу)
Одно из Семи чудес Древнего мира – Храм Артемиды был построен в V веке до н. э. в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии. Артемида - богиня плодородия - особо почиталась в древнегреческом городе Эфесе. Культ богини сближался с культом Кибелы - матери богов. Но жил в Эфесе человек, который решил уничтожить святыню.
Летней ночью 21 июля 356 года до н. э. запылал храм Артемиды Эфесской. Одно из семи чудес света погибло в огне.
Личность Герострата легендарна. Герострат - грек из города Эфеса. Годы рождения и смерти неизвестны. Официальная версия - сжег храм Артемиды ради славы. С течением времени имя Герострата получило нарицательное значение - честолюбец, добивающийся славы любой ценой. Таким образом, Герострат добился своей цели – он обессмертил свое имя в веках. [9]
Герострат остался «бессмертен» на века своим варварским поступком в истории, литературе, о нем знает каждый школьник нашей планеты. Его поступок еще долго будут обсуждать и размышлять: «Зачем он сжег Храм Артемиды? Что его сподвигло к этому? Слава или иное?» Можно сказать, что он добился большей славы, чем мог только мечтать. Он обеспечил себе так называемое родовое бессмертие. Так что же это такое, родовое бессмертие?
Родовой путь предполагает, что смысл человеческой жизни в продолжении рода, а потому человек обретает бессмертие в собственных детях, потомках. Причем это бессмертие и биологическое, через передачу генотипа, и духовное, через сохранение памяти о генеалогии рода, фамилии, и мистическое, через родовую систему предков-хранителей.
За каждым человеком с самого рождения стоят судьбы тысяч и миллионов родственников, которые в свое время думали о нем, мечтали, как сложится его жизнь, и прилагали силы для создания лучшего будущего. Знания об этих людях дают нам силы жить сегодня.
Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе. Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как некую обособленную ячейку общества. Но у каждого из нас огромная семейная история. Задумайтесь: сколько родов и поколений стоит за вами? Закройте глаза, и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы окажетесь как бы на острие гигантского клина, который своим основанием уходит в далекое прошлое. [4]
В древности существовали тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.
Тотемизм - означает «его род» - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. В наше время тотемизм утратил свою силу как основная вера, но эзотерики доказывают обратное. Существует духовная связь человека с природными силами, а значит, и определенный тотем может появиться у каждого. [8]
Но духовная связь человека с природой лежит и в основе первой всеобщей религии – анимизма. Анимисты веруют в то, что человек может продолжать жить в загробной жизни, так как совместно с физическим миром существует и потусторонний мир. После смерти людей, их души отправляются либо в загробное царство, либо вселяются в предметы или животных. Именно поэтому большинство ритуалов связано с задабриванием духов, дабы они не могли и не стали вредить человеку. Таким образом, центральная идея анимизма – это перевоплощение – душа вне тела может переродиться в другом человеке или животном. Важнейший элемент тотемизма и анимизма – это самоидентификация человека. И это очень актуально сейчас, в эпоху доминирования социального одиночества. [7]
Человек без принадлежности – это очень неуверенный в себе человек, склонный к внушениям извне. Это и понятно: не зная своего отца или деда, человек ищет его в сторонних «заменителях».
На этом фоне «Бессмертноый полк» — это уникальный ритуал, который помогает поддерживать символическую связь с умершими родителями, бабушками и дедушками и удовлетворяющий как раз потребность в принадлежности к роду. «Бессмертный полк» - это современный способ самоидентификации русского человека. [5]
Благодаря «Бессмертному полку» появилась возможность с гордостью рассказать о прадеде, который трудился в тылу и его братьях, которые погибли, а один до сих пор числится без вести пропавшим. Хотя бы именем и фотографией на табличке, и сделать это совместно с другими людьми, появился тот самый культурный массовый ритуал, которого так не хватает в современной цивилизации. «Бессмертный полк» позволяет культивировать в себе чувство принадлежности роду. Потому что чувство рода и предков дают немыслимую энергию и поддержку уже нам самим.
Родовое бессмертие – часть бессмертия личного. Живя в сердцах своих детей и внуков, правнуков и потомков, присутствуя в их совести, человек продолжает жить и действовать на этой земле.
Подведем итоги первой главы.
Родовой путь предполагает, что смысл человеческой жизни в продолжении рода, а потому человек обретает бессмертие в собственных детях, потомках. Причем это бессмертие и биологическое, через передачу генотипа, и духовное, через сохранение памяти о генеалогии рода, фамилии, и мистическое, через родовую систему предков-хранителей.
Анимизм и тотемизм — это два разных религиозных верования, каждое из которых имеет свои особенности.
Анимизм — это вера в то, что у Вселенной в целом и каждого природного объекта в частности есть душа, или дух. Принято считать, что душа (дух) есть не только у людей, но и у животных, растений, деревьев, камней.
Тотемизм предполагает наличие родственной взаимосвязи человека с каким-то объектом — тотемом. То есть люди верят, что они произошли от того или иного тотема. Как следствие, формируется культ этого тотема, ему оказывают поклонение и подчёркивают своё с ним родство.
Таким образом, основное различие между анимизмом и тотемизмом в том, что анимизм охватывает более широкое понимание духовности, верования о душах и духах, связанных с телом человека или верования в духов, ведущих независимое существование, а тотемизм связывает группы людей с определёнными животными или растениями, где есть жертвоприношения, где тотем становится культом для человека, т.е. власть религии над отношениями в социуме.
И вот, что получается, от чувства принадлежности к какому-то сообществу можно избавиться, допустим, со временем, выйдя из него, а вот от чувства принадлежности к своему роду избавиться невозможно. Род – это то, что у нас есть уже по факту нашего рождения. Вы можете лишиться друзей, денег, имущества, призвания, но вот лишиться принадлежности к собственному роду, вам не удастся.
Таким образом, чувство принадлежности к своему роду, может дать возможность не только ощутить точку опоры, прилив сил, гордость или радость за своих предков, но может также стать, своего рода, испытанием на прочность, возможностью «закалиться» как сталь в своей собственной истории… После которой уже вряд ли захочется кого-то осуждать... Вместо этого появляется возможность взглянуть на мир другими глазами. И в основе всего этого лежит родовое бессмертие – возможность самоидентификации человека в этом изменяющемся мире.
Глава 2. Религия и философия бессмертия.
Проблема смерти является одной из наиболее сложных, спекулятивных и в тоже время табуированных тем, с которой сталкиваются человеческая мысль и культура. Осознание смерти, конечности собственного бытия представляет собой одну из отличительных черт человека, в сравнении с другими формами жизни. Проблема смерти оказала значительное влияние на человеческую культуру, традицию, философию и религию. Понятие смерти знакомо людям уже в глубокой древности, сталкиваясь с этим феноменом, они пытаются найти ему объяснение, с одной стороны, а с другой найти способ избежать смерти. Эти две основные тенденции – понять и избежать остаются доминирующими при рассмотрении смерти и по настоящий момент.
Первые погребальные обряды появились еще у неандертальцев. Изучая представления о смерти и погребальную обрядовость первобытных плен антропологи отмечают, что умерший играет значительную роль в жизни рода или племени. Он становится предком – защитником живущих от смерти, хранителем, способным помочь в трудную минуту. В тоже время неуважительное отношение к мертвым, несоблюдение обрядности способно вызвать их гнев и навлечь серьезную беду. [10]
В философии проблема смерти рассматривается в рамках двух основных парадигм:
• объективистской
• субъективистской.
Объективистская парадигма рассматривает смерть как естественное событие, закономерный конец жизненного пути. Она складывается еще в древнегреческой философии, в которой человек наравне с другими живыми и неживыми объектами является частью природы-космоса. Объективистская парадигма доминирует в большинстве религиозных систем, для которых смерть физического тела связана с высвобождением души, ее вознесением к богу, или включением в цикл перерождения.
Субъективистская парадигма складывается в эпоху Возрождения на фоне гуманизма и антропоцентризма. Ее исходной точкой является представление о человеческой жизни как высшей ценности, а смерти как величайшей трагедии. Хотя смерть и неизбежна, человек существует не ради смерти, но ради жизни и тех достижений, которые он способен в ней свершить. По этой причине смерть должна быть отодвинута как можно дальше. Обе парадигмы предлагают свои, различные концепции бессмертия.
Законы, религии, философские концепции, считающиеся в наше время прогрессивными, учат нас, что все люди одинаковы – они равны перед Богом и законом (а также перед смертью) независимо ни от каких причин и обстоятельств. Это все проявления объективизма. [2]
Смерть – завершающий момент земного существования живого существа. Как для восточной, так и для античной философии характерна идея вечности души, а смерть - освобождения души из темницы тела. В монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) существует догмат «Страшного суда», который должен определить судьбы грешников и праведников и после этого должно наступить «тысячелетнее царство божье». В буддизме признается только один вид «дивного бессмертия» - нирвана - абсолютной отрешенности от внешнего мира, его страстей и желаний.
Теперь перейдем к религиозным конфессиям.
Бессмертие в древнем Египте было той идеологической основой, на которой Египетская империя существовала 4 тысячелетия. Впервые идея личного бессмертия каждого человека сформулирована в египетской культуре, самым ранним описанием способа достижения личного бессмертия является древнеегипетский культ Осириса с его обещанием вечной жизни в загробном мире. Тексты пирамид позволяют считать, что уже 2400 лет до нашей эры в древнем Египте существовала сложная система тайных знаний и обрядов, связанная с божественным царствованием фараонов, которая, по мнению жрецов, позволяла обрести бессмертие после смерти.
Древнегреческая мифология истолковывает бессмертие не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство как, например, Гераклу, или Менелаю. Обычные же люди в представлении древних греков уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве.
В иудаизме обретение бессмертия должно произойти посредством чудесного вмешательства Яхве или его Мессии в земные дела.
Христианство обещает бессмертие для праведников в раю, для грешников в аду, а для неверующих и представителей других религий в чистилище. Окончательное решение где бессмертный человек проведёт вечность остается за Иисусом Христом который провозгласит свой приговор на Страшном суде во второе пришествие.
Бессмертие в Буддизме предполагает погружение в нирвану с полным растворением в ней человеческого «Я».
Буддизм, несмотря на провозглашение неизбежности необратимого разрушения, неповторимой индивидуальной личности человека, после смерти, тем не менее, делает уступку естественному человеческому желанию обрести бессмертие. Окончательным достижением нирваны праведный верующий должен обязательно пройти через ряд небесных или адских царств, в соответствии со своими заслугами или грехами перед Бодхисатвой.
Бессмертие в Исламе отличается от бессмертия в других религиях тем что войны, погибшие в сражении за веру, немедленно обретают бессмертие в раю.
Ислам гарантирует бессмертие всем людям независимо от их вероисповедания или личных заслуг, но только мусульмане, исполненные веры в Аллаха и пророка его Мухаммеда, а также неукоснительно подчиняющиеся заповедям Корана, попадут в рай, все остальные обречены на бессмертие в аду.
Богословы всех конфессий обосновывают ценность религиозной идеологии для общества тем, что религия дает людям самую прекрасную идею — идею бессмертия.
С религиозной точки зрения бессмертие человека состоит в том, что человеческая личность или ее душа продолжает, будто бы существовать и после смерти. Страх перед смертью привязанность к жизни породили веру в бессмертие человека. [10]
Подведем итоги 2 главы. У египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в другое. Душа человека после пребывания на Земле отправляется в царство богов, где ей воздается по содеянному. У бессмертной души сохраняются связи с материальным миром при условии, что в мире сохраняется память о ней.
Древние греки рассматривали смерть как конец земной жизни, после которой начинается новая загробная жизнь. Религия Греции не передавала полностью личность в руки всемогущих богов. Она не устанавливала непреодолимой преграды между богами и людьми. Смертные, за свои заслуги, награждаясь бессмертием, переходили в сонм богов.
Иудаизм вводит представление о воскресении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианство и ислам. В послании апостола Павла содержится утверждение о том, что воскресение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. В дальнейшем идея телесного воскресения сменилось положением о бессмертии души, продолжающей после смерти бестелесное существование.
В буддизме было выработано представление о последовательном очищении грешной души в каждом новом воплощении. В буддизме идея личного бессмертия выступает в форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное положение человека есть результат деятельности его души в прошлых перевоплощениях.
В христианстве и исламе идея личного бессмертия выражена более примитивно и вместе с тем более действенно — в виде обещания загробного райского блаженства для праведников и вечных адских мучений для грешников.
В Древнегреческих письменах утверждалось, что существует древо жизни, возвращающее человеку молодость.
Но до сих пор мы не знаем точно, что происходит после того как останавливается дыхание человека. Что дальше? Куда он уходит? Что ему предстоит пройти? Ведь ни «древо жизни», ни «живая вода», ни «молодильные яблоки» до сих пор не найдены, это только миф и сказочные сущности.
В заключение следует отметить, что проблема смерти и бессмертия была предметом философского исследования на протяжении веков. Философы подходили к этой проблеме с разных точек зрения, приводя различные мнения и аргументы. Одни отстаивают возможность бессмертия через концепцию души, другие принимают неизбежность смерти и рассматривают ее как неотъемлемую часть нашего существования. Независимо от взгляда на проблему, вопрос о том, что происходит после смерти, остается загадкой, которая, возможно, никогда не будет полностью решена.
Или все-таки наука и медицина уже нашли ответ на вопрос бессмертия. Автор рассмотрит это в 3 главе.
Глава 3. Наука и медицина о бессмертии
С научной точки зрения бессмертие невозможно, однако наука рассматривает способы увеличения срока жизни человека. По современным оценкам потенциальный срок жизни, ограниченный человеческим геномом составляет порядка двухсот лет, однако реальные условия жизни серьезно его сокращают. Кроме того, рассматриваются варианты продления жизни за счет пересадки и замены органов, «отправки в будущее» посредством заморозки в криогенных камерах, оцифровывания сознания.
Клонирование, то есть создание полной биологической копии живого организма, представляет собой на данный момент в большей степени научно-этическую проблему. С одной стороны, клонирование создает широкие возможности в сельском хозяйстве и животноводстве, а также позволяет выращивать донорские органы, способные спасти множество нуждающихся людей. Именно поэтому, одним из самых спорных вопросов в медицине и в целом в обществе уже многие годы остается клонирование. С одной стороны, оно открывает много перспектив, с другой, вызывает немало рисков и вопросов, в том числе этического характера.
Клонирование дает массу возможностей̆. Одним из перспективных направлений является трансплантология. Многие хотят использовать эти технологии для того, чтобы избежать старости и естественной̆ смерти. Генетики считают, что любые запреты, возможно, и защищают нравственность и мораль, но они обрекают на гибель живущих сейчас людей̆. Поэтому развивать потенциал клонирования в терапевтической̆ области вполне допустимо, поскольку это поможет лечить многие серьезные заболевания, восстанавливать кожу, пострадавшую от ожогов, заменять органы. [1]
Медицина постепенно осуществляет самые смелые мечты научных фантастов о достижении человеком бессмертия. Средняя продолжительность жизни человека постоянно увеличивается с развитием медицины и новых технологий. Борьба с сердечно-сосудистыми и другими опасными для человека заболеваниями, создание искусственных органов и конечностей может, в конце концов, осуществить давнишнюю мечту человечества – о физическом бессмертии.
Ученые совсем недавно нашли решение: им удалось впервые создать искусственную кровь в лабораторных условиях, причем универсальной группы О, которая подойдет любому. Из области научной фантастики выращивание частей тела в лабораториях уже перешло в реальность.
Специалисты совершили рывок в медицине: им удалось восстановить подвижность ранее парализованных частей тела пациентов с помощью нацеленной электротерапии.
3D-печать постепенно входит в нашу жизнь, с помощью нее можно изготавливать самые замысловатые детали и готовые продукты. Эксперты рассчитывают, что в течение ближайших 10 лет сердца и другие органы человеческого организма начнут выходить из 3D-принтеров к вящей радости врачей и пациентов.
Протезирование также не стоит на месте. Люди, утерявшие в результате несчастных случаев или болезней руки и ноги, могут вскоре перестать чувствовать себя инвалидами. [1]
Как бы медицина не продвинулось вперед, старение – неизбежный аспект человеческой жизни. Так что же нужно предпринимать для сохранения молодости и продления активного долголетия? Человеческий организм, как совершенный механизм рассчитан на длительную жизнеспособность и продолжительность жизни, это определяется тем, как человек сам себе ее строит, уменьшает или увеличивает, как заботится о своем здоровье, т.к. именно здоровье является главной основой долгой жизни и активной творческой жизни. Как уже известно, что продолжительность жизни на 50 % зависят от образа жизни, который человек ведет.
В последнее время мировая медицина достигла значительных результатов в борьбе с преждевременным старением. Это стало возможным благодаря изобретению уникальных препаратов, использованию новейшей техники, а также профилактическим мероприятиям, активно внедряемым в жизни общества.
В идеале, медицина ставит перед собой очень амбициозную задачу: победить все болезни. Будет ли время без болезней? Как люди будут жить в таком мире? Как развитие технологий изменит наше мировоззрение?
Подведем итоги 3 главы. С давних пор человеку хотелось жить вечно или хотя бы немного подольше. Какие только способы для это не использовались – и заклинания, и зелья из хвостов мышей, и поиск философского камня… Современные учёные тоже хотят изобрести способ жить если не вечно, то хотя бы долго, сохраняя при этом здоровье. Разумеется, алхимические зелья они не варят, зато используют в своих целях последние достижения науки! Такие исследования проводятся на стыке медицины, технологии и биологии. А значит, и специалисты для этого нужны соответствующие – химики, биологи, фармакологи, врачи.
Смерти нельзя избежать. Ученые лишь пытаются отсрочить необратимое. Безумные эксперименты шокируют. Однако открытия, которые происходят во время опытов, обнадеживают человечество на пути к бессмертию.
Поэтому в конце работы автор обращается к такому понятию как биоэтика. Биоэтика в своей основе является призывом к человеколюбию, милосердию, уважению права на жизнь каждого. Биоэтика как научная дисциплина, философия и практика XXI в. обязывает профессионалов во всех областях к системному мышлению, общей культуре и гуманистическому настрою при всех сложностях практической работы во благо сограждан. И вполне возможно, что биоэтика, соединение науки и морали – и есть будущее человечества. Поэтому в следующий раз темой своей работы автор возьмет именно биоэтику и проблемы взаимоотношения морали и науки в медицине.
Практическая часть
Моей практической работой стал опрос «Верите ли Вы в бессмертии?» среди учащихся 9-11 классов МАОУГ и анализ его результатов. Всего опрос прошли 35 человек учащихся в возрасте от 15- 17 лет:
- 11 класс – 8человек;
- 10 класс – 9 человек;
- 9 класс – 18 человек;
Детям предстояло ответить на 5 вопросов:
Верите ли вы в бессмертие?
Нет – 29 человек, верю – 5 человек (есть уже технологии); частично верю – 1 человек.
2 Хотите ли вы стать бессмертным?
Не хочу – 24 человека; хочу – 8 человек; верю в бессмертие души – 1 человек; вместе с семьей – 1 человек, вечно молодой – 1 человек.
3 Какому бы человеку из прошлого вы бы пожелали (ели бы от Вас зависело) стать бессмертным?
Никому – 20 человек, какому-то гению для пользы человечества – 14 человек.
4 Кому бы из современников Вы бы пожелали стать бессмертным?
Никому – 19 человек, какому- то гению для пользы человечества – 12 человек; своей семье- 4 человека.
5 Верите ли Вы, что в будущем возможно бессмертие? Хотели бы Вы этого?
Может наступить бессмертие – 18 человек, невозможно – 8 человек, не нужно это – 7 человека, может, но нельзя – 2 человека.
Из проведенного опроса автор сделала вывод, что дети не верят в бессмертие и не хотят быть бессмертными, при этом для пользы человечества пожелали какому-нибудь гению остаться бессмертным (частый ответ Гоголь Николай Васильевич, Петр I, Наполеон Бонапарт). А вот самый интересный ответ, многим хотелось бы, чтобы наш президент Путин Владимир Владимирович стал бессмертным современности. При всем этом, в будущем многие готовы верить в бессмертие, и лишь малая часть говорит, что этого не надо в жизни человека. При этом все обучающиеся рассматривают проблему бессмертия исключительно с физической точки зрения.
Древняя мечта человечества о бессмертии жива до сих пор. Исходя из современных достижений человек, может только омолаживаться и продлевать себе жизнь.
Кто только не искал могущественный эликсир бессмертия, ведь будем откровенными - умирать не хочется никому. Кто его знает, что нас ждет там за пределами жизни, когда-то, то что мы имеем сейчас такое материально и легко ощутимое. В чем же плюсы и минусы бессмертия и так ли оно желанно, если рассуждать без эмоций и страха смерти? Плюс бессмертия в том, что торопиться тогда никуда не надо и у вас всегда будет впереди целая вечность для того чтобы воплотить все свои планы и желания. Плюс в том, что отступает страх смерти и человек может просто радоваться каждому дню своей жизни не опасаясь, что завтра может не наступить, плюс в бесконечности времени на самосовершенствование, на изучение тайн и загадок природы. Но вспоминая легенду об Агасфере, который бродит по Земле уже почты 2000 лет подряд, нигде не находя себе места и покоя. Он устал от бесконечно долгой жизни, от того, что никак не может умереть и продолжить наконец-то путь, как и у каждого человека, на тот свет. Людям не хочется вечности. Минус если бессмертие доступно только одному, ведь тогда такое бессмертие путь к вечному одиночеству.
В некотором смысле, все мы бессмертны. Наша жизнь продолжается в детях, внуках, в наших потомках. Люди совершают открытия, двигают вперед научную мысль, преображая жизнь. Основная суть человеческой личности выражается в их творчестве, поступках, тем самым они утверждают свое более длительное существование по сравнению с жизнью простых людей.
Заключение
Герострат остался «бессмертен» на века своим варварским поступком в истории, литературе, о нем знает каждый школьник нашей планеты. Можно сказать, что он добился большей славы, чем мог только мечтать. Он обессмертил свое имя.
Родовой путь предполагает, что смысл человеческой жизни в продолжении рода, а потому человек обретает бессмертие в собственных детях, потомках. Причем это бессмертие и биологическое, через передачу генотипа, и духовное, через сохранение памяти о генеалогии рода, фамилии, и мистическое, через родовую систему предков-хранителей.
В древности были тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.
Основное различие между анимизмом и тотемизмом в том, что анимизм охватывает более широкое понимание духовности, верования о душах и духах, связанных с телом человека или верования в духов, ведущих независимое существование, а тотемизм связывает группы людей с определёнными животными или растениями, где есть жертвоприношения, где тотем становится культом для человека, т.е. власть религии над отношениями в социуме.
Даже в современном мире особое место среди символов занимает образ умершего. Образ умершего участвует в биографии человека и народа, направляя его семью и нацию.
Пример этому – традиция «Бессмертного полка», уникальный ритуал, который помогает поддерживать символическую связь с умершими родителями, бабушками и дедушками и удовлетворяющий как раз потребность в принадлежности к роду.
Проблема смерти оказала значительное влияние на человеческую культуру, традицию, философию и религию. Понятие смерти знакомо людям уже в глубокой древности, сталкиваясь с этим феноменом, люди пытаются найти ему объяснение, с одной стороны, а с другой найти способ избежать смерти. Эти две основные тенденции – понять и избежать остаются доминирующими при рассмотрении смерти и по настоящий момент.
В философии проблема смерти рассматривается в рамках двух основных парадигм:
• объективистской
• субъективистской.
Объективистская парадигма рассматривает смерть как естественное событие, закономерный конец жизненного пути.
Субъективистская парадигма рассматривает представление о человеческой жизни как высшей ценности, а смерти как величайшей трагедии. Хотя смерть и неизбежна, человек существует не ради смерти, но ради жизни и тех достижений, которые он способен в ней свершить. По этой причине смерть должна быть отодвинута как можно дальше.
Богословы всех конфессий обосновывают ценность религиозной идеологии для общества тем, что религия дает людям самую прекрасную идею бессмертия, которую не может дать человеку атеизм.
С религиозной точки зрения бессмертие человека состоит в том, что человеческая личность или ее душа продолжает, будто бы существовать и после смерти. Страх перед смертью привязанность к жизни породили веру в бессмертие человека.
Проблема смерти и бессмертия была предметом философского исследования на протяжении веков. Философы подходили к этой проблеме с разных точек зрения, приводя различные мнения и аргументы. Одни отстаивают возможность бессмертия через концепцию души, другие принимают неизбежность смерти и рассматривают ее как неотъемлемую часть нашего существования. Независимо от взгляда на проблему, вопрос о том, что происходит после смерти, остается загадкой, которая, возможно, никогда не будет полностью решена.
С научной точки зрения бессмертие невозможно, однако наука рассматривает способы увеличения срока жизни человека. По современным оценкам потенциальный срок жизни, ограниченный человеческим геномом составляет порядка двухсот лет, однако реальные условия жизни серьезно его сокращают. Кроме того, рассматриваются варианты продления жизни за счет пересадки и замены органов, «отправки в будущее» посредством заморозки в криогенных камерах, оцифровывания сознания.
Из проведенного опроса автор сделала вывод, что дети не верят в бессмертие и не хотят быть бессмертными, при этом для пользы человечества пожелали какому - то гению остаться бессмертным. При этом все обучающиеся рассматривают проблему бессмертия исключительно с физической точки зрения.
Смерти нельзя избежать. Ученые лишь пытаются отсрочить необратимое. Безумные эксперименты шокируют. Однако открытия, которые происходят во время опытов, обнадеживают человечество на пути к бессмертию. Важно на этом пути избежать соблазна заменить мораль наукой. Именно поэтому возникает новая наука – биоэтика.
Таким образом, автор считает, что поставленные в начале работы задачи решены, цель достигнута. Автор попытался показать, что вопросы смерти и бессмертия многогранны, что бессмертие надо рассматривать с разных точек зрения. Почему плохо быть бессмертным, если ты будешь приносить пользу людям, а не жить для себя. И как тут не вспомнить праздник Сретения и старца Симеона, который видел в бессмертии реальный смысл – он сможет увидеть Мессию. Живи для других, для счастья – и будешь бессмертным.
Список источников
Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002.
Иванов Е.М. Философия бессмертия. Саратов. «Научная книга», 2001. 80 с.
Рак И.В. «Мифы древнего и раннесредневекового Ирана». СПб., М. Журнал «Нева» «Летний Сад» 1997
https://proza.ru/2023/03/03/1716 Родовое бессмертие - часть бессмертия личного Эдуард Вайнштейн)
https://freud.online/articles/sila-roda-bessmertnyj-polk Сила рода, или как «Бессмертный полк» помогает психике «Клуб психологии и развития Наследие Фрейда»
https://www.rosbalt.ru/news/2016-09-23/istoriya-roda-delaet-nas-silnee-541341
https://zaochnik-com.com/spravochnik/kulturologija/kultura-pervobytnogo-obschestva/animizm
https://zaochnik-com.com/spravochnik/kulturologija/kultura-pervobytnogo-obschestva/kultura-i-totemizm/
https://www.thisgreece.ru/istoriya/1744-gerostrat
https://studbooks.net/819199/religiovedenie/smert_bessmertie_raznyh_kulturah (Смерть и бессмертие в разных культурах)
Приложение № 1
Верите ли вы в бессмертие?
1. Верите ли вы в бессмертие?
Да
Нет
Почему? Приведите аргументы?
2. Хотите ли вы стать бессмертным?
Да
Нет
Почему? Приведите аргументы?
3. Какому бы человеку из прошлого вы бы пожелали (ели бы от Вас зависело) стать бессмертным?
Почему? (даже если никому)
4. Кому бы из современников Вы бы пожелали стать бессмертным?
Почему? (даже если никому)
5. Верите ли Вы, что в будущем возможно бессмертие? Хотели бы Вы этого?
Да
Нет
Почему? (поясните)