Введение
Актуальность: Роль малого бизнеса для развития современной экономики очень велика. Однако для того, чтобы развивался непосредственно сам бизнес, он должен быть рентабельным. С ростом популярности идеи здорового питания в РФ, растёт и спрос на микрозелень. Микрозелень – это ростки, на которых появилось два листка, если больше, то микрозеленью это уже считаться не будет. Чтобы достичь такого состояния, растениям требуется от 10 до 20 дней в зависимости от сорта. Микрозелень обладает низкой калорийностью, высокой усвояемостью, способствует снижению холестерина, содержит в себе большое количество полезных веществ и выступает в роли антиоксиданта, очищая организм от вредных веществ. Всё это находит отклик среди людей, заботящихся о своём здоровье, число которых постоянно растёт.
Цель: составить бизнес-план по выращиванию микрозелени.
Задачи:
Изучение теоретических основ
Изучение актуальности, особенностей и перспектив бизнеса
Изучить целевую аудиторию
Провести анализ конкурентов
Разработать финансовую часть проекта
Разработать маркетинговую стратегию
Провести SWOT-анализ
Методы исследования:
Сбор и обработка статистической информации
Изучение агротехнической литературы
Анализ рынка и маркетинговое исследование
Объект исследования: выращивание и продажа микрозелени.
Предмет исследования: расходы на ведение бизнеса, предпринимательские риски, расчёт возможной прибыли.
Гипотеза: гипотеза исследования заключается в предположении, что при минимальных финансовых и трудовых затратах на выращивании микрозелени можно получить небольшой, но стабильный доход от её продажи.
1. Теоретическая часть
Малый бизнес играет ключевую роль в экономике Российской Федерации, внося значительный вклад в общий ВВП страны. Он способствует сокращению безработицы и увеличению числа рабочих мест, что в свою очередь помогает стимулировать экономический рост. Малые предприятия также способствуют разнообразию товаров и услуг на рынке, повышая конкуренцию и качество предложения. Однако сектор малого бизнеса сталкивается с рядом проблем, таких как высокие налоговые и административные барьеры, сложная доступность кредитования, а также нестабильность законодательной базы. Для поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в России государство предпринимает такие важные решения, как субсидии на открытие и развитие малых предприятий, льготы по налогам для стартапов, обучение предпринимателей и консультационная поддержка. Кроме того, упрощаются процедуры регистрации и лицензирования бизнеса, а также обеспечивается доступ к финансированию через государственные программы. Такие решения способствуют увеличению числа малых предприятий, их конкурентоспособности и вкладу в экономику страны. Важно продолжать усилия в этом направлении для создания благоприятной среды для роста и процветания малого бизнеса в стране.
Вывод: изучена роль малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, их проблемы.
2. Характеристика бизнеса
2.1. Специфика бизнеса
Данная ниша в РФ мало занята, что позволяет достичь высокой прибыльности бизнеса за счёт низкой конкуренции и высокой себестоимости микрозелени. Несмотря на то, что популярность микрозелени в РФ растёт, осведомлённость общества о ней остаётся невысокой, в связи с чем потребуется хорошая реклама такого продукта. На начальном этапе бизнеса следует выбирать те сорта микрозелени, которые требуют наименьших затрат на посев, но дают высокую урожайность, обладают наименьшим сроком вегетации и пользуются наибольшим спросом у потребителя. Говоря о спросе, нужно учесть, что наибольшей популярностью среди физических лиц, по статистике, основанной на опыте производителей, микрозелень пользуется весной и осенью, на это влияет и психологический фактор, связанный с тем, что весной человеку хочется приблизить для себя лето, а осенью хочется вернуть в свой рацион продукты, ассоциирующееся с летним сезоном. Может возникнуть мысль, что наибольшим спросом микрозелень должна пользоваться зимой, когда растительной пищи на прилавках становиться меньше, однако предприниматели, специализирующееся на выращивании микрозелени, объясняют, что зимой потребности нашего организма снижаются, биологические процессы замедляются, а световой день становится короче. Всё это оказывает влияние на приобретение товара потребителем. Летом же спрос на микрозелень наименьший, поскольку магазины пестрят изобилием зелени, овощей и фруктов, а цена на них снижается. Кафе и рестораны больше всего приобретают микрозелень в периоды новогодних праздников, свадебных сезонов и выпускных. За счёт этого можно компенсировать падение спроса среди физических лиц зимой и летом и не уйти в убыток. Для организации бизнеса на начальном этапе потребуется небольшая площадь - склад или подвальное помещение (желательно не менее 60 м2).
2.2. Анализ рынка
Таблица 1. Каналы сбыта продукции.
Продажа через интернет-сайт |
Продажа через социальные сети |
Фермерские магазины |
Магазины здорового питания |
Кафе и рестораны |
Сельскохозяйственные выставки |
Частные заказы |
Фитнес-центры и йога-студии |
Таблица 2. Целевая аудитория среди физических лиц.
Люди, придерживающееся ЗОЖ |
Люди, находящиеся на низкокалорийной диете и диете при повышенном холестерине |
Вегетарианцы |
Молодые люди |
Люди с проблемами ЖКТ |
Таблица 3. Анализ конкурентов.
Название организации |
Метод реализации продукции |
Радиус доставки |
Продукция |
Green Coin |
Интернет-сайт, социальные сети |
Москва, Московская область |
Бэби-салаты |
Микрозелень |
|||
Съедобные цветы |
|||
VolMixGRab |
Интернет-сайт, социальные сети |
Москва |
Микрозелень |
2.3. Метод выращивания
Метод выращивания: гидропоника
Гидропоника – способ выращивания растений на искусственных средах без почвы, питание растения будут получать из питательного раствора, который циркулирует по субстрату.
Таблица 4. Плюсы выращивания на гидропонике.
Рациональное использование удобрений |
Отсутствие необходимости избавления от сорняков |
Эффективное использование пространства |
Большое количество зелени на выходе |
Создание условий для реализации потенциала растений |
Вывод: была изучена специфика и особенности ведения бизнеса, проведён анализ рынка (изучены каналы сбыта продукции, проведён анализ конкурентов и целевой аудитории), изучен метод выращивания, его плюсы и минусы.
3. Финансовый план
3.1. Средства, необходимые для реализации бизнеса
Таблица 5. Основная информация.
Форма организации |
Индивидуальный предприниматель |
Система налогообложения |
ЕСХН (6%) |
Метод реализации бизнес-плана |
Привлечение кредитных средств |
Адрес помещения |
г. Москва, ул. Живописная, д.5к.6 |
Площадь помещения |
80м2 |
Метод реализации продукции |
Интернет-сайт, социальные сети |
Радиус доставки |
Москва, ближайшее Подмосковье |
Для осуществления оплаты – расчётный счёт
Таблица 6. Организационные расходы.
Наименование |
Стоимость, руб. |
|
Оборудование |
Гидропонная стеллажная пятиуровневая ферма для выращивания микрозелени (в комплекте 5 фитосветильников, система подтопления, автоматическое включение света/полива) (6 единиц) |
719 400 |
Торговые весы |
4 000 |
|
Лабораторные весы |
27 000 |
|
Трёхсекционная мойка |
75 000 |
|
Холодильный шкаф |
169 000 |
|
Производственный стол |
19 914 |
|
Инструменты (ножницы, совки, опрыскиватели и т.д.) |
5 000 |
|
Бактерицидная лампа |
15 000 |
|
Термогигрометр |
10 000 |
|
Льняные коврики |
12 960 |
|
Прочее |
Создание сайта |
20 000 |
Регистрация ИП |
3 800 |
|
ИТОГО |
1 081 074 |
Таблица 7. Сорта микрозелени, планируемые для выращивания.
Вид микрозелени |
Кол-во семян на лоток, гр. |
Кол-во семян на установку, гр. |
Урожайность с лотка, гр. |
Урожай с установки, гр. |
Срок вегетации |
Горчица |
6 |
810 |
35 |
4725 |
10 |
Капуста |
4 |
540 |
35 |
4725 |
12 |
Кресс-салат |
4 |
540 |
25 |
3375 |
10 |
Шнитт-лук |
6 |
810 |
35 |
4725 |
10 |
Редис |
7 |
945 |
45 |
6075 |
10 |
Базилик |
1,5 |
202,5 |
25 |
3375 |
12 |
Таблица 8. Производительность установки для выращивания.
Полезная площадь, м2 |
3,78 |
Посевная площадь, м2 |
2,25 |
Количество лотков на ярус, шт. |
27 |
Количество лотков на установку, шт. |
135 |
Таблица 9. Стоимость готовой продукции.
Вид микрозелени |
Количество |
Стоимость, руб. |
Горчица |
1 лоток (50 гр.) |
220 |
Капуста |
220 |
|
Кресс-салат |
230 |
|
Шнитт-лук |
310 |
|
Редис |
230 |
|
Базилик |
480 |
Таблица 10. Постоянные расходы предприятия в месяц.
Наименование |
Сумма, руб. |
Аренда помещения |
60 000 |
Коммунальные платежи |
25 000 |
Страховые взносы на ОПС, на ОМС |
49 500 |
ЕСХН (6% с прибыли) |
41 067 |
Выплаты по кредиту |
33 192 |
Лизинг легкового фургона |
47 209 |
Реклама |
47 000 |
Таблица 11. Примерные переменные издержки в месяц.
Покупка семян |
70 200 руб. |
Удобрения |
|
Упаковочные материалы |
|
Бензин |
|
Спецодежда и перчатки |
|
Электроэнергия |
Таблица 12. Кредит.
Банк |
Совкомбанк |
Название |
Без залога для ИП |
Сумма |
1 081 074 руб. |
Срок |
5 лет |
Платёж в месяц |
33 192 руб. |
Таблица 13. Расчёты за месяц.
Первоначальные вложения |
1 081 074 руб. |
Доход |
684 450 руб. |
Маржинальная прибыль |
614 250 руб. |
Маржинальная рентабельность |
89,7% |
Валовая прибыль |
446 558 руб. |
Операционная прибыль |
352 349 руб. |
Операционная рентабельность |
51,5% |
Чистая прибыль |
311 282 руб. |
Рентабельность продаж |
45,5% |
Рентабельность бизнеса |
28,8% |
Таблица 14. Выход на точку безубыточности.
В натуральном выражении |
1198 лотков/месяц |
В денежном выражении |
335 381 руб./месяц |
Таким образом в месяц нужно продавать 1198 лотков микрозелени на сумму 335 381 руб., чтобы покрыть все затраты и начать получать прибыль.
Таблица 15. Срок окупаемости.
Сумма вложений |
1 081 074 руб. |
Планируемая чистая прибыль в мес. |
311 282 руб. |
Срок окупаемости |
≈ 5 месяцев |
График 1. Окупаемость.
Вывод: были посчитаны необходимые затраты на реализацию бизнеса и запуск его работы, посчитаны постоянные и переменные издержки предприятия в месяц, рассчитана примерная прибыль в месяц. Посчитан объём продаж, необходимый для выхода на безубыточность, рассчитан срок окупаемости, который составит примерно 5 месяцев. Бизнес-идея рентабельна и эффективна.
4. Маркетинговый план
Таблица 16. Физические лица.
Реклама в интернете |
Реклама в социальных сетях |
Посещение сельскохозяйственных ярмарок |
Посещение форумов, связанных со здоровым питанием и образом жизни |
Разработка логотипа и наклеек на упаковку |
Таблица 17. Юридические лица.
Отслеживать появление новых ресторанов |
Делать ставку на вкус больше, чем на полезность |
Преподносить продукт, как некое «ноу-хау» |
Налаживать контакты с шеф-поварами и рестораторами |
Участие в тендерах на поставку зелени |
Бюджет на рекламу в месяц: 47 000 руб.
Вывод: было проведено маркетинговое исследование, разработана маркетинговая стратегия, как для физических, так и для юридических лиц.
5. SWOT-анализ
Таблица 18. SWOT-анализ.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Качественная и здоровая продукция |
Сложность хранения |
Увеличение рынка сбыта |
Увеличение конкуренции |
Не требует больших вложений |
Сложность транспортировки |
Увеличение посевных площадей |
Рост издержек |
Высокая прибыль |
Слабая узнаваемость товара |
Освоение новых методов маркетинга |
Снижение спроса |
Отвечает современным трендам на здоровое питание |
Отсутствие репутации |
Рост осведомлённости общества о здоровом питании |
Плохое качество семян |
Сверхбыстрый цикл развития растений |
Вывод: был проведён SWOT-анализ, в ходе которого проанализированы сильные и слабые стороны бизнес-идеи, её перспективы и возможные угрозы.
6. Разрешительная документация
Таблица 19. Разрешительная документация.
Заявление Р21001 |
Заявление на ЕСХН |
Уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности |
Разрешение от Санитарно-эпидемиологической станции |
Разрешение от пожарной станции |
Квитанция об оплате государственной пошлины |
Копия свидетельства ИНН |
Копия паспорта |
Вывод: была изучена разрешительная документация, необходимая для открытия бизнеса.
Заключение
В процессе работы над проектом были изучены проблемы малого и среднего предпринимательства, а также их роль в экономике РФ. При написании работы использовалась литература в сфере менеджмента и маркетинга. Изучена актуальность выращивания микрозелени. Была поставлена цель, заключающаяся в составлении бизнес-плана для открытия ИП по выращиванию микрозелени, для достижения которой потребовалось выполнить следующие задачи: изучить теоретические основы, особенности ведения бизнеса, каналы сбыта продукции, целевую аудиторию, провести анализ конкурентов, составить маркетинговый и финансовый план, провести SWOT-анализ. Была поставлена гипотеза, установлены объект и предмет исследования. Был определён метод выращивания микрозелени, его минусы и плюсы. Задача предприятия – выращивание качественной продукции и её последующая реализация с целью получения прибыли. Рассчитаны организационные расходы, необходимые для открытия бизнеса и запуска его работы, рассчитаны постоянные и переменные издержки предприятия, а также примерная прибыль в месяц. Установлен объём продаж, необходимый для выхода на безубыточность. Рассчитан срок окупаемости, который составляет 5 месяцев. Была разработана маркетинговая стратегия и проведён SWOT-анализ, в ходе которого были проанализированы сильные и слабые стороны бизнес-идеи, её перспективы и возможные угрозы. Изучена разрешительная документация, необходимая для открытия бизнеса.
Данный род деятельности является перспективным, поскольку он не требует больших финансовых вложений, набирает популярность среди потребителей, прост в реализации, для такого бизнеса достаточно небольшого количества сотрудников, не требуются глубокие знания в аграрной сфере.
Организовать этот бизнес под силу любому человеку, особенно новичку в этом деле. По мере развития появится возможность масштабирования бизнеса: увеличения посевных площадей, найм сотрудников, увеличение радиуса работы.
Список использованных источников
Герчикова И. Н. Менеджмент/ И. Н. Герчикова// ЮНИТИ-ДАНА. – 2017. - №4. – 512 с.
Зуб А. Т. Современный менеджмент: управление организацией/ А. Т. Зуб// Питер. – 2024. - №1. – 321 с.
Кутепова А. Д. Проблемы правового регулирования малого и среднего бизнеса в современной России // https://web.snauka.ru/issues/2023/11/100928
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 18.07.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2162.
Рабаджи Н. И. Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России // https://apni.ru/article/2509-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa
Тарасова А. Ю. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
Цветков А. Н. Менеджмент/ А. Н. Цветков// Питер. – 2010. - №1. – 191 с.