ВВЕДЕНИЕ
Во втором классе мы командой приняли участие в краевой игре по финансовой грамотности «Киндерфин». Нам игра очень понравилась, поэтому мы решили глубже разобраться в основах финансовой грамотности.
При подготовке к следующей игре, изучая тему «деньги», мы столкнулись с проблемой, что информация очень тяжело запоминается. Было принято решение, полученную информацию наглядно представить в интерактивном и игровом формате.
Для выявления уровня знаний по теме «деньги» нами был проведен опрос (прил. 1). В результате мы выявили, что 90 % опрошенных не разбираются в теме «деньги». Но в то же время, 95 % опрошенных на вопрос: «Интересна ли Вам тема: «деньги», ответили - да». Можно сделать вывод, что большинство дали неверные ответы, но хотели бы овладеть этими знаниями.
Цель проекта – создать интерактивный тренажер на тему: «Увлекательное путешествие в мир денег».
Задачи проекта:изучить и систематизировать информацию по теме «деньги»,разработать макет тренажера,выпустить интерактивный тренажер на тему «Увлекательное путешествие в мир денег».
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Тренажер будет увеличивать заинтересованность детей.
Полученная информация будет запоминаться и усваиваться быстрее.
Возможность самостоятельного изучения и тренировки в любом месте.
Многоразовое использование.
Методы исследования: сбор данных, анализ, систематизация, макетирование, опрос.
Финансовая грамотность, на сегодняшний день, является одной из ведущих и новых проблем в России. Изучать вопросы, связанные с финансовой грамотностью нужно с 1 класса, а лучше еще раньше. Современный человек и дня не может обойтись без денег, они нужны постоянно и в разной форме.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕНЕГ
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ
Много тысяч лет назад люди обходились без денег. Всё для жизни они получали от природы. Люди сами изготавливали вещи, инструменты, жилища и добывали себе еду. Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали одно, а в другом – другое. Тогда они придумали менять свои предметы труда друг с другом [6]. Так появился бартер – это обмен одного товара на другой. Но тут возникла другая проблема, что не всегда твой товар был нужен другому человеку. И чтобы получить нужную вещь, приходилось сделать 5-10 обменов. Это было неудобно.
Чтобы упростить обмен, люди придумали использовать при обмене товары, которые всем нужны, долго хранятся и не портятся, но при этом являются достаточно ценными и назвали их товарными деньгами. У каждого народа были свои товарные деньги. В Эфиопии в качестве денег выступали небольшие плитки соли, в Индии – морские ракушки, в Мексике какао-бобы, на Руси в ходу были «меховые» деньги – шкуры зверей.
Затем появились первые металлические деньги, они были в виде брусков, колец, прутиков, слитков. Преимуществом таких денег было то, что они не портились и не занимали много места. Первые круглые монеты стали чеканить в 630-620 гг. до н.э. в Лидии.
Первые бумажные деньги появились в 910 г. в Китае. В то время в ходу были чугунные монеты, людям приходилось носить с собой тяжелые связки монет. Тогда люди додумались оставлять деньги на хранение у купцов, а взамен получали специальную расписку - бумагу с подписью и печатью.
В 50-х годах прошлого века в США придумали кредитные карточки или «пластиковые деньги». Это прямоугольник с различными символами и защитными средствами, который выдает банк. Сейчас ее называют банковская карта. Деньги на ней находятся в безналичной форме, в электронном виде.
КАКИЕ ДЕНЬГИ БЫЛИ РАНЬШЕ В РОСССИИ
Товарными деньгами в Древней Руси служили - «меховые деньги». Шкуры очень ценились, т.к. добыть ловкого зверька не так-то просто, ведь оружия в ту пору еще не было, а зимы были холодными. Самые популярные шкурки считались – шкурки куницы и назывались «куны». Так же в качестве товарных денег на Руси использовали мелкие раковины каури.
Затем на Руси появились первые иностранные серебряные монеты - арабские дирхемы. Эти монеты были крупными и очень тонкими. За один дирхем давали одну куну, поэтому со временем название «куна» перешла и на арабский дирхем [6].
Большую часть монет люди переплавляли и делали из них серебряные украшения в виде обручей. Такие обручи называли «гривна» от слова «грива». Позже гривнами стали называть палочки из серебра. Весила гривна 200 грамм, а размером была с карандаш. За нее давали 25 куньих шкурок. Иногда было неудобно расплачиваться гривной, когда товар стоил пол гривны. Поэтому, люди придумали рубить гривну, так впервые появилось слово «рубль» [3].
Монеты оказались удобнее, чем серебряные палочки и отрубленные от них кусочки. Вскоре вместо гривен на Руси стали изготавливать настоящие монеты из серебра. Одна монета называлась «денга», так появилось слово «деньги». В каждом княжестве был свой правитель и свои серебряные монеты. Они выглядели и стоили по-разному. Это было неудобно для торговли. Поэтому, когда Русь стала единым государством, все монеты запретили и была создана общая для всех серебряная монета копейка. Через сто лет после копейки появились новые монеты – грош (равнялся 2 копейкам) и алтын (равнялся 3 копейкам).
При Петре I появилась первая серебряная монета номиналом 5 копеек, в народе ее называли «пятак». Монеты в 10 копеек (гривенник), 25 копеек (полу полтинник) и 50 копеек (полтинник). Так же при Петре I впервые появилась монета РУБЛЬ (до этого рублем назывались частички от гривны). Первый рубль был серебряный и равнялся 100 копейкам.
Во время правления Екатерины II впервые на Руси появились бумажные деньги - ассигнации. Первые ассигнации были сделаны не из бумаги, а из старых дворцовых салфеток и скатертей.
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН
Все денежные средства, которые в наше время находятся в обращении делятся на наличные и безналичные. К наличным денежным средствам относятся монеты и банкноты (купюры). К безналичным деньгам - банковские карты, т.е. электронные деньги.
Рис. 1 – Структура монеты
Рассмотрим состав монеты (рис. 1). Монета имеет две стороны - аверс и реверс. Аверс – это лицевая сторона монеты. Обычно на аверсе изображается герб или образ короля. В России это герб в виде двуглавого орла, поэтому в народе эту сторону называют «орел». Оборотная сторона монеты называется реверс, в народе ее называют «решка». На ней всегда изображено число, которое означает номинал, то есть покупательную силу монеты. В России сейчас находятся в обращении монеты номиналом 10 коп., 50 коп., 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.
У каждой монеты есть ребро с насечками. Оно похоже на узкий поясок и называется гуртом. По-немецки слово гурт обозначает «пояс». Все надписи, которые имеются на монете (год, страна, имя правителя) – называются легендой. Все монеты выпускаются на монетных дворах (предприятие, где чеканят монеты), подконтрольных Центробанку. В России существуют два монетных двора - в Москве и Санкт Петербурге.
Рассмотрим банкноты, по-другому их называют купюры. Банкноты – это денежный знак, изготовленный из бумаги. Купюра имеет две стороны: лицевая сторона, где изображен двуглавый орел, и оборотная сторона, где напечатан год выпуска банкноты. В отличии от монеты, номинал банкноты обычно обозначен не на одной стороне, а на обеих. На каждой купюре есть свой индивидуальный номер, он не может повторяться.
Сейчас в нашей стране в обращении купюры номиналом: 5 руб., 10 руб., 50 руб., 100 руб., 1000 руб., 2000 руб. и 5000 руб. Так же нужно быть внимательным и уметь отличить поддельные деньги от настоящих. Для этого у купюр есть специальные, защитные знаки.
Эмиссию (выпуск) бумажных рублей проводит Банк России посредством заказа их печати у филиалов АО «Гознак». Фабрики по производству бумажных денег находятся в Москве и в Перми.
На свете почти 200 стран и в каждой из них свои деньги - их называют валютой. Самые популярные сейчас это американская валюта – доллар, и валюта стран Евросоюза – евро. Для того, чтобы обменять одну валюту на другую, например рубли на доллары, нужно обратиться в банк.
В настоящее время нельзя представить современный мир без электронных (безналичных) денег. Россияне пользуются пластиковыми картами российской платежной системой МИР. У каждого человека своя пластиковая карта, которая привязана к счету в банке. Человек в любой момент может снять наличные деньги в банкомате, либо расплатиться самой картой. Электронные деньги – это очень удобный и современный вид денег, но нужно быть осторожным и остерегаться мошенников.
Люди очень часто коллекционируют и изучают денежные знаки – это очень увлекательно и модно. Особо ценятся те денежные знаки, которые вышли из обращения. Коллекционируют как купюры, так и монеты. Людей, которые коллекционируют бумажные деньги называют бонистами. А людей, которые коллекционируют монеты – нумизматами.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ТЕМУ: «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЕНЕГ»
2.1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР
Тренажер – это учебно-тренировочное пособие для отработки полученных знаний. Тренажер помогает глубоко и осознанно освоить материал, выработать усидчивость и внимательность. А занимательные задания активизируют творческий потенциал детей и вызывают интерес к учебе. Такой тренажер помогает сэкономить не только время, но и деньги, так как бумажный вариант многоразовый, а интерактивные задания находятся в сети internet.
Тренажер выполняет две функции:
Наглядно-демонстрационная – включает в себя теоретический материал по теме «деньги».
Тренировочная – включает в себя выполнение практических и интерактивных заданий на отработку темы.
Алгоритм работы с тренажером: сначала нужно попытаться ответить на вопросы самостоятельно, затем проверить себя. Для этого в специальных интерактивных кармашках, развертках, блокнотах можно найти всю необходимую информацию. Далее перейти по qr коду и выполнить интерактивные задания.
Плюсы интерактивного тренажера:
Самостоятельное изучение и тренировка,
Наглядность представления новой информации,
Современная и интересная подача сложной информации,
Закрепление полученных знаний,
Многоразовое использование.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА
Этап: Сбор информации.
Для этого изучаем учебную литературу, словари и интернет-источники по теме «деньги», отбираем важную и нужную информацию, интересные факты.
Этап: Составление плана тренажера.
Для этого систематизируем всю полученную информацию и структурируем все данные, которые нужно будет отразить в тренажере.
Мы составили следующий план тренажера:
История появления денег,
История денег в России,
Современные монеты,
Современные банкноты,
Валюты разных стран,
Ребусы и загадки,
Фразеологизмы о деньгах,
Пословицы и поговорки,
Разное,
Интерактивные задания, черновик.
Этап: Оформление макета тренажера.
Для оформления макета нам понадобится: ноутбук, программа Microsoft word, картинки из интернета (рис. 2).
П ридумываем и выбираем интересную форму подачи, как представить теоретическую и практическую часть тренажера. Это могут быть: кармашки, конверты, развертки, липучки, кроссворды, тесты, анаграммы, и т.д.
Продумываем внешний вид тренажера, его дизайн и оформление. Как будет выглядеть тренажер (текст, шрифт, цвет страниц, картинки).
В таблице 1 представлен макет страниц интерактивного тренажера «Увлекательное путешествие в мир денег».
Таблица 1
Макет тренажера по теме «Деньги»
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ, ВНЕШНИЙ ВИД |
СОДЕРЖАНИЕ, НАПОЛНЕНИЕ |
1 |
Обложка |
Отражает тему тренажера |
2 |
И стория появления денег |
Теоретическая часть:
Практическая часть: 1. Расположить карточки- липучки в порядке появления денег. |
3 |
И стория денег в России |
Теоретическая часть:
историей возникновения денег в России.
фактами о деньгах России. Практическая часть 1. Расположить карточки- липучкив порядке появления денег. 2. Анаграммы (отгадай и запишиназвания денег на Руси). |
4 |
С овременные монеты России |
Теоретическая часть:
из чего состоит монета. Практическая часть 1.Описать структуру монеты, расположив карточки-липучки. 2. Разгадать кроссворд. |
5 |
С овременные банкноты России |
Теоретическая часть:
Практическая часть:
|
6 |
В алюты разных стран |
Практическая часть:
|
7 |
Р азгадай ребусы и загадки |
Практическая часть:
|
8 |
Ф разеологизмы |
Практическая часть:
|
9 |
Пословицы и поговорки |
Практическая часть:
|
10 |
Разное |
Практическая часть: 1.Установить соответствие между выражениями и их значениями.
|
11 |
Интерактивные задания на повторение + черновик |
Практическая часть:
|
этап. Распечатка макета тренажера.
Переходим к распечатке макета тренажера и его элементов (рис. 3).
Для этого нам понадобится: ноутбук, цветной принтер, бумага и много свободного времени. Отправляем на цветную печать все заготовленные страницы и элементы тренажера.
этап. Вырезание и ламинирование.
Для этого этапа нам понадобится ламинатор (можно взять утюг), ламинирующая пленка, ножницы. Ламинируем страницы тренажера (рис. 4-5). Вырезаем распечатанные элементы тренажера (карточки, конвертики) и тоже ламинируем.
6 этап. Создание интерактивных заданий в сети интернет.
Для создания интерактивных заданий мы используем сайт: https://learningapps.org/. Для возможности создания и сохранения интерактивных заданий необходимо зарегистрироваться на платформе. С подробным алгоритмом создания интерактивного задания, на примере «Найди пару» по теме: банкноты России можно ознакомится в приложении 2.
Для перехода к интерактивным заданиям, можно использовать два способа: это поделиться прямой ссылкой на коллекцию упражнений, или копировать QR код в правом нижнем углу страницы.
этап. Сборка тренажера.
Для этого этапа нам понадобятся канцтовары: наноскотч (он крепкий), липучки, ножницы, фломастер на водной основе, кольца, дырокол, спироплет с пружинами.
Рис. 6
С помощью наноскотча и липучек приклеиваем все элементы на основные страницы тренажера. Далее страницы тренажера соединяем в альбом (рис. 6), с помощью спироплета проделываем отверстия в страницах тренажера, и одеваем страницы на пружину. В конце страниц прикрепляем конверт, где будет хранится фломастер и блокнот с правильными ответами. Интерактивный тренажер «Увлекательное
путешествие в мир денег» готов к использованию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА
Использовать тренажер может один человек, изучая и тренируясь дома, в машине, на отдыхе, в школе и т.д. Очень удобно, что вся нужная информация представлена в тренажере очень четко, кратко, интересно и наглядно. При этом, не нужно обращаться к другим источникам и искать ответы на вопросы. Вся нужная информация по исследуемой теме находится в тренажере.
С тренажером можно работать и в команде. Организовать от одной и более команд, раздать по тренажеру и выполнять задания на скорость, соревнуясь друг с другом. Такая работа интересна и увлекательна, так как есть дух соперничества.
Мы с ребятами в классе апробировали тренажер (рис 7-8), всем очень понравилось. Планируем продолжить наши тренировки. Так же можно отправлять ссылку или QR код на интерактивные задания. Это очень модно и интересно, ведь современные дети любят гаджеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы с уверенностью можем сказать, что для детей очень важно, чтобы вся информация была доступно, наглядно и современно представлена, так как это очень интересно, увлекательно и удобно.
С этой целью полностью справился созданный нами интерактивный тренажер. Ребята разбирались, разглядывая страничку за страничкой. Им было так интересно, что они сами не заметили, как запомнили много нового. Некоторые ребята даже просили домой, чтобы потренироваться и поиграть. Так же мы увидели, что нам в классе недостаточно одного такого тренажера. В ближайшее время мы планируем сделать еще несколько, чтобы играть в классе командами на скорость. Уверена, что знания, полученные из тренажера, пригодятся нам на всю жизнь, их можно использовать в повседневной жизни.
Наличие интерактивных заданий с переходом по qr коду очень заинтересовали ребят. Использование современных интернет-сервисов и технологий благоприятно влияет на процесс изучения. Их плюс в том, что одновременно можно делать всем детям вместе не обязательно в школе, но и дома. Это современный и модный способ представления информации, как показала тренировка, так же и очень эффективный метод.
На диаграмме (рис. 9) представлен результат опроса ребят по теме «деньги» до начала занятий на интерактивном тренажере, из которого видно, что 90% опрошенных не разбираются в исследуемой теме.
Дополнительно для выявления уровня знаний ребят после обучения на интерактивном тренажере, нами п овторно был проведен опрос (приложение 2). Результат опроса после тренировки представлен на диаграмме
(рис. 10). Как мы видим, знания ребят по исследуемой теме увеличились многократно, что говорит об эффективности созданного тренажера.
Так же на вопрос «Интересны ли вам такие тренажеры, все ребята ответили
– да», это говорит, о том, что такая форма представления новой и тяжело запоминающейся информации увлекательна и занимательна для ребят.
В результате реализации проекта цель достигнута, задачи выполнены. Можно с уверенностью сделать вывод, что созданный интерактивный тренажер на тему: «Увлекательное путешествие в мир денег» оправдал ожидаемые результаты. Интерактивный тренажер увеличивает заинтересованность не только детей, но и взрослых, полученные знания усваиваются и запоминаются быстрее, повышается интерес к учебе, возможность самостоятельного изучения и тренировки, что так необходимо младшим школьникам, современная подача сложной информации.
В дальнейшем мы планируем и дальше развивать тему финансовой грамотности, так как еще много тем с которыми можно и нужно разбираться. Вопросы, связанные с финансовой грамотностью, на сегодняшний день, имеют большое значения для детей и всего общества. Чем раньше дети грамотно научатся относится к собственным денежным средствам, тем более успешными они будут, когда вырастут. Так же мы думаем, что такие тренажеры в изучении других тем финансовой грамотности и в других областях знаний будут тоже успешными, нужными и актуальными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гоппе Е., Корлюгова Ю. «Финансовая грамотность» 3-4 класс. Bako 2023 г.
Максютов Т «Куны, каури, копейки», Антология, 2022 г.
Моторо Н. П., Новожилова Н. В., Шалашова М. М. «Основы финансовой грамотности для 1-4 классов», Москва 2019 г.
Розе Т. В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей», ОЛМА Медиа Групп, Москва, 2012 г.
Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей», ОЛМА Медиа Групп, Москва 2012 г.
Федин Сергей «Финансовая грамотность», учебник 2-3 класс. Bako, 2023 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
https://моифинансы.рф
http://школа.вашифинансы.рф
https//fms.hse.ru
https://learningapps.org/
Приложение 1.
ОПРОС
Как назывались первые деньги на Руси? Выбери один вариант ответа:
А) рубль
Б) гривна
В) денга
Г) копейка
2. Для чего внутри монеты делали отверстие?
А) для экономии металла
Б) удобно носить, нанизывая на нить (как бусы)
В) отличный знак от других монет
3. От чего произошло слово «копейка»?
А) копить
Б) всадник с копьем
В) закопать
4. Как называют человека, который коллекционирует бумажные деньги?
А) нумизмат
Б) бонист
В) коллекционер
5. В какой стране появились первые бумажные деньги?
А) Россия
Б) США
В) Китай
6. Достопримечательности какого города изображены на современной купюре в 1000 рублей?
А) Москва
Б) Ярославль
В) Хабаровск
7. Интересна ли тебе тема «деньги»?
А) да
Б) нет
Приложение 2.
Алгоритм создания интерактивных заданий
В адресной строке набираем адрес http://learningapps.org.
Нажимаем «Новое упражнение».
Выбираем нужный шаблон упражнения (кроссворд, найди пару, хронологическая линейка и прочее). Мы выбираем «Найди пару».
Нажимаем «Создать новое упражнение».
Заполняем поле «Название упражнения».
Заполняем поле «Задание упражнения» (что конкретно нужно сделать в этом задании).
Задаем пары и соответствия. Это может быть текст и видео, аудио и текст, картинка и текст, текст и текст. Заполняем первую пару. Первый элемент пары – добавляем картинку купюры номиналом 5 рублей. Второй элемент пары – текст «Нижний Новгород». Аналогично заполняем следующие пары.
В блоке «Обратная связь» вводится текст, который будет появляться, если задание выполнено верно.
В блоке «Помощь» создаются некоторые подсказки, как решить задание. Они могут быть доступны пользователю через небольшой значок в верхнем левом углу. Так же это поле можно оставить пустым.
Нажимаем кнопку «Завершить и показать в предварительном
просмотре».
Проверяем все внесенные данные, если все верно, сохранить
упражнение. Если нашли ошибки, то нажать «настроить еще раз».
Приложение 3.
ОПРОС
Как назывались первые деньги на Руси? Выбери один вариант ответа:
А) рубль
Б) гривна
В) денга
Г) копейка
2. Для чего внутри монеты делали отверстие?
А) для экономии металла
Б) удобно носить, нанизывая на нить (как бусы)
В) отличный знак от других монет
3. От чего произошло слово «копейка»?
А) копить
Б) всадник с копьем
В) закопать
4. Как называют человека, который коллекционирует бумажные деньги?
А) нумизмат
Б) бонист
В) коллекционер
5. В какой стране появились первые бумажные деньги?
А) Россия
Б) США
В) Китай
6. Достопримечательности какого города изображены на современной купюре в 1000 рублей?
А) Москва
Б) Ярославль
В) Хабаровск
Нравятся ли тебе такие тренажеры?
А) да
Б) нет
Приложение 4