ВВЕДЕНИЕ
В современном мире детям и взрослым необходимо умение обращаться с деньгами. Родители могут помочь подросткам, развивая навыки финансовой грамотности и денежные привычки. Поэтому тема моего проекта «Карманные деньги: их значение для школьников 12-13 лет» очень актуальна на сегодняшний день.
Деньги и карманные деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Говорить о деньгах, карманных деньгах никогда не рано. Необходимо постепенно вовлекать подростка в финансовую жизнь семьи. Тема исследования заинтересовала меня, потому что на занятиях по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» ребята стали обсуждать использование карманных денег. В ходе дискуссий мы разошлись во мнениях. И поэтому я решил выяснить, как подростки предпочитают тратить свои карманные деньги.
Цель исследования:
- выявить, какую роль играют карманные деньги в жизни школьника 12-13 лет;
- изучить процесс получения и использования карманных денег школьниками 12-13 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить, что такое карманные деньги и насколько эффективно используют ученики 12-13 лет карманные деньги;
2.Ознакомиться с литературой по данному вопросу;
3.Обозначить основные преимущества и недостатки карманных денег;
4.Разработать анкету для учащихся и выявить их отношение к деньгам, путем анкетирования школьников 12-13 лет (6-е классы);
5.Определить отношение к карманным расходам в 12-13 лет; выявить основные статьи расходов карманных денег;
6.Разработать анкету для родителей и выявить их отношение к карманным деньгам, путем анкетирования родителей школьников 12-13 лет.
Материалы и методы исследования:
- информационный метод (изучение литературы по данной теме);
- метод опроса учеников 6-х классов и родителей МАОУ «СОШ №25 г.Челябинска».
Объектом исследования являются карманные деньги и умение ими пользоваться, а также ученики 6-го класса МАОУ «СОШ №25 г.Челябинска».
Гипотеза:
Карманные деньги способствуют полноценному развитию ребенка. Если у школьников имеются карманные деньги, то они будут учиться эффективно их использовать и быть финансово самостоятельными.
Ожидаемый результат: в ходе моего исследования, я предполагаю, что гипотеза подтвердится.
Основная часть
Деньги. Функции денег.
Изучив литературные источники, я знакомился с историей возникновения денег, их функциями, об отношении подростков к деньгам, о деньгах в иерархии ценностей;
Изучив необходимую информацию, я выяснил, что такое сущность, функции и виды денег.
Деньги - это особый товар, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги. Деньги появились уже в древности. Деньги появились тогда, когда появились излишки товаров. До их появления люди осуществляли натуральный обмен. Для того чтобы упростить обмен, стали использовать определенные ценные товары ежедневного употребления – соль, различные специи, раковины. В роли денег выступали и шкурки зверей, скот, зерно, затем - благородные металлы: золото и серебро, а позднее – кусочки и слитки различных металлов.
Родиной денег считается Китай, где они появились еще в 7-8 веках до нашей эры. Бумажные деньги впервые также появились в Китае, но уже приблизительно в 9-м веке нашей эры.
Деньги обладают такими основными свойствами:
они могут обмениваться на любой другой товар;
они измеряют его стоимость.
Позднее деньгами стали расплачиваться не только за товары, но и за услуги.
Деньги помогают воплотить мечты, обеспечить будущее, удовлетворить свои потребности. У человека их множество. Вот некоторые из них:
потребности физиологические (еда, питьё, тепло),
потребности безопасности и защищённости (жильё, укрытие),
потребности социальные, связанные с общением, контактами с другими людьми,
Виды денег.
Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители).
Действительные деньги - деньги, обозначенная на них стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, указанная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги ( купюры, банкноты).
Бумажные знаки стоимости:
1.Бумажные деньги
2. Кредитные деньги. Кредитные деньги со временем изменялись: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль.
Функции денег.
Деньги с древности исполняли такие основные функции
средства обращения;
меры стоимости;
средства сбережения;
средство платежа.
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги играют роль посредника в обращении товаров.
Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.
Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
Средство накопления и сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления.
Итак: Деньги – это средство обмена. Чаще всего люди пользуются следующими функциями денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сбережения. Бумажные деньги, которыми мы пользуемся – это бумажные средства стоимости, они являются заменителями действительных денег.
Карманные деньги: аргументы за и против
Карманные деньги — это фиксированная сумма, которую родители дают воспитаннику на его личные расходы. Они находятся в полном распоряжении ребенка, и он сам решает, как их потратить. Он вправе их отложить, или же купить сладости, но родители не должны вмешиваться и пытаться это контролировать, иначе пропадает смысл карманных денег. Они научат ребенка грамотно распоряжаться финансами.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить у родителей, подросток сделает покупку сам. Если стоимость товара значительно превышает сумму у него на руках, это заставит пересмотреть приоритеты, и придумать возможные варианты экономии.
Основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.
Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.
Плюсы или преимущества карманных денег у школьников
Получение своего личного опыта в мире финансов. Ребенок, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.
Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.
В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.
Минусы карманных денег у подростков
Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.
1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
2. Минусы в наличие карманных средств могут проявляться с той стороны, если карманные средства будут расходоваться ребенком бесконтрольно, поэтому на первых порах приучения ребенка к пользованию денежными средствами нужно контролировать его расходы.
3. К тому же минусы в самостоятельном распоряжении карманными деньгами появляются тогда, когда родители не обучают своего ребенка правильно ими пользоваться.
4. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.
Некоторых родителей волнует вопрос, сколько денег выдавать ребенку.
В России нет официальной статистики по количеству карманных денег, выдаваемых ребенку. Но в любом случае, необходим здравый смысл в определении размера карманных денег.
Следовательно, основной целью выделения карманных денег детям является предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами. Он начинает осознавать свои потребности, приучается их планировать и осуществлять контроль, а также начинает осознавать ценность человеческого труда.
2. Практическая часть.
Изучив данную тему, я решил определить, как относятся к карманным деньгам обучающиеся 6-х классов МАОУ «СОШ №25 г.Челябинска» (12-13 лет) и родители. Для этого мною было проведено сравнительное анкетирование учащихся 6А, 6Б, 6В, 6Г классов и родителей 6В класса (Приложение 1,2). В опросе приняли участие 100 шестиклассников и 23 родителя 6В класса МАОУ «СОШ №25 г.Челябинска».
Результаты анкетирования показали, что большая часть опрошенных детей и подростков (94%) имеют карманные деньги (Приложение 3,4).
Интересны также результаты ответа на вопрос «Перечислите возможные траты твоих карманных денег в течении недели». Большая часть обучающихся тратит свои карманные деньги вкусности, развлечения (Приложение 9), родители подтверждают данный выбор детей (приложение 14).
Очень приятно видеть, что некоторые стараются экономить, а не тратить всю сумму сразу. 6% обучающихся считают нужным копить деньги, что немаловажно на сегодняшний день (Приложение 9). Ведь сам процесс накопления денег – это управление финансами, для которого требуется дисциплинированный и грамотный подход. А это значит, что человек, который копит деньги, вырабатывает в себе самодисциплину и ответственность.
На вопрос «Контролируют ли родители расходование карманных денег?» 73% респондентов ответили отрицательно (Приложение 10). Но при этом родители на этот же самый вопрос ответили утвердительно 64% (приложение 13). Это говорит о том, что родительский контроль существует, но он является ненавязчивым и очень грамотным при формировании финансовой грамотности подростков.
Самым популярным ответом на вопрос «Назовите сумму карманных денег в неделю» у подростков и родителей было: от 100 до 500 рублей (Приложение 8,12).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, цель исследования на мой взгляд, была достигнута. Мне удалось выявить какую роль играют карманные деньги в жизни школьника, изучить процесс получения и использования карманных денег школьниками 12-13 лет.
Гипотеза в основном нашла свое подтверждение. Карманные деньги для ребенка и подростка являются подготовительной ступенью к взрослой финансовой жизни. Карманные деньги способствуют полноценному развитию ребенка. Основной целью карманных денег является научить ребенка рационально использовать денежные ресурсы. На мой взгляд, карманные деньги необходимы каждому ученику. Они учат нас контролировать свой бюджет и избегать опрометчивых трат, прививая себе правильные экономические привычки, которые позволят не только сохранить свое благосостояние, но и помогут накопить какие-то суммы. Отсутствие карманных денег лишает нас (т.е. детей и подростков) возможности развиваться финансово грамотно.
Мною была разработана Памятка рационального использования карманных денег для учащихся 12-13 лет.
С простых действий и привычек начинается путь к успеху, поэтому мне бы хотелось, чтобы каждый школьник не только имел карманные деньги, но и умел ими грамотно распоряжаться.
Список использованных источников и литературы
1. https://www.mirden.ru/zachem-cheloveku-dengi/
2. https://kreativlife.ru/3707-2/
3. http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/1880-detskie-finansy-kak-rossiyane-i-ikh-deti-otnosyatsya-k-denezhnym-voprosam
4. https://www.sravni.ru/text/2018/4/27/kak-detej-uchat-obrashhatsja-s-dengami-v-raznykh-stranakh/
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B
6. https://sizhu-doma.ru/karmannye-dengi-detjam-plusy-i-minusy-karmannyh-deneg-dlja-podrostkov/
7. Шуманская Т.З. Карманные деньги[электронный ресурс]:Т.З Шуманская, Е.С. Сапожникова /https://www.obshenye.ru/
8. https://myfinpress.ru/articles/lichnye-finansy/karmannye-dengi-detyam-za-i-protiv.html
Приложение 1.
Вопросы анкеты «Карманные деньги»
Здравствуйте, ребята! Предлагаем Вам принять участие в анонимном опросе «Карманные деньги».
1.Имеются ли у тебя «карманные деньги»?
1)да
2)нет
2.Кто тебе дает «карманные деньги»?
1) родители
2) бабушки, дедушки и другие родственники
3) беру из копилки
4) денежные подарки на праздники
5) никто не дает, зарабатываю сам
3.Назовите примерную сумму «карманных денег» в неделю:
1) 0 рублей
2) меньше 100 рублей
3) больше 100 рублей, но меньше 500 рублей
4) более 500 рублей
4.Перечислите возможные траты твоих «карманных денег» в течении недели:
1) питание в школе
2) транспортные расходы
3) развлечения: кино, квесты, дни рождения друзей и т.д.
4) вкусности: сладости, бургеры и т.д.
5) копилка
6) индивидуальные предпочтения (напишите свой вариант ответа)
5.Контролируют ли родители расходование «карманных денег»?
1) да
2) нет
Приложение 2.
Вопросы анкеты «Карманные деньги»
Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в анонимном опросе «Карманные деньги».
1.Даете ли Вы карманные деньги своим детям?
1) Да
2) Нет
2.Назовите примерную сумму карманных денег своего ребенка в неделю:
1) 0
2) меньше 100 рублей
3) больше 100 рублей, но меньше 500
4) больше 500 рублей
3.Контролируете ли Вы расходование карманных денег Вашим ребенком?
1) Да
2) Нет
4.Перечислите возможные траты карманных денег в течении недели вашим ребенком.
1) питание в школе,
2) транспортные расходы,
3) развлечения,
4) вкусности, сладости и т.п.
5) копилка.
5.Источники карманных денег у Вашего ребенка:
1) родители,
2) родственники,
3) берет из копилки,
4) денежные подарки на праздники,
5) никто не дает, зарабатывает сам.
Приложение 3.
Сводная таблица результатов анкетирования учащихся 6-х классов
№ |
Текст ответа |
% ответов по классам |
Итого |
||||||||
6А |
6Б |
6В |
6Г |
||||||||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
||
28 |
26 |
26 |
20 |
100 |
|||||||
1 |
Имеются ли у тебя карманные деньги? |
||||||||||
1)Да |
25 |
98 |
25 |
99 |
24 |
92 |
20 |
100 |
94 |
94 |
|
2)Нет |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
0 |
0 |
6 |
6 |
|
2 |
Кто тебе дает карманные деньги? |
||||||||||
1) родители |
23 |
85 |
21 |
70 |
20 |
48 |
12 |
80 |
76 |
54 |
|
2) бабушки, дедушки и другие родственники |
10 |
9 |
10 |
20 |
11 |
20 |
2 |
5 |
33 |
23 |
|
3) беру из копилки |
3 |
3 |
9 |
6 |
1 |
4 |
3 |
6 |
16 |
11 |
|
4) денежные подарки на праздники |
2 |
2 |
6 |
3 |
2 |
20 |
2 |
5 |
12 |
8 |
|
5) никто не дает, зарабатываю сам |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
1 |
4 |
5 |
4 |
|
3 |
Назовите примерную сумму карманных денег в неделю: |
||||||||||
1) 0 рублей |
3 |
5 |
1 |
1 |
2 |
7 |
0 |
0 |
6 |
5 |
|
2) меньше 100 рублей |
12 |
35 |
3 |
4 |
4 |
13 |
2 |
4 |
21 |
19 |
|
3) больше 100 рублей, но меньше 500 рублей |
18 |
55 |
6 |
15 |
13 |
57 |
9 |
8 |
46 |
41 |
|
4) более 500 рублей |
10 |
15 |
14 |
80 |
7 |
28 |
9 |
8 |
40 |
35 |
|
4 |
Перечислите возможные траты твоих карманных денег в течении недели: |
||||||||||
1) питание в школе |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
4 |
3 |
|
2) транспортные расходы |
8 |
15 |
11 |
40 |
4 |
12 |
2 |
3 |
25 |
17 |
|
3) развлечения: кино, квесты, дни рождения друзей и т.д. |
10 |
25 |
4 |
6 |
7 |
17 |
7 |
7 |
28 |
19 |
|
4) вкусности: сладости, бургеры и т.д. |
20 |
59 |
18 |
52 |
7 |
27 |
9 |
8 |
54 |
38 |
|
5) копилка |
2 |
8 |
1 |
1 |
3 |
17 |
2 |
2 |
8 |
6 |
|
6) индивидуальные предпочтения (напишите свой вариант ответа) |
17 |
28 |
2 |
0 |
5 |
24 |
0 |
0 |
24 |
17 |
|
5 |
Контролируют ли родители расходование карманных денег? |
||||||||||
1) да |
5 |
4 |
6 |
15 |
11 |
39 |
5 |
25 |
27 |
27 |
|
2) нет |
23 |
96 |
20 |
85 |
15 |
61 |
15 |
75 |
73 |
73 |
Приложение 4.
Сводная таблица результатов анкетирования родителей 6В класса
№ |
Текст ответа |
||
1 |
Даете ли Вы карманные деньги своим детям? |
К-во |
% |
1) Да |
23 |
70 |
|
2) Нет |
9 |
30 |
|
2 |
Назовите примерную сумму карманных денег своего ребенка в неделю: |
||
1) 0 |
6 |
22 |
|
2) меньше 100 рублей |
1 |
4 |
|
3) больше 100 рублей, но меньше 500 |
19 |
57 |
|
4) больше 500 рублей |
6 |
17 |
|
3 |
Контролируете ли Вы расходование карманных денег Вашим ребенком? |
||
1) Да |
13 |
64 |
|
2) Нет |
7 |
36 |
|
4 |
Перечислите возможные траты карманных денег в течении недели вашим ребенком. |
||
1) питание в школе |
1 |
5 |
|
2) транспортные расходы |
2 |
9 |
|
3) развлечения |
2 |
9 |
|
4) вкусности, сладости и т.п. |
11 |
48 |
|
5) копилка |
5 |
29 |
|
5 |
Источники карманных денег у Вашего ребенка: |
||
1) родители |
15 |
84 |
|
2) родственники |
4 |
16 |
|
3) берет из копилки |
0 |
0 |
|
4) денежные подарки на праздники |
0 |
0 |
|
5) никто не дает, зарабатывает сам |
0 |
0 |
Приложение 5
Памятка рационального использования карманных денег для учащихся 12-13 лет
1. Необходимо расставить приоритеты своих интересов или желаний. Составив список желаний, рационально использовать свои карманные деньги, не приобретая ничего лишнего.
2.По возможности советоваться с родителями: стоит ли эта покупка того или же лучше накопить и купить что-то более необходимое, нужное, рациональное.
3.В случае если карманные деньги находятся в копилке, то стараться не расходовать средства из нее на что-то второстепенное.
4.Когда вы приобрели, то что вы хотели или что вам посоветовали, вы снова расставляете приоритеты и ставите новые цели.
5.Всегда стремитесь к своей цели и у вас всё обязательно получится!
Приложение 6
Имеются ли у тебя карманные деньги?
Приложение 7
Кто тебе дает карманные деньги?
Приложение 8
Примерная сумма карманных денег в неделю.
Приложение 9
Перечислите возможные траты твоих карманных денег в течении недели.
Приложение 10
Контролируют ли родители расходование карманных денег?
Приложение 11
Даете ли Вы карманные деньги своим детям?
Приложение 12
Назовите примерную сумму карманных денег своего ребенка в неделю
Приложение 13
Контролируете ли Вы расходование карманных денег в течении недели вашим ребенком?
Приложение 14
Перечислите возможные траты карманных денег в течении недели вашим ребенком.
Приложение 15
Источники карманных денег у Вашего ребенка