Введение
Сегодня жизнь современного человека невозможно представить без использования автомобиля. Они повсюду. Помогают нам решать свои повседневные дела, экономить время. Автомобили облегчают жизнь каждого человека: легковые автомобили и автобусы, перевозят множество людей на любые расстояния; грузовики доставляют тонны грузов; специальные машины спешат на помощь людям, нуждающимся в помощи, расчищают от снега дороги, тушат лесные пожары.
В наше время каждый третий россиянин уже имеет автомобиль. В целях грамотной и безопасной езды необходимо знать общие принципы устройства автомобиля.
Целью моего исследования является: выяснить, как устроен автомобиль.
Исходя из этой цели, мной были поставлены следующие задачи:
Какую роль играют автомобили в жизни человека;
Узнать историю изобретения автомобиля;
Какие бывают автомобили;
Изучить устройство автомобиля.
Роль автомобилей в жизни людей
Для того чтобы понять роль автомобиля в жизни человека я провел опрос о количестве и использовании личных автомобилей в семьях учащихся 3Б класса и получил такие результаты:
Количество опрошенных человек |
32 человека |
Имеете один автомобиль |
65% |
Имеете два автомобиля |
25% |
Используете автомобиль каждый день |
81% |
Используете автомобиль сезонно (например, только летом) |
0% |
Используете автомобиль редко |
12% |
Считаете, что автомобиль нужен в хозяйстве |
47% |
Считаете, что использование автомобиля наносит вред человеку |
31% |
Хотели бы иметь личный автомобиль в будущем |
78% |
По результатам опроса автомобиль имеют большинство семей. Некоторые имеют даже два автомобиля. Больше половины владельцев используют его постоянно и хотели бы иметь автомобиль в будущем. Так же почти половина опрошенных считают автомобиль незаменимым в хозяйстве. А вот, казалось бы, очевидным вывод о том, что автомобиль вредит человеку, сделали не все участники опроса, а только 31%. Следовательно, можно сделать вывод, что автомобиль прочно занял место в жизни человека, многие уже не могут представить свою жизнь без его присутствия.
История изобретения автомобиля
Многие исследователи и историки до сих пор спорят о том, кто был первым изобретателем автомобиля. Одни считают, что это бельгийский ученый Фербист, другие называют великого физика Ньютона, кто-то вспоминает об артиллерийском капитане Кюньо. А в общей сложности на первенство претендуют около 400 авторов. Официально же «родителями» нынешнего автомобиля сегодня признаны два немецких изобретателя Бенц и Даймлер,
Готлиб Даймлер Карл Бенц
(1834-1900) (1844-1929)
которые независимо друг от друга почти одновременно построили и запатентовали «самодвижущиеся экипажи». Обо всех претендентах на «родительские права» даже вкратце рассказать не удастся. Познакомимся хотя бы с главными вехами, чтобы понятнее стало, когда и как началась автомобильная эра. Отталкиваясь от названия экипажа (напомним: «аутомобилис» - самодвижущийся), поговорим о настоящих автомобилях, то есть о тех, которые двигались не при помощи природных явлений или мускульной силы человека, а посредством расположенного на нем самом двигателя.
Автомобиль – это транспортное средство, двигающееся само по себе. Поэтому автомобили в прямом смысле слова появились только после создания двигателя.
Двигатель – это механизм, который преобразует какой-нибудь определенный вид энергии – электрическую, гидравлическую, химическую – в механическую. В зависимости от того, за счет чего двигатель работает, они делятся на несколько видов: ветряные, тепловые, гидравлические, двигатели внешнего сгорания, такие как паровая машина и двигатели внутреннего сгорания, такие как автомобильный двигатель, а так же электрические двигатели.
Впервые тележка с паровым «двигателем» тронулась с места в 1678 году. К тому времени сила пара уже была известна и использовалась, в частности,
в машинах-насосах для подачи воды и в фонтанах.
Миссионер из Бельгии Фердинанд Фербист служил в те годы физиком и астрономом у китайского императора Канг-Хи. Его пытливый ум, возможность пользоваться императорской библиотекой и богатой мастерской позволяли ученому производить самые разные опыты. Однажды он поставил на четырехосную тележку маленький паровой котел с топкой, а вырывающийся пар направил на турбинное колесо, связанное с парой колес двумя шестернями. Пар вырывался из котла, толкал лопатки турбинного колеса, его ось через шестерни крутила ведущие колеса, и тележка ехала! Для поворота служило дополнительно, пятое колесо, связанное с рамой при помощи шарнира. Длина всей конструкции была всего около 60 сантиметров.
«Автомобиль» Фербиста
Конечно, говорить об этом изобретении, как об опыте автомобилестроения, не приходится. Но чрезвычайно важно то, что экипаж перемещался при помощи двигателя, установленного на нем самом, да и топливо он вез сам. Это был самый настоящий «аутомобилис». Фербис доказал саму возможность существования автомобиля. Интересно, что первый самодвижущийся экипаж был изготовлен в Китае и имел передний привод. А «служил» он… обыкновенной игрушкой у сына китайского императора.
После появления паровой машины французский инженер Кюньо приспособил ее в новом изобретении, трехколесной паровой повозке, в 1769 – 1771 годы, назвав ее фардье.
«Автомобиль» Кюньо
И снова во Франции, но уже в 1883 году Эдуард Деламар-Дебутревиль изобрел новый автомобиль, на этот раз с недавно появившимся двигателем внутреннего сгорания, значительно более мощным и легким, чем предыдущий.
«Автомобиль» Деламара - Дебутревиля
В 1885 году немецкие изобретатели Даймлер и Бенц изготовили первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Так появился на свет автомобиль.
«Автомобиль» Даймлера и Бенца
Первый русский автомобиль, или, как его тогда называли, безлошадный экипаж, появился в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Его построили два петербургских инженера, С. Яковлев и П. Фрезе.
«Автомобиль» Яковлева и Фрезе
С этого автомобиля мощностью в две лошадиные силы, как у сегодняшнего мопеда, и началось отечественное автомобилестроение.
Легковые автомобили сначала собирали вручную в специальных мастерских. Благодаря американцу Генри Форду
Генри Форд
(1863 – 1947)
появились автомобильные заводы, где на помощь человеку пришла конвейерная сборка. На первом этапе собирали раму, на которой устанавливали основные узлы и детали, включая двигатель. Затем опускали и крепили кузов. Автомобиль перемещался от одного рабочего к другому, и каждый поочередно выполнял свою сборочную операцию. Ежедневно с конвейера съезжала 1000 автомобилей.
Конвейер Форда
Какие бывают автомобили
Автомобили делают полезную работу – перевозят людей и грузы. Для каждой перевозки есть подходящие автомобили. Выделяют следующие категории автомобилей:
Легковые;
Грузовые;
Специальные;
Общественный (многоместный) транспорт;
В современном мире существует более десяти разновидностей легковых автомобилей по типу их кузова. Типы кузова делятся на три большие группы: закрытые, открытые и комбинированные. Рассмотрим основные виды.
Седан – (от итальянского – «кресло на носилках») – самый распространенных легковой автомобиль. У него есть кузов с двумя рядами сидений и четыре двери. Багажник отделен от салона и имеет отдельную крышку.
Седан
Купе (от французского «резать») – короткий автомобиль с двумя дверьми и уменьшенным местом для пассажиров сзади, а то и вовсе без задних сидений. Обычно это спортивные машины.
Купе
Кабриолет (от французского «прыгать») – раньше так называли повозку на двух колесах со складывающейся крышей. Сегодня это автомобиль, у которого крыша складывается и убирается в багажник. На таком авто очень приятно путешествовать летом.
Кабриолет
Родстер (от английского «экипаж или лошадь для дальних поездок») – двухместная машина полуспортивного типа со складывающейся крышей. Это маленький кабриолет для двоих.
Родстер
Хетчбэк (от английского «задний люк») – Другое название – комби. Главное отличие от других автомобилей – единая задняя дверь со стеклом. На автомобиле очень удобно возить много вещей, например на дачу.
Хетчбек
Универсал похож на хетчбэк, но длиннее его. Задние сидения складываются и могут превратить салон в большой грузовой отсек. В этот автомобиль поместится гораздо больше вещей. Часто в багажнике устанавливается еще один ряд сидений. Хороший автомобиль для большой семьи.
Универсал
Пикап (от английского «подхватить») – легкий грузовик с кабиной для водителя и кузовом для перевозки груза.
Пикап
Лимузин (французский – от названия капюшона пастухов исторической области Франции Лимузен) – большой автомобиль, где место водителя отделено от пассажиров перегородкой. Эта машина для торжественных случаев и важных персон. Внутри лимузина мягкие диваны, стол.
Лимузин
Внедорожник – автомобиль повышенной проходимости с приводом от двигателя на все колеса. На этом автомобиле можно проехать там, где нет дорог. Иногда такие автомобили называют «джипами».
Внедорожник
Кроссовер (от английского «переходный»). Эти автомобили еще называют «паркетными внедорожниками», поскольку они комфортны и на настоящие вездеходы похожи лишь внешне. По бездорожью на таких машинах передвигаться трудно, но вот выехать на пикник в лес можно.
Кроссовер
Минивэн (дословно с английского – «маленький грузовой фургон») – большой легковой автомобиль, у которого зрительно не выделяются капот и багажник – такие кузова называют «однообъёмными». У минивэнов обычно три или четыре ряда сидений.
Минивэн
Грузовые автомобили перевозят различные тяжелые грузы, поэтому главное в характеристике таких машин – это их грузоподъемность. По грузоподъемности автомобили бывают:
особо малой грузоподъемности (до 1 тонны);
малой грузоподъемности (до 2 тонн);
средней грузоподъемности (до 5 тонн);
большой грузоподъемности (свыше 5 тонн);
особо большой грузоподъемности (свыше 25 тонн).
Как известно, автомобиль может тянуть за собой гораздо больше груза, чем везти на себе, поэтому грузовики конструируют с учетом возможности буксировки прицепов или полуприцепов. Для этого грузовики оборудуют сцепными устройствами (буксирный крюк) и устройствами привода в действие тормозной системы прицепа. Тип кузова грузового автомобиля зависит от того, где будет «трудится» грузовик. Это может быть бензовоз, лесовоз, контейнеровоз, цементовоз и т.д., так же бывают самосвалы, фургоны, рефрижераторы – соответственно и кузов построят специальный для каждого вида выполняемой машиной работы. Некоторые грузовики оборудуют различными механизмами для подъема и опускания груза.
Бензовоз
Лесовоз
Самосвал
Рефрижератор
Подъемник
Поражают своими размерами и силой карьерные самосвалы, только колесо этой машины выше человеческого роста. А ведь существуют и такие специальные тяжеловозы, для которых и дорог-то нет. Их привозят на «рабочее место» по частям и там монтируют. Мощность такого «богатыря» может доходить до 3 тысяч лошадиных сил! Правда, на большое расстояние такой автомобиль ездить не может.
Карьерный самосвал
Специальных автомобилей поставлено на службу человека великое множество. Предназначение у таких «помощников» самое разное. Очень важны для жизни города муниципальные (или коммунальные) машины. К муниципальным машинам относятся такси, «скорая помощь», «полицейская машина» и многочисленные семейства противопожарных, уборочных и строительно-дорожных машин. Также существуют еще многие виды специальных автомобилей: автопогрузчики, топливозаправщики, бурильно-крановые машины и так далее. К специальным автомобилям относят и военные машины, без которых армии не обойтись. Они перевозят личный состав и грузы, а самое главное – на шасси автомобиля монтируется различное оборудование и вооружение. Все армейские автомобили должны обладать высокой проходимостью, чтобы машина не буксовала в песке или грязи в условиях бездорожья.
Многоместный или общественный транспорт возник с появлением в городах больших предприятий – заводов и фабрик. Ежедневно необходимо перевозить сотни тысяч рабочих по городу и за его пределы, поэтому первые автобусы появились на улицах самых больших городов, заменив многочисленных извозчиков и омнибусы (большие кареты, вмещающие до 10 пассажиров), которые уже не могли справиться с перевозкой огромного количества людей в стремительно растущем городе.
Омнибус
Среди общественного наземного транспорта автобусы – вне конкуренции. Автобус (от латинских слов «ауто»-автомобиль и «омнибус»-для всех, в результате получилось слово «аутобус»-автомобиль для всех), самый распространенный на свете вид общественного транспорта, можно встретить в любой части стран мира. Основное предназначение автобусов – перевозка пассажиров. В настоящие время существует несколько основных типов автобусов:
городские (маршрутные);
пригородные;
туристические (междугородние).
Городские автобусы в основном используются на постоянных маршрутах. К таким автобусам предъявляются свои требования. У них должно быть не менее двух дверей для входа и выхода, места для сидящих и стоящих пассажиров, низкий ровный пол, накопительные площадки около дверей (свободное от сидений пространство, где можно ехать стоя), салоны таких автобусов отличаются простой, но прочной отделкой. Обязательно предусмотрены всевозможные поручни, за которые могут держаться люди во время движения. У маршрутных автобусов двери обычно складные или сдвижные, снабженные защитным устройством против защемления пассажиров. Все городские автобусы «обуты» в специальные шины с протектором на обеих боковинах, защищающих от трения и износа при соприкосновении с бордюрным камнем. Так же городские автобусы оборудованы специальными подъемниками для инвалидных колясок.
Городской автобус
Пригородные автобусы перевозят пассажиров из города за его пределы. Как правило, они рассчитаны на перевозку только сидящих пассажиров. Такие автобусы более комфортабельны по сравнению с городскими, ведь людям приходится ехать в них довольно долгое время.
Пригородный автобус
Самые комфортабельные автобусы – это автобусы туристические (междугородние). Такой автобус обязательно должен иметь довольно вместительное багажное отделение. В салонах – удобные сиденья с подлокотниками и подголовниками, откидывающиеся столики, специальные вешалки для одежды и полки для ручного багажа. Междугородние автобусы могут быть оборудованы биотуалетом и мини-кухней, кондиционером, аудио-, видеоаппаратурой (чтобы пассажиры не скучали в пути). На случай особо длительных переездов в кабине есть место для второго водителя.
Туристический автобус
Устройство автомобиля
Автомобиль состоит из трех основных частей: кузов, шасси и двигатель. Конечно, это все еще не автомобиль. Такое устройство даже не тронется с места. Необходимо множество сложных узлов и систем, которые работают в тесной связке друг с другом. Кузов автомобиля – это основа, его форма определяет вешний вид машины и скорость: хорошо обтекаемая форма кузова может дать значительное увеличение скорости автомобиля и уменьшить расход топлива. Безопасность тоже во многом зависит от кузова, а «долговечность» автомобиля – от устойчивости кузова к ржавчине. К кузову крепится: подвеска, колеса, двигатель.
Кузов автомобиля
Шасси отвечает за движение автомобиля. Оно состоит из большого количества деталей и узлов все они предназначены для передачи вращения от двигателя к ведущим колесам, для управления и передвижения автомобиля. В состав шасси входят такие важные узлы, как коробка передач, сцепление, карданный вал, рулевое управление, тормоза.
Шасси автомобиля
Коробка передач или по-другому коробка скоростей – крепится к двигателю. В ней находятся шестерни. Самая медленная – первая, самая быстрая – пятая, шестая, а то и седьмая. Коробка передач передает вращение коленчатого вала колесам. Когда автомобиль трогается с места, нужна не скорость, а большое тяговое усилие. Коробки передач в основном бывают нескольких типов: ручные, когда передачу выбирает водитель при помощи специальной рукоятки находящейся в салоне автомобиля и автоматические.
Механическая коробка передач
Автоматическая коробка передач
Сцепление нужно для того, чтобы переключать передачи или чтобы не глушить двигатель, когда автомобиль остановился. Пока водитель нажимает на педаль, сцепление отсоединяет двигатель от коробки передач и от колес.
Карданный вал нужен для передачи вращения от коробки на ведущие колеса. Данная деталь устанавливается не на всех автомобилях. Карданный вал используется в заднеприводных и полноприводных автомобилях.
Механизмы управления: тормоза (когда-то давно для того, чтобы остановить автомобиль, шофер тянул деревянный рычаг с обитой кожей колодкой, которая прижималась к колесу. Современную тяжелую и быструю машину так не остановишь – в ней используются специальные устройства, которые и тормозят вращение колес); рулевое управление (помогает управлять автомобилем, поворачивать направо или налево).
Рулевое управление автомобиля
Тормозная система автомобиля
Двигатель – самая важная составляющая часть автомобиля. Его еще называют сердцем автомобиля. Современный двигатель – очень сложное устройство. Он преобразует тепловую энергию в механическую. Основные части двигателя – это цилиндр (толстая, короткая трубка), поршень, который скользит туда-сюда и шатун. Самые распространенные в наши дни – бензиновые двигатели (могут быть карбюраторными и инжекторными). Их можно встретить в большинстве легковых машин. Устанавливается двигатель в передней части автомобиля (под капотом). Появившиеся электродвигатели еще недостаточно распространены, но они хороши тем, что практически бесшумны и не выбрасывают в воздух вредные вещества. Дизельные двигатели – они названы так в честь их создателя Рудольфа Дизеля – работают на дешевом топливе – дизельном топливе. Двигатели могут быть различного объема и мощности. Мощность говорит о силе двигателя, а объем показывает, насколько велик двигатель. Рабочий объем измеряют в литрах или кубических сантиметрах.
Рассмотрим как работает наиболее часто встречающийся карбюраторный двигатель. Сначала из бензобака бензин при помощи насоса поступает в карбюратор. Карбюратор – это прибор для приготовления горючей смеси для двигателя автомобиля. Там он распыляется, и его пары смешиваются с воздухом, получается горючая смесь, которая поджигается свечой. А чтобы на свече возникла искра, необходимо электричество. Электроэнергию для системы зажигания и для электрических приборов вырабатывает генератор. Чтобы металл в двигателе при трении не деформировался при нагревании, существует система смазки. Образовавшийся при вспышке газ расширяется и толкает поршень. Это движение передается на коленчатый вал, вал крутится и передает свое вращение на коробку передач. Водитель включает первую передачу, и автомобиль начинает ехать. Машина постепенно разгоняется, водитель включает вторую передачу и так далее.
Карбюраторный двигатель
Каждому автомобилю жизненно необходима система охлаждения. Горячий мотор нужно охлаждать – водой или специальной жидкостью. Эта жидкость по трубам поступает к мотору, а от него к радиатору, который похож на батарею отопления. Когда машина едет, радиатор охлаждается встречным ветром, а когда стоит, то включается вентилятор.
Радиатор автомобиля
Электрооборудование: источники питания (аккумулятор и генератор); система пуска (чтобы завести двигатель, его надо раскрутить. На первых автомобилях это делал сам шофер, вставлял под капот специальную рукоятку. Сейчас это делает электрический мотор, который называют стартером, от слово «старт». Он подключается к аккумулятору (большой батарейке) и заводит двигатель); система зажигания.
Внутри кузова располагается салон автомобиля. В салоне находятся сиденья, руль, педали. В автомобиле их может быть две или три. Справа расположена педаль газа. Чем сильнее водитель на нее надавит, тем быстрее едет автомобиль. Левее – педаль тормоза. Если на нее надавить, то автомобиль начнет тормозить и остановится. Слева от тормоза может быть третья педаль – сцепление. Сцепление находится между двигателем и коробкой передач. И чтобы переключить передачу, водителю надо нажать на педаль. Так же в салоне находятся такие приборы как: спидометр (главный прибор в автомобиле, именно он показывает скорость, с которой движется машина); тахометр (прибор показывающий обороты двигателя); прибор показывающий температуру двигателя и указатель количества топлива в баке; лампочки красные и оранжевые сигнальные (сообщают о неисправности в автомобиле или например, когда заканчивается бензин в баке автомобиля); лампочки синие и зеленые (информируют о включении разных систем, например фар или указателя поворота); рычаг переключения скоростей.
Чтобы не замерзнуть зимой в автомобиле есть печка. Она согревает автомобиль теплом от работающего двигателя, а летом можно включить кондиционер, который будет охлаждать воздух.
Салон автомобиля
Безопасность в автомобиле очень важна. Для этого в нем предусмотрены ремни безопасности. В случае аварии они помогают сохранить жизнь пассажирам, поэтому их обязательно надо пристегивать. Так же для безопасности устанавливают подушки безопасности и в случае аварии перед водителем и пассажирами мгновенно надуваются мешки, которые помогают смягчить удар. А для маленьких пассажиров конструкторы придумали специальное детское кресло.
Ремни безопасности Подушки безопасности
Детское кресло
Все автомобили разные по форме и цвету, но у всех у них есть одни и те же детали снаружи кузова. Номерной знак – это индивидуальный код автомобиля. Как у всех людей разные лица, так и у автомобилей разные номерные знаки. Одинаковых нет. По номерному знаку можно узнать, из какой страны или города приехал этот автомобиль. Решетка радиатора – когда мы заглядывали под капот то видели радиатор. Именно в его щелочки поступает воздух, чтобы охлаждать двигатель. Фары – первыми фарами на каретах были свечи или керосиновые лампы. Света от них было мало. Современные фары – очень сложный прибор. Они должны освещать дорогу и не ослеплять водителей встречных автомобилей. Указатель поворота – перед тем как повернуть, водитель включает указатель поворота. И лампочки с той стороны, куда будет поворачивать автомобиль, начинают мигать. А если мигают лампочки с двух сторон – значит, с автомобилем что-то случилось. Стоп-сигналы – очень важные лампочки расположенные сзади автомобиля и загораются, когда автомобиль начинает тормозить. И водители, едущие сзади, понимают – автомобиль перед ними начинает замедляться и им также надо притормозить. Стеклоочистители – эти резиновые щетки еще называют «дворниками». В дождь или при снегопаде они очищают стекло от воды, снега или грязи. Колеса – обычно у автомобиля четыре колеса. У грузовых автомобилей может быть и шесть, и даже восемь колес. Каждое колесо состоит из диска и шины. Резиновые шины или покрышки выполняют сразу две работы: делают езду мягкой, чтобы пассажиры не ощущали неровности дороги, и придают устойчивость автомобилю. Чтобы не скользить, шины автомобиля имеют рисунок - протектор, а зимой на них еще укрепляют маленькие шипы, которые помогают машине лучше держаться на скользкой дороге. Крылья и брызговики – когда колеса крутятся, вода и грязь от них разлетается в разные стороны. Чтобы не испачкать пешеходов и другие автомобили, инженеры придумали автомобильные «крылья». Обычно сзади на крылья еще прикрепляют брызговики, похожие на резиновые коврики. Эмблема – на каждом автомобиле гордо красуется эмблема автозавода. Так что, если ты не узнал автомобиль по форме, ты всегда сможешь посмотреть на эмблему. Зеркала – автомобильные зеркала нужны водителю для заднего обзора. Двери – конечно же, чтобы войти в автомобиль, нужны двери – их может быть две или четыре, в зависимости от модели автомобиля.
Заключение
Таким образом исследовав и подробно изучив поставленную мной цель. У меня получилось выяснить как устроен автомобиль. И подытожив можно с уверенностью сказать. Автомобиль - это сложный механизм, состоящий из большого количества деталей, которые связаны между собой и работаю только вместе.
Так же в процессе исследования я выяснил. Будучи незаменимым помощником человека, автомобили наносят огромный вред его здоровью, а также окружающей среде. В двигателе автомобиля сгорает бензин или дизельное топливо, образуя дым, который выходит из выхлопной трубы. Дым (или выхлопные газы) содержат различные ядовитые и вредные вещества. На улицах и дорогах, где проезжает много машин, выхлопные газы могут собираться в громадные облака. Они отравляют воздух, которым мы дышим, наносят вред лесам и ухудшают климат на всей планете. Доля вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработанными газами автомобильных двигателей составляет до 50% от общего загрязнения окружающей среды и продолжает расти. В крупных городах и промышленных центрах доля выбросов может достигать - 70%.
В ближайшем будущем человечеству придется решать проблему замены вредного бензина на более экологические виды топлива. Возможно автомобили будущего все будут работать на электричестве или получать энергию от солнечных батарей. Разработкой таких моделей уже сейчас занимаются крупнейшие мировые автомобильные концерны.
Список используемой литературы
Крылов А. А. Про моторы, крылья, паруса. – Л.: Дет. лит., 1981 – 79с.
Арон К. Еду, еду я по свету. – М.: Детская литература, 1982 – 24с.
Краснов А. Автомобили для мальчиков. – М.: «Премьера», 2000 – 160с.
Голубева Э. Л. Энциклопедия первокласника. – М.: ЭКСМО, 2013 – 119с.
Милянчиков С. Энциклопедия автомобили. – М.: СИМБАТ, 2018 – 48с.
Данилов А. В. Детская АВТОэнциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2020 – 152с.
Мишина К. и Зыкова А. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. – М.: Эксмо, 2020 – 512с.