Изготовление детской косметики в домашних условиях

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изготовление детской косметики в домашних условиях

Абзалова З.И. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Климина М.Ю. 1
1МАОУ "Гимназия №76" город Набережные Челны
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время на прилавках магазинов увеличился ассортимент детской косметики, и разобраться в правильном использовании косметики для детей – это очень важно. Среди взрослых очень распространено мнение, что детям подобные эксперименты ни к чему и самое важное требование к детской косметике – это безопасность. Детская кожа не способна в полной мере защищаться от неблагоприятных внешних воздействий. Однако производители детской косметики предусмотрели опасения родителей и медиков и учитывают их. Не допускается использование сколько-нибудь агрессивных химических компонентов, отдушек, консервантов. Косметика для детей должная быть максимально «мягкой» и естественной.

Поэтому большая часть ингредиентов детской косметики натурального происхождения – воск, масла, экстракты трав.

Данная проблема нас заинтересовала и стала темой нашего исследования.

Объект исследования: детская косметика (крем для рук, губная помада).

Предмет исследования: изготовление крема для рук и губной помады в домашних условиях.

Цель: изготовить крем для рук и губную помаду в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю появления косметики.

  2. Определить виды детской косметики.

  3. Выяснить особенности детской косметики и ее состав.

  4. Провести анкетирование среди учащихся на тему: «Детская косметика»

  5. Провести опытно-экспериментальную работу по изготовлению крема для рук и губной помады в домашних условиях.

Гипотеза: возможно, что можно изготовить предметы детской косметики в домашних условиях, которые могут быть использованы при уходе за кожей рук и губами.

Методы исследования: анализ и синтез, анкетирование, эксперимент, практические действия по изготовлению детской косметики, метод визуализации данных, обобщение.

Практическая значимость: собранный материал может быть использован на уроках по окружающему миру и при проведении внеклассных мероприятий по теме: «Косметика» и для пропаганды здорового образа жизни.

основная часть

1. Обзор литературы

1.1 История возникновения косметики

Многие тысячелетия человек пытается стать красивее с помощью косметики. Слово «косметика» произошло от древнегреческого «искусство украшения» внешности людей, а декоративная косметика – это искусство украшать женскую красоту.

Еще не вполне осознав себя людьми, наши первобытные предки уже натирались маслом и жиром, разрисовывали тело растительными красками и глинами, подводили глаза, красили веки и губы. Первобытная косметика помогала осознать племенную принадлежность, разделить мир «на своих» и «чужих», выразить себя, а то и устрашить [1].

Косметика украшала, холила, лечила. Её основу составляли ароматные масла и мази, которые получали из растительных и животных жиров, смешивая с настоями лилии, лаванды, розы, по интуиции и древнему опыту вводя тонизирующие и целебные добавки. Пока не научились варить мыло, мазями очищали тело [2].

Существует мнение, что зародилась косметика в Древнем Египте. Именно древние египтяне первыми поняли, что лицо с подведенными глазами выглядит намного привлекательнее. Так же египтяне одни из первых начали наносить татуировки на тело.

Знаменитая египетская царица Клеопатра написала трактат «Лекарство для кожи», где приводит свои косметические советы (Приложение 1, рис.1.).

В древней Греции для производства косметических средств пользовались всевозможными природными средствами. Жительницы Эллады в качестве пудры использовали толченые бобы, губную помаду делали из кошенили, а тушь для ресниц из сажи (Приложение 1, рис.2.).

Губная помада первоначально изготавливалась из яблок. Впервые ее стали использовать в Месопотамии примерно 5000 лет назад. Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим [3].

В России косметика появилась в 17 веке. В моду стали входить белила и румяна, которые применялись в большом количестве (Приложение 1, рис.3.). Для румян часто пользовались соками моркови и свеклы [4].

1.2 Виды детской косметики

Всю детскую косметику условно можно разделить на три группы: лечебная косметика, гигиеническая косметика и декоративная косметика.

К лечебной косметике относится косметика, которая снимает покраснения и зуд, убирает шелушение – различные присыпки, лечебные крема и масла.

К гигиенической косметике относятся: гели для душа, пена для ванны, шампуни и бальзамы для волос, зубная паста, крем для рук и лица и другие.

К декоративной косметике относится то, что так любят девочки – помада для губ, блеск для губ, лак для ногтей, тени, лак и гель для волос, гель для тела с блестками и другое [4].

1.3 Особенности детскойкосметики

Детская косметика создается для разных возрастных групп. Она может использоваться с первых месяцев жизни до подросткового возраста. Выбирая детские косметические средства, необходимо, прежде всего, обращать внимание на то, чтобы они были мягкими и хорошо переносились ребенком.

Для обеспечения безопасности детской косметики требуется проведение тщательного отбора ингредиентов. Не допускается малейшее использование агрессивных химических компонентов, отдушек, консервантов. Детская косметика должна быть щадящей и естественной. Поэтому ингредиенты детской косметики в большинстве своем натурального происхождения – это воск, масла, экстракты трав [4].

Детская косметика для детей совсем не стойкая. Даже лак для ногтей представляет собой безопасную краску, которую можно смыть теплой водой с мылом. При создании летской косметики для девочек производители учитывают проблемы и особенности детской кожи, поэтому ее делают щадящей и очень легкой, с минимальным содержанием синтетических компонентов или вовсе без них. И, конечно же, большое внимание всегда уделяется упаковке. Она должна быть не только яркой, но и безопасной. Детская помада, например, имеет легкий розовый оттенок. Это значит, что содержание пигментов в 5-10 раз меньше, чем в помаде для взрослой женщины. Кстати, одной из первых марок детской косметики стал бренд «Принцесса». Также пользуются спросом косметика фирм «Маленькая фея", "Дракоша", "Тип-топ", "Морозко" и другие.

Вся продаваемая косметика для детей подлежит обязательной сертификации Минздрава и Госстандарта. К тому же оценивается внешний вид и запах продукции [5].

1.4 Состав детской косметики

В состав детской косметики входят:

Антиоксиданты – эти вещества используют во избежание окислительных процессов в клетках кожи и организма

Противовоспалительные, успокаивающие, ранозаживляющие вещества – это алоэ, ромашка, шалфей, тальк, череда, крапива, календула, полынь.

Увлажняющие вещества – они удерживают влагу. Это глицерин, ланолин.

Растительные масла - овса, ромашки, тысячелистника, мяты, алоэ, календулы, шиповника.

Консерванты – безусловно, они вредны, но нужно подбирать их правильно и в малом количестве.

Отдушки – дают привлекательный запах, но для совсем крохи лучше их отсутствие.

Жировая основа –  это защитный барьер и питание. Жировая основа может состоять из норкового жира, белого пчелиного воска, вазелина, абрикосового, персикового масла.

Витамины - А, С, Е, F, гр. В – их роль в функциях кожи неоценима. Выбирая детскую косметику нужно обращать внимание на состав, в нем не должно быть вредных веществ [5].

Материалы и методы

2.1 Анкетирование среди учащихся 4 «Б» класса МАОУ «Гимназия №76» на тему: «Детская косметика»

Место проведения: МАОУ «Гимназия №76»

Сроки проведения: 16.11.2024

Количество участников: 19 чел. (15 девочек, 4 мальчика).

Возраст респондентов: 10-11 лет.

В ходе анкетирования по вопросу: «Какие виды декоративной косметики у тебя есть дома?» было выявлено, что наибольшее количество учащихся (19 чел.) назвали мыло, 16 человек назвали губную помаду и духи, а наименьшее количество (8 чел.) назвали пудру (Приложение 2, рис.7.).

Анкетирование по вопросу: «Как часто ты пользуешься декоративной косметикой?» показало, что наибольшее количество учащихся (11чел.) пользуются косметикой иногда, 6 человек не пользуются никогда, а наименьшее количество (2 чел.) пользуются часто (Приложение 2, рис.8.).

В ходе анкетирования по вопросу: «Пользуешься ли ты взрослой или детской косметикой?» было выявлено, что наибольшее количество учащихся (13 чел.) пользуются взрослой косметикой, а наименьшее количество (6чел.) пользуются детской (Приложение 2, рис.9.).

Анкетирование по вопросу: «Как Вы думаете, вредна или полезна детская декоративная косметика?» показало, что наибольшее количество учащихся (9чел.) думают, что вредна, 7 человек затруднились с ответом, а наименьшее количество (3 чел.) считают, что полезна (Приложение 2, рис.10.).

Таким образом из косметических средств учащиеся предпочитают пользоваться только мылом (19 чел.) Иногда косметикой пользуются 11 человек. Взрослую косметику предпочитают 13 человек, а детской пользуются 6 человек. Думают, что вредна детская косметика 9 человек и только 3 человека считают ее полезной.

Поэтому мы решили изготовить предметы детской косметики в домашних условиях. Среди косметики мы выбрали крем для рук и губную помаду, так как они могут стать предметами ежедневного ухода за кожей. Рецепты нами были выбраны с ингредиентами натурального происхождения, чтобы они не причинили вред здоровью.

    1. Проведение опытно-экспериментальной работы по изготовлению крема для рук и губной помады в домашних условиях

2.2.1 Изготовление детского крема для рук «Лапочка»

Место проведения: городская квартира.

Сроки проведения: 16.11.24 г.

Оборудование и инвентарь:

- столовая ложка(1шт.);

- пиалка (1шт.); весы (1шт.);

- кастрюля (1шт.),

- стеклянная баночка (1шт.),

- салфетка, шапочка, фартук (Рис.1.).

Состав ингредиентов:

  1. Масло какао – 50 грамм;

  2. Масло ши – 50 грамм;

  3. Оливковое масло – 2 столовые ложки;

  4. Касторовое масло – 1 столовая ложка;

  5. Эфирные масла – до 15 капель (любые).

  6. Вода для водяной бани (0,5л).

Ход работы:

  1. В стеклянную баночку поместили масло какао (50 гр.) и ши (50гр).

  2. Поставили стеклянную баночку на водяную баню.

  3. Помешали масло какао и ши чайной ложкой до их растопления.

  4. Добавили оливковое масло (2 столовые ложки) и касторовое масло

(1 столовая ложка).

  1. Тщательно перемешали и сняли с водяной бани.

  2. Перелили в стеклянную баночку для готового крема.

  3. Поставили для хранения крем в холодильник (Приложени3, таблица 1).

2.2.2 Изготовление губной помады

Место проведения: городская квартира.

Сроки проведения: 16.11.2

Оборудование и инвентарь: стакан (1шт.); весы (1шт.); кастрюля (1шт.); блюдце; шприц (5мг); нож; пипетка; тюбик от старой губной помады (1шт.); бумажная салфетка; стеклянная баночка (1шт.), салфетка, шапочка, фартук.

Состав ингредиентов:

1. Пчелиный воск – 3гр;

2. Витамин красоты (Е) в капсулах – 5 капсул;

3. Касторовое масло – 3 капли;

4. Ароматизатор (клубничный) – 3 капли;

5. Для придания цвета, сок свеклы – 3 капли;

6. Вода для водяной бани (0,5л).

Подготовка к изготовлению губной помады:

В пустом тюбике от помады убрали остатки помады, тщательно протерли и закрыли салфеткой дырочку, которая есть внутри каждого тюбика помады.

Ход работы:

  1. Разрезали на мелкие кусочки воск.

  2. На водяной бане растопили 3гр пчелиного воска.

3. Добавили:

- 5 капсул витамина Е;

- 3 капли касторового масла;

-3 капли клубничного ароматизатора;

-3 капли сока свеклы.

4. Через воронку (шприц) очень медленно и аккуратно, чтобы не обжечься и не разлить, вливаем жидкую помадную смесь в тюбик.

5. Закрываем тюбик и ставим будущую помаду в холодильник на 30-60 минут (Приложение 3, таблица 2).

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы нами были изготовлены крем для рук и губная помада (Приложение 3, рис.11-13).

2.3 Совокупный объем затрат

Наименование ингредиентов

Цена за 1ед. в руб.

Кол-во необходимых ингредиентов

Стоимость

в руб.

1.

Масло какао (50гр.)

198руб.

50гр. (2,5ст.л.)крем

198 руб.

2.

Масло Ши (150мл.)

316 руб.

50 гр.(2,5 ст.л.)крем

105 руб. 30коп.

3.

Касторовое масло

(30мл.)

118 руб.

3капли (помада)

3 руб.

1ст.л. (крем)

30 руб.

4.

Оливкоевое масло (250мл.)

601 руб.

2ст.л. (крем)

10 руб.

5.

Ароматизатор клубничный (10мл.)

128 руб.

3капли (помада)

4 руб.

6.

Масло эфирное (мандарин)

(за 10мл.)

163 руб.

15 капель (крем)

22 руб.50коп

7.

Пчелиный воск (3гр.)

 

(помада)

1руб.

8.

Сок свеклы (4гр)

 

3капли (помада)

1руб.

9.

Витамин «Е» (30капсул)

218 руб.

5 капсул (помада)

36 руб.30 коп.

 

Итого: крем

   

365 руб.80 коп.

 

Итого: помада

   

45 руб.30 коп.

Стоимость губной помады составила 45руб 30 коп. а это значительно дешевле, чем в любом магазине г. Набережные Челны. Стоимость крема для рук составила 365 руб. 80коп, что превышает стоимость некоторых видов в розничной торговле, но наш крем изготовлен из натуральных ингредиентов и будет полезен для подростков 10-11 лет.

Заключение

В настоящее время детская косметика создается для разных возрастных групп. Выбирая детские косметические средства, необходимо, прежде всего, обращать внимание на то, чтобы они не оказывали вред здоровью., поэтому она должна быть из натуральных ингредиентов, которые помогут избежать аллергических реакций. Комплекс витаминов, входящих в состав косметики защитит детскую кожу от негативного воздействия окружающей среды, солнца, ветра, пыли.

В ходе проведенного анкетирования среди учащихся, нами было выявлено что из косметических средствони предпочитают пользоваться только мылом (19 чел.) Иногда косметикой пользуются 11 человек. Взрослую косметику предпочитают 13 человек, а детской пользуются 6 человек. Думают, что детская косметика приносит вред 9 человек и только 3 человека считают ее полезной.

Поэтому в ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы изготовили крем для рук и губную помаду в домашних условиях. Рецепты нами были выбраны с ингредиентами натурального происхождения, чтобы они не причинили вред здоровью. Стоимость губной помады составила 45руб 30 коп. а это значительно дешевле, чем в любом магазине г. Набережные Челны. Стоимость крема для рук составила 365 руб. 80коп, что превышает стоимость некоторых видов в розничной торговле, но наш крем изготовлен из натуральных ингредиентов и будет полезен для подростков 10-11 лет.

Таким образом, гипотеза о том, возможно, что можно изготовить предметы детской косметики в домашних условиях, которые могут быть использованы при уходе за кожей рук и губами, подтвердилась.

Косметика детская: за или против?

Вред ли огромный иль польза, напротив?

Каждый сам для себя решает,

Как поступить всегда сам выбирает!

Список использованных источников

  1. Волчек Н.М. Современная энциклопедия для девочек. М.: «Современный литератор», 1999. -291с.
    Шатилова М.Ю. Детская косметика: за и против. //Электронное пособие. М.: «Учитель», 2009. -136с.

  2. Землянская М. Новейшая энциклопедия для девочек. - М.: Современная школа, 2005 г. -31с.

  3. История декоративной косметики [Электронный ресурс] Режим доступа: https://makeup.ru/article/interesno-znat-istoriya-dekorativnoj-kosmetiki, свободный (Дата обращения: 19.11.24).

  4. Детская декоративная косметика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dolyame.ru/media/decorative-cosmetics-for-children/, свободный ( Дата обращения: 19.11.24).

  5. Как выбрать детскую декоративную косметику [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.akusherstvo.ru/guide/kak-vybrat-detskuyu-dekorativnuyu-kosmetiku/, свободный (Дата обращения: 19.11.24).

Приложение 1

 

Рисунок 1

Рис.1. Клеопатра-царица Египта.

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Декоративная косметика зародилась в Египте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Косметика в России.

Рис.4. Гигиеническая косметика.

Рис.5. Лечебная косметика.

 

Рис.6. Декоративная косметика.

Приложение 2

Анкетирование на тему: «Детская косметика?»

1. Какие виды декоративной косметики у тебя есть дома?

А) крем;

Б) губная или гигиеническая помада;

В) мыло;

Г) духи;

Д) туш;

Е) карандаш для бровей;

Ж) тени;

З) пудра;

Е) консилер.

2. Как часто ты пользуешься декоративной косметикой?

А) часто

Б) иногда

В) никогда

3. Пользуешься ли ты взрослой или детской косметикой?

А) детской;

Б) взрослой.

4. Как Вы думаете, вредна или полезна детская декоративная

косметика?

А) вредна;

Б) полезна;

В) затрудняюсь с ответом.

Результаты анкетирования на тему: «Детская косметика?»

Рис.7. Результаты анкетирования по вопросу:

«Какие виды декоративной косметики у тебя есть дома?»

 

Рис.8. Результаты анкетирования по вопросу:

«Как часто ты пользуешься декоративной косметикой?»

 

Рис.9. Результаты анкетирования по вопросу:

«Пользуешься ли ты взрослой или детской косметикой?»

 

Рис.10. Результаты анкетирования по вопросу:

«Как Вы думаете, вредна или полезна детская декоративная?».

косметика?

Приложение 3

Таблица 1

Последовательность изготовления крема для рук «Лапочка»

Номер операции

Описание операции

Изображение операции

Инструменты и приспособления

 

Подготовили оборудование и инвентарь. Приобрели необходимые ингредиенты.

 

Столовая ложка, пиалка, весы, кастрюля, стеклянная баночка, салфетка, шапочка, фартук.

2.

В стеклянную баночку поместили масло какао (50 гр.) и ши (50гр.).

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, весы.

3.

Поставили стеклянную баночку на водяную баню.

Помешали масло какао и ши чайной ложкой до их растопления.

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, весы, кастрюля.

34.

Добавили оливковое масло (2 столовые ложки).

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, чашка, весы.

5.

Добавили касторовое масло (1 столовая ложка).

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, чашка, весы.

6.

Тщательно перемешали и сняли с водяной бани.

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, чашка, кастрюля.

7.

Перелили в стеклянную баночку для готового крема.

 

Салфетка, ложка, стеклянная баночка, чашка, кастрюля.

8.

Баночку с кремом оформили наклейкой с названием «Лапочка» и

поставили для хранения в холодильник.

 

Баночка с готовым кремом, наклейка с названием «Лапочка».

Таблица 2

Последовательность изготовления губной помады «Карамелька»

Номер операции

Описание операции

Изображение операции

Инструменты и приспособления

1.

Подготовили оборудование и инвентарь. Приобрели необходимые ингредиенты.

 

Стакан, весы, кастрюля, шприц, нож; пипетка, тюбик для губной помады, бумажная салфетка, стеклянная баночка, салфетка, шапочка, фартук.

2.

Разрезали на мелкие кусочки воск.

 

Салфетка, нож, блюдце.

3.

На водяной бане растопили 3гр пчелиного воска.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, ложка.

4.

Добавили 5 капсул витамина Е.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, ложка.

5.

Добавили 3 капли касторового масла.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, ложка.

6.

Добавили 3 капли клубничного ароматизатора.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, ложка.

7.

Добавили

3 капли сока свеклы.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, пипетка, стакан.

8.

С помощью шприца очень медленно и аккуратно, чтобы не обжечься набираем жидкую помадную смесь.

 

Стеклянная баночка, кастрюля, шприц.

9.

С помощью шприца очень медленно и аккуратно вливаем жидкую помадную смесь в тюбик.

 

Шприц, блюдце, тюбик для помады.

10.

Закрыли тюбик с губной помадой.

 

Тюбик для губной помады.

11.

Тюбик с губной помадой оформили наклейкой с названием «Карамелька» и поставили в холодильник на 30-60 минут.

 

Тюбик губной помады, наклейка с названием «Карамелька».

 

Рис.11. Применение детской косметики.

Рис.12. -13. Готовые предметы детской косметики, изготовленные в домашних условиях.

 
Просмотров работы: 38