Введение.
Я учусь в художественной школе, и мне стало интересно, как и из чего изготавливают краски и можно ли их изготовить самой, в домашних условиях. Моя сестра решила поддержать меня и мы начали изучать этот вопрос вместе. Сколько существует человек, столько он и рисует. Древние люди использовали глину, землю разных оттенков и уголь для создания наскальной живописи. В дальнейшем люди научились делать краски из различных минералов (лазурит, киноварь и др.), стали изготавливать и применять пигменты из растений. Они смешивали полученные пигменты с жиром – такая краска была очень стойкая. Наш мир прекрасен и люди во все времена стремятся передать его красоту при помощи красок.
Цель работы:
1) Изучить, как и из каких природных материалов, можно сделать краски в домашних условиях. . 2) Создать свои краски из природных материалов в домашних условиях и сделать выкраски получившихся цветов.
3)Написать картину самодельными красками.
Задачи, которые предстоит решить:
Изучить технологию создания красок из природных материалов в домашних условиях.
Собрать и подготовить природные материалы для создания самодельных красок.
Написать картину красками из природных материалов.
Актуальность. В наше время продолжают высоко цениться изделия, покрашенные натуральными красками. Например, одежда и изделия из кожи, покрашенные натуральными красителями, имеют большой спрос и высокую стоимость. Натуральные краски имеют очень гармоничные цвета и оттенки, их очень легко сочетать друг с другом. Они не токсичны и безопасны для человека и окружающей среды. К тому же они общедоступны и не требуют больших финансовых затрат. Сейчас стали доступными новые природные материалы. Например, разные приправы, которые раньше, из-за своей дороговизны, в качестве красителя практически не использовались, а также плоды экзотических деревьев и растений, разные чаи. Натуральные краски - это тема, которая таит в себе высокий потенциал и будет актуальна всегда.
Объект исследования- природные материалы.
Методы исследования- поисковый, исследовательский, практический, опытно-экспериментальный.
Практическая значимость работы: Краски из природных материалов не токсичны и безопасны для человека и окружающей среды. Природные краски имеют очень широкую область применения. Их можно использовать при написании картин и в декоративно- прикладном искусстве, для покраски тканей и изделий из кожи. Природные краски так же можно использовать и для производства косметики, моющих средств, в качестве пищевых красителей и др. Глава 1.Способ и технологиясозданиякраскиизприродныхматериалов. Изучив литературу и воспользовавшись интернет ресурсом мы узнали, что технологии приготовления красок с древних времен практически не изменились: сначала добывается материал, из которого будет изготавливаться краска, просушивается и измельчается (перемалывается) до состояния мельчайшей пыли. Полученная пыль называется пигментом. Чем мельче частицы пигмента, тем качественнее получится краска.
Создавать пигмент можно практически из любого природного материала: глины, сажи, земли, различных растений, листьев, цветов и даже плодов деревьев и кустарников. Их нужно тщательно высушить. А затем измельчить с помощью миксера. В полученный пигмент добавляют связующее. Оно необходимо для того, чтобы краска легче наносилась на поверхность и не осыпалась при высыхании. Связующим могут быть разные вещества. И в зависимости от того. какое связующее было добавлено, получается тот или иной тип краски. Например, для создания акварели в пигмент добавляют гуммиарабик (высохший сок акации) или древесный клей. Для создания темперы ПВА в пигмент добавляют клей ПВА. Для создания желтковой темперы в пигмент добавляют яичный желток- такую темперу с древних времен и до наших дней широко применяют в иконописи. Для создания масляных красок в пигмент добавляют олифу. Для изготовления гуаши в пигмент добавляют декстрин, крахмал и гуммиарабик. И так далее. Типов краски огромное множество и все они широко используются. Еще одним способом создания краски в домашних условиях является замачивание, заваривание и настаивание, а затем выжимание сока.
Изучив информацию, мы поняли, что создание краски в домашних условиях процесс не быстрый, но интересный и краски создать возможно. Нас больше привлек первый способ создания самодельной краски потому, что с его помощью можно создать большее количество разных цветов. Мы решили создать свою собственную акварельную краску различных цветов и оттенков.
Глава 2. Процесс создания краски.
1 этап. Сбор природных материалов. Создание своей акварельной краски мы начали со сбора природных материалов. И здесь фантазии нет предела: практически все, что нас окружает, может стать краской. Мы собрали более 30 разных природных материалов: различные цветы, плоды (шиповник, черника), овощи (свекла, морковь), земля, уголь, веточки туи, луковую шелуху, различные растения, а также приправы, чаи, кожуру от таких фруктов как манго, апельсин и лимон. Нам было интересно узнать, будет ли отличаться краска из высушенной зелени гортензии от краски из листьев петрушки или туи. Или будет ли отличаться краска из бордовой розы от краски из красной циннии. . Природных материалов вокруг нас великое множество. Нас окружает огромное количество разноцветных цветов, плодов, ягод, но даже и травы разных растений имеют разные оттенки и разные свойства, что может повлиять на цвет. Зимой сбор природных материалов практически останавливается, можно добыть небольшое количество материалов, поэтому лучше заранее запастись разными видами природных материалов. .2 Этап. Сушка. Следующим этапом стало просушивание природного материала. Просушить растения можно книжным способом, но это очень долгий процесс и может занять до двух недель. Этот способ для нас не подходит, ведь известно то, что чем быстрее растение высохнет, тем ярче оно будет и тем ярче получится из него краска. Одним из способов просушивания природных материалов может стать сушка с помощью утюга. Еще можно просушить природный материал, воспользовавшись микроволновкой или духовкой. Но мы использовали другой метод сушки. Природный материал мы просушивали электросушилкой для фруктов и ягод «Ветерок».
Интересным открытием стало то, что не все цветы при высыхании сохраняют свой цвет, а некоторые становятся совсем не привлекательными. Например, при высыхании, нежно-розовые цветки домашней фиалки и светло-фиолетовые цветки стрептокарпусов стали светло- коричневого цвета. Другие же цветы: фиолетовые флоксы, бархатцы, циннии, бордовая роза и др. при высыхании не поменяли своей цвет и не утратили яркости. Цветы имеют разный химический состав, поэтому при высыхании ведут себя по-разному. 3 Этап. Измельчение. Очень важно начать измельчение сразу же после сушки, потому что хорошо высушенный природный материал начинает вбирать в себя влагу из окружающей среды и его становится сложнее измельчить. Чтобы измельчить природный материал мы использовали миксер. Интересным открытием стало то, что чем тверже высушенный природный материал, тем легче и быстрее его измельчить. Например, хорошо высушенные шкурки и цедра лимона, апельсина и манго, а также кофе и шиповник, гораздо быстрее измельчить в мельчайшую пыль, чем цветы и листья растений. К тому же и пигмент из твердых материалов получается более мелкого помола, благодаря чему краска получается более качественная и укрывная. Этап измельчения (перемалывания) не быстрый процесс. Ведь для пигмента краски подходят только самые мелкие частицы -мельчайшая пыль, которая поднимается во время перемалывания и оседает на крышке миксера. Ее н еобходимо аккуратно собрать кисточкой- именно она нам и нужна. Процесс перемалывания нужно повторять до тех пор, пока не наберется достаточное количество этой пыли. Эту получаемую пыль называют пигментом. Чем мельче помолот пигмент, тем лучше и качественнее получится краска. Для создания краски полученную пыль-пигмент, мы собрали в баночки и подписали их нумерацией.
4 этап. Связующее. Чтобы пигмент легко можно было нанести на бумагу, или какую-то любую другую поверхность и он не осыпался, в него нужно добавить связующее.
Из источников информации мы узнали, что для создания акварели в качестве связующего можно использовать гуммиарабик + мед + вода. Или крахмал + мед + вода.
М ы попробовали оба варианта и кардинальных отличий не нашли ни в цвете, не в консистенции краски. Но, все же использовать гуммиарабик нам понравилось больше, потому что он имеет структуру мелких крупиц и при смешивании мастихином получается дополнительное измельчение (перетирание) нашего пигмента в еще более мелкий. Процесс смешивания пигмента со связующим выгладит так: берется 4 части пигмента + 1 части гуммиарабика + 1 часть меда и несколько капель воды. Эта пропорция получена опытным путем.
Все это помещается на ровную поверхность (стекло, плоский камень, оргстекло) и, используя мастихин или камень с ровной поверхностью, делают круговые движения растирая краску. В процессе можно добавлять воду по капелькам до получения удобной, для перемешивания, консистенции. Для соединения и перетирания пигмента со связующим можно использовать каменную ступку. Смешивать (перетирать) краску нужно не менее 5 минут, чтобы все вещества хорошо перемешались и стали одним целым. Полученную краску, перед использованием, следует подсушить на свежем воздухе в течении суток, или ускорить этот процесс, поставив баночки на батарею. Наша краска готова! Мы сделали выкраски всех получившихся цветов, подписали их и вложили в п риложение.
Интересным открытием на этом этапе стало то, что если в добавляемую в пигмент воду выжать несколько капель лимонного сока, то цвет полученной краски становится более ярким и насыщенным. Измельчение и добавление связующего процесс не быстрый и трудоемкий. Полученную краску мы переложили в баночки и подписали ее нумерацией. .
5. Получение разного цвета. Из литературы мы узнали, что некоторые природные краски могут поменять свой цвет, даже изменить его на противоположный, если добавить в него уксус или соду. Мы провели эксперимент с некоторыми красками и обнаружили, что если в краску из шелухи красного лука, добавить уксус, то цвет краски станет темно-зеленым, а если в эту же краску добавить соду, то цвет станет шоколадно- коричневым. Если в краску из чая каркаде (гибискуса) добавить соду, то цвет поменяется на серо-зеленый, а если в эту же краску добавить уксус, то цвет изменится от малинового до синего. Так же меняет свой цвет и краска из гортензии и базилика. Таким образом из одной краски можно получить сразу три разных цвета. Эти эффекты мы применили в написании своей картины. Выкраски с результатами эксперимента мы прилагаем в приложении.
Заключение.
В результате этой работы у нас получилось более 30 цветов краски. Создание самодельных красок процесс трудоемкий, не быстрый, но очень интересный и познавательный. Цвета получаются гармоничными и очень хорошо сочетаются друг с другом. Мы узнали, что своими руками можно сделать великое множество разных цветов и оттенков. Не все цвета можно назвать удачными, некоторые получились очень бледными, возможно они требуют еще более мелкого помола или перетирания, но все-таки получилось большое количество ярких, интересных цветов. Цвета получаются очень красивыми, сложными. Очень много оттенков можно получить даже с одного вида природного материала.
С амодельная акварель отличается от заводской цветом и нанесением, тем как она ложится на бумагу. Она не такая однородная, как покупная, и в ней встречаются вкрапления (более крупные частицы пигмента), но это добавляет в работу свою прелесть, фактурность. Такая краска имеет другую консистенцию, и чтобы ей рисовать - нужно приноровиться. Было интересно писать картину такими красками, хотелось лучше изучить, возможности самодельных красок и мы написали вторую картину.
В результате этой работы мы узнали много всего нового. На каждом этапе создания краски были интересные открытия.
Мы и дальше будем продолжать изучать эту тему. Эта тема очень интересна и познавательна: можно и дальше продолжать проводить разные опыты и эксперименты с изменением цвета, искать наиболее удачную пропорцию составления краски. Искать и пробовать новые материалы.
Приложение 1: Выкраска получившейся краски из природных материалов.
Приложение 2: Выкраска полученных цветов в ходе эксперимента.
Список литературы:
Батурицка Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. 1991г.
Блинчева И.Б. Из чего в древности делали краски-«Мир книги», 2013г.
Кабанова Л. «Краски радуги», Издательство: Стрекоза, 2016.V
Как сделать пигмент из растений. https://dzen.ru/video/watch/66339cd1aef1ff543f423c46?f=d2d
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» «Высшая школа». М. 1992г.
Энциклопедия для детей: «Искусство», том 7, часть 1, «Аванта +» М. 1997г
Никифорова О. «Краски из растений». — М.: «Малыш», 2013.