ВВЕДЕНИЕ
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история наших дедов и прадедов. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Музей в школе создает условия для творческой самореализации каждого ученика, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности.
Школьный музей способствует патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в экономику и культуру родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Глава I. Поисково-исследовательский этап
Обоснование проекта
В нашей школе создан школьный музей.
Как известно, для смены экспозиции в музее необходимы экспонаты. Ученики нашей школы внесли свой вклад для развития нашего музея, тем самым оставили свою частичку в истории школы.
Я хочу изготовить для музея экспонат, сшить фартук – занавеску. Ученики нашей школы должны знать историю костюма наших предков.
Актуальность темы проекта:
С течением времени многовековые традиции стали забываться и в современном мире многие из них «канули в лету». А ведь у русской национальной одежды традиции складывались с древних времён, некоторые детали одежды имели оберегающее значение. Было у одежды и другое назначение: одежда позволяла двум незнакомым людям при первой встрече узнать очень многое друг о друге: от места проживания до социального положения. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции русского народа, его быт, культуру. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта.
Цель проекта: изготовить фартук-занавеску по традиционной выкройке для школьного музея.
В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:
- изучить, историю происхождения фартука;
- познакомиться с разновидностями фартуков по назначению и крою;
- ознакомиться с тканями, которые применялись раньше для пошива фартука и какие – можно использовать в настоящее время;
- найти традиционную выкройку занавески – фартука;
- описать процесс изготовления фартука;
- аккуратно сшить фартук русский народный - занавеску.
Методы проведения исследования:
Поиск и получение сведений из внешних источников;
Изучение материалов истории русского костюма в Музее народного искусства;
Подбор колористического решения русского народного фартука - занавески;
Изготовление русского народного фартука – занавески и современного фартука.
Школьный музей
Наш школьный музей под названием "Времён связующая нить" был открыт в 2018 год. Он идёт как история школы и как эпохи прошлых лет, с которыми она связана. Первые витрины - возникновение школы, затем её открытие и директор, также там представлены вещи и экспонаты того времени, чтобы создать представление о той эпохе. Далее идёт второй -директор и различные школьные фотографии.
В музее представлены выдающиеся ученики школы, такие как Иванченков А.С. Ему посвящена целая витрина. Имеется его классный журнал, акт о получении золотой медали и подлинная выпускная фотография.
Помимо выдающихся учеников представлена современная жизнь школы. Есть витрина со школьной театральной студией "Сюрприз", где ребята в данный момент ставят спектакли, участвуют в большом количестве конкурсов.
Представлены экспонаты, связанные с "Республикой крылья".
На витринах музея представлены традиции школы, например бал. И в связи с тем, что в нашей школе была пионерско-комсомольская организация, имеется много экспонатов, связанных с тем периодом времени.
Вся экспозиция заканчивается современными руководителями пятой школы.
Есть витрина и стенд, посвящённый военной операции по освобождению витрине представлен герой, награждённый Орденом мужества, Сударкин-ученик нашей школы, который погиб в Чеченской республике.
Планируется работа по выставке, посвящённой военной операции. Затем в планах выставка ученика, который мало того, что учится хорошо, так ещё и является художником с очень интересными полотнами.
У музея есть давняя традиция под названием «Золотая кладовая" — это период в музее, когда происходят выставки наших выпускников, таких как Анатолий Сергеевич Петушков, который закончил нашу школу во 2 выпуске. Анатолий Сергеевич известный писатель, художник и искусствовед.
Выставка Земляной Н. И. учителя истории и обществознания, которая в свободное время увлекается вышивкой крестом.
Выставка «Золотая коллекция» учителей технологии нашей школы Григоровой Е.В., Головко Н.И., Гевандяна Э. А. На выставке были предоставлены изделия, в различных техниках исполнения, созданные в свободное время, как хобби.
В музее проходят круглые столы, посвящённые встречам с интересными людьми, к примеру выставка с Ольгой Чемодуровой (ивантеевская поэтесса). Она подарила книгу о Иванченкове.
История появления фартука
История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. В далеком прошлом в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но и выполняет утилитарную и празднично-декоративную функцию, часто используется в магической практике и обрядах.
В народных представлениях Фартук — символ женщины, женского начала, фертильности и плодородия. У южных славян девушки на выданье носили белые фартуки с красивым орнаментом и различными украшениями. Фартук считался истинным символом плодородия, его использовали в различных церемониях и носили все представительницы слабого пола. Во время отпуска и выходных мамы носили своих маленьких детей, завернутыми в фартук, — это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.
В день свадьбы на пороге нового дома новобрачных, как правило, лежал передник, а прохождение по нему считалось символом успеха и процветания. Перед посевом пшеницы, фартук заполняли зерном и завязывали по углам, — это предвещало обильный урожай.
По положению Фартука нередко гадали: покосившийся Фартук предвещает девушке скорый брак.
В Полесье при первом выгоне скота под порог подкладывали Фартук хозяйки, чтобы скотина была привязана к дому.
К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма.
По крою можно выделить четыре основных типа передников:
- плечевые, надевались через голову. Занавеска, запон, запаска, завеска. Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами (Приложение 1).
- с «грудкой», завязывающийся с помощью двух тесёмок или петли на шее и двух тесёмок на талии (Приложение 2);
- поясным, закреплялись с помощью двух тесёмок по верх груди или на талии (Приложение 3).
- занавеска на кокетке, к передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку (Приложение 4).
Женские передники можно разделить по назначению (Приложение 5):
- праздничных,
- траурных,
- будничных.
Передник шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.
Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами, декорировались.
Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.
Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
4. Основы кроя русского костюма
Крой традиционного русского костюма – безлекальный. Объём одежды создаётся не выточками или вырезами, а складками или сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную и треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка, т.е. 36-42 см. этот размер являлся модулем, на основе которого строился русский крой.
5. Критерии, предъявляемые к готовому изделию.
1. Соответствие направлению русского стиля.
2. Качественного пошива.
3. Сочетание цветов.
4. Красивый.
Выявление основных параметров и ограничений.
«Звёздочка обдумывания»
Следующим этапом моего исследования заключается в составлении звёздочки обдумывания по соответствующей схеме.
Глава II. Конструкторский этап
Эскиз модели русского народного фартука.
Для пошива русского народного фартука за основу я взяла алёшинскую занавеску на кокетке Орловская губернии, так как я нашла народную традиционную выкройку этого фартука.
Конструирование
Чертёж русского народного фартука – занавески.
Глава III. Технологический этап
Технология изготовления русского народного фартука – занавески
Таблица 1
Разметить (начертить) детали кроя фартука- занавески на ткани. Детали кроя: хлопчатобумажная ткань с растительным рисунком- подол (1 дет.), из ткани в полоску - основное полотнище - стан(1 дет.), из ткани- кокетка (1 дет.), оборка (1 дет.), лента – полоса (1 дет.). |
||
Раскроить детали фартука-занавески. |
||
Стачать подол с лентой - полосой стачным швом и край обработать зигзагом, чтобы не осыпался, и выполнить ещё настрочной шов. |
||
Произвести влажно-тепловую обработку сшитых деталей. |
||
Прострочить обору и стянуть за ниточки в сборку. |
||
Притачать обору к подолу. |
||
Соединить подол с основным полотнищем – станом, стачным и надстрочным швами |
||
Обработать боковые срезы фартука швом вподгибку с закрытым срезом |
||
Притачать пояс – завязку к верхнему срезу фартука. |
||
Обработать края пояса обтачным швом и с помощью карандаша вывернуть на лицевую сторону. |
||
Подогнуть второй срез пояса на изнаночную сторону фартука, закрывая шов, и закрепить вручную швом «через край» |
||
Влажно-тепловая обработка пояса-завязки. |
||
Окантовать срезы кокетки фартука окантовочным швом с закрытым срезом. |
||
Настрочить готовую кокетку на пояс фартука с лицевой стороны. |
||
Влажно-тепловая обработка готового фартука. |
||
Фартук готов. |
Глава IV. Заключительный этап
Расчётно-экономический анализ
КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРИ ПОШИВЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ:
Мощность швейной машины: Рм = 0,085 кВт.
Мощность электролампочки:Рэ = 0,7 кВт.
Время на изготовление швейного изделия на швейной машине – tм = 4 часа, а при электрическом освещении – tэ = 8 часа.
Стоимость 1 кВт в час – а = 7,33 руб.
Сумма косвенных затрат = а*(Рм*tм + Рэ*tэ) = 7,33*(0,085 *4 + 0,7 * 8) = 39,14 руб.
ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ:
Хлопчатобумажная ткань – 450 руб. - 1,5 м = 675 руб.;
Льняная ткань в полоску – 180 руб. - 1 м = 180 руб.;
Нитки швейные – 35 руб., красные, белые, бежевые – 3 катушки = 175 руб.
ИТОГО = 1 030 руб.
Косвенные затраты = 39,14 руб.
Прямые затраты = 1 030 руб.
ИТОГО: 1 069, 14 Руб.
Стоимостью оборудования (швейная машина) можно пренебречь, так как использовали школьную мастерскую.
А если учесть, что нитки использованы не полностью, а свет горел, когда выполнялась работа другими учащимися, то стоимость изделия будет ещё меньше.
Следовательно, проектная работа экономически выгодна. Если такие вещи заказывать в ателье, то русский народный фартук будет стоить от 3 000 руб. и выше.
Экологическая экспертиза материала
Ткань, которую я использовала для пошива фартуков – натуральная растительного происхождения, значит, она гигиенична, гигроскопична.
С точки зрения отрицательного воздействия ткань на здоровье человека, то оно совершенно отсутствует.
Экологическая экспертиза работы
При изготовлении моего фартука материал используется натуральный растительного происхождения. Это означает, что при естественных процессах тления или горения моё изделие не загрязнит окружающую среду. Ткань осыпается, но ворсистой поверхности не имеет, поэтому не загрязняет воздух. Отходы при раскрое изделия можно использовать для изготовления аппликации или изделий в лоскутной технике, прихватки, мягкие игрушки, тем самым не наносим вреда окружающей среде.
Самоанализ достоинств данной работы
Русский народный фартук – занавеска, сшит с соблюдений народных традиций, правда, раньше он украшался вышивкой. Передники носили как женщины, так и девушки. Но девичьи передники были скромнее и почти без украшений. Женские передники, напротив, были богато украшены вышивкой, кружевом, аппликациями. Передник был "визитной карточкой" замужней женщины. По нему можно было определить её семейное положение - замужем, вдова, солдатка, сколько детей родила. Символом замужней женщины было древо, или цветок. После рождения сына на переднике вышивался конь, а после рождения дочери - птица.
Но сейчас ткацкие фабрики выпускают ткани с разным рисунком, а также есть варианты с печатным рисунком в народных традициях. Для его изготовления использовалась натуральная ткань – льняная и хлопчатобумажная.
На мой взгляд, эта работа получилась качественной и красивой, она расширила мой кругозор и позволила мне прикоснуться к истории наших предков.
Самооценка результатов
Результат моей работы оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид и сочетание рисунков в ткани. Я думаю, что это изделие будут прекрасным наглядным экспонатов в школьном музее.
А, главное, я получила огромное удовольствие от того, что у меня всё получилось, я выполнила все задачи, поставленные в начале работы. Я рада, что мой труд будут видеть учащиеся и гости, посещающие наш музей.
Вывод
Рассмотрев русский костюм, можно сказать, что изменение одежды тесно связано с развитием моды, которая отражает определенные, характерные для данного времени и общественных условий представления людей о красоте. С развитием человеческого общества эти взгляды меняются, следовательно, постоянно меняется и одежда. С изменением моды, меняется не только стиль, покрой или цветовая гамма одежды, но и приемы шитья, конструирование, моделирование. Таким образом, можно сказать, что каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.
Русский костюм – это живая летопись наших предков. С его помощью мы можем насладиться отраженной в нем историей, географическими особенностями нашей страны. Самое главное, мы можем помочь себе вернуться к нашим корням, обрести себя, уйти от обезличивающей нас моды. Национальная одежда — это особый знак, своего рода пароль национальной культуры.
Изучая содержание материала по истории женского костюма, пришла к выводу, русский костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, многослойность, насыщенные цвета, контрастность. Народная одежда всегда сохраняла традиционные элементы кроя, орнаменты, способы ее ношения. По одежде можно было определить имущественное и семейное положение друг друга.
Использованные литература и источники
Бауэр Т.В., Деведеркина С.С. (под руководством Вьюшиной Н.В.) «Образ русского женского костюма» - фестиваль «Портфолио» 2006-2007
Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005.
Николаев С.Д. Этнос и культура. 2005 г.
Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/22386.html
http://fashionstylist.kupivip.ru/text-7299-perednik
http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post166435384
Приложение 1
Так называемый запон (передник) -туникообразный передник с рукавами или без рукавов шился из одного полотнища домашнего холста, перегнутого пополам по утку; в месте перегиба сделан разрез для головы. На спине в середине полотнища сделан разрез. Сверху к полотнищу могли быть пришиты рукава, а снизу вставлено по косому клину. Это наиболее древняя форма передника, генетически связанная с туникообразным нагрудником, от которого его иной раз трудно отличить. Так, в с. Першино, по воспоминаниям старых жителей, ещё в начале ХХ в. Был известен особый тип туникообразного передника с рукавами («завеска»), который шили коротким до талии и надевали в «жнитво», чтобы предохранить рукава рубахи… Туникообразный передник входил в комплекс с понёвой.
Туникообразные передники были распространены в южнорусских губерниях, в северных губерниях они встречались сравнительно редко…
Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 5
Женская праздничная одежда с фартуком
Траурная одежда с передником
Будничный передник
Приложение 6
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
4. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
5. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6.Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и
п равила безопасности при работе на швейной машине
Санитарно-гигиенические требования
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1.Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2.Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. 3.Ставить утюг на подставку.
4.Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5.По окончании работы утюг выключить.
ФАРТУК ГОТОВ