Создание куклы в национальном татарском костюме

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание куклы в национальном татарском костюме

Шарофеева Э.А. 1
1МБОУ г.Ивантеевка "Образовательный центр №5"
Головко Н.И. 1
1МБОУ г.Ивантеевка "Образовательный центр №5"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей стране проживают люди различных национальностей. У каждого народа есть своя история и традиции, национальные блюда и костюмы.

В современном мире очень важно не забывать о своих корнях и стремиться сохранить все те традиции, которые достались нам в наследство от наших предков. На сегодняшний день проводится большое количество мероприятий, направленных на приобщение молодежи и ознакомление всех желающих с культурами народов России, ведь чем больше люди различных национальностей знают о культуре других народов, тем крепче межнациональная дружба!

С давних времен в повседневную жизнь людей различных национальностей входило декоративно-прикладное исскуство. Множество шедевров создавалось и создается руками мастериц и мастеров. Одним из популярных видов творчества стало вязание.

Вязание крючком – это увлечение, которое стало неотъемлемой частью и моей жизни. Вязание крючком для меня всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком, отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью.

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям.

На сегодняшний день изделия ручной работы очень ценятся и приобретаются по большой цене.

  1. Исследовательский этап

1. Проблема и потребность

В современном мире продолжается развитие декоративно-прикладного творчество разных народов. Создаются различные украшения, декор для дома, элементы одежды. Мне захотелось тоже углубиться и изучить историю и культуру одного из народов, проживающих в России, а именно татарского народа и создать что-то оригинальное. Мой выбор пал на куклу в национальном костюме. Таким образом я смогу изучить культуру татарского народа, а именно их национальный костюм и популярные узоры, а также улучшить свою технику вязания.

Актуальность работы:

Вязанную вещь можно купить, но это дорого и не оригинально. Связать самой намного дешевле, тем более я научилась хорошо вязать крючком и мне нравятся вязаные изделия. Поделки, созданные в технике вязания, оригинально вписываются в интерьер и радуют глаз.

А еще вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение.

2.Цели и задачи

Цель: своими руками создать куклу в национальном татарском костюме.

Задачи:

  • изучить национальные татарские узоры;

  • усовершенствовать навыки вязания крючком;

  • связать основу куклы(тело)

  • связать национальный татарский костюм для куклы;

  • сделать волосы кукле и собрать единое изделие – куклу.

  1. История возникновения вязания

Вязание относится к древнейшим видам рукоделия. Правда сегодня, мы вряд ли можем узнать точную дату возникновения вязания, и нам остается только догадываться и все же остались некоторые сведения и доказательства. Так, исследователи установили, что детскому вязаному носочку, найденному в одной из гробниц фараона в Египте уже более трех тысяч лет. Существует мнение, что благодаря коптам (так называют египетских христиан) в Европу проникло вязание. Еще одним доказательством происхождения вязания из Египта это шелковое платье, связанное металлическими спицами и найденное при раскопках в Каире.

Во Франции вязание стало очень популярным, а также было неплохим заработком еще в XIII ст. И тогда, же, появился, вязаный берет – головной убор в Шотландии. В те времена вязание считалось мужским занятием. И только позже, когда вязание стало известным во всём мире, им стали заниматься и женщины. И все же интерес мужчин к вязанию не пропал.

В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако, чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях.

Таким образом, на протяжении всей истории вязания крючком вязаные вещи были очень популярны, в моде, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.

Сегодня вязать можно не только элементы гардероба, но и игрушки, украшения для дома и т.д.

4.Национальный татарский костюм

  • Татарский национальный мужской костюм

Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха шилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками.

Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это называется камзол. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.

  • Головные уборы мужчин. 

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки для праздников украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.

  • Татарский женский национальный костюм

Татарский женский национальный костюм проделал длинный исторический путь, создаваемый и меняющийся тысячелетиями, становясь все краше, изысканнее из поколения в поколение. Костюм прекрасной половины нашего народа я рассмотрю в этой работе.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). Женские рубахи шились длинными, до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства татарки готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

  • Татарские узоры

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы. Одним из популярных узором является татарский тюльпан. Его изображение есть даже на гербе Татарстана.

Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

Национальным головным убором является тюбетейка, у женщин называемая калфак. В традиционном костюме также присутствует платок, на который одевается тюбетейка. (Приложение 1)

5.Требования, предъявляемые к изделию.

  • Моя кукла должна выражать национальный колорит татарского народа;

  • быть выполнена качественно и аккуратно;

  • быть экологически чистым изделием;

  • нести эстетическую функцию.

6. Выбор материалов, инструментов

Выбор пряжи

Выбирая пряжу, из которой планируется вязание куклу необходимо обращать внимание на ее свойства.

Для вязания игрушки я считаю важными следующие свойства:

  • Мягкость и безопасность. Пряжа должна быть приятной на ощупь и не вызывать раздражения кожи. 

  • Прочность. Пряжа должна хорошо держать форму и не растягиваться после многократных стирок или игр. 

  • Возможность машинной стирки. Игрушки могут запачкаться, поэтому лучше выбирать пряжу, которую можно стирать в машине. 

  • Стойкая окраска. Она не должна линять и выцветать со временем. 

Виды пряжи, которые подходят для изготовления игрушек:

  • Акрил. Состоит из синтетического волокна, обычно хорошо прокрашен и имеет богатую цветовую палитру. 100% акрил не линяет, устойчив к выгоранию и выцветанию, но имеет свойство закатываться. 

  • Полухлопок. Эта пряжа состоит из 50% акрила (полиакрила) и 50% хлопка. Полотно хорошо держит форму, устойчиво к многочисленным стиркам и активному использованию. 

  • Плюш.  В основе имеет 2 ниточки, которые переплетаются между собой, а в это основание вбит ворс. Плюш очень мягкий и приятный на ощупь. 

  • Мохер. Вязать такими нитями сложно, однако игрушки получаются нежными и пушистыми. Но стоит учитывать, что у детей может быть аллергическая реакция на ворс мохера. 

Выбор крючка

Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 0,5 до 8 мм в диаметре). (Приложение 2)

Крючок диаметром 4 – 8 мм используют для вязания толстой шерстяной пряжи.

Тонкие крючки от о,5 до 3 мм используют для вязания из ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей.

Обычно крючок должен быть в два раза толще нити.

Крючок должен быть хорошо отшлифован. Слишком острая с глубоким вырезом головка будет цеплять за нить, царапать палец, ее плохо протаскивать при вязании.

  Итак, перед началом работы я должна выбрать пряжу, крючок и приспособления.

Первое - это крючок. Так как я уже вязала ранее, дома у меня есть набор алюминиевых крючков, с помощью которых я связала уже не одно изделие и работать мне с ними удобно. Крючок я взяла диаметром 2,5 мм.

Второе-пряжа. Я остановилась на пряже Турецкого производителя YarnArtJeans (55% хлопок, 45 % полиакрил) для тела и волос куклы. С данной пряжей я уже работала ранее и мне она понравилась. Мягкая и приятная на ощупь. За изделиями из этой пряжи легко ухаживать (изделия не теряют форму и цвет после стирки). А для одежды куклы я использовала пряжу «Пехорка. Детская новинка» (100% акрил).

И дополнительно я использовала маркеры для обозначения рядов, которые также приобрела ранее. (Приложение 3)

Для украшения наряда я приобрела золотую тесьму и зеленую атласную ленту.

При создании головного убора и сережек использовала фоармиран и стразы для украшения.

Глазки и реснички для оформления лица.

И кусок вуали (фатина) для платка, который был дома.

7.Экономическое обоснование.

Затраты на материал:

Пряжа YarnArtJeans (бежевый,белый и коричневый) = 100 руб. х 3 =300руб.

Пряжа «Пехорка. Детская Новинка» = 70 руб. х 3 = 210 руб.

Тесьма декоративная = 132 р

Набор глаз – 32р-10 штук =(32/10*2)==6,4 руб.

Ресницы=55 р

Фоармиран = 174 руб. за набор, использован был 1 лист, следовательно =17,4 руб.

Лента атласная = 26 руб.

Небольшой кусочек фетра (был в наличии)

Крючки набор, но брала раньше 228 рублей, то есть были в наличии.

Маркеры 40 штук (тоже раньше покупала) 64 рубля – были в наличии.

Затраты на электроэнергию:

Стоимость электроэнергии: а = 1 кВт = 6, 73 руб.

Мощность электроутюга – Рэу = 2,4 кВт, работал 0,3 ч;

Мощность электролампочки (в люстре 3 лампочки по 0,06 кВт) –

Рэ = 0,18 кВт, работали 31,5 ч; .

Wэ = а х (Рэ х tэ + Рэу х tэу) = 6,73 х (0,18 х 31,5 + 2,4 х 0,3) = 43,0 руб.

Трудовые затраты:

На изготовление изделия было затрачено 31,5 часов. Так как я неквалифицированная рабочая, оплату труда я считаю из расчета минимальной заработной платы (400 руб.).

Куклу я вязала три недели по 1,5 часа в день.

400 руб.: 21 день : 1,5 часа в день = 28, 57 руб. в час

28, 57 руб/час х 31,5 часов = 899,95 руб.

Себестоимость изделия:

Затраты на материалы: = 716, 80 руб.

Электроэнергия: = 43,0 руб.

Трудовые затраты: = 899,95 руб.

Всего затраты на изделие составили 1 659,75 руб.

Вывод: Сумма затрат получается для меня получилась большая, так как я ещё не зарабатываю деньги, но я очень рада, что в конечном итоге у меня получилась такая удивительная поделка, ведь такой точно нет ни у кого!

8. Экологическое обоснование.

Изготовление изделий крючком – экологически чистое производство. Оно практически безотходное (остатки ниток можно применить при изготовлении других изделий) и безвредное (не выделяются вредные для организма вещества, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы). При работе с материалом не выделяются вредные для организма человека вещества.

II Технологический этап

  1. Технологическая карта изготовления куклы.

Таблица 1

Приготовила необходимые материалы, изучила технику безопасности при работе с крючком(Приложение 4) и приступила к вязанию. Связала руки столбиком без накида.

 

Связала ноги и, соединив их,

начала вывязывать туловище столбиком без накида.

 

Провязала туловище и ввязала руки.

 

Связала голову. Приметала основу глаз из фетра и пришила ленту ресничек.

 

Сделала волосы и заплела их в косички

 

Пришила голову к туловищу, приступила к вывязыванию штанишек (столбик с накидом) и обуви.

 

Связала платье и жилетку. Пришила по краю тесьму.

 

Сделала сережки

 

Приклеила глаза и губы, вышила нос. Сделала тюбетейку и платок.

 

Кукла-татарочка готова!

 

Изготовление изделий крючком – экологически чистое производство. Оно

практически безотходное (остатки ниток можно применить при изготовлении других

изделий) и безвредное (не выделяются вредные для организма вещества, нет выбросов

загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы). При работе с материалом не

выделяются вредные для организма человека вещества, т.к. пряжа состоит из

натуральных волокон (хлопок). В настоящее время состав химических волокон

приближен к натуральным.

ухаживать за вязаными вещами. А если когда-то скатерть разонравится, то его можно

перевязать, тем самым опять продлить жизнь пряжи

III.Заключительный этап

Вывод

Изделие соответствуют своему назначению. Моя куколка будет стоять у нас дома и радовать всех.

На мой взгляд, моя кукла получилась очень красивой. Близки и друзья также оценили мою работу.

Над этим проектом я работала в течение 3 недель. Работала с удовольствием, с большим желанием. Всё, что задумала, сделала. Получила большой плюс для себя, т.к. закрепила знания, которыми владела раньше и приобрела новые.  

Я справилась с поставленной задачей. Все поставленные цели достигнуты, а задачи выполнены.

  

Реклама

   Не губи ты жизнь бездельем –
 Занимайся рукодельем!
 Шей, вяжи – не унывай,
 Или гладью вышивай.

Список использованных источников:

https://www.rukodelie.ru/articles/vjazanije/

https://www.rukodelie.ru/articles/vjazanije/

https://infourok.ru/tatarskij-zhenskij-nacionalnyj-kostyum-6554962.html?ysclid=m2nklnf966832562382

https://infourok.ru/tatarskij-nacionalnyj-muzhskoj-kostyum-6752535.html?ysclid=m2nlai82q3532318703

https://dzen.ru/a/ZYl7hqSvuEWxbEbQ#:~:text=%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%20%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9,%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Татарский женский национальный костюм

"Татарский национальный мужской костюм"

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 1