Проникновение калужской вышивки в концепт-арт

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проникновение калужской вышивки в концепт-арт

Лыткина У.А. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги МБОУ «СОШ № 6 имени А.С. Пушкина» г. Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги МБОУ «СОШ № 6 имени А.С. Пушкина» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране народное творчество характеризуется многообразием локальных традиций, национальных, региональных и краевых школ народного мастерства, свидетельствующих о глубоких исторических корнях. Развитие калужской вышивки определяется сложным диалектическим процессом преемственности традиций и инноваций. Это делает народное искусство частью современной культуры, его живым феноменом. Его изучение остается актуальным и в настоящее время.

Культурологическая и философская часть исследования основывается на рассмотрении народной калужской вышивки и костюма в целом как феномена культуры (М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, В. Топоров), выделения калужской вышивки как оригинального, своеобразного семиотического текста культуры (Ю.М. Лотман) который имеет смысловую определенность, выраженную в межкультурной коммуникативной функции (М.М. Бахтин) вышивки как архитектонического (пространственного) вида искусства. Культурологическая часть исследования опирается на труды В.С. Воронова, Г.С. Масловой, Б.А. Рыбакова. Исследование строится на культурологическом и историческом анализе феномена народной вышивки, культурно-исторического истока и происхождения калужской вышивки, которые были проведены на базе материалов из собрания Калужского областного краеведческого музея, музея ремесла, архитектуры и быта города Калуги, а также из собраний Государственного Исторического Музея в исследовании археолога В.А. Городцова [3, с. 1-36]. Для последовательного развития науки о народном искусстве, необходимыми и важными становятся региональные исследования. На ряду, с этими тенденциями в современном мире мы наблюдаем глобальные трансформации культуры. Сетевая культура с идеями создания концепта, возникшая на основе информационной реальности - это своего рода постмодернистская теория, сформированная в трудах М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара. Идея концепта носит междисциплинарный характер (ее изучают философия, лингвистика, культурология). Этот факт придает ей актуальность не только в философских, но и в научных кругах. Концепт-арт применяется во многих отраслях визуального искусства: киноиндустрия, анимация, геймдев, реклама, комиксы и так далее. Он помогает разработчикам в кратчайшие сроки сформировать и визуализировать идею. Часто для того, чтобы создать желаемый образ, разработка одного и того же персонажа, объекта или локации поручается разным художникам. В концепт-арте очень важно уметь показывать и объяснять с помощью визуального ряда.

Актуальность: Использование сущностных характеристик народного художественного творчества Калужского региона в концепте крайне необходимо, как отражение локальной художественной традиции. В настоящее время набирает популярность профессия концепт-художника. По моему мнению, в ближайшем будущем ни один фильм, реклама, игра или анимация не обойдётся без этого этапа. Наибольшую популярность приобретают

концепты персонажей, мы можем наблюдать полный процесс создания мультфильма или же просто какого-то отдельного персонажа. Создание персонажа – важный и очень длительный этап. На данный момент отмечается проблема отсутствия русскоязычной учебной литературы по созданию концепта персонажа, возникает трудность восприятия и трактовки новых терминов, их ценностной сущности: эстетической, национально-культурной и технической составляющей. Концепт не только связан с искусством передачи визуальной информации, но имеет философскую, эстетическую глубину, которая не рассматривается и не анализируется, хотя разработка проектов является мощной коммерческой индустрией.

Цель: Выявление социально-философской платформы концепт-арта, возможности отражения в нем локальной художественной традиции народного художественного творчества Калужского региона, на примере калужской вышивки.

Задачи:

-анализ литературы;

-анализ видео-материалов;

-составить пайплайн (цепочка элементов, расположенных таким образом, что выход каждого является входом следующего);

-создать мудборд (доска референсов);

-создать персонаж, отражающий локальные художественные традиции Калужского региона, с помощью мудборда, передать подробно описанную идею графическим языком в виде наброска, концепт-арта, представить идею как готовый продукт.

Предмет исследования: Возможность отражения локальной художественной традиции, на примере калужской вышивки в концепт-арте.

Объект исследования: Создание персонажей, сеттинга и линеек проработки в традиции народного художественного творчества Калужского региона с использованием калужской вышивки.

Новизна: Разработан концепт, мудборд, пайплайн для создания персонажа в традиции народного художественного творчества Калужского региона с использованием калужской вышивки.

Методы исследования:

- тереотические: общенаучные: анализ литературы и видео-материлов, синтез;

специальные: описательно – повествовательный.

- практический: создание авторских работ: персонажа в традиции народного художественного творчества Калужского региона; создание сеттинга и линеек разработки.

Теоретическая значимость работы: материалы исследования транслируются на конференциях различного уровня, в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.

Практическая значимость работы: авторские работы демонстрируются в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, на конференциях различного уровня.

Работа выполнена на базе МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.

I. КАЛУЖСКАЯ ВЫШИВКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

1.1.Методологические истоки калужской вышивки

Калужская народная вышивка — зародилась как промысел во второй половине XIX века. Разновидность калужской народной вышивки — тарусская вышивка. Центром этого вида ремесла был город Таруса. В 1929 году была организована мастерская вышивальщиц с разделением труда, объединившая мастериц, трудившихся раньше на дому.

В Калужском областном краеведческом музее хранится интересная коллекция местной вышивки, которая начала складываться в конце XIX в. стараниями губернской Ученой Архивной Комиссии. В 1924 г. в музей было передано собрание калужского купца А.А. Рыжичкина, завещанное им родному городу. (До этого сестрой купца был создан естественно-исторический музей «На благое просвещение» и с 1914 по 1920 гг. он был открыт для горожан. Среди предметов старины находились и несколько вышивок). Необычные узоры местной вышивки привлекали внимание некоторых исследователей края, интеллигенции. Несколько предметов поступили от члена Калужского общества истории и древностей врача Ю.А. Вусовича (1882 – 1938), от краеведа Н.М. Маслова (1890-1974). В 1920-х, 1930-х годах коллекция музея была пополнена в результате этнографических экспедиций исследователя края М.Е. Шереметевой (1886-1963). В 1926-1927 гг. она проехала по деревням Калужского и Перемышльского уездов, собрала большое количество вышивок, предметов одежды, записала рассказы стариков и местный фольклор.

В 1970 – 1980-е годы экспедиции по области и приобретения через Закупочную комиссию значительно обогатили материал музея. Его сотрудники побывали в различных районах: в 1975 г. – в Барятинском и Кировском, в 1982 – в Ульяновском, в 1984 – в Жиздринском и Перемышльском, в 1985 – в Хвастовичском, в 1988- в Куйбышевском. Ценность коллекции музея заключается в том, что в ее составе не только отдельные вышивки, но и целые предметы, ею украшенные. Это праздничная женская одежда и обрядовые полотенца, занимавшие особое место в народном укладе жизни и поэтому наиболее ярко сохранившие древние сюжеты вышивки. Время создания вышивки, хранящейся в музее: XIX –начало XX вв. – предметы женской одежды и полотенца, 1930 – 1950-е годы – полотенца, а также современные авторские изделия Тарусской фабрики художественной вышивки. Материал, представленный в каталоге, ранее систематизирован не был. Многие предметы не имели данных о времени и месте создания. Коллекция музея не публиковалась, за исключением небольшого количества предметов в работах М.Е. Шереметовой. В дополнение к коллекционному материалу привлекались архивные документы, этнографические статьи из «Калужских Губернских Ведомостей» XIX в., публикации местного фольклора, экспедиционные отчеты музея 1970- 1980-х гг. В русском народном костюме важную (подчас главенствующую) роль играло украшение вышивкой. Оно дополнялось ткаными узорами, цветными лентами, сочеталось с фактурой ткани и кроем одежды. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Поэтому основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивки покрывались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовления участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца, в бытовании тесно соприкасаясь с костюмом. Когда человек рождался, участником всех связанных с этим обрядов, крестин было полотенце. В свадебном ритуале полотенце играло ведущую роль. Гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Вышивке в отделке полотенец уделяли большое внимание. Во время засухи, эпидемий все женщины одного селения в течение одного дня ткали и вышивали «обыденное» полотенце («об один день»). По поверьям крестьян оно обладало магической силой и могло отвести бедствие от села. [12]

1.2. Калужская вышивка как феномен культуры

Русский костюм, как феномен культуры, фокусирует время в диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего, отражает духовные ценности народа, в тех традициях и новациях, которые зафиксированы в различных исторических периодах. Русский народный костюм определяется также в рамках пространственного дискурса, как вещность зафиксирован материально, костюм сохраняется в исторической памяти в определенных традициях шитья, рукоделия, повторяющего традиционность исполнения. Феномен костюма заключен в традиционности, сохраняя национальную и этническую идентификацию в системе культурного развития. «Традиция «мерцает» в истории, - считает И.Т. Касавин, - но она же и творит, являясь формой органического перерастания спонтанной человеческой деятельности в регулярную и законосообразную социальную практику. И здесь же она оказывается способом формирования исторического сознания, которое обнаруживает в традиции не просто устаревшие формы деятельности и мышления, но и «сгустки» исторически конкретного опыта, необходимые ступени развития общественных отношений» [7, с.202]. Народный костюм с его украшением вышивкой нуждается в сохранении, как части культурного наследия предшествующих поколений. Феномен русского народного костюма заключается в том, что он является носителем невербального языка культуры, представляет собой специфическую знаково-символическую систему, в которой сочетаются традиции и их новационное развитие, заключенные в формы фактуального (вещественного) и духовного, символическое и знаковое. Феномен русского народного костюма, является кодом культуры, в нем запечатлены характерные черты русской народной культуры, это источник и хранилище культурной информации, что выделяет данный феномен в пространственном дискурсе культуры. У Н.М. Каминский читаем: «Эту привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемым тканями и украшениями, цветовым решением»[6, с. 86].

Искусство вышивки в русском костюме имело эстетический смысл, сакральное и воспитательное значение. В славянских семьях женские обязанности распределялись так: девушки вышивали, бабушки готовили еду, присматривали за внучками, мамы работали в поле, хозяйничали по дому [14].

1.3. Особенности формирования народного стиля калужской вышивки: геометрические орнаменты, символика и сюжеты

Калужская вышивка – это традиционное народное рукоделие Калужской области в России, уникальный стиль вышивки, отличается богатой орнаментацией и мастерским использованием различных техник. Этот вид декоративно-прикладного искусства сложился на основе народных традиций и передан из поколения в поколение.

Особенности калужской вышивки:

- орнаменты и узоры (геометрические и растительные мотивы, символы связанные с природой, это повторяющиеся элементы: круги, ромбы, квадраты, треугольники, цветы, листья, ветви, фигуры женщин и всадников, разнообразных птиц, львов и барсов, они чередуются с ромбами);

- цветовая гамма (основная: красный – символизирует жизнь и радость, белый – чистоту и духовность, черный – землю и стабильность; дополнительная: синий, зелёный; в юго-западных районах Калужского края иногда использовали нити чёрного цвета, основной оттенок смещался от красного к оранжевому);

- техники вышивки (крестик, гладь, полугладь, счетная и ленточная вышивка, «вытянутый крест» - длинные стежки пересекают несколько нитей ткани, «цветная перевить» - холст продергивали в виде сетки, получившиеся ряды перевивали цветными нитями в определенном порядке, в зависимости от техники и используемых материалов, вышивка может быть более или менее объемной и текстурированной);

- материалы (натуральные: лен, хлопковая ткань, нитки: шерстяные, хлопковые, нитки красились природными красителями, полученными из растений: коры деревьев, листьев, плодов, стеблей);

- применение (украшение предметов быта и одежды: рубашки, платья, полотенца, скатерти, салфетки);

- символика (орнаменты калужской вышивки имеют символическое значение, например, ромбы – плодородие, кресты – защиту и оберег, растительные мотивы – связь с природой и земледелием).

В узорах особое значение придавалось солярным знакам – символам солнца. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом. Солярные знаки часто вышивались рядом с всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть все живое своим светом. Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками – «куколки» - как бы изображал эту мольбу.

Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом, более скромные петухи и другие изображения. Различные ромбы были символами плодородия, они как бы изображали крестьянские поля: ромбы с перекрестьем посередине - засеянное поле, ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами – поле, давшее всходы. Такую же символику имел орнамент в виде небольших ростков с завивающимися побегами. Вышитые на женском костюме, эти узоры несли в себе пожелания счастья и процветания семье, а двуглавая птица на головных уборах была символом пожелания счастливого материнства [13].

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТ-АРТА

2.1. Историко-философское определение термина «концепт»

Концепт (от латинского conceptus – собрание, восприятие, зачатие) – акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. Термин «концепт» введен в философию Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, потребовавшим расщепления языка и речи. Принцип «схватывания» прослеживается с ранней патристики, поскольку он связан с идеей неопределимости вещи, превосходящей рамки понятия, модальным характером знания, при котором приоритетным оказывалось знание диалектическое, и комментарием, которого требовало все сотворенное, рассчитанное на понимание и выраженное в произведении. Акт понимания не мог разворачиваться в линейной последовательности рассуждения, единицей которого было предложение, он требовал полноты смыслового выражения в целостном процессе произнесения. Высказывание становится единицей речевого общения. Речь была охарактеризована как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной функцией и смысловым единством. Она стояла в тесной связи с идеями творения, воплощения Слова и интенции, присущей субъекту как его активное начало и полагавшей акт обозначения и его результат – значение внутри обозначаемого. Это – не диахронический процесс звуковой последовательности, а синхронический процесс выявления смыслов, требующий по меньшей мере двух участников речевого акта – говорящего и слушающего, вопрошающего и отвечающего, чтобы быть вместе и понятым и услышанным. Высказанная речь, по Абеляру, воспринимается как «концепт в душе слушателя» [1, с.121]. Концепт, в отличие от формы «схватывания» в понятии(intellectus), которое связано с формами рассудка, есть производное возвышенного духа (ума), который способен творчески воспроизводить, или собирать (concipere) смыслы и помыслы как универсальное, представляющее собой связь вещей и речей, и который включает в себя рассудок как свою часть. Концепт как высказывающая речь, не тождествен понятию. Многие исследователи не заметили введения нового термина для обозначения смысла высказывания, потому в большинстве философских словарей и энциклопедий концепт отождествляется с понятием. Между тем концепт и понятие необходимо четко различать друг от друга. Концепт формируется речью. Речь осуществляется не в сфере грамматики, а в пространстве души с ее ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторства. Концепт предельно субъектен. Память и воображение – неотторжимые свойства концепта, направленного, с одной стороны, на понимание здесь и теперь; с другой стороны – концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения – в будущее, как акт суждения – в настоящее [ 11].

У Фомы Аквинского концепт есть внутреннее постижение вещи в уме, выраженное через знак, через единство идеального и материально-феноменального.

Иоанн Дунс Скот определяет концепт как мыслимое сущее, которому присуща «этовость», понятая как внутренний принцип вещи.

Начиная с ХIV в., с возникновением онтологического предположения об однозначности бытия, идея концепта стала исчезать. В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт полностью был заменен понятием как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект и не требующей обсуждения. Однако необходимость в нем постоянно давала о себе знать. На разнообразные формы «схватывания» обратил внимание Кант, затем Шеллинг, определяя их через фигуры творчества.

В XX в. идеи концепта прослеживаются в персоналистских философиях, во главу угла ставящих идею произведения (М.М.Бахтин, В.С.Библер). В качестве термина концепт присутствует в постмодернистской философии. Ж. Делёз и Ф. Гваттари обратили внимание на то, что философы «недостаточно занимались природой концепта как философской реальности». Они сделали попытку выделить три этапа развития концепта: посткантианская энциклопедия концепта, связывающая его сотворение с чистой субъективностью; педагогика концепта, анализирующая условия творчества как факторы единичных моментов, и профессионально-коммерческая подготовка [4, с.22]. Ж. Делёз и Ф. Гваттари, правда, не столько разъясняют различие между понятием и концептом (распространяя его на всякую философию – «от Платона до Бергсона»), сколько подчеркивают недостаточность понятия и вскрывают моменты, где понятие перерастает само себя. Средневековью в поэтапном делении развития концепта места не нашлось, между тем идею концепта вновь вызвала к жизни именно обращенность к идее творчества, которое «всегда единично, и концепт как собственно философское творение всегда есть нечто единичное», и к связанной с творчеством идее речи, представленной в «устойчивых сгустках смысла» и открытой Средневековьем. Эти два момента роднят понимание концепта в средневековой и постмодернистской философии. Однако сама речь (соответственно концепт) наполнена иным содержанием. В отличие от Средневековья, она ориентирована не на двуосмысленное собеседование (с Творцом и со слушателем-ответчиком), предполагающее трансцендентный и имманентный планы бытия, а только на имманентное с его «бесконечными переменностями». Речь рассматривается как игра ассоциаций и интерпретаций, уничтожающая любой текст (дело касается прежде всего священных текстов) и превращающая его в объект властных претензий. Концепт в постмодернистском понимании есть поле распространенных в пространстве суггестивных знаков. Поскольку в речи к тому же просматриваются объективно-языковые формы выражения, то терминологически концепт от понятия трудно отличим, становясь двусмысленным термином.

2.2. Социально – историческая платформа концепт-арта

С 70-80 годов концепция постиндустриального общества развивается в основном как футурологическая и социологическая теория, описывающая воздействие новейших информационных технологий на социум. Происходит становление постиндустриального общества. В развертывающейся революции в организации и обработке информации и знаний Д. Белл определяет центральную роль компьютера. По его мнению, именно компьютер трансформирует общество, являясь символом и материальным носителем технологической революции [2, с. 330.]. Широкое распространение получил термин «информационное общество», дублирующий «постиндустриальное общество», обозначающий цивилизацию, в основе которой лежит субстанция – «информация», обладающая свойством взаимодействия с духовным и материальным миром человека, определяющая одновременно социокультурную жизнь человека и материальное бытие. Идеологи постиндустриального общества предлагают своё видение исторического процесса в трех стадиях: аграрной или доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной или информационной. Информационное общество способствовало утверждению виртуальной реальности в качестве общественно значимого феномена, появляются даже такие эпитеты как «виртуальная цивилизация».

С развитием компьютерных технологий связано развитие технологий концепта. Еще двадцать лет назад сложно было представить, что наука сделает такой прорыв, который приведет к развитию любых технологий в геометрической прогрессии. Мы часто не успеваем идти в ногу со временем: усовершенствуются смартфоны, ноутбуки, игровые приставки, спецэффекты в рекламе и кино. Во всем прослеживается одна закономерность – ни один проект, будь то фильм, компьютерная игра, реклама, даже открытие своего бизнеса, невозможен без концепта. Концепты всегда сопутствовали развитию техники.

Достоверно неизвестно, кто первым использовал понятие «концепт-арт» в этом значении, так как направление использовалось задолго до того как за ним закрепилось это название. Концепт-художники в своей работе используют огромное количество материалов фломастеры, карандаши, пастель, акрил, масляные краски и т.д. Современные

художники больше используют графический редактор, обращаясь к цифровым технологиям. Концепт-художники визуально передают идею произведения. Если художник не находится в диалоге с самим собой, ему сложно создавать что-то оригинальное. Есть работы на стыке концепта и иллюстрации. Иногда создают постер с персонажем, чтобы показать его дизайн и характер. Такая иллюстрация отражает дизайн персонажа, не будет сложных ракурсов и непонятного освещения, персонажа ставят в пафосную позу в простой среде. Иллюстрация все-таки имеет целостную композицию, где фон участвует в раскрытии идеи произведения. В концептах персонаж в большинстве случаев статичен, в стабильной позе, не выражая особых эмоций, фон нейтральный. Создается представление, что персонаж работает моделью, чтобы показать дизайн, фон не должен отвлекать. Часто концепты используют в качестве промо-материалов, как часть игры. Но бывает, концепт выглядит лучше, чем финальная игровая модель. Разработчик прилагает максимум усилий, чтобы создать красивый продукт. Подача концепта продиктована задачами проекта. Поэтому концептом может быть, все, даже если технически это иллюстрация. Концепт-арт имеет свою методическую матрицу алгоритма: целесообразность идеи техническому заданию; идея как продукт воображения; графический язык идеи в наброске, зарисовках, детализации фрагментов; визуальная формула идеи - художественный эскиз; текстовая формула идеи - тезис.

Концепт-арт во многом экономит время, позволяет отсечь ненужное на ранних этапах проекта. Словесное описание часто звучит интересно, но совершенно не впечатляет в виде законченного художественного эскиза, в котором визуально прочитываются все маркеры концепта. В павильонах киностудий часто строят декорации к фильму в натуральную величину. Заранее просматриваются эскизы, предложения дизайнеров и художников-декораторов, их предложения должны быть сообразны мега-идее режиссера, автора-сценариста. Недостаточность художественных маркеров делают эпизод безликим, что приводит к многомиллионным убыткам после выпуска фильма в прокат. Предмет интерьера можно сделать без концепт-арта, но сценография в едином стиле (концепт-арт) требует изобразить маркер стиля на этом предмете.

Концепт-арт не просто направление в искусстве анимации, предназначенной для визуальной передачи идеи произведения. Он создается на начальной стадии разработки проекта и предназначается для конкретизации сюжетов в сценарии, где важными визуальными знаками будут «авторский почерк» интерпретации стиля, территориальных маркеров, диалектов, пластики, бытовой культуры, создающих в целом концепцию (идея, логика и динамика действий в сюжетах). Если уточнять существующие формы: мультфильмы, компьютерные игры, комиксы, то можно сразу разделить на 2 группы: интеллектуально-познавательные и развлекательные. И те, и другие сегодня являются коммерческим продуктом [8].

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПТ-АРТА

3.1. Алгоритм поэтапного создания концепт-арта

Основополагающая задача концепт-арта – это отражение основной идеи произведения. На первой ступени в алгоритме должна присутствовать идея, или концепт персонажа, его внешний вид, отражающий локальную специфику придуманного или реального мира художественного героя, который определяется концепцией жанра игры. Концепцией игрового сценария может заниматься один художник и более, в зависимости от культурологической, технической, коммерческой составляющей идеи. Концепт предполагает сценарий игровой медиа-продукции, определение образа персонажа или целой группы, конкретизацию места события – локальный ландшафт территории, придуманный сценаристом. Функциональное назначение персонажа в игре определяет его концепт – это основной критерий для осмысления его внешнего вида. Идея разработки героя состоит из жанра и локальной среды компьютерной игры. Обратим внимание на техническую составляющую вопроса. Существует два типа персонажей в игре: игровой – управляемый игроком; неигровой – управляемый компьютером. При наличии игрового персонажа отмечается тенденция к взаимосвязи между насыщенностью сюжета игры и колоритностью главного героя. Неигровой персонаж предполагает разные типы взаимодействия с игроком – агрессивный, дружелюбный, нейтральный, что сказывается на внешнем виде антропоморфного героя. При разработке концепции персонажа необходимо учитывать следующие критерии: поведенческие, психологические, социальные. Специфичность игровой концепции и персонажа следует социальным характеристикам, образу персонажа, внутреннему миру (темперамент, характер) и его действиям (самостоятельность, реакция на события). После формирования концепции персонажа следует ее визуализация. На стадии поиска это – наброски силуэта.

Марк Брунет отмечал, что первым шагом для любого концепта, должно быть создание очень грубых набросков. Это своего рода мозговой штурм, когда художник придумывает много интересных силуэтов, сохраняя идею персонажа. Первоначальная информация о предмете, а также узнаваемость формы в концепт-арте заключается в силуэте. При прорисовке персонажа, сохраняется его узнаваемость, добавляется пластика действия: сидит, стоит, бежит, ныряет, сражается, прыгает. Не мало, важно для художника видеть финал своей игровой ситуации, в работе двигаться от целого к частному, некоторые художники, такие как Андрей Ляпичев, используют принцип «подмалёвка». Силуэтные наброски позволяют передать общую характеристику персонажа, это своего рода фундамент для дальнейшей дизайнерской обработки, выделяющий основные отличия персонажа. В концепт-арте используется комплексный подход, для создания атмосферы, ощущения ситуации и характера героя, в том числе и с помощью дифференциации деталей - это и есть вторая ступень в работе художника. Коррелирующая отрисовка в разных ракурсах, соответствующая сценарию, следует сразу за отбором подходящего силуэта. Динамические позы в перспективе чаще используют в продакшн-арте в основном для рекламы. Нельзя забывать о том, что концепт-арт – это своего рода инструкция к действию, для создания игрового модуля, где особую роль играют ортогональные проекции (вид спереди, сзади, сбоку) для уточнения детализации объектов. Одним из приёмов дифференциации деталей, применяемым художниками является отрисовка вида спереди, сзади, три четверти. Дополнительной информацией об особенностях внешнего вида персонажа служат пояснительные выноски отдельных частей. Конечный результат должен выглядеть достаточно убедительно, отражать социально-ценностный, эстетический, философский акценты концептуального мультимедийного продукта, который анонсируется многомиллионной аудитории пользователей Интернета.

3.2. Практика создания авторского концепта

Выполнен пайплайн создания персонажа в программе Adobe Illustrator на основе мутборта (Приложение I). Создан концепт, в программах Adobe Illustrator и Paint. На основе практической работы проведен сравнительный анализ программ (Приложение II). Создан мутборт по калужской вышивке (Приложение III).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире калужская вышивка продолжает сохраняться и развиваться благодаря усилиям мастеров и энтузиастов, которые изучают и популяризируют это традиционное искусство. Выставки, мастер-классы и образовательные программы помогают поддерживать интерес к калужской вышивке и передавать знания новым поколениям. Калужская вышивка является важной частью культурного наследия региона и России в целом. Она сохраняет традиции и передаёт их из поколения в поколение, служа источником вдохновения для современных мастеров и художников.

В процессе работы был сделан анализ литературы по теме исследования, анализ видео-материалов, составлен пайплайн, создан мудборд, создан персонаж, пробс, сеттинг с помощью мудборда, графическим языком подробно передана описанная идея в виде наброска, концепт-арта, идея представлена как готовый продукт. Был создан концепт, не только связанный с искусством передачи какой-либо визуальной информации, но имеющий философскую, эстетическую глубину, которая не рассматривается и не анализируется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр П. Диалектика. – В кН.: Он же. Теологические трактаты. М., 1995, с. 121

2. Д. Белл. Социальные рамки информационного общества/Новая технократическая волна на западе. М. 1986, стр. 330

3. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве/ Труды Государственного исторического музея. Выпуск 1 Разряд археологический М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1926.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998, с. 22

5. Делёз Ж. Различие и повторение. Спб., 1998

6. Каминская Н.М. История костюма учеб. пособие/Каминская Н.М. – М.: Легкая индустрия, 1977.128с.,

7. Касавин И.Т. Познание в мире традиций/И.Т. Касавин отв. ред. В.А. Лекторский, АН СССР, институт философии М.:Наука, 1990.

8. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1996

9. А.С. Белугина Концепт-арт в киноиндустрии и индустрии компьютерных игр. Понятие концепта. // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2016/article/2016020925

10. Концепт. [Электронный ресурс] https://iphlib.ru

11. Самсонов Александр О причинах поражения белой армии. [Электронный ресурс] https://topwar.ru/7878-o-prichinah-porazheniya-beloy-armii.html

12.Сафонова Г.Б. Народная вышивка калужского края. [Электронный ресурс] https://www.perunica.ru/tradicii/3445-safonova-gb-narodnaya-vyshivka-kaluzhskogo-kraya.html

13. Сафонова Г.Б. Народная вышивка калужского края. Сафонова Г.Б. Народная вышивка калужского края. Женская одежда и полотенца. Каталог коллекции Калужского краеведческого музея. Калуга, Калужский областной краеведческий музей, студия "Барс", 1994 г., формат djvu [Электронный ресурс] https://www.perunica.ru/tradicii/3445-safonova-gb-narodnaya-vyshivka-kaluzhskogo-kraya.html

14. Филатова Божена «Название вышиванки». [Электронный ресурс] URL http://bozhena.jrg. аu/main/1-post1.html

Приложение

Приложение I

ПАЙПЛАЙН

Ход работы

Зрительный ряд

Чтобы сделать линейный рисунок головы, можно воспользоваться горячими клавишами L (эллипс)

 

Чтобы сделать контурное изображение шляпы, можно воспользоваться горячими клавишами P (перо) и горячими клавишами shift+~ (кривизна)

 

Чтобы сделать линейный рисунок ушей, можно воспользоваться горячими клавишами P (перо)

 

Чтобы сделать контурное изображение лица, можно воспользоваться горячими клавишами P (перо)

 

Чтобы сделать линейный рисунок шеи можно воспользоваться горячими клавишами:shift+~ (кривизна)

 

Чтобы сделать контурное изображение пиджака можно воспользоваться горячей клавишей P (перо), горячая клавиша shift+~(кривизна)

 

Чтобы сделать линейный рисунок штанов, можно воспользоваться горячей клавишей P(перо)

 

Чтобы сделать контурное изображение карманов, можно воспользоваться горячей клавишей M (прямоугольник) горячей клавишей P (перо) горячей клавишей shift+~ (кривизна) горячей клавишей L (эллипс)

 

Чтобы сделать линейное изображение пуговиц, можно воспользоваться горячей клавишей L (эллипс)

 

Чтобы сделать контурное изображение карманов на пиджаке, можно воспользоваться горячей клавишей shift+~ (кривизна) и горячей клавишей P (перо)

 

Чтобы сделать линейное изображение основы посоха можно воспользоваться горячей клавишей M (прямоугольник) и горячей клавишей L (эллипс)

 

Чтобы сделать контурное изображение посоха, можно воспользоваться горячей клавишей L (эллипс), горячей клавишей M (прямоугольник) горячей клавишей P (перо) и горячей клавишей shift+~ (кривизна)

 

Чтобы сделать линейное изображение ног, можно воспользоваться горячей клавишей P (перо) и горячей клавишей shift+~ (кривизна)

 

Чтобы сделать линейное изображение лап, можно воспользоваться горячей клавишей shift+~ (перо) и горячей клавишей P (перо)

 

Цветовое изображение можно создать с помощью горячей клавиши G (градиент) для всех элементов

 

Для того чтобы наложить фон необходимо выбрать его из мудборта, вставить с помощью горячих клавиш Ctrl C и Ctrl V

 

Для создания изображения калужской вышивки использовались инструменты: перо, эллипс, прямоугольник, кривизна

 

Для создания узора на воротнике необходимый узор нужно добавить во вкладку «Образцы» с помощью перетаскивания. После чего, нарисовать необходимую форму воротника и применить на форму узор.

 

Для создания узора на манжете необходимый узор нужно добавить во вкладку «Образцы» с помощью перетаскивания. После чего, нарисовать необходимую форму манжета и применить на форму узор.

 

Приложение II

Сравнительный анализ программ

Название

Создание

Возможности

Достоинства

Недостатки

Paint

Универсальное и удобное графическое приложение для редактирования изображений и рисунков в Windows 1.0, появилась 1985 году.

Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.

Использование кистей различной формы, ширины и цвета.

Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.

Помещение текста на рисунок.

Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона

 

Простота интерфейса.

Легок в применении.

Поддерживает большинство форматов изображений.

Распространяется бесплатно.

Нет необходимости искать программу отдельно.

 

Нет поддержки многослойных изображений (как в Photoshop).

Нет регулировки поворота картинок меньше чем на 90 градусов.

Нет градиентной заливки.

 

Adobe Illustrator

Векторный графический редактор. Разработка первой версии программы под кодовым названием «Picasso» была начата в 1985 году. В январе 1987 году состоялся релиз первой версии.

Работа с геометрическими фигурами. Создание иллюстраций. Трассировка растровой графики. Редактирование контуров.

Применение заливок.

Подготовка к печати.

Работа с монтажными областями.

Преобразование текста в кривые.

Создание кистей.

 

Можно создавать - логотипы, шрифты и надписи, иконки, паттерны, иллюстрации, макеты для печати, графика для социальных сетей и сайтов, инфографика, графика для анимации, стикеры, возможность сохранять во множество форматах.

Платная подписка.

Относительная сложность старта для специалистов, не работавших с векторной графикой или программами пакета Adobe.

 

Приложение III

Мудборд по калужской вышивке

Таблицы. Бумага. Гуашь.

Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3

Таблица 2, рисунок 1. Узор на переднике.Техника – цветная перевить. Тарусский уезд, ХIХ век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Таблица 2, рисунок 2. Передник. Ленты, бахрома. Техника – цветная перевить. Калужский уезд, ХIХ век. Музей народного искусства. Москва.

Таблица 1, рисунок 1. Полотенце. Техника– цветная перевить и настил роспись. Тарусский уезд, ХIХ век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Таблица 1, рисунок 2. Техника – цветная перевить и роспись. Тарусский уезд, ХIХ век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Таблица 3, рисунок 1. Полотенце. Техника – цветная перевить. Тарусский уезд, ХIХ век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Таблица 3, рисунок 2. Техника – цветная перевить. Перемышльский уезд, ХIХ век. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Таблица 3, рисунок 3. Техника – цветная перевить.

Таблица 3, рисунок 4. Узор с полотенца. Техника – цветная перевить и настил. Тарусский уезд, начало ХХ века. Фонд Тарусской артели вышивальщиц.

Характерны для калужской перевити различные геометрические формы. На многих вышивках присутствуют кресты, ромбы, треугольники, переплетающиеся между собой, создавая яркие композиции, выполненные в красном и белом цвете. Узоры дополняли синими, желтыми, коричневами и зелеными цветами. От этого вышитые фигуры становились ярче и были более четко выделены на общем фоне. Основной цвет красный. В качестве натуральных красителей использовали настой разных частей растений: коры деревьев, листьев, плодов, стеблей. В юго-западных районах Калужской области в вышивке иногда использовали нити чёрного цвета, основной оттенок смещался от красного к оранжевому цвету. Частый узор – знаки, обозначающие солнце. В повторяющемся орнаменте встречаются фигуры женщин и всадников, разнообразных птиц, львов и барсов. Они чередуются с ромбами – символами плодородия в славянском изобразительном искусстве. Вдохновение для сюжетов мастерицы черпали из жизни. Название узоров говорит об этом: «куколка», «солдатик», «кавалер». Есть в них изображение птиц в виде уточек и петухов. Птиц с пышными хвостами называли «павами», они часто украшают столовое бельё, одежду. Композиции дополняли изображением кустов и деревьев. Во многих композициях центральное место принадлежит образу женщины.

Просмотров работы: 16