Разработка веб-квеста "Победа по имени Сталинград"

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка веб-квеста "Победа по имени Сталинград"

Михайлова Д.С. 1
1МКОУ "СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска"
Прокопенко В.В. 1
1МКОУ "СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.Будущее нашей страны - это воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу, повышение интереса к истории России. В. В. Путин говорил: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Патриотическое мероприятие, посвященное Дню Сталинградской победы, в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне имеет огромное значение для воспитания молодого поколения, сохранения исторической памяти, укрепления национального единства.

Идея создания веб-квеста «Победа по имени Сталинград» возникла не случайно. 2025 год - год 82 годовщины Победы Сталинградской битвы, год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Гипотеза проекта: Создание веб-квеста как формы патриотической игры может быть эффективным способом привлечения внимания учащихся к историческим событиям отечественной истории, если: целостно описать содержательную, структурную специфику квеста; определить процессуальные основы выполнения учащимися заданий квеста; разработать методические основы создания веб-квеста и методические рекомендации по его использованию в организации проведения мероприятий для школьников.

Объект исследования: процесс проведения общешкольного мероприятия в форме патриотической игры с использованием веб-квестов.

Предмет исследования: содержательная, структурная и информационная специфика тематических веб-квестов, особенности организации в школе.

Цель исследованиязаключается в научном обосновании и экспериментальной проверке методических основ создания тематических веб-квестов, разработке методических рекомендаций по использованию в организации проведения патриотических мероприятий для школьников.

Задачи проекта и методы их решения (см. Таблица 1)

Таблица 1. Задачи проекта и методы их решения

Задачи проекта

Методы решения

  1. Разработать структуру и дизайн веб-квеста

Сбор информации, эксперимент

  1. Проанализировать конструкторы создания и управления веб-квестом

Анализ, эксперимент, сравнения

  1. Собрать исторический материал с учетом возраста участников квеста

Работа с архивами, анализ, сбор информации.

  1. Разработать интерактивные задания для каждого этапа квеста, анкеты сбора данных

Анкетирование, анализ сбора данных

  1. Разработать дизайн Сертификата участников и победителей веб-квеста

Эксперимент, сравнение, обобщение

  1. Организовать рекламу и прохождение веб-квеста в школе

Реклама в соцсетях, правила квеста

  1. Разработать методические рекомендации по использованию веб-квеста в школе

Сбор информации, анализ, обобщение.

  1. Проанализировать результаты работы

Анализ, обобщение.

Новизна исследовательского проектазаключается в разработке образовательного, легко моделирующего веб-квеста для организации школьных тематических мероприятий; в освоении способа разрабатывать методические материалы с использованием ресурсов Интернет, опыт прохождения профессиональной пробы организатора детского движения, разработчика веб-квестов для детей.

Перспектива проекта.Данный веб-квест может быть востребован постоянно, он мобилен, быстро адаптируется на любой возраст учащихся. У проекта есть возможность выйти на сетевой уровень города, региона.

База для опытно-экспериментальной работы по теме исследования: МКОУ «СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска» Жирновского муниципального района Волгоградской области.

  1. Основная часть

    1. Структура и этапы создания веб-квеста

Веб-квест представляет собой интернет-сайт, который используется учащимися для выполнения учебных заданий. Такие веб-квесты разрабатываются с целью интеграции интернета в различные образовательные дисциплины на всех уровнях обучения. Они могут быть посвящены конкретной проблеме, иметь междисциплинарный характер.

Учащиеся могут выполнять задания квеста как дома в автономном режиме, так и взаимодействуя с одноклассниками и куратором, работая как в группах, так и самостоятельно. Это создаёт комфортную образовательную среду, которая способствует развитию обучающихся, включая тех, кто имеет особые потребности, и помогает им приобрести опыт общения в условиях дистанционного обучения. Такие задания мотивируют самостоятельное обучение, поскольку ученики видят их как полезные и значимые.

В соответствии с уровнем и потребностями учащихся квест делится на четыре основных раздела:

1 - Введение. На этом этапе проводится подготовительная работа, происходит знакомство с темой, ставится проблема.

  1. - Задание чётко и точно объясняет, что учащиеся должны сделать в процессе работы, задаёт мотивацию, должно быть интересным для учащихся. Учащиеся при этом часто вовлекаются в ролевую игру по заданному сценарию.

3. -Выполнение. Учащиеся выполняют ряд заданий, используя заранее определённые веб-ресурсы.

4. - Оценивание предполагает самооценку деятельности, сравнение с с другими группами. Учащиеся делают выводы, чему они научились, чего достигли, анализируют ошибки.

Основные этапы создания веб-квеста:

1- определить тему.

2- выбрать сайт, на котором есть матрица для создания веб-квеста.

3- придумать задания. Выбрать форму, в которой учащиеся получат задание.

Правильная структура и соблюдение этапов веб-квеста обеспечивают его успешное проведение и достижение образовательных целей. Каждый компонент структуры и каждый этап имеют свое значение и влияют на общий успех проекта. Важно помнить, что веб-квест должен быть интересен и полезен для участников, стимулируя их к активному обучению и развитию необходимых навыков.

1.2. Выбор сервиса для создания веб-квеста

При выборе бесплатного сайта или сервиса для разработки школьного веб-квеста следует учитывать следующие критерии: простота использования,функциональность, совместимость с устройствами, безопасность и конфиденциальность, поддержка и обновления, интеграция с другими сервисами, возможность адаптации существующих шаблонов под свои нужды.

Обзор наиболее популярных бесплатных сервисов (см. Таблицу 2):

Таблица 2 «Обзор сервисов для размещения веб-квеста»

 
  1. Google https://www.google.ru/

Один из многочисленных сервисов поискового гиганта, позволяющий создать свой веб-ресурс.

 

2. Wix https://ru.wix.com/

Возможности функционала редактора, приложений, которые можно внедрить на сайт при помощи Wix Corvid.

 

3. Ucoz https://www.ucoz.ru/

Разноплановые модули, связанные единым интерфейсом и большим дополнительных настроек и возможностей.

 

4. Learnis.ru https://www.learnis.ru/

Удобный интерфейс; адаптирован под учеников любого возраста.

Протестировав несколько платформ для размещения веб-квеста, мы остановили свой выбор на платформе Google https://www.google.ru/.

Google – одна из лучших платформ для создания сайта бесплатно, которую используют большинство пользователей по всему миру. Главным достоинством является ее простота: интуитивно понятный интерфейс, удобство редактирования, обучающие материалы. Все довольно просто и доступно, не требуется специальных знаний о написании кода сайта. Google Sites полностью бесплатен для использования, что делает его доступным для любых образовательных учреждений и индивидуальных пользователей. Нет необходимости платить за подписку или дополнительные функции.

Платформа поддерживает совместную работу над проектом, что особенно полезно при разработке веб-квестов в учебных заведениях. Можно совместно редактировать страницы, оставлять комментарии и вносить правки в реальном времени. Google Sites тесно интегрируется с другими продуктами Google, такими как Google Docs, Google Sheets, Google Slides и Google Drive. Это упрощает добавление документов, таблиц, презентаций и других файлов прямо на страницы веб-квеста.

Сайты, созданные на Google Sites, автоматически адаптируются под экраны мобильных устройств, что обеспечивает удобный доступ к веб-квесту с телефонов и планшетов. Это особенно важно в современном мире, где большинство пользователей предпочитают мобильные устройства. Платформа подходит как для небольших проектов, так и для крупных многоуровневых веб-квестов (см. Приложение 1 «Чек-лист создания сайта Google»).

1.3 Разработка интерактивных заданий веб-квеста

Веб – квест «Победа по имени Сталинград» предусматривает выполнение определенных правил. Учащиеся проходят этапы квеста индивидуально, в отряде, которому приносят баллы, на каждом этапе получают задание, изучают представленную информацию по конкретному вопросу, проверяют свои знания при выполнении интерактивного упражнения в LearningApps, за правильный ответ получают кодовое слово.

LearningApps — это удобная платформа для создания интерактивных упражнений, которые можно использовать в образовательных проектах, включая веб-квесты. Алгоритм создания интерактивного упражнения в LearningApps представлен в Приложении (см. Приложение 2 «Разработка интерактивных упражнений в LearningApps»).

    1. . Дизайн и функционал веб-квеста

М не очень хотелось найти дизайн сайта, который бы соответствовал тематике по цветовой гамме. Я попробовала поработать с несколькими шаблонами, в конечном счете, остановив свой выбор на простой теме- красно-белой, что, как мне думается, полностью отражает символичность проектной работы. Оформление главной страницы сайта

Удобный и простой навигатор - одно из условий в создании веб-квеста. Все фотографии, как основа нужной страницы, при помощи гиперссылки переводит пользователя на нужную страницу.

Н а главной странице учащиеся знакомятся с правилами квеста, выбирают свой маршрут согласно классу: отряд юных героев Сталинградской битвы – 4-5 классы, отряд имени Николая Сердюкова – 6-7 классы, отряд имени Василия Зайцева- 8-9 классы, отряд Михаила Паникахи – 10-11 классы. По ссылке учащиеся переходят на свой уровень.

1 этап веб-квеста для всех уровней одинаковый «Хронология Сталинградской битвы»: исторические факты, информация Победа по имени Сталинград - 1. Хроника Сталинградской битвы

После прохождения этапа «Хронология Сталинградской битвы» участники квеста должны получить кодовое слово, выполнив интерактивное упражнение https://learningapps.org/watch?v=p57u5mugk25

2 этап квеста «Подвиги героев Сталинграда» у учащихся разных уровней отличаются по сложности в зависимости от возраста Победа по имени Сталинград - 1. Подвиги героев Сталинграда

Старшим учащимся предлагается познакомиться с интерактивным полотном Волгоградского музея, виртуальной энциклопедией «Дети-герои», героями Сталинградской битвы Жирновского муниципального района.

Выполнение задания этапа для получения кодового слова Подвиги героев Сталинграда

Н а 3 этапе веб-квеста «Памятники героям Сталинграда» учащиеся знакомятся с памятниками героям Сталинградской битвы со ссылками на историю создания Победа по имени Сталинград - 1. Памятники героям, выполняют интерактивное упражнение Памятники Сталинградской битвы

После прохождения всех этапов, получив все кодовые слова, учащиеся складывают фразу и заполняют форму для получения сертификата.

Диаграмма ответов показывает количество участников каждого класса.

Подведение итогов веб-квеста при помощи Google Таблиц. В таблице видны все результаты, удобно анализировать и подводить итоги веб-квеста. После получения кодовой фразы, которая формируется также при помощи анкеты отрядов, выявляются победители веб-квеста «Победа по имени Сталинград» – отряды, набравшие больше всех бойцов –победителей.

1.5. Реализация веб-квеста в школьном мероприятии

Для того, чтобы убедиться в важности использования веб-квеста, было проведено анкетирование учащихся МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска» Жирновского муниципального района Волгоградской области (см. Приложение 3).

В опросе приняли участие 56 обучающихся с 4-11 классы. На основании анкетирования было выявлено, что учащиеся школы играют на компьютере довольно часто, некоторые практически каждый день. Многие считают, что играть полезно, это увлекательное занятие, очень интересно. Немногие считают, что игра только мешает школе. На вопрос о квесте, все ответили, что знают, что такое квест и играли не один раз. Практически все учащиеся изъявили принять участие в веб-квесте.

Для запуска веб-квеста мы выложили рекламу вконтакте, на страничке Движения первых, раздали рекламные листки в школе по классам (см. Приложение 4).

В веб-квесте «Победа по имени Сталинград» приняли участие 243 учащихся 4-11 класса МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска» Жирновского муниципального района Волгоградской области. Все классы активно прошли данный веб-квест. В школе определился победитель – отряд имени юных героев Сталинградской битвы – 4-5 классы, 70 баллов.

Заключение

Гипотеза проекта: создание веб-квеста как формы патриотической игры может быть эффективным способом привлечения внимания учащихся к событиям отечественной истории подтверждена, цель достигнута!

В веб-квесте «Победа по имени Сталинград» приняли участие 243 учащихся 4-11 класса МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска» Жирновского муниципального района Волгоградской области.

В процессе работы над проектом я смогла:

  1. узнать виды веб-квестов, особенности применения в школе;

  2. познакомиться с системами создания и управления сайтом;

  3. научилась разрабатывать тематический веб-квест для школьников;

  4. освоила способы работы с методическими, графическими и мульмедийными материалами;

  5. привлечь учащихся школы к участию в веб-квесте (см. Приложение 4);

  6. приобрела опыт прохождения профессиональной пробы организатора детского движения, разработчика веб-квестов для детей (см. Приложение 5).

Веб-квест «Победа по имени Сталинград» имеет отличные перспективы: может быть востребован постоянно, он мобилен, быстро адаптируется на любой возраст учащихся, может использоваться в качестве приложения к программе по истории, во внеурочной деятельности и в качестве организации школьных мероприятий, классных часов по патриотическому воспитанию. У проекта есть возможность выйти на сетевой уровень города, региона.

Участие в веб-квестах дает нам новые знания; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; современными средствами телекоммуникации; новыми пакетами прикладных программ; открывает перспективы профессионального роста; совершенствует навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем. Уверена, что приобретенные знания и умения помогут мне еще не один раз в жизни!

Список источников информации

  1. Андреев А.А. Введение в Интернет- образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.: Логос, 2003. - 76 с.

  2. Горбунова О.В. Веб-квест как педагогический инструмент / О.В. Горбунова, О.Л. Иванова // Народное образование. – 2014. – №7.

  3. Дерешко Б.Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы / Б.Ю. Дерешко // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2002. - № 4. - С. 78-85.

  4. Пакшина, Н. А. Web-квесты: опыт разработки и внедрения в учебный процесс: монография / Н. А. Пакшина; НГТУ им. Р. А. Алексеева. -Н. Новгород, 2013. - 92 с.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

  6. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения / О.К. Филатов // Информатика и образование. - 1999. - № 2. - С. 2-5.

  7. Интернет-ссылки:

- Сервисы для веб-квеста http://inf548.blogspot.com/2010/08/web.html

- Учителю об веб-квесте http://istoriya-vt.narod.ru/ponyatue.htm

- Виды заданий для веб-квеста https://studfile.net/preview/1791500/page:8/

- Как написать сценарий веб-квеста https://goo.su/RUJUBzH

- Веб-квесты в педагогике https://open-lesson.net/5026/

- Интерактивные упражнения для заданий https://learningapps.org/

- Виртуальный школьный музей Музей мужества и отваги

- Веб-квест «Победа по имени Сталинград» Победа по имени Сталинград

-Технология разработки веб-квеста «Победа по имени Сталинград» Технология разработки веб-квеста_Победа по имени Сталинград _Михайлова Д._11 класс_г. Жирновск.pdf - Google Диск

Приложение 1

Чек-лист создания сайта Google для размещения веб-квеста:

1. Подготовительный этап

- Определите цель сайта.

- Выберите целевую аудиторию.

- Соберите необходимые материалы (тексты, изображения, видео).

- Продумайте структуру сайта (количество и названия страниц).

2. Создание аккаунта Google

- Зарегистрируйтесь или войдите в существующий аккаунт Google.

3. Запуск Google Sites

- Перейдите на сайт Google Sites: https://sites.google.com/

- Нажмите кнопку "Создать".

4. Выбор шаблона

-Просмотрите доступные шаблоны и выберите тот, который соответствует вашей цели. Или начните с чистого листа, если хотите создать уникальный дизайн.

5. Настройка главной страницы

- Добавьте заголовок и описание сайта.

- Загрузите логотип или фавикон (маленький значок сайта).

- Настройте фоновый цвет или изображение.

6. Создание страниц

- Создайте страницы согласно запланированной структуре.

- Добавьте тексты, изображения, видео и другие элементы на каждую страницу.

- Используйте блоки и элементы для удобства размещения контента.

7. Навигационное меню

- Создайте главное меню для навигации по сайту.

- Добавьте ссылки на все страницы сайта.

- Настройте внешний вид меню (цвет, шрифт, расположение).

8. Интеграция с другими сервисами Google

- Добавьте таблицы, диаграммы, презентации и другие элементы из Google Docs, Sheets, Slides и Drive.

9. Мобильная версия

- Проверьте, как сайт выглядит на мобильных устройствах.

- При необходимости внесите корректировки для лучшей адаптации.

11. Тестирование и публикация.

- Проверьте работоспособность всех ссылок и кнопок.

- Убедитесь, что весь контент отображается правильно.

- Протестируйте сайт на разных устройствах и браузерах.

Приложение 2

Разработка интерактивного упражнения в Learning Apps

  1. Р егистрация. Выбор вида упражнения по нужному направлению: классификация, найди пару, заполнить пропуски, викторина, кроссворд, пазлы, аудио/видео контент.

  1. Создание банка упражнений в единой папке

  1. Вставить кодовое слово. Получить ссылку или QR-код.

Приложение 3

Анкетирование школьников

Приложение 4

Реклама проекта

Мы выложили рекламу вконтакте, раздали рекламные листки в школе.

Друзья! Приглашаем вас принять участие в захватывающем историческом квесте, посвященном одному из самых значимых событий Великой Отечественной войны – Сталинградской битве!

Погрузитесь в атмосферу напряженных боев, пройдите путь отважных защитников города и ощутите тяжесть испытаний, выпавших на долю наших предков. Квест "Победа по имени Сталинград" – это не просто игра, это путешествие во времени, где каждый шаг, каждое решение приближает вас к долгожданной победе.

Приложение 5

Методические рекомендации

«Технология разработки веб-квеста «Победа по имени Сталинград»

Пособие Технология разработки веб-квеста_Победа по имени Сталинград _Михайлова Д._11 класс_г. Жирновск.pdf - Google Диск

Просмотров работы: 54