Введение.
С каждым годом проблема глобального потепления и загрязнения планеты становится все актуальнее. Массовые выбросы углекислого газа, нерациональное использование ресурсов и тотальная утилизация вещей может привести к необратимым последствиям. Ежедневно на изготовление новой одежды затрачивается огромное количество природных ресурсов. Нерациональное использование приводит к массовой утилизации того, что могло бы прослужить еще несколько лет. Особенно это касается производства праздничной одежды, на которую затрачивается большее количество ресурсов, чем на производство повседневной одежды. Многие относятся к праздничной одежде как к «наряду на один выход» не задумываясь, что после утилизации случится с этой одеждой, и как это скажется на экологии нашей планеты.
Британская организация The Waste and Resources Action Programme / WRAP, занимающаяся изучением использования ресурсов, подсчитала, что за 2016 год количество приобретенной британцами одежды составило 1 130 тысяч тонн, что на 200 тысяч тонн больше, чем в 2012 году. Компания Ellen MacArthur Foundation выявила, что глобальное производство одежды становится причиной выбросов 1,2 млрд тонн парниковых газов в атмосферу — это 10 % от общего количества выбросов, что гораздо больше, чем выбросы от всей авиации и судоходства, вместе взятые. В связи с этим в Лондонском колледже моды (London College of Fashion / LCF), в 2009 году был основан Центр ресурсосберегающей моды (Centre for Sustainable Fashion / CSF), который работает в трех ключевых направлениях: исследования, образование и обмен опытом в модной индустрии.
По данным Greenpeace в России ежегодно производится около восьмидесяти миллиардов тонн одежды, из которой выбрасывается примерно 14 миллионов тонн ткани в год.
Сейчас многие бренды в своих коллекциях стараются обратить внимание на проблемы загрязнения окружающей среды. Одним из первых стал бренд дизайнера и активистки Стеллы Маккартни. Уже несколько лет в своих коллекциях британка использует переработанный нейлон и полиэстер, органический хлопок, искусственную кожу и искусственный мех.
Примеру Стеллы Маккартни в отказе от использования животного меха в своих коллекциях последовали многие известные модные дома, такие как Giorgio Armani, Coach, Versace, Michael Kors, Gucci, Burberry, Phillip Lim, John Galliano, DKNY, Tommy Hilfiger, Ralph Lauren и Calvin Klein.
Вивьен Вествуд периодически выпускает коллекции из переработанных материалов, сотрудничая при этом с компанией Ethical Fashion Initiative, занимающейся сокращением изготовления одежды.
Итальянский модный дом Dolce & Gabbana выпустил коллекцию одежды “Patchwork di Sicilia” из оставшихся от производства прошлых коллекций лоскутов ткани, сшитыми вручную в технике пэчворк.
Бренд Patagonia также производит одежду и аксессуары из экологичных органических материалов. Основатель компании Ивон Шуинар инициировал создание организации «1 % для планеты», члены которой ежегодно жертвуют 1 % от продаж своих компаний на решение экологических проблем.
В России пока что нет больших экологичных брендов одежды, но зато всё большую популярность приобретают небольшие производства.
Российский бренд NNedre создаёт коллекции базовой одежды из остатков тканей от производства.
Бренд Jeans Revision создаёт новые модели из уже ношенной одежды, сотрудничая с сетью благотворительных магазинов «Спасибо!». Основная задача бренда — доработка старой поношенной одежды до новых моделей путём добавления карманов, аппликаций и кружева. Также бренд подключает к производству людей с инвалидностью, обучая их кройке и шитью.
Российский бренд Petrichor производит одежду из бамбука, льна, крапивы, конопли и органического хлопка. Вместо упаковки используются мешочки из остатков материалов.
Производитель купальников Ozero используют эколайкру из переработанных материалов. По словам создательницы бренда, Елена Чеуриной, 10 % от продажи купальников идут на счёт организации по поддержке чистоты океана.
Заинтересовавшись проблемой нерационального использования ресурсов на изготовление праздничной одежды, используемой единоразово, мы решили сравнить важность праздничной одежды на Руси и в наше время, изучить влияние модной индустрии на экологию в нашей стране и в мире и найти решение для сокращения потребления при производстве праздничной одежды.
Из всего вышесказанного мы можем сформулировать тему исследования:
«Апсайклинг как экологичный способ проектирования модной одежды»
Целью исследовательской работы является определение способов популяризации осознанного потребления среди большего количества людей.
Для достижения цели нам потребуется решить следующие задачи:
Сравнить важность праздничной одежды на Руси и в наше время.
Изучить влияние производства одежды и её утилизации на окружающую среду.
Узнать, как дома моды стремятся сократить потребление ресурсов планеты.
Узнать, что думают о проблемах экологии другие люди.
Узнать, как люди нашего города стараются сократить потребление.
Найти наиболее экологичные способы для создания собственной модели.
Разработать и отшить модель одежды.
Рассказать большему количеству людей о проблеме нерационального использования одежды и показать на своём примере, как создавать одежду, используя меньшее количество ресурсов планеты.
Объект исследования: экологичность производства одежды.
Методы исследования: анализ литературных источников и электронных ресурсов.
Практическая значимость работы: исследование позволило на основе апсайклинга старых джинсовых изделий с помощью методов наколки и деконструкции спроектировать и отшить современную модель одежды.
Глава1.
Праздничная одежда — это красивая, нарядная одежда, которую надевают в торжественных случаях. Торжественность подчеркивается новизной модного фасона, тонко и умело подобранной отделкой и украшениями, а также соответствующей обувью.
Издавна праздничная одежда являлась частью торжественного события. Она отражала стиль и традиции мероприятия, в ней сочеталась яркость образа и история возникновения различных обычаев и обрядов. Изготовлению праздничной одежды уделяли особое внимание — каждая деталь в ней имела свой смысл, отражала культуру того или иного народа.
Важной частью русского народного костюма является праздничная одежда. Особенно интересны праздничные костюмы крестьян. В крестьянских семьях к изготовлению праздничной одежды подходили очень ответственно. Наряд создавался вручную, начиная от создания ткани и заканчивая аксессуарами. Каждая деталь костюма имела свой смысл. К примеру, по костюму можно было понять возраст и происхождение создателя, место проживания и семейное положение. Очень часто праздничная одежда передавалась по наследству. Вместо моды на Руси были многовековые традиции, поэтому одежда оставалась красива и актуальна в течение нескольких десятилетий. Также нередким явлением было преобразование одежды. Процесс изготовления наряда был очень трудным и кропотливым, поэтому часто старую одежду перешивали до носимого состояния.
Сейчас праздничная одежда уже не несёт закладываемого в неё ранее смысла. По наряду уже практически невозможно понять семейное положение и место проживания владельца, но главной задачей остаётся яркость и неповторимость образа. Чтобы не появляться в одном и том же наряде несколько раз, многие прибегают к утилизации недавно купленной и единожды использованной одежды с последующей её заменой на новую, более актуальную модель.
В наше время на смену традициям пришла мода, меняющаяся с каждым сезоном, поэтому купленная совсем недавно одежда может оказаться неактуальной уже в следующем сезоне. С развитием промышленности носимые вещи стали доступнее, но в тоже время из-за массового производства они лишились своей уникальности и истории. Из-за широкого распространения и доступности праздничная одежда со временем потеряла свою ценность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире праздничная одежда быстро утрачивает свою ценность и актуальность, что приводит к увеличению спроса на новые экземпляры праздничной одежды и, как следствие, увеличение объёмов производства одежды.
Увеличение объёмов производства одежды в настоящее время сформировало новое понятие «быстрой моды». Это тенденция на продвижение актуальных в данный момент вещей, без расчёта на продолжительное использование и дальнейшую переработку. Сегодня модная индустрия — это не только новизна фасонов, яркость акцентов и контрастов, способ самовыражения, но и перепроизводство, нерациональное использование ресурсов и загрязнение окружающей среды.
Ежегодно глобальное производство новой одежды приводит к выбросу 1,2 млрд парниковых газов в атмосферу, что значительно больше, чем отходы от авиации и судоходства. Также на производство тканей необходимо затратить большое количество водных ресурсов. Так, например, на производство одной пары джинсов требуется около 7,5 тыс. литров воды — такое же количество может выпить один человек за 7 лет.
Из-за массовой утилизации одежды ежегодно в мировой океан выбрасывается 500 тонн микроволокон, что равноценно более 50 млрд пластиковых бутылок. По словам исполнительного директора Greenpeace UK Джона Саувена, каждую секунду на выброс одежды направляется один грузовик.
По данным Greenpeace в России, более 2 млн тонн выброшенной одежды остаются на мусорных полигонах, не попадая на последующую переработку.
Экологичность той или иной одежды, количество затраченных на неё ресурсов и способы утилизации и переработки напрямую зависят от исходного сырья для изготовления, а именно ткани. Все типы ткани можно условно разделить на две группы: искусственные и натуральные (животного и растительного происхождения).
Для изготовления искусственных (синтетических) тканей, таких как полиэстер и нубук, используются нефтепродукты. Из-за сложности в переработке и выделения в атмосферу большого количества вредоносных веществ, например, фталевой кислоты и диоксинов, производство синтетических тканей плохо влияет на окружающую среду. А именно из этих тканей в большинстве случаев изготавливается праздничная одежда.
С распространением переработки пластика некоторые синтетические ткани изготавливают из вторсырья. Для производства полиэстера используют полиэтилентерефталат — тот же полимер, из которого изготавливаются пластиковые бутылки. Для изготовления синтетической ткани пластиковое вторсырье моют, измельчают и расплавляют, а затем придают получившейся массе форму волокон, которые и становятся тканью. На производство одной футболки в среднем уходит от пяти до двадцати пластиковых бутылок. Полиэстер из переработанных материалов ничуть не уступает ткани из первичного сырья. Из-за своего состава искусственные ткани практически не разлагаются, но при этом они могут быть переработаны несколько раз. По статистике, на переработку пластика тратится на треть меньше энергии, чем на создание нового волокна.
Следующая группа — натуральные ткани животного происхождения. К ним относятся натуральный мех, кожа и шерсть. Изготовление этих тканей связано с одним из самых неэкологичных секторов производства — животноводством. Для разведения крупного рогатого скота необходимо большие территории, используемые для пастбищ и выращивания кормов. Исследование Шона Монсона, автора документального фильма «Земляне», показало, что для создания пастбищ и выращивания зерновых культур ежеминутно уничтожается 40 гектар тропического леса. Также при разведении коров в атмосферу выделяется большое количество метана, что способствует изменению климата. Для обработки материалов животного происхождения часто используют синтетические красители и хром. По данным американской организации Human Rights Watch, на одну обработку куртки из натуральной кожи, в зависимости от ее размера, приходится от 20 до 80 кубических метров сточных вод, загрязненных химикатами. Из-за сложного состава ткань животного происхождения долго разлагается и практически не подлежит переработке.
Последняя группа — натуральные ткани растительного происхождения. Самым распространённым, но в тоже время самым неэкологичным представителем этой группы является хлопок. По данным WWF, для изготовления одной хлопковой футболки требуется 2 700 литров воды — примерно такое же количество воды может выпить один человек за два с половиной года. Также для выращивания сырья затрачивается примерно 10 % всех используемых в мире пестицидов и около 25 % всех инсектицидов. Токсичность хлопка загрязняет почву, воздух и воду, ведёт к вымиранию некоторых видов насекомых и сокращению биологического разнообразия. Более экологичной альтернативой может послужить органический хлопок. При изготовлении этого сырья используется на 91 % меньше пресной воды. Также по данным Textile Exchange, при производстве органического хлопка выделяется на 46 % меньше парниковых газов. Органический хлопок выращивается без использования пестицидов, за счёт этого он может потреблять углекислый газ из атмосферы, что способствует очищению воздуха.
Синтетическая на первый взгляд вискоза также производится из растительного сырья. Для изготовления ткани древесину растворяют щелочью, а потом заново полимеризуют в виде волокон. Многие производители создают вискозу из возобновляемых растительных ресурсов по технологии, позволяющей затрачивать в полтора раза меньше воды за цикл производства. Вискоза легко перерабатывается и достаточно быстро разлагается.
Наиболее экологичным растительным сырьём для изготовления тканей являются лён, крапива, бамбук, соя и конопля. Для выращивания этих растений не используют пестициды. Конопля и соя являются практически безотходным материалом, они почти не требуют воды, легко возобновляются и разлагаются, а также способствуют повышению плодородия почвы.
Альтернативой натуральной коже может послужить ткань из виноградного жмыха или ананасовых листьев. За основу берутся отходы от производства вина и выращивания ананасов и перерабатываются до натурального кожзаменителя. На один квадратный метр волокна требуется около 500 листьев ананаса.
Из вышесказанного следует, что сложившаяся экологическая ситуация требует от модной индустрии новых подходов к производству одежды, способствующих минимизации вредного воздействия на окружающую среду.
Для снижения негативного влияния модной индустрии на окружающую среду необходимо:
использовать принцип рационального потребления одежды;
стремится к производству одежды из переработанного сырья;
отдавать предпочтения натуральным тканям растительного происхождения.
Проблемы изменения климата, нерационального потребления и загрязнения окружающей среды с каждым годом становятся всё актуальнее. Они являются вопросами мирового значения, которые касаются каждого человека. Для освещения этой темы и вовлечения большего количества людей в решение этих проблем многие Дома моды используют собственное влияние, создавая коллекции, ориентированные на популяризацию переиспользования, переработки и осознанного потребления.
Так появился термин «Устойчивая мода» (sustainable fashion). «Устойчивая мода» — это явление, которое изменяет представление производителей и потребителей о способах переработки сырья и отходов, образе жизни и привычках.
Одним из первых брендов, ориентированных на продвижение устойчивой моды, стал бренд британской активистки и дизайнера Стеллы Маккартни . В своих коллекциях дизайнер использует переработанный нейлон и полиэстер, органический хлопок, не применяет натуральные ткани животного происхождения, а также поддерживает организации по защите окружающей среды.
Компания дизайнера Вивьен Вествуд также создаёт коллекции, направленные на освещение проблем изменения климата и массового потребления. Компания не использует натуральный мех и кожу, а также сотрудничает с организациями, деятельность которых направлена на изучение вопросов по защите окружающей среды (рис. 3).
Американский бренд Patagonia производит одежду из экологичных и переработанных материалов . Основатель компании Ивон Шуинар инициировал создание организации «1 % для планеты», члены которой ежегодно жертвуют 1% от продаж своих компаний на решение экологических проблем.
И тальянский модный дом Dolce & Gabbana выпустил коллекцию одежды “Patchwork di Sicilia”, использовав для её создания остатки лоскутов ткани, сшитых вручную в технике пэчворк .
Крометого, внастоящеевремямногиеизвестныеДомамоды, такиекак Giorgio Armani, Coach, Versace, Michael Kors, Gucci, Burberry, Phillip Lim, John Galliano, DKNY, Tommy Hilfiger, Ralph Lauren и Calvin Klein такжепоследовалипримеруСтеллыМаккартнивотказеотиспользованиянатуральнойкоживсвоихколлекциях.
В России с каждым годом набирают популярность небольшие экологичные бренды одежды.
Российский бренд NNedre создаёт одежду и упаковку для неё из остатков ткани от производства трикотажа . Также бренд сотрудничает с экологическим проектом
Noplasticitsfantastic и принимает в дар от покупателей использованную одежду и вторсырьё для изготовления новых коллекций и арт-объектов.
Бренд Jeans Revision создаёт новые модели из использованной в прошлом одежды, сотрудничая с сетью благотворительных магазинов «Спасибо!». Основная задача бренда — доработка старой поношенной одежды до новых моделей путём добавления карманов, аппликаций и кружева. Также бренд подключает к производству людей с инвалидностью, обучая их кройке и шитью.
Коллекция сумок Jeans Revision из старых джинсов
Российский бренд Petrichor производит одежду из бамбука, льна, крапивы, конопли и органического хлопка. Вместо упаковки используются мешочки из остатков материалов.
Производитель купальников Ozero используют эколайкру из переработанных материалов . По словам создательницы бренда, Елена Чеуриной, 10 % от продажи купальников идут на счёт организации по поддержке чистоты океана.
Коллекция купальников Ozero из переработанной лайкры
Российский бренд After five создаёт одежду из тенсела (ткани на основе древесины эвкалипта) и крапивы рами.
Бренд Polyarus специализируется на создании одежды из вторичных материалов. Дизайнер и основательница бренда Саша Полярус делает сумки, рюкзаки и другие аксессуары из рекламных баннеров, автомобильных и велосипедных камер и ремней безопасности .
Российский бренд Frencia создаёт купальники из материала бифлекс, для производства которого используются старые рыболовные сети и пластик, выловленный дайверами из океана. Каждый заказ упаковывается в компостируемые пакеты, а отслужившие свой срок купальники принимаются на повторную переработку .
Таким образом, изучив материал, можно выделить следующие способы сокращения потребления среди домов моды и производства одежды:
создавать коллекции одежды из тканей, состоящих из переработанного сырья;
использовать натуральные ткани растительного происхождения, отказавшись от использования натуральных тканей животного происхождения;
создавать одежду из остатков тканей;
использовать старую одежду для изготовления новых коллекций.
Стремление модной индустрии к решению экологических проблем — это один из важнейших шагов к сохранению окружающего мира. Но для реализации глобальных планов действий индустрии моды недостаточно — необходимо, чтобы люди из других сфер деятельности, как потребители одежды, также задумывались о решении мировых экологических проблем.
Повторное использование и переделка старой одежды — далеко не новое течение. Оно было популярно ещё в СССР, где двумя главными правилами было экономное использование тканей и пошив из изношенных или порвавшихся вещей. В основном, это связано с призывами к всеобщей экономии в военные и послевоенные времена. Когда из-за дефицита вещей и тканей достать новую, а тем более модную одежду было непросто, гардероб перешивали до бесконечности, обновляя фасон и добавляя новые актуальные детали. В наше время повторное использование одежды вышло за рамки домашнего обихода и стало частью модной индустрии.
Современные дизайнеры при создании новых коллекций ориентируются на сокращение потребления одежды, вторичное использование и винтажный стиль.
Стремление к переиспользованию старых вещей сформировало новое понятие — апсайклинг (upcycling) — творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду.
Апсайклинг подразумевает превращение отслуживших свой срок материалов в товары более высокого качества, чем их источник. Вещи могут переиспользоваться и дорабатываться бесконечно, затрачивая при этом наименьшее количество ресурсов, в отличие от переработки (recycling), которая подразумевает производство сырья из вторичных отходов. При этом у каждого материала есть предельное количество раз, которое он может быть переработан. В процессе переработки качество сырья снижается, поэтому из него уже нельзя сделать идентичный продукт.
С каждым годом проблема нерационального потребления одежды и её последствий — массовой утилизации и загрязнения окружающей среды становиться всё актуальнее. Наиболее ярко эта проблема раскрылась в 2020 году, когда из-за пандемии после работы над коллекциями весна-лето 2020 неиспользованного и нераспроданного материала осталось на сумму 140–160 миллиардов евро, что вдвое больше обычного. В прошлом нереализованные брендами класса люкс товары сжигали или выкидывали с целью не понижать их ценности, но со временем подобные практики были запрещены, по крайней мере, во Франции. Именно поэтому для модной индустрии важно разработать новые, экологически устойчивые практики обращения с нераспроданными изделиями и материалами, оставшимися после производства.
Апсайклинг заставляет пересмотреть традиционную схему изготовления модных изделий, ведь при работе дизайнерам приходится останавливаться на определенном наборе тканей и готовой одежды, которая чаще всего берётся с дедстока. Дедсток (от англ. dead stock — «мёртвый запас») — запасы сырья, материалов, незавершенного производства или готовой продукции, которые не использовались в течение длительного периода; в узком смысле: неликвидные товары, которые нельзя продать. Из-за работы с готовыми материалами сложно заранее определить, насколько популярна будет коллекция. Но в результате конечная вещь становится уникальной и лимитированной, а значит, и ценной.
Одним из первых брендов, продемонстрировавших повторное использование промышленных текстильных отходов в 1997 году, стал бренд From Somewhere, создателями которого являются представители британского авангарда — Ada Zanditon, Lizzie Harrison и Orsola de Castro (рис. 22).
Дизайнер Дюран Лантинк создаёт свои коллекции на основе вещей из старых коллекций Gucci, Prada и Off-White .
Коллекция дизайнера Дюрана Лантинка на основе вещей из старых коллекций
Бренд Zero Waste Daniel создаёт новую одежду из остатков тканей на швейных производствах и старой одежды (рис. 24). Дизайнер и создатель бренда Дэниел Сильверштейн работает в технике петчворка, адаптировав ее к современным эластичным тканям. Помимо готовой одежды, такой как футболки, толстовки, олимпийки, легинсы, бренд выпускает патчиаппликации, которыми можно самостоятельно украсить свои вещи.
Российский проект Go Authentic основала дизайнер и активистка Ольга Глаголева. Дизайнер занимается апсайклингом, перешивая старые вещи и дорабатывая их с помощью вышивки (рис. 25).
Таким образом, можно сделать вывод, что апсайклинг является важным шагом для решения проблемы нерационального потребления одежды и массового загрязнения окружающей среды.
Для экологизации джинсовой продукции многие дизайнеры создают коллекции на основе старых джинсов и остатков от джинсового производства.
С самого начала дизайнер работала именно с винтажным денимом, создавая из него новые коллекции в технике пэчворк. Сейчас технология не изменилась, закупкой тканей занимается сотрудник, который находит джинсы в секондхендах и среди различных складских остатков.
Façon Jacmin — бренд француженки Сеголен Жакмен и ее сестры Александры, которая работала в Jean Paul Gaultier и Maison Margiela. Дизайнеры работают с японским денимом, сотрудничая с поставщиками из города Окаяма. Бренд получил сертификат Standard 100 by Oeko-Tex, который гарантирует, что уровень вредного воздействия на окружающую среду при производстве не превышает установленные стандарты. Дизайнеры трансформируют старую одежду, перекраивая базовые модели до новых форм.
Бренд Re/done — это творческий дуэт дизайнера Шона Бэррона и Джейми Мазура, создателя Underground Denim . Они покупают винтажные джинсы Levi’s 50–90-х годов по всей Америке и перекраивают их в собственной дизайнерской студии в Лос-Анджелесе. Сохраняя первозданное качество денима, которому не страшно испытание временем, дизайнеры переделывают джинсы на современный лад, создавая модели в технике пэчворк. Re/done специализируется на женских моделях и выпускает как классику вроде прямых джинсов, так и шорты, джинсовые юбки и сарафаны.
Берлинский проект Schmidt Takahashi использует для создания новых моделей старую одежду, которую покупатели приносят в их магазин Бренд работает в технике пэчворк, собирая из лоскутов старой одежды новые коллекции.
Апсайклинг старых тканей и готовых вещей из денима популярен среди современных дизайнеров. Наиболее распространённым способом переделки старой одежды является пэчворк, реже встречается метод деконструкции одежды.
Разработка алгоритма апсайкинга швейных изделий из денима.
Апсайклинг является своего рода «повторным проектированием» швейного изделия. Однако вторичное использование текстиля и одежды в мелко серийном производстве новых моделей является недостаточно изученной областью с позиций выбора рациональных средств реализации дизайнерских и конструктивных решений. Таким образом, существует необходимость в разработке подходов к проектированию моделей из бывшей в употреблении одежды, чтобы отражать актуальные модные ценности, обеспечивающие конкурентоспособность и стимулирующие ее реализацию. В рамках данного исследования, на основе анализа деятельности дизайнеров и конструкторов швейных изделий, занимающихся апсайклингом, предложен алгоритм
«повторного проектирования» одежды из бывшего в употреблении денима .
Деним как объект утилизации отличает не только натуральность волокнистого состава, но и достаточно однородный по назначению и покрою ассортимент швейных изделий. Чаще всего в утиль попадают джинсы, причем у бывших в употреблении моделей износ, в первую очередь, происходит на участках, соприкасающихся с внутренней поверхностью бедер. Таким образом, площадь и конфигурация деталей джинсовых изделий, подлежащих вторичной переработке, примерно одинакова, что позволяет использовать в работе шаблоны. При этом возможна реализация двух подходов к формообразованию
«вторичных»моделей одежды:
использование шаблона как модульного элемента формообразования швейного изделия. При этом используется принцип кратности и пропорциональности модуля, который предусматривает размещение более шаблонов внутри формы/детали изделия «без остатка». Размещение модульных элементов в изделии определяется, в первую очередь, соответствием дизайнерскому эскизу; посредством применения шаблонов реализуется комбинаторный принцип формообразования, когда первоначально производится сборка «полотна» в технике пэчворка , подобно, а потом раскрой швейного изделия. Этот вариант проектирования позволяет упросить работу по раскрою и сборке новой модели швейного изделия, обеспечить производство моделей требуемого размеро - роста в рамках деятельности мелкосерийного производства. Конфигурация шаблонов преимущественно геометрического вида обусловлена удобством сборки «полотна» для повторного раскроя. Однако в зависимости от дефектности исходного перерабатываемого изделия размер шаблона может быть изменен.
Исходя из предложенного алгоритма, необходимо проанализировать возможные конфигурации и площади деталей денима, пригодные для вторичного использования, и разработать шаблоны. Затем рассматриваются возможные варианты конструктивных и декоративных членений поясных и плечевых изделий с учётом специфики конфигурации полученных шаблонов (на примере наиболее востребованных размеро -ростов) и определяется подход к формообразованию, реализуемый в производстве новой модели швейного изделия из денима. Апробация предложенного алгоритма проведена в рамках разработки моделей швейных изделий бренда одежды и аксессуаров`Rishi1.Это молодая петербургская компания, созданная в июле 2020 года выпускницей кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД Маргаритой Резниковой. В своей деятельности компания использует принципы осознанного потребления, и все свои вещи создаёт путем апсайклинга из вторично использованных материалов, используя приемы пэчворка и аппликации. На рисунках 2‒3 представлена реализация алгоритма проектирования в создании джинсов Evan бренда`Rishi. Также алгоритм был использован в разработке ряда корсетных изделий, головных уборов и плечевых изделий.
Таким образом, алгоритм апсайклинга , основанный на использовании модульного принципа формообразования, может быть эффективен в работе с таким видом исходных материалов, как бывшие в употреблении джинсовые изделия. Целесообразно рассмотреть возможность адаптации предложенного алгоритма проектирования одежды из утилизируемого денима к апсайклингу швейных изделий из других видов сырья (б/у форменной одежды, трикотажных изделий и пр.). Это позволит разработать обновляемую базу конструкций актуальных видов одежды различных покроев из использованного сырья
Алгоритм «вторичного» проектирования швейных изделий из денима
Использование шаблонов в апсайклинге: а) обработка старого изделия; б)конфигурация материала, пригодного для переработки; в) раскрой по шаблону модульных элементов
Глава 2 Практическая часть
Чтобы оформить джинсы рисунком акриловой краской, нужно:
Подготовить джинсы. Тщательно выстирать их, чтобы удалить пыль и грязь. Утюгом разгладить все складки и заломы.
Выбрать дизайн. Можно создать абстрактный узор, геометрический орнамент, любимый персонаж или пейзаж.
Нанести эскиз. С помощью карандаша или мелка нанести эскиз рисунка на джинсы.
Раскрасить. Начать с нанесения базовых цветов. Постепенно добавлять детали и оттенки, чтобы рисунок стал более выразительным.
Закрепить рисунок. После того, как краска высохнет, прогладить джинсы с изнаночной стороны в течение 5–7 минут на высокой температуре без пара.
На основании исследования, проведенного в соответствии с целью и задачами, сформулированы следующие выводы:
- в современном мире одежды быстро утрачивает свою ценность и актуальность, что приводит к увеличению спроса на новые экземпляры одежды и, как следствие, увеличение объёмов производства одежды;
- сложившаяся экологическая ситуация требует от модной индустрии новых подходов к производству одежды, способствующих минимизации вредного воздействия на окружающую среду;
- популяризация осознанного потребления должна проходить не только с помощью мировых компаний, но и с привлечением небольших групп населения, а именно экоактивистов и их деятельности в городах;
- апсайклинг является важным шагом для решения проблемы нерационального потребления одежды и массового загрязнения окружающей среды;
- метод деконструкции может применяться при апсайклинге старой одежды из денима, дорабатывая привычные фасоны до новых форм праздничной одежды;
- исследование позволило на основе апсайклинга старых джинсовых изделий с помощью методов росписи спроектировать и отшить современную модель одежды.
1.Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён. — Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2001. — 352 с.
2.Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды:
одежда, тело, культура — М.: Новое литературное обозрение, 2018 — № 4 — С. 58–79.
3.Волкова Н.В. Джинса как объект арт-дизайна. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. —
4. Ерзенкова Н.В. Кроим, шьём, обновляем. — Мн.: РИФ «Сказ», 1994. — 415 с.
5.Коковина А.И. Шьём, ремонтируем, обновляем. — Екатеринбург, 1992. — 260 с.
6.Котляревская Н.В. Деконструктивизм в дизайне одежды как культурный код постмодернизма // Манускрипт — Тамбов: Грамота, 2020 — Том 13. — Выпуск 1 — C. 202–206.
7.Олейник М.О. Экологически чистые технологии создания джинсовой одежды
(статья в сборнике трудов конференции) // «Инновации в науке и практике» — Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки" 2020. — С. 140–145.
8.Ривош Я.Н. Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX — начала XX в. — М.: Искусство, 1990. — 304 с.
9.Сафина Л.А. Дизайн костюма. — Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 390 с.
10.Форбек М. Переоценка ценностей // Ателье — М.: «Эдипресс-Конлига», 2018 — № 9 — С. 56–59.
11.Хворостухина С.А. Шьём и украшаем джинсовую одежду. — М.: РИПОЛ классик, 2012. — 256 с.
12.https://www.ekoenergy.org/ru/how-polluting-is-the-fashion-industry/.
13.https://vogue.ua/article/fashion/brend/kak-modnye-brendy-stanovyatsya-ekosoznatelnymi.html.
14.https://yandex.ru/turbo/lenta.ru/s/news/2020/09/24/dgrunway/.
15.https://recyclemag.ru/article/ekomoda-trendi.
16.https://burdastyle.ru/stati/sustainable-fashion-7-brendov-kotorye-zabotyatsya-obokruzhayushchej-srede-/.
17.https://www.vogue.ru/fashion/news/spasti_i_sokhranit_pochemu_dizaynery_otkazyva yutsya_ot_naturalnogo_mekha_i_vybirayut_ekologichnye_tk.
18.https://kp.vedomosti.ru/deluxe/article/2019/10/06/812973-pravo-na-vibros.
19.https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/.
20.https://www.ellenmacarthurfoundation.org/.
21.https://wrap.org.uk/content/citizens-and-clothing-behaviours-during-lockdown.
22.https://www.lofficielrussia.ru/moda/upcycling-fashion.
23.https://theblueprint.ru/fashion/industry/moda-i-ecologiya.
24.https://art-mumu.ru/interesnye-materialy/odezhda-iz-vtorsyrya/.
25.https://greenpeace.ru/blogs/2020/08/06/vtoraja-zhizn-futbolki/.
26.https://theblueprint.ru/fashion/fashion-industry/kak-rossijskie-dizajnery-delayutehkologichnye-veshchi.
27.https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut.
28.https://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukhanaroda/russkii-prazdnichnyi-naryad-eto-sostoya.
29.https://kartaslov.ru/.
30.https://polit.ru/article/2020/03/25/fashionvseco/.
ПРИЛОЖЕНИЕ