Взаимопроникновение леттеринга и кистевой семикаракорской росписи на примере Филетеадо портеньо

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Взаимопроникновение леттеринга и кистевой семикаракорской росписи на примере Филетеадо портеньо

Савутькова И.В. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика", МБОУ "СОШ №6 имени А.С.Пушкина" г.Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изобразительное искусство – это часть художественной культуры, механизм, познания себя и окружающего мира, аккумуляция и передача этого знания другим поколениям. В общей динами культурной системы можно выделить два относительно самостоятельных пласта, выполняющих определённую специфическую функцию, они являются частью культуры, если её рассматривать как процесс – это институциональный и не институциональный.

Институциональный (художественное образование) – культурные ценности и нормы, охраняемые системой социальных институтов и государственной идеологией. Не институциональный – мир народного декоративно-прикладного искусства, функционирует в различных видах самодеятельности: объединения, ассоциации, система народных промыслов.

Основное условие культурного развития и её характеристика это взаимосвязь институционального и неституционального культурных процессов. По мнению профессора М.М. Бахтина, одна система ценностей «раскрывает свои глубины» соприкоснувшись с другими ценностями.

Народное декоративно-прикладное и реалистическое искусство – части общего явления культуры исторически накопленного духовного опыта человечества в форме продуктов художественной деятельности – произведений и памятников искусства, традиций создания и украшения предметов быта [8, с.14].

В изделиях мастеров народных промыслов зафиксирована народная память, связывающая прошлое, настоящее и будущее. Традиция имеет содержание, которое можно постичь только из опыта современности, которая является продолжением жизни традиций.

Совместное проживание смешанных групп населения на одной территории, в условиях их межнациональных соприкосновений происходит заимствование элементов культуры, обрядности, традиций. Происходит обмен духовными ценностями, взаимообогащение, синтез элементов культуры, замещение одних элементов другими, что положительно влияет на взаимопонимание людей.

Современные города России наполнены монументальными произведениями различных направлений современного искусства, но традиционно-русских композиций с использованием народных росписей редко где увидишь. В интерьерах происходит тоже, чаще наблюдаем леттеринг, или лофт.

Гипотеза: взаимопроникновение леттеринга и кистевой семикаракорской росписи на примере Филетеадо портеньо на космическую тему пробудит интерес к русской национальной культуре, расширит область применения росписи не только в станковом, но и монументальном искусстве.

Актуальность: знание различных промыслов помогают усвоению международного культурного наследия. Взаимопроникновение современного искусства и народных росписей в работах на космическую тему – это не только отражение современных тенденций развития промыслов, на примере Филетеадо портеньо, но и этническое звучание новых произведений монументального и станкового искусства.

Цель исследования: пробуждение интереса к национальной культуре и русскому космосу, через взаимопрониконвение леттеринга и семикаракорской росписи, на примере Филетеадо портеньо.

Задачи:

сделать исторический анализ леттеринга, кистевых семикаракорской росписи и Филетеадо портеньо;

изучить характерные особенности леттеринга и кистевых семикаракорской росписи и Филетеадо портеньо;

провести сравнительный анализ семикаракорской росписи с Филетеадо портеньо, выявить возможность сочетания семикаракорской росписи и леттеринга;

отразить слияние семикаракорской росписи и леттеринга в авторских работах на космическую тему, на примере Филетеадо портеньо.

Предмет исследования: Семикаракорская роспись как эстетический ресурс внутри русского космоса, его сочетание с леттерингом, на примере Филетеадо портеньо.

Объект исследования: развитие семикаракорского промысла и леттеринга, возможность их сочетания в работах на космическую тему, на примере Филетеадо портеньо.

Новизна: впроцессе исследования были изготовлены авторские работы по мотивам семикаракорской росписи в сочетании с леттерингом на космическую тему, на примере Филетеадо портеньо, проведен сравнительный анализ семикаракорской росписи и Филетеадо портеньо.

Методы исследования:

теоретический: анализ литературы, сравнительный анализ.

практический: создание авторских работ на различных поверхностях.

Теоретическая значимость работы: материалы исследования транслируются на конференциях различного уровня и в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.

Практическая значимость работы: работа размещена в социальных сетях, демонстрируется в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, на конференциях различного уровня, активно проводятся мастер-классы.

I глава Развитие леттеринга и кистевой семикаракорской росписи и Филетеадо портеньо

    1. История развития леттеринга

По мнению одних искусствоведов зарождение леттеринга датировано ХIХ веком, с появлением плакатов Альфонса Мухи и афиш Тулуз-Лотрека.

По мнению других - с середины ХХ века в Советском Союзе леттеринг нашел своё применение на плакатах, вывесках, листовках, открытках. Он сформировался в 20-х годах ХХ века под влиянием идеологии закрытости страны и ограниченности в использовании визуальных техник. Советские дизайнеры сделали леттеринг «фишкой» оформления печатной продукции.

Художникам-оформителям полюбился леттеринг, стилизованный под рукописный текст. В ХIХ – ХХ веках буквы создавались по индивидуальному заказу, или вручную. Леттеринг использовался в исламском искусстве, где избегали изображения живых существ, в частности пророка Мухаммеда, использовались изображения исламской каллиграфии, в том числе и хилью, или художественные формы, основанные на письменных описаниях Мухаммеда.

Время диктовало свои приоритеты, запоминающиеся незаурядные изображения – социальные плакаты, материалы пропаганды стали пионерами в использовании леттеринга.

В начале ХХI века популярность леттеринга только возрасла, но в коммерческой сфере в рекламных компаниях для формирования имиджа бренда, или чтобы подчеркнуть уникальность продукта.

Леттеринг можно встретить в комиксах и чертежах, декоративный леттеринг чаще встречается на вывесках, пользовательской графике: плакатах, логотипах, фирменных бланках, памятных табличках, росписи предметов (филетеадо), граффити, на меловых досках [10].

    1. История развития кистевой семикаракорской росписи

Промысел берёт своё начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской Ростовской области на правобережье реки Дон, вблизи устья реки Сал.

Многочисленные археологические раскопки в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь с дохристианских времен везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя глину и песок.

Еще в VIII - IX веках нашей эры простейшие изделия из грубой керамики (кирпич, черепица, посуда) изготавливались в поселении хазарского каганата, который был расположен всего в пяти километрах от современного города Семикаракорска. Именно из тюркского языка и походит название этого города, которое в переводе на русский звучит как "большая черная крепость".

В 19 веке технология, по которой производился семикаракорский фаянс, была достаточно проста. Форма изделия придавалась литьем в специальные гипсовые формы или путем ручного формования на простейших станках. Также вручную изделиям придавалась окончательная форма, сглаживались неровности и присоединялись мелкие детали. Готовая посуда высыхала в естественных условиях, а затем дважды подвергалась обжигу в печах. Благодаря такой обработке фаянс спекался и немного расплавлялся, что придавало готовому изделию структуру искусственного камня.

На Донской земле не было производств по фаянсу, но было много гончарных мастерских и не большие заводы.  Но к началу  ХХ века  в Донской области уже насчитывалось более 100 гончарных мастерских,  в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева был «горшечный завод».

  Не смотря на то, что многие гончарные мастерские прекратили свое существование, завод  в Семикаракорской станице еще  работал до 1970 года. В 1972 году был построен новый цех и до сегодняшнего дня выпускают семикаракорский фаянс.

В 30-х годах двадцатого столетия множество кустарных мастерских с полностью ручным способом производства на примитивном оборудовании объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат «Аксинья», который с 1972 года приступил к изготовлению художественной керамики. В последствии  семикаракорская посуда была распространена во многих городах Советского Союза, и высоко там ценилась.

В 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Также был разработан уникальный дизайн семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия завода на фоне остальной керамической продукции. Этот стиль постепенно развивался и изменялся, сегодня донская посуда имеет свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.

Художник создаёт будущее изделие в виде рисунка, эскиза, чертежа. Эскиз расписывается по замыслу автора. Просеивается глина, поступает в специальные емкости для тщательной промывки. Затем раствор отстаивают, осушают, смешивают с песком, каолином и другими необходимыми добавками, чтобы на выходе получить массу консистенции густой сметаны сероватого цвета. Этот материал и помещают в формы будущих кувшинов, блюд, салатниц и тому подобного.

Отформованные изделия сразу поступают на участок приставки. Оправщица-приставщица аккуратным движением срежет ненужный материал, сделает художественную вырезку, зачистит литьевые швы от форм, приставит недостающие элементы (ручки, рельефные детали и т.д.) или составит из отдельных деталей изделия. Вручную делается и заглаживание поверхности (специальной губкой по еще влажным изделиям).

После сушки в естественных условиях, изделия поступают на участок оправки, здесь мягкой губкой и водой вручную заглаживают поверхность до идеальной гладкости.
Следующий этап-обжиг – это неотъемлемая составная часть технологии. Первый -утельный обжиг придаёт изделию «прочность камня».

На участке живописи изделия поистине преображаются. Живописец подглазурными красками воссоздаёт заданный орнамент точными, лёгкими и уверенными движениями. 

Декорированные ручной росписью изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке (цветах).

Мастера народного промысла постоянно экспериментируют с формами, декоративными деталями, оттенками и стилями кистевой росписи.

    1. История развития кистевой росписи Филетеадо портеньо

Филетеадо зародилось на рубеже XIX и ХХ веков как элемент айдентики тележек торговцев продуктами — молоком, овощами, фруктами, хлебом.

По мнению филетеадора Энрике Брунетти, основоположниками филетеадо стали два мальчика итальянского происхождения 10 и 13 лет Винсенте Брунетти, и Сечилио Паркарелла, которые работали в покрасочной мастерской на окраине Буэнос-Айреса. Однажды мальчишки раскрасили тележку в яркие цвета, что пришлось по душе и хозяину мастерской, и заказчику. В дальнейшем в мастерскую стали обращаться и другие коммерсанты. 

В скором времени к декору добавился леттеринг: стали наноситься надписи с именем торговца, адресом и названием товара. Стиль начертания текстов был перенят у французских мастеров леттеринга, которые изготавливали вывески для коммерческих объектов.

Другим человеком, внесшим вклад в формирование филетеадо, как самостоятельного стиля, стал Мигель Вентуро, бывший капитан торгового судна, который, отойдя от дел, решил посвятить себя рисованию. Он ввел в оформление те детали, которые теперь являются основополагающими элементами стиля: птицы, драконы, ограненные драгоценные камни, цветы. Вентуро считается изобретателем особой кисточки для филетеадо. 

В Буэнос-Айресе действовал налог на рекламу, который рассчитывался в зависимости от размера букв на рекламном носителе: чем больше буква, тем выше налог. Мигель Вентуро нашел способ оптимизировать налоговое бремя торговцев, сократив сами рекламные надписи до минимального размера, при этом оформляя их привлекающим внимание декором.

С популяризацией автомобильного транспорта, стиль филетеадо перешел с тележек на грузовики, дав мастерам больше пространства для творчества. Художники нередко входили в штат автомобильных мастерских наряду с механиками и столярами. Клиент мог получить услугу “под ключ”: пригнать в подобную мастерскую каркас грузовика — кабину и шасси, а получить готовый автомобиль с деревянным кузовом по собственным меркам и дизайнерским оформлением. 

С появлением в городе первых регулярных автобусных линий, область применения филетеадо снова расширилась, а стиль претерпел изменения: практически пропала предметная живопись, зато получили широкое применение арабески и портики, опоясывающие автобус по периметру. Упразднение цветочных композиций объяснялась достаточно просто: водители автобусов не хотели, чтобы их транспорт путали с грузовиком торговца цветами или фруктами. Название компании-перевозчика было принято писать готическим шрифтом. Номер маршрута оформлялся в соответствии с популярной в то время аргентинской игрой “Quiniela” (разновидность лото), в которой каждое число соответствовало какому-то объекту. Например, цифра 1 соответствовала понятию “вода”, 5 - “кот”, 54 - “корова” и т.д. Поскольку игра была крайне популярна, то такое оформление помогало пассажирам издалека определить номер маршрута подъезжающего автобуса. 

Примерно в то же время филетеадо тесно переплелось с культурой танго. В подобном стиле стали оформляться милонги, что существенно повлияло на архитектурный облик города. 

Перекинувшись через дельту реки Ла-Плата, мода на филетеадо захватила также и приграничный Уругвай, где приобрел несколько другой характер, отличаясь более сдержанным цветовым решением и тонкой изящной проработкой деталей [7].

II глава Характерные особенности кистевой семикаракорской росписи, Филетеадо портеньо, виды леттеринга

2.1.Сравнительный анализ характерных особенностей кистевой семикаракорской росписи и Филетеадо портеньо

Роспись

Семикаракорская роспись

Филетеадо портеньо

Стили

Семикаракорская роспись делится на три вида.

Растительная роспись (травка, ягодки, веточки, листочки, цветки).

Орнаментальная – шашечки, семикаракорские сетки.

Сюжеты - природа и сцены из жизни людей.

Изначально в Филетеадо портеньо присутствовал сюжетный стиль, позднее в композицию добавился леттеринг, с развитием технического прогресса, появлением автобусов, исчезает предметная композиция, появляются арабески и портики и чаще используют готический стиль при изображении леттеринга.Высокая степень стилизации: практически обязательная симметричность композиции; заключение каждой композиции в декоративную рамку; очень плотное заполнение поверхности; символическое осмысление элементов [7]. 

Элементы и символы

Элементы - это точка, прямая, дуга. Виды дуги: простая, крутая, пологая, фигурная, многослойная, скоба. Элемент – бордюр, можно изображать сверху и снизу. Элемент – спираль, может быть одной толщины, или закругляться жирным завитком. Элемент – капелька. Приложить кисть боком – маленькая капелька, провести кончиком кисти тонкий мазок и в конце примакнуть – капелька, но крупнее. Мазок с тенью.

Элементы: арабески, портики.

Номер маршрута оформлялся в соответствии с популярной в то время аргентинской игрой “Quiniela” (разновидность лото), в которой каждое число соответствовало какому-то объекту. Цифра 1 соответствовала понятию “вода”, 5 – “кот”, 54 – “корова”, что помогало пассажирам издалека определить номер маршрута.

Символы филетеадо:

цветы символизировали понятие красоты в целом. Изображали цветки с четырьмя или пятью лепестками и достаточно крупной выпуклой серединой, напоминающие лютики. Свет на цветы всегда падает сверху, независимо от освещения остальных элементов композиции. Цветы оформлялись стилизованными листьями аканта. В редких случаях в композициях присутствовали розы или лилии; корабли, как олицетворение ностальгии и желания вернуться на историческую родину. В настоящее время практически не используются; солнце, стилизованное под герб Аргентины, символ надежды на благополучие; рукопожатие, как отсылка к знаменитой и очень популярной поэме “Мартин Фьерро” аргентинского писателя Хосе Эрнандеса, в которой он призывает к объединению аргентинских гаучо (аналог североамериканских ковбоев) против угнетения властью; знаменитые персонажи, в особенности, легенда аргентинского танго Карлос Гардель и Святая Дева Мария Луханская — покровительница Аргентины. В настоящий момент популярны также изображения футболиста Диего Марадоны и Римского Папы Франциска — аргентинца по происхождению; знамена, ленты, банты и розетки цветов аргентинского флага (белый и голубой) — практически обязательный элемент любой композиции. Нередко дополнялись флагом родной страны заказчика или символом любимой футбольной команды; вымышленные или реальные животные: стилизованные изображения дракона — олицетворения силы и доминантности, льва — символа стойкости перед невзгодами, скаковых лошадей — талисмана удачи; рог изобилия [7].

Цвет

Все цвета

Вся палитра. Преобладание ярких, живых цветов, использование тени и света для создания эффекта глубины. После нанесения основных элементов, накладываются тени и блики.

Место происхожд.

 

Столица Аргентины Буэнос-Айрес

Технические приёмы

Мазок – это родовая примета, каждый последующий мазок отличается от предыдущего. На кисть густо набирают краску, с разным нажимом кистью раскладывают цветок. Первые мазки сочные, по мере убывания светлеют, используется мазок с тенью. Краска набирается на одну сторону кисточки один цвет, например красный, на другую – например желтый, и наносится легким круговым разворотом, поворачивается вокруг черенка. Дополняют тонким кончиком кисточки стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховкой. С помощью мазка с градиентом можно изобразить цветок, птицу и другие элементы орнамента или живописной композиции. Технология семикаракорской росписи позволяет создавать неповторимые вещи.

Выполняется эскиз работы. Чаще композиции симметричны, отрисовывается только половина орнамента, лист складывается пополам.

С помощью шила по контуру рисунка наносится перфорация. Такие шаблоны изготавливали еще самые первые мастера филетеадо в начале XX века для повышения тиражируемости рисунка.

С помощью наполненного тальком мешочка эскиз переносится на подготовленную поверхность. Преимущество такого метода перед использованием копировальной бумаги в том, что тальк не пачкает и, в отличие от карандаша, не повреждает поверхность, а также полностью растворяется при нанесении красочного слоя. Кроме того, при массовом производстве трафарет позволяет существенно сэкономить время.

Роспись производится особыми кистями с очень длинным мягким ворсом, позволяющим проводить непрерывные линии. При этом мастера используют особый метод захвата кисти, позволяющий опираться мизинцем на поверхность. По правилам жанра каждый элемент композиции выполняется одной непрерывной линией [7].

2.2. Виды леттеринга

Виды леттеринга:

Sans serif («без засечек») - форма буквы не имеет засечек в конце штрихов, сочетается со стилем Script.

Serif - небольшие декоративные линии в конце штрихов каждой буквы.
Винтажный леттеринг был актуальным в 19-20 веке, отличия: декоративность засечки, текстура, цвет.

Омбре (градиент) — плавная смена цвета. Оттенки одного цвета, разные цвета, плавно перетекающие друг в друга. Направление перехода: снизу вверх, слева направо, от буквы к букве.

С проработкой фона - яркое пятно, рисунок, наложение на другой материал.

С проработкой деталей – текст можно дополнять цветами, предметами, уникальными завитушками.

Объемный, 3D - сложный прием, требуется детальная проработка и понимание перспективы.

Граффити — это целая субкультура, которая отделяет от себя другие стили. Но стоит рисунку в стиле граффити попасть на бумагу с помощью ручки, фломастера или карандаша, результат можно смело называть леттерингом.

Готический - мрачный стиль с отсылкой к средневековью, перешел из каллиграфии.

Заключенный в рисунок / силуэт – рисуются границы букв, изображаются слова в силуэте.

 Смешение стилей – несколько стилей в одном леттеринге.

С явной компьютерной обработкой - скетчи без обработки, либо переводятся в векторную графику, обрабатываются в Фотошопе или другом приложении [10].

III глава Сочетание леттеринга и кистевой семикаракорской росписи на примере Филетеадо портеньо

3.1. Сочетание леттеринга и кистевой росписи Филеадо портеньо

С развитием кистевой росписи Филетеадо портеньо возникла необходимость добавить к декору леттеринг: стали наноситься надписи с именем торговца, адресом и названием товара. Французские мастера повлияли на стиль леттеринга. Они изготавливали вывески для коммерческих объектов. Чаще использовался готический стиль.

Представляю свою авторскую работу в стиле Филетеадо портеньо выполненную на деревянной основе, использована краска – гуашь, панно покрыто лаком.

3.2. Взаимопроникновение леттеринга и кистевой семикаракорской росписи в авторских работах на космическую тему

С советских времен, леттеринг только набирает свою популярность. На примере Филетеадо портеньо можно увидеть, как в ХХI веке леттеринг проникает в народное искусство и обогащает его, делая более современным и популярным народный орнамент.

Я живу в городе Калуге – «колыбели космонавтики», поэтому возникла идея соединить леттеринг с кистевой семикаракорской росписью в авторской работе на космическую тему.

Ход работы

Описание действий

Фото

1

Изображение подмалёвка, составление композиции.

 

2

Изображение гор и планет

 

3

Изображение планет с рельефом

 

4

Изображение Ю.А.Гагарина

 

5

Изображение леттеринга «Он всех нас позвал в космос»

 

6

Изображение кистевой росписи Гжель

 

7

Соединение изображений в единую композицию

 

Заключение

В настоящий момент филетеадо является неотъемлемой частью культурного и архитектурного облика Буэнос-Айреса, а оформленные в этом стиле предметы быта и интерьера стали популярными сувенирами среди туристов.

Наиболее часто используемыми шрифтами в традиционном филетеадо была специфическая разновидность готического начертания, получившая название esgróstica. По одной из версий, выбор первых мастеров филетеадо пал на этот шрифт потому, что он присутствовал во всех пособиях по леттерингу, а также использовался на денежных купюрах.

Многие народные росписи имеют сюжетный стиль, этот феномен может являться точкой соприкосновения с разными направлениями искусства, промыслы развиваются, отражают современную жизнь людей, в них заключен национальный код развития русского народа, его история. Современные тенденции должны быть отражены в народном искусстве и войти в историю.

В Калуге – «колыбели космонавтики» популярен леттеринг на космическую тему. Леттеринг представляет собой сочетание рисунка с текстом, в котором буквы не пишутся, а рисуются. Художники придумывают свои авторские шрифты и уникальные композиции без народных узоров, в отличие от аргентинских, с ультрамодными тенденциями, в росписи Филетеадо портеньо. Мне понравился результат моего эксперимента.

Планирую придумать свою роспись, как два мальчика итальянского происхождения 10 и 13 лет Винсенте Брунетти и Сечилио Паркарелла, которые работали в покрасочной мастерской на окраине Буэнос-Айреса. К сожалению, не одной народной росписи Калужской области не зарегистрировано, как Гжель, Хохлома, или например - Филетеадо портеньо – охраняемая ЮНЕСКО, возможно, поэтому в оформлении интерьера и экстерьера отсутствуют народные мотивы.

Дети школьного возраста интересуются различными росписями, это увлекательное занятие хочется сделать очень популярным, более востребованным.

Вывод: леттеринг можно сочетать с кистевыми росписями имеющими сюжетный стиль, на примере Филеадо портеньо и семикаракорской росписи.

Список литературы

  1. Гжельская керамика // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 206—207. — 567 с.

  2. Гжель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  3. Гжельская керамика» / Т. Л. Астраханцева // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

  4. Гамелкин С. В.Капитин М. Г. Гжель и гжельцы: На родине русского фарфора. — М.: Московский рабочий, 1969. — 128, [24] с. — 10 000 экз.

  5. Логинов В. М. Новь древней Гжели / Предисл. В. К. Успенского. — М.: Московский рабочий, 1986. — 112, [32] с. — 30 000 экз.

  6. Коржавина И. Л. О промысле Гжели.

  7. Аргентинская роспись Филетеадо портеньо: от тележек торговцев до кроссовок Nike/ Куприна-Ляхович Елена Александровна [Электронный ресурс]. - URL: https://artuzel.com/content/argentinskaya-rospis-fileteado-porteno-ot-telezhek-torgovcev-do-krossovok-nike

  8. Бадаев, В.С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Бадаев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 136 с. : ил. - (Учебное пособие для вузов). - Библ. в кн. - ISBN 978-5-691-01943-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260790 (23.03.2016).

  9. Что такое леттеринг, зачем нужен и как на нем заработать /Квишевская [Электронный ресурс]. - URL: https://timeweb.com/ru/community/articles/chto-takoe-lettering-zachem-nuzhen-i-kak-na-nem-zarabotat

  10. Что такое леттеринг: как научиться и 17 вдохновляющих примеров /Виктория Кучинова [Электронный ресурс]. - URL: https://kokoc.com/blog/lettering/

  11. Гжель Материал из википедии Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение

Авторская работа – подарочная упаковка для костюма космонавта

«90 - летие Ю.А. Гагарина»

Просмотров работы: 4