Макет храма иконы Казанской Божьей Матери

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Макет храма иконы Казанской Божьей Матери

Колбасин И.В. 1
1КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 9 класс
Строчков А.Ю. 1
1КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческая справка.

Свой проект я начал с изучения исторических сведений.

В начале XX века на территории современных Винзилей стоял сосновый бор. В 1913 году через лес была проложена железная дорога Транссиба. За короткое время были построены железнодорожный мост через Пышму, будка стрелочника, деревянная водонапорная башня, дом дежурного по разъезду и лесника[, устроена деревянная церковь во имя Святого Никития с двумя приделами — правым, освященным во имя Казанской иконы Божией Матери, и левый — во имя Чудотворца Митрофания Воронежского. В 1913 году по ходатайству строительницы храма и с разрешения Преосвещенного Макария Никитский храм в Винзилях был переименован в Казанский. Местные владельцы и прихожане заботились о его сохранности и обновлении. В 1916 году пол храма был застелен деревянными досками, в 1917 церковь оштукатурили и выбелили снаружи и окрасили ее крышу. В те времена Винзили считалось крупным селом. По данным за 1916 год в селе числилось 248 домов, где проживало почти 2000 душ обоего пола. На базе местной церкви работала школа.

«Ведомость о церкви Казанской Пресвятой Богородицы, состоящей Тобольской губернии.Тюменской Епархии в селе Винзили 1916 года» дает полное представление об ее истории и состоянии перед событиями Октябрьского переворота: «Церковь построена в 1913 году тщанием вдовы земледельца (так иногда именовался владелец земли, помещик), дворянки Анны Александровны Бенедиктовой и прихожан. Зданием каменна с каменною же колокольнею в одной связи крепко, покрыта железом. В 1916 году покрашен иконостас белой эмалевой краской, позолота заново воспроизведена и дополнена во втором ярусе — 4 иконы серебряных в позолоченных ризах, пожертвованных землевладелицей Елисаветой. Престолов три, первый во имя Казанской Пресвятой Богородицы и в приделах во имя Святого великомученика Никиты с правой стороны и святителя Митрофана Воронежского слева. Утварно и ризами достаточна. Преосвященнейший почтил приход последний раз в 1916 году» .

Храм завершается куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены. Винзилинская церковь - одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Форма купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма (как в нашей церкви) символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху), посвящен Богородице, напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы, посвященные святым, увенчивались золотыми и серебряными куполами.

Из вышесказанного я делаю вывод, что при строительстве в 1913 купола были серебряными, т.к. церковь была построена во имя Святого великомученика Никития. В 1916 г. переименована во имя Казанской Пресвятой Богородицы, читаем - «Ведомость о церкви Казанской Пресвятой Богородицы, , состоящей Тобольской губернии.Тюменской Епархии в селе Винзили 1916 года», значит были перекрашены в золотые. Стены: бревенчатые не крашеные, неоштукатуренные В сентябре 2012 г. была возведена крыша, притвор был накрыт синими профлистами.

  1. Обоснование проекта.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Н.Заболоцкий

В поселковом историко-краеведческом музее нам рассказали во время экскурсии об истории нашей церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери, мы совершили экскурсию к зданию храма. В школьной библиотеке я взял «Путеводитель по экскурсионному маршруту «Тюмень жемчужина Сибири» (авторы Е.Н. Ашихмина, В.А.Ливцов), который с удовольствием прочитал, узнал много нового не только о своем селе. Центральная улица в нашем поселке, на которой я живу, и находится церковь, названа в её честь – Казанская.

Храмы в России строились по поводу важнейших церковных или исторических событий на средства царей, князей, церковных деятелей, купцов, простых мирян. Для храмов выбирались самые красивые места, использовались лучшие материалы для украшения. Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несет глубокий и возвышенный смысл.

Храм в бытовой речи называют церковью. Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери в Винзилях — единственное в Тюменском районе храмовое здание, которое сохранилось в первоначальной постройке. Наша задача сегодня сохранить исторические ценности для будущих поколений, так как во все времена церковь играла большую роль в формировании духовной личности.

Винзилинский храм в форме «корабля» – самый древний архитектурный тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию (характеризуется расположением частей церкви (храма, трапезной и колокольни) в одну линию, в чем было найдено сходство с кораблём. По вопросу точного определения типа существуют различные точки зрения. Согласно одной из них, церковь должна иметь в плане прямоугольную форму. Согласно другой, достаточно расположения на одной линии «запад-восток», форма в плане принципиального значения не имеет.

Я решил создать макет, потому что меня заинтересовало, как выглядел наш храм Казанской иконы Божьей Матери первоначально. В настоящее время ведётся работа над его восстановлением, но до завершения ещё очень далеко. Самый доступный для меня материал – это дерево. Из досок, которые мы взяли от упаковки оборудования для мастерских, я использовал для своего макета. Для меня самое главное было сохранить первозданный образ церкви Казанской иконы Божьей Матери.

Развитие идеи проекта

Чтобы продумать все вопросы проектирования и изготовления макета церкви Казанской иконы Божьей Матери, составляем опорную схему размышления (рис. 1).

Необходимость

 

Защита проекта, оценка

 

Вид

 

Макет церкви Казанской иконы Божьей Матери

 

Необходимые материалы

Расчет себестоимости проекта

 

Оборудование, инструменты, приспособления

 

Изготовление и безопасность

Технологическая карта

Эскиз макета

 

Рис. 1. Опорная схема размышления к изготовлению проекта церкви Казанской иконы Божьей Матери

  1. Поиск альтернативных вариантов проекта

Приступая к разработке проекта, определим параметры, которые следует учесть при изготовлении макета церкви Казанской иконы Божьей Матери Винзилей.

Цель проекта:

  • обратить внимание общественности на ценность сохранившихся остатков первоначальной постройки церкви в Винзилях;

  • воссоздать образ церкви Казанской иконы Божьей Матери из имеющихся материалов.

Задачи:

  • обобщить имеющийся материал о церкви Казанской иконы Божьей Матери в Винзилях

  • научиться проектировать сложные изделия, выполнять архитектурные макеты.

При выборе конструкции и технологии изготовления макета церкви возможны различные варианты. Чтобы выбрать наиболее подходящий, я использовал таблицу морфологического анализа (см. Таблица 1) и с её помощью отобрал три варианта макета церкви (рис. 2).

Вариант 1

 

Вариант 2

 

 

 

 

Вариант 3

V. исследованиЕ материалов

Таблица 1

Морфологический анализ исследования материалов

Признаки

Возможные варианты

Материал основания изделия

ДСП

Фонера

Древесина

Материал стен

ДВП

Фанера

Древесина

Материал крыши

Железо

Древянные пластины

Фанера

Материал колокольни

ДВП

Фанера

Древесина

Материал купола

Железо

Древесина

 

Материал креста

Железо

Фанера

Древесина

Материал окон и дверей

Фанера

Древесина

 

С помощью Таблицы 1 возможно спроектировать множество различных вариантов макета церкви.

Попробуем проанализировать имеющиеся в наличии конструкционные материалы.

1. Фанера, , доска обрезная, брус. Фанера наиболее трудоёмкий материал в обработке при изготовлении из них деталей. Доска, брус – материал технологичный, дешёвый (можно использовать и отходы), достаточно прочный в элементах. Для нашего изделия целесообразно выбирать материал, который бы отвечал следующим требованиям: экономически выгодный, прочный, технологичный. Поэтому на основание выбираем ДСП, как материал вторичного сырья (крышка парты). Бруски на стены, колокольню, капол, крест, деревянные пластины для крыши можно найти из остатков промышленного производства. Окона и двери лучше выпилить из фанеры.

Вывод: на основание выбираем ДСП; стены, крыша, колокольня, купол и крест будет выполнено из брусков древесины; оконные рамы и двери выполним из фанеры.

2. Металл – дорогой материал, трудоёмкий, сложно добиться хорошего качества изготовления.

VI. Выбор варианта изделия

Анализ предусматривает выбор наилучшего варианта изделия из возможных. Первый вариант изделия (рис. 2, вариант 1) требует сложного изготовления конструктивных элементов. Второй (рис. 2, вариант 2) имеет наиболее простую конструкцию. Наиболее подходящий для изготовления третий вариант (рис. 2, вариант 3).

VII. фасад проекта

 

Рис. 3. Церковь Казанской иконы Божьей Матери

Необходимое для производства оборудование и инструменты: верстак, тиски, сверлильный станок, токарный станок, инструменты (ножовка по дереву, рашпиль, молоток, сверло и др.) имеются в школьной мастерской.

Технология изготовления изделия – последовательность изготовления отдельных деталей и их сборки в изделие записана в виде технологических карт. Необходимые операции сопровождаются эскизами, для каждой операции указано необходимое оборудование, режущие и измерительные инструменты.

VIII. Технологическая последовательность изготовления макета.

Основание.

 

Разметка.

 

Сборка стен в «обло»

 

Сборка крыши.

 

На полученном макете покрываем серебрянкой крышу и купола

 

Полученный макет покрываем лаком.

 

 

 

 

 

IX. технологическая карта

Изготовление первого купола

№ дет.

№ п/п.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

2

3

4

5

1

1

Выбрать заготовку
(40015050 мм)

   

2

Разметить центры и острогать

 

Рубанок.

3

Разметить заготовку по длине 300 мм

3 00

Линейка и карандаш

4

Обточить заготовку под диаметр 110 мм

 

Токарный станок

5

Разметить на заготовке элементы колокольни

 

Карандаш.

6

Обточить под размер.

 

Токарный станок, резец.

7

Разметить внутренние вырезы и удалить.

 

Резец, рашпиль.

8

Отделка детали.

 

Наждачная бумага, лак ,кисточка .

технологическая карта

Изготовление второго купола.

№ дет.

№ п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

2

3

4

5

2

1

Выбрать заготовку
(25015050 мм)

   

2

Разметить центры и острогать

 

Рубанок.

3

Разметить заготовку по длине 220 мм

2 20

Линейка и карандаш

4

Обточить заготовку под диаметр 100 мм

 

Токарный станок

5

Разметить на заготовке элементы купола.

 

Карандаш.

6

Обточить под размер.

 

Токарный станок, резец.

7

Разметить внутренние вырезы и удалить.

 

Резец, рашпиль.

8

Отделка детали.

 

Наждачная бумага, лак, кисточка .

X. Структрура и Характеристики изделия

Макет состоит из четырех основных деталей: основание, стены, крыша, купол.

Для изготовления основания потребуется заготовка: фанера 900 620 20.

Существует много различных конструкций макета. Выполнены они из разных материалов. Я же предлагаю макет, собранный полностью из дерева. Но простота и доступность изготовления не единственное достоинство моего макета: в древесине присутствует узор который украшает макет.

После изучения всех материалов я приступил к созданию макета, масштаб его составляет 1:20. За основу я взял лист фанеры, после чего нанес разметку и принялся воздвигать стены. Самым трудным было собирать стены перпендикулярно основанию. Для большей прочности стен каждый брусочек я смазывал клеем и прибивал гвоздиками друг к другу. В стенах я оставлял проёмы для оконных рам и дверей. Сборка крыши началась со стропил, после я покрыл их рейками и получил полноценную крышу. Колокольню, ярус звона, шатер и купола я выполним из бруса 10х10, основную его форму выточил на токарном станке по дереву. Внутренний проём высверлил, а оставшуюся древесину убрал резцом. На многослойной фанере разметил оконные рамы и входную дверь, выпилил лобзиком и закрепил в проёмах. Готовое изделие обработал наждачной бумагой. Крышу и купола покрыл серебрянкой. Швы меж бревен проклеил сантехнической набивкой. В конце весь макет покрыл лаком.

XI. Оценка стоимости проекта

Любой вид продукции включает в себя затраты на приобретение материала, инструмента и оборудования, оплату электроэнергии и т. д. Расчёт себестоимости изделия можно произвести по следующей схеме:

С общ. = С1 + С…, где

С1 – затраты на материал;

С2 – затраты на электроэнергию;

1. Затраты на материалы.

Цена заготовки из фанера (основание) рассчитывается из расчёта цены за один лист фанера с размерами: длина – 2,4 м, ширина – 1,2 м, толщина 0,02 м стоимостью 670 руб. Находим объём по формуле:

V = а с, где V – объём, а – длина, b – ширина, с – толщина.

V = 2,4 1,2 0,02 = 0,06 (м3)

От листа ДСП с указанными размерами было потрачено на изделие (см. табл. 4): V = 0,9 0,62 0,02 = 0,01 (м3)

Рассчитаем стоимость потраченного материала:

0,06 м3 – 670 руб.

0,01 м3 – Х руб., следовательно, 670 0,01 / 0,06 = 111,6 (руб.)

На стены, крышу и купола были использованы заготовки древесины.

V =0,05 (м3)

Исходя из стоимости 1 мдревесины 2400 руб., по полученным результатам подсчёта израсходованной древесины (0,05 м3) рассчитаем стоимость израсходованного нами материала:

1 м– 2400 руб.

0,05 м3 – Х руб., следовательно 2400 0,05 = 120 (руб.)

Лак стоимость 200(руб.), серебрянка 100 (руб.), гвозди 40 (руб.).

Произведя расчёт стоимости материалов израсходованных на производство изделия, получаем:

С= 111,6+120+200+100+40 = 571,6 (руб.)

2.Затраты на электроэнергию

Затраты на электроэнергию рассчитываем по формуле:

С= Ц эл .л. + Ц ст. , где:

С2 – общая стоимость электричества, израсходованная при производстве изделия, руб.;

Ц эл .л. – стоимость электроэнергии, потребляемой электрической лампой, руб.;

Ц ст. – стоимость электроэнергии, потребляемой токарным станком, руб.;

Ц ст. = W  t  ц = 0,9 1 2,07 = 1,9 (руб.)

Ц эл. = W2  tц = 2,5 1 2,07 = 0,4 (руб.)

где: W = 0,9 кВт – мощность электродвигателя станка;

W1 = 0,04 кВт – мощность электролампы при освещении;

t = 1 ч – время изготовления детали на станке;

t1 = 4 ч – время использования электролампы;

ц = 2,07 руб. / кВт  ч – стоимость 1 кВт  ч электроэнергии.

С2 = 0,4 + 1,9 = 2,3 (руб.)

3. Общая стоимость изделия.

Общая стоимость изделия складывается из затрат на приобретение материала, израсходованной электроэнергии в процессе производства изделия С общ. = С1 + С= 571,6+2,3=573,9(руб.)

XII. Экологическое обоснование проекта

Для изготовления макета были использованы экологически чистые материалы. Лак и краска имеют государственный сертификат и разрешен для применения. Поэтому использование данного материала не приведет к нарушениям экологической среды. Использование древесных отходов для изготовления деталий изделия позволит избежать их утилизации (сжигания, захоронения), которая способствует загрязнению окружающей среды.

XII. Оценка процесса проектирования

Задача проекта была сформулирована чётко. Макет получился прочным и красивым. Предложенный для изготовления вариант макета был правильным, результаты исследований использованы в работе. Первоначальные идеи были обоснованы, учтены особенности выполнения и конструкторские решения.

Разработанная технологическая и конструкторская документация соответствует реальному изделию. Она может служить опорным материалом для создания подобных макетов.

Можно сделать вывод, что в целом мне удалось справиться с процессом проектирования и изготовления.

Я освоил не только профессиональные навыки архитектора, но и другие смежные профессии: токаря, слесаря, плотника, маляра и т. д. Информацию, которую я использовал при разработке проектного задания, во многом будет моим интеллектуальным запасом для творческих работ.

XIV. Оценка изделия

В качестве проектного задания я выбрал макет церкви. Изделие соответствует разработанным критериям и полностью изготовлено.

Получившийся макет можно использовать как наглядное пособие для изучения и презентации реальной церкви. При выполнении проекта я освоил ряд технологических операций, которые в будущем позволят мне заниматься разработкой проектов различных зданий.

При выполнении проекта были использованы разделы таких предметов, как технология, черчение, физика, математика, история. Работа над проектом была полезна и увлекательна. Были использованы навыки и умения, приобретенные мною с пятого класса при изучении раздела технологии, она закрепляет полученный опыт работы над изделием, прививает художественный вкус, способствует общему развитию, доставляет много положительных эмоций.

В любом изделии всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны проекта:

1. Цель достигнута;

2. Доступность материалов;

3. Простота технологии изготовления;

4. Отвечает потребностям проекта;

5. Низкая себестоимость;

6. В процессе изготовления приобретается ценный опыт;

7. Самостоятельная разработка формы и оригинальности проекта;

Отрицательные стороны проекта:

1. Большие размеры изделия;

2. Определенная трудность в сборке и отделке изделия;

3. Технология изготовления требует внимательности и аккуратности

 

XV. Техника безопасности при выполнении проекта.

1.При пилении древесины:

  • Пользовался упорами и направлениями;

  • Держал левую руку в дали от полотна пилы;

  • Сметал опилки щёткой.

2. При строгании древесины:

  • Надежно закреплял заготовку;

  • Не проверял качество остроты лезвия руками.

3.Особое внимание уделял безопасным приёмам работы на токарном станке:

1. Введение.

Несчастные случаи при работе на токарных станках:

1.1. Ранение глаз отлетевшей стружкой;

1.2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали;

1.3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом;

1.4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесиной.

Меры предосторожности:

2. До начала работ:

2.1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку);

2.2. Проверьте надёжность крепления защитного кожуха ременной передачи;

2.3. Посмотрите надежность закрепления защитного заземления к корпусу станка;

2.4. Уберите со станка все лишние предметы, инструменты разложите на установленные места;

2.5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтешите заготовку до нужной формы, разметьте центра, после чего надёжно закрепите её в специальном приспособлении и на вращающий центр задней бабки станка;

2.6. Установите подручник с зазором от носка подручника до края заготовки 2–3 мм и закрепите его на высоте центровой линии заготовки;

2.7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность заточки;

2.8. Проверьте работу станка на холостом ходу, вращая заготовку вручную на предмет отсутствия зацеплений за носок подручника;

2.9. Проверьте исправность пусковой коробки путём включения и выключения её кнопок;

2.10. Перед самым началом работы наденьте защитные очки для контроля, вызовите учителя перед включением станка.

3. Во время работы:

3.1. Производите подачу режущего инструмента только тогда, когда рабочий вал наберёт полное количество оборотов;

3.2. Подавайте инструмент плавно без усилий и нажима;

3.3. Своевременно подавайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора больше допустимого;

3.4. После первых 3–5 минут работы остановите станок, проверьте на биение заготовку (при необходимости дотяните маховиком задней бабки), крепление задней бабки и подручника;

3.5. Во избежание травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к вращающейся детали;

б) не принимайте и не передавайте предметы через вращающуюся деталь;

в) производите замер только при полной остановке вращения детали;

г) не останавливайте станок путём торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка, не выключив его.

4. По окончании работ:

4.1. Остановите станок;

4.2. Снимите деталь;

4.3. Положите на своё место рабочий инструмент;

4.4. Удалите со станка стружку щёткой-смёткой. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте её рукой;

4.5. Приведите себя в порядок.

4.При выполнении лакокрасочных работ:

  • Не держал долго открытыми банки с лаком и краской;

  • При работе не подносил краски к лицу;

  • Использовал защитные средства: перчатки, респиратор;

  • После завершения работы вымыл руки с мылом.

 

XVI. РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ ИЗДЕЛИЯ

Для рекламы макета можно разработать рекламное объявление.

Мы представляем Вам сборную модель Часовни из деревни Винзили - точную копию.

В наборе - все необходимые детали для сборки, большинство из которых уже полностью готовые - на брёвнах, например, уже прорезан продольный паз (лежка) и выбраны чашки. Сохранена внутренняя планировка часовни - есть двери (которые, кстати, открываются !) и лестницы на звонницу.

Церковь Винзилей является уникальным архитектурным памятником, поэтому хочется, чтобы в золотом кольце Тюменского района появилась ещё одна остановка Винзилей, с её уникальным архитектурным сооружением.

литература

  1. «Ведомость о церкви Казанской Пресвятой Богородицы, 1916 года» (из Государственного архива Тюменской области).

  2. http://www.litres.ru/vyacheslav-ponomarev/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyy-hram/ «Справочник православного человека» Часть 1 – «Православный храм».

  3. http://old-ru.ru/prav.html «Устройство православного храма».

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Православный_храм.

  5. Материалы школьного историко-краеведческого музея.

  6. Капустин В.С. Проекты по технологии в 5-9 классов. Метод.пособие. Елабуга: Изд-во Елабуж.пед.ин-та, 2000

Просмотров работы: 6