Поющий металл

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поющий металл

Ахматгалиев В.Е. 1
1МБОУ г.Иркутска гимназия №3
Павловская Т.А. 1
1МБОУ г.Иркутска гимназия №3
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В один осенний день к нам в школу пришел педагог по декоративному искусству, рассказал и показал, как может петь металл и что можно изготовить из него, меня очень это заинтересовало, и я записался на кружок «Поющие металлы», и многое узнал, о чем вам расскажу в данной работе.

Актуальность: Технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определенного рельефа композиции рисунка.

Проблема: заметил, что этим искусством мало кто увлекается, и не у всех детей есть интерес выполнять работы, так как это щепетильный и очень трудоемкий процесс.

Гипотеза: предположим, что из кусочка металла можно получить шедевр, найдем способ изготовления его и увидим результат.

Цель проекта: разработать технологическую карту создания своей композиции с применением искусства чеканки.

Задачи:

- выяснить что такое чеканка, ее виды

- найти известные произведения из чеканки, узнать какие техники изготовления чеканки использовались

- посетить известные музеи и найти композиции из чеканки

- научится обрабатывать художественно металл

- научиться теснению на фольге

- создать свои произведения путем чеканки на листе меди, алюминии

Методы: сбор информации, изучение научной литературы, анкетирование, анализ.

Предполагаемый результат: изготовление своей композиции знаменитых людей мира.

I. Чеканка, как произведение искусства

1.1. История появления чеканки

Чеканка является одним из удивительных искусств. Ковкость металла и его способность к растяжению хорошо использовали еще древние художники и мастера [1].

Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме, применялась в искусстве Китая, Ирана, Индии и Японии. Высокого совершенства достигла в домонгольской Руси и расцвела в древнерусском искусстве 15-17 века.

В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие, а также скульптурные монументы.

Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI-XVII века. В этот период в Ярославле, Казани и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши для пива и кваса, братины, кубки, ларцы, коробки, рамы для зеркал [2].

Центром восточной чеканки принято считать Бухару (Узбекистан). Пользовались успехом изысканные по форме сосуды для воды, курительные приборы, умывальные чаши, блюда для фруктов и плова.

Кавказским чеканкам насчитывается более трех с половиной тысяч лет. Сохранились древние иконы, а также женские ювелирные украшения, серебряные ожерелья, браслеты, перстни [5].

Вывод: история чеканки к нам пришла из древнего мира. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, посуда, иконы, оружие.

    1. Виды чеканки

Существуют следующие виды чеканки:

  1. Объёмная.

  2. Рельефная.

  3. Ажурная (прорезная).

  4. Плоскорельефная (низкий рельеф).

  5. Контурная чеканка.

Объемная чеканка – это один из основных и наиболее распространенный вид чеканки по металлу, заключающийся в том, что чеканщик выбивает на металлической пластине объемный рисунок с богатым рельефом [2].

Объемная выпуклая чеканка выполнялась иначе: работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны. Это позволяло вытягивать участки металлического листа и получать высокорельефные изображения. Чтобы не прорвать металл, работали на вязкой и прочной основе – смоле.

Например: узор на шлеме князя Ярослава Всеволодовича (1216г), где вместе с фигурой архангела хорошо видны барсы, грифоны. Новгородские сосуды с фигурно изогнутыми ручками, хранящиеся в Новгородском музее. Они созданы в конце XI – начале XII великими мастерами Братилой и Костой. Их автографы оставлены на днищах сосудов см. рисунок 1.

Рисунок1. Объёмная чеканка сосуда

Рельефная чеканка – отличается от плоскорельефной тем, что изображение на ней значительно выступает на поверхности фона и имеет достаточную проработку6 отчетливо, тщательно, рельефно обрисована каждая деталь скульптурного изображения или орнамента. С ее помощью выполняют натюрморты, портреты, доработкой рельефа различной высоты и степени деталировки. Чеканный рельеф можно создать за счет опускания фона, но только на небольшую высоту до 3мм. см. рисунок 2. [4].

Рисунок 2. Рельефная чеканка

Ажурная чеканка – это вид чеканки также известен под названием «железные кружева», его особенностью является ажурный (сквозной) узор, украшающий чеканный предмет целиком или частично.

Обычно ажурную чеканку см. Рис 3 применяют в комбинации с другими видами чеканки для создания красивого фона за основным изображением, выполненным в стиле контурной, плоской или объемной чеканки. Эта чеканка считается одной из наиболее сложных в изготовлении, объясняется это тем, что тонкие перегородки в узоре легко могут расплавиться при обжиге или оказаться повреждены во время обработки инструментами [2].

Рисунок 3. Ажурная чеканка

Плоскорельефная (низкий рельеф) – чеканка характерна тем, что ее рельеф не имеет детальной проработки, он почти плоский, как бы силуэтный. Этой техникой можно выполнять настенные панно любых размеров, плакетки, декоративные пластины с растительным или геометрическим орнаментом для украшения пеналов, шкатулок. Полок, рамок для фотографий [3].

Плоскорельефная чеканка является переходной ступенью к более сложному виду чеканки – рельефной. Но вместе с тем остается довольно мощным направлением в разновидностях чеканной техники, и в этом стиле выполняется много изделий см. рисунок 4.

Рисунок 4. Плоскорельефная чеканка

Контурная чеканка – это создание контурного рисунка на плоскости металла с помощью расходника, пурошника и фактурных чеканов. Этот вид чеканки не предусматривает выколотки рельефов и поэтому техника несколько ко напоминает гравировку. Контурная чеканка может быть исполнена как вогнутой, опущенной, так и выпуклой, поднятой над фоном линией. Этим способом чеканки часто пользуются при создании различных предметов быта. Выпуклая контурная чеканка – это разновидность контурной чеканки, где рисунок читается за счет выпуклой линии рисунка, которая поднята расходником с оборотной стороны см. рисунок 5 [2].

Рисунок 5. Контурная чеканка

Вывод: существует много видов чеканки, я выбираю для себя ажурную чеканку.

1.3 Материалы и инструменты, используемые для чеканки

Металлы и сплавы, применяемые в чеканки это красная медь, латунь, алюминий, кровельная и нержавеющая сталь, никелевая сплавы [6]. В современной практике чеканки применяются следующие металлы и сплавы:

Красная медь – наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.

Латунь – сплав меди с цинком. Менее пластичны в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.

Алюминий – металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.

Никель – в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы - мельхиор (медь + никель) и нейзильбер (медь +никель + цинк). Они отлично полируются и не требуют чистки.

Нержавеющая сталь – используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.

Кровельное железо – материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.

Инструменты, используемые для чеканки это канфарник, обводные чеканы (расходники), сечки, лощатники [4]. Также для работы понадобятся и другие подсобные инструменты и приспособления: молотки, подложки, различный слесарный инструмент см. рисунок 6.

Рис.6 Инструменты и приспособления

Канфарник – представляет собой чекан, с заостренным концом, выполненный в форме тупой иглы.

Обводные чеканы (расходники) – могут быть как прямыми, так и с различным радиусом закругления.

Сечки – остро заточенные чеканы, чем-то напоминающие обычное зубило. Также могут иметь как плоское, так и полукруглое лезвие.

Лощатники – большая группа чеканов плоской формы, предназначенные для выравнивания фона (лощения). Могут иметь как гладкий, так и шероховатый бой для получения мягкого следа см. Рисунок 7.

Рисунок 7. Виды чеканов

Вывод: существует много видов инструментов для чеканки, но каждый выбирает сам для себя инструмент, которым удобно работать.

1.4. Произведения чеканки известных людей в мире, техника изготовления чеканки в разных странах

Русские мастера тоже взяли на вооружение технику чеканки и выработали множество неповторимых вещей. Сейчас чеканка широко используется в оформительских архитектурных работах, при изготовлении рельефов, скульптуры. Яркие примеры использования чеканки в современном декоративном искусстве – скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И.Мухиной, рельефы грузинских художников, изделия мастеров Прибалтики.

Чеканка технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбывании на пластине определенного рельефа [6].

Чеканка в Египте

Рисунок 8. Чеканка в Египте

В чеканке Египта часто используются мозаика (на нашем рисунке нету мозаики): мозаику чеканят и вставляют разными узорами, чаще всего на чеканке Египта выполнены люди см. рис.8.

Настоящими на выдумку были умельцы Средней Азии. Религия запрещала им изображать живые существа, и на протяжении многих веков они создавали орнаментальные композиции. Центром восточной чеканки принято считать Бухару. Пользовались успехом изысканные, но форме сосуда для воды, курительные приборы, умывальные чаши, блюда для фруктов и плова см. рис 9.

Рисунок 9. Чеканка в Узбекистане

Мастера Средней Азии славились также прекрасными ювелирными изделиями см. рис 10.

Рисунок 10. Украшения из чеканки в Туркменистане.

В Бурятии сохранились ювелирные изделия в технике чеканки, гравировки, насечки, филиграни, черни, эмали, а также посуда – чаши, кувшины, блюда, курильницы, пуговицы.

Вывод: в разных странах чекану применяли по-своему, кто в монетах, кто-то в украшениях, в посуде.

1.5. Чеканка, как профессия

Художественная Академия имени Барона Штиглица в Санкт-Петербурге готовит чеканщиков [3].

Чеканщик художественных изделий – это мастер по изготовлению чеканных художественных изделий. Он создает эстетичные рельефные композиции, выполняет чеканку горельефных изображений, производит обработку ювелирных изделий, ваз, кубков, других предметов интерьера и художественного оформления. Чеканщик использует технику художественной чеканки на металлических и жестяных поверхностях, а также листовых фрагментах их драгоценных и цветных металлов. Профессия чеканщик сочетает в себе творческое начало и владение довольно сложной техникой чеканных работ.

Вывод: профессия чеканщик очень редкая, но, наверное, очень востребованная в нашем мире.

Вывод: В теоретической части мы изучили историю и виды чеканок, материал, применяемый в чеканке, какими инструментами пользуются чеканщики. Рассмотрели, какие чеканки делают в Египте, Узбекистане, Туркменистане. Узнали, где готовят и выпускают чеканщиков.

II. Практическая часть. Чеканка поющий металл.

2.1. Интервью с педагогом по декоративному искусству Е. В. Богомоловым от 13 января 2024г (работает в ДДТ №5 г. Иркутска)

1. С какого года вы начали заниматься чеканкой?

– Я занимаюсь чеканкой с 2006 года.

2. Чем вас заинтересовала чеканка?

– Широким диапазоном возможности исполнения поставленной перед собой задачи (чеканки).

3. Примерно сколько работ по чеканке вы сделали за свою жизнь?

– Очень много и какая-то часть из этих работ находится в частных коллекциях России и разных стран.

4. В каких крупномасштабных конкурсах вы принимали участие?

– В. Смагин и ученики, 100 лет Русскому Авангарду, Е. Богомолов и ученики, Международные, Российские, Региональные, Областные и региональные.

5. Когда вы стали преподавать?Сколько у вас всего учеников?

– Преподаю с 2021 года, учеников более 100 человек.

6. Какая у вас, по вашему мнению, самая красивая работа?

– Работ очень много в техники чеканки и ювелирных украшений тоже, а самая крайняя чеканка на тему творчества Леонардо да Винчи.

7. Какой работой своих учеников вы гордитесь?

– Горжусь всеми работами и талантом своих учеников в первую очередь.

Вывод: Проанализировав результаты интервью с преподавателем, мы можем сделать вывод, что Е. В. Богомолов участвует в разных уровнях выставках, выполняет не только картины, но также ювелирные украшения и у него больше 100 учеников, которые занимаются в кружке у него и гордиться их работами и талантом.

2.2. Результаты опроса школьников

Мы провели анкетирование в Гугл – форме (см.рис.11) в гимназии №3 среди 4–8 классов в декабре 2023 года. Анкету мы придумали с мамой, она состояла из 7 вопросов.

Рис 11. Анкетирование учеников.

Получили следующий результат: в опросе приняли участие 33 школьника в возрасте 10–14 лет (см. рис.12).

Рис. 12 Ответ на вопрос, что такое чеканка?

Вывод: 29 человек знают, что такое чеканка, что составляет 87,9 % от числа опрошенных, что такое чеканка, 4 человека не знают, что составляет 12,1 % от числа опрошенных.

Следующий вопрос звучал так «Знаете ли вы, как выполняется чеканка? Ответы были получены следующие (см.рис.13).

Рис. 13 Ответ на вопрос, как выполняется чеканка?

Знают, как выполняется чеканка – 23 человека, что составляет 69,7 % от числа опрошенных. Не знают, как выполняется чеканка – 10 человек, что составляет 30,3 % от числа опрошенных.

Вывод: при анкетировании мы узнали, как выполняется чеканка, знают больше половины учеников из опрошенных.

Следующий вопрос звучал так «Какими инструментами пользуются при изготовлении чеканки?», ответы были получены следующие (см.рис.14).

Рис.14. Ответ на вопрос какими инструментами пользуются при изготовлении чеканки?

Кувалдой – 4 человека, что составляет 12,1 % от числа опрошенных.

Молотком – 23 человека, что составляет 69,7 % от числа опрошенных.

Чеканом – 23 человека, что составляет 69,7 % от числа опрошенных.

Рубанком – 0 человек.

Вывод: по диаграмме (рис.14) можно судить, что большинство участников анкетирования выбрали молоток и чекан для изготовления чеканки, но есть 4 человека которые кувалдой будут работать.

Следующий вопрос знаете, как называется профессия чеканки? ответ показал, следующее (см.рис.15).

Рис.15. Ответ на вопрос знаете, как называется профессия чеканки?

Знают, как называется профессия чеканки – 12 человек, что составляет 36,4 % от числа опрошенных. Не знают – 21 человека, что составляет 63,6 % от числа опрошенных.

Вывод: на диаграмме видно, что больше половины учеников не знают, как называется профессия чеканки, но все-таки есть ученики, которые знают профессию.

Следующий вопрос прозвучал такой: «Встречались ли вам в музеях произведения из чеканки?» (см.рис.16)

Рис.16. Ответ на вопрос встречались ли вам в музеях произведения из чеканки?

Знают, что в музеях есть произведения из чеканки – 22 человека, что составляет 66,7 % от числа опрошенных. Не знают – 11 человек, что составляет 33,3 % от числа опрошенных.

Вывод: на диаграмме видно, что большинству встречались произведения из чеканки в музеях и есть такие ученики кто не встречал в музеях произведения.

Следующий вопрос знаете, хотели бы вы попробовать выполнить работу из чеканки? ответ показал, следующее (см.рис.17)

Рис.17. Ответ на вопрос хотели бы попробовать выполнить работу из чеканки?

Попробовать выполнить работу из чеканки согласились – 18 человека, что составляет 54,5 % от числа опрошенных. Не знают, хотели бы они попробовать – 9 человек, что составляет 27,3 % от числа опрошенных. Категорически нет ответили – 6 человек, что составляет 18,2% от числа опрошенных.

Вывод: большинство опрошенных учеников хотели попробовать выполнить работу из чеканки.

Следующий вопрос прозвучал такой: «Знаете ли вы, где есть кружок в нашем городе по обучению искусству чеканки?» (см.рис.18)

Рис.18. Ответ на вопрос, где находиться в нашем городе кружок по обучению искусству чеканки?

Знают, что есть кружок в нашем городе по искусству чеканки – 20 человека, что составляет 60,6 % от числа опрошенных. Не знают – 13 человек, что составляет 39,4 % от числа опрошенных.

Вывод: на диаграмме видно, что большинству учеников знают, где находится кружок по искусству чеканки.

Вывод по анкетированию:

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев ученики знают, что такое чеканка, какими инструментами надо работать, хотят попробовать изготовить свою работу, и знают, что есть профессия чеканки.

2.3. Посещение музеев и фотографий известных чеканок

Летом 2023 года я посетил различные музеи Санкт-Петербурга и Москвы, где увидел изделия из чеканки.

В Царском Селе см. рисунок 19 в парке я увидел чеканку кораблей.

Рисунок 19. Царское село г.Пушкин.

В Эрмитаже см. рисунок 20 люстра, выполнена в технике чеканки.

Рисунок 20. Эрмитаж г.Санкт-Петербург

Царский трон см. рисунок 21 выполнена в технике чеканки.

Рисунок 21. Эрмитаж г.Санкт-Петербург

На царь-пушке в г.Москве есть элементы чеканки см. рисунок 22.

Рисунок 22. Царь – Пушка г.Москва

Оружейная палата в г.Москве парадные двери выполнены в стиле чеканке см. рисунок 23.

Рисунок 23. Оружейная палата г.Москва

Вывод: таким образом, нами были найдены изделия чеканок в г. Санкт-Петербурге и в г. Москве.

2.4 Технологическая карта собственного изготовления своей работы

Чтобы изготовить свою работу нужно пройти несколько стадий изготовления картины, которые указаны в таблице 1.

Таблица 1

Технологическая карта изготовления работы в технике чеканки с изображением Полководца Барклай де Толли

Порядковый номер/ дата

Этапы создания

Результат

1/ 16.12.22

На бумаге рисуем эскиз своей работы.

Я выбрал для себя полководца Барклай де Толли

 

2/ 20.12.22

Переносим рисунок на медь листовую 20мм

 

3/ 22.12.22-07.04.23

Чеканим работу стараясь не делать пробитий.

 

4/ 08.04.23

Когда металл нагартовался, делаем обжиг и опускаем в холодную воду, чтобы металл стал гибким.

 

5/ 09.04.23

Работа после обжига.

 

6/ 10.04.23-13.04.23

Убираем все пробития.

 

7/ 15.04.23- 03.05.23

Делаем фоновую часть.

 

8/ 18.05.23

После работу покрываем специальной поталью.

Оформляем в рамку с бархатом.

 

9/ 30.05.23

Готовая работа

 

В городе Иркутске с 26 октября по 24 ноября проходила выставка в галерее сибирского искусства см. рисунок 24 моего преподавателя Евгения Валерьевича Богомолова и его учеников.

Рисунок 24 Работы учеников в галерее сибирского искусства

Среди учеников была и моя работа Полководца Барклай де Толли см. рисунок 25.

Над этой работой я трудился 6–7 месяцев. Работы старших учеников очень красивые и захватывающие. Я посетил выставку, остался под большим впечатлением от увиденного и вдохновился своей работой.

Рисунок 25. Полководец Барклай де Толли автор Ахматгалиев Владислав

Вывод: в практической части я составил технологическую карту с помощью, которой я сделал свою картину. Продуктом проекта является картина полководца Барклай де Толли. Картина успела побывать на выставке.

Вывод

Работая над проектом, мы выполнили поставленные задачи, исследовали и изучили металлы. Данная работа имеет продолжение, скоро будет готова вторая картина.

В процессе выполнения работы старался изготовить изделие аккуратно и качественно.

В процессе работы над проектом, мы узнали, как работать с металлом, с какими инструментами надо работать.

В работе мы составили таблицу, в которой внесен план по работе над портретом полководца.

Также мы сделали работу, которая была представлена в Иркутском областном музее.

Взяли интервью у педагога по декоративному искусству по чеканке.

Провели анкетирование среди учеников гимназии №3 на тему «Поющий металл». Большая часть учеников знают, что такое чеканка, но сами не делали.

В процессе этой работы мы подтвердили гипотезу - смогли сделать из куска металла картину, которая уже побывала на выставке в музее, в настоящее время в работе другая картина.

Мы продолжим творить более крупномасштабные работы и выступать на разных уровнях выставок.

Список информационных источников

  1. Хворостов А.С. Чеканка. Пособие для учителя Генетика. г.Москва. «Просвещение», 1985г - 175- с.19

  2. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. Народные Художественные ремёсла. г.Москва. Детская литература, 1980г -157-с.5

  3. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металл. Вышэйшая школа. г. Минск 1986 г - 168 - с.100

  4. Головня И.А. Учимся чеканить по металлу. Высшая школа г.Москва 1986 г - 57 - с.10

  5. Мельников И.В., Художественная обработка металла. Цветные металлы и их сплавы [электронный ресурс] https://avidreaders.ru/read-book/hudozhestvennaya-obrabotka-metalla-chekanka.html (дата обращения 20.09.2023)

  6. Статья без Автора. Чеканка по металлу[электронный ресурс]http://design-fly.ru/iskusstvo/chekanka-po-metallu.html дата обращения 10.12.2023

Просмотров работы: 9