Проблема обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Шадрина Е.К. 1
1МОУ"Новосадовская СОШ "Территория Успеха", 7
Бойченко Я.С. 1
1Центра развития цифровых компетенций
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Интеграция изобразительного искусства в современное образование: новые возможности и перспективы.

Постановки проблемы. Постановка проблемы обучения изобразительному искусству в современной школе являются следующие практико-проблемные условия.

Недостаточное внимание к предмету изобразительного искусства и недооценка его важности в образовательном процессе, что приводит к отсутствию мотивации, у учащихся и педагогов. Нехватке квалифицированных преподавателей изобразительного искусства.

Ограниченное использование современных методов и технологий обучения. Замкнутость образовательного процесса, отсутствие связи с реальной художественной практикой.

Одним из возможных решений проблемы является интеграция изобразительного искусства в другие учебные дисциплины. Например, использование художественных проектов на уроках истории или литературы может не только углубить понимание материала, но и развивать творческие навыки учащихся. Такой междисциплинарный подход позволит сделать занятие искусством более актуальным и привлекательным для учеников, а также выявить многообразие его применения в различных сферах жизни.

Актуальность темы. В современных условиях происходят существенные изменения в системе образования, требующие переосмысления подходов к обучению изобразительному искусству:

Уменьшение количества часов, выделяемых на изобразительного искусства в школьном расписании.

Недостаточное внимание к предмету со стороны руководства школ и родителей.

Отсутствие мотивации учащихся к изучению изобразительного искусства.

 Низкая квалификация преподавателей изобразительного искусства, не владеющих современными методиками обучения.

Недостаточное использование современных технологий в образовательном процессе. В результате этих проблем снижается качество художественного образования школьников, что негативно сказывается на их общем развитии и социализации. Актуальность решения данной проблемы обусловлена тем, что изобразительное искусство является важным компонентом общего образования, способствующим:

Развитию творческого мышления и креативности. Формированию эстетического вкуса и чувства прекрасного.

Повышению культурного уровня и расширению кругозора.

Воспитанию толерантности и уважения к другим культурам.

Цель: повышение эффективности и качества обучения изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях.

Задачи:

1.Интеграция изобразительного искусства в другие учебные дисциплины для повышения мотивации и актуализации материала.

2.Использование современных форматов преподавания, таких как дистанционное обучение и digital-ресурсы, для расширения доступа к качественному художественному образованию.

3.Повышение квалификации преподавателей изобразительного искусства через программы обмена, стажировки и участие в профессиональных конференциях.

4.Подготовка квалифицированных преподавателей изобразительного искусства, обладающих как художественными навыками, так и педагогическим опытом.

5.Использование технологий в преподавании изобразительного искусства изобразительного искусства для оживления процесса обучения и развития навыков учащихся.

6.Создание культурных будней, которые позволят учащимся видеть и ощущать искусство вокруг себя, вдохновляясь и развивая чувство эстетики.

 Глава I. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. В Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Обучение рисованию в Древнем Египте происходило на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции. Художники эпохи Возрождения не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но практически доказали их необходимость Леонардо да Винчи попытался объять все знания своего времени во всех областях. На протяжении всего периода развития общеобразовательной школы на постановку эстетического воспитания школьников существенное влияние оказывает профессиональное изобразительное искусство. Знакомство с выдающимися произведениями художников, правдиво отражающих жизнь современных людей, способствует усилению эмоционально-эстетического воздействия занятий изобразительным искусством (ИЗО) на школьников. С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья школьников[5].

Кроме того, актуальными становятся разные форматы преподавания, такие как дистанционное обучение и использование digital-ресурсов. Платформы с онлайн-курсами, мастер-классы от известных художников и виртуальные галереи могут стать отличным дополнением к традиционному обучению. Таким образом, повышение эффективности и качества обучения изобразительному искусству в современной школе является актуальной задачей, требующей комплексного подхода и привлечения всех заинтересованных сторон.

Это позволяет расширить доступ к качественному художественному образованию и вовлечь учащихся в мировой культурный процесс.

Не менее важным является повышение квалификации преподавателей. Программы обмена, стажировки и участие в профессиональных конференциях помогут педагогам не только освоить новые методики, но и внести свежие идеи в уроки изобразительного искусства. Это, в свою очередь, поможет создать мотивацию, как у студентов, так и у самих учителей.

Так мы можем наблюдать, систему художественного образования в общеобразовательных учреждениях можно улучшить через интеграцию, современные технологии и развитие профессиональных навыков педагогов.

Необходимо также обратиться к вопросу подготовки педагогов, которые будут преподавать изобразительное искусство. В современных реалиях часто наблюдается нехватка специалистов, обладающих как художественными навыками, так и педагогическим опытом. Повышение профессиональной квалификации учителей, участие в мастер-классах и семинарах, обмен опытом между регионами – все это может существенно повысить качество образования в данной области.

Дополнительным аспектом является использование технологий в преподавании изобразительного искусства. Современные образовательные платформы, онлайн-курсы и мультимедийные ресурсы могут значительно оживить процесс обучения, привлечь внимание учеников и сделать уроки более интересными. Совмещение традиционных техник и новых технологий может дать учащимся уникальную возможность экспериментировать и развивать свои навыки.

Не менее важным является создание культурных будней, которые позволят детям видеть и ощущать искусство вокруг себя. Организация выставок, конкурсов и мастер-классов с участием профессионалов помогут вдохновить учащихся, развить у них чувство эстетики и любви к творчеству. Участие в таких мероприятиях создаст платформу для самовыражения и обмена идеями между детьми и взрослыми.

Таким образом, только комплексное решение указанных проблем позволит создать необходимую основу для полноценного обучения изобразительному искусству, что в конечном итоге приведет к формированию гармонично развитой личности.

К сожалению, предмет «Изобразительное искусство» часто остается непонятым как учениками и родителями, так и руководством общеобразовательных учреждений. Это приводит к недооценке его важности в образовательном процессе. Исследования показывают, что изобразительное искусство развивает творческие способности, критическое мышление и эмоциональную отзывчивость, что является неотъемлемой частью общего развития личности.

Нехватка внимания к данному предмету может вызывать у детей отсутствие интереса к искусству и культуре в целом. Часто родителям кажется, что изобразительное искусство — это второстепенная дисциплина, не имеющая отношения к будущей профессии их детей. Однако игнорирование художественного образования может ограничить возможности их развития.

Педагоги и психологи доказали неоспоримую роль уроков изобразительного искусства в школе. Искусство, как форма самовыражения и познания, способствует всестороннему развитию личности ребенка. На уроках изобразительного искусства учащиеся не только осваивают техники рисования и композиции, но и учатся видеть мир по-новому, воспринимать красоту окружающей действительности. Это помогает формировать эстетический вкус, который является важной составляющей общего культурного развития.

Немаловажным фактором при развитии творческих способностей учащегося является семья. Творческие способности заложены в ребенке с рождения и раскрываются по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но степень развития потенциала во многом определяется семьей. Семья способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние на желание ребенка заниматься творчеством. Даже если сами родители не могут дать какие-то практические знания в изобразительном искусстве, важно уделять внимание увлечениям ребенка. Обсуждать, но не осуждать с ним его работы, задавать вопросы, связанные с мотивами создания того или иного сюжета, поощрять и поддерживать творческую активность, будь то поставленная на видное место работа ребенка или новые материалы для творчества [2].

Кроме того, занятия ИЗО развивают мелкую моторику и координацию, что в свою очередь положительно сказывается на умственной деятельности. Исследования показывают, что дети, занимающиеся творчеством, более успешно овладевают другими предметами. Уроки ИЗО способствуют развитию креативных способностей, что не только повышает уровень их самооценки, но и укрепляет уверенность в собственных силах.

Бытует мнение у родителей школьников, что уроки ИЗО больше усваивают и программа легче осваивается правополушарным развитием мозга у детей, чем с левым. Но на самом деле научная литература не содержит однозначного ответа на вопрос о том, у кого лучше развито освоение изо — у правополушарных или левополушарных людей. Межполушарная асимметрия в контексте освоения изо— это сложная тема, и исследования в этой области пока не дали однозначных результатов. Влияние латеритизации мозговой активности на физические навыки, в том числе и на освоение сложных двигательных задач, является предметом ongoing research.

Глава II. Пространственный аспект взаимосвязи осознания тела и индивидуальных-типологических характеристик.

Некоторые исследования показывают (Безруких М. В., Доброхотова Т. А., Ефимова И.В., Симерницкая Э. Г., Спрингер С.), что левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, последовательность движений и планирование, в то время как правое полушарие связано с пространственным восприятием, координацией и интеграцией сенсорной информации. Можно предположить, что для освоения изометрических упражнений, требующих как точного контроля силы (аналитический аспект), так и пространственного осознания тела (пространственный аспект), может быть полезна координация работы обоих полушарий. 

Однако тип изометрических упражнений играет огромную роль. Например, упражнения, требующие высокой степени точности и контроля (например, изометрическая тренировка отдельных мышечных групп), могут быть более эффективными у людей с доминированием левого полушария. В то время как упражнения, требующие большей пространственной координации и чувства равновесия (например, удержание статических поз), могут быть более доступны для людей с доминированием правого полушария.

Более того, следует учитывать:

• Индивидуальные различия: На освоение изометрических упражнений влияет множество факторов помимо межполушарной асимметрии, включая физическую форму, предшествующий опыт, мотивацию и генетические факторы. Поэтому говорить о преимуществе одного типа латеритизации над другим было бы некорректно.

• Методы исследования: Определение доминирующего полушария — сложная задача, и различные методы исследования дают неоднозначные результаты.

• Определение "освоение ИЗО": Критерии успешного освоения изометрических упражнений могут быть различными (сила, выносливость, точность). Это также влияет на интерпретацию результатов исследований.

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время. За последние 20 лет произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже. Значительно вырос процент курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Этому способствуют не только такие факторы как распространение алкоголя, сигарет, наркотиков, но и пропаганда аморального образа жизни, который является сюжетом многих современных «произведений искусства». Главные герои современного искусства — это буржуазные дельцы, убийцы, воры, диверсанты, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием, противозаконием; в книгах такие сюжеты встречаются тоже довольно часто. А все, потому что сейчас деятели искусства работают за деньги; осталось мало тех, кто преследует идею[7].

Классическое искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно является антагонизмом современному и воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки [2].

«Красота спасет мир» — фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду, не внешнюю красоту, а внутреннюю — красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе, напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве [4].

Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов. Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства. [7].

Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.

Внедрение информационных технологий (IТ) в процесс обучения ИЗО открывает новые возможности для повышения эффективности и доступности образования. Проведённый анализ результатов их применения позволяет сделать следующие выводы:

 Положительные результаты дают следующие показатели. Повышение интереса и мотивации учащихся: Цифровые технологии делают уроки более интерактивными и увлекательными, поддерживая интерес учащихся к предмету.

 Улучшение усвоения материала: Визуальные средства, мультимедийные презентации и интерактивные приложения облегчают понимание сложных художественных понятий и техник.

 Развитие творческих способностей: ИТ. предоставляют инструменты для экспериментирования с различными художественными материалами и стилями, стимулируя творческий потенциал учащихся.

 Индивидуализация обучения: Цифровые ресурсы позволяют преподавателям адаптировать обучение к индивидуальным потребностям и темпу каждого ученика.

 Доступность образования: Онлайн-курсы, виртуальные галереи и художественные приложения делают изучение ИЗО более доступным для учащихся из удалённых районов или с ограниченными возможностями.

Технические проблемы: Учащиеся могут столкнуться с техническими трудностями, такими как отсутствие доступа к Интернету или сбой оборудования.

 Отсутствие живого взаимодействия: Цифровые технологии не могут полностью заменить непосредственное взаимодействие учеников с учителем и сверстниками в процессе создания и обсуждения произведений искусства.

 Негативное влияние на здоровье: Чрезмерное использование цифровых устройств может привести к проблемам со зрением, осанкой и психическим здоровьем.

 Необходимость подготовки учителей: Интеграция IТ требует от учителей повышения квалификации и приобретения новых навыков.

 Доступность и стоимость: Доступ к цифровым ресурсам может быть ограничен или дорогостоящим, для некоторых школ и учащихся.

Рекомендации по совершенствованию:

 Обеспечить техническую поддержку и обучение учащихся.

 Находить способы дополнения цифровых технологий традиционными методами обучения.

 Контролировать использование цифровых устройств для предотвращения негативных последствий для здоровья.

 Инвестировать в подготовку учителей по использованию IТ.

 Искать доступные и недорогие цифровые ресурсы.

Анализ результатов исследований в литературных и научных источниках использования IT (Соколов М.Ю., Арефьева Е.Н., Исмаилова Д.А.,Хайдарова М.) при изучении изобразительного искусства показывает, что они имеют большой потенциал для улучшения образовательного процесса. Однако для достижения максимальной эффективности необходимо учитывать ограничения и недостатки, а также работать над их совершенствованием. Комбинируя цифровые технологии с традиционными методами обучения и обеспечивая необходимую поддержку, преподаватели могут создать интерактивную и стимулирующую образовательную среду для изучения изобразительного искусства.

Заключение:

Руководству образовательных учреждений следует пересмотреть подход к предмету. Обеспечив глубокое комплексное внедрение изобразительного искусства в учебный план. Важно организовать выставки, мастер-классы и встречи с художниками, что позволит детям увидеть практическое значение искусства в жизни. Повышение осведомленности о роли изобразительного искусства в образовании поможет сформировать более гармоничную и творческую среду для учащихся.

образовательной

Литература:

  1. Азашикова, Э. Г., Прудовская, О. Ю. Принципы формирования предметно-пространственной среды учреждений дополнительного образования // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Инновации в дизайне и дизайн-образовании”. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — С. 81–86.

  2. Бусыгина, З.Р. Развитие творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста методами арт-терапии (ИЗО – деятельности) / З.Р. Бусыгина // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №4. – С. 214-219.

  3. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный эрмитаж,2000-800с.

  4. Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: Эксмо, 2009–640 с.
    Калашникова В. А. Перспективы развития эстетической личности ребенка в современном дошкольном образовании // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. — 2008. — № 8. — С. 20–22.

  5. Жуликов А.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. – Ростов н./Д, 2016. – 259 с.

  1. Раджабов, И. М. О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе / И. М. Раджабов, А. М. Нурудинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41908/

  2. Разенков, И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования / И. В. Разенков. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 171-173.

  3. Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.

  4. Таванчева, О. А. Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры / О. А. Таванчева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63417/ (дата обращения: 25.11.2024).

  5. .9.9 Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с.

  1. образования, сосредоточившись на STEM-дисциплинах. Это приводит к недостаточной мотивации учащихся, отсутствию интереса к искусству и дефициту квалифицированных преподавателей.

  2. Основные проблемы включают перегруженность учебного плана, недостаток финансирования на художественные материалы и оборудование, а также отсутствие образовательных стандартов, четко определяющих цели и задачи обучения изобразительному искусству. В результате дети получают ограниченные возможности для самовыражения и развития креативного мышления.

  3. Существует необходимость в обновлении подходов к преподаванию изобразительного искусства. Важно интегрировать художественное образование с другими дисциплинами, развивать проектные методы и уделять внимание индивидуальным интересам учащихся. Не менее важно привлекать родителей и общество к поддержке художественных инициатив, что может значительно повысить ресурсное обеспечение и интерес к предмету.

  4. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит создать условия для полноценного обучения изобразительному искусству и раскрытия

Просмотров работы: 10