Уголь как художественный материал

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уголь как художественный материал

Осипова А.Л. 1
1МБОУ СОШ №47 9А класс
Самылкина Тамара Яковлевна 1
1МБОУ СОШ №47
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здравствуйте, уважаемые участники научно-практической конференции. Меня зовут Настя Осипова, я учусь в 9 А классе, и четвертом классе детской художественной школы имени Аркадия и Людмилы Акцыновых. Мой исследовательский проект называется «Уголь как изобразительный материал». Предполагаю, что многие из нас, сталкивались с таким материалом как уголь, но не каждый знает, что уголь является превосходным инструментом для реализации своих творческих порывов художником, даже детей.

В своей работе я предлагаю вам погрузиться вместе со мной в историю применения угля, художественных техниках, изучить возможности угля, в сочетании с другими материалами, раскрыть технологию и технику его применения.

Работая над поставленными задачами у меня, возник вопрос, знают ли мои ровесники о возможностях, которые дает уголь в творчестве, в изобразительном искусстве, и как моё поколение заинтересовано в получении нового знания в предлагаемой области исследования, считаю, что работа имеет глубокий смысл в эпоху компьютерных технологий и развития искусственного интеллекта.

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что в художественной школе №6 художественный уголь для меня стал самым любимым материалом для рисования, по-новому стала смотреть на этот материал. Увидела, какими рисунки получаются выразительными, так как уголь имеет множество техник: растирание, растушёвка, штриховка, смешение с разными материалами, и получение характерных изображений.

Цель: опираясь на общедоступную информацию находящейся в публичном доступе используя сведения, содержащиеся в Интернет, в том числе используя собственные исследования, хочу получить общие вводные данные о таком материале как уголь и степени осведомлённости будущего поколения о данном материале.

Задачи:

1. Собрать сведения об истории возникновения угля как художественного материала, выявить типы художественного угля, изучить технологию и технику письма с использованием угля, рассмотреть возможности совмещения угля с другими художественными материалами;

2. Провести опрос среди учеников 9 А класса на предмет осведомленности применения угля в творчестве.

3.Сделать свои выводы о работе с углем на примере своих работ.

Гипотеза: можно ли в домашних условиях сделать рисовальный уголь.

Предмет исследования: художественный уголь.

Объект исследования: техника рисования углем.

Методы и способы исследования:

изучение;

опрос;

анализ.

Глава 1. История возникновения угля как художественного материала

    1. Общие сведения

Уголь — самая древняя техника рисования, которая была доступна человечеству еще с момента появления огня. Сегодня он по-прежнему используется в живописи, графике. Уголь позволяет раскрепоститься в процессе рисования, пробуждает тот первобытный творческий «огонь» у начинающих художников и помогает глубже взглянуть на окружающий нас мир.

Один из древнейших наскальных рисунков углём найден в Австралии — на фрагменте скалы в каменном убежище Наварла Габарнманг на юго-западе Арнемленда, Северная территория. Дата изображения — примерно 26 000 год до н. э. (Рис.1)

Также наскальная живопись углём обнаружена в пещере Альтамира в Испании, её возраст — 28 тысяч лет до н. э. (Рис.2)

Ещё один пример наскальных рисунков углём — изображения в Каповой пещере на Урале, расположенной в заповеднике «Шульган-Таш» на реке Белой. Часть из них относится к эпохе палеолита, их возраст составляет 14–16 тысяч лет. (Рис.3)

Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется XV веком. Итальянский художник эпохи Возрождения Ченнино Ченнини описывает в «Трактате о живописи» методику обжигания ивовых веток. Ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре. Такие палочки использовались в качестве графитового карандаша для предварительных набросков на фресках и досках для живописи.

В XIX столетии появился прессованный уголь, который изготавливали из угольного порошка, скреплённого клеем. С этого момента уголь начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин.

    1. Художники, использовавшие уголь

Многие работы художника Роберта Лонго основаны на фотографиях: с помощью угля он создал изображения, которые являются темными, кинематографическими и внутренне прожитыми. «Рисование по фотографиям — это способ восстановить образы, которые преследуют нас. Рисуя их, я заставляю их становиться не просто чем-то, на что я смотрю, а тем, что становится частью меня», — объясняет художник.

Другой американский художник, Джоэл Дэниэл Филлипс, с помощью графита и карандаша стремится рассказать личные истории, запечатленные на лицах окружающих его людей. Кропотливый медитативный труд в процессе создания полотен позволяет художнику, а после и зрителю увидеть окружающий мира со всей его сложностью и многогранностью.

Одним из самых первых шедевров, написанных с использованием угля, стала картина И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе» 1891 года. (Рис.4) С помощью прессованного угля художник не только отобразил на картине внешнюю красоту героини, но и передал её эмоции и переживания.

Также достойны упоминания:

Угольный рисунок Генрика Грембецкого (польского художника, 1883-1933 — портрет жены художника 1906 года). (Рис.5)

Эдгар Дега Французский импрессионист использовал уголь для разработки своих рисунков, которые затем закрашивал слоями мягкой пастели. (Рис.6)

Джон Сингер Сарджент. В 1907 году отказался от масляной живописи и переключился на рисунки углём, создав несколько сотен портретов. (Рис. 7)

Из русских художников, работавшие углём: И. И. Шишкин (1832-1894), В. А. Серов (1865- 1911), И. Е. Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 - 1955).

Глава 2. Типы художественного угля

Я узнала, что уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. Если мелкая фактура ивовой древесины, то идеально подходит для производства угольных карандашей. Прутья могут быть диаметром от 4 мм до 10 мм, и обычно используются в изготовлении стержней для работы над рисунком в размер этюдника, в то время как художнику-декоратору предлагается уголь крупнее.

Древесный уголь. Это обожжённые при высоких температурах и без доступа кислорода древесные веточки — чаще всего ивовые. Угольные палочки хрупкие и при сильном нажиме крошатся. Они отличаются более светлым тоном.

Прессованный уголь. Изготавливается в виде брусочков квадратной или цилиндрической формы из угольного порошка и связующего растительного клея. Они различаются по твёрдости — чем мягче материал, тем насыщеннее и ярче он оставляет след. Прессованный уголь сложнее удаляется с поверхности рисунка и при стирании оставляет грязь.

Угольные карандаши. Грифель таких карандашей сделан из того же прессованного угля, но заключён в деревянную оболочку. Угольные карандаши так же отличаются по твёрдости — чем твёрже, тем бледнее след они оставляют.

Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю.

Я попробовала рисовать углем из сосновых поленьев, которых я подобрала из потухшего костра. Но они крошатся, а иногда царапают бумагу, так как древесина не полностью была сожжена. Пробовала делать уголь в духовке, температура обжига не достаточно для прокаливания древесины. Электричество тратится, уголь не делается. Поверхность угля немного пишет. Древесный уголь для топки так же царапает бумагу, крошится и пачкает.

Глава 3. Технологии и техники письма с использованием угля

Мне нравится работать остро заточенным углем, можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, тушевать, тонировать. Можно получить разные тональности: от воздушного серого до глубочайшего черного. Отличается уголь красотой и бархатистостью цвета. Его достоинством является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок. Стирается сухой тряпкой. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не оставляя следов. Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них является то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать, раньше закрепляли сладкой водой, в настоящее время лаком для волос и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Растирание. Цвет распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений.

Перекрёстная штриховка. Рисование в различных направлениях.

Создание эскиза. Это нужно для понимания пропорций предмета и его расположения на листе. Перенос общих очертаний на бумагу. Сначала наносятся очертания, затем — закрашивание тёмных частей, а после — нанесение светлых тонов пастелью.

Прорисовка отдельных деталей, предметов, участков, фона. Когда очертания чётко видны, художник прорисовывает отдельные детали.

Закрепление рисунка. Для этого используют лак или другой фиксатор, иначе уголь может осыпаться.

Глава 4. Совмещение угля с другими художественными материалами

С мелковой пастелью. Комбинация гармонична, поскольку оба материала имеют сухую основу. Пастель создаёт воздушную среду, а уголь придаёт формам чёткость. Например, пастелью создаётся фон и крупные детали, а проработка отдельных деталей осуществляется углём.

  • С тушью. Контраст — прозрачная тушь, матовый и мягкий уголь — создаёт интересные образы. Так, тушью с помощью заливки можно закрыть фон, проработать дальний план, а углём прорисовать передний план, выявив форму предметов, объектов.

  • С цветными карандашами. Здесь оба материала находятся в равном отношении. Углём с помощью растушёвки прорабатывается фон, при этом необходимо создать лёгкое, светлое по тону пространство. Цветными карандашами выполняется штриховка, раскрывающая форму предметов.

В художественной школе я уголь использую для изображения натюрмортов, на формате А3, экспериментирую в портретах. Технику беру штриховку, растушевку. Работы получаются цельными. Все предметы соединяются в одном колорите.

При создании композиции академического натюрморта, пользуюсь рисовальным углём. Только потом начинаю тонировку прессованным углём. По времени на компоновку трачу не менее двадцати минут. Углем передача тональности идет быстро, с растушёвкой два-три раза быстрее. На одну постановку уходит не меньше 3 академических часов. Приложение №2. (Рис. 1-3). Из 10 своих работ на первом этаже школы организовала небольшую персональную выставку, участвовала в школьной НПК. (Рис. 4)

Мои одноклассники спрашивали, чем я рисовала. И у меня возникли к ним вопросы. В опросе приняли участие 20 одноклассников. Оказывается, про уголь помнят с уроков ИЗО. Художников графиков, которые работали углем, увы, не назвали. И как показал результат моих исследований, об этом материале мои ровесники имеют весьма ограниченное представление. А я, своём творчестве используя уголь, как изобразительный материал, делаю успехи.

Глава 5. Опрос среди учеников 9А класса

Опрос одноклассников об осведомленности использования угля как художественного материала.

Предлагаемые вопросы

Ответили верно

Ответили неверно

Нет ответа

Вы знали, что уголь может использоваться в творчестве как художественный материал?

97%

1%

2 %

Сможете ли Вы назвать типы художественного угля?

15%

80%

5%

Как Вам кажется, с какими материалами можно совмещать уголь?

25%

75%

-

Какие художники использовали в своих работах уголь?

-

60%

40%

Заключение

Изучив информацию из сети интернет об угле, как изобразительном материале, я получила общие вводные данные, и нашла себе подходящий материал – прессованный и рисовальный угли. Научилась технике работы этими материалами.

Сделала свои выводы о работе с углем на примере своих работ.

Можно их заточить и провести очень тонкую «карандашную» линию, и положенный на ребро уголек дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками, а по богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы. При работе с углем использую растирание, перекрёстную штриховку, мягкую растушёвку.

Экспериментирую, совмещая с мелковой пастелью, с тушью и с цветными карандашами, получаются рисунки, как книжные иллюстрации.

Вывод

Так, получается лучше приобрести рисовальный уголь. Один прутик рисовального угля, диаметром 0.5 см и длиной 15 см ориентировочно оценивается от 50-ти и до 100 рублей, в зависимости от качества древесины.

В своем исследовании я узнала, что уголь – это природный материал, и в домашних условиях невыгодно делать, моя гипотеза не подтвердилась.

Моя работа углем, считаю, имеет глубокий смысл в эпоху компьютерных технологий и развития искусственного интеллекта. Когда каждая работа создается с любовью к постановке, к материалу, передается в работу тепло частичка моей души. И каждая моя работа имеет свое настроение, как и я.

Благодарю за внимание.

Список литературы

  1. https://en.wikipedia.org/wiki/Charcoal_(art)

  2. http://risoval-ko.ru/materials/ugol-dlya-risovaniya/

  3. https://artandyou.ru/mhk/risovanie_uglem/

  4. https://www.bolshoyvopros.ru/questions/1410188-kak-narisovat-risunok-uglem-i-pastelju.html

  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/10/11/hudozhestvennye-tehniki-ugol-sangina-sous

Приложение №1

Рис. 1.

Фрагмент скалы в каменном убежище Наварла Габарнманг на юго-западе Арнемленда, Северная территория.

Рис. 2.

Пещера Альтамира в Испании.

Рис. 3.

Изображения в Каповой пещере на Урале, расположенной в заповеднике «Шульган-Таш» на реке Белой.

Рис. 4.

И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе»

Рис. 5

Угольный рисунок Генрика Грембецкого (польского художника, 1883-1933 — портрет жены художника 1906 года.

Рис. 6.

Эдгар Дега. Французский импрессионист использовал уголь для разработки своих рисунков, которые затем закрашивал слоями мягкой пастели.

Рис. 7.

Портрет. Джон Сингер Сарджент.

Рис. 8.

Работа, основанная на фотографии. Роберта Лонго.

Рис. 9.

Рисунок с помощью графита и угля. Джоэл Дэниэл Филлипс.

Приложение №2

Рис. 1.

Мой рисунок углем в художественной школе №6 им. Акцыновых.

Рис. 2.

Мой рисунок углем в художественной школе №6 им. Акцыновых.

Диплом 1 степени на республиканском конкурсе «Талантливые дети -2024»

Рис. 3.

Мой рисунок углем в художественной школе №6 им. Акцыновых.

Рис. 4.

Пробный портрет углем, при сознании которого используются знания, полученные в ходе проекта.

Рис.5. На школьном этапе НПК, 07.02.2025г.

Просмотров работы: 12