Введение
Данную тему исследования выбрала не случайно. Во-первых, моя мама педагог и я прекрасно понимаю, как трудно порой приходится решать профессиональные задачи, общаться с людьми разного уровня, но вместе с тем осознаю, как важна и благородна эта профессия.
За время обучения в школе, имею возможность общения с разными педагогами и могу сказать, что каждый из них вносит свой положительный вклад в формирование личности ребёнка. Моё отношение к образу учителя не меняется, это человек добрый, отзывчивый, внимательный, строгий и справедливый, честный, понимающий, сострадательный, образованный и мудрый. И до какого-то момента я думала, что определилась с будущей профессией, стану такой как моя мама, любимые учителя.
Но что случилось сейчас? Сегодня мы наблюдаем, как меняется отношение общества к педагогу. От родителей, от сверстников, через средства массовой информации, которое, в последнее время негативное.
Во-вторых, на одном из уроков «Разговоры о важном» посвящённом теме: «День учителя», Любовь Петровна – наш классный руководитель, рассказывала, что в былые времена, кто изучает историю, читает книги, знакомится с произведениями искусства, не будет отрицать уважительного и почётного отношения ученика к учителю, и всех членов семьи. Наставника слушали беспрекословно, к нему обращались за советом, и у него всегда было почётное место за столом, в той семье, куда он приходил.
По указу президента РФ от 27 июня 2022 года, 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника.
«Решение Президента ещё раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы… Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут ещё одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии», - прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов. [3]
Актуальность исследования заключается в необходимости, проследить на примере произведений изобразительного искусства, изменения в отношении к педагогу. Разобраться, как повысить интерес к педагогу и его деятельности, изменить отношение к учителю в лучшую сторону.
Цель работы: исследовать образ учителя в изобразительном искусстве в советское время и до наших дней, выяснить отношение к учителю в социуме.
На основании поставленной цели мы выдвигаем гипотезу: предполагаем, если изучать образ учителя в искусстве, то можно лучше понять его деятельность и изменить отношение к педагогу, воспитать чувство уважения к учителю.
Объект исследования: отношение к учителю в социуме.
Предмет исследования: образ учителя на примере произведений изобразительного искусства.
Практическая значимость работы состоит в изучении образа учителя в произведениях изобразительного искусства и исследовании отношения к учителю в социуме. Данная исследовательская работа может быть использована при проведении уроков изобразительного искусства, при проведении внеклассных мероприятий.
Научная статья
Образ учителя в произведениях изобразительного искусства в советское время.
Престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, когда масса советских людей была неграмотна и малограмотна, а СМИ, СМК, сеть библиотек были развиты слабо. Получение знаний зависело напрямую от учителя. На этом строился авторитет учителя. В начале 1950-х годов, по воспоминаниям актрисы Элины Быстрицкой, профессия учителя была очень уважаемой. [1, с.26]
Картина А. М. Харьковского «Награда учителю» (1951), показывает радость и доверие благодарных учеников, предвкушение ново учебного года. (Приложение I). Чувствуется внутреннее спокойствие и уверенность учителя, гордость за свой труд. Образ учителя счастливый, женственный, вдумчивый, внимательный. [4]
Рассматривая данное произведение, видно, что ученики очень уважительно и трепетно относятся к своему учителю. Видно это по тому, как две девочки прислонились к плечу учителя, тёплые взгляды с улыбкой на лице остальных девочек направлены на педагога. Ученица, изображённая к нам спиной, скорее всего озвучивает поздравление, так как учитель серьёзно смотрит на неё. Класс наполнен ароматом цветов, предназначенных учителю.
Данная картина ассоциируется у меня с праздником, с началом учебного года и вызывает только положительные эмоции. Образ учителя представлен, как и отношение к нему, светлым, добрым, чистым.
И. А. Тихий «Экзамен» (1957). (Приложение II). Идёт экзамен. В классе стоит застывшая, напряжённая атмосфера: учитель стоит позади учеников, лицо её строгое, невозмутимое, она внимательно следит за ответом ученика у доски. Ученики сосредоточенно решают поставленные задачи, кто-то пытается дать подсказку, а кто-то замкнулся, пытаясь вспомнить решение. Несмотря на всю строгость учителя, художник передал в картине такие качества, как взаимопомощь, но при этом дисциплина и тишина в классе не нарушена. Отношение к учителю показано уважительное, серьёзное, ответственное.
Интересная и добрая картина И. Н. Воробьёвой «Учительница» (1957). (Приложение III). Учебный день закончился и ребята вместе с учителем отправляются по домам. Они не спешат разбежаться, а продолжают дружно путь, при этом что-то обсуждают, на лицах детей играет лёгкая улыбка. Мальчик и девочка изображённые на переднем плане, серьёзно над чем-то размышляют. Девочка в красном пальто смотрит в сторону, но при этом она расслаблена и доверительно идёт рядом с учителем, которая положила руку ей на плечо. Образ учителя изображён лёгким, расслабленным, заинтересованным. Отношение показано комфортное, доверительное, доброжелательное. [5]
Д. И. Пускин «Дополнительные занятия в школе» (1958). (Приложение IV). Закончились уроки и проверены тетради, большинство детей разошлись по домам и остались лишь те, кому нужна особая помощь учителя. Каждый ученик сосредоточен на своём учебнике, никто никого не отвлекает, в классе чувствуется тишина. Образ учителя сосредоточенный, внимательный. Чувствуется её усталость к концу рабочего дня, по тому, как она облокотилась на руку, тревожное ожидание замерли на её лице. Обучая чтению, палец её остановился на сложном слове, а сама учительница смотрит на ученицу, словно желает убедиться, понимает ли она прочитанный текст, чётко проговаривая слова. Учитель сохраняет доброжелательность и спокойствие, отношение к нему доверительное. [6]
М. Я. Лисовский «Портрет учительницы» (1960). (Приложение V). На картине представлен образ учителя идеальный, каноничный. Молодая женщина сдержанная и умная, строгая и аккуратная, уверенная и скромная, но при этом открытая, живая, настоящая. Сосредоточенно, не перебивая, выслушивает ответ ученика. Чувствуется отношение уважения и любви к педагогу. [6]
В 1960-х годах престиж учителя в обществе всё ещё высок, но на фоне стремительного развития СМИ, СМК, средств транспорта, сети библиотек учителю становится сложнее отстоять свой авторитет в обществе.
В искусстве 1970-х годов количество образов учителей растёт, но это говорит о нарастании социальной проблемы, так как в советской культуре главными функциями искусства считаются це.нностно-ориентирующая и воспитательная.[2,С.152]
А. Долинина «Портрет сельской учительницы» (начало 1970-х). (Приложение VI). На данной картине мы видим сидящего на стуле учителя, на коленках раскрытая книга. Взгляд такой строгий, внимательный, задумчивый и устремлённый вперёд. Образ учителя представлен элегантным, настоятельным, наблюдательным, сосредоточенным. [7]
В каждой из этих картин образ учителя - это значимый, многогранный, уважаемый и почитаемый, добрый и справедливый наставник, человек, которому можно доверять. Труд учителя в произведениях изобразительного искусства в советское время представлен, как самый благодарный. Вглядываясь в лица учителей на этих картинах, видишь и чувствуешь их доброту и заботу, мудрость и спокойствие, строгость и уверенность.
В советском искусстве образ учителя пользовался особой популярностью. Фильмы, спектакли, картины показывали советского учителя как мудрого наставника, знающего специалиста и человека с богатым и светлым духовным миром. Его отношения с учениками обычно освещались с точки зрения наставничества, помощи в становлении личности.
2. Образ учителя в произведениях изобразительного искусства в XXI веке.
Педагог – это не просто профессия, это миссия, и именно поэтому с них спрос особый. Рассматривая картины, мы наблюдаем, как меняются форма, содержание. От деревенской избушки, что мы видим на картинах – к просторным, светлым классам, в которых сегодня обучаемся мы, от гусиного пера, которыми писали величайшие поэты - к шариковым разноцветным ручкам, от устного счёта – к калькулятору, информатике. И лишь самое главное, учитель, остаётся прежним в школе.
Первой рассматриваем картину А. Н. Ширшова «Супер Класс» (2019). (Приложение VII). Вся цветовая палитра и манера написания картины художника, направлена на выражение тёплого и незабываемого отношения к педагогу. На это указывает - улыбка на лице и расслабленная поза учителя, протянутые руки заинтересованных учеников. Сам Александр Николаевич сказал: «Учитель, школа, класс, урок- все эти понятия связаны с райским периодом нашей жизни. Косички красивой девочки, красный свитер лучшего друга, первая учительница – самая прекрасная и добрая, всё это живёт в подсознании, переливается яркими красками и наполняет взрослую жизнь прекрасным колоритом, это наша защита от серости и обыденности, от уныния и безнадёжности...». [8]
А. В. Шатилов «Учительница» (2010). (Приложение VIII). Удивительный современный художник, каждая картина которого, самостоятельный рассказ о подвиге, самоотверженности, страсти. Любовью и пониманием к людям пропитано его творчество.[9].
На данной картине мы наблюдаем загруженность педагога, указывают на это нам стопки книг, расположенных по обе стороны от учителя и чашка чая. На лице учителя читается озабоченность, усталость, сосредоточенность. Цветовая палитра также указывает на эмоциональный настрой. Художник показывает отношение к учительской профессии как к миссии.
Шелудяков О. «Урок немецкого» (2004). (Приложение IX). Произведение покорило меня насыщенным колоритом. На картине изображён учитель, который стоит у стены и указывая на картинку ожидает ответ от ученицы сидящей за столом. Лица их серьёзные, лишены каких-либо эмоций. Художник рассказывает нам об учителе, его отношении – сосредоточенном, ответственном. Несмотря на яркую палитру красок, которыми написана картина, чувствуется полное спокойствие и гармония, доверие между учителем и ученицей.
Зайцев Е. Н. «Сельский учитель» (2012). (Приложение X). Очень уютная и тёплая атмосфера передана в данной картине. Скорее всего художник изобразил учителя русского языка, на это нам указывает картина на стене с изображением А.С. Пушкина. Несмотря на то, что за окном стемнело, учитель сосредоточенно, внимательно, никуда не спеша, проверяет тетради. Художник вновь обращает внимание на всю важность этой профессии, ответственность учителя. [9].
Мы считаем, что художникам, представленных выше произведений, удалось передать позитивный образ учителя, несмотря на всю его загруженность в современное время, которая показана на данных произведениях. Рассматривая картины, зритель может представить внутренний мир педагога, его переживания, чувства, эмоции, что является немаловажным в наши дни. Но всё же хочется отметить, что образ учителя всё реже встречается на полотнах российских художников XXI века. Тема утрачивает былую популярность. Но ведь именно профессия педагога – единственная профессия, которая создаёт остальные. Без добрых, честных учителей не было бы выдающихся музыкантов, писателей, художников, инженеров, врачей и многих других. Неоценима роль педагога, наставника во всех аспектах жизни, не только в обучении. Слово за словом, дело за делом наши учителя превращают нас, своих учеников, в настоящих профессионалов.
3. Образ учителя и отношение к нему среди обучающихся наше школы.
Ознакомившись с произведениями художников и проанализировав их, решили провести опрос среди учащихся школы и узнать их отношение к профессии учителя. Исследование проводилось среди обучающихся 5-х, 6-х и 7-х классов. Всего было опрошено 120 человек. В ходе исследования использовался метод анкетирования (Приложение XI), который показал:
У 82% обучающихся при слове «учитель» возникают положительные эмоции, у 18% опрошенных возникают отрицательные эмоции, либо их отсутствие
68% сообщили, что у них есть учитель, который влияет на их взгляды и убеждения
42% наших учеников поддерживают контакты со своими учителями вне школы
77% обучающихся убеждены, что учителям нужно дарить цветы, 23% с этим не согласны
37% опрошенных ценят доброту и вежливость в учителе, 8% обучающихся ценят мягкий характер, 22% ценят образованность и интересный подход, 13% ответили, что ценят серьёзность и справедливость, 20% ценят чувство юмора у учителя
54% обучающихся считают, что учитель – это призвание
34% обучающихся знают произведения изобразительного искусства посвящённые образу учителя и школьной жизни
67% хотели бы знать работы художников, которые изобразили на своих полотнах школьную жизнь
67% опрошенных согласились с тем, что к учителю изменится отношение в лучшую сторону, если мы чаще будем рассматривать и изучать его образ на примере произведений изобразительного искусства.
Результаты опроса позволяют сделать вывод: современный учитель вызывает больше положительных эмоций у обучающихся, чем отрицательных. Он влияет на их интересы и убеждения. Большая часть опрошенных учеников ценят в учителе доброту и вежливость, отмечают, что учитель – это призвание. Обучающиеся заинтересованы в изучении произведений изобразительного искусства, где показана школьная жизнь и представлен образ учителя. Считают, что через полотна художников можно формировать положительное отношение к педагогу (Приложение XII).
Заключение.
Целью данной исследовательской работы было: исследовать образ учителя в изобразительном искусстве в советское время и до наших дней, выяснить отношение к учителю в социуме, которая была достигнута путём последовательного решения поставленных задач.
Изучив литературу и проанализировав произведения, выявили, что в изобразительном искусстве в советское время образ учителя пользовался особой популярностью. В каждой из представленных картин образ учителя - это значимый, многогранный, уважаемый и почитаемый, добрый и справедливый наставник, человек, которому можно доверять. Труд учителя в произведениях изобразительного искусства в советское время представлен, как самый благодарный. Вглядываясь в лица учителей на этих картинах, видишь и чувствуешь их доброту и заботу, мудрость и спокойствие, строгость и уверенность.
Престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, к 1970-м годам количество образов учителей в искусстве растёт, но это говорит о нарастании социальной проблемы.
Рассматривая картины, мы наблюдаем, как меняются форма, содержание. Прежним остаётся в школе учитель.
Мы считаем, что художникам представленных в данной работе произведений удалось передать позитивный образ учителя. Но всё же хочется отметить, что образ учителя всё реже встречается на полотнах российских художников XXI века. Выяснили, что тема утрачивает былую популярность.
Ознакомившись с произведениями художников и проанализировав их, провели опрос среди учащихся школы и узнали их отношение к профессии учителя. Исследование проводилось среди обучающихся 5-х, 6-х и 7-х классов. Всего было опрошено 120 человек. В ходе исследования использовался метод анкетирования, который показал: современный учитель вызывает больше положительных эмоций у обучающихся, чем отрицательных. Учитель влияет на их интересы и убеждения. Большая часть опрошенных учеников ценят в учителе доброту и вежливость, отмечают, что учитель – это призвание. Обучающиеся заинтересованы в изучении произведений изобразительного искусства, где показана школьная жизнь и представлен образ учителя. Считают, что через полотна художников можно формировать положительное отношение к педагогу.
На основании выше изложенного, выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение: изучая и обращаясь к образу учителя в искусстве, можно глубже понять его деятельность и изменить отношение к педагогу в лучшую сторону, воспитать чувство уважения к учителю.
В связи с чем, обратившись к данной теме, для популяризации профессии учителя и повышения его социального статуса, предлагаем провести на базе школы музейные уроки, интеллектуальные игры, конкурсы и иные мероприятия на представленную нами тему: «Образ учителя в произведениях изобразительного искусства», в чём заключается новизна нашей работы.
Список литературы
1. Быстрицкая Э.А. Встречи под звездой надежды. М.:Вагриус, 2003. 256 с.
Сидорова Г.П.- Ценность профессии учителя в советской культуре и её отражение в массовом искусстве 1960-1980-х// Современное образование.-2012.-№1.-С.147-157.
https://edu.gov.ru
https://uchportfolio.ru
https://evg-crystal.ru/kartiny/uchitel-kartina.html
https://www.sgu.ru
https://mspu.by
https://artnow.ru
https://whitegallery.art
Приложение I.
Картина Харьковского А. «Награда учителю» (1951)
Приложение II.
И. А. Тихий «Экзамен» (1957).
Приложение III.
И. Н. Воробьёва «Учительница» (1957).
Приложение IV.
Д. И. Пускин «Дополнительные занятия в школе» (1958).
Приложение V.
М. Я. Лисовский «Портрет учительницы» (1960).
Приложение VI.
А. А. Долинина «Портрет сельской учительницы» (начало 1970-х).
Приложение VII.
Картина А. Н. Ширшова «Супер Класс» (2019).
Приложение VIII.
А. В. Шатилов «Учительница» (2010).
Приложение IX.
Шелудяков О. «Урок немецкого» (2004).
Приложение X.
Зайцев Е. Н. «Сельский учитель» (2012).
Приложение XI.
Анкета «Образ учителя и отношение к нему среди обучающихся наше школы».
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какие эмоции у вас вызывает слово «учитель»? |
|
2 |
Есть ли учитель, который влияет на ваши взгляды и убеждения? |
|
3 |
Поддерживаете ли контакты со своими учителями вне школы? |
|
4 |
Нужно ли учителям дарить цветы? |
|
5 |
Что особенно ценно для вас в учителе? А) доброта и вежливость Б) мягкий характер В) образованность и интересный подход Г) серьёзность и справедливость Д) чувство юмора у учителя |
|
6 |
Учитель – это призвание? |
|
7 |
Знаешь ли ты произведения изобразительного искусства, посвящённые образу учителя и школьной жизни? |
|
8 |
Хотели бы вы знать работы художников, которые изобразили на своих полотнах школьную жизнь? |
|
9 |
К учителю изменится ли отношение в лучшую сторону, если мы чаще будем рассматривать и изучать его образ на примере произведений изобразительного искусства? |
Приложение XII.
Результаты опроса: «Образ учителя и отношение к нему среди обучающихся нашей школы».