Мастера нашего края

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мастера нашего края

Терехова К.С. 1
1МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского округа
Гуськова О.А. 1
1МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского округа
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Культура нашего Измалковского края (Приложение 1) самобытна и многообразна. Не было раньше ни одного дома, в котором не владели бы каким-нибудь ремеслом.

Чтобы поддерживать дом в порядке, содержать его в красоте и чистоте, женщине, как хозяйке дома, приходилось рассчитывать каждую минуту своего времени. Занимаясь колхозной работой и домашним хозяйством, она находила время для рукоделия: вязала, вышивала, ткала. Пустого времяпрепровождения раньше в деревне не терпели. Рукоделием женщины занимались с большим желанием и старанием. Они стремились к тому, чтобы в доме было не хуже других, а лучше. Внутреннее убранство жилья говорило о чистоплотности, трудолюбии, мастерстве хозяйки.

Так издавна велось в деревнях.

Актуальность моей работы заключается в том, что она посвящена нашим местным рукодельницам, которые передают свои умения нам.

Цель работы: показать значимость сохранения традиций ремесел нашего края для современного поколения, рассказать о жительницах Афанасьевского сельского поселения, которые владеют мастерством и передают его молодежи.

Задачи: 

- познакомиться с видами народных ремесел родного края, историей их развития;

- использовать в своей работе экспонаты и документы школьного музея, воспоминания и рассказы мастериц;

- способствовать бережному отношению к народным промыслам и ремеслам;

- пополнить экспозицию музея материалами, собранными во время исследования.

Методы исследования:

При подготовке работы я изучала и анализировала историческую и краеведческую литературу по теме исследования, знакомилась с периодическими изданиями, проводила опрос школьников, консультировалась с руководителем школьного музея.

Гипотеза: предполагаю, что культурные традиции России, выраженные в рукоделии, как нельзя ярче отражают богатство русского народа, широту его души, его менталитет, показывают колорит и уклад жизни, как во времена наших предков, так и в современном мире. О народных промыслах и традициях русского народа полезно знать каждому человеку нашей большой страны.

2. Основная часть.

1. Бытовавшие ремёсла Измалковского края

Собранная в нашем школьном музее коллекция изделий женского рукоделия – это маленькая частичка огромнейшего труда. Но уже и по ней можно судить о таланте наших прабабушек, их творчестве.

Но что мы, школьники, знаем о мастерах нашего края?

В нашем школьном музее есть очень интересная экспозиция. Здесь представлены различные экспонаты: вышитые полотенца, кружевные столешницы и подзоры, плетеные лапти, вязаные платки, носки и многое другое – почти забытые ремесла, как сейчас говорят (Приложение 2).

Но почему же забытые?

Расспросив своих одноклассниц, выяснила, что не все знают историю измалковских ремесел и наших местных мастеров. Захотелось узнать, есть ли у нас мастера-ремесленники? Оказалось, что есть. В нашем музее проводятся встречи с умельцами, хранятся их работы. Захотелось поближе познакомиться с этими замечательными людьми, которые почитают народные традиции предков.

За основу я решила взять один из основных видов женского рукоделия – плетение кружев.

1.1. Традиции кружевоплетения.

Слово «кружево» впервые появилось в русской летописи XIII века (Приложение 3). Так поначалу называли отделку по краю одежды или других изделий. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное кружево». С 18 века в кружева стали вводить цветные шёлковые нити. Кружевным узором часто украшали нарядные платки. При Петре I в Россию вместе с модой на европейские платья пришли заморские кружева. Первыми кружевницами в нашем государстве стали монахини, обученные фламандскими мастерицами.

В России новое рукоделие полюбили, всем элементам дали название, придумали собственные приёмы работы. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетёное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. Вначале кружевные изделия изготавливались в царских мастерских и служили украшением одежды особо знатных бояр. Дело это было выгодным, а потому помещики стали организовывать свои мастерские и приобщать к этому целые деревни. Так и появились

вологодское (Приложение 4),

вятское (Приложение 5),

михайловское (Приложение 6),

елецкое (Приложение 7) и другие разновидности кружева.

Елецкое кружево отличается мягким контрастом мелкого изящного узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужинка», «паучки», «вороний глаз»,«павлинка», «реченька». К концу 19 века Елецкий кружевной промысел был очень хорошо развит.

Достояние Липецкой области презентовали на Международной выставке «Россия» на ВДНХ в Москве (Приложение 8). Дизайнерские наряды, украшенные елецкими кружевами ручной работы, продемонстрировали на показе «Модные бренды России» в павильоне №75.
Кроме того, для гостей выставки подготовили мастер-класс по использованию кружев в сервировке стола и декоре интерьера.

1.2. Хранители забытого ремесла

В 1880 году в городе и ближних волостях насчитывалось более 4,5 тысяч кружевниц. Промысел охватил в это время 25 населённых пунктов, в том числе это было Афанасьево. (Приложение 9) К 1930 году в составе «Елецкого союза кружевниц» насчитывалось 50 артелей. Вплоть до 1980 годов действовали артели с центрами в сёлах Афанасьево, Домовины, Чернава, Власово. Среди них главной считалась Афанасьевская артель (Приложение 10), которая охватывала несколько окрестных деревень.

С послевоенных лет вплоть до расформирования артель возглавляла Валентина Евдокимовна Полосина (Приложение 11).

Артель под её руководством поставляла кружево высокого качества и специализировалась на изготовлении «мерного» кружева, то есть кружевного полотна для края, которое можно плести сколько угодно по длине. Оно выплеталось скатками по 10 метров в соответствии с выданными в управлении Союза кружевниц сколками (Приложение 12).

(Сколок — технический рисунок кружева с прорисовкой ходовой нити и местами накола булавок). Такое кружево не требовало больших умений и поэтому к его изготовлению приобщали девочек с 7-8 лет (Приложение 13).

Сложнее было плести «сцепное» кружево — законченное изделие. Этим занимались истинные мастерицы.

Среди таковых была Пелагея Родионовна (Приложение 14). Из-под коклюшек Пелагеи Ивановны выходили прекрасные лебеди, цветы и травы, кружевные броши (Приложение 14).

Самое красивое кружево отправлялось на экспорт. Но получалось оно не у каждой надомницы, а только у самых трудолюбивых и старательных, например, у сестёр Дарьи и Фёклы Малых.

Кружевоплетением занимались и другие афанасьевские рукодельницы: Зинаида Дорохина, Варвара Малых, Лидия Тихонова, Анна Малых, Фёкла Разинкова, Екатерина Разинкова, Вера Линёва.

После распада артели интерес к кружевному промыслу снизился. Постепенно начали уходить из жизни умелые мастера, а вместе с ними секреты ремесла. Спасти от полного забвения уникальный народный промысел помогли жительницы окрестных сёл:

Екатерина Павловна П. (Приложение 15),

Зинаида Васильевна Д. (Приложение 16),

Евдокия Ивановна М., продолжив обучение детей кружевоплетению.

Продолжателем кружевоплетения стал мастер, который творит чудеса: Мясникова А. Л.. Она руководит кружком «Кружевоплетение» при Афанасьевском ДК. (Приложение 17)

Сельская учительница Александра М. решила возродить старинное искусство, организовав кружок в ДК села Афанасьево. В понедельник вечером в Доме культуры можно услышать тихое пение за одной из дверей. Жительницы окрестных сёл и деревень обучаются здесь мастерству кружевоплетения. За работой они, как и когда-то их прабабушки, общаются, поют протяжные народные песни. Кружок организовала учительница начальных классов Александра М. Она живёт в соседней деревне и раз в неделю преодолевает десять километров, чтобы провести очередное занятие. (Приложение 18)

Мне удалось побеседовать с ней и задать несколько вопросов. (Приложение 19) Так, я узнала, что Александра Леонидовна увлеклась кружевоплетением ещё 15 лет назад. Вместе со школьниками она пришла к местной рукодельнице Галине П., которая когда-то состояла в артели — объединении мастериц, существовавшем в селе Афанасьево с конца XIX века.

- Меня так впечатлило искусство этой женщины! Плела она с помощью коклюшек — специальных катушек, на которые наматывались нити. А когда деревяшки случайно сталкивались, рождалась чудесная музыка, напоминающая колокольный перезвон, — с восторгом вспоминала Александра М.

С удивлением учительница узнала, что Галина П. — одна из последних хранительниц древнего ремесла в Измалковском районе. Чтобы связь поколений не прервалась, педагог попросила мастерицу обучить её кружевоплетению. Освоив все премудрости этого дела, Александра М. решила передавать полученные знания другим. Так что теперь каждый может прикоснуться к необычному искусству и услышать тот самый деревянный перезвон коклюшек.

2. Результаты опроса учащихся

Познакомившись с умелицами, мне интересно было узнать, а, сколько жительниц нашего села умеют плести кружево? Я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе приняли участие учащиеся 7-11 классов (всего 61 человек). Результаты оказались следующие.

На вопросы:

- «В вашей семье бабушки или мамы занимаются (занимались) кружевоплетением?» утвердительно ответило 12 человек (20%) (Приложение 20);

- «Нравятся ли вам изделия из кружева?» утвердительно ответили 50 человека (82%) (Приложение 21);

- «Хотели бы вы научиться плести кружево?» утвердительно ответили 49 человек (80%) (Приложение 22). Любопытно, что некоторые мальчики тоже хотят научиться этому.

Проведенный опрос показал, что кружевоплетение как вид рукоделия не совсем забыт. Сейчас мало кто занимается кружевоплетением, но людям нравятся изделия из кружева. И я считаю, что нужно способствовать бережному отношению и сохранению этого вида рукоделия.

3. Заключение

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда возрождаются народные промыслы, мы можем сказать, что связь между поколениями не прервется.

С этой целью создаются и уже работают многие кружки, проводятся мастер-классы, праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, дни детского творчества, где каждый может приобщиться к многовековым корням народной культуры.

Попытавшись исследовать данную тему и изучив необходимые материалы, я могу сделать следующие выводы:

- многие ремесла нашего края еще живы, во многом благодаря народным умельцам;

- в нашем крае есть ещё люди, которые не только сохраняют умения, но и передают свое мастерство молодому поколению;

- нам необходимо учиться, перенимать бесценный опыт для того, чтобы ремесла Измалковского края не были забыты.

Мне очень понравилась эта тема и я хочу начать осваивать технику кружевоплетения.

4. Список используемой литературы

1. Беззубцева Н.В. Сборник «Моя Родина – Липецкий край»

2. Горячева Н.А., Островская О.Б. «Декоративно – прикладное

искусство в жизни народа». М. «Просвещение» 2000

3. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М. 2001.

4. Ползикова Л.В. «Художественное краеведение»

5. Информационные материалы и фотографии школьного музея

5. Приложения

П риложение 1

П риложение 2

П риложение 3

П риложение 4

Приложение 5

Приложение 6

П риложение 7

Приложение 8

П риложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

П риложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Просмотров работы: 38