Введение
Необязательно ездить далеко за пределы Архангельской области, чтобы увидеть интересные места. В 20 км к югу от Северодвинска, среди болот, находится деревня Амбурские. В ней моя семья проводит часть летних каникул и обязательно приезжает зимой. Казалось бы, обычная деревня, которых много в северной глубинке. Но я всегда считала загадочным место, где приютилась небольшая часовенка. Раньше рядом с ней была колокольня. А в деревне жили староверы.
Мне стало интересно, почему деревня носит название Амбурские, и что стало с колокольней. Так родилась идея написать проект.
В последнее время люди покидают поселения, отдаленные от комфортной городской жизни. Деревни вымирают. Но ведь это история нашей страны. А в данном случае – это история нашего Северного края. Было бы здорово, если б деревни возрождались. Поэтому тему своего проекта я считаю актуальной. Возможно, когда-нибудь по моему макету восстановят колокольню, и все мы вновь услышим колокольный звон, а деревня оживет, потому что туда потянутся люди.
В работе над проектом мне помогали мои родители, дедушка и наш школьный педагог-психолог, а также я изучала информацию из различных литературных источников и ресурсов интернета.
Цель проекта: изучение истории появления деревни Амбурские и создание макета колокольни и молельни
Задачи проекта:
- выяснить, когда и как появилась деревня Амбурские
- узнать, кто такие староверы
- выяснить, какой след оставили Амбурские в истории моей семьи
- разработать макет колокольни и молельни по фотографиям
Методы исследования:
анализ литературы по теме проекта, наблюдение, опрос, анализ и обработка изученной информации.
Практическая направленность: сведения, собранные мной в ходе исследования, могут быть использованы на уроках «Окружающего мира» в школах нашего региона.
Работа сопровождается мультимедийной презентацией.
Вид проекта - индивидуальный.
Время работы над проектом: май 2024 г.– ноябрь 2024г.
Глава 1. История возникновения и названия деревни
Кто такие старообрядцы
Окраины Российской империи со второй половины XVII в. стали местом, куда устремились представители особой ветви православия — старообрядцы. Скрываясь от преследования властей в отдалённых уголках страны, приверженцы этой обособившейся религиозной группы также ставили себе цель найти места, где можно было создать населённый пункт и духовный центр. Так в истории России в конце XVII—XVIII вв. возникли старообрядческие религиозные поселения, в том числе и Амбурские в Архангельской губернии.[3,17]
Старообрядцы - это христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона в 1650-1660годах. Патриарх Никон ввел ряд изменений, которые староверы не приняли.
Так, например, согласно новой реформе, креститься следовало тремя перстами (Отец, Сын и Святой Дух), а не двумя (Исус и Бог), как это делалось ранее. Кланяться нужно было обязательно по пояс, а не в пол. Крест стал четырехконечным, а не восьмиконечным. Изменилось написание имени Иисуса – ранее оно писалось с одной буквой «И».
Из-за этих реформ произошел раскол Русской Церкви. Староверы придерживаются религии, которая существовала на Руси до этого. И чтобы избежать наказания, целые общины «старообрядцев» были вынуждены искать себе новый дом – там, где они могли бы находиться в относительной безопасности. Поэтому и было выбрано место вдали от цивилизации, в лесу, среди болот. [5]
История Амбурского скита
Из статьи кандидата исторических наук Кузнецовой Н.Ю. о старообрядчестве я узнала, что Амбурские – это старообрядческий скит. Это место жительства христианских монахов, отдаленное от крупных поселений людей. Находится данное селение рядом с Амбурским озером. [3, 19]
Название Амбурского озера предположительно досталось в наследство от ненцев. Название представляет адаптацию ненецкого словосочетания: «ямб» - длинный, долгий и «бург" - плесень, ржавчина, что точно характеризует и место расположения, и само озеро - длинный, узкий водоем, с водой цвета крепкого заваренного чая, вокруг которого непроходимые болота. [2, 12]
В архивных документах о дате возникновении Амбурского скита говорится, что «он существует с незапамятных времен». Хотя некоторые историки имеют на этот счет иное мнение. Одни называют датой основания XVII век. Другие склоняются к мысли о том, что Амбурский скит был основан во второй половине XVIII века (до 1730 г.). Этой датой помечены самые ранние монеты, найденные в этих местах. Мимо этих мест раньше проходил "зимник" к Онежскому тракту.
Основало скит семейство Хвиюзовых. Вначале были созданы мужской и женский скиты, а уже в ХIХ веке Амбурский скит стал преимущественно женским. По ведомости за 1846 год в скиту проживало семь мужчин и 67 женщин разного возраста. Максимальное количество жителей достигало 109 человек.
Строгими порядками он был известен по всему не только Поморью, но и всему Российскому государству. Были у скитниц знакомства со староверами Приазовья и Прииртышья. Авторитет скита признавали даже на Дальнем Востоке - в скит прибыли двое старообрядцев с Амура.
Несмотря на то, что все поморки были грамотными, в скиту не привилось переписывание книг. Зато имелась библиотека из 78 старинных книг, в том числе "Апостол" - первая печатная книга Ивана Федорова. [ 4]
В 1972 году сотрудники северодвинского музея предприняли экспедицию в деревню Амбурские. Ряд предметов, использовавшихся сельчанами в быту, пополнил музейные фонды.
Глава 2. История моих предков
Мой дедушка, Загвоздин Валентин Александрович, мамин папа, первый раз побывал на Амбурских озерах в 1964 году. Про это место ему рассказали на заводе. Он был производственным вожатым и водил в походы шестиклассников. Ходили через Рикасиху, зимой. В то время оставалось в деревне всего 6 жителей: 5 старушек и один дед. В 1969 году, после армии, дедушка организовал новую группу туристов, и они стали ходить по другой дороге, через Большую Кудьму. Она была короче, но большая часть пути проходила через болота. Туристы приходили отдыхать и помогать старым жителям. В 1973 году трое туристов купили старый дом, в котором в итоге осталась мамина семья. В это время всех стариц уже вывезли из скита, кого в Северодвинск, кого в поселок Белое Озеро.
Примерно в то же время, что и дед Валентин, на Амбурские стал ходить другой мой дедушка – Келарев Владимир Валентинович. Об этом месте он узнал от своего отца, они вместе ездили туда на рыбалку и за грибами. В то время туристы собирались большими компаниями, и места в купленном доме до этого стало мало. К тому же Амбурские озера настолько понравились семье деда Володи, что в 1979 году они решили построить свой дом. Позже семья стала разрастаться, появлялись жены, мужья, дети. В доме становилось тесно, и в 1991 году дед начинает строить свой дом.
26 лет назад у Амбурского озера познакомились мои родители. В то время они сидели вечерами большой компанией детей при свете свечей и керосинок в мамином старом доме. Сейчас уже у многих есть солнечные батареи, есть телевизоры и холодильники. Теперь, приходя на Амбурские, мы живем в доме дедушки Володи, мамин дом совсем обветшал.
В наше время в Амбурских 22 дома, 5 из которых сохранились с тех времен. Все остальные дома поставили туристы и любители северной природы и леса. Стройматериалы, мебель и предметы обихода доставлялись летом на "себе», зимой на санях, чуть позже - на буранах. Со временем количество людей, приезжающих на Амбурские, сократилось. Если лет 20 назад сюда приходили каждые выходные семьями, с детьми, то теперь лишь человек 10 приходят постоянно.
Мне нравится бывать на Амбурских. Дорога летом занимает 2,5 часа пешком по лесной торопинке, на большинстве болот лежат лаги - обтесаные бревна, скрепленные между собой скобами. В пути мы отдыхаем в традиционных для нас местах, у речки Иная, у подземного ручья и у "пня". Часто в конце озера нас ожидает лодка, которую пригнал дед, поэтому часть пути мы добираемся по воде. Зимой добираться проще, но не менее интересно. Зимой мы ездим на снегоходе, я обычно сижу в санях.
Глава 3. Сердце Амбурского скита
В своей книге "Сказ о Беломорье" К.П. Гемп, еще в 1913 году посетив эти места, писала: "Амбурский женский старообрядческий скит стоял за болотами Рикасихи и Кудьмы, к северу от тракта с Двины к Белому морю, к Солзе, Сюзьме, Неноксе и дальше к Унской губе. Первоначально скит был заложен на Пинеге близ Красногорского монастыря. После его "разорения" в первой половине прошлого века часть скитниц ушла в Кудьму.
Освоившись и заручившись поддержкой единоверцев, они поставили молельню-часовню, укрыли в ней принесенные с собой старые книги, иконы и весь обрядовый обиход.» [1, 204]
Как предание первое упоминание о небольшой молельне в Амбурских относится к XVIII веку. Она была построена в 1793 году на средства ревнителей старой веры. В 1907 году она была разобрана, т.к. обветшала, а всё её имущество перенесено во временную молельню. В 1942 г. молельня сгорела при большом пожаре. И только в 1970-х годах новыми владельцами было построено новое здание. [2, 30-31].
Колокольне повезло больше, она дошла до наших дней. Но на данный момент здание почти развалилось, венцы сгнили. Была она полностью деревянная, шестигранная, высотой около 8,5 метров. На ней были подвешены три колокола: два небольших на боковом брусе и один двухпудовый - на центральном. В начале 1970-х годов с колокольни пропали малые колокола, а большой спасла Александра Виссарионовна Воробьёва, жительница г.Северодвинска. В 2008 году он был передан в Северодвинский городской краеведческий музей.
Молельня и колокольня - это сердце Амбурского скита. Именно с них началась история деревни. Поэтому мы с дедушкой решили создать макет не всей деревни, а именно зданий с исторически центрального места.
Глава 4. Технологическая последовательность изготовления макета
До изготовления макета мы с дедушкой сначала нашли и рассмотрели старые фотографии, на которых изображены молельня и колокольня.
Дальше мы сделали эскизы наших построек, выполнили чертежи. Определились со строительным материалом – дерево.
Продумали, каких размеров будут окна и двери. Решили, что крышу на молельне закреплять не будем. Так можно заглянуть вовнутрь. Мне бы хотелось в будущем обустроить внутреннее убранство молельни так, как это было на самом деле.
На следующем этапе мы сделали разметку строительного материала (деревянных палочек), напилили их нужной длинны и начали сборку конструкций.
Это был очень кропотливый труд. Некоторые палочки не хотели крепиться, ломались. Поэтому палочки каждой группы были сделаны с запасом.
В готовый корпус мы вставили окна, навесили двери.
Когда оба здания были собраны, мы покрыли их специальной краской, чтоб дерево не темнело.
Из специального покрытия сделали имитацию зеленой травы. Установили на него оба здания, закрепили клеем.
Для завершенности образа решили обнести наши конструкции забором из тонких деревянных палочек.
Заключение
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Я считаю, что цель и задачи, поставленные мной в проекте, достигнуты. Я рада, что мне удалось прикоснуться к старине и части истории родного края. Я изучила историю возникновения деревни Амбурские. Выяснила, кто такие старообрядцы. Мне удалось узнать историю моих предков. Совместный труд с моим дедушкой, Загвоздиным Валентином Александровичем, позволил нам воссоздать макеты молельни и колокольни по фотографиям.
В ходе работы над проектом мне удалось:
1) Установить, когда и как появилась деревня Амбурские
2) Определить, кто такие староверы
3) Выявить, какой след оставили Амбурские в истории моей семьи
4) Создать макет колокольни и молельни по фотографиям
О своем проекте я рассказывала ученикам начальной школы на уроке окружающего мира, когда они изучали тему родного края, представляла свою работу на школьной конференции в нашей гимназии.
Я верю в то, что когда-нибудь найдутся русские мастера, которые вернут к жизни колокольню. И вся округа, вплоть до Большой Кудьмы, опять услышит чарующий звон амбурских колоколов, а в саму деревню вернётся жизнь.
В нашем городском музее в своё время была выставка, посвященная Амбурскому скиту. К сожалению, сейчас она закрыта, и мне не удалось побывать на ней. Но надеюсь, что однажды её вновь откроют. Ведь там собрано много старинных вещей переданных новыми жителями деревни в музей.
Библиографический список
1. Гемп Г.П, Сказ о Беломорье.Северо-западное книжное издательство, 1983 г
2. Добрынин Л.Ф., Амбурский скит и его жители. ОАО «ИПП «Правда Севера», 2013 г.
3. Кузнецова Н.Ю., Старообрядчество на окраинах Российской империи в последней трети XIX века: Амбурский скит
Источники интернета:
4. http://www.arh-eparhia.ru/news/209/84421/
5. https://arzamas.academy/mag/996-nikon?ysclid=ltmtrn9dc6647282244
Приложение 1
Изучение фотоматериала
Приложение 2
Работа над макетом