ВВЕДЕНИЕ
К удивлению, туристы нечасто посещают достопримечательности в Северодвинске – «городе северных корабелов», судостроительном центре Северо-Запада России, в живописном месте Архангельской области, где суровое Белое море принимает воды Северной Двины. По меркам российской истории он достаточно молодой. Но даже просто пройтись по городу Северодвинску приятно. Город сравнительно чистый и аккуратный, в летний период зеленый, а зимний заснеженный, что не менее красиво, приятные и доброжелательные люди, из каждого уголка сквозит спокойствие и размеренность. В самом городе достопримечательностей исторического характера вы не найдете. Зато Северодвинск отличается крупнейшим судостроительным заводом в мире, великолепным побережьем Белого моря, Белыми ночами, прекрасными лесами и озерами вокруг.
19 января 2021 года в Архангельской области была утверждена Концепция развития туризма. Она разработана в целях комплексного развития внутреннего и въездного туризма в Архангельской области за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта и определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций Архангельской области. [6]
Оттолкнувшись от содержания данного документа, мы определили проблему нашего проекта: может ли в городе Северодвинске предложить экскурсионные программы, которые заинтересуют туристов?
Изучив предлагаемые экскурсии [2], мы определили, что основные программы связаны с деятельностью Северодвинского городского краеведческого музея или с прогулками по Белому морю на острове Ягры. Таким образом, можно сделать вывод, что экскурсионными маршрутами наш город небогат.
На основании этого вывода мы определили цель нашего проекта: разработка авторского экскурсионного маршрута, который может стать альтернативой традиционным турам по городу Северодвинску.
Экскурсовод сопровождает туристов на маршрутах, рассказывает о достопримечательностях страны и города, исторических событиях и об искусстве. Профессия эта одновременно увлекательна и ответственна. Для того чтобы стать экскурсоводом необходима профессиональная подготовка. Для того, чтобы разработать маршрут нам потребуется помощь специалиста! Мама Сибирцевой Дарьи имеет высшее историческое образование, и она согласилась выступить нашим консультантом.
Также мы узнали, что авторский туризм активно продвигается в нашем городе. Северодвинский городской краеведческий музей уже разрабатывал подобный проекты – это «Серебряный экскурсовод» (проект даже стал победителем Всероссийского конкурса социальных проектов в номинации «Активное долголетие»). «Серебряный экскурсовод» нацелен на создание новой формы досуга для ветеранов - музейное просвещение. [3]
Если даже ветераны готовы к проведению экскурсий, то молодёжь тоже должна поддержать эту инициативу! Определим задачи нашего проекта:
1. Разработать паспорт и технологическую карту маршрута
2. Изучить литературу и подобрать факты об исторических персоналиях
2. Написать методическую разработку и описать карточки всех объектов
3. Провести экскурсию и проанализировать её результаты.
Наша миссия – культурно-просветительская: мы предлагаем не простоэкскурсию, а возможность посетить лекцию, разработанную обычными школьниками и задать ему интересующие вопросы на месте. Наша цель – заставитьгостя задуматься об увиденном и услышанном.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Разработка технологической карты маршрута
1 этап - определение маршрута.
Наша гимназия расположена в уникальном микрорайоне. Его каменная застройка активно шла в послевоенные годы. Здесь, в шаговой доступности, жили и работали люди, прославившие город Северодвинск и его оборонные предприятия. Мы изучили микрорайон около нашей школы и обратили внимание, что практически на каждом доме установлена мемориальная доска. Поэтому мы решили связать наш рассказ именно с человеком - героем, которому установлена мемориальная доска, ведь далеко не все горожане, даже взрослые, знают о том, почему именно эти люди и за какие заслуги, их имена увековечены на стенах жилых домов.
Остановки: МАОУ «СГ №14», улица Советская, дом 54, улица Советская, дом 52, улица Советская, дом 50, проспект Ленина, дом 10, проспект Ленина, дом 8, МАОУ «СОШ №14»
2 этап - тема экскурсии: «Известные адреса «секретных» людей».
3 этап - аудитория. Экскурсия может быть проведена для разновозрастной аудитории и для школьников, и для взрослых. (Приложение 1).
Методическая разработка экскурсии
1. Начало экскурсии (около МАОУ «СГ №14»)
Наша гимназия расположена в уникальном микрорайоне. Здесь, в шаговой доступности, жили и работали люди, прославившие город Северодвинск и его оборонные предприятия.
Каждому герою нашей экскурсии установлена мемориальная доска, но далеко не все горожане, даже взрослые, знают о том, почему именно эти люди и за какие заслуги, их имена увековечены на стенах жилых домов.
Любой из наших героев работал в режиме повышенной секретности на оборонных предприятиях. Сегодня мы предлагаем познакомится с ними и прогуляться по «Известным адресам «секретных» людей». города.
Для того, чтобы наша экскурсия была более познавательной, мы Вам предлагаем во время нашего рассказа разгадать кроссворд (Приложение 2)
Остановка1.
Наш первый адрес-улица Советская, дом 54 (Приложение 3, рис.1)
Академик А. П. Александров сыграл важнейшую роль в становлении атомно- промышленного комплекса, в становлении страны и мировой науки. Он многократно бывал в Северодвинске. [1]
В 1956 – 1958 годах, являясь научным руководителем проекта создания реактора для первой отечественной атомной подводной лодки, построенной на Севмаше.
Знаменитый крейсер был заложен в 1955 году. «Ленинский комсомол», первоначально К-3, - первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М- 106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
На Севмаше тогда работали в три смены. Над АПЛ трудились 135 крупных предприятий СССР. Разработка была опытной и велась с нуля. За решение проблем с приручением атомной энергии отвечал академик Анатолий Александров, который с 1943 года также работал вместе с другими учёными над созданием ядерной бомбы.
Решением исполнительного комитета Северодвинского городского Совета народных депутатов от 14 сентября 1983г. №450 Александрову А.П. присвоено звание «Почетный гражданин Северодвинска»
Остановка 2.
Наш следующий адрес - улица Советская, дом 52.
Здесь мы увидим две мемориальные доски (Приложение 3, рис. 2)
И. Л. Камай (1916—2002) — советский конструктор-судостроитель, руководитель стапельно-сдаточного производства «Северного машиностроительного предприятия», кавалер двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени лауреат Ленинской премии, Почетный гражданин города Северодвинска. [4]
В 1941 году он успешно окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «Судостроение и судоремонт».
После учёбы был направлен на завод № 402 в город Молотовск. Сперва работал рядовым конструктором, затем помощником строителя, старшим инженером, начальником планового бюро, старшим инженером, заместителем начальника и начальником цеха № 50 и, наконец, И. Л. Камай был назначен руководителем стапельно-сдаточного производства предприятия.
Во время Великой Отечественной войны завод № 402 обеспечивал ремонт и обслуживание судов, осуществлявших поставку оружия, топлива, продовольствия и другого стратегического сырья.
Под руководством И. Л. Камая цехом и производством было построено большинство АПЛ 1, 2 и 3 поколений.
За время работы Камай неоднократно отмечался правительственными наградами: кавалер двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и медали «За трудовою доблесть», Ленинской премии. В 1995 году он был удостоен звания Почетный гражданин города Северодвинска.
Вторая доска поэтому же адресу установлена мемориальная доска в честь В. Г. Пушко (Приложение 3, рис.3)
Он родился 14 января 1921 г. в Николаеве. С 14 лет, получив специальность электрика, работал на судоремонтном заводе. Узнав, что в далеком северном городе Молотовске острая нехватка кадров, молодой рабочий поехал туда, где он был необходим стране - на завод N 402. В годы Великой Отечественной войны - мастер производственного обучения электриков, заместитель директора ремесленного училища. После войны участвовал в восстановлении родного Николаева, затем вернулся в Северодвинск, где занимался хозяйственной работой. [8]
В 1964 г. был назначен начальником городского бытового управления Северодвинска и работал в этой должности 26 лет. В. Г. Пушко добивался, чтобы развитие этой отрасли осуществлялось комплексно, чтобы в каждом микрорайоне города были участки его службы и человек мог получить услугу практически рядом с домом. При нем развернулось бурное строительство: выросли Дома быта на ул. Ломоносова, на пр. Труда, на ул. Пионерской.
Выйдя на пенсию, стал заниматься ветеранской деятельностью, а в 1996 г. возглавил городской совет ветеранов Северодвинска. По его личной инициативе и благодаря его незаурядным качествам и способностям, большому трудолюбию проводилась масса мероприятий, собраний, семинаров, при его прямом участии и редактировании издано пять книг о ветеранах Великой Отечественной войны, знатных людях города, которые стали пособием в военно-патриотическом воспитании молодежи в учебных заведениях города.
Награжден орденами Октябрьской Революции (1974), "Знак Почета" (1966), медалями. Почетный гражданин Северодвинска.
Остановка 3.
Мы дошли до перекрестка – дом 50 по улице Советской (Приложение 3, рис.4)
Об этом человеке так отозвался Президент России Владимир Владимирович Путин: «Не раз встречался с Давидом Гусейновичем, видел, как много и напряженно он трудится, не боится брать на себя ответственность в решении важных государственных задач, настойчиво добивается поставленных целей, болеет за дело. Он никогда не отступал, стремился быть максимально полезным родному заводу, людям, своей стране…». [9]
Талантливый инженер- кораблестроитель в сложнейших экономических условиях проявил беспримерные организаторские способности, что позволило сохранить производственный и кадровый потенциал Северодвинска. В то время, когда многие предприятия бывшего Советского Союза остановились, Давид Гусейнович, отстаивал свой завод и свой город. В годы тяжелого кризиса, когда предприятия останавливались, наш Севмаш начал строительство атомных подводных лодок четвертого поколения «Антей» «Акула» и «Барс», модернизацию крупных надводных кораблей. Благодаря управленческому таланту Давида Пашаева город корабелов освоил перспективные гражданские проекты – строительство морских сооружений для добычи нефти и газа, судов различных классов и назначений. 21 июля 1995 года присвоено звание Героя Российской Федерации.
Остановка 4.
Повернём на проспект Ленина. Дом 10 (Приложение 3. рис.5)
В июне 1956 года Г. Л. Просянкин был назначен директором завода № 893 (ныне — Центр судоремонта «Звёздочка»). [7] В это время завод ещё строился и не располагал значительными производственными мощностями. Под руководством Г.Л Просянкина завод успешно освоил ремонт и переоборудование сторожевых кораблей, подводных лодок по заказам ВМФ СССР. 6 ноября 1962 года на завод для ремонта и модернизации пришла первая атомная подводная лодка — К-33.
При заводе было открыто ПТУ, которое готовило рабочих для него. Были значительно расширены производственные площади, построено большое количество объектов социальной сферы. В памяти Г.Л. Просянкина на всю жизнь остались три самых значимых факта: сдача флоту первой атомной подводной лодки в 1964 году, Открытия Дома культуры имени 50-летия Октября на Яграх в 1967 году и сдача первого в мире атомного ледокола «Ленин», с выполнением уникальной операции по выгрузке отработанного ядерного топлива.
За заслуги в ремонте атомного ледокола «Ленин» завод был награждён орденом Ленина.
Остановка 5.
Наш следующий адрес – проспект Ленина, дом 8 (Приложение 3, рис. 6)
Для корабелов предприятия, особенно людей старшего поколения, это имя о многом говорит. Ю. В. Кондрашов — одна из ярких звёзд на небосклоне отечественного судостроения. [5]
На Севмаше прошёл путь от помощника мастера до главного инженера предприятия. И на каждом этапе производственной деятельности внёс свой весомый вклад в строительство подлодок, в развитие Севмаша.
В 1964 году начал работать на нашем заводе, в 1966-м директор Евгений Егоров назначил молодого специалиста инженером- механиком главной энергетической установки и включил в сдаточную команду АПЛ проекта 675. В 1970-х Ю. В. Кондрашов становится сдаточным механиком подводных кораблей, а в 1980-м — головного ракетоносца третьего поколения проекта «Гранит» — заказ 605.
В дальнейшем Ю. В. Кондрашов работал заместителем начальника стапельно- сдаточного производства, руководителем научно-технологического центра, первым заместителем главного инженера, главным инженером. Лауреат Государственной премии, удостоен звания «Заслуженный машиностроитель РФ», кавалер ордена «За морские заслуги».
3. Окончание экскурсии.
Около этого дома мы заканчиваем нашу экскурсию и возвращаемся к нашей школе. Мы считаем, что донесли до Вас много полезной информации о героях нашего города и его предприятий.
А для того, чтобы проверить, как внимательно вы нас слушали проверим ваши кроссворды.
ИТОГИ РАБОТЫ НАД ЭКСКУРСИЕЙ - ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
Найти информацию о наших героях оказалось не просто. Мы использовали все возможные источники. Провели большую исследовательскую работу. Это и Краеведческий музей города (скупая информации о наших героях), это и библиотеки города (старые газеты), и источники из интернета. Наконец, мы нашли недавно опубликованный сборник, посвященный Л. И. Черняевой первому библиотекарю Северодвинска, патриоту нашему городу. Благодаря этой женщине, мы узнали многое из истории родного города. Она многие годы описывала события в нашем городе, писала о простых и знаменитых людях города. Проводила беседы, конференции по истории города. И по ее архиву опубликовали такой важный сборник для нашего города «Я признаюсь городу в любви!» Ее именем названа библиотека «Открытие, в которой она работа многие годы. Этот сборник был для нас настоящим подарком. Мы разговаривали со старожилами города, которые лично знали наших героев или с их родными (они вспоминали рассказы своих родителей). Например, Белунина П. А.– работник СМП. Приехала в город юной девушкой и всю жизнь работала на СМП. Ветеран труда СССР. Она лично знала несколько директоров завода. И с большой любовью рассказывала о директоре Григории Просянкине. Бывала у него в гостях. «Это был человек добрый, щедрый, очень грамотный. Любящий людей, свой завод и город. Настоящий коммунист. Человек с большой буквы». О нем нам уже со слов мамы рассказала его дочь - наша учительница Синицина И.А.
Используя методическую разработку, мы провели несколько очных экскурсии для обучающихся нашей школы (Приложение 4). Группы экскурсантов были разных возрастов (6-ые классы, 9-ые классы, 11-ые классы). Мы провели онлайн – экскурсию для участников городской конференции «Приумножая свой край» (учителя, воспитатели и библиотекари города) (Приложение 4) и онлайн – экскурсию на английском языке на уроке по соответствующей дисциплине в нашем классе в 9Б (наша гимназия английского языка), для этого создали презентацию на английском языке (17 слайдов) по аналогии с презентацией для онлайн – экскурсии на русском языке. Экскурсанты с интересом слушали нас, задавали вопросы и успешно выполнили наше творческое задание – разгадали кроссворд (Приложение 2).
Мы увидели и ряд проблем, оказывается выступать перед группой на улице и держать внимание группы очень сложно, поэтому нам надо будет над этим работать! Еще планируем создать видео-экскурсию на русском, английском, французском, немецком языках по просьбе учителей иностранных языков для проведения уроков по соответствующим дисциплинам.
В целом оцениваем наш проект как успешный и перспективный, так как можем его представить всем желающим заинтересованным экскурсионным группам разных возрастов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александров А. П. Электронный ресурс./ Режим доступа: http://sevgorsovet.ru/severodvinsk/pochetnye-grazhdane-severodvinska/aleksandrov-anatolij-petrovich
2. Все экскурсии в Северодвинске. Электронный ресурс./ Режим доступа: https://tropki.ru/rossiya/arhangelskaya-oblast/severodvinsk/ekskursii
3. Городской музей ждёт «серебряных экскурсоводов» Электронный ресурс./ Режим доступа: https://www.severodvinsk.info/pr/23040/
4. Камай И. Л. Всё о металлургии. Электронный ресурс./ Режим доступа: https://metal-archive.ru/stati/12527-kamay-izrail-lazarevich.html
5. Морозова Н. С гордым именем «Юрий Кондрашов». Электронный ресурс./ Режим доступа:https://severodvinsk.bezformata.com/listnews/gordim-imenem-yurij-kondrashov/25685321/
6. Постановление Правительства Архангельской области от 19 января 2021 года N 1-пп «Об утверждении концепции развития туризма в Архангельской области». Электронный ресурс./ Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574822169
7. Просянкин Г. Л. Строительный портал. Электронный ресурс./ Режим доступа: https://visacon.ru/stati/27139-prosyankin-grigoriy-lazarevich.html.
8. Пушко В. Г. Архангельский некрополь. с http://arh-necropol.narod.ru/index/pushko/0-205
9. Станулевич В. Северодвинск: великий Давид Пашаев. Электронный ресурс./ Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2668478.html
10. Технология и организация информационно – экскурсионной деятельности. Электронный ресурс. / Режим доступа: https://studme.org/337340/turizm/obrazets_oformleniya_tehnologicheskoy_karty_ekskursii.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта маршрута
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1. Фамилия руководителя предприятия «Звёздочка», в годы руководства которого была сдана первая атомная подводная лодку и проведен ремонт атомного ледокола.
2. Под его руководством цехом и производством было построено большинство АПЛ 1, 2 и 3 поколений.
3. На Севмаше прошёл путь от помощника мастера до главного инженера предприятия. О нем говорили: «Одна из ярких звёзд на небосклоне отечественного судостроения».
4. Название проекта головного ракетоносца третьего поколения — заказ 605.
5. Как назывался атомный ледокол, который проходил ремонт на предприятии «Звёздочка» в 1967 году, с выполнением уникальной операции по выгрузке отработанного ядерного топлива.
6. Как назывался наш город до 12 сентября 1957 года? Именно это название встречало практически всех героев в начале их трудового пути.
Если Вы правильно разгадаете кроссворд, в выделенном столбике получится фамилия Генерального директора «Севмашпредприятия», который, Работая непосредственно на испытаниях, сдаче атомных подводных лодок, провел в условиях радиационной вредности более 7 000 часов, десятки раз в составе сдаточных команд выходил на испытания в море, проведя под водой более 1000 часов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Остановки
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Остановки
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Экскурсии