История одного предмета

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История одного предмета

Сафуганова А.А. 1
1MOБУ СОШ с. Алатана
Дмитриева А.Р. 1
1MOБУ СОШ с. Алатана
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Люблю старинные вещи… Столько в них таинственного…

Перебирая у себя дома вещи в комоде родителей, я наткнулась на ложку, бережно завернутую и упакованную в маленький футляр. Что делает здесь этот предмет? Почему он так выглядит? Почему родители так бережно хранят его, ведь ложка явно не новая и совсем не отличается особой красотой. Может быть она из дорогого металла? Может быть, мой отец нашёл клад?

Я решила провести своё расследование и узнать все об этой ложке.

Целью моего исследования стала судьба столового предмета – ложки.

Задачи, которые я ставила перед собой в ходе исследования:

1. Узнать, откуда эта ложка появилась в нашем комоде и почему родители так бережно хранят её.

2. Выяснить, из какого материала она изготовлена, когда и где.

3. Выяснить ее ценность как музейного экспоната и определить ложку в школьный музей.

4. Составить краткую историческую справку об этом предмете «История моей страны через историю предмета»

В своём исследовании я пользовалась материалами интернет – сайтов, Книгой Памяти, воспоминаниями моего деда, отца, книгой по истории Стерлитамакского района и др.

После окончания исследования результаты были представлены в виде учебной презентации перед учащимися моей школы на классных часах, посвященных Великой Победе, во время экскурсий по школьному музею.

Глава I. Как старинная ложка появилась в нашем доме

Для того, чтобы выяснить историю появления этого предмета в нашем доме, я обратилась к своему отцу Сафуганову Айрату Ринатовичу. Он рассказал мне, что эта ложка бережно хранилась в семье его отца Сафуганова Рината Султановича и была передана на хранение в семью сына. Мой отец рассказал, что эта ложка принадлежала его деду Сафуганову Ахметсултану Тимербулатовичу. Его дед прошёл всю войну, вернулся с Победой домой. Весь израненный, но счастливый. Он вернулся!!! В его вещмешке было много вещей, так необходимых в быту солдата. Среди них и была простая солдатская ложка. Но почему сохранилась только она?

Я обратилась к своему дедушке Сафуганову Р. С. и услышала от него историю моего предка – героя.

Боевой путь

1943 год - учился в Куйбышевское военное училище связи.

1944 год – он попадает в ряды действующей армии в составе 5-го (37-го) прожекторного полка Белорусского фронта.

В состав дивизии ПВО входили части зенитной артиллерии, зенитных пулемётов, воздушного наблюдения, связи и, кроме всего прочего, – зенитные прожекторы. Каждая прожекторная рота имела в своём составе 9 прожекторов. прожекторные установки должны были размещаться на расстоянии 3–4 км друг от друга, а их основными задачами во время ночных авианалётов противника являлись поиск и поимка лучом вражеских самолётов. После поимки расчёт прожектора должен был непрерывно освещать цель до того момента, пока её не собьёт зенитная артиллерия или истребительная авиация. В задачи прожекторных частей также входили создание ориентиров для ночных истребителей, световая сигнализация и связь. Чтобы обеспечить эффективные действия ночной истребительной авиации, прожекторы.

Белорусский фронт был основан 20 октября 2943 года. Наступательные операции:

Белорусская наступательная операция «Багратион» - крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся с 23 июня по 29 августа 1944 года.

Берлинская стратегическая наступательная операция

Его слова подтвердились на материалах сайтов «Энциклопедия всеобщей истории» (https://w.histrf.ru/articles/article/show/piervyi_bielorusskii_front) и др.

Также боевой путь моего прадеда отмечен в Книге памяти (https://pamyat-naroda.ru/heroes/)

1945 год – Сафуганов А. Т. воевал на Дальнем Востоке в составе Дальневосточного фронта против японцев.

Только через 7 лет в 1952 году мой прадедушка вернулся домой.

Он был награжден:

- орденом отечественной войны II степени;

- медалью «За победу над Германией»;

- медалью «За Победу над Японией».

Глава II. История появления ложки

Я очень внимательно изучила ложку, рассмотрев её при помощи лупы. На лучке ложки с тыльной стороны была выгравирована надпись «1_41г.», что означало дату изготовления -1941 год.

Кроме того, в центре есть надпись: «ВКПС».

С помощью своего руководителя на материалах сайта «Военных реконструкторов «Рубеж» (http://rubej.at.ua/forum/8-514-1), я выяснила следующее.

ВКПС - это Всекопромсовет (Всесоюзный Кооперативный Промысловый Совет) - 1-ая Всесоюзная промкооперация. Он существовал в 1932-1941 гг.

Основана в 1918, под именем «Металлоштамп», а позже «Промтехсвязь». Как кооперативная организация, артель стала получать заказы от госпромышленности. Сначала 30-г артель освоила выработку сложных автомобильных частей: фар, подфарок, фонарей «Стоп», прожекторов

Из других источников стало известно следующее.

Газета «Труд», 1934 год: «Артель «Промтехсвязь» освоила произоводство хромированных ложек и вилок».

Справочник «Москва в новых районах», 1936 год: «Артель Промтехсвязь, наименование и количество главнейших изделий: «Ложки – 1171000 шт., вилки – 29 145 шт.»

Справочник «Москва», 1936 год: «Артель Промтехсвязь вырабатывает всевозможные столовые и чайные сервизы; вилки, ножи, столовые, чайные ложки, серебряные, хромированные, луженные».

«План по хозяйству и бюджет Пролетарского районного совета на 1940 год», 1940 год: «Выпуск главнейших изделий по предприятиям промкооперации: « Артель Промтехсвязь – ложки столовые разные, ложки чайные разные, ложки разливные, вилки разные».

Но я также узнала, что для солдат Красной Армии в годы Великой Отечественной войны ложки изготавливались из алюминия выпуска завода «Красный выборжец».

Я снова обратилась к историческим источникам, узнала, что мой прадед был призван в ряды действующей армии в 1943 году. Но до того, как он попал на фронт, он учился в Куйбышевское военное училище связи.

Именно связистам выдавали тогда посуду не из алюминия, а из нержавейки. Так эта ложка попала к моему прадеду и прошла с ним всю войну.

    Что же ели солдаты того времени. По историческим источникам того времени (сайт «Военное обозрение» https://topwar.ru/157949-vojna-vojnoj-a-obed-po-raspisaniju-kuhnja-velikoj-otechestvennoj-vojny.html) у солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боёв.

Глава III. Ложка – как музейный экспонат

Чтобы наша ложка стала музейным экспонатом, нужно было понять, а какими достоинствами должен обладать предмет. Чтобы занять достойное место в музее.

Экспонат (от лат. exponatus — выставленный напоказ) — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, артефакты, образцы продуктов природных процессов, модели технических изделий, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем или выставкой научной или художественной идеей. Из соображений безопасности экспонаты могут помещаться в специальные защитные футляры и снабжаться охранной сигнализацией.

Для лучшего зрительского восприятия экспонаты, как правило, сопровождаются пояснительными надписями на соответствующих табличках или этикетках.

Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств, объединённые одной темой.

Люди нередко думают, что музеи созданы для того, чтобы развлекать нас, посетителей. Однако на самом деле одна из главных их функций – сохранение культурного и природного наследия. Мы не ложны стать «Иванами, не помнящими родства» Экспонаты должны служить источниками информации, быть внешне привлекательной и исторически достоверной, способной вызвать эмоциональный отклик.

В нашем школьном музее есть Уголок боевой славы, посвященный Победе в Великой отечественной войне. Именно там мы с руководителем музея Дмитриевой Алией Радиковной определили место для моей ложки. Вместе составили этикетку к ней. Теперь наша ложка стала частью экспозиции, посвященной Великой войне и Великой Победе.

Глава IV. История страны через историю предмета

Мне так понравилось моё исследование, я так много узнала о быте советских солдат в годы войны, о боевом пути моего прадеда Сафуганова А. Т., что мне пришла идея поделиться с друзьями, рассказать об этой ложке другим взрослым. Вместе со своим руководителем мы создали учебную презентацию. «История страны через историю одной вещи», и теперь я делюсь своей историей с другими.

С помощью материалов сайта «Дорога памяти» (https://1418museum.ru/heroes/30681495/)

Слайд 1. Изготовление ложки. 1941 год. Начало Великой отечественной войны.

Слайд 2. 1943 год. Ложка попадает к моему прадеду. В это время

1. В результате операции «Искра» (12-30 января) была частично снята блокада Ленинграда, осаждённому городу обеспечено сухопутное сообщение с «Большой землёй» – коридор южнее Ладоги.

2. Окончательный разгром фашистов под Сталинградом.

3. 5 июля началась Курская битва – одно из решающих сражений этой войны.

4. В Москве был произведён первый победный салют. Стартовала Смоленская наступательная операция.

5. Освобождение Украины от фашистов.

Слайд 3. 1943 год. Мой прадед учился в Куйбышевское военное училище связи.

Слайд 4. 1944 год. Мой прадед воюет в составе 5-го прожекторного полка Белорусского фронта.

1. Самым важным событием 1944 года было то, что советские войска вытеснили оккупантов с территории СССР. Они восстановили государственную границу.

2. 27 января 1944 г. окончательное снятие блокады Ленинграда.

3. Освобождение Крыма, Севастополя, Одессы.

4. Освобождение Румынии, Литвы. Польши. Албанию.

Слайд 5. 1945 год. Мой прадед участвует во взятие Берлина.

Слайд 6. Война с Японией.

Мой прадед в составе Дальневосточного фронта воевал против японской армии Войска фронта форсировали реки Амур и Уссури. Японские войска не смогли оказать серьёзного сопротивления на этих участках и после 20 августа начали массово сдаваться в плен.

Слайд 7. Возвращение домой. Восстановление страны после разрушительной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поставленная мною цель- изучить судьбу одного предмета- была достигнута. Поставленные мною задачи были решены с использованием большого количества разных метолов:

- изучение материалов информационных источников интернет-сайтов, энциклопедий, Книги Памяти;

- беседы с дедушкой Сафугановым Р. С.;

- изучение архива семейных фотографий, писем прадедушки с фронта своей семье;

- изучение экспозиции Боевой славы в школьном музее;

- составление этикетки к музейному экспонату и правильное размещение экспоната в музее;

- составление учебной презентации;

- выступление в качестве экскурсовода в школьном музее и перед одноклассниками на классном часе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Энциклопедия всеобщей истории» (https://w.histrf.ru/articles/article/show/piervyi_bielorusskii_front

2. Книга памяти (https://pamyat-naroda.ru/heroes/)

3. Сайт «Военные реконструкторы «Рубеж» (http://rubej.at.ua/forum/8-514-1)

4. Сайт «Военное обозрение» https://topwar.ru/157949-vojna-vojnoj-a-obed-po-raspisaniju-kuhnja-velikoj-otechestvennoj-vojny.html)

5. Материалы газеты «Связист Башкортостана» № 8 от 04 марта 2011 года.

6. Сайт «Дорога памяти» (https://1418museum.ru/heroes/30681495/)

Просмотров работы: 22