Введение
Объекты культурного наследия невероятно важны для разных ветвей исторической науки. Через их внешний вид и убранство можно судить о набирающих популярность направлениях архитектуры или живописи, экономическом благосостоянии региона, а через элементы декора и символику – о философской мысли в определенных кругах и эстетических соображениях владельца, о предназначении самого здания.
Довольно показательным объектом для исторического анализа являются усадьбы. На примере музея-заповедника Ленинские Горки можно судить о важных исторических процессах и отдельных эпизодах, происходивших на территории московского региона и города Подольск в частности. С момента своего основания в XVI веке усадьба пережила множество изменений, отражая в себе тенденции и события, характерные для разных эпох. Влияние усадьбы на развитие региона и России в целом требует особого внимания, так как она представляет собой уникальную среду, в которой переплетаются изменения в социальной, культурной и политической сферах.
Перед исследованием стоит проблема неравномерного распределения внимания, уделяемого усадьбе «Ленинские горки» в современном обществе. Актуальность выбранной темы объясняется не только значимостью изучения культурного наследия и исторических памятников для понимания российской истории, но и важность равномерного научного интереса и степени освещенности каждой эпохи в контексте изучаемого объекта. Объектом данного исследования является усадьба Ленинские Горки и ее окрестности как культурный и исторический феномен, а предметом – процессы, происходившие в рамках этой усадьбы и ее влияние на общественно-политическое и культурное развитие России с XVI века по настоящее время.
Целью моего исследования является выявление и анализ исторического влияния усадьбы Ленинские Горки на региональные и общие процессы, а также определение ее места в истории российского общества с упором на дореволюционный период. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) проведение историко-географический анализ местоположения и архитектурного стиля усадьбы;
2) исследование социальные и культурные контексты, связанные с существованием усадьбы;
3) анализ роль усадьбы в ключевых исторических событиях России;
4) выявление ее наследие и значение для современного общества.
Методы исторического исследования, применяемые в данной работе, включают анализ архивных документов ЦАМО и исследовательских работ кандидата исторических наук Г.А. Наумовой, археологических экспедиций РАН в Домодедовском районе. Используя комплексный подход, можно добиться объективной оценки исторического воздействия усадьбы на различные аспекты жизни общества.
Первые упоминания
Согласно данным научно-отраслевого архива института археологии РАН, полученными в 1970-х годах в ходе археологической экспедиции в Домодедовском районе, первые поселения на территории нынешнего музея-заповедника относятся к раннему железному веку. Для московского региона в ту эпоху характерен близкий к современному, но более влажный климат, а также преобладание смешанных лесов. В результате раскопок были найдены и представлены как экспонаты височные семилопастные кольца и глиняные сосуды.
Первым документом, в котором упоминается сельцо Горки, является грамота московских писцов за 1542-1543 годы, относящаяся к поместью Гаврилы Спасителева. Основателем сельца считается его отец Иван, получивший землю в 1511 году. Дополнительные сведения были найдены в «Родословце Спасителевых», составленном в конце XVII века братьями Дмитрием и Михаилом, который хранится в Российском государственном архиве древних актов и описывает происхождение рода и его заслуги перед царской семьей, начиная с Ивана, некогда монаха-августинца, ставшего служителем московского князя.
Территория Горок осваивалась трудом землепашцев-крестьян1, населявших разрозненные деревни в лесистых районах. Они могли выбирать место для жизни благодаря обширным землям. Однако после лишения крестьян права на передвижение и выбор поселений возникли проблемы для землевладельцев, которым было невыгодно такое расселение. Это привело к их концентрации в селах рядом с помещичьими усадьбами. Новый тип поселений формировался медленно, что отражало глубокие изменения в социальной, экономической и сельскохозяйственной жизни. Большинство современных селений края имеет древние корни. Одним из старейших является село Ям, расположенное на Каширской дороге у реки Пахры. Первоначально оно носило имя Пахра, но после постройки церкви святых мучеников Флора и Лавра и создания ямщицкой слободы изменило название на Фроловский Ям. Это название зафиксировано в писцовой книге 1623 года. К XV веку термин «ям» теряет актуальность, но остается в названии. В 1784 году на межевой карте Никитского уезда село упоминается как Старопахорское. К 1862 году село стало известным как Старо-Фроловский Ям.
В XIV-XV веках, находясь на южной окраине Московского княжества, село играло ключевую роль в заселении Подмосковья. Московские князья, получавшие власть, несли ответственность за уплату дани Золотой Орде и поддержание связи с ней. Для этого создавались ямские слободы с ямщиками и возницами. Первое упоминание о яме как повинности встречается в ярлыке хана Менгу-Тимура от 1267 года. Исследователь А.Н. Вигилев сообщает, что термины «ям» и «ямщик» пришли в Россию с монголо-татарскими завоевателями, потому что «ямщик» схож с тюркским «ямчи» и персидским «ямджик». Каширский тракт, проходивший через Фроловский Ям, требовал от его жителей выполнять повинности и обеспечивать транспортные услуги. Село Ям стало известно своими ямщиками, перевозившими грузы и пассажиров, которые выбирались из местных жителей, однако в 1711 г. Ямской приказ был упразднен.
В совокупности Спасителевы владели усадьбой вплоть до XIX в, хоть отдельные части вотчины, выделяемые в деревни, также находились в собственности других известных родов: Наумовых, Бекетовых и других. Особенно стоит отметить Федора Васильевича Наумова, действительного тайного советника и отставного генерал-лейтенанта, который владел усадьбой Ивахнино, а также строил деревянный дом на берегу Туровки. В 1764 году Наумов управлял 291 десятиной, включая пашни, леса, сенокосы, речки и пруды, отведя более четырех десятин под усадебную застройку2 .
Последним прямым владельцем усадьбы Спасителевых был Иван Михайлович, чьи дела ухудшились к концу жизни. Это вынудило его продать половину земель. Он умер, оставив свой род без наследников. В 1769 году его вдова, Марфа Афанасьевна, выкупила заложенную часть усадьбы, а в 1782 году отдала половину земли и крестьян в приданое дочери Авдотье Дмитриевне, вышедшей замуж за капитана гвардии Петра Ивановича Голохвастова.
Усадьба Горки в дореформенный период
Согласно двум купчим грамотам от 24 декабря 1800 г. и 2 сентября 1803 г., Горки перешли во владение Агриппины Алексеевны Дурасовой от П.П. Голохвастого и И.П. Кречетникова соответственно. Однако уже в 1823 г. она продала имение со всей недвижимостью своему зятю — А.А. Писареву. Он участвовал в походах против Наполеона в составе Лейб-гвардии Семеновского полка, следовательно, и принимал участие в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. В 1813 г. он командовал бригадой и участвовал в походах по Пруссии, Саксонии, Австрии и Богемии. Во время сражения при Люцене возглавил три гренадерских полка, и за выдающиеся действия был произведён в генерал-майоры. В битве под Лейпцигом он, командуя второй гренадерской дивизией, получил ранения, но при этом был награждён орденами Святого Владимира 3-й степени и прусским «За достоинство». За взятие Парижа в 1814 г. Писарев был удостоен ордена Святого Георгия 3-й степени. Его отличали бесстрашие, глубокие знания военного дела, организаторские способности и талант находить общий язык с подчинёнными, что не раз отмечалось в высокопоставленных рескриптах. После завершения военных действий Писарев вернулся к научной и литературной деятельности.
А.А. Писарев проявил себя как плодовитый писатель и переводчик. Он совместно с А. Верстовским опубликовал две части «Драматического альбома для любителей театра и музыки на 1826 год». Сначала Писарев занимался сатирой и баснями, но вскоре перешёл к военно-патриотическим одам и гимнам. В 1817 году он опубликовал «Военные письма и замечания о незабвенном 1812 году», а в 1825 году — сборник «Калужские вечера» с собственными стихами.
С 1825 по 1830 год А.А. Писарев был попечителем Императорского Московского университета, а затем, призванный фельдмаршалом князем Варшавским, вновь поступил на военную службу. Он жил в усадьбе Люблино, унаследованной от жены, и уделял внимание своему загородному имению Горки, реконструкция которого завершилась в 1825 году. Писаревы были известны своими щедрыми приемами, приглашая гостей из военной и интеллектуальной среды, таких как генералы Хитров, Закревский и Арбенев, преподаватели Московского университета и литераторы, поэт Фёдор Глинка и митрополит Филарет.
А.А. Писарев также обратился к состоянию своей усадьбы и близлежащих деревень. В это время происходит не только культурно-общественный подъем Горок и повышение их значения, но и возводится каменное двухэтажное здание почтовой станции. Оно было оснащено подсобными и жилыми помещениями, представляя из себя кирпичное сооружение с белокаменными деталями в духе классицизма.
Усадьба Горки в пореформенный период
После смерти А.А. Писарев поместье перешло его жене Агриппине Михайловне по купчей грамоте, В 1829 году имение Горки перешло к Агриппине Михайловне, вдове владельца. Через 13 лет она закладывает усадьбу в Московской Сохранной казне, а в 1860 году продает её отставному майору Адриану Федоровичу Лопухину за 16 тыс. рублей, передав ему также долг. Лопухин стал владельцем 579 десятин земли и 311 крестьян, которые до 1861 года платили оброк в 46 966 рублей серебром. После реформы 1861 года крестьяне получили надел в 2 десятины 1313 сажень, платя 8 руб. 52 коп. в год. Лопухин столкнулся с финансовыми трудностями и взял долг в 9 тыс. рублей, не сумев выплатить его. В результате у имения накопились долги, и Сохранная казна потребовала их погашения через выкуп земли крестьянами. Государственный банк выдал ему ссуду на 12 126 руб. 40 коп., которые пошли на погашение долгов3. Усадьба пришла в упадок, и в 70-е годы Лопухин продает ее Г.М. Сушкину. Состояние усадьбы описано в воспоминаниях С.А. Горского — сотрудника Дома-музея В.И. Ленина, в которых говорится о разрушенном состоянии Большого дома и Северного флигеля. Усадебный парк, как и многие усадебные строения, более походил на лес. В 1890 году имение покупает Иван Александрович Прокофьев, владелец парфюмерной фабрики «Северная Флора», который восстанавливает усадьбу и затем продаёт её Шибаевым. В 1900 году братья Герасимовы приобретают имение.
В конце XIX - начале XX века в России наблюдался активный рост дачного строительства, что коренным образом изменило состав населения в пригородах: вдобавок к традиционным жителям деревень — дворянам и крестьянам, — стали появляться дачники. Все города, даже самые небольшие, стали окружены дачами, а новые владельцы загородной недвижимости, среди которых были купцы и промышленники, привнесли в понятие родового имения новый смысл. Все чаще звучала мысль о том, чтобы разбить земли на дачные участки, пользуясь близостью к железной дороге. Она отражала тенденцию, при которой новые хозяева начали активно преобразовывать старинные имения, превращая их в коммерчески прибыльные объекты. Этому стремлению были подвержены и братья Герасимовы, добившиеся установки железнодорожной платформы в 4 верстах от усадьбы и задумавшие организовать на ее территории 50 дачных участков. К 1903 г. на юго-восточной стороне появилось несколько деревянных построек, но до нашего времени дошла только одна.
В 1909 году усадьба Горки последний раз сменила владельца и перешла к З.Г. Морозовой-Рейнбот (Приложение 1), бывшей супруге промышленника Саввы Тимофеевича Морозова. Согласно завещанию, ей остался значительный капитал и успешные предприятия. Зинаида Григорьевна в 1907 году вышла замуж за генерала А.А. Рейнбота, что открыло новые горизонты для её общественной жизни. Однако счастье было недолгим: уже в декабре 1907 года её мужа отстранили от должности градоначальника и обвинили в коррупции. Обвинения в его адрес стали известны общественности задолго до начала официального следствия, которое началось только в июле 1909 года. Именно пока шло судебное разбирательство, З.Г. Морозова-Рейнбот выкупила имение. В ее архивах, помимо прочих материалов, хранятся письма и заметки архитектора Ф.Н. Кольбе, свидетельствующие о том, что с 1912 по 1914 годы он руководил строительными работами в усадьбе Горки4. Специалисты опираются на документы о финансовых операциях и предполагают, что реконструкция усадебного ансамбля была поручена выдающемуся московскому архитектору Ф.О. Шехтелю, несмотря на отсутствие документальных подтверждений его авторства, что, вероятно, связано с утратой части архива Зинаиды Григорьевны5. Наибольшие изменения коснулись основного усадебного дома, к которому добавили зимний сад на северной стороне и остекленную террасу на южной, завершенные открытыми платформами с балюстрадой. Декоративное оформление фасада было значительно обновлено: над окнами второго этажа появились лепные барельефы, аналогичные украшения украсили зимний сад, а перед домом разместили две величественные вазы. Внутренние преобразования включали соединение центрального объема с зимним садом через коридор с колоннами и устройство ванных комнат на втором этаже. Интерьеры также были изменены: постелили дубовый паркет, в двух комнатах второго этажа установили мраморные камины с зеркалами, а в одной из комнат появился живописный плафон. Большинство меблировки, драпировок и светильников было заменено, что создало стилистическую целостность с архитектурными изменениями (Приложение 2). Кроме того, дом был оснащен современными удобствами, такими как водопровод, канализация и паровое отопление. Внешний и внутренний вид флигелей также изменился — к их торцевым фасадам были добавлены полуротонды с колоннами ионического ордера. Северный флигель, ставший гостевым, был оснащен водопроводом и канализацией; облицевали печи изразцами и обновили полы. Южный флигель, используемый как кухня, был модернизирован и соединен с главным домом подземным переходом. На хозяйственном дворе появилась водонапорная башня с жилым корпусом для инженера, обслуживавшего электрическую станцию. Архитектурный ансамбль усадьбы гармонично сочетался с парком, в котором структура оставалась разделенной на регулярную и пейзажную зоны; Большой пруд в нижнем парке привели в порядок, а тропинки преобразовали в широкие аллеи с круглыми беседками у поворота к пруду. Обновленный малый пруд также получил уход. В центральной части парадного двора был разбит цветник с фонтаном, а в верхнем парке проложена центральная осевая аллея, заканчивающаяся треугольной площадкой с бюстом владелицы, который позже заменили декоративной вазой.
К 1913 г. громкий судебный процесс над А.А. Рейнботом завершился, а уже через год началась Первая мировая война, на службу в которой он был принят в чине генерал-майора. Поддавшись тенденции, возникшей на фоне национально-политической стороне конфликта, он сменил немецкую фамилию на Резвой.
Усадьба Горки в после революции
Продолжая традиции российского купечества и дворянства, супруги не скупились на пожертвования в благотворительные фонды, финансово помогали организации мероприятий и возведению объектов культурного наследия. В 1915 г. при поддержке Зинаиды Григорьевны в усадьбе Горки построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую приписали к храму села Ям.
После событий октября 1917 года имение было национализировано и стало частью Подольского уездного земельного отдела Сухановской волости. На его базе была образована коммуна, а затем совхоз «Горки». Летом 1922 года совхоз передали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, после чего он получил название «Горки ВЦИК». В 1938 году его передали Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, а с 1956 года он подчинялся Институту генетики АН СССР. После реорганизации институт стал самостоятельным научным учреждением, но в 1977 году вернулся в управление ВАСХНИЛа. В настоящее время научно-экспериментальная база перестала существовать.
История усадьбы Горки и близлежащих сел (Белеутова, Богданихи, Порок и других) неразрывно связана с именем В.И. Ленина. Семья Ульяновых впервые посетила Горки 25 сентября 1918 года для лечения Владимира Ильича после серьезного ранения6. Он регулярно приезжал в эти места и скончался здесь 21 января 1924 года. Сохранение Горок как мемориального объекта началось сразу после его смерти. Уже 26 января 1924 года нарком просвещения А.В. Луначарский направил запрос в комиссию ЦИК СССР, чтобы обеспечить сохранение усадьбы. В 1938 году было принято решение о создании Дома-музея В.И. Ленина, который открылся для посетителей в январе 1949 года.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование усадьбы Ленинские Горки позволяет сделать важные выводы о ее значении в контексте исторического и культурного наследия России. Усадьба представляет собой не только архитектурный памятник, но и уникальный многослойный исторический объект, отражающий изменения в политической, социальной и экономической сферах на протяжении нескольких веков.
Анализ первых упоминаний и археологических находок на территории усадьбы показывает, что ее история коренится в глубокой древности, начиная с ранних поселений и заканчивая значительными периодами российской истории, когда усадьба служила не только местом жительства знати, но и центром культурной жизни. Комплексный подход к изучению усадьбы позволил выявить влияние изменений в общественных отношениях и философских осмыслений на архитектуру и планировку пространства.
Особое внимание следует уделить тому, как усадьба Ленинские Горки служила свидетелем исторических событий и процессов, таких как реформы, войны и культурные трансформации, которые проходили в России. Ее наследие имеет важное значение для современного общества, способствуя осознанию исторической идентичности и культурной ценности.
Таким образом, усадьба Ленинские Горки является не просто памятником архитектуры, но и важным символом исторических изменений, которые формировали не только московский регион, но и всю Россию в целом. Исследование такого рода объектов культурного наследия актуально не только для историков, но и для всех, кто интересуется культурной памятью и ее местом в современном обществе. Эти исследования способствуют более глубокому пониманию истории и действуют как мост между прошлым и настоящим, позволяя оценить вклад нашего наследия в формирование будущего.
Приложение
Приложение 1. Фотография З.Г. Морозовой-Рейнбот после похорон С.Т. Морозова в 1905 г.
Приложение 2. Гостиная Большого Дома в 1910-е г.
Список литературы
Веселовский, С. Б. Подмосковье в древности. Три очерка [Текст] / С. Б. Веселовский — Москва: АИРО-ХХ, 2002 — 128 c.
Кириченко Е.И. Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов // Музейный сборник. Вып. 5. М., 1999. С.28
Наумова, Г. А. Дворянские и купеческие усадьбы Подольского уезда Московской губернии в культурной жизни пореформенной России (1861-1917 гг.) : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : Автореферат на соискание кандидата исторических наук / Наумова, Г. А. ; Институт российской истории Российской Академии наук. — Москва, 2009. — 35 c.
Наумова, Г. А., Гагман, Н. А., Грабарь, О. И. Прогулки в окрестностях Горок / Г. А. Наумова, Н. А. Гагман, О. И. Грабарь — . — Москва: СканРус, 2006 — 116 c.
ОПИ ГИМ. Ф. 229. Ед. хр. 183. Л. 43-43 0б.
ОР РГБ. Ф. 226. Картон 2, Ед. хр.2.Л. 4
РГАДА. Ф. 248. Оп. 117. Кн. 1551.
РГАДА. Ф. 1354. Оп. 254. Л. 12 об.
РГАДА. Ф. 1615. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 543
РГАСПИ. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 2614. Л. 14
РГАСПИ. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 2614. Л. 153
ЦИАМ. Ф.66. Оп. 5. Ед. Хр. 1894. Л. 10-13 об., 15-15 об.
ЦИАM. Ф. 357. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 2.
1 Веселовский С.Б. Подмосковье в древности. М., С. 30-31.
2 РГАДА. Ф. 1354. Оп. 254. Л. 12 об.
3 Центральный исторический архив Москвы. Ф.66. Оп. 5. Ед. Хр. 1894. Л. 10-13 об., 15-15 об.
4 РГАДА. Ф. 1615. Оп. 1. Ед. Хр. 68. Л. 543
5 Кириченко Е.И. Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов // Музейный сборник. Вып. 5. М., 1999. С.28
6 РГАСПИ. Ф. 4. Оп. 2. Ед. Хр. 2614. Л. 153.
0 |