Боевой и трудовой путь учительской семьи

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Боевой и трудовой путь учительской семьи

Попов Г.А. 1
1МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского округа Липецкой области
Левыкина О.А. 1
1МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского округа Липецкой области
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2024 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен годом семьи с целью популяризации государственной политики, сохранения традиционных семейных ценностей. И каждый из нас понимает, что семья – это самое главное в жизни человека, это отправная точка, с которой начинается познание мира, становление личности, поиск своего места. Именно в семье формируются такие важные качества, как доброта, уверенность в себе, умение бороться с трудностями. Поэтому невозможно переоценить значение семьи ни для отдельного человека, ни для общества в целом. С этой точки зрения исследовательская работа «Боевой и трудовой путь учительской семьи» актуальна.

Объектом изучения является жизнь учителей в послевоенное время.

Предмет исследования – жизнь и педагогическая деятельность семьи Левыкиных.

Гипотеза – популяризация жизни и деятельности педагогов – земляков как примера для молодого поколения.

Цель исследования: изучить факты биографии, этапы боевого пути и педагогической деятельности учителей – земляков.

Задачи:

– осветить жизненный путь и педагогическую деятельность семьи Левыкиных;

– провести беседу с родственниками и бывшими учениками, проанализировать результаты;

– изучить семейный архив, собрать необходимый материал, обобщить его, сделать выводы.

Методы работы:

  • поисковая деятельность по сбору информации;

  • анализ источников;

  • беседа с родственниками и бывшими учениками;

  • работа с семейным архивом.

В ходе работы над проектом была проведена беседа с родственниками Левыкиных, взято интервью у дочери Анны Трофимовны и Алексея Петровича. Внучка этих педагогов предоставила фотографии и некоторые документы, к которым в семье относятся трепетно.

Практическая значимость работы заключается в том, что дает возможность сохранить память о тех, кто воевал, кто воспитывал подрастающее поколение в послевоенное время. Полученную информацию можно использовать в работе школьного музея, при подготовке мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, Дню учителя, а также при организации занятий по краеведению.

Основная часть

Учитель, педагог, наставник. Ведь это не просто слова. За ними стоит человек, передающий знание и опыт. Помимо этого, он учит добру, справедливости, расширяет мировоззрение, помогает ориентироваться в жизни. Неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения внесли педагоги, прошедшие Великую Отечественную войну. Именно такими учителями были Левыкин Алексей Петрович и его жена Анна Трофимовна.

Алексей Петрович родился 17 февраля 1917 года в с.Афанасьево Измалковского района Липецкой области (в то время Орловской области)
в простой крестьянской семье. Его родители, Пётр и Наталья, жили небогато, но зажиточно. В семье было четверо детей: Василий, Екатерина, Алексей
и Мария. Алексей был третьим ребёнком. Из всех детей только он получил высшее образование, окончив Воронежский химико-биологический институт. (Приложение 5) Сразу после окончания вуза, в 1940 году, Алексей Петрович был призван «в ряды Красной Армии. Уже 22 июня 1941 года на Житомирщине молодой боец получил боевой крещение. Участвовал во многих сражениях. Был тяжело ранен. Но не окончив полный курс лечения, сбежал из госпиталя на фронт», – так сообщается в статье «По долгу и по совести» районной газеты «Восход» от 7 ноября 1987 года. (Приложение 1)

О том, как воевал этот человек, говорит «Благодарственное письмо»
(4 ноября 1945г.) от командира части, которое бережно хранится в семье Алексея Петровича. (Приложение 2) Из содержания этого маленького листка становится ясно, что «рядовой Левыкин» с честью и достоинством прошёл свой боевой путь и что в мае 1945 года война для него не закончилась. Он продолжил её за пределами родины, сражаясь с «японскими империалистами».

В конце осени 1945 года Алексей Петрович вернулся домой. В мирной жизни он занялся и мирной профессией – в средней школе родного села Афанасьево приступил к преподаванию химии и ботаники. Так начался его педагогический путь длиною в 38 лет. Молодого учителя можно увидеть на снимках педагогического коллектива 1946-го года. (Приложение 3) Через некоторое время Алексей Петрович женился. Но семейное счастье было недолгим, так как вскоре жена Александра умерла от туберкулёза, оставив маленького сына, родившегося в начале 1949 года.

Примерно в это же время, возможно, по распределению, в Чернавскую школу приезжает работать молодая учительница Анна Трофимовна. В свои 26 лет она уже многое пережила. Анна Трофимовна «прошла войну», её мужа репрессировали, она осталась с маленьким ребенком на руках.

Анна Трофимовна родилась 9 октября 1924 года в селе Дмитряшевка Воронежской области (сейчас это Липецкая область). В семье было трое детей: Сергей, Анна и Мария. До конца жизни они сохраняли теплые, дружеские отношения. (Приложение 5)

Когда началась война, Анне Трофимовне не было и 17 лет. Вместе со своим старшим братом прошла боевой путь 253-ей стрелковой бригады. Воевала Анна Трофимовна на Западном фронте. Домой вернулась в звании старшего лейтенанта.

В семейном альбоме сохранилась фотография, где она со своей боевой подругой. Снимок был сделан после выхода из окружения. (Приложение 4)

После войны Анна Трофимовна окончила Воронежский педагогический институт, вышла замуж, родила дочку. Но мужа репрессировали, и больше молодая жена о нем никогда ничего не слышала. Через некоторое время она получила направление и переехала в село Чернава, где и начала работать учителем русского языка и литературы. А на одном из совещаний Анна Трофимовна и Алексей Петрович встретились. (Приложение 5) У них было много общего: занимались одним делом, рано остались одни, не успев познать радостей семейной жизни, каждый из них воспитывал ребёнка. Решили пожениться. Вскоре семья Левыкиных начала увеличиваться. В 1953 году родилась дочь Наталья, через год сын Олег (в семье его называли Алик), в 1958 году – дочь Людмила. Алексей Петрович и Анна Трофимовна вместе работали, растили пятерых детей. (Приложение 5) По воспоминаниям младшей дочери, несмотря на занятость, родители уделяли им много внимания, заботились о том, чтобы они получили хорошее образование и выросли достойными людьми.

За годы работы в школе Анна Трофимовна и Алексей Петрович воспитали не одно поколение детей. Их ученики осваивали разные профессии, разъезжались в разные уголки страны и оттуда посылали своим наставникам весточки. От каждого письма, открытки, по признанию Алексея Петровича, «теплее на сердце становится» (газета «Восход» от 7 ноября 1987 года). (Приложение 1)

Алексей Петрович 38 лет посвятил работе в школе, Анна Трофимовна – 45, пять из которых она преподавала во Власовской неполной школе. До 70 лет эта неутомимая женщина дарила знания детям.

Но, к сожалению, этих замечательных людей уже нет с нами. Жизненный путь Алексея Петровича оборвался в апреле 1992 года, а Анны Трофимовны – в октябре 2009 года.

Их бывшие ученики всегда говорят уважительно о своих учителях. Только светлые воспоминания остались у их воспитанников. «Строгие и справедливые», – это слова тех, кого учили Левыкины. Всех, кто знал Анну Трофимовну, всегда удивляла жизнерадостность этой женщины. Как бы ни было порой трудно, она всегда улыбалась, шла по жизни с гордо поднятой головой, никогда не сдавалась, уверенно решала любые проблемы.

А годы войны закалили характер этих людей. Они научились быть сильными и выносливыми. Боевой опыт помогал им и в личной жизни, и в профессии. Честно жила и честно трудилась семья Левыкиных. Такими выросли и их дети. А старшая дочь продолжила дело своих родителей, была учителем английского языка.

Заключение

Изучив факты биографии, этапы боевого пути и педагогической деятельности Анны Трофимовны и Алексея Петровича, можно с уверенностью сказать, что они готовы были выполнять свой гражданский и профессиональный долг и в военное, и в мирное время. Они являются ярким примером для молодого поколения, примером крепкой, достойной уважения семьи.

И сегодня, в условиях Специальной военной операции, вдвойне ценятся люди, которые принимали участие в боевых действиях, а потом учили детей.

Использованные источники

  1. Запись беседы с родственниками (дочерью)

  2. Сайт https://pamyat-naroda.ru/

  3. Семейный архив (документы, фотографии)

  4. Статья «По долгу и по совести» // Газета «Восход», 7.11.1987г.

Приложение 1. Статья «По долгу и по совести».

Газета «Восход», 7.11.1987г. (копия)

Приложение 2. Благодарственное письмо

Приложение 3. Фото «Педколлектив, 1946г»

Приложение 4. Фото «С боевой подругой»

Приложение 5. Рассказ

Рыковой Л. А. (дочери)

Папа родился 17 февраля 1917 года в с.Афанасьево Измалковского района Липецкой области (в то время Орловской области) в простой крестьянской семье. Его родители, Пётр и Наталья, жили небогато, но зажиточно. В семье было четверо детей: Василий, Екатерина, Алексей и Мария. Папа был третьим ребёнком. Из всех детей только он получил высшее образование, окончив Воронежский химико-биологический институт.

С первых дней Великой Отечественной войны защищал родину, домой вернулся осенью 1945 года. И сразу начал работать в школе учителем химии и ботаники. До встречи с мамой папа был женат. От этого брака у него был сын, который родился в начале 1949 года. Но его первая жена Александра умерла от туберкулёза.

Мама родилась 9 октября 1924 года в селе Дмитряшевка Воронежской области (сейчас это Липецкая область). В семье было трое детей: Сергей, Анна и Мария. До конца жизни они сохраняли теплые, дружеские отношения.

На войну мама ушла, когда ей не было 17 лет, вернулась старшим лейтенантом. После войны мама окончила Воронежский педагогический институт, вышла замуж и родила дочку. Но мужа репрессировали, и больше она о нем никогда ничего не слышала. Через некоторое время она по направлению переехала в село Чернава, где и начала работать учителем русского языка и литературы. Я думаю, папа с мамой встретились на каком-то совещании, начали общаться и поженились. А вскоре родилась моя сестра Наталья (1953 год), через год брат Олег (мы называли его Алик), а уже в 1958 году родилась я.

Мама и папа очень много работали, много сил отдавали школе. Но никогда не забывали о нас. Сначала мы жили в маленьком домике, а потом родители построили огромный дом, где было много места. Папа и мама очень заботились о том, чтобы мы жили «по-человечески», получили хорошую профессию. Так и произошло. Самая старшая сестра (по маме) «пошла по стопам родителей», стала учителем, другая сестра была бухгалтером, старший брат (по папе) закончил строительный техникум и работал прорабом, другой брат работал следователем. Я окончила Калининградский механико-технологический техникум и трудилась на швейной фабрике сначала контролером, через некоторое время стала мастером по пошиву одежды, потом начальником цеха. Мы достойно жили и работали. Наши родители гордились нами.

К сожалению, моих родителей уже нет с нами. Папа умер в апреле 1992 года, мама – в октябре 2009.

Просмотров работы: 14