Введение.
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство-
И боль, и радость грозных лет…
Страшная страница Великой Отечественной войны: Ленинградская блокада, дети блокадного Ленинграда…
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - сказал А.Т. Твардовский. С ним трудно не согласиться!
Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
27 января 2025 года исполнится 81 год со дня снятия блокады Ленинграда. Но моя работа по-прежнему актуальна. Я хочу, чтобы как можно больше людей вспомнили те страшные годы, задумались, остановились… Даже плохой мир лучше страшной войны. Войны, где гибнут Дети…
Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде.
Я хотела бы понять, что пережили ленинградские дети во время блокады? Каким было детство у наших сверстников в осажденном врагом городе?
Гипотеза:Дети Блокады имеют совершенно особенный, твердый как сталь характер, закаленный годами невзгод.
Объектом исследования является история блокады Ленинграда.
Предмет исследования – жизнь детей в блокадном Ленинграде.
Целью моей работы является изучение проблемы детства в осажденном городе через судьбу детей блокадного Ленинграда: Люции Михайловны У. и Гертруды Ивановны Ж., переживших трагедию осажденного города.
Чтобы добиться цели, мною были поставлены следующие задачи:
- изучить историю блокады Ленинграда;
- изучить экспонаты в государственном музее истории Санкт-Петербурга;
- обобщить известный материал о жизни детей в осажденном городе;
- изучить биографию Люции Михайловны У. и Гертруды Ивановны Ж., очевидцев этих страшных лет.
- создать презентацию по данной теме.
В работе над темой нами использованы следующие методы:
- изучение литературы, посвященной блокаде и защите Ленинграда;
- изучение экспонатов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, расположенного в особняке Румянцева, г.Санкт-Петербург
- изучение исторических мест Санкт-Петербурга, имеющих отношение к блокаде Ленинграда
- беседа и интервьюирование;
- изучение документов и фотографий из личного архива респондентов;
- работа с ресурсами Интернета.
Хлеб той зимы…
В предверии 77ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне наш преподаватель по робототехнике, Олеся Владимировна, рекомендовала нам прочесть книгу Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы…»
С этой книги, которая потрясла меня, началось мое знакомство с четырьмя трагическими годами блокады Ленинграда глазами детей, переживших голод, холод, ужас бомбежек и смерть близких…
7-летняя девочка Лена, которая должна была пойти в первый класс, жила в Ленинграде, когда началась война. Их квартиру разбомбили, в школу, в которую она пошла, угодил снаряд… Детей там уже не было, а ее первая учительница погибла… Лена и ее родители переезжают жить к дяде, у которого приютили еще семью родственников, и спасли от голода девушку Галю, у которой погибла вся семья. Так они и выживали, помогая друг другу во всем. И только длинная череда случайностей не дала погибнуть Лене и ее родителям в первый год блокады… Да, в книге описан всего лишь первый год из долгих и страшных четырех….
А потом состоялась моя поездка в Санкт-Петербург, где я по-настоящему окунулась в блокадную атмосферу Ленинграда, посетив Государственный музей истории Санкт-Петербурга и его выставку, посвященную блокаде Ленинграда, аллею пионеров и памятник Цветок жизни, посвященные детям и пионерам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. А также познакомилась с Люцией Михайловной У., которая пережила все ужасы блокады.
Страшные годы Блокады…
Блокада Ленинграда в страшных цифрах:
Блокада Ленинграда длилась долгие 872 дня с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г.
от голода умерло не менее 800 тысяч человек по подсчетам историков;
погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей;
ранено около 34 тысяч жителей;
фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов;
Пострадало огромное множество зданий, сооружений, памятников культуры, город лишился свыше 5 млн. кв. м. жилой площади
И в противовес всего этого – голодные ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых…
В мае 2022 года мне довелось побывать в Санкт-Петербурге. Я ходила по тем самым улицам, которые помнят страшные годы Блокады.
Меня потрясла история 11-летней Тани Савичевой, которая написала страшный Блокадный дневник. Именно он предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма.
Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г. Она полностью потеряла зрение и вскоре умерла.
Среди экспонатов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, расположенного в особняке Румянцева в г.Санкт-Петербурге я увидела тот самый оригинал дневника Тани, маленькую записную книжечку, сохранившую страшные строки о смерти всех близких – см. Приложение 1.
А потом мы посетили тот самый дом Тани Савичевой на 2ой линии Васильевского острова, где она жила, где потеряла всех своих близких, и где написала свой блокадный дневник – см. Приложение 2.
Также мы побывали на Дороге жизни. По этой дороге по замерзшему Ладожскому озеру вывозили женщин, детей и стариков на «Большую Землю». За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев.
И там тоже есть памятник Дневнику Тани Савичевой. 9 страшных страниц, вырезанных в граните – смотри Приложение 3.
Там же есть «Аллея пионеров» - стройные березки в алых галстуках, как память о погибших в страшные военные годы пионерах (Приложение 3).
Экспонаты в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, свидетели Блокады (Приложение 4):
Экспонаты продуктов питания и потребления того времени. Да, да, столярный клей тоже шел в пищу!
Таблица нормы выдачи хлеба населению в 1941 году. Посмотрите, как резко снизилась норма, и какой мизерной она стала всего за первые 5 месяцев с начала войны (Приложение 4).
Вот рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная – 45%, Целлюлоза – 15%, жмых – 10%, обойная пыль – 5%, солод -10%, соевая мука – 5%, отруби – 105.
Страшные фотографии тех времен - см. Приложение 4.
Пищевые концентраты, изготовленные в годы блокады, после прорыва на дороге Жизни - см. Приложение 4.
Скульптура чехословацкого скульптора Бартфлая Тибора «Осталась одна Таня…» - - см. Приложение 4.
Также мы побывали в славном городе Кронштадте, построенном еще Петром I, и там я увидела памятник рыбке колюшке, которая в Блокаду Ленинграда спасла жизни огромного множества людей в Кронштадте. Голодные люди вылавливали мелкую, колючую рыбешку из речки и варили бульоны на ней – см. Приложение 5.
Посещение Санкт-Петербурга, знакомство с его историей, места, в которых еще жива память о страшных годах блокады, экспонаты музея – свидетели блокады, потрясли меня. Также я хотела познакомиться со свидетелями тех самых страшных лет блокады – в то время они были маленькими детьми.
Люция Михайловна У.
В мою поездку в Санкт-Петербург я познакомилась с потрясающим человеком – Люцией Михайловной У. Когда-то Люция Михайловна была учителем танцев моей мамы в гимназии №1 Южно-Сахалинска, а также была бессменным руководителем очень известного коллектива бальных танцев «Грация», который блистал на всех сценах Южно-Сахалинска и других городов России, и даже за рубежом.
Сейчас Люция Михайловна проживает со своей дочкой Мариной в Санкт-Петербурге – см. Приложение 6. И ее история меня потрясла.
Отец Люции Михайловны был репрессирован. В 3х-летнем возрасте Люция выехала со старшей сестрой в Петергоф, где находилась тогда ее мать и бабушка. Вскоре в город вошли немцы… Семью отправили в Гатчину, в концентрационный лагерь.
- Мама и сестра работали, бабушка в основном присматривала за мной. Кормили ужасно. По сути, это были объедки со столов солдат. Они иногда издевались над нами. Солдат брал котелок и говорил: “Komm, komm! Schnell!” (Иди, Иди! Быстро!!!) Мы подходили и видели в котелке одни камни…
Отступая, немцы везли узников за собой. Луга-Кигисепп-Нарва-Таллин. Еще в Гатчине умерла бабушка.
Я видела, что некоторые девушки, примерно того же возраста, что и моя сестра, исчезали из лагерей. Взрослые говорили: их отправили в Германию.
Назад в СССР мы возвращались в вагонах, на которых было написано «Домой, на родину!» Но вместо Ленинграда нас, и сейчас не понимаю почему, отвезли в Саратовскую область, в город Красноармейск. Через какое-то время маму арестовали, вероятно, как жену «врага народа». Я вернулась в Ленинград благодаря помощи тети и вскоре оказалась в детском доме…
Голод и пережитые блокадные годы дали о себе знать – Люция Михайловна очень хрупкая женщина невысокого роста, но с твердым как сталь характером. Именно он помог ей преодолеть все невзгоды и добиться таких высот – стать известным в Сахалинской области хореографом, создать свой коллектив бального танца «Грация».
Люция Михайловна работала учителем в Вахрушевской школе и занималась танцами. Как раз в конце 60-х годов в стране стали культивироваться бальные танцы. В центральных регионах появлялись первые студии. Люцию Михайловну У. отправили в Москву на курсы – освоить новое направление и привить его на своей территории. Отучившись, она организовала первый в Поронайском районе кружок бальных танцев. А потом были выезды в областную столицу со своими учениками, победы в конкурсах бальных танцев, переезд в Южно-Сахалинск, организация коллектива бального танца «Грация» и успешные гастроли по России и загранице. Люции Михайловне было присвоено звание Заслуженный работник культуры Российской федерации.
В 2002 году Люция Михайловна переехала со старшей дочерью Мариной в Санкт-Петербург, где и живет в настоящее время.
Все фотографии из личного архива Люции Михайловны и ее дочери Марины.
Таким образом, я изучила биографию живого свидетеля страшных лет блокады, которая пережила ее в очень юном возрасте. Я увидела войну, голод, потерю близких глазами 3-летнего ребенка. Недетские истории, жуткие впечатления…
Гертруда Ивановна Ж.
Также я хотела бы рассказать о еще одной известной Сахалинке, которая в свое время пережила Блокаду Ленинграда – Гертруде Ивановне Ж.. К нашему великому сожалению, Гертруды Ивановны не стало 22 августа 2022 года на 90м году жизни. Она была старейшим врачом Сахалина, работала гинекологом – онкологом в женской консультации 50 лет – см. Приложение 7.
Историю жизни Гертруды Ивановны я прочитала на сайте АСТВ.
Гертруда Ивановна Ж. родилась на Васильевском острове в семье рабочих. Когда началась война, ей было 8 лет, а когда началась осада Ленинграда – 9 лет. Папа ушел на фронт, он воевал под Сталинградом, а мама в первые дни войны была отправлена в Казань на завод, как военнообязанная. Она взяла с собой старшую дочь, а младшую, Гертруду, бабушка настояла оставить в Ленинграде, чтобы маме было легче. Но в тяжелый 42ой бабушка и дедушка умерли. А Гертруда осталась с тетей, которой было всего 16 лет. Каждое утро они выходили из дома с подружками, закутавшись во все, что было в доме, потому что 42ой год был самым голодным и холодным, и шли к магазину. Очередь была такая плотная, что, попав в нее, невозможно было выбраться обратно. Тетя приносила домой небольшой кусочек некачественного хлебушка… Им и спаслись.
Из воспоминаний Гертруды Ивановны: «У нас был пятиэтажный дом, и на каждой лестничной площадке было по три квартиры. Однажды я увидела, что прямо на лестничной площадке лежит завернутый в простыню труп, не знаю – женский или мужской. А потом я узнала, что практически вся семья на первом этаже (их было, наверное, очень много) - отец, мать и дети умерли. А когда мне приходилось бывать на улице, помню, только пройдёшь и - Ба-бах! Следом за тобой снаряд разорвался, и только случайно я не попадала в эти воронки… Потом я ходила за водой, вот как показывают в хронике – люди идут с чайничками, вот я тоже ходила. Я даже удивлялась, откуда бралась эта водичка? Вот стоишь, по капельке, капельке, капельке… набирается водичка, и приносишь её домой… Тепла не было, потому спалили все табуретки, спалили всю деревянную мебель, которая была…»
«Как показывают картинки в хронике, как везут трупы на саночках – я это видела несколько раз. А однажды я видела машину, на которой были уложены трупы, как… дрова… Мне было почти 9 лет, и я понимала, что к чему, осознавала реальность той жизни…»
Потом тетя ушла на войну, а Гертруду пристроили в детский дом. И в 1943 году по дороге жизни ее вывезли на Большую Землю, где совершенно чужие дяди и тети встречали детей как родных, обнимали их и плакали. И каждому ребенку вручили булочку и банку сгущенки. Для истощенных, измученных детей это был самый ценный подарок в их жизни, который запомнился на всю жизнь.
А потом был детский дом в Свердловской области. И добрая воспитательница, которая помогла Гертруде написать письмо маме (у нее был ее адрес). Мама приехала, а на обратном пути на вокзале их обокрали. И мама везла дочку в Казань на подножке поезда. Было холодно и страшно, особенно когда мимо проносились другие поезда на огромной скорости.
Потом с войны пришел раненный папа, и жизнь потекла своим чередом. Они вернулись в послевоенный Ленинград.
Таким образом, после изучения биографий двух свидетелей блокады Ленинграда, я сделала для себя вывод, что те, кто выжил в Блокаду, имели железный характер. Их было ничем не сломить и не испугать. Они с детства готовы к любым трудностям и привыкшие к труду. Пример Люции Михайловны и Гертруды Ивановны, этих сильных и мужественных женщин, навсегда останется в моем сердце.
Заключение
Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…
Глубокое погружение в тему Блокады оставило в моей душе неизгладимый след. Очень тяжело даже представить, что испытали и перенесли такие же дети как мы в холодном и голодном городе, сотрясаемом от бомбежек, провожающих близких людей в последний путь.
Я полностью пересмотрела свое отношение к хлебу и продуктам. Нас мама учила не выбрасывать хлеб. А ей эта наука досталась от нашей прабабушки, ее бабушки Ани, которая тоже пережила войну: покупай хлеба столько, сколько съешь. Из лишнего можно приготовить замечательные сухарики в духовке для горохового супа или подержать черствый хлеб в дуршлаге над горячим паром, и хлеб станет свежим, теплым и очень вкусным. Не выбрасывайте хлеб, Друзья. Кому-то 125 г хлеба очень низкого качества ежедневно спасали жизнь!
Но больше всего меня поразило то, что люди в голодном городе оставались людьми, сохраняли свои лучшие человеческие качества. Они делились последним куском хлеба, кровом, теплом человеческого сердца. Спасали не только своих, но и чужих детей.
Моя работа носит практический характер. Собранный мною материал я буду применять в своих сочинениях, на конкурсах. А также я хотела бы продолжить свое исследование и изучить историю Великой Отечественной войны на примере судеб отдельных людей.
Список литературы:
Элла Фонякова «Хлеб той зимы»
Статья Гертруда Жуковская: «Я до сих пор удивляюсь, как мы смогли выжить в блокадном Ленинграде»
Вера Карасева «Кирюшка»
Е.Верейская «Три девочки»
С.Алексеев «Блокада Ленинграда»
Юрий Герман «Вот как это было»
«Дети военной поры»
Приложения:
Приложение 1 – Экспонат Государственного музея истории Санкт-Петербурга: дневник Тани Савичевой.
Приложение 2 – Дом Тани Савичевой
Приложение 3 – Дневник Тани Савичевой в граните на дороге жизни.
Приложение 4 - Экспонаты в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, свидетели Блокады:
Приложение 5 – памятник рыбке колюшке в г.Кронштадте.
Приложение 6 – Люция Михайловна У.
Приложение 7 – Гертруда Ивановна Ж.